Новости раздела

«Поднять чувство национального достоинства»: научпоп истории татар расширяет горизонты

В Казани в преддверии переписи населения намерены популяризировать татарскую историю

«Поднять чувство национального достоинства»: научпоп истории татар расширяет горизонты
Фото: Максим Платонов

Существуют проблемы, касающиеся единства татарской нации, а работа ученых со СМИ требует системности — с такими заявлениями выступили участники круглого стола, состоявшегося в Институте истории им. Ш. Марджани. Казанские историки, пытаясь уловить тренды, намерены усилить научпоп-направление. И в помощь позвали представителей медиа. Пикантность ситуации состоит в том, что встреча прошла перед переписью населения, которая намечена на 2021 год, о чем не раз упомянули спикеры. Примечательно, что во время встречи неоднократно отмечалась роль «Реального времени» на поприще популяризации исторической науки и татароведения.

«Изменилось время — изменились и формы подачи материалов»

В Институте истории им. Ш. Марджани в преддверии Всероссийской переписи населения — 2021 задумались о продвижении исторической науки в массы. Именно для этого и. о. директора института Радик Салихов собрал ученых, журналистов, освещающих вопросы истории, пиарщиков на круглом столе «Популяризация научных знаний в Татарстане: проблемы, механизмы и направления». Отметим, среди участников было немало колумнистов «Реального времени» — исследователей, размещающих на страницах интернет-газеты исторические колонки и очерки.

— Сейчас большой запрос на нашу «простую» историю, — начал Салихов. — К сожалению, многие наши труды написаны специфическим научным языком. А потребность в исторических знаниях очень высока. Мы вступаем в новую для нас стезю — взаимодействие с обществом. И теперь перед нами встает очень много вопросов. В каком формате вести работу по популяризации научных знаний? Через какие каналы, средства коммуникации должна она идти? На какую аудиторию должна быть рассчитана?

Перед нами встает очень много вопросов. В каком формате вести работу по популяризации научных знаний?

По его словам, популяризация науки и развитие научпоп-контента сегодня как никогда востребованы. Того объема работы, который выполняют казанские историки, по мнению руководителя института, явно недостаточно. Собственно, для коммуникации с обществом в Институте истории был создан отдел междисциплинарных исследований, который возглавил Бахтияр Измайлов.

— Изменилось время — изменились и формы подачи материалов. В первую очередь это связано с развитием интернет-технологий, — поддержал разговор Измайлов. — И Рафаэль Сибгатович (Хакимов — экс-директор, нынешний научный руководитель Института истории, — прим. ред.) первым заявил о необходимости присутствия в интернете. Для этого он начал вести блоги в интернет-изданиях. В 2017 году он стал одним из инициаторов создания анимационных роликов, которых на сегодняшний день уже шесть.

Так, выпущенное 3 года назад видео «Краткая история татар» набрало почти 2 млн просмотров. Аналогичный ролик на английском языке — 370 тысяч. По словам продюсера мультимедийных проектов Института истории Зили Тямаевой, на подготовку сценария и продакшн этого 15-минутного видео ушло более 9 месяцев. Кроме того, свою аудиторию нашли «История ТАССР за 10 минут», «Татары: происхождение народа», «Еда татар», «История Казани».

Вместе с тем, историки уже понимают, что теперь необходимы новые идеи, как можно представлять историю татарского народа и Татарстана.

Организаторы круглого стола преследовали не только цель популяризации науки

«У нас есть определенные проблемы, касающиеся единства татарской нации»

Следует отметить, что организаторы круглого стола преследовали не только цель популяризации науки. Всероссийская перепись населения должна была пройти в этом году, но из-за пандемии коронавируса была перенесена на следующий год. Тем временем в информационном пространстве вновь усилились баталии вокруг национальной идентификации татар и родственных народов (башкир, ногайцев, нагайбаков и др.). Имеют место и опасения фальсификации результатов переписи. В частности, есть беспокойство, что татар и носителей татарского языка по результатам окажется меньше, чем в 2010-м или в 2002-м годах.

Кроме того, остается нерешенным вопрос национальности и языка жителей северо-западных районов Башкирии и населения, проживающего вдоль границы соседних республик. Впрочем, и о «холиварах» вокруг акций «Татарча диктант» и «Башкирский диктант» на северо-западном диалекте «Реальное время» писало неоднократно.

Зачастую стороны, дабы обосновать свою позицию, прибегают к истории, и каждый интерпретирует факты уже по-своему.

— Предстоит перепись населения, — напомнил Радик Салихов. — У нас есть определенные проблемы, касающиеся единства татарской нации. Татары проживают в разных регионах Российской Федерации. И наша задача как ученых — дать объективный исторический, научный фундаментальный материал для обоснования идентичности татарина, проживающего в областях Центральной России, в Астраханской области, Западном Башкортостане, во всем татарском мире. И нашей деятельности явно недостаточно. Не хватает материалов по истории деревень, по биографии знаменитых личностей, по любым примерам, которые поднимают чувство национального достоинства.

Как сообщил Булат Хамидуллин, в преддверии переписи было выпущено две книги серии «Регионы компактного проживания татар в Российской Федерации»

Как сообщил заведующий центром изучения татарской диаспоры Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ Булат Хамидуллин, в преддверии переписи было выпущено две книги серии «Регионы компактного проживания татар в Российской Федерации». Также ИТЭР запустил портал tatarica.org на двух языках — русском и татарском.

При этом продолжаются информационные атаки на Татарстан и татар, в том числе с помощью «говорящих голов» федерального масштаба — политиков, блогеров, общественных деятелей. А неоднократные попытки ввести празднование на общероссийском уровне Стояния на реке Угре закономерно вызывают «аллергическую реакции» не только в Казани или в татарском мире. И весомый вклад в отражение этих «наездов» вносят авторитетные историки, к которым обращаются журналисты.

Весьма болезненно в Татарстане, Башкортостане и некоторых других регионах восприняли отмену обязательного изучения национальных языков в школе. Эту инициативу озвучили перед президентом России Владимиром Путиным в 2017 году. Тревогу забили педагоги, родители, государственные деятели. Однако здесь неплохим подспорьем выступили общественные и религиозные организации. Так, в Татарстане Всемирный форум татарской молодежи с каждым годом расширяет географию «Татарского диктанта». Духовное управление мусульман Татарстана с подачи муфтия Камиля Самигуллина проводит курсы татарского языка при мечетях республики и ежегодно объявляет тематические конкурсы (в 2020 году — «Динем ислам, милләтем татар» («Мой народ — моя гордость»)).

Неслучайно и 2021 год президент Татарстана Рустам Минниханов предложил объявить Годом сохранения родных языков и народного единства. Такое решение главы республики эксперты оценили как своеобразный ответ региона федеральному центру.

Габдрафикова призвала усилить работу на ТВ, в частности, с телеканалом ТНВ

«Раньше не было системности в работе со СМИ»

Что касается именно популяризации истории, спикеры неоднократно отмечали «Реальное время»: издание уделяет немало внимания отдельным вопросам прошлого Казани, Татарстана, соседних регионов, татар и башкир.

Один из постоянных авторов интернет-газеты Лилия Габдрафикова, главный научный сотрудник Института истории, которая 3 месяца назад начала писать в «Яндекс.Дзен», обратила внимание на темы, которые больше всего интересуют ее читателей. Так, немало откликов вызывают материалы о происхождении татар, древней истории и истории населенных пунктов.

— Раньше не было системности в работе со СМИ. И «Реальное время» нас растормошило. При этом многое зависит от личности журналиста и его заинтересованности в теме, — подчеркнула Габдрафикова.

Также она призвала усилить работу на ТВ, в частности, с телеканалом ТНВ. Телекомпания располагает качественным оборудованием и высокопрофессиональными специалистами. В пример она привела опыт соседей из Башкирии — БСТ. По ее мнению, на башкирском телевидении уфимский историк Салават Хамидуллин делает передачи весьма интересные и содержательные, хотя контент может вызывать вопросы у академического сообщества.

Некоторую дозу критики от Лилии Габдрафиковой получило «Татарское книжное издательство». Несмотря на хорошую техническую базу, по ее мнению, у руководства учреждения нет системной работы с историками, «все у них строится на личных отношениях», и они не мониторят читательский спрос.

— Портфель в книжном издательстве забит на ближайшие 10 лет. И финансирование уже много лет находится на одном и том же уровне, несмотря на дорожающие материалы, — возразил Булат Хамидуллин.

В ходе разговора были вставлены шпильки и в адрес ученых. Зачастую язык историков оказывается нагружен терминологией, а их тексты изобилуют сложными предложениями. Такие материалы для среднестатистического читателя бывают скучны, даже если в них изложены занимательные факты.

Также собравшиеся предложили усилить работу ученых в социальных сетях (особенно в «Фейсбуке»), Telegram-каналах и на других информационных площадках.

1/37
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Тимур Рахматуллин, фото Максима Платонова
ОбществоИстория Татарстан Институт истории им. Ш.Марджани АН РТСалихов Радик РимовичГабдрафикова Лилия РамилевнаХамидуллин Булат ЛироновичИнститут татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ

Новости партнеров

комментарии 87

комментарии

  • Анонимно 28 сен
    О Салавате Хамидуллине не может быть ни одного хорошего слова. Он средоточие бесстыдной лжи в отношении татарского народа. На официальном уровне за счет бюджета Башкортостана, созданного в огромной степени трудом татар Башкортостана, он представляет татар кем угодно, только не татарами. С таким человеком должна вестись жестокая борьба за каждое высказанное слово, с привлечением к судебной, уголовной ответственности. Надо создать для этого юридическо-историческо-правовой орган общественности татар мира, ВКТ-всемирного конгресса татар для отстаивания интересов татар. Лилия Габдрафикова , по моему, многое путает, вряд ли она отстоит татар. И , конечно, надо отстаивать интересы татар в Курултае Башкортостана путем преобладания там татар-депутатов. Вот какое там сейчас соотношение? Знают ли это историки из института истории татар?
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    Госсобрание-Курултай РБ почти ничего не значит в руководстве республики. Хоть одними татарами заполни его. А так, там рулят Назаров, Сидякин, Серышев, Толкачев и Аветисян. Кто из них башкир?
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    Это пока Курултай карманный ручной орган. Но придет время, оно неизбежно. Причем придет при нравственном, экономическом крахе всего нынешнего Башкортостана с его нынешним руководством.
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    он всегда таковым и был. а если придет справедливое руководство, то не будет надобности выяснять национальность каждого его члена
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    Как раз придет время расставлять "точки над i". Досконально надо будет разбираться с фальсификациями переписей, выборов и всего остального.
    Надо будет разбираться, как это Салават Хамидуллин истратил миллиарды бюджетных рублей на унижение татар Башкортостана (и даже Татарстана), всячески их причисляя к башкирам.
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    Ну вы фантазер. Откуда миллиарды бюджетных денег у Хамидуллина?
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    13:01. Вот обязательно придется ответить Салавату Хамидуллину за трату миллиардов рублей совместно с БСТ на антитатарскую компанию.
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    Выйди-ка, аноним, на свет, если такой правдоруб. Или сам боишься, что призовут к ответу за клевету?
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    А что , нет уполномоченных гос.органов для обнародования бюджетов БСТ с антитатарскими программами Салавата Хамидуллина на протяжении лет 20 или более?
    Ответить
    Анонимно 05 окт
    Ни одной бюджетной копейки, и уж тем более твоей, не потрачено. Расслабься
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    А причем тут татары? Хамидуллин популяризует истоию башкир, чтобы мы не забывали свою историю и нп становились манкуртами.
    Какое есть дело у татаристов до башкир и до северо-запада Башкирии? Там большинство населения башкиры. Мой район где я родился входил в Бирский уезд Уфимской губернии, и в целом этом уезде в начале 20 века было всего 3% ясачных татар! А тотом пошел процесс записывания всех башкир в сословие ясачные татары. Так что не факт, что ясачные татары потомки казанских татар, в это сословие записывали башкир чувашей, марийцев, удмуртов. А предки казанских татар сами себя татарами стали называть только в начале 20 века, с трудом, после долгих споров о том как называтся.
    В отличие от казанских татар этнос башкир уже сформировался в средневековье. А казанские татары тогда ещё не отделились от чувашей. То есть в Среднем Поволжье был этнос чувашей который в конце средневековья разделился на три ветви на чуваш которые сохраняли булгарский язык, на бесермян переселившизся на Вятку, и часть чуваш начала переходить на кипчакский язык. Потом эти перешедшие на кипчакский язык чуваши и стали основой казанских татар.
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    У той же Лилии Габдрафиковой, как она заявила недавно в одном интервью, предки-башкиры из Буздякского района ранее были в сословиях "тептяри" и "ясачные атары"
    Ответить
  • Анонимно 28 сен
    Ничего не имею против "науч-попа" в Истории.
    Главное не забывать, что на первом месте стоит "науч", а "попа" на втором.
    Голова должна управлять задницей, а не наоборот - вроде получился "науч-поп" в биологии?
    Удачи.
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    Ну вы, сударь, загнули
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    Так слово мне понравилось - "науч-поп".
    Молчу, молчу....
    Ответить
  • Анонимно 28 сен
    Давно назревшая проблема - популяризация научных знаний об истории татар, истории Татарстана и работа в этом направлении ведется Институтом истории, ее надо усиливать в разных направлениях и на разных публичных информационных площадках. Это очевидно. Но! Нельзя путать пропаганду научных знаний с политпропагандой. Институт не может и не должен брать на себя функции центра политпросвета, политического авангарда. Тогда он перестанет быть историческим научным учреждением. Политическое ток-шоу со своим, условно говоря, боевым"Соловьевым" должно появиться на ТНВ, а ученые будут питать его информационно. Только так. В противном случае, Институт истории ожидает закат.
    Ответить
  • Анонимно 28 сен
    Хорошее начинание
    Ответить
  • Анонимно 28 сен
    На каком языке то хоть обсуждали?
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    На русском и татарском. Оба языка использовались активно.
    Ответить
  • Анонимно 28 сен
    Почемуто Булат Хамидуллин и Салават Хамидуллин скрывают от всех,что они братья.
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    Булат - башкорт?
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    еще какой
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    Салават татарин, но считает себя башкортом,потомучто башкорты Китайскими императорами были и Египетские пирамиды строили.
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    ну началось... сейчас пойдет выяснение, кто татарин, кто башкир со всеми домыслыми.
    Ответить
  • Анонимно 28 сен
    Может вам еще и сплясать? Это ученые? И вы хотите чтобы они превратились в клоунов для развлечения общества? Пусть наукой занимаются, а популяризировать должны журналисты
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    Все великие учёные были одновременно и популяризаторами Науки.

    Профессора Императорского Казанского университета читали популярные научные лекции для казанцев и приезжих - от Лобачевского и Бутлерова до Бодуэна де Куртене и Загоскина.

    После популярной лекции по химии и химической технологии доцента Киттары ярославские купцы братья Крестовниковы, посетившие от скуки эту лекцию - остановились проездом из-за метели в Казани - построили в Казани один из крупнейших химических заводов в России, который работает до сих пор.
    Ответить
  • Анонимно 28 сен
    10:59. Вы категоричны как стиральная доска. Ученый человек, в первую очередь, гражданин, вернее сын своего народа, патриот своего народа.
    Он как раз должен всю мощь своего таланта направить на защиту своего народа.
    Ответить
  • Анонимно 28 сен
    Шо? Опятъ?
    90-е возвращаются?
    Опять взлет национализма под соусом "защиты национальных интересов"?
    Спокойно живем или все другие проблемы уже решены?
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    корвалол в твоём возрасте лучшее лекарство
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    это Вы про ползучую русификацию?
    Ответить
  • Анонимно 28 сен
    Татаристы-марджанисты даже не скрывают, что в предверии переписи собираются выпускать материалы по татаризации башкир, ногайцев, нагайбаков.
    Ответить
  • Анонимно 28 сен
    Кстати, Габдрафикова хорошо знает башкирский язык, а ее предки - башкиры из Буздякского района РБ. Но уехав в Казань, стала башкирофобкой. В издании снтат.ру она отказала в башкирском самосознании жителям Татышлинского района РБ, заявив, что их шежере ничего не значат, так как Салават Фатхутдинов назвался "татаром", то все они автоматически тоже "татары". В интервью бизнес-онлайн, она заявила, что северо-западного диалекта башкирского языка не существует, т.к. ее "знакомые татары" говорят на татарском языке. Спрашивается, где логика, и при чем тут татары, если на северо-западном диалекте башкирского языка говорят башкиры, а не татары.
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    И что в этом башкирофобского? То, что язык жителей северо-западных районов Башкирии небезосновательно считает татарским - это и есть башкирофобия?
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    Это просто глупо, будучи доктором наук как она, рассуждать о башкирском языке по своим "знакомым татарам". Журналист спрашивал у нее северо-западном диалекте башкирского языка, на котором говорят башкиры, а не о языке ее "знакомых татар".

    Габдрафикова много чего еще башкирофобского наговорила в том интервью. Видимо, в институт Маржани только таких и берут.
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    С таким же успехом язык казанских татар можно считать башкирским.

    Это как язык владимирцев и ярославцев в 19 веке.
    Жители разных владимирских и ярославских деревень говорили на своем диалекте, но литературный язык общий - русский.

    Так и поволжские тюркские мусульмане в начале 20 века говорили в своих деревнях на разных диалектах - но литературный язык был общий - назовем его "поволжское тюрки", например.

    Но марксисты, диктаторы Ленин и Троцкий разделили поволжских тюркских мусульман с единым литературным языком на "башкир" и "татар" - что мы и празднуем уже второй год подряд.

    Найдут учёные общий этноним для "башкир" и "татар" и будет единый этнос, единая нация.

    Ответить
    Анонимно 28 сен
    Глупости вы талдычите. Ничего против башкир она не говорила. Она про татар речь вела. Конечно, умный человек вряд ли поддержит галиматью о каких то лиалектах северозападных
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    Ну башкиры были и до Троцкого и Ленина. А вот предки казанских татар действительно начали называть себя татарми только в начале 20 века. И насчеь языка тюрки тоже ошибка. Это был литертатурный язык, а не разговорный
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    Только разница в том, что предки казснских татар перешли на этот язык поздно. Раньше они говорили на языке чувашей, то есть на языке булгарского типа и только под влиянием башкир и ордынцев перешли на кипчакский язык.
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    Ну так она известным способом появилась в институте
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    Северо-западный диалект башкирского языка впервые описан учеными-филологами еще в 1930-е годы. И никто из татарских филологов с тех пор не написал ни одной статьи в опровержение или критику. Потому что существование этого диалекта - научный факт, с которым не поспоришь.
    Ответить
    Анонимно 08 окт
    Этим этнонимом будет "башкир", он наиболее устойчив. Башкиры уже тысячу лет сохраняют свой этноним, а предки казанскиз татар успели за это время побыть булгарами, чувашами, и уже сто лет назфваются татарми, посмотрим кем ещё они назовутся в будущем.
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    Всем известно что в Татышлинском районе живут татары. И это не опровергнуть никакими шеджере
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    Всем известно, что в Татышлинском районе живут башкиры))) Просто в советские времена в Башкирии происходила татаризация башкир. Темпы роста татар в Башкирии были выше темпов их роста в ТаССР, это за счет того, что башкир переписывали в татары. Кстати по всему СССР количество татар за 30 лет прибавилось на 1,6 млн. Это нереальные цифры, за 30 лет народать столько людей невозможно и такой взрывной рост произошел за счет переписывания других народов в татары.
    Ответить
    Анонимно 04 окт
    Между тем в Баймакском ,Зианчуринском и Учалинском районах РБ есть татарские села
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    Согласно данным лингвистики даже приуральский татарский язык возник из башкирского языка. Так что даже татары живущие в Башкирии говорят фактически на башкирском языке.
    Тем более раньше предки казанских татар говорили на чувашском языке, то есть на языке булгарского типа, и назывались чувашами. Потом постепенно под влиянием языка башкир и ордынской аристократии Казанского ханства в 15-17 веках перешли на кипчакский язык, долго сохраня двуязычие. А башкиры изначально говорили на этом обычнотюркском языке.
    Это кстати было известно ещё исследователям дореволюционным. Магницкий В. К. пишет, что казанские татары на самом деле чуваши, перешедшие на кипчакский язык под влиянием мишарей и башкир.
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    Согласен, по сути, за несколько веков проживания среди башкир, язык татар Башкортостан стал башкирским. Все эти говоры: бирский, белебеевский и др.- фактически, говоры башкирского языка. То есть это татары обашкирились по языку, а не башкиры отатарились, язык башкир остался башкирским.
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    Те же мишари Башкортостана в большинстве своем утратили свой чокающий и цокающий мишарский язык и говорят на диалекте башкирского языка. Уже по переписи 1897 года их предки называли свой язык башкирским, а себя башкирами.
    Ответить
    Анонимно 08 окт
    Кстати язык северо-западных башкир ещё в первой половине 20 века изучался и считался частью башкирского языка. Споры шли о том отдельный ли это диалект или же просто говор. Поэтому одни лингвисты выделяли его в отдельный западный (северо-западный) диалект башкирского языка, а часть считала северо-западным говором южного диалекта.
    Ответить
  • Анонимно 28 сен
    Если бы вы не разделяли свой народ булгаризмом, татары из других регионов были бы с нами!
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    Например, азербайджанцы знают об этом?
    Их чиновники Российской империи тоже "татарами" называли.

    И, уважаемый, что значить "были бы с нами"?
    Что Вы имеете ввиду?

    Все народы вместе летят с огромной скоростью на малюсенькой планетке Земля в ледяном безвоздушном космическом пространстве.
    Вы то что хотите?
    Кого-то высадить?
    Ответить
    Анонимно 29 сен
    Вы хотите сказать, что астраханские татары, сибирские татары, уйгуры, балкарцы и т.д. говорят не на татарском языке и не понимают поволжских татар? У всех у нас, татар из разных регионов современного государства один корень. И разделять нас не надо, мы не в детском саду и понимаем для чего это надо.
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    Просто в татары записали разные этносы, вот поэтому и нет единства. Башкиры например единый этнос, русские тоже.
    Ответить
    Анонимно 28 сен
    Скажи это хакасам, шорцам, которые называют себя татарами, но являются двумя разными народами. Татарми они называют себя потому, что русские всех тюрков подряд обзывали татарами. По этой же причине азербайджанцев тоже называли татарами.
    Ответить
  • Анонимно 28 сен
    А какие это вопросы академического сообщества, если работы Хамидуллина основаны на трудах Кузеева и являются их продолженим и развитием. К Кузееву никто претензии не предьявлял, наоборот его работы считаются самыми научными и объективными, непротиворечиво отражающие не только историю башкир, но и других народов Волго-Уральского региона. У Кузеева два фундаметальных труда по этногенезу: по этногенезу башкир и по истории и этногенезу народов всей Волго-Уральской историко-этнографической области.
    Вообще это общепринятая научная концепция.
    То что работы Кузеева и Хамидуллина мешают татаристам присвоить историю башкир себе, так это проблемы татаристов. Татаристы ведь пытаюся "стырить" башкирские кланы и кланы Золотой Орды, хотя казанские татары не имеют отношения к ордынским кочевникам, у них никогда не было кланов. Потому что казанские татары в основе потомки местного доордынского населения, в основном финно-угров смешанных с булгарами. В их состав вошло незначительное количество кипчаков. А ордынская аристократия вообще бежала после 1552 года из Казанского ханства, либо была уничтожена русскими в ходе Первой Черемисской войны. Да и назывались предки казанских татар чувашами. Кстати да начала 20 века башкиры тоже называли предков казанских татар чувашами - это ещё Ш. Марджани писал в конце 19 века. Марийцы тоже называли и до сих пор, наверное называют, казанских татар суасами.
    Ответить
  • Анонимно 28 сен
    Коренные земли казанских татар на пару с марийцами - Заказанье. Горная сторона - чуваши, север РТ - удмурты, Закамье - башкиры.
    Ответить
  • Анонимно 29 сен
    Почему молчат ученые историки из Института Марджани? Почему не дают мгновенный ответ на безумные вопли и реплики ненавистников татар?
    Ответить
    Анонимно 29 сен
    Где вы видели, слышали безумные вопли и реплики ненавистников татар?
    Есть только аргументированные ответы на выпады татаристов. А что вы хотите? Башкиры, ногаи, сибирские татары должны спокойно смотреть на весь этот бред которую несет татаристкий агитпроп? "Башкиры сословие, башкиры угры, башкир вообще нет"? Теперь даже до Казахстана добрались, туда начали ездить - "доказывать", мол вы татары, а не казахи!
    Ответить
    Анонимно 30 сен
    В натуре, вы сами первыми начали сто лет назад. Это вы, татаристы, сто лет назад начали отрицать существование башкир и других этносов, объявив их татарами, а когда другие этносы не захотели и не хотят стать татарами, то сами обижаетесь, строите из себя сироту казанскую.
    Так что это естественный ответ тюрков на потуги татаристов присвоить их историю, культуру и ассимилировать их.
    Как говориться, сила действия рождает противодействие.
    Ответить
    Анонимно 30 сен
    в натуре вы же всегда башкиры говорите что 100 лет назад татар еще не было

    то есть татар не было,но татары всех в татары записывали?
    Ответить
    Анонимно 01 окт
    Но татаристы то были, именно они и пропагандировали татарскость. Как писал татарист Г. Ибрагимов народ не хочет называться татарами и кидается с кулаками на того, кто их так назовет. Шли споры по этому поводу, и с трудом после долгих холиваров в 1920 году, благодаря больлевикам, с созданием Татарской АССР это название закрепилось за казанскими мусульманами.
    Ответить
    Анонимно 03 окт
    Как создание ТАССР повлияло на то, что астраханские, сибирские, литовские татары называют себя татарами? Почему татары Ульяновска и Уфы называют себя татарами? Какое они имеют отношение к созданию в 1920 году ТАССР?
    Ответить
    Анонимно 03 окт
    Так с созданием ТАССР появился татарский народ. Стало возможным создание татарского языка, литературы, культуры и пошла миссионерская деятельность большевиков и татаристов по внедрения всего этого в широкие массы населения в процессе коренизации. Заодно пошел процесс деконструкции башкирской этничности. В ТАССР, БАССР, Свердловской, Пермской, Челябинской областях ими был запущен процесс превращения башкир в татары. Так в Башкирии в 20 веке был взрывной рост татар, за счет переписывания башкир в татары. В Свердловской области башкир целыми деревнями записывали татарами и т.д.
    Ответить
    Анонимно 04 окт
    Как создание ТАССР повлияло на то, что астраханские, сибирские, литовские татары называют себя татарами? Почему татары Финляндии и Румынии называют себя татарами? Какое они имеют отношение к созданию в 1920 году ТАССР?
    Ответить
    Анонимно 04 окт
    //С созданием ТАССР появился татарский народ// - кто написал такой бред?
    Ответить
    Анонимно 04 окт
    А кто сюда врача вызывал??
    Ответить
    Анонимно 04 окт
    Что значит бред? Я видел бред и позабористее. А этнологи как раз считают, что приянтие этнонима этносом и является началом появления этого этноса.
    По крайней мере я признаю, что были предки казанских татар, которые назывались чувашами, то есть был чувашский этнос. Некоторые и этого не признают. Пишут мол пиедки казанских татар назывались мусульманами, то есть, что у них вообще не было этнического самосознания, а только конфессионим, то есть ощущали общность с арабами, таджиками и другими мусульманами, но не считали себя отдельным этносом.
    Ответить
    Анонимно 11 окт
    Что за бред пишут здесь башкиры и чуваши!? Чуваши НЕ булгары, то что в интернете проскакивает информация о том, что чуваши булгары - это фальсификация, НЕ правда и это подтверждают ученые, историки, исторические факты и документы. Чуваши - прежнее племя "веда" и у них язык не булгарский и никогда на нем не разговаривали. Булгарский ("татарский") язык схож с балкарским, карачаевским (народы Кавказа, потомки сына Кубрат хана - Бат-Баяна). Чувашей к тюркской группе притянули за "уши". Никто из тюркоязычных народов не понимает чуваш. Кембриджский университет провел глубокое исследование в анализе тюркских языков в языках народов славян и финно-угорских языковых семей. Выводы ошеломили ученых: при подсчете тюркизмов в украинском языке насчитали 4000 тюркских слов-заимствований, а у чувашей оказалось всего около 700 тюркских слов-заимствований. Более того, в чувашском языке более 900 монгольских слов, фонетика монгольская, в морфологии – монгольские элементы. Здесь мы видим, что монгольских слов в чувашском языке намного больше чем тюркских слов, т.е. очевидно, что к монголоязычным татарам больше подходят чуваши (монголо-чуваши). Очевидно, что чуваш ошибочно отнесли в тюркскую группу. Получается, что даже украинцы больше тюрки и ближе булгарам (т.н. ложным именем "татары") чем чуваши. «Язык современных татар является естественным и прямым продолжением языка булгар» - Латыф Заляй (1894-1966), д.фил.н., профессор, ученый-тюрколог. Я. Кузьмин-Юманиди, П. Кулешов: «...после того как были обнаружены подлинно булгарские письменные памятники и выяснилось, что булгары говорили не на чувашском, а на обычном западно-тюркском языке, пришлось отказаться и от этой «болгарской» гипотезы, тем более что и новейшие археологические данные тоже не позволяют признать чувашей наследниками булгар. Иными словами, булгары и чуваши — это совершенно разные этносы, и их невозможно отождествлять ни по материальной культуре, ни по языку, ни по религиозному верованию, что и вынудило отказаться от этой гипотезы».
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    спасибо скажи ленину и сталину, которые дали татарам национальность и республику
    Ответить
  • Анонимно 29 сен
    Бла бла бла, хватит уже болтать, никакого толка! Начните уже работать, действовать!
    Ответить
  • Анонимно 29 сен
    А как они дадут мгновенный ответ на если вся история татар построена на песке. На Недоразумении, как говорил Садри Максуди. Далеко ли можно уехать опираясь на недоразумение?
    Ответить
  • Анонимно 29 сен
    «А неоднократные попытки ввести празднование на общероссийском уровне Стояния на реке Угре закономерно вызывают «аллергическую реакции» не только в Казани или в татарском мире». Никакой аллергической реакции у современных татар не должно быть на Стояние на Угре. Ибо предки современных татар не стояли на Угре. Они были - чувашами.
    Ответить
    Анонимно 30 сен
    Ну да, предки казанских татар там не стояли. Тем более Казань была противником Большой Орды и хана Ахмата. В Казани сидели потомки Улу- Мухаммеда, у них была кровная вражда с потомками Кичи-Мухаммеда. Хан Ахмат как раз прямой потомок Кичи-Мухаммеда. В своё время Улу-Мухаммед и Кичи-Мухаммед жестко воевали за право быть ханом Золотой Орды.
    Ответить
    Анонимно 30 сен
    Дык и русские на Угре тоже не стояли! Ведь там были войска всего двух княжеств -- Московского и Вологодского.
    Ответить
    Анонимно 30 сен
    А татары разве только казанские, других татар нет? Скажите нам еще что Большая Орда это ногайское или казахское государство. Сказочники вы братья Гримм
    Ответить
    Анонимно 30 сен
    В том, то идело, что сами все эти кочевники не были татарами и никогда так себя не называли. А Улу-Мухаммед вообще не имеет о ношения к современным казанским татарам, так как казанские таатары потомки местного доордынского населения и не имеют отношения к ордынским кочевникам.
    Ответить
    Анонимно 30 сен
    А вы найдите сегодня в Казани потомков местного доордынского населения, может с десяток наскребете. И то на вряд ли. В основном все потомки приезжих из деревень и весей Великой Татарии.
    Ответить
    Анонимно 30 сен
    14:01 буть добр и напиши нам как же называли сами себя те кочевники
    Ответить
    Анонимно 01 окт
    Смотри работы генетиков и антропологов, они как раз и говорят, что казанские татары не имеют отношения к ордынским кочевникам. Оснтвным населением Улуса Джучи были кочевники, они есть гтсударствообрвзующее население. Улус Джучи был кочевой империии и 95 % её населения составляли кочевники.
    Ответить
    Анонимно 03 окт
    Не надо ля-ля про генетиков и антропологов. Не надо ля-ля про кочевую империю. В Золотой Орде было множество городов.
    Ответить
    Анонимно 03 окт
    Не надо ля-ля про города. У гуннов были городища, у тюоков были города но это не мешало быть гуннам и тюркам кочевниками. То же самое в Улусе Джучи, это была кочевая империя состовшая и различных сложных вождеств структурированных в имперском пространстве.
    Ответить
    Анонимно 04 окт
    Ну и как назввался народ кочевники Золотой Орды?
    Ответить
    Анонимно 04 окт
    Казахо-башкиры әлбәттә!! ;)
    Ответить
    Анонимно 04 окт
    //Казах-башкиры элбэттэ// - что за бред?
    Ответить
    Анонимно 04 окт
    Они назывались по кланам и по принадлежности к определенному вождеству.
    Ответить
    Анонимно 05 окт
    Как они назывались?? Говоришь что НЕ татары, а как назывались сказать НЕ можешь!?
    Ответить
    Анонимно 06 окт
    Я уже ответил, у кочевников была развита клановая принадлежность и принадлежность к вождествам и сложным вождествам. Религиозное саиосознание было развито слабо, так как кочеввники слабо воспринимали ислам.
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    вот только татары - совсем не кочевники. и еще 100 лет назад для многих это слово "татар" было ругательным
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии