Новости раздела

Рафаэль Хакимов: «Я заявление об увольнении уже написал. Буду научным руководителем, иншаллах»

Кадровые перестановки в руководстве Института истории им. Ш. Марджани и «татаро-башкирский вопрос»

Рафаэль Хакимов: «Я заявление об увольнении уже написал. Буду научным руководителем, иншаллах»
Фото: realnoevremya.ru

В руководстве Института истории им. Ш. Марджани грядут перемены: его бессменный директор Рафаэль Хакимов передает бразды правления своему заместителю Радику Салихову. Об этом Хакимов рассказал в интервью «Реальному времени» после скандала вокруг предполагаемого объединения его научного учреждения с Институтом археологии АН РТ. Кроме того, ученый и бывший государственный советник президента РТ по политическим вопросам поделился своим мнением о попытках укрупнения российских регионов, «северо-западном диалекте башкирского языка» и отношениях Татарстана с Башкортостаном.

«Насчет Радика Салихова я сам писал президенту»

— Рафаэль Сибгатович, ваш коллектив написал обращение к президенту Татарстана с просьбой, «при возможности», провести личную встречу с сотрудниками и руководством института. Встреча с Рустамом Миннихановым состоится?

— Мы встречались с руководителем аппарата президента Асгатом Сафаровым. Просили оставить нас в покое. И они [в аппарате президента РТ] на это согласились.

— А планы по смене руководства института не поменялись?

— Мы давно писали об этом. И к этому дело шло. Он [Сафаров] подтвердил, что все останется в силе. У меня срок работы на посту директора института заканчивается в ноябре, но мы этот процесс ускорили и в ближайшее время это сделаем. По крайней мере, я заявление уже написал.

— То есть вы в ближайшее время покидаете пост директора?

— В ближайшие дни еще остаюсь директором. Это вопрос чисто процедурный: когда с этими делами закончат Минфин, Минюст. Это чистая бюрократия.

— И ваше кресло, как вы и предполагали, займет Радик Салихов (заместитель директора института, — прим. ред.)?

— Иншаллах (если будет воля Аллаха, — прим. ред.). Вопрос о преемнике обсуждался много раз. Насчет Радика Римовича я сам писал президенту, и все были согласны с моим предложением. И Радик Римович, иншаллах, будет директором, а я — научным руководителем. Колебаний там вроде нет. У Асгата Ахметовича точно нет.

У меня срок работы на посту директора института заканчивается в ноябре, но мы этот процесс ускорили и в ближайшее время это сделаем. По крайней мере, я заявление уже написал

— А кто-то еще уже озвучивал свои претензии на место директора?

— Нет. Конкурс ведь пока еще не объявлен. Должны решиться чисто технические вопросы, нужно время, чтобы утрясти вопросы с Минфином. Просто раньше нам говорили, чтобы мы сами изыскали средства на должность научного руководителя. А сейчас они уже готовы такую должность внести в реестр. У нас в уставе эта должность есть, а в реестре Минфина нет. Вот сейчас ее введут.

— Что вы будете делать на посту научного руководителя?

— Это чистая наука без административных функций.

«Это свои инициировали»

— Обратил внимание, как вас поддержали известные российские и зарубежные ученые, а вот среди ваших татарстанских коллег я такой поддержки не заметил. Если не так, поправьте…

— Во-первых, весь наш коллектив поддержал…

— Но не было слышно высказываний из Академии наук РТ или татарстанских вузов.

— Я не знаю. Мне звонили, поддерживали. И татарстанские коллеги, даже простые жители нам высказывали слова поддержки.

— В итоге кто, по-вашему, эту «ликвидацию» института инициировал?

— Академия наук совместно с Министерством образования и науки Татарстана.

Это свои инициировали, прежде всего академия, потому что у нее возникли финансовые вопросы. У нас высокий рейтинг, а у них — «мусорный», а от этого зависит финансирование. И они решили поправить свои дела за счет нас

— Приходилось даже слышать, что это «башкирские националисты надавили». Или Запад «тлетворно повлиял»…

— Нет (смеется). Это все внутренние дела, ничего из перечисленного не было, как не было и «руки Москвы». Это свои инициировали, прежде всего академия, потому что у нее возникли финансовые вопросы. У нас высокий рейтинг, а у них — «мусорный», а от этого зависит финансирование. И они решили поправить свои дела за счет нас.

«Когда кто-то хочет объединить нас с соседями, это делается для того, чтобы повесить их проблемы на Татарстан»

— В этом году отмечается 100-летие ТАССР. Отдельные московские спикеры стараются дезавуировать этот юбилей, а некоторые местные товарищи заявляют, что нет даже такого документа — об образовании республики.

— Как нет, если ТАССР возникла? Без документа образовалась? Просто всем сказали: «Вот вам ТАССР», так? Это же парламент, финансы, органы, функции определялись. И, кстати говоря, когда Татарская автономия создавалась, у нее было очень много прав — вплоть до внешних сношений и сбора налогов. Мы сейчас потихоньку возвращаемся к ситуации 1920-х годов. А с 1929 года все это начали сворачивать. У Сталина была такая тенденция к унификации.

— Мы писали о событиях, которые можно трактовать как попытки «наезда» на Татарстан, национальные регионы и федерализм. Они случайны или здесь тоже можно говорить о тенденции?

— Это в России происходит регулярно: через какое-то время ослабление, потом «наезд», затем опять ослабление. В 1990-е годы был суверенитет, потом пошла «вертикаль власти», а затем опять отход. Понятно, у Путина сегодня есть определенные проблемы, и он объясняет их ослаблением вертикали. И коронавирус под это дело добавил аргументов. И в таких ситуациях, по его мнению, надо быть собранным, все регулировать из Москвы.

Это в России происходит регулярно: через какое-то время ослабление, потом «наезд», затем опять ослабление. В 1990-е годы был суверенитет, потом пошла «вертикаль власти», а затем опять отход

— Проекты укрупнения регионов (как кейс с Ненецким округом и Архангельской областью) — это события того же порядка?

— Да, эти проекты гуляют. И такие, как Жириновский, их постоянно подкидывают. Но реально просчитанных проектов нет. Когда говорят, что надо объединить Сахалин и Якутию, надо сразу спрашивать: «А есть ли дороги, средства связи?». У них столица будет в одном месте, как чиновнику контролировать другую часть? В Татарстане контроль за всей республикой наладился, когда построили мост через Каму. Когда моста не было, можно было летать в закамскую часть самолетом Ан-2. Какая управляемость, объединение и укрупнение регионов, если у тебя нет ни дорог, ни всего остального?

Что касается попыток объединения Татарстана с кем-то, то я бы предложил ничего не трогать.

— Вы сами писали о проекте Татаро-Башкирской республики в начале прошлого века.

— Ну если сейчас опять к нему вернуться, то поднимется такой шум. Хотя тогда, в 1918—1920 годах, Татаро-Башкирская республика была неплохой идеей, она была органичной, естественной. Ну раз сейчас сложилось так, то пусть так и останется.

А когда кто-то хочет объединить нас с Ульяновской областью или другими соседями, это делается для того, чтобы повесить на Татарстан проблемы той же Ульяновской области. Хотят решать их проблемы не из Москвы, а оставить расхлебывать Татарстану. Но нам-то это зачем. С татарами в регионах и так связь налажена, можем договариваться. Кстати, с Ульяновском договорились, чтобы татарские школы не закрывали, а открывали, чтобы принимали телевидение на татарском.

Когда кто-то хочет объединить нас с Ульяновской областью или другими соседями, это делается для того, чтобы повесить на Татарстан проблемы той же Ульяновской области. Хотят решать их проблемы не из Москвы, а оставить расхлебывать Татарстану. Но нам-то это зачем

«Башкортостан всегда был впереди, но…»

— Больше года Башкортостаном руководит Радий Хабиров. Какое мнение у вас о нем сложилось?

— Ну пока он никак ни в чем не проявился.

— А неоднозначные сравнения с Татарстаном?

— В Башкирии всегда была такая политика. С одной стороны, говорят, что надо дружить, а с другой — исподтишка все делается наоборот. А мы-то всегда готовы дружить. Мы в свое время (во времена Шаймиева и Рахимова) долго вели с ними переговоры, встречались, целыми командами работали.

Сейчас отношения между республиками выстраиваются вроде бы нормально, по-деловому. Видите, у нас экономика стала довольно развитой и в международном плане. Но предприятия, кому надо, и так работают, сами договариваются — законодательство это позволяет. Там, в Башкортостане, конечно, проблема с татарами, которых называют то башкирами, то еще кем-то.

Есть там и вопрос языка. Если человек хочет говорить на татарском, учить детей, то так и надо делать. А там порой называют татарский язык диалектом башкирском. Надо все эти фантазии отбросить, потому что просто путают людей. Башкиры изначально, исторически были венгерским племенем. Даже в средние века они говорили на венгерском. И в европейских летописях сохранилось, как туда ездили миссионеры, застали башкир, говорящих на венгерском. Они перешли на татарский язык. Что ж, теперь говорить, что они никакого отношения к этому не имеют? Это все политическая игра, которая выгодна Москве — она имеет с этого дивиденды.

— Но сами башкиры утверждают, что они тюрки, истинные тюркские кочевники, ссылаются на свои источники.

— Я летописи читал — там так написано. Хотя какая-то их часть может быть и тюрками. Потом туда пошли татарские племена. Собственно, под их влиянием башкиры и переходили на татарский язык.

Сейчас отношения между республиками выстраиваются вроде бы нормально, по-деловому. Видите, у нас экономика стала довольно развитой и в международном плане. Но предприятия, кому надо, и так работают, сами договариваются — законодательство это позволяет

— Или под влиянием башкир венгры переходили на башкирский… Вы уже упомянули диалект башкирского и татарский язык. Вы имеете в виду «Башкирский диктант», где читали текст на северо-западном диалекте?

— Это, конечно, татарский язык. Там даже нюансов нет. Может быть, есть какое-то отличие в произношении букв. Более того, татарский язык сложился давно, из-за этого в нем нет диалектов. Даже мишарский — совершенно понятный. И крымско-татарский, особенно кипчакский диалект, нам понятен. Поэтому это очень устойчивый язык. Татарская нация сложилась в XVIII—XIX веках, была письменная литература. А башкиры тогда писали на татарском.

— Или это был язык тюрки — общий для татар и башкир?

— Какой тюрки? Да, они так говорят. Фантазировать можно что угодно. Но это идеология. Я очень хорошо знаю, что такое идеология, сам был идеологом много лет. Но я различаю идеологию и науку и не путаю их. Конечно, меня тащат все время в политику и идеологию. Но когда я в институте, я четко различаю, где наука, а где началась политика. Со стороны башкирских национальных деятелей наблюдается очень сильное идеологическое давление.

— Уместно ли сейчас сравнение двух регионов — Татарстана и Башкортостана?

— Хочешь или не хочешь, все сравнивают. Башкортостан всегда был впереди, но в последнее время он сдал позиции, вернее, Татарстан вырвался вперед. И они сейчас не догонят Татарстан.

Причина этого отрыва в том, что мы суверенитет объявляли не для проформы, не для политики, а для реальной жизни. Мы это пережили, выстрадали. Башкортостан и остальные регионы вслед за нами просто повторили, как попугаи. Поэтому у них не было такой готовности и стремления реализовать [суверенитет].

Причина этого отрыва в том, что мы суверенитет объявляли не для проформы, не для политики, а для реальной жизни. Мы это пережили, выстрадали

И экономически мы, конечно, сориентировались на то, чтобы опираться не только на сырье, на нефть, но и развивать высокие технологии. Нам приходится конкурировать с европейцами и китайцами, а для этого надо держать марку и смотреть, какие технологии развиваются, что дает наука и с каким товаром мы можем выходить на мировой рынок. А они работают по старинке — добыча и продажа нефти. Это кажется самым простым и очевидным: думают, раз есть нефть, то вот оно, богатство. Но богатство — это люди, знания, наука. Весь мир работает так. В 1980-е годы мы точно так же думали, что нефть — это самое главное богатство.

Тимур Рахматуллин
ОбществоИсторияВласть БашкортостанТатарстан Хакимов Рафаэль СибгатовичИнститут истории им. Ш.Марджани АН Татарстана
комментарии 95

комментарии

  • Анонимно 06 июн
    Значит, Салихов теперь будет директором? Вот так дела...
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Ну и хорошо
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Время покажет. Хакимов уходит.Кто будет главным посмотрим.
    Ответить
  • Анонимно 06 июн
    С большим удовольствием почитал! Всех благ Рафаэлю Сибгатовичу и побольше научных трудов!
    Ответить
  • Анонимно 06 июн
    Рафаэль Сибгатович, крепкого вам здоровья и долгих лет жизни! Надеюсь, ваш институт больше не тронут. А Салихов будет достойной сменой. Спасибо за познавательное интервью!
    Ответить
  • Анонимно 06 июн
    почитал. половина интервью о башкирах.
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Ну как уж братьев то лишний раз в грязь не втоптать. Фактически, он сказал, что они либо татары, либо никто. И ещё хотят от них любви
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Нет, любви не надо от нее одни проблемы , просто надо четко знать, где свое а где чужое . Знаю точно слабых бьют и вытирают об них ноги поэтому татарам надо развивать оба полушария мозга что касается башкир то они пусть сами думают что им развивать , конкуренцию среди народов еще никто не отменял как известно .
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Журналист, наверное, башкир.Любят они о себе напоминать.А то ведь забудут .
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Да, это же Тимур привел С. Хамидуллина в реальное время.
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    И правильно сделал. Не одним же Хакимовым, Исхаковым умничать о татарах и башкирах. А Салавата Хамидуллина я с большим любопытством читал. Частенько не соглашался с его мнением, но писал он достаточно обоснованно и интересно.
    Ответить
  • Анонимно 06 июн
    Ну вот Хакимов опять начал эту шарманку, дескать, башкир не существует, придумывать каких-то негров и еще "летописи"... Прежде чем говорить такое, посмотрел бы для начала реально источники. Не идеологией ли он тут занимается, придумывая сказки о башкирах?
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Он обычный проплаченный пропагандист, не принимайте так близко к сердцу
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Похоже, что он уже за бесплатно готов эту пропаганду гнать, из любви к искусству. Лишь бы помочь побольше вылить
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Ему не нужны факты, ему нужна лишь идеология, он для этого и был поставлен.
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Вы правы, как ни кто из публикуемых здесь. Это персона сеющая татарский национализм не только в республике, но и за ее пределами. Давно надо было прикрыть и институт и директора. Почитал, такую ахинею пишет. Ни кто мне так и не ответил, откуда и когда появились татары в Поволжье..
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Абсолютно согласен. Но он лишь инструмент кланов. Не более.
    Ответить
    Анонимно 18 июн
    Да просто сами татары возникли сто лет назад, вот жаба и душит. Башкиры древнее казанских татар, со своей уникальной историей и культурой, поэтому не имея своей истории татаристы и пытаются присвоить себе историю и культуру башкир.
    Ответить
  • Анонимно 06 июн
    Рахматуллин, вы за татар или за башкир? Читаю Вас в Реальном времени и не понимаю, на чьей Вы стороне
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Москвы.
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    у вас весь мир должен делиться на черное и белое? и журналист обязан вставать на чью-то сторону? грустно за вас
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Зачем опять противопоставляет башкир и татар, как это делали международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий.

    Ответить
    Анонимно 06 июн
    не было бы ленина-троцкого, ты б жил в средневековой стране с государем-императором. а о татарах и башкирах даже думать бы не мог. все были бы великороссами
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Очнитесь, уважаемый, - с февраля 1917 года Россия была свободной демократической Республикой.

    Ленин приехал в свободную демократическую Российскую Республику только весной 1917 г. из Швейцарии через Германию с согласия Германского Генерального Штаба, а Троцкий приехал в свободную Россию из США.
    В октябре 1917 года эти два международных марксиста-террориста организовали вооруженный захват власти в свободной демократической Российской Республике и установили кровавую личную диктатуру.

    Если бы не марксисты-террористы Ленин и Троцкий был бы создан демократический Волго-Уральский Штат в составе свободных демократических Соединённых Штатов России.

    Именно террористы Ленин и Троцкий разделили поволжских тюркских мусульман, которые уже образовали единую нацию с единым литературным языком, на "башкир" и "татар".
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    с февраля 1917 года вашей россии уже практически не было. не было власти, не было ничего. было безвременье. пришли более расчетливые, дерзкие и амбициозные - вот они и взяли власть. куда же делись эти миллионы монархистов, черносотенцев, любителей буржуазии? а теперь поздно после драки махать кулаками.
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Так об этом и речь - "пришли" в свободную демократическую Российскую Республику из других стран международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий и установили кровавый террор и личную диктатуру.

    Как это пытаются ныне сделать, используя кровавые "ленинские" методы, и современные международные террористы на Ближнем и Среднем Востоке и не только.

    И одурачили Ленин и Троцкий безграмотную часть народов, которые запятнали свои руки кровью миллионов "классовых врагов" - за что народы и расплачиваются до сих пор.

    А Ваша марксистско-ленинская пропаганда о "черносотенцах" и "монархистах" опять рассчитана на безграмотный народ - при "царизме" убивали по постановлению суда тысячи людей, а при Ленине и Троцком без суда и следствия убивали миллионы людей.
    При "царизме" от голода погибали тысячи людей, а при власти Ленина и Троцкого от голода погибали миллионы людей - только в Красной Татарии в 1921 году от голода страшной смертью было умервщлено около 1 миллиона человек - в основном поволжских тюркских мусульман.

    Или Вы, господин "тыкалка", обычный "мелкий" провокатор?
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    "свободная демократическая россия" в феврале 1917 года? уже страны фактически не существовало. не было власти, страна разваливалась на куски. большевики ее смогли удержать от развала. хотя пришлось уступить и финнам, и полякам и частично немцам. но зато удержала среднюю азию, кавказ, а впоследствии вернула прибалтику.
    Ответить
  • Анонимно 06 июн
    На фото выглядит бодрячком. Мог бы реально доработать спокойно до ноября и еще несколько лет
    Ответить
  • Анонимно 06 июн
    Госсоветник,научный руководитель.Каких только должностей не придумают люди чтоб уходя ни куда не уходить.
    Ответить
  • Анонимно 06 июн
    Молодец Рафаэль Хакимов! Огромное уважение!
    Ответить
  • Анонимно 06 июн
    Не надо Башкортостан с Татарстаном шума будет очень много. Можно Татарстану Сарытау, Оренбург с областью, Ульяновск, Челябинск вот этим путем идти и те территории где исконно татарская территория была. Но при этом создать программы чтобы всех татар собирать на этой территории со всего СНГ.
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Что за исконно татарская территория?
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Малай, это ногайцам территория. И калмыцкая. Вплоть до реки Черемшан. Поэтому аппетиты умереть свои, иначе и от Татарстана начнут отщипывать. И уж есть кому: восток башкирами, северо-запад удмуртам, северо-восток маринад, запад чувашам. И будете на площади свободы сидеть, на исконные своих территориях
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Кто такие маринады? У тебя уважение к людям других народов есть?
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Больше ничего не прочитал? На автозамене решил подковырнуть? Мелко пашешь, хозяин половины Евразии)
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Не допускай таких грубых ошибок дурачок. Проверяй свою автозамену.
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Советы слабоумных?
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    Это Татарская территория и территория В. Булгарии, и Татарских государств, земля моих Татарских предков и МОЯ! Татары и Татарстан - НАВСЕГДА!!!
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    Теперь тебе осталось самому поверить в свои закомплексованные мысли шовинисткие и будет все хорошо.
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Собрать всех татар с СНГ и в вашей квартире прописать. Особенно с радостью наверное прибегать из Москвы и Питера. На исконные то территории
    Ответить
  • Анонимно 06 июн
    А что Татарстан делает чтобы защитить интересы татар на западе Башкортостана?
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    А что с татарами в Башкортостане такого делают, чтоб их "защищать"?
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Поживи в РБ годочек- другой, тогда узнаешь...
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    Живу уже очень много лет.
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    А их там что, бьют?
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Татарстану не до этого было. Была задача заставить всех не татар выучить алифбу по гениальным методикам выдающихся ущеных со средне-техническим образованием
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    А что делает Башкортостан в защиту 300 тысяч башкир , насильно записанных в татары в татарии и ни одной , ни одной школы на башкирском не открыли
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    А что делается по отношению к башкирам на востоке РТ? В районных музеях рассказывают о каких-то безродных вотчинниках. Районное начальство любит говорить о дружно живущих у них людях разных национальностей. Не упоминая при этом башкир. ТАБУ! Башкиры, их история находится под полным запретом.
    Ответить
  • Анонимно 06 июн
    Как все это мелко и мерзко!!! Если ты чем-то не согласен с АНТ (будучи в ее составе вице-президентом, а Р.Р. Салихов - целым акдемиком), то реформируй изнутри (стань инициатором этих изменений) это учреждение или брось свои регалии к стеклянным стенам храма науки на улице Баумана...!!! Но нет, у господина Р.С. Хакимова, порядочность, видимо, имеет другие свойства....
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Можно и будучи снаружи критиковать. В академии одни старперы которые делят ресурсы и хотят все контролировать
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Ой, насмешили! "Стеклянные стены храма науки на Баумана"... да это скорее склеп или богадельня
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Создается впечатление, что институт истории не государственное учреждение, а частная лавочка Хакимова, как он хочет, так и должно быть, а устав института кто написал, он сам же , что его изменить нельзя? В конституцию целой страны решили внести поправок, а здесь в устав института не могут, пора уж ему совсем уйти
    Ответить
  • Анонимно 06 июн
    классная у него систематизированная систематическая система при написании истории
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    О написании систематической истории
    Ответить
  • Анонимно 06 июн
    Какие-то организованные профессорские группировки, которые борются за бюджетные деньги.
    Кстати, а кто распределяет финансовые потоки денег налогоплательщиков?
    Сами налогоплательщики в распределении "научных" денег принимают участие?
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    В точку! Псевдоученые борются за релатные деньги.
    Ответить
  • Rif Gabitov 06 июн
    Конечно, несколько неудобно такому большому ученому подсказать о Знаменитой книге Махмуда аль-Кашгари «Дивани лугат ат-тюрк» - "Словарь
    тюркских наречий" - памятнике тюркской культуры, увековечивший этические ценности и нормы поведения, специфическое мировосприятие тюркских народов в XI веке. В нем среди наиболее крупных 20 тюркских наречий упоминается башкирский язык. ОДИННАДЦАТЫЙ ВЕК!
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Зря вы Хакимова большим ученым называете, к науке данный человек имеет очень отдаленное отношение.
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    УдаЩа отвернулась, "великому" "ученому", показали на дверь, время вышло.
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Риф Габитов! Сразу приведи оригинал. В принципе нам татарам все равно от этого. Но что-то может быть. Много похожего с киргизским. Но только не трогайте татар, не пытайтесь их изображать башкирами.
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Rum ülkesine en yakın olan boy Beçenek'tir; sonra Kıpçak, Oğuz, Yemek, Başgırt, Basmıl, Kay (Kayı), Yabaku, Tatar, Kırkız (Kırgız) gelir. Kırgızlar Çin ülkesine yakındırlar.". Ayrıca "Çomul boyunun kendilerinden bulunduğu çöl halkı ayrı bir dile sahiptir, Türkçeyi iyi bilirler. Kay, Yabaku, Tatar, Basmıl boyları da böyledir. Her boyun ayrı bir ağzı vardır; bununla beraber Türkçeyi de iyi konuşurlar. Kırgız, Kıpçak, Oğuz, Toxsı (Tukhs), Yağma, Çiğil, Oğrak, Çaruk boylarının öz Türkçe olarak yalnız bir dilleri vardır. Yemeklerle Başgırtların dilleri bunlara yakındır. .... Dillerin en yeğnisi Oğuzların, en doğrusu da Toxsı ile Yağmaların dilidir."şeklinde Türk boylarının yerlerini ve ağızlarını tanımlamıştır.»

    Перевод:

    «Kay, Yabaku, Tatar, Basmıl имеют отдельный язык, но они хорошо знают тюркский.

    Kırgız, Kıpçak, Oğuz, Toxsı (Tukhs), Yağma, Çiğil, Oğrak, Çaruk говорят на тюркском.

    Башкирский язык близок к ним.»

    Турецкая страница «Диван Лугат ат-Турк» Махмуда Кашгари 1072-1074 г.

    Dîvânu Lugâti't-Türk
    Kâşgarlı Mahmud'un yazdığı Türkçe-Arapça sözlük

    https://tr.m.wikipedia.org/wiki/D%C3%AEv%C3%A2nu_Lug%C3%A2ti%27t-T%C3%BCrk
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    какое слово конкретно означает " башкир"?
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    «Kay, Yabaku, Tatar, Basmıl имеют отдельный язык, но они хорошо знают тюркский.
    ---
    Согласно этому тексту "Kay, Yabaku, Tatar, Basmıl" отдельные языки. Но они хорошо знают и тюркский. "Хорошо знают", значит он не родной им.
    Следовательно "Kay, Yabaku, Tatar, Basmıl" это не тюркские языки, но шел процесс ассимиляции, тюркизации, их в плане языка.
    А вы уверены, что упоминаемые тут народ "Tatar" имеет какое-то отношение к Поволжью? Ведь до 15 в. в Поволжье господствовал "р"-язык. Язык похожий на чувашский.
    Может вам стоит спрятать куда нибудь эти каменные надгробия, чтоб они не напоминали вам о ваших истинных предках?
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    921 год Ибн Фадлан:

    «Мы оставались у печенегов один день, потом отправились и остановились у реки Джайх (Яик)... переправились через нее с трудом. Потом мы ехали несколько дней и переправились через реку Джаха... потом через Самур (Самара), потом через Кабал (Кинель), потом через реку Сук (Сок), потом через реку Ка(н)джалу (Кундурча), и вот мы прибыли в страну народа турок, называемого аль-Башгирд.».

    Естественно Başgırt о которых писал Кашгари это башкиры, те же самые башкиры с которыми повстречался в предуралье ибн Фадлан, котрых он так же называл как Кашгари башгиртами.

    Татар ведь тоже европейцы называли тартарами (Tartar), не так ли?

    И кстати Кашгари говоря о татарах указал, что у них свой язык, но они знают тюрксий язык, выходит что татары не были тюрками, а были всё-таки монголами.
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    "Tatar"
    --
    Спустя 100 Чингисхан вырезал этих "Tatar", после этого никто не смел называть себя этим именем. Ибо это означало противопоставить себя роду Чингисхана и немедленную смерть .
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Ознакомился с комментом 17:25. Удивительно то,что текст оригинала почти на 100% татарский. Также удивительно то, что аль Кашгари за очень
    короткое время смог ознакомиться почти с 20 народами. Будто он их выстроил на плацу и к каждому подходил для приветствия и ознакомления.
    Да будет так. Главное, чтобы Истина торжествовала.
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Язык близок всем тюркским языкам. Только не на 100%. Любому из сегодняшних языков.
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Текст из Диван Лугат аль-Тюрк (ديوان لغات التر) Кашгари был написан на арабском языке, в настоящее время данная рукопись экспонируется в Турции в президентской библиотеке в Анкаре.

    Приведенный выше отрывок является переводом с арабского на турецкий язык.
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    сказки! было много племен татар, не обольщайтесь. их было даже больше чем самих монгол
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    «сказки! было много племен татар, не обольщайтесь. их было даже больше чем самих монгол»

    Чем подтвердите свои слова или люди должны таким как вы верить на слово?
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    «сказки! было много племен татар, не обольщайтесь. их было даже больше чем самих монгол»

    Откройте текст турецкой Википедии и посмотрите что турки пишут про татар:

    İslâm dünyasında ise, "Tatar" kelimesiyle kastedilen, "Moğol" idi. 13. yüzyılda yaşamış olan Arap tarihçi İbnül Esir, şamanist, kısmen budist Moğollardan bahsederken "Tatarların İslam ülkelerine gelişi".

    В исламском мире слово «татар» означало «монгол». В 13-м веке арабский историк Ибн аль-узник , описал шаманские, отчасти буддийские обычаи о монголах в «Прибытие татар в исламские страны».

    Diğer milletler de, on üçüncü yüzyılda yeryüzünün en büyük devletini kurmuş olan Moğollardan "Tatarlar" diye söz etmektedirler.

    Другие народы называют монголов, которые основали крупнейшее государство земли в тринадцатом веке, «татарами».

    Ответить
    Анонимно 07 июн
    Приведите оригинал слова "башгирд" , т.е на арабском .
    Ответить
    Анонимно 07 июн
    А вы, татаре, вообще ,можете не упоминая башкир, говорит о чем либо? Башкиры вас и знать не знают, а вы день и ночь так и ля-ля-ля одно и то же
    Ответить
  • Анонимно 06 июн
    Все нынешние проблемы с "татарским" и "башкирским" языками созданы международными марксистами-террористами Лениным и Троцким в 1919 - 1920 гг. - именно они разделили единую нацию поволжских тюркских мусульман на "башкир" и "татар".

    Это Исторический Факт, который современные политики всячески игнорируют - а у них на поводу идут и историки, точнее псевдо-историки, лже-ученые.

    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Нет, это все черемисский мулла Марджани, со своим весьма неудачным брендом "татары". Ленин с Троцким тут вовсе не причем.
    Ответить
    Анонимно 18 июн
    Просто ясачные и служилып татары были всего лишь сословиями. Туда записывали башкир, чувашей, марийцев, удмуртов. То есть получается этноса татар до начала 20 века не существовало, это было всего лишь сословия.
    Ответить
  • Анонимно 06 июн
    Рафаэль Сибгатович. Заявление своё отзовите, уважаемый. Неужели не понимаете, что именно на это расчёт? Как только "оставите капитанский мостик" - институт раздербанят. Не сразу всё разрушат, а по кирпичикам растащат. Не жалко своё детище? Пусть лучше уволят сами (если на то пошло) - Вам есть что терять? Не думаю. И увольнять Вас никто не будет. Даже после ноября. Если сами не уйдёте.
    У Вашего зама Салихова, мне кажется, объём пассионарности не достаточен вести вялотекущую гибридную войну.
    Не уступайте. Не будьте наивным.

    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Габдель предлагаю Вам с Рафаелем Хакимовым сходить к врачу.
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    15.47.
    Обоснуйте?!

    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Он никуда не уходит, он уходит в сумрак....
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    А сколько лет Хакимову?
    Ответить
    Анонимно 18 июн
    Что за чушь. Про пассионарность. Уходит, потому что ФЗ ОБЯЗЫВАЕТ.
    Ответить
  • Анонимно 06 июн
    Такое жалкое зрелище. Сомтреть как придворные бывшие грантоеды и по совместительству псевдоученые, всячески пытаются вернуть свое время и какое то внимание к своей персоне.
    Ответить
  • Анонимно 06 июн
    Математик академик Фоменко тоже подвергает сарказму "построения" 'профессиональных" (работающих за деньги заказчика на конкретную цель) историков.

    Почему бы физику академику Р.Хакимову не подвергнуть сарказму представителей не-естественных наук?
    Имеет право.

    Ответить
  • Анонимно 06 июн
    Рафаэля Хакимова не нужно обожествлять, не нужно и демонизировать.
    Рафаэль Сибгатович, просто, оказался в нужном месте в нужное время.
    Судьба так распорядилась. Не собираюсь рассуждать об его интеллектуальных способностях. Может и не уникум в исторической науке. Но парадокс-то в чём?
    Карамзину-то Хакимов, в итоге, нос-то утёр?! Согласитесь? Некоторых "даже колбасит" . Одних от зависти, других от злости.

    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Почему не уникум? Как раз он уникум, почитайте как он рассуждает про японцев.
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Карамзин жил двести лет назад, а его помнят до сих пор. Думаете Хакимова тоже будут чтить столько лет?
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Наверное, это народная татарская забава, воевать с мёртвыми историками и поэтами
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Да именно и ещё со здравым смыслом и за спиной
    Ответить
    Анонимно 06 июн
    Каким образом, он утер нос Кармзину? Какими именно Фактами (а не домыслами) и кто такой Хакимов в сравении с Карамзиным?))) Габдель, с Вами как дела, в порядке?)))
    Ответить
  • Анонимно 07 июн
    Ох, люблю такие интервью. Сколько интересных фактов, какие дискуссии. Жизнь кипит.
    Ответить
  • Анонимно 07 июн
    неплохие фотографие, живые. и ученый хорошо смотрится, и кабинет
    Ответить
    Анонимно 08 июн
    А кто автор фото?
    Ответить
  • Анонимно 08 июн
    1. жоржик. понятие "руководитель" в словаре русского языка Ушакова:"1. Человек, руководящий чем-н., возглавляющий что-н., являющийся чьим-н. наставником. Руководитель восстания. Руководитель правительства. Лозунг "кадры решают все" – требует, чтобы наши руководители проявляли самое заботливое отношение к нашим работникам... Сталин....Город является руководителем деревни... Сталин. Ленин учил, что настоящими руководителями-большевиками могут быть только такие руководители, которые умеют не только учить рабочих и крестьян, но и учиться у них. Сталин. 2. Должность лица, заведующего чем-н. (канц.). Руководитель отдела. Ответственный руководитель. Классный руководитель. (в школе). 2. термин "философия" в словаре русского языка Ушакова:" (греч. philosophia). 1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Высший вопрос всей философии, говорит Энгельс, есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Философией марксизма является диалектический материализм . Материалистическая философия. Античная философия. Идеалистическая философия. 2. чего. Теоретические, методологические принципы, лежащие в основе какой-н. науки (науч.). Философия математики. Философия языкознания. Философия права.
    3. Отвлеченные рассуждения, излишние умствования (разг.). – Ему, и по заведенному порядку, следует в трактир итти, а он за философию. А от философии нападает на человека тоска. А. Островский. Ведь это философия, мамочка! А. Островский. Разводить философию. 4. В старину – название среднего из трех классов духовной семинарии (риторика, философия, богословие)." 3. интересно, когда волжские булгары были данниками хазарского каганата, руководители которого были иудейского вероисповедания, где находились монголы? кстати хазары - тюрки? Али кто?
    Ответить
  • Анонимно 17 июн
    Нам татарам просто очень очень повезло с Хакимовым РС! Здоровья Вам, хладнокровия побольше , чтобы не принимать близко к сердцу все мерзопакости, которые творят ваши (наши ) враги. Творить дальше. Жду с нетерпением ваши статьи.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров