Рафаэль Хакимов: «Русские не побеждали и не собирались побеждать татар»
«Великая Татария» казанского историка. Часть 15-я

Научный руководитель Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов написал книгу «Как возникла Великая Татария и чем она стала». В ней казанский ученый делится своей интерпретацией исторических событий в Евразии, заметное место в которых занимали татары и их предки. «Реальное время» продолжает публикацию отрывков из этого сочинения (см. ч. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14).
Проклятое единство. Почему русские победили татар?
Многие историки задаются вопросом: как русские смогли победить татар? Ведь в те далекие времена с мощью Великой Татарии никто не мог сравниться? Тем более это трудно было сделать разрозненным славянским (еще далеко не русским) княжествам. На самом деле вопрос по сути поставлен неверно. Русские не побеждали и не собирались побеждать татар. Они были исключительно лояльны к ордынской власти в отличие от самих татар. Именно татары враждовали друг с другом.
Великая Татария возникла в силу высокой цели — построения империи, где все религии, культуры, народы были бы равными. Законы народов не попирались, но сверх них действовала «Великая Яса». Распад империи и грызня татар друг с другом начались вместе с введением государственной религии. Шариат в арабской интерпретации стал механизмом внутреннего раздора и экономического регресса. Разные улусы, принявшие ислам, пошли друг на друга войной. Междоусобица закончилась с подписанием в 1269 году Золотой Ордой, Чагатайским улусом, Хулагуидами и государством Юань мирного договора.
Любая религия, претендующая на роль государственной идеологии, становится механизмом разрушения общественных устоев. Это касается в равной мере христианства, особенно православия. Реформация в Европе, а также джадидизм у татар вернули истинную суть религии, смягчив нравы людей, но ортодоксы, будь-то христиане или мусульмане, были и остаются тормозом общественного развития.

С высоты сегодняшнего дня многим трудно представить жалкое состояние предков русских. ХIII и ХIV века были периодом «всеобщего упадка на Руси, временем узких чувств и мелких интересов, мелких, ничтожных характеров». Люди были заняты частными делами, ни полета мысли, ни государственных идей, одно скопидомство, что особенно было характерно для Ивана Калиты и его рода.
О московских князьях Ключевский писал, что они отличались «замечательно устойчивой посредственностью». «Эти князья без всякого блеска, без признаков как героического, так и нравственного величия. Во-первых, это очень мирные люди; они неохотно вступают в битвы, а вступая в них, чаще проигрывают их; они умеют отсиживаться от неприятеля за дубовыми, а с Дмитрия Донского за каменными стенами московского Кремля, но еще охотнее при нападении врага уезжают в Переяславль или куда-нибудь подальше, на Волгу, собирать полки, оставляя в Москве для ее защиты владыку митрополита да жену с детьми. Не блистая крупными талантами, ни яркими доблестями, эти князья равно не отличались и крупными пороками или страстями… Это средние люди Древней Руси, как бы сказать, больше хронологические знаки, чем исторические лица». Характер русских начинает меняться с появлением на московской службе татар и литовцев.

Россия выросла из Московии, чьи князья были очень дружны с ханами Золотой Орды. Москва как город появилась по инициативе Менгу-Тимура, выделившего удел для Даниила, поэтому там всегда достаточно много было татар. Кто-то хотел сделать карьеру, кто-то занимался торговлей. Поскольку по «Ясе» Чингисхана все религии считались равными, постольку татары далеко не все были мусульманами. В ходе исламизации Орды при Узбек-хане многие татары (тенгрианцы и православные) бежали от претеснений в русские княжества. В Москве многие принимали православие, со временем переходили на русский язык и в конце концов становились русскими.

В Москву из Орды уходили далеко небесталанные люди, как раз, наоборот, те, кто искал приключений, повышения по службе, неуживчивые и строптивые. «Иго» стало, по словам Савицкого, горнилом русского духовного своеобразия. Вчитайтесь в русские имена татарского происхождения, и тогда станет более понятной и русская история. Державин из рода мурз Нарбековых, Карамзин — Кара-мурзы, Тургенев — из Тургаевых. Аксаковы, Огаревы, Чаадаевы, Кутузовы, Тимерязовы, Бахрушины и т. д. Какие имена! Русскую культуру невозможно представить без этих татарских (по происхождению) имен! Их невозможно игнорировать, их не выкинешь из российской истории, поскольку они и есть история России.
Иван Калита, с которого началось возвышение Москвы, основой своей политики выбрал союз с татарами. «Никто из князей чаще Калиты не ездил на поклон к хану, — писал Ключевский, — и там он был всегда желанным гостем, потому что приезжал туда не с пустыми руками. В Орде привыкли уже думать, что, когда приедет московский князь, будет «многое злато и сребро» и у великого хана-царя, и у его ханш, и у всех именитых мурз Золотой Орды. Благодаря тому московский князь — по генеалогии младший среди своей братии, добился старшего великокняжеского стола». Подношения особенно любила жена Узбека Тайдула, слывшая защитницей православных. Благодаря покровительству хана, Москва стала расти как на дрожжах.

Благодаря поддержке Узбек-хана, а затем его сына, по словам летописцев «доброго царя Джанибека», Калита взял на себя функцию выплаты дани за всю Ордынскую Русь. Москва стала собирать дань как налог со всех русских княжеств и выплачивала в Орду «выход». Затем Иван Калита начал скупать земли у обедневших удельных князей. Среди его приобретений был даже старинный город Ростов. Калита на службу брал по деловым качествам. Татары-золотоордынцы составили костяк русского конного войска, который впоследствии и обеспечивал победы.
Летописец рассказывает, что, когда дети Калиты после смерти отца явились к хану Узбеку, тот встретил их с честью и любовью, потому что очень любил и чтил отца, и обещал никому мимо них не отдавать великого княжения. Старшему сыну Семену как великому князю даны были «под руки» все князья русские. Семен Гордый оправдал надежды хана. Великое княжение стало наследственным правом князей из династии Ивана Калиты. Тем самым политическая традиция Киевской Руси была отменена окончательно. Московская Русь прервала киевское начало.

Московия охотно принимала татар на службу — как в составе Орды, так и после «освобождения» от «ига». При Василии, отце Грозного, с князем Глинским (потомком Мамая) выехала из литвы целая «толпа», размещенная в Муромском уезде. В 1535 году, в правление Елены Глинской, выехало на службу государя московского 300 семейств «литвы» с женами и детьми. Среди этой «литвы», скорее всего, большинством были татары, ибо Москва приглашала людей ратных, а в Великом княжестве Литовском военную службу несли ордынцы. Вместе с царевичем Касимом при Василии Темном, бывшем в казанском плену, выехал целый военный отряд, который был размещен в Городце на Оке, где возникло Касимовское ханство.
Иван Грозный приглашал многих мурз и раздавал земли на исконно русских владениях в уездах Московском, Боровском, Калужском и других. В те времена это было делом обыденным. Так, в 1589 году новокрещенный татарин Кирейка бил челом государю, что выехал из Крыма на Дон к казакам и служил там государю 15 лет, крымских людей грабливал и на крымских людей воевать с казаками хаживал, а с Дону пришел в Путивль и здесь женился тому 5 лет; так государь смиловался бы, велел бы его двор в Путивле «обелить», т. е. освободить от податей.
Предок Бориса Годунова Мурза Чет в ХIV веке выстроил Ипатьевский монастырь в Костроме, который впоследствии достался Романовым. В документах тех времен еще звучат татарские имена. Соседи по рязанской земле в 1584 году жаловались на дьяка А. Шерефдинова, что он «твои государевы поместные земли к вотчине пашет и крестьян насильством твоих государевых сел и из-за детей боярских возит мимо отца твоего, а нашего государя, уложенья». Много позже татарские имена заменяются православными.
В Москве со времен Орды идеологической доминантой было ярко выраженное православие. Порой этим злоупотребляли князья, прятавшие свою собственность в монастырях, освобожденных «Ясой» от налогов. Православные монастыри стали орудием продвижения славянского влияния среди финно-угров и тюрков. Они фактически были настоящими крепостями. Привилегии православных монастырей отменил Иван Грозный, а Петр и вовсе даже колокола перелил в пушки и отнял у монастырей распоряжение их вотчинными доходами.

Историю России, а значит, ее будущее не понять без татарского фактора. Россия оказалась последним воплощением метаморфозы татарских империй. Золотая Орда, погибая от чумы и внутренних неурядиц, породила из своих недр сгусток энергии в виде московского начала, откуда вновь возродилась империя на той же самой территории, которую осваивали тюрки. Савицкий писал: «Татары не изменили духовного существа России; но в отличительном для них в эту эпоху качестве создателей государств, милитарно организующей силы, они, несомненно, повлияли на Русь. Действием ли примера, привитием ли крови правящим, они дали России свойство организовываться военно, создавать государственно-принудительный центр, достигать устойчивости; они дали ей качество — становиться могущественной «ордой». Не только законы, институты государственности, военное дело переняла Россия у татар, но и духовно ковалась в эпоху «татарского ига». Византия была ее другим источником, но Византия была далеко, а татары рядом, ежедневно и ежечасно.
История России только наполовину русская, другая ее половина тюрко-татарская. При создании Российской империи в ее инициаторов переселился дух Чингисхана, иначе они бы не справились с такой грандиозной задачей. «Дух Чингисхана» — не метафора, именно так воспринимали суть России современники. Ногайский бек Белек-Пулад писал Ивану Грозному: «Белек Булат мирза христьянскому государю Белому царю много много поклон… В тои земле он сказываетца Чингисовым прямым сыном и прямым государем царем называетца. А в сеи земле яз Идегеевым сыном зовуся… Брат мои Дервиш царь к Чингимову сыну Белому царю, православному государю и жалостливому государю Белому князю в ноги его пасти идем». Бек писал к Ивану Грозному как к прямому преемнику Чингисхана: «Великого Цингиз царев прямои род счастливои государь еси… Похошь пожаловати — пожалуешь, а не похошь пожаловати — не пожалуешь». Стереотипы о русско-татарском противостоянии появились много позже в эпоху христианизации татар и европеизации России.
Продолжение следует
Справка
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
комментарии
А хазары родные братья булгар.
А булгары одни из предков современных русских и современных казанских татар.
Даже исторические события современности разные историки преподносят по разному, что уже говорит о событиях прошлых веков!
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/181029-russkie-ne-pobezhdali-i-ne-sobiralis-pobezhdat-tatar. 3. всё верно метательный бой ДЕСЯТЬ стрел в минуту в конном строю из монгольских боевых луков (составных); 4. так что делить то? 5. может быть для начала дадим тем кто хочет по 20 соток, чтобы обеспечить торговые сети в Татарстане собственной морковкой , СВЁКЛОЙ, ЛУКОМ, КАПУСТОЙ, солёными огурцами, а х знает чем типа китайских солёных огурцов? 6. китайскую квашенную редьку я понимаю, но солёные огурцы нету.. .7. так что спасибо Шах Али за освобождение Казани от крымчаков (турецких ставленников, как будто мы сами не можем) а ПВВ за вторичное (после Екатерины Великой) возвращение Крыма , вернее Тмутараканского княжества: Галеев ещё в 1819 году говорил о целесообразности квашенной капусты и солёных огурцов в условиях продразвёрстки. Единственно, что облегчает душу то, что огурцы нам солят китайцы, так же, как когда то они внуку Чингизхана построили дворец в низовьях Итиля (Волги) откуда и пошло народное название улуса Джучи -"Золотая орда"...
А Аллах всегда вознаградит истинных мусульман. Истинные татары с честью проходят данные Аллахом испытания.
На все есть воля Бога!
Бог всегда вознаградит истинных православных, которые с честью проходят данные Им испытания.
Совершенно очевидно, что Москва это наследница Каракорума.
А Московские цари наследники Великого Монгола Чингизхана.
Российская империя это продолжение Монгольской империи и Золотой Орды.
Современные русские имеют среди своих предков в том числе и монгол, и тюрок.
Монголы и тюрки многому научили славян, которые стали русскими.
Спасибо уважаемым академику Р.С.Хакимову и РВ за интеллектуальное пиршество.
Причем не слова о том, что была ТАРТАРИЯ. Никакой Татарии на картах Средневековья не было. Башкиры были, хазары - да, а татар не было. Их не было, пока Лейба Бронштейн в 1920 не назвал новую республику Татарией.
Одно на уме: дикари, грабители, угнетатели... Сами то кто?
Там все сложно и неоднозначно.
Иван Грозный потомок Мамая, который поднял бунт в Орде и хотел сместить Тохтамыша. А Дмитрий Московский - вассал Тохтамыша, который через год после Куликовской битвы сжег Москву. Видимо в благодарность за возвращенный трон )))
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Каешна нет...всем плевать на мнение автора...
Хотя думается, только благодоря Исламу татары остались и существуют татарами ещё до сих пор.
Да, согласен. Золотую Орду сгубила междуусобица. Но из-за чего она возникла. А ответ-то прост на самом деле.
Жёсткая централизация власти, жёсткая дисциплина насаждённые в начале эпохи Золотой Орды самим Чингисханом, а затем его прямыми потомками, сыновьями и внуками, после иссечения их рода, банально привело к расслаблению нравов в стане татар. И пошло разброд и шатание, когда перестали признаваться какие либо авторитеты, каждый хан начал существовать по принципу "сам себе режиссёр". Отсюда и пошли между ними разногласия, непонимания, упрёки, ссоры, выливавшиеся в кровавое противостояние.
Ярким примером может послужить конфликт Токтамыша и Тимура. Ведь кто такой Токтамыш, а кто Тимур. Первый всё таки являлся политическим лидером, а второй очередной лишь военно начальник. Причём здесь Ислам.
И вот. Это противостояние Токтамыша и Тимура явилось самим таки последним пределом Золотой Орды.
Кстати. Развал советской империи можно наблюдать и после ухода в нибытие Сталина, когда политика государства была столь жестокой во всех отношениях, что после "закручивания гаек" вождём народов ослабление этих гаек в хрущёвскую оттепель оказалось началом конца величайшего государства СССР.
Рафаэль Сибгатович. Не гневите Аллаха.
Габдель Юссон.
"Государственная" религия обосновывает, "лигимитизирует" террор и насилие.
Это легко видеть из истории всех "государственных" религий - от иудаизма, христианства и ислама до марксизма и нацизма.
Монгол-чингизид Узбек силой, террором ввел в Золотой Орде "государственную" религию Ислам тогда, когда Золотая Орда стала распадаться - и это на время спасло Золотую Орду от распада.
Хан Узбек вырезал 200 своих родственников чингизидов, каждый из которых мог претендовать на Ханский престол, и тем самым укрепил централизацию государства.
Но при этом наследие, традиции Чингизхана были разрушены - в том числе и Чингизидово равноправие между религиями.
И в этом плане уважаемый академик Р.С.Хакимов безусловно прав.
Любая единая "государственная" религия разрушает цивилизацию кочевников.
Монголам в конце концов пришлось стать или оседлыми русскими и другими этносами.
Или вернуться в Монгольские и другие степи, отказавшись от религии ЕдиноБ-жия.
Но тут другой случай. Произошел геноцид мусульманского татарского народа со стороны православного народа, давно вынашивавшего ненависть мщения. Произошла колонизация. Произошло насильственное крещение .
Хорошо известна грамота Ивана 1У о запрете насильственного крещения народов Казанского царства, в том числе и мусульманских.
Более того, хорошо известно письмо Казанского митрополита Гермогена (будущего Московского патриарха) о переходе русских в конце 16 века в Ислам.
Отдельные акты насильственного крещения были гораздо позже - в 18 веке.
Это отдельная тема.
Но до этого Пророку Мухаммеду пришлось силой оружия принудить арабов отказаться от многобожия (язычества) и принять религию Единобожия.
А до этого Пророку Моисею пришлось евреев 40 лет водить по пустыне, прежде чем они отказались от поклонения "золотому тельцу" ( помните Остапа из "Золотого теленка"?) и приняли Единобожие.
Уважаемый академик Р.С.Хакимов затронул чрезвычайно сложную тему - религия и государство.
Он считает, что цивилизация кочевников - в данном случае "Золотая Орда" не совместима ни с одной из религий Единобожия - ни с иудаизмом, ни м христианством, ни с исламом.
И ход Мировой Истории свидетельствует об этом.
Вы же из частных фактов делаете "глобальные" выводы.
Да, часть арабских мусульманских стран обеспечило на основе технических и технологических достижений западно-европейское цивилизации высокий уровень жизни своих граждан.
Но другая часть арабских мусульманских стран погрязла в войнах и бедности.
Академик пытается разобраться в событиях Мировой Истории с точки зрения Науки и Философии (это совершенно разные области человеческой мысли).
Вы же, извините, пытаетесь все свести к примитивным языческим представлениям о религии.
Вы говорите с Учёным совершенно на разных языках - он пытается понять и объяснить на языке Науки, а Вы оперирует детскими представлениями и ощущениями периода самопознания.
Но скромно замечу, минимум половина достижений цивилизаций -это достижения исламской цивилизации. Возьмем Тадж-Махал, архитектуру Испании, возьмем математику с Аль -Хорезмом (алгоритм), возьмем медицину с Абу-ибн-Синой, возьмем астрономию с Улугбеком и т.д., и т.д.
Также замечу , что итогами христианской цивилизации (по Вашему , западно-европейской) являются сотни лет инквизиции, истребление индейцев, две мировые войны с сотнями миллионов жертв, искореженная Земля , находящаяся на грани экологической катастрофы, колонизация народов мира, работорговля, и т.д. Везде кричащие проблемы от достижений западной цивилизации. Сейчас сотрясается США от последствий рабства. И это за какие-то 200 лет достижений. Вообщем, хвалиться западной цивилизации-себе дороже. Везде будут представлены счета. Поэтому оставьте поскорее свои иллюзии. Они не принесут Вам счастья. А истинные мусульмане знают путь к счастью.
Никто не отрицает достижений арабской цивилизации, в том числе и мусульманской.
Но Вы же видите у себя одни достоинства, а у других одни недостатки.
Белое и чёрное.
Так в жизни не бывает.
Только у подростков бывает бело-черная и черно- белая жизнь.
Читайте Библию и Коран - там описаны все состояния Человека - от рождения до смерти.
Да и, если "взбеситесь", то Президенту опять карантин по бешенству придется вводить, как пришлось сделать недавно из-за башенного крота, который на днях покусал нерасторопную домохозяйку под Казанью.
А уж сколько "привилегий" имела ТАССР во времена марксизма и коммунизма!!! - целые тома написаны партийных и художественных произведений.
И ныне РТ пожинает плоды этих "привилегий".
Так же не нравится мне тот тон каким пишет автор о русских. Русские безусловно великий народ, а куча заимствований и нерусских имен в его истории это не порок, а сила. Они в большинстве случаев не такие ксенофобы как некоторые из комментаторов, и история свидетельствует, что готовы принять новое и чуждое.
А почему-то многого из этого нет в "Истории татар в семи томах", вышедшего под руководством Р.Хакимова, там строго выдержан курс официальной истории "о плохих татарах", не имеющих собственной истории... Интересно, когда Хакимов стал гумилевцем, до издания Семитомника, или после, и почему?
Любопытно - каким образом ислам связан с распадом империи Чингизидов?
Это я не спрашиваю какое отношение чингизиды имеют к современным казанским татарам.
"Великая Татария возникла в силу высокой цели — построения империи, где все религии, культуры, народы были бы равными"
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/181029-russkie-ne-pobezhdali-i-ne-sobiralis-pobezhdat-tatar?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com#comments