Новости раздела

Рафаэль Хакимов: «Лжедмитрия II убили татары. Это была справедливая месть»

«Великая Татария» казанского историка. Часть 21-я

Рафаэль Хакимов: «Лжедмитрия II убили татары. Это была справедливая месть»

Научный руководитель Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов написал книгу «Как возникла Великая Татария и чем она стала». В ней казанский ученый делится своей интерпретацией исторических событий в Евразии, заметное место в которых занимали татары и их предки. «Реальное время» продолжает публикацию отрывков из этого сочинения (см. ч. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20).

Татары порой играли самостоятельную и немаловажную роль в этих событиях. Раскол русских земель на сторонников Лжедмитрия и поляков прекратился вместе со смертью [Тушинского, — прим. ред.] «вора», а его убили татары. Конечно, под этим не лежали ни политические, ни патриотические мотивы, а всего лишь справедливая месть.

Лжедмитрий II

Касимовский царь Урмамет был убит «вором» во время охоты за измену в пользу поляков. Крещеный татарин Петр Урусов, друг Урмамета, упрекнул «вора» в глаза убийством касимовского царя. А все татары любили Урусова. Однажды «вор» ехал «на санях, не раз останавливался, кричал, чтобы ему подавали вино, пил за здоровье татар. Его провожатые ехали верхом. Вдруг Урусов, ехавший также верхом за «вором», напирает на его сани своим конем, а потом поражает его саблей: с другой стороны саней меньшой брат Урусова в то же мгновение отсек «вору» голову. Бояре подняли тревогу; татары обнажили на них сабли. Бояр было меньше; они испугались и кричали: помилуй, помилуйте! По одним известиям, татары побили некоторых из русских, провожавших своего царика; по другим, напротив, Урусов не велел их трогать».

Марина Мнишек

Марина Мнишек, жена Лжедмитрия, обратилась к донским казакам, умоляя их о мщении. «Начальствовал ими Заруцкий, неравнодушный к Марине. Он воодушевил своих казаков; они напали на татар, каких встретили в Калуге, и до двухсот человек убили». Но дело было сделано. Смерть «вора» стала концом «Смуты».

Иван Заруцкий

Костомаров, один из лучших исследователей этого периода русской истории, считал главной причиной смуты Запад, латинство в лице Польши. Но польский король Сигизмунд вмешался в русские дела, когда смута была в разгаре, и Василий Шуйский в 1609 году призвал на помощь шведов, чем навлек на себя войну с Польшей. Сигизмунд считал, что его шведскую корону незаконно отобрали, и любого, кто был в союзе со Швецией, считал своим врагом. Участие же поляков в войсках Лжедмитрия I было делом не государственным, а добровольным.

Лжедмитрий I в немалой степени опирался на русских и казаков. Р.Г. Скрынников писал: «В России наемное войско Лжедмитрия распалось после первых же неудач. Лишь поддержка вольных казаков да восставшего населения Северщины спасла Отрепьева от полного поражения».

Смута не была подготовлена извне, она стала результатом политической ситуации в Московском государстве, хотя иезуиты и Папа Римский питали большие надежды на распространение католичества на Руси. По словам Ключевского, Лжедмитрий «был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве».

Лагерь самозванца

Казачество было активной движущей силой «Смуты». Сам же Костомаров писал, что казачество впитывало в себя все, что было «недовольного текущим порядком государственной жизни, и заявляло свое противоборство не стремлением к достижению каких-нибудь прав народу, не сознательными требованиями положительных изменений в общественном строе, а неопределенной и неосмысленной враждой ко всему, что могло тяготеть над русским человеком во имя государственного долга и обязанностей; а потому казачество не развило в себе никакого идеала гражданского общества, ограничиваясь чересчур общими, первоначальными и неясным чутьем равности и свободы». В украинных городах Руси и Польши скапливались беглые холопы и крестьяне, недовольные властями, поборами, гнетом, собирались преступники и искатели приключений.

«Смутное» сознание вольного казачества (сюда можно прибавить и «польскую вольницу») привело к буйству фантазии. После Лжедмитриев появился у казаков Петр. Затем еще один Петр. «С легкой руки Петра начали удальцы называться именами таких царевичей, каких на свете не было. Так, в Астрахани проявился царевич Август; кто-то назвался Иваном Ивановичем, от жены Колтовской; потом явился там же Лаврентий-царевич и называл себя сыном убитого отцом царевича Ивана Ивановича. В «польских юртах», то есть в полях, сопредельных с казацкими жильями, появились царевичи: Федор, Ерофей, Клементий, Савелий, Семен, Василий, Гаврило, Мартын, и называли себя сыновьями царя Федора Ивановича. Но все эти царевичи исчезали как привидения».

Терские казаки решили выдвинуть своего царевича. Выбор пал на Митьку, но он отговорился тем, что никогда не был в Москве. «Тогда казаки назвали царевичем молодого казака Илейку Иванова, сына Коровина из Мурома, которому довелось побывать в русской столице. Отцом Илейки был посадский человек Иван Коровин. Мать Ульяна прижила Илейку «без венца», и как незаконнорожденному ему пришлось познать в жизни унижения и нужду. Несколько лет Илейка нанимался в работники на суда, плававшие по Волге, потом подрядился на струг к воеводе С. Кузьмину и с ним ушел на Терек. Поступив в стрельцы, Илейка летом 1604 года ходил с воеводой Бутурлиным на Кавказ «в шевкальский поход в Татарки». Поход завершился истреблением рати Бутурлина, и, оставшись без средств, Илейка Муромец по возвращении из похода дал на себя кабалу и поступил в холопы — «приказался во двор Григорию Елагину». В холопах он пробыл зиму, а потом сбежал под Астрахань». Там его взяли к себе казаки донские и волжские. Такова типичная биография одного из претендентов на царский престол.

Казачество выдвинуло и такую ключевую фигуру времен смуты, как Гермоген. Он молодость свою провел с вольными донскими казаками и довольно поздно перешел в сословие священников. «Став в 60 лет казанским митрополитом, Гермоген с редким фанатизмом стал насаждать православие в инородческом Казанском крае». Затем он становится патриархом, призвавшим народ к созданию ополчения, за что и был замучен поляками.

Прекращение войны стало возможным только после того, как избрали нового царя — Романова, как ставленника казаков. Занять престол претендовали многие: Шуйский, Воротынский, Трубецкой. Пожарского, желавшего также стать царем, обвинили в подкупе. Впрочем, летописец утверждает, что этим страдал не только Пожарский: «Многие же от вельмож, желающи царем быти, подкупахуся многим и дающи и обещающи многие дары». Сам Михаил Федорович Романов не принимал активного участия в этом процессе, отсиживаясь в Ипатьевском монастыре, построенном Мурзой-Четом. За него хлопотал его родственник Шереметев. Выбор Романова летописцы объясняют давлением казачества, именно поэтому его династия установила мир, других каких-то заслуг у Романова не было.

Смута была ответом на недовольство строем в Польше, Литве и Московском государстве. Поэтому глубинную причину смуты следует искать в недовольстве государственным строем, деспотизме, насилии и произволе. «Смута» зарождалась при Иване Грозном, доведшем деспотизм до неограниченного самодержавия, а Борис Годунов не смог выправить ситуацию.

Борис Годунов. wikipedia.org

Российское общество не умело и, похоже, и сегодня не умеет извлекать уроки из кризисных ситуаций. Оно неизменно обращается к деспотизму как «естественному» режиму России, а вслед за этим наступает смута. Деспотизм воспроизводился вновь и вновь, и в ответ приходили вновь «смута», бунты, революции. Это стало чисто русской традицией, никак не связанной с татарским прошлым. После Ивана Грозного наступила «Великая смута», после чего ужесточился деспотизм. Петр Великий стал императором, а после него началась целая полоса дворцовых переворотов и общей неустроенности, вплоть до Екатерина II. Она, несмотря на общий либеральный тон, лишь продолжила петровскую линию на закрепление крепостничества и укрепление армии. В ответ начались бунты. Пугачев потряс основы государства. Но политическая система никак не реагировала на очередную «крестьянскую смуту».

Александр I продолжил линию на укрепление самодержавия, этому содействовала война с Наполеоном, и страна в ответ получила выступление декабристов, а затем явились народовольцы. Отмена крепостничества была мерой реформаторской, но она была сделана так неуклюже, что в результате положение крестьян ухудшилось. Крестьянская неустроенность привела к революции 1905 года. После нее были сделаны декоративные уступки в сторону политических свобод, но ненадолго. Не прошло и пяти лет после революции, как вновь началось укрепление державности, а вслед за этим, в 1917 году, наступила революция. Политические свободы продержались до конца 20-х гг. С 1929 года демократия начала сворачиваться, а в 1937 году была похоронена.

Сталинский деспотизм был сродни режимам Ивана Грозного и Петра Великого, но и он не мог изменить исторический вектор общественного развития. Вслед за советским самодержавием наступила «перестройка», в результате которой распался СССР. И это не стало уроком для политиков. С 2000 года в очередной раз был взят курс на «укрепление вертикали власти», продолжение войны на Северном Кавказе, разрушение федерализма. Теперь надо ожидать новую «смуту». Политическая культура России глуха к собственному и чужому историческому опыту.

Продолжение следует

Рафаэль Хакимов, использованы иллюстрации из книги «Как возникла Великая Татария и чем она стала»
ОбществоИстория Татарстан Хакимов Рафаэль Сибгатович

Новости партнеров

комментарии 20

комментарии

  • Анонимно 29 авг
    эх,тютя,лжедмитрий и был польский татарин.
    Ответить
    Анонимно 30 авг
    А мне бабка одна говорила, что это был польский еврей.
    Ответить
    Анонимно 30 авг
    "Когда родился первый татарин - евреи заплакали".

    Задорная народная шутка.
    Переходящая в сарказм.
    Ответить
  • Анонимно 29 авг
    Вся История Человечества с Библейских и Коранических времён сплошная "смута" - перерывчики спокойной жизни очень небольшие.

    И Россия сжечь не исключение.
    Похоже люди хотят - осознанно и неосознанно - "смуты" - своеобразный садо-мазохизм.

    И чем бескультурнее человек тем больше он жаждет скандала - "смуты".

    У некоторых в семьях сплошная "смута"...


    Ответить
    Анонимно 15 окт
    Смута, -смущение сознания! она также в неменьшей степени присутствует и у американцев, возникла в результате активного смешения разных народов и история неровная, впрочем она у всех так , у великих народов, но прижившаяся у многих издавна. а вот у американцев и у русских она молодая и имеет способность колебаться. Само по себе можно осознавать себя представителем и принадлежащим великому народу, в случае с американцами к белой расе, но втравить из себя сознание (мозг) невозможно, поэтому и в семьях также, как и во всей нации, в народе , во власти. Сдерживает американцев развитая экономика. в тоталитарных государствах кроме того режим косвенного(возможно оправданного) насилия(КНР, Индия) ..У России же во многом помехой может быть неровная история, много наносного и критично воспринимаемой.Сказать , что из за этого может произойти дальнейший развал. неправильно, всё же люди понимают, вместе лучше, чем врозь. Отпали те , которым это не надо было, остались "строители" этого гос-ва и оно им нужно!
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    В данном случае мы видим самыми большими смутьянами казаков. причина была восстановление системы присутствовавшей в период существования Золотой Орды. Само казачество к этому времени уже довольно интернационализировалось , но недостаточно. чтобы себя воспринимать целым с возрождающимся зачаточно имперским народом. Они хотели, как и раньше лидировать и иметь этот народ , как собственных холопов. а вот князь Урусов со товарищи , тут выступают, как государственники , татары принявшие православие, возможно , это "староверы", то есть реформировавшиеся приверженцы несторианской христианской религии., которых было большинство в то время в России.Они приверженцы феодализма, феодалов сплочённых главной властью во главе с царём.Конечно казакам с их военной демократией такая система не подходила, все они были военными. вооружёнными и жаждали собственной эксплуатации всего бывшего в подчинении золотоордынцам населения и им тоже была нужна была власть, которая могла бы.им это устроить, что впрочем и произошло после пугачёвского восстания. Но и власть им тогда устроила западню, она ещё больше их интернационализировала и потом просто "размыла". ликвидировав большинство и оставив в их лице гвардию, используемой для подавления протестов, бунтов и восстаний, также освоения новых земель и активного участия в войнах.Происходила такая же реформация , как и скажем с отрядами вольных рыцарей ранее в европейских странах, подчинения их феодалам , государству и формированию из них , что то наподобие мушкетёров короли и гвардейцев кардинала.Далее внутренних войск, национальной гвардии. Всё старо , как этот мир. Он не хотели работать . они имели оружие, силу и организацию, они жаждали эксплуатировать большинство остальных и иметь собственные привилегии . Они добились своего, им это дали и потом у них всё это забрали! ...Они в итоге. сами стали эксплуатируемыми.
    Ответить
  • Анонимно 29 авг
    Как же я люблю исторические статьи, спасибо РВ!
    Ответить
  • Анонимно 29 авг
    Прочту детям, пусть посмотрят на историю другими глазами, не учительскими
    Ответить
  • Анонимно 29 авг
    Иртересная точка зрения, конечно, у Хакимова
    Ответить
  • Анонимно 29 авг
    "... 1917 году, наступила революция. Политические свободы продержались до конца 20-х гг. ".

    С февраля 1917 до октября 1917 года Россия действительно была самой свободной и демократической страной Европы, да и всего мира.

    После вооруженного захвата власти международными марксистами-террористами Лениным и Троцким никаких "политических свобод" не стало.

    Вряд ли расстрелы заложников, децимацию в Красной Армии, концлагеря для инакомыслящих, уничтожение книг, являющихся достижением человеческой цивилизации, закрытие всез газет и типографий, не разделяющих идеологию марксизма, уничтожение политических партий, рпзделение людей по классовому и национальному признаку, голод, холод и эпидемии можно назвать "политическими свободами".

    Марксист Сталин лишь завершил то, что начали его учителя - марксисты Ленин и Троцкий.
    Ответить
  • Анонимно 29 авг
    Найдите хоть одну страну мира в которой не было смуты.Таких стран нет.Просто ни одна страна мире не располагала такими ресурсами и не имела в своём составе такого процента полудикого населения.Вот почему и кончались в других странах смуты гораздо быстрее.А у нас был перед глазами пример монголов да и Иван Грозный был немного монгол.Вот и результат.Да и Ленин был не то чуваш не то калмык а может и то и другое.Про усатого менеджера и говорить нечего.Сейчас слава богу понемногу мы идём в цифровой мир а поэтому и руководство страной всё больше соответствуем мировой цивилизации.Поэтому возможны финансовые кризисы но смуты как того хочет автор наверно в стране не допустят.
    Ответить
  • Анонимно 29 авг
    Я смотрел видеоролик, где профессор Александр Пыжиков излагал свою версию "польского нашествия". На самом деле никакого нашествия не было. После смертиБориса Годунова произошёл политический вакуум - Русь московская осталась без царя. Средь своих достойных "по крови" не было. Тогда решили на россияский престол пригласить поляков. С этим вопросом послом в Польшу бояре направили митрополита Филарета, отца Михаила Романова, будущего царя. Вообще "изгнание поляков из Москвы" могло боком выйти и московским боярам, так как по народному мнению они-то и являлись изменниками родины. Но, почему-то, в последующем, ополченцы боярам "эту шалость" простили.
    Ну а потом, как мы знаем, Боярская Дума на престол выбрала Михаила Романова.
    ПРоблема была величайшая, так как никто из европейских дворов царствование за Михаилом Романовым не признал и отказывались его величать таковым.
    Слёзно об этом просили крымского хана. Он тоже категорически отказывался признавать Михаила Романова царём и называть его таковым. Но, очевидно, ему заплатили, то есть дали взятку.

    Вот у Пыжикова времена смуты более чётко отреконструированы и логичны, мне кажется.

    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 30 авг
    "Смута - это время формирования "русской"нации - консолидация тех этносов, которые не предали заветов Великого Монгола Чингизхана.

    Сепаратисты были в очередной раз подавлены - и в этом важную роль сыграли поволжские тюркские мусульмане и Казанская икона Божией Матери.

    Ответить
  • Анонимно 31 авг
    А не много ТАТАРЫ на себя берут?? Своих проблем не хватало?
    Ответить
    Анонимно 03 сен
    а что вам не нравится?
    Ответить
  • Анонимно 31 авг
    зачем я это прочитал?
    Ответить
  • Анонимно 12 сен
    Хрущеву и Брежневу понравилось бы
    Ответить
  • Анонимно 22 окт
    Понесло Остапа, его уже не остановить. Прокуратура, подключайся, уже в одном убийстве признался
    Ответить
  • Анонимно 22 окт
    Мне кажется, что Рафаэль поставил задачу полной дискредитации науки в Татарстане. Такого абсурда порой не пишут даже в сказках
    Ответить
    Анонимно 24 окт
    А его кто-то всерьёз воспринимает за пределами пипирошной структуры?
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии