Новости раздела

После 1917-го: что стало с миллионерами из топа татарского Forbes после революции

10 самых богатых татарских предпринимателей Казани начала ХХ века, входивших в первую гильдию купечества и владевших предприятиями с годовым оборотом не менее 1 миллиона рублей

После 1917-го: что стало с миллионерами из топа татарского Forbes после революции
Фото: idmedina.ru

На днях журнал Forbes опубликовал рейтинг самых богатых россиян. Казанский историк, колумнист «Реального времени» Радик Салихов составил список самых богатых татар, живших 100 лет назад. Специально для нашей интернет-газеты он приводит десятку обеспеченных предпринимателей, влиявших на экономические процессы страны начала XX века. Поскольку их состояние теперь посчитать весьма проблематично и, по предварительным оценкам, оно было примерно одинаковым, автор дает справку о купцах в алфавитном порядке.



  • Сулейман Мухаметзянович Аитов

    Сулейман Мухаметзянович Аитов купец первой гильдии

    Сулейман Аитов (1.02.1862 — 1922) продолжил семейное дело по торговле сырьем и пушниной в Казани, Сибири, Средней Азии. Ежегодный валовой доход одного только казанского коммерческого предприятия С.М. Аитова превышал 1 миллион рублей. Соответственно, высоким было и общественное положение предпринимателя. Он с начала 1890-х вплоть до 1917 года избирался гласным городской Думы, состоял почетным членом Казанского губернского попечительства детских приютов (1897—1917) и т.д.

    Неутомимая общественная деятельность купца неоднократно поощрялась властями. 30 января 1897 года за содействие в проведении всеобщей переписи у татар его наградили темно-бронзовой медалью и 9 января 1898 года золотой медалью с надписью «За усердие» на Станиславской ленте. За пожертвование в пользу неимущих предприниматель 4 июля 1913 года заслужил благодарность императрицы, 21 февраля 1913 года получил право ношения светло-бронзовой медали в память 300-летия Царствования Дома Романовых.

    Высокое доверие, которым предприниматель пользовался в торговом сообществе, позволило ему активно работать в банковских структурах. Он являлся членом Учетно-ссудного комитета Казанского отделения Государственного банка по торгово-промышленным кредитам с 23.12.1898 г. по 1917 год. За работу в КОГБ награжден 1 января 1904 года золотой медалью с надписью «За усердие» на Аннинской ленте, 1 января 1908 года золотой медалью с надписью «За усердие» на Владимирской ленте, 1 января 1916 года золотой медалью «За усердие» на Александровской ленте. Кроме того, он входил в правление казанского купеческого банка.

    С.М. Аитов был женат на Фатихе Абдулвалеевне Яушевой (1866 — 1942) — дочери троицкого купца-миллионера. Эта женщина известна в истории татарского народа тем, что в 1916 году создала в Казани первую национальную женскую гимназию. С.М. Аитов специально для этого учебного заведения отстроил прекрасное кирпичное здание и снабдил его всем необходимым. Вообще, коммерсант придерживался довольно прогрессивных взглядов для своего времени. Он решительно выступал за реформу татарских медресе, участвовал в создании первой мусульманской политической партии в России — «Союз мусульман», старался по мере возможности финансировать все передовые начинания в жизни нации. С.М. Аитов являлся также крупным благотворителем, не жалевшим денег на богоугодные дела. В 1898 году он построил в Адмиралтейской слободе г. Казани здание 2-й соборной мечети.

    После революции члены семьи подверглись преследованиям. Сын купца Ибрагим Сулейманович Аитов дважды — в 1929 и 1940 годах — приговаривался к заключению. Другой сын — Юсуф в 1937 году также был отправлен в лагеря по политической статье.

  • Абдулла Мухаметюсупович Апанаев (1873 — 28.09.1937)

    Абдулла Мухаметюсупович Апанаев (1873 — 28.09.1937) купец первой гильдии

    Один из учредителей «Торгово-промышленного товарищества Апанаевы и Казаковы». Крупный владелец недвижимости. Известен как активный общественный деятель: гласный городской Думы, член четырех комиссий при городской управе, член Губернского попечительства о детских приютах. В 1913 году А.М-Ю. Апанаев выступил с очень интересной инициативой. Он предложил создать Национальный музей, фонды которого бы составили древние книги, рукописи и другие реликвии, сохранившиеся у старинных татарских семей г. Казани. Известно также, что А.М-Ю. Апанаев проявлял живейший интерес к развитию национального просвещения и культуры. Именно по его совету и, очевидно, не без его помощи первая татарская библиотека «Китапханаи Исламия» и библиотека «Восточного клуба» стали систематически пополняться новыми изданиями и произведениями русской классики. Занимался он и благотворительностью: в 1916 году купец пожертвовал на нужды 2-ой соборной мечети г. Казани принадлежавший ему земельный участок в размере 40 десятин, который находился у деревни Зюзино Спасского уезда.

    Абдулла Апанаев был женат на потомственной почетной гражданке Зулейхе Мухаметшакировне Казаковой. Их дочь Гайша имела высшее медицинское образование и считалась самой красивой девушкой мусульманской Казани. Именно в ее честь будущий муж красавицы, известный литератор Гали Рахим, кстати, тоже выходец из богатой купеческой семьи, написал прекрасное стихотворение «Кукушка», которое вместе с одноименной мелодией композитора С. Габаши превратилось в популярный и по сей день татарский романс. Гайша Апанаева, обладавшая хорошими вокальными данными, стала первой его исполнительницей на одном из литературно-музыкальных вечеров, проводимых передовой татарской молодежью.

    После революции судьба самого Абдуллы Мухаметюсуповича Апанаева и его детей сложилась трагически. Сын Якуб эмигрировал в Турцию. Дочь Гайша после ареста мужа Гали Рахима уехала в Баку, где вышла замуж за видного общественного деятеля, ученого Наджиба Хальфина. Однако и он был впоследствии репрессирован как «враг народа». Сам Абдулла Мухаметюсупович в 1931 году попадает в лагеря за неудавшуюся попытку покинуть пределы СССР, а в 1937 году, едва освободившись из мест заключения, получает свой последний приговор — высшую меру социальной защиты, который и был приведен в исполнение 28 сентября того же года.

  • Мухаметбадретдин Абдулкаримович Апанаев (3.10.1867 — 1930 гг.)

    Мухаметбадретдин Абдулкаримович Апанаев (3.10.1867 — 1930 гг.) купец первой гильдии

    В 1894 году он начал самостоятельно заниматься торговлей и добился на этом поприще больших успехов. Сырье, пушнина, сало и шерсть — фирменные товары, на которые Апанаев к началу XX века сколотил большое состояние. Вместе с купцом И.М-С. Бурнаевым имел крупный мыловаренный завод, на котором выпускалось несколько сортов мыла. Кроме того, в Москве он содержал комиссионную контору. Свой статус богатейшего мусульманина Казани он подтвердил дорогостоящей покупкой и перестройкой знаменитого Юнусовского особняка на Юнусовской площади (ныне ул. Тукая, д.67/14).

    Был членом попечительских советов Александровского ремесленного и Казанского коммерческого училищ, Председателем Правления общества пособия бедным мусульманам. Будучи гласным городской Думы, М.-Б. Апанаев активно работал в ее финансовой, училищной и школьно-строительной комиссиях. Кстати, он был убежденным сторонником новометодного обучения в медресе и не раз собирал в своем доме на Юнусовской площади представительные совещания духовенства, купечества, демократической интеллигенции, на которых обсуждались насущные проблемы национального образования. Эта деятельность, а также финансирование новометодных учебных заведений, съездов мусульман заставила полицию взять М.-Б. Апанаева под негласный надзор.

    К тому же во время октябрьских событий 1905 года Апанаев, по сути, возглавив студентов и шакирдов, лично отбирал оружие у городовых и конных полицейских стражников, а затем был назначен восставшими милиционным приставом 5-й части г. Казани (т.е. Старо-Татарской и Ново-Татарской слобод).

    После поражения революции, отсидев несколько месяцев под арестом, М.-Б. Апанаев не отошел от национального движения и по-прежнему считался одним из авторитетных его лидеров, за что вплоть до октября 1917 года неоднократно подвергался судебным преследованиям. В 1923 году купец эмигрировал в Турцию, где в 1930-х годах скончался. После революции его дети, не успевшие эмигрировать, подверглись репрессиям. Так, сын Ахмет, способный, подающий большие надежды коммерсант, сослан на 10 лет в лагеря, такой же срок получила и дочь Разия, оставив сиротами двух малолетних детей.

    Старший брат купца имам Сенной мечети Габдулла Абдулкаримович Апанаев (1861 — 1919) — известный религиозный и общественный деятель, педагог-новометодист, журналист, издатель газеты «Азат», стал первой жертвой так называемого красного террора. Его расстреляли, подозревая в организации мятежа против Советской власти и убийстве комиссара К. Якуба. Г.А-К. Апанаев, женатый на дочери Ш. Марджани Бибихавве, был отцом восьмерых детей.

  • Мухаметсадык Мухаметсафич Галикеев (28.01.1847 — 1919)

    Мухаметсадык Мухаметсафич Галикеев (28.01.1847 — 1919) купец первой гильдии

    С 1891 года он торговал мануфактурными товарами, к началу XX века стал одним из самых богатых коммерсантов города. Ежегодный оборот только одного из магазинов в Гостином дворе превышал 1 миллион рублей. Кроме того, купец владел обширной недвижимостью в забулачной части города. М-С.М-С. Галикеев являлся авторитетным общественным деятелем и благотворителем. Он с 1897-го до 1917 года избирался гласным городской Думы, состоял членом учетного комитета Городского общественного банка, членом УСК КОГБ по торгово-промышленным кредитам с 5.03.1903 по 1917 год. За работу в КОГБ купец 1 января 1907 года был награжден золотой медалью с надписью «За усердие» на Станиславской ленте, 1 января 1916 года — золотой медалью с надписью «За усердие» на Александровской ленте.

    Купец пользовался огромным уважением мусульман Казани и губернии за финансирование медресе «Мухаммадия», строительство десятков мечетей, в том числе и казанской №10 в 1905 году (ул. М. Гафури, 67).

    Его младший брат Абдрахман Мухаметсафич Галикеев (28.05.1854 — 1927) начал заниматься коммерцией в 1891 году, после смерти отца. Особенно успешно он проявил себя в мыловарении. Ему принадлежал мыловаренный завод в Ново-Татарской слободе, на котором в 1916 году силами 12 рабочих вырабатывалось 20 000 пудов мыла. Общий оборот предприятия составлял 120 000 рублей в год. Продукция промышленника, рассчитанная на самый изысканный вкус, а им выпускалось около 10 сортов мыла, пользовалась большим спросом у населения.

  • Салих Сабитович Губайдуллин (20.07.1862 — 1935) купец первой гильдии

    Уже к 1893 году, расширив мануфактурное предприятие своего отца и являясь крупным продавцом-оптовиком его продукции, он заявил о своих капиталах по первой гильдии. Он вкладывал немалые деньги в приобретение земельных участков и доходной недвижимости, что также существенно увеличивало прибыли купца.

    С.С. Губайдуллин был просвещенным предпринимателем, прошедшим курс наук в медресе Ш. Марджани, человеком передовых взглядов. Он, в частности, финансировал многие начинания демократической интеллигенции. Это и проведение литературно-музыкальных вечеров, издание молодежной газеты «Эль-Ислах» («Реформа»), публикацию сборника, посвященного 100-летию Ш. Марджани и др. Всем своим детям купец дал прекрасное образование. Его старший сын Газиз Губайдуллин (Г. Газиз, 27.06.1887 — 1938) в 1909—1916 годы учился на юридическом и историко-филологическом факультетах Казанского университета. Еще до революции 1917 года он стал известен как автор ряда фундаментальных трудов по истории тюркских народов, истории татарской литературы, а также как талантливый писатель-прозаик. Время сурово обошлось с семьей Губайдуллиных. Ее глава в первые годы Советской власти подвергся контрибуции, а Газиз Салихович Губайдуллин был в 1938 году расстрелян по обвинению в буржуазном национализме.

  • Валиулла Гильмутдинович Ибрагимов (1882 — ?).

    Валиулла Гильмутдинович Ибрагимов (1882 — ?). купец первой гильдии

    Родился в семье казанского предпринимателя, происходившего из деревни Шапкино Тетюшского уезда Казанской губернии (ныне Камско-Устьинский район РТ).

    Продолжил и развил семейное дело по продаже бакалейных товаров. В.Г. Ибрагимов вместе с братом Усманом ( 24.02.1894 — ?) учредил 5 апреля 1912 года Полное товарищество «Торговый Дом Валиулла Ибрагимов с братом» с уставным капиталом в 75 000 рублей. Являлся владельцем нескольких кондитерских фабрик. Одна из них под названием «Альфа» размещалась в знаменитом «доме Шамиля», который в начале ХХ века стал принадлежать семье Ибрагимовых. Общий оборот предприятий составлял более 1 миллиона рублей.

    После революции Валиулла Ибрагимов с братом эмигрировали из России. По некоторым сведениям, представители казанской купеческой семьи обосновались в США.


  • Исмагил Мухаметгарифович Утямышев (2.02.1863) купец первой гильдии

    Происходил из рода фабрикантов деревни Маскара Малмыжского уезда Вятской губернии. Родился в деревне Норма (ныне Балтасинский район РТ). Владелец бязекрасильной мануфактуры и мыловаренного завода в Ново-Татарской слободе Казани, а также торговых заведений на Сенной площади с общим годовым оборотом почти в 2 миллиона рублей.

    Исмагил Утямышев неоднократно избирался гласным городской Думы, где работал в финансовой, училищной и школьно-строительной комиссиях; являлся членом Казанского общества взаимного кредита, казанских городских по квартирному и государственному налогу с недвижимости присутствий; членом общества пособия бедным мусульманам и др.

    В годы советской власти подвергся преследованиям. В 1933 году был осужден как «бывший крупный купец, участник националистической повстанческой организации».

  • Братья Каримовы

    Братья Каримовы книгоиздатели

    Братья Мухаметзян (25.08.1853 — ?), Шарифзян (1850 — ?), Хасан (1872 — ?) Мингазетдиновичи Каримовы — крупнейшие татарские книготорговцы и издатели, родились в д. Большие Чиркелеи Симбирской губернии (ныне Ульяновская область). Мухаметзян и Шарифзян, в ранние годы приехав в Казань, прошли курс богословских наук под руководством знаменитого имама Ш. Марджани. В 1898 году они создали «Торговый Дом в образе Товарищества на вере под фирмой бр. Каримовых», а 1 марта 1900 года открыли собственную типографию и словолитню, которая начала выпускать книги по самым разным отраслям знаний: произведения религиозно-дидактического характера, учебники, научно-популярную и художественную литературу. Как отмечал академик А. Каримуллин: «… типография бр. Каримовых уже через год после своего открытия набрала высокие темпы печатания книг, которые поддерживались и в другие годы… В 1901—1917 годы типографией бр. Каримовых издано 1 700 татарских книг общим тиражом 19.647.076 экземпляров...» В 1916 году в типографии трудилось 38 рабочих, а ее годовой оборот составлял 100 000 рублей.

    Книгоиздание не давало большой и быстрой прибыли, и поэтому братья Каримовы достаточно успешно торговали галантерейным, парфюмерным, москательным товаром. Они имели отделения Торгового дома в Оренбурге, Уфе (управлял Хасан Каримов), Нижегородской, Мензелинской, Ирбитской, Симбирской, Ханской и других ярмарках. Предприятие по оптовой продаже указанных товаров в Казани в 1916 году имело оборот в 300 000 рублей.

    Братья Каримовы, примыкавшие к лагерю прогрессистской татарской буржуазии, уже в первые годы существования своей компании приступили к реализации ряда весьма крупных проектов в сфере культуры. В 1906 году они поддержали инициативу А-Х.Н. Максуди о создании первой мусульманской библиотеки «Китапханаи Исламия». Для нее братья Каримовы предоставили большое помещение в собственном книгоиздательском комплексе — читальный зал на 150 мест, а также пожертвовали в ее фонд 448 книг различного содержания. Торговый дом братьев Каримовых успешно издавал общенациональную газету «Кояш» («Солнце»), редактором которой работал известный татарский писатель и публицист Фатих Амирхан.

    После революции имущество предпринимателей было национализировано, а их дальнейшая судьба и судьба их потомков в годы советской власти неизвестна.

    P.S. Судьба после революции неизвестна.

  • Мухаметшакир Мухаметзянович Казаков (1848—1932)

    Мухаметшакир Мухаметзянович Казаков (1848—1932) купец первой гильдии

    Сын крупного казанского предпринимателя. Сумел значительно укрепить и развить семейное дело в Астрахани, построив там большую чаеразвесочную фабрику и открыв несколько крупных торговых заведений. Значительные средства предприниматель вкладывал в покупку и строительство доходных домов. В 1906 году приобрел у А.Г. Хусаинова здание номеров «Булгар». В 1898 году купец построил в Астрахани большую каменную мечеть, которая и ныне является яркой достопримечательностью этого города. Финансировал построенную его отцом Мухаметзяном Назировичем Казаковым фамильную «Казаковскую мечеть» в Казани.

    Его сын Абдулхамит Мухаметшакирович Казаков (11.09.1848 — 1937) вместе со своим братом Мухаметрахимом (22.01.1874 — 1937) учредил 1 января 1908 года Товарищество на вере «Торговый Дом Братья Казаковы и Ко» для торговли разного рода товарами с уставным капиталом в 2 500 рублей. Необходимо отметить, что этот молодой предприниматель являлся одним из видных деятелей джадидского движения, финансирующим его программы. За попытку создания татарской учительской семинарии в Казани А-Х. М-Ш. Казаков в мае 1908 года вместе с Г. Баруди, С. Галеевым, Г. Апанаевым были высланы в Вологодскую губернию на два года под гласный надзор полиции.

    После революции семья лишилась всего имущества. Младший из братьев — Мухамед — уехал в Германию, где у Казаковых была торговая фирма. Фактически этот шаг спас ему жизнь. Потому что оба его старших брата — Мухаметрахим и Абдулхамит — были расстреляны в 1937 году.

    Мулланур Вахитов, также происходивший из рода Казаковых, был казнен белочехами в 1918 году, а его дядя — заместитель председателя Совнаркома ТАССР Исхак Казаков — расстрелян в 1939 году.

  • Ахмед Галеевич Хусаинов (1837—1906)

    Ахмед Галеевич Хусаинов (1837—1906) купец первой гильдии

    Родился в Сеитовском Посаде (Татарской Каргале) под Оренбургом. Дальние предки будущего купца приехали сюда в середине XVIII века из деревни Кибяк-Козино Казанской губернии. Еще в молодые годы вместе со своими братьями Гани и Махмудом открыл собственное предприятие по торговле мелочным товаром и сырьем в Оренбурге, которое впоследствии превратилось в одну из самых процветающих компаний в татарском мире. Представительства фирмы А.Г. Хусаинова, кроме крупнейших центров России и Средней Азии, были открыты в Берлине и Лондоне. Купца по праву можно назвать выдающимся деятелем национального возрождения начала XX века, финансировавшим реформу народного просвещения.

    Ахмед Хусаинов, так и не освоивший в стенах кадимистского мектебе элементарных навыков чтения и письма, но, несмотря на это, сумевший сколотить гигантское состояние, безусловно, главную причину народных бед, нищеты и невежества видел в архаичных порядках, царивших в тогдашней конфессиональной школе. Он не раз повторял, что достойное образование помогло бы ему добиться еще более громких успехов на коммерческом поприще. Вот почему он осознанно и целеустремленно финансировал именно джадидские учебные заведения, оплачивал работу прогрессивно мыслящих мударрисов и мугаллимов по всей стране, не жалел средств на строительство школ, издание необходимой учебной литературы.

    По инициативе Ахмеда Хусаинова в 1889 году в Оренбурге появилось медресе «Хусаиния» — одно из крупнейших мусульманских училищ нового типа, в котором работали и учились выдающиеся представители татарской интеллигенции — Сунгат Бикбулатов, Тахир Ильяси, Джамал Валиди, Гаяз Исхаки, Шариф Камал, Бурган Шараф, Нургали Надиев, Фатих Карими, Муса Бигиев, Гайса Еникеев, Закир Кадыри, Сагит Рамеев, Габдрахман Сагди, Муса Джалиль и многие другие. Вместе с братьями Ахмед-бай возвел десятки мечетей в различных губерниях России с прекрасно оборудованными зданиями медресе при них.

    В 1896 году, разделив с братьями заработанное совместным трудом богатство, Ахмед-бай Хусаинов переехал в Казань, где заявил о своих капиталах по первой гильдии и поселился в великолепном особняке на Набережной Кабана (ул. Марджани, 42). Здесь вплоть до самой кончины (1906) предприниматель продолжал благотворительную деятельность, материально поддерживая все городские новометодные училища, в особенности медресе «Мухаммадия», мусульманское благотворительное общество. Как писал Р. Фахрутдинов, «в течение десяти лет, проведенных в Казани, он, выделяя с каждого своего дохода 3 000 и более рублей, построил 20 зданий мечетей и медресе, оплатил работу мугаллимов в 40 мектебе, обеспечил 200 школ необходимыми учебниками».

    В конце жизни Ахмед-бай завещал на нужды национального образования почти полмиллиона рублей, заключенных в вакуфном имуществе. Купец предполагал направить эти средства на создание солидной материальной базы крупнейших джадидских медресе, учреждение системы целевых стипендий на обучение талантливых шакирдов в средних, средних технических и высших учебных заведениях России, в мусульманских образовательных центрах арабского Востока. Он также ратовал за предоставление своеобразных «грантов» на написание и издание научно-популярной, учебной и просветительской литературы. Эти цели вплоть до Октябрьской революции успешно достигались особым Попечительским советом, в состав которого входили авторитетные духовные лидеры, представители буржуазии и интеллигенции.

Радик Салихов
Справка

Радик Римович Салихов — историк, заместитель директора по научной работе Института истории им. Ш. Марджани.

  • Родился в 1965 году.
  • Доктор исторических наук, заведующий отделом новой и новейшей истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, лауреат Государственной премии в области науки и техники Республики Татарстан за 2008 год, академик АН РТ (2016).
  • Салихов внес значительный вклад в изучение памятников духовной и материальной культуры татарского народа, социальной структуры татарского общества второй половины XIX — начала XX века, влияния джадидистских преобразований на мусульманскую общину, проблем формирования национального торгово-промышленного класса, экономической истории региона, а также исторической и современной территориальной геральдики, региональной истории Татарстана.
  • Под его научным руководством и при консультировании было защищено восемь диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Он является автором восьми монографий, более 80 научных статей.
  • С 2002 по 2006 годы выполнял обязанности ответственного секретаря, а с 2006 года — заместителя председателя Геральдического совета при президенте РТ.

комментарии 35

комментарии

  • Анонимно 22 мар
    Показательно для современных нуворишей. Не долго музыка играла
    Ответить
    Анонимно 24 мар
    Из расстрелянных как ты говоришь "нуворишами" было процентов 5 ! Остальные были обычным было классом ,так что ерунда это все !
    Ответить
    Анонимно 30 мар
    Мулланур Вахитов тоже оттуда,а еще революцию затеял? ай-я-яй нехорошо как
    Ответить
    Анонимно 30 мар
    Аитов то оказывается из средневековых казанских бизнесменов,значит честно нажил свое богатство!
    Ответить
  • Анонимно 22 мар
    Спасибо за статью. Очень интересно.
    Ответить
  • Анонимно 22 мар
    Очень интересно, к чтению всем нынешним купцам - обязательно. Просьба: газете: напишите и о русских состоятельных людях прошлого столетия, уроженцах нашей республики.
    Ответить
    Анонимно 22 мар
    вообще про русских из Казани 18 -20 века -до переполоха.
    Ответить
    Анонимно 30 мар
    и кого расстреляли
    Ответить
  • Анонимно 22 мар
    Жаль, что всех их репрессировали, и лишь некоторым удалось сбежать за рубеж.
    Ответить
  • Анонимно 22 мар
    Это про десять, а про сто? А про Уфу и про Оренбург и Симбирск? Есть что-нибудь? Понятно, что все после революции у них отобрали и самих разогнали - но кто это были?
    Ответить
    Анонимно 23 мар
    Еще и Астрахань, Баку, Бахчасарай, Троицк, Самара, Стерлитамак, Москва, Питер, Киев, Касыймово, Нижний Новгород, Уральск, Семипалатинск, Верный, Харбин, Хайлар, Берлин, Челябинск,Екатеринбург, Ирбит, Златоуст, Миасс, Омск, Томск, Тюмень и другие города. Во всех этих городах были татарские купцы.
    Ответить
  • Анонимно 22 мар
    Дердменд после революции сам всё отдал государству, не дожидаясь национализации.
    Ответить
  • Анонимно 22 мар
    Отличная информация, афэрин Радик Римович!
    Ответить
  • Анонимно 22 мар
    Неправильный анализ. Самым харизматичным татарским олигархом был ДӘРДМӘНД, Закир Рәмиев. Золотопромышенник и меценат, к тому же замечательный поэт-романтик и татарский патриот. Татарская интеллигенция его обожает. Он и есть символ татарской национальной буржуазии на все времена.
    Ответить
    Анонимно 22 мар
    Уважаемые читатели! Посмотрите внимательно "шапку" к тексту - здесь речь идёт о предпринимателях Казани! Неужели вы думаете, что Р.Р.Салихов (кстати, академик, а не член-корр) не знает Дэрдменда? Прекрасно знает. Читайте уж внимательно критикуемые тексты! БХ
    Ответить
    Анонимно 22 мар
    Нет, автор сделал это умышленно. На фото какие-то афганские купцы в узбекских халатах. Татарская буржуазия в начале 20 века одевалась по-европейски, их жены ходили в шляпках из Парижа, это были самые эмансипированные мусульманки в мире, даже в Турции сняли хиджаб 20 лет позднее, чем это сделали казанские татарки. А Дэрдменд - он даже не буржуа, он рангом повыше, он - татарский аристократ.
    Ответить
    Анонимно 22 мар
    за автора не говори.
    Ответить
    Анонимно 23 мар
    Потом один из Рамиевых работал главным инженером в приисках их родителей. Про уфимских нет ничего. Там тоже Каримовы были. И многие другие. В список самых богатых надо по моему включить еще и Яушевых из Троицка.
    Ответить
    Анонимно 23 мар
    А правда, что Дардменд был поэтом получше Тукая?
    Ответить
  • Анонимно 22 мар
    Поделом этим буржуям. Толку от них было ноль. Все их меценатство - спонсирование карманных мечетей и придворных мулл.
    Ответить
    Анонимно 22 мар
    вы сказочный дурачок. или провокатор. оправдывать репрессии за то, что люди были купцами, которые честным путем заработали состояние или получили в наследство, считаю верхом безумия
    Ответить
    Анонимно 22 мар
    Многие английские аристократы имеют своими предками морских пиратов.
    Ответить
    Анонимно 25 мар
    ...Без жестокой эксплуатации чужого подневольного труда никто и никогда такие капиталы не зарабатывал!.. Насчет "честного пути" - это от наивности...
    Ответить
    Анонимно 22 мар
    Они вкладывались в образование своего народа, бессовестный.
    Ответить
    Анонимно 23 мар
    Именно они на свои деньги содержали приюты, открывали и содержали школы, помогали бедным, издавали книги, газеты и журналы, и.т.д. А вот теперешние богачи что делают для простого народа? Есть ли хотя бы один приют для сирот в Казани, которого содержали бы за свой счет нынешние состоятельные граждане? Сколько школ они финансируют? Сколько газет выпускают за свой счет? Сколько раздают денег малоимущим? А тогда согласно религиозным канонам, все богатые люди раз в год раздавали деньги всем нуждающимся. И немалые деньги. Это у них закят назывался. было где-то в размере 3-х процентов от стоимости их товаров.
    Ответить
  • Анонимно 22 мар
    Я носитель одной из фамилий. Хочу узнать, на самом ли деле я принадлежу одной из ее ветвей. Еще во времена перестройки на канале тв Татарстан показывали документальный фильм о династии Апанаева. Честно, я плакала. Плакала и ненавидела революцию. Все эти перевороты в стране, в государстве, которые не давали развиваться. Я не историк. Я- житель своей республики. Если есть возможность помочь с информацией, буду признательна. Пишите здесь. Спасибо.
    Ответить
    Анонимно 24 мар
    Если кратко, не все (если не большинство) носителей фамилий Апанаевы, Галеевы, Юсуповы, Терегуловы, Еникеевы и др. являются потомками дворян или купцов.
    Ответить
  • Анонимно 23 мар
    рәхмәт! Бик кызык!
    Ответить
  • Анонимно 23 мар
    Да, всех зачистили, смотришь теперь на Татарстан и сердце кровью обливается, до чего до катились, души чёрные у всех почти
    Ответить
  • Анонимно 23 мар
    Про Шамиева ничего не сказано
    Ответить
  • Анонимно 24 мар
    О нуворишах читайте и смотрите фильм "Золотой теленок" и "Васса"... хотя это и русская и советская культура, - смысл един.
    Ответить
  • Анонимно 25 мар
    классная статья! Рахмат! Уверен, новое поколение Татар возродят традиции меценатства и поддержки нашего народа!
    Ответить
  • Анонимно 22 май
    Род Ибрагимовых жив в Казани и живёт сейчас. Мы здесь. Моя прабабушка после убийства прадеда Габдрахмана Ибрагимова спрятала всех под другую фамилию. Шакировы все стали. Фатыма Халитова , моя прабабушка из рода Халитовых сохранила всем жизнь. Фамилия , я считаю, не главное. Американские Ибрагимовы нас спасли во время войны. Присылали продукты, ткани, начиная с 1943 года. Мой прадедушка не успел выехать из страны. Его убили большевики. Он последний отходил. все фотографии и вся история моей семьи в фотографиях у меня. Если люди нас ищут, то найдут. Лиана Хуснутдинова.я Я есть в контакте и одноклассниках. liana-khusnutdinova@yandex.ru
    Ответить
  • Анонимно 26 июн
    Уважаемый Радик Римович! Говоря об Ибрагимовых, Вы выставили фотографию не Валиуллы, а Усмана Гильмутдиновича Ибрагимова. Они братья.
    Усман родился в 1894, он на 12 лет младше "конфетного короля".
    С уважением Гильмутдинова Гульнар
    Ответить
  • Анонимно 05 янв
    В статье про Валиуллу Ибрагимова фото поставили не его , а его младшего брата Усмана ибрагимова.фото Валиуллы есть в статье "Тайна столетней фотографии" Гульнары Гилмутдиновой, в моём семейном архиве есть фото Усмана с его личной печатью красного цвета. Моя прабабушка Фатыма Гильмутдиновна Ибрагимова по мужу Халитова была их родной сестрой .Была родной сестрой Валиуллы,
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров