Новости

15:30 МСК
Все новости

Рафаэль Хакимов: «Татарин, великолепно говорящий на родном языке, но ворующий из бюджета, — не наш человек»

Зачем Татарстану своя идеология? Часть 3

Рафаэль Хакимов: «Татарин, великолепно говорящий на родном языке, но ворующий из бюджета, — не наш человек» Фото: Олег Тихонов

Директор Института истории им. Ш. Марджани, колумнист «Реального времени» Рафаэль Хакимов продолжает цикл колонок «Зачем Татарстану идеология?». Представляем вниманию читателя третью часть записок историка, написанных специально для интернет-газеты «Реальное время».

«За столетия татары претерпели изрядное давление»

Теоретиков по части идеологии в стране более, чем достаточно. Некоторые из них рассматривают «идеальные» с их точки зрения доктрины, системно излагая свое понимание государственного устройства, экономики, культуры, предрекая, как правило, неизбежное процветание Великой России. Но есть и такие политики, кто сравнивает Россию с «Титаником», плывущим на всех парах к катастрофе, и восклицают как буревестник революции: «Пусть сильнее грянет буря!».

Сознание большинства идеологов и политиков заражено конструктивизмом. Одни сочиняют идеальное российское общество, чем-то напоминая утопистов, другие хотели бы видеть Россию православной державой, или же халифатом — зависит от конфессии, третьи мечтают избавиться от всех народов и республик, создав единую российскую нацию — что-то вроде советского или американского народа. Последняя доктрина — изобретение академиков под названием «Россия — это нация наций» (В. Тишков). По замыслу авторов этой идеи, возможно существование «наций в нации», т. е., например, татары как нация (этнонация по терминологии В. Тишкова) после принятия соответствующего закона о российской нации станут частью «гражданской российской нации и идентичности». Однако российское гражданство уже существует, паспорта давно выданы, причем без графы «национальность». Спрашивается, чего же боле? Видимо, такое изобретение нужно только для одной цели — растворения татар, чеченцев и др. в русской культуре. При этом активисты этой кампании не задаются вопросом: «Почему татары не хотят стать русскими?».

За столетия пребывания татар в Российской империи они претерпели изрядное давление, пережили христианизацию, ограничения в правах, унижение, но остались татарами. Затем Столыпин, поняв бесполезность ассимиляции, решил расчленить татар, используя территориальное своеобразие в их культуре. Сталин довольно успешно продолжил эту политику, отыскав в стране младописьменные народы, а наши доблестные лингвисты-диалектологи помогли реализовать мечты теоретика марксистского языкознания, открыв множество новых языков, наречий, диалектов и говоров.

Затем советские обществоведы предсказали слияние наций при коммунизме, и власти приняли соответствующие меры. Организаторы переписи придумали новые народы, типа нагайбаков, лишь бы татар стало меньше. В Башкортостане целые татарские деревни скопом переписали в башкир. Началась кампания в защиту «гонимого» народа кряшен, у которого, оказывается, неведомая древняя история, не связанная с политикой христианизации, уникальная культура и даже свой особый язык. Будет вам! Более чистого, сугубо литературного языка я не слышал. Когда я попал на праздник «Питрау» и услышал, как 40 тысяч кряшен со всех краев и всей страны говорят по-татарски, то понял, что они и есть хранители родного языка в отличие от некоторых мусульманок, которые кутаются в платки, а по-татарски не могут даже поздороваться.

«Когда я попал на праздник «Питрау» и услышал, как 40 тыс. кряшен со всех краев и всей страны говорят по-татарски, то понял, что они и есть хранители родного языка в отличие от некоторых мусульманок, которые кутаются в платки, а по-татарски не могут даже поздороваться». Фото prav.tatarstan.ru

«Настоящий татарин — тот, кто интересы республики ставит выше собственных»

Ответная реакция на последние поползновения вертикали власти в национальном вопросе была весьма любопытной — интеллигенция вдруг озаботилась родным языком. Оказывается, настоящий татарин только тот, кто говорит по-татарски, ходит в тюбетейке и ест эчпочмак. Русскоязычные татары как-то провисли в вакууме. Национальное движение, будоражившее в 90-е годы публику не только в республике, но и по всей России, за последние годы в интеллектуальном плане явно начало вырождаться. Оно жует одну и ту же жвачку, без конца плачется и организует сабантуи: местные, республиканские, федеральные и, наконец, Евросабантуй. Полет мыслей отсутствует, похоже татарские интеллектуалы поддались общероссийскому духовному оскудению.

Татары по факту стали или двуязычными, или же русскоязычными. Это надо признать и успокоиться. Никто не спорит о значении татарского языка, но закрывать глаза на факты и тем более делать далеко идущие выводы о том, кто настоящий татарин, а кто недостоин такого звания, не стоит. Идентичность связана не только с языком, но и самосознанием, которое строится на знании истории, культуры, ментальности, нормах и ценностях, данных человеку с детства. Вместо сентенций и поучений лучше было бы показать успешных людей, которые внесли свой вклад в имидж татар и Татарстана.

Недавно я побывал в Польше, где татары говорят по-польски, иногда знают русский. Они гордятся тем, что Нобелевский лауреат Генрих Сенкевич татарин. Я впервые узнал, что популярный американский актер Чарльз Бронсон и знаменитый скульптор Магдалена Абаканович из польско-литовских татар. Нам бы гордиться такими соплеменниками, но мы о них узнаем случайно, зато одни и те же посредственные лица перманентно мелькают на экране. О народе начинают судить по таким сереньким персонам. Посредственность при значительной энергии и амбициях — страшная сила.

Для будущего Татарстана сугубо важно не просто знание языка, а готовность человека служить своему народу и республике. Для меня татарин, даже великолепно говорящий на родном языке, но ворующий из бюджета республики, — заведомо не наш человек, он работает не только против Татарстана, но и против своей нации. Настоящий татарин — тот, кто интересы республики ставит выше собственных. Заработал — очень хорошо, теперь вложи деньги в родную республику. Вот и весь критерий его идентичности.

Богатенькие не просто копят деньги, но еще соревнуются в демонстрации дорогих машин, коттеджей, яхт, снегоходов и т. д. Расточительность вытекает из неумения распорядиться финансами или кичливости, что сдерживает развитие человека и республики, а бережливость служит источником дополнительных инвестиций. Понятно, что сильное ограничение потребления тормозит экономическое развитие, ведь даже роскошь имеет свою экономическую составляющую, но во всем надо соблюдать меру. Недаром нас с детства учили: «Чаманы бел! — Знай меру!».

Татары, если накрывают на стол, то он ломится от изобилия, намного превышая разумные потребности. Точно также татары ведут себя в остальном. Отсутствие накоплений и вложений в собственное развитие — тормоз для всей республики, а не только для семьи. Нельзя жалеть денег на образование и надо быть скромным в остальном. В Швейцарии, одной из стран с самым высоким уровнем жизни, не увидишь дорогих машин, бывают иногда заезжие из других стран, или же «русские» раскатывают на Bentley или Ferrari. А швейцарцам показывать свое богатство считается неприличным. Они богатые не потому, что умеют воровать, а научились экономить и правильно вкладывать свои сбережения.

Национальное движение, будоражившее в 90-е годы публику не только в республике, но и по всей России, за последние годы в интеллектуальном плане явно начало вырождаться. Оно жует одну и ту же жвачку, без конца плачется и организует сабантуи: местные, республиканские, федеральные и, наконец, Евросабантуй

Республиканская идентичность, указывающая на консолидацию всех этнических групп, существует как факт и со временем только укрепляется. Однако такая идентичность, кстати, не ослабляющая этничность, не может быть самоцелью. Укреплять следует не вообще республиканскую идентичность, а позитивную ментальность, что исключает воровство, коррупцию и т. д., одновременно создает доверие внутри общества, не только разных этнических групп, но также бизнесменов друг к другу, чиновников и населения. К позитивным чертам общественного сознания следует отнести сосредоточенность на будущем, ориентацию на образование и просвещение, стремление не только к личному успеху, но и к достижению коллективных результатов.

«Важны установки на инновации»

Существуют ценности, определяющие успешность самых разных сообществ мира. Они группируются в непротиворечивый паттерн, определяющий культурный капитал страны. Не только финансы и материальные блага могут быть капиталом, но и культура становится важным фактором развития как производства, так и всей системы общественных отношений. Однако культура — это не куча знаний, которые сегодня легко найти в интернете, а умение распорядиться ими, это технологии, ноу-хау, а не готовность к игре «Что? Где? Когда?».

Сегодня, кажется, уже не надо доказывать, что именно образование — основа современной экономики. Знания — самый надежный путь к прогрессу, но только при инновационной ментальности, когда человек ориентирован на открытость и творческий подход. В развитых странах расходы на образование считаются лучшим вложением в будущее. В 90-е годы сознание руководителей Татарстана ориентировалось на продажу сырой нефти, а образование стояло на последнем месте. Такая структура сознания отражала общероссийскую ситуацию. Отсюда вытекал и остаточный принцип финансирования сферы образования. В республике понимание значения новых знаний, вроде бы, приходит, но университеты работают все хуже, среднее образование сталкивается с рядом трудностей. Можно найти добрую сотню уважительных причин, объясняющих отставание сферы образования от требований инновационной республики, но нет никакой возможности двигаться дальше, пока эта сфера не будет реорганизована.

Личный успех — двигатель не только экономики, но и социального развития. В то же время важен вопрос соотношения личного и коллективного. Если на Татарстан смотрят как на трамплин или дойную корову, то это одна ситуация, а если человек собирается жить в республике — другая. Работа на республику обогащает каждого, работа на себя — только тебя, и это вовсе не значит, что ты больше заработаешь. До революции наиболее успешными были «ак байлар» — люди чести, они никого не обманывали, скромно трудились на благо нации и благодаря этому стали самыми богатыми. Им доверяли.

Существовал аналогичный круг русских предпринимателей-меценатов. В Казанской губернии русские купцы и промышленники разработали «кодекс чести» и стали работать, как «ак байлар». Они тратили большие деньги на пожертвования тем не менее постоянно обогащались. Благодаря их честности с ними многие хотели иметь дело, что способствовало взаимному обогащению. Жесткий, но реалистичный этический кодекс служит прогрессу, воспитывает доверие и способствует стабильным отношениям с окружением.

При той близости интересов, ценностных ориентаций татар и русских в республике важны установки профессиональных или социальных групп на инновации, поиск новых технологий не только в экономике, но и в социальной жизни. Важно выяснить сегментацию татарстанского общества. Прогресс будут определять не этнические группы, а продвинутые этнически смешанные слои населения, ориентированные на поддержку «Корпорации Татарстан». Вначале они окажутся в меньшинстве, однако это участь всех групп, думающих о будущем.

«До революции наиболее успешными были «ак байлар» — люди чести, они никого не обманывали, скромно трудились на благо нации и благодаря этому стали самыми богатыми. Им доверяли». Фото idmedina.ru

«Клерикалы — это слой со своими интересами, а верующие — совсем другая публика»

Существуют консервативно настроенные слои населения и продвинутые группы. Какая-то часть людей консервативна в смысле сохранения традиционных норм (как позитивных, так и негативных) с оглядкой назад. Их можно назвать сторонниками «резервации». Долгие годы татары ориентировались на стратегию выживания, предполагающую консервацию традиций под видом сохранения идентичности. Сегодня Татарстан заявляет о себе как об инновационной республике, что предполагает открытость, самовыражение, успех на российском и мировом уровне. Это мало совместимо с идеологией «резервации».

Другую часть консерваторов — приверженцев различных традиционных конфессий — можно назвать «схоластами», ориентированными на возвращение средневековья. К ним можно отнести практически всех клерикалов. Исполнение ритуалов — важная часть нашей жизни, но среди священнослужителей есть и агрессивно настроенные экземпляры, есть даже запрещенные организации — это déjà vu средневекового мракобесия. Следует заметить, что клерикалы — это слой со своими интересами, нередко далекими от духовности, а верующие — совсем другая публика.

Средневековье проявляется и в поведении некоторых настоящих «хозяев», которые смотрят на работников как на холопов, челядь. Это современные «феодалы», признающие только беспрекословное подчинение. Несмотря на определенные экономические успехи, этот слой — явный тормоз, ведь критериями развитости общества служат не только прибыльность экономических агентов, к ним следует отнести также характер общественных отношений и признание прав личности.

Безусловно, тормозом оказываются приверженцы сталинского режима. Это тоже déjà vu тоталитарного мракобесия. Востребованность Сталина даже в ближайшем будущем нулевая, а историческая память будет сугубо отрицательной. «Сталинисты» — вымирающее поколение в буквальном и переносном смысле.

Среди молодежи уже существуют и будут усиливаться прозападные группы. Назовем их «западниками». Их задача — получить образование не только в России, но и где-нибудь в Лондоне, устроиться в перспективную фирму, а если повезет, уехать за границу.

Также существуют «почвенники», готовые служить родному краю. Они не исключают получения образования на Западе, но, к их разочарованию, окажется, что с гарвардским дипломов их здесь никто не ждет. За ними будущее, но очень трудное, не все выдержат испытания. В любом обществе самоотверженных личностей много не бывает, в то же время именно они определяют вектор развития.

«Безусловно, тормозом оказываются приверженцы сталинского режима. Это тоже déjà vu тоталитарного мракобесия. Востребованность Сталина даже в ближайшем будущем нулевая, а историческая память будет сугубо отрицательной». Фото ruspolitics.ru

В условиях конкурентной среды неизбежно выдвигаются циничные «карьеристы», шагающие по головам, умеющие использовать пиар в личных целях, и жаждущие немедленных поступлений на свой валютный счет. Они считают себя сливками общества, элитой, при этом ловко пробиваются на самые верхи, но будущее не за ними, а за теми, кто умеет работать с коллективом, чувствует себя заодно с народом. Такова природа общества, она дает блага энергичным циникам, а испытания — борцам за справедливость.

Основную инертную массу составляют конъюнктурщики, их можно назвать «флюгерами». От них не зависит принятие решений, наоборот, они готовы исполнять указания сверху. Они даже не интересны в качестве избирателей, поскольку выборы в стране мало что значат. В то же время эта масса — потенциальный источник для пополнения разных слоев своими сторонниками. В любом случае приходится считаться с такой массой.

В Татарстане, видимо, существуют или появятся еще какие-то сегменты татарстанского общества. К сожалению, исследование этого вопроса до сих пор не проводилось, а потому мы можем только гадать или предугадывать количество и характер групп, которые окажутся тормозом или же основным двигателем прогресса в Татарстане.

Продолжение следует

См. также:

Рафаэль Хакимов: «Есть ностальгия по годам «суверенитета», когда был энтузиазм и отсутствовало рвачество»

Рафаэль Хакимов: «Надо или признать федерализацию как приоритет, или смириться с возвращением к «феодализму»

Рафаэль Хакимов
комментарии 43

комментарии

  • Анонимно 08 июля
    Хорошая статья как всегда! Хакимов как хорошая гончая умеет держать "нос по ветру" и чуять настроения общества, молодец!
    Ответить
  • Анонимно 08 июля
    Татарскому народу надо защищать интересы нашего народа прежде всего и нашей родины - Татарстана!
    Ответить
    Анонимно 08 июля
    ВЕРНО!
    Ответить
  • Анонимно 08 июля
    Не знал что Генрих Сенкевич татарин , сейчас почитал-погуглил, отец его из татар, круто! Значит у нашего народа есть Нобелевские лауреаты, но надо больше! Татарлар Алга!
    Ответить
  • Анонимно 08 июля
    Настолько наивные вещи говорит Хакимов!
    От нас тщательно скрывали всех наших знаменитостей. А по сути каждый татарин-знаменитость.
    Вот Чингиз Айтматов чем хуже какого-либо нобелевского лауреата. Он выше многих. А мы предполагать не могли ,что он по матери татарин. И это касается многих.

    Ответить
    Анонимно 09 июля
    Давно у татар национальность передается от матери?
    Ответить
    Анонимно 31 июля
    У татар национальность передаётся по родителям.
    Ответить
  • Анонимно 08 июля
    тревожных настроений действительно много, я их предпочитаю не перенимать. если буря и грянет- значит, заслуженно.
    Ответить
    Анонимно 08 июля
    точно как Титаник идет на льдину а народ пытается стулья переставлять на палубе
    Ответить
    Анонимно 08 июля
    Многовековое давление на татар можно сравнить с давлением земных пород на графит, со временем и давлением делающий из графита алмаз! Наш народ выжил и сейчас, особенно молодежь , начинает уважать нашу культуру, историю, религию, обычаи! Татары и Татарстан - навсегда!
    Ответить
    Анонимно 08 июля
    Многовековое давление на татар можно сравнить с давлением
    ------
    Кто на них давил-то? Им вообще никто не мешал.
    Они же, по своим же всем байкам:
    а) сами со своим игом в Россию по уши влезли;
    б) сами сделали для русских государство и огромную страну;
    в) когда их иго всё кончилось, сами остались жить с ранее ими порабощенным населением, которое на оккупантов, за все их проделки, зла не держало.
    Ответить
    Анонимно 08 июля
    Волжские татары никуда по уши не влезали. Начали здесь жить гораздо раньше русских. Поэтому какого нам отсюда куда-то надо было уходить и оставлять свою землю оккупантам? Вы первый применили последнее слово. Фактически и сейчас ими являетесь.
    Ответить
    Анонимно 08 июля
    А кто кого куда гонит? Живите где хотите. Россия - одна на всех.
    Если вы не потомок иговых оккупантов, то либо ига не было, либо вы не то, кем себя считаете.

    Ибо, по текущим рассказкам, Чингисхан оккупировал данную территорию, татары же от него тащатся, поскольку пришли с ним.
    Для вас же, этот хан, получается - поработитель.

    Короче, сами разбирайтесь дальше в этих сказках.)))
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    Опять на всех ветках этот школьник пишет одно и то же. Школоту выдают скобочки. Ощущение, что мучается ребенок от безделья.
    Ответить
  • Анонимно 08 июля
    Рафаэль Хакимов: «Татарин, великолепно говорящий на родном языке, но ворующий из бюджета, — не наш человек»
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/70197-direktor-instituta-istorii-o-tatarstanskoy-ideologii#comments

    Владимир Путин: "Человек, ворующий из бюджета, должен сидеть в тюрьме - на каком бы языке он не говорил".
    Ответить
    Анонимно 18 июля
    А как могли поставить Камиля Исхакова на всякие набожные места?Когда он будучи мером творил все пакостные дела и сам в них принимал участие
    Ответить
  • Анонимно 08 июля
    «Настоящий татарин — тот, кто интересы республики ставит выше собственных»
    ----
    Стан - убер аллес?! Один стан, один коренной народ, один начальник?!
    Ответить
    Анонимно 08 июля
    Свои фобии приписываете Хакимову и истинным патриотам республики?
    Не марайте хорошие мысли, своими измышлениями смахивающие на национал-социалистические лозунги.
    Ответить
    Анонимно 08 июля
    ...смахивающие на национал-социалистические лозунги...
    -------
    А сами тогда расскажите: на что смахивают нынешние официозные становые бумажки и атрибуты, в которых кроме каких-то однокоренных о других народах региона ничего даже нигде не упоминается?
    Ответить
    Анонимно 08 июля
    Национал-социалистические лозунги ни Хакимов, ни другие патриоты никогда не применяли. И с какой кстати, вы после этих своих слов из нацистского словаря, вы вдруг стали прикрываться заботой о судьбе народов России? У вас полная каша в голове. Осталась одна неумная и неумная ярость и опасное словоблудие.
    Ответить
    Анонимно 08 июля
    Вы почитали бы сами, официозные становые бумажки и поглядели на атрибуты и сказали бы в чём в них отличия от тех плохих лозунгов?

    И не надо строить из себя негодование от заботы о других народах региона.
    Что однокоренные в стане себе написали, то и читайте, никуда не сворачивая.
    Ответить
    Анонимно 20 июля
    Продолжаешь писать одно и то же на всех ветках?))))) Кризис мысли или их никогда и не было? Копипейст и вперед и ума особого не надо.
    Ответить
  • Анонимно 08 июля
    Я впервые узнал, что популярный американский актер Чарльз Бронсон и знаменитый скульптор Магдалена Абаканович из польско-литовских татар.
    ----
    Это ещё что?!
    Вон в Германию, как-то из Казахстана, типа, немцы на ПМЖ приехали.
    Так таможенник на границе сказал, что у них из немецкого - только овчарка.
    Ответить
    Анонимно 08 июля
    Совершенно верно! В Правительстве РФ на руководящих должностях тоже одни "русские". Причем во все времена страной руководили товарищи и храждане русской национальности.
    Ответить
  • Анонимно 08 июля
    Прогресс будут определять не этнические группы, а продвинутые этнически смешанные слои населения, ориентированные на поддержку «Корпорации Татарстан».
    -------
    Это выходит, что отобранные коренные со всякими там прочими, как бы второсортными слоями станового населения, которые даже нигде официально не упомянуты в стане, будут совместно стараться на укрепление того, чего уже сейчас хочет порвать Россию до полной её ликвидации?

    После чего, эти оторванные куски спокойно оприходуют иноземные соседи.

    Это и есть тот прогресс, на пути к которому надо всем копать себе ямы?
    Ответить
    Анонимно 08 июля
    Альтернативы нет, кроме обрусения
    Ответить
    Анонимно 08 июля
    Есть. Читайте статью, а не витайте в своих фантазиях.
    Ответить
    Анонимно 08 июля
    Все у русских "запал" закончился, они выдохлись. Бумеранг обратно возвращается.
    Ответить
    Анонимно 08 июля
    Конечно альтернатива есть!
    Если пустить всё на самотёк с пофигизм и наплевательством, а также не мешать однокоренному населению станов, это всё само всё и закончится.

    Потом желудки надавят на мозги, и Россия станет единой и неделимой.
    Это самый простой путь в светлое будущее, но, правда, долгий - пока не сменится пара поколений.
    Ответить
    Анонимно 08 июля
    Татарам надо восстанавливать свой жизненный уклад, традиции и быт, культуру и язык, историю и героев! У нас одна дорога. Да еще с братьями по крови и вере надо подружить и чаще нам встречаться.
    Ответить
    Анонимно 08 июля
    Да, бога ради! Неужто кто возражает?

    Вы только русское население не грузите своими заморочками и дальше восстанавливайтесь как-нибудь сами, естественно, блюдя Конституцию и УК России..
    Ответить
    Анонимно 08 июля
    Все у русских "запал" закончился, они выдохлись.
    ------------
    Русские не выдохлись, они ещё даже не запрягали.
    Ибо смысла пока нет. Пущай вначале однокоренные вдосталь наиграются.
    Когда у русских движение начнётся, вы сами про то живо догадаетесь.)))
    Ответить
    Анонимно 08 июля
    А вы не мешайте нам и свой длинный нос куда не следует не суйте!
    Ответить
    Анонимно 08 июля
    Уже поздно, "ми руские " на шее у вас сидят.)))
    Ответить
    Анонимно 10 июля
    "Есть у русского человека бескорыстная любовь к подлости. Он ничего с этого иметь не будет, но гадость ближнему сделает". (Николай Гоголь.)
    Ответить
  • Анонимно 08 июля
    Статья - обычный взгляд из окна, видоизменённый пропагандой и идейными установками с элементами самовнушения.

    Такое может рассказать обычный индивид, потолкавшись в очередях и поглядев телевизор.

    От академика, хотелось бы услышать не абстрактно-сказочное, оторванное от действительности философское рассуждение, а реальный и логичный ответ на вопрос: "Что делать?", и лишь в его контексте и "Кто виноват?".

    Ясно дело, что в ответе должно быть показано, кто это всё будет делать и почему, при текущей в стане однокоренной системе.

    Будет и вовсе здорово, если автор найдёт примеры в мире, типа, Косово и т.д. и совместит зарубежные успехи со становыми результатами и грядущей перспективой.
    Ответить
    Анонимно 08 июля
    Страна большая, места много!
    Ответить
  • Анонимно 09 июля
    Рафаэль Хакимов: «Татарин, великолепно говорящий на родном языке, но ворующий из бюджета, — не наш человек»
    -------------
    Было бы интересно узнать мнение автора, по поводу сидевших на окладе гос чиновников, резко разбогатевших на простом оформлении на себя и родственников казённого имущества.

    Эти все кадры - ваши человеки?
    Если нет, то чем они вам не нравятся?

    И какое у вас к ним отношение: может не здороваетесь или за стол вместе не садитесь ...?
    Ответить
  • Анонимно 09 июля
    До революции наиболее успешными были «ак байлар» — люди чести, они никого не обманывали, скромно трудились на благо нации и благодаря этому стали самыми богатыми.
    -----------------
    Раньше, до революции, всё было радужно и красиво.
    Зачем революцию сделали - до сих пор непонятно?

    Кого бы автор порекомендовал молодняку в пример для подражания из современных богатых деятелей стана?
    С каких сумм капитализации, этих деятелей, начинаются положительные примеры, а с каких сумм, примера брать уже не надо?

    Есть ли в нынешнем стане кадры - «ак байлар», с которых молодняк, скопировав все до последней запятой их привычки и замашки, останется при этом честным и одновременно станет богатым и щедрым?
    Ответить
  • Анонимно 19 июля
    ВСЕ национальности придуманы для ДУРАКОВ!
    И все прекратите нести чушь, так как у якобы "татарских"чиновников есть любовницы с русскими фамилиями, рождающие от них потомство, но оно считается чисто "русским", так как якобы "татары" сама небесная непорочность и это не от них. Будьте умнее, ведь у всех рожи рязанские!!!!
    Ответить
    Анонимно 31 июля
    Вы узнали бы сначала, что такое "рязанская рожа", что ли
    Специально поясняю - это такой татарский типаж, также распространенный у русских рязанского региона - тонкие правильные черты лица, смуглая кожа, тёмные волосы, карие глаза.
    Ответить
  • Анонимно 20 июля
    Прекрасная статья Хакимова Рафаэля С.! В ней есть все - прошлое,настоящее, будущее татар. Согласен во всем с автором.
    Ответить
  • Анонимно 20 июля
    Именно так все и происходит, как пишет Хакимов Р.С. Думающие только о своих интересах татары не получают доверия в обществе и снижают авторитет татар, то есть, работают против татарской нации.
    В то же время хотелось бы отметить, что в микроорганизациях, в которых люди разных национальностей сотрудничают, отсутствие в воспитании у татар стремления к высоким материям приводит к тому, что в этих группах татары могут занимать только низовые позиции. Вот к чему часто приводит традиционное воспитание у татар - "работать и работать, а учатся только лентяи и бездельники". Корень зла лежит в семейном воспитании у татар. Надо менять эту ситуацию, иначе татары в конкурентной среде снова будут отставать.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Рекомендуем