Новости раздела

Перекопанный Булак и перестройка купеческого дома в еврейскую школу — малоизвестные главы истории Казани

«…Как-то на Успенской, угол Триумфальной» краеведа Алексея Клочкова

Перекопанный Булак и перестройка купеческого дома в еврейскую школу — малоизвестные главы истории Казани
Фото: Вид на бывшее домовладение Ивана и Марии Жарковых с правого берега Булака. В правой части снимка в кадр частично попал Жарковский мост. Автор не установлен. 1910 г. Колеровка Георгия Цыпцына

Одним из самых любопытных районов Казани является Забулачье — в прошлом Мокрая и Ямская слободы. Когда-то эта часть города славилась обилием культовых сооружений и набожным населением, а рядом размещались заведения с весьма сомнительной репутацией. Этим необычным местам посвящена вышедшая в свет книга краеведа Алексея Клочкова «Казань: логовища мокрых улиц». С разрешения издателя «Реальное время» публикует отрывки из главы «…Как-то на Успенской, угол Триумфальной» (см. также части 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23).

О двух русских купеческих семействах и одной еврейской школе

Сведений о купце Иване Степановиче Жаркове (1742—1813) дошло до нас крайне мало. Известно, что был он родом из Царевококшайского уезда Шалинской волости нынешней Республики Марий Эл, где основал первый в крае стекольный завод, проработавший до 1860 года. По данным на 1802 год на предприятии действовали две плавильные печи, обслуживаемые семьюдесятью мастеровыми и рабочими. Государевых и общественных регалий было у Ивана Степановича, как у собаки блох: государственный и общественный деятель, промышленник, Макарьевский и Казанский купец первой гильдии, Казанского Наместничества питейных сборов откупщик, меценат. Известно также, что вскоре после пугачевского погрома осел Жарков в Казани, где даже успел некоторое время проработать городским головою.

Возможно, именно под его началом в конце XVIII века были проведены грандиозные земляные работы по спрямлению русла Булака, оговоренные регулярным планом Алексея Квасова — Василия Кафтырева. Масштабы этих работ и сегодня поражают воображение: некогда свободный и полноводный Булак, до этого вольготно разливавшийся по своему разумению и едва ли не ежегодно менявший свое русло, был заключен в деревянный желоб, а его берега были отграничены красными линиями новых набережных, будущих улиц Право-Булачной и Лево-Булачной. А уж сколько грунта было перелопачено в ходе этих работ — уму непостижимо!

Один из последних снимков дома Ивана Жаркова. Фото Георгия Фролова. 1985 г.

По регулярному плану Ивану Степановичу было выделено огромное домовладение в Успенском приходе, ограниченное Левой набережной Булака, Владимирским переулком (ныне — переулок Кирова), улицей Успенской и односторонкой Задней Мокрой, которая в 1849 году получит гораздо более благозвучное и уже хорошо знакомое читателю имя — «Триумфальная». Где-то в границах этой территории располагались и собственные производства И.С. Жаркова — мыловаренный, свечной и пивоваренный заводики.

В 1799 году Иван Степанович подарил городу новую достопримечательность: на свои средства он построил единственный за всю историю Казани «…разводной мост на цепях у крепости» через протоку Булак, приводимый в действие вручную. В начале XIX века Булак еще использовался как торговая артерия, и мост разводили на ночь для прохода торговых барж к многочисленным складам на берегах реки. Помимо собственно Жарковского, мостовых переходов на Булаке в ту пору было всего только три — на перекрестках с Владимирской, Посадской и Евангелической улицами, но последние не нуждались в разводке, ибо стояли на более высоком берегу, и баржи свободно проходили под ними.

Сегодня на месте бывшего домовладения Ивана и Марии Жарковых возведены современные комплексы — КРК «Пирамида» и отель «Мираж». Фото сделано Андреем Останиным со стороны бывшего Жарковского моста. 2019 г.

После кончины Ивана Степановича 1 мая 1813 года его имущество перешло купеческой вдове, Марии Матвеевне Жарковой, которая вместе со своей родной сестрой, Прасковьей Матвеевной Крашенинниковой, продолжала успешно вести все торговые дела своего мужа. А спустя всего два года в страшном городском пожаре (1815) сгорел дотла первый и последний в истории Казани Жарковский разводной мост. Вскоре он будет возобновлен уже в классическом не разводящемся варианте, но его несколько приподнимут над протокой — для возможности прохода судов. Средства на это строительство выделит все та же М.М. Жаркова, которая переживет мужа на 13 лет и упокоится 30 июля 1826 года на Арском кладбище в одной с ним могиле.

По смерти Марии Матвеевны движимое и недвижимое имущество будет поделено между ее детьми и сестрой, а спустя еще четверть века перейдет к близким родственникам Жарковых — купеческой чете Никитиных. В сборнике Л.Ю. Браславского «Действующие храмы, часовни, монастыри Чебоксарской и Чувашской епархии, Чебоксары, 2010» приводятся весьма любопытные сведения о главе этого семейства: «…Казанский купец первой гильдии Василий Никитич Никитин происхождения был крестьянского, из Владимирской губернии. Обученный грамоте еще «с младых ногтей», рано начал работать извозчиком. Был у него дядя — богатый купец Иван Кондырин, проживавший в Казани, в Успенском приходе. После смерти его все немалое имущество перешло в наследство Василию. Честность, исправность и обязательная аккуратность сделали его имя самым громким и почетным как между московскими, так и между казанскими и зауральскими купцами. Его торговые обороты были на миллионы рублей. Помимо этого, он владел огромным постоялым двором, двумя большими пароходами и десятками барж».

Вид на дом Ивана Жаркова со двора. 1939 г.

Помимо упомянутого постоялого двора, в Мокрой слободе В.Н. Никитин владел складскими строениями и механическими мастерскими, вытянувшимися вдоль улицы Триумфальной, а также четырьмя доходными домами на четной стороне Успенской, записанными на имя его супруги Дарьи Ивановны (в девичестве Жарковой).

Четыре никитинских дома в начале современной Московской улицы были снесены относительно недавно, в 1998 году, когда спешно освобождали место под будущие комплексы «Пирамида» и «Мираж». Старшее поколение казанцев, вероятно, еще помнит небольшой симпатичный двухэтажный особняк напротив ЦУМа (бывшая ул. Кирова, 13) с антресолями и арочными, обрамленными рустовкой окнами по второму этажу. Так вот, это как раз один из доходных домов В.Н. Никитина, построенный во второй половине ХIX века архитектором П.Т. Жуковским. В начале ХХ столетия этот дом был выкуплен еврейской общиной для размещения в нем иешивы — еврейского религиозного учебного заведения и, вероятно, тогда же перестроен в еврейских национальных традициях.

Бывший дом В.Н. Никитина, в котором помещалась иешива. Фото Н. Халита. 1983 г.

Слово Владимиру Герасимову, автору нашумевшей книги «Казань 66»: «Знал женщину, которая преподавала в этом здании в советской еврейской школе, пока ее не прикрыли, а до революции здесь была именно иешива, или ешива, — еврейское религиозное учебное заведение. А то, что здание несолидное для учебного заведения, так кто же евреям позволял развернуться в те годы? Это сейчас 12-я школа на улице Марджани не бедствует: построено еще одно здание — для начальных классов, построено отдельное здание спортзала, в еврейскую школу стремятся пристроить своих детей татары и русские. А это здание евреи сами не построили, лишь довели до ума: на крыше кованое ограждение какое-то не местное, не чебаксинское, напоминает традиционные иудейские меноры. Колонки на фасаде и круглые медальоны явно намекают на свитки Торы в двух проекциях. Но только намекают. Евреям казанские власти строго запрещали изображать их на молитвенном доме, а значит, можно предположить смело, и на иешиве какие-либо символы их религии не допускались.

Чердачные проемы выглядят как усеченные снизу шестиугольники — намек на магендовид — звезду Давида. И еще: два крайних окна на втором этаже как бы покрыты талесом. Талес — молитвенная шаль — предмет иудейской ритуалистики, которую носят после достижения религиозного совершеннолетия. Талес делается из белой ткани с черными или синими полосами. Количество, форма и расположение полос на талесе имеет мистическое значение, к каждому из четырех углов талеса прикреплены специальные кисти. Кисти талеса, содержащие узлы и витки нитей, — предмет углубленных символических толкований. Государственный флаг Израиля построен по образцу талеса. Таким образом, вся жизнь еврея проходит под символом талеса, этого своеобразного напоминания о Боге. На построенном в наши дни (на месте иешивы) здании бездумно скопированы элементы фасада его предшественника, так что на Банке Москвы есть пара талесов. Сохранит ли Бог Банк Москвы по этой причине — сомнительно».

Новое офисное здание (ул. Московская, 11) построено по мотивам стоявшего на этом месте до 1998 года здания иешивы — бывшего доходного дома В.Н. Никитина. Фото Андрея Останина. 2019 г.

Сегодня этот новодел — последнее в Казани косвенное напоминание о некогда широко известной купеческой фамилии. Увы, из целого ряда доходных домов, лабазов и складов, некогда принадлежавших Василию Никитичу Никитину, не уцелело ни единого строения.

Продолжение следует

Алексей Клочков, иллюстрации из книги «Казань: логовища мокрых улиц»
ОбществоИсторияИнфраструктура Татарстан

Новости партнеров

комментарии 28

комментарии

  • Анонимно 02 июн
    Впечатлило. Спасибо
    Ответить
  • Анонимно 02 июн
    Интересно! Всегда интересовала история! Спасибо
    Ответить
  • Анонимно 02 июн
    Ничего не осталось от исторического центра. Одни воспоминания...
    Ответить
    Анонимно 02 сен
    Вот в Нижнем Новгороде сохранилось много старинной архитектуры, хватает мозгов беречь свою историю, там даже есть еще деревянные дома, которым больше 180 лет.
    Ответить
    Анонимно 07 ноя
    Просто денег нет у них
    Ответить
  • Анонимно 02 июн
    Захватывающая История.
    Спасибо за интеллектуальное наслаждение Историей Казани.
    Ответить
    Анонимно 02 июн
    Маленькое уточнение:

    "На построенном в наши дни (на месте иешивы) здании бездумно скопированы элементы фасада его предшественника, так что на Банке Москвы есть пара талесов. Сохранит ли Бог Банк Москвы по этой причине — сомнительно».
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/176458-kak-v-kazani-perekopali-ruslo-bulaka-i-postroili-ieshivu

    Во-первых на здании "Банка Москвы" не пара, а две пары талесов - по паре с каждого фасада.

    Во-вторых, Звёзды Давида, изображенные на Казанских зданиях, спасли многие Памятники истории, культуры и архитектуры от разрушений в 1920 - 1930-е годы - годы "воинствующих богоборцев".
    Так остались "в живых" Азимовская мечеть, колокольня Богоявленской церкви, синагога и др., на которых до сих пор красуются звёзды Давида.

    Видать даже "бесстрашные" красные комиссары, среди которых было много выходцев из духовных училищ, иешив и медресе, не решались "поднять руку" на звезду Давида.

    Марксизм это одна из разновидностей тоталитарной религии, поэтому русские, еврейские и татарские мальчики из религиозных школ легко переходили в новую религию - марксизм, обещавший быстро построить "рай" на земле.
    Правда вместо "рая" у марксизма, закономерно, получился конц.лагерь.


    Ответить
  • Анонимно 02 июн
    Первая фотография на Венецию похожа
    Ответить
  • Анонимно 02 июн
    не знал, что на месте пирамиды была ешива.
    Ответить
    Анонимно 02 июн
    Ешива была не на месте Пирамиды - а на Московской, напротив ЦУМа. А на месте Пирамиды были Жарковские дома и Успенский собор
    Ответить
    Анонимно 02 июн
    Успенский собор находился между нынешними Пирамидой и отелем "Мираж", на задворках железнодорожной школы
    Ответить
  • Анонимно 02 июн
    Крепко жму руку Алексею Клочкову за его исследование и захватывающее повествование
    Ответить
  • Анонимно 02 июн
    А лодки-то на Булаке на титульном снимке очень сильно похожи на дюралевую "Казанку-1". Неужели это еще дореволюционная конструкция? Никто не сможет прояснить?
    Ответить
    Анонимно 02 июн
    Тоже сразу обратил внимание на почти 100% "похожесть" первой лодки на "Казанку" - интересный факт.
    Из какого материала сделана лодка 1910-х годов - из фанеры?
    Уж очень гладкие борта без швов.
    Ответить
    Анонимно 02 июн
    Вот это и есть вопрос - из какого материала сделана лодка? Ведь алюминий до революции был баснословно дорог. А снимок, безусловно, начала 20 столетия...
    Ответить
    Анонимно 02 июн
    Может, все-таки, из фанеры?
    Ответить
    Анонимно 02 июн
    А на корме что-то типа мотора?
    И на носу две фары.
    Удивительно.
    Хотя вполне может быть, что советская дюралевая "Казанка" скопирована с "капиталистической" фанерной лодки 1910-х годов.
    Ответить
    Анонимно 02 июн
    Это надо к спецам по истории маломерных судов - вероятно, обводы "Казанки-1" скопированы с более ранней модели
    Ответить
    Анонимно 08 июн
    тот же вопрос
    Ответить
  • Анонимно 02 июн
    Помню, картинки из детства, у дома по адресу, ул. Чернышевского 23/25, по утрам на телегах в бочках, вдоль Булака, золотари везли гуано в сторону Кремля, водилась в нём ондатра, в районе, вроде, бывших авиакасс, был маленький даже песчаный пляжик! А зимой, под мостом, с пацанами, впервые закурил, гоняли по льду в хоккей!
    Ответить
    Анонимно 02 июн
    Казанские рыбаки должны помнить, в начале Булака, со стороны Цирка, зимой, ВСЕГДА, в спичечных коробках или баночках, можно было купить опарышей, мотыль!!!

    Никогда не забуду, как зимой, сбросившись по рублю или два, нанимали автобус-пазик и ехали ночью из Научного Городка за Дербышками на Сорочьи горы на Каму рыбачить, проезжая Советскую площадь видел толпу мужиков с пешнями и ящиками, также ожидающих попутной оказии.

    А на 1.5-метровом льду Камы, у пробуренных лунок, справа и слева, до горизонта, сидели мужики и у всех была рыба!

    Самым хитрым был водила, лежа на заднем сиденье своего пазика, открыв в полу маленькую дверцу на лункой, рыбачил в тепле, пока мужики мерзли в полушубках и грелись на морозе народными средствами!
    Ответить
  • Анонимно 02 июн
    С лодкой да загадочка, давайте вместе с редакцией попробуем разгадать, ну очень любопытно. Может все таки правы люди, когда говорят, что всё новое хорошо забытое старое. Или монтаж и чей то юмор?
    Ответить
    Анонимно 02 июн
    О монтаже тоже подумал, но присмотревшись всеже склоняюсь, что фотка настоящая.
    Хотя - что в жизни не бывает.
    Ответить
    Анонимно 02 июн
    Это не монтаж - фото скопировано с оригинальной фотопластинки. Весьма вероятно, что его автор - Арнольд Бренинг. Но, поскольку мы не были 100%-но уверены в этом, автора снимка не указали. Редактор книги
    Ответить
  • Анонимно 02 июн
    А почему еврейская диаспора с визгами и скандалами отобрала старейшую татарскую школу №12 в Старо-Татарской слободе, в центре города около старинной мечети,а не построила новое здание с нуля на окраине города?
    Ответить
    андрей крючков 01 авг
    Да уж ...
    Ответить
  • Анонимно 02 июн
    Огромное спасибо за увлекательный рассказ! Наконец то я узнала в каком доме жила моя бабушка и я сама в детстве. Мне всегда хотелось узнать его историю, но трудно было найти какую-либо информацию. Каким-то удивительным образом всегда обходили вниманием именно этот дом, знала только то, что принадлежал В.Н. Никитину. Кстати, его адрес ул.Кирова, 11, а не 13, но это не важно. Левое крайнее окно на втором этаже - это наша квартира, в которой я очень давно, ещё в раннем детстве нашла старинную книгу с экслибрисом "Андрей Осиповичъ Никитинъ".
    Ответить
  • Анонимно 25 июл
    На первой фотографии лодка своими очертаниями очень напоминает "Казанку". На конце даже место виднеется для мотора. Странно..
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии