Новости раздела

То, без чего невозможно…

Социально-ответственный бизнес: поддержанные и реализованные ТАИФом проекты, призванные улучшить качество жизни татарстанцев

То, без чего невозможно…
Фото: Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Современный человек привык к удобствам, кажущимся ему неотъемлемой и естественной частью жизни, совершенно не задумываясь о том, откуда берутся и благодаря кому доступны блага. Кто, оплачивая разницу, сдерживал рост тарифов за электроэнергию и тепло в платежках татарстанцев, подарил чистую питьевую воду нижнекамцам и жителям ЖК «Салават купере», а также продолжает вкладывать средства в то, чтобы строились дороги, — в цикле материалов «Реального времени», посвященном социально-ориентированным инвестициям Группы ТАИФ. Часть вторая.

Энергия жизни

Одна из крупнейших энергетических компаний Татарстана — ТГК-16, была создана в 2010 году, когда Группа ТАИФ выкупила две ТЭЦ — Казанскую №3 и Нижнекамскую ПТК-1. С первых же дней началась масштабная модернизация производств, что позволило нарастить выработку как тепловой, так и электрической энергии с максимальной мощностью в безопасном, эффективном и экономичном режиме.

Кроме того, что ТЭЦ являются поставщиками всех видов энергии промышленным производствам Казани и Закамья, каждая на своей территории, они являются еще и надежным источником тепла и света в квартирах и домах татарстанцев, делая все для того, чтобы не допустить удорожания энергоносителей.

Более 80 млрд рублей инвестировал ТАИФ в то, чтобы не допустить роста тарифов на тепло и энергию для татарстанцев. realnoevremya.ru

Еще до того, как Группа ТАИФ обрела собственную генерацию, входящие в нее предприятия долгое время уже несли на себе дополнительную финансовую нагрузку, приобретая электрическую и тепловую энергию по ценам выше рыночной стоимости, сдерживая рост тарифов за электроэнергию и тепло для населения. Не прекратилась эта работа и после создания ТГК-16. В целом в период с 1996 по 2013 годы на эти цели было выделено почти 80,7 млрд рублей или более чем $2,37 млрд по среднегодовому курсу.

А без воды…

«… и ни туды, и ни сюды», — поется в одной старой песне. Между тем Нижнекамск — третий по величине город республики — долгое время был вынужден обходиться без собственного водозабора. Поставляемой из Набережных Челнов питьевой воды не хватало ни людям, ни производствам. А та, что поступала, пройдя по обветшавшим металлическим трубам и почти на четверть разбавленная технической гиперхлорированной, по своему качеству оставляла желать лучшего — из кранов текла грязная жижа, а порой не было и этого. Плохая вода серьезно влияла на состояние здоровья нижнекамцев и эффективность производств. Чтобы исправить ситуацию, бурили до 20-30 скважин.

В 1996 году руководством Нижнекамска было принято решение о проектировании и строительстве собственной станции очистки воды. Работа даже была начата — в районе деревни Ильинки, но… недостаток средств и слабая организация процесса застопорили дело. В 1998-м, в один из самых экономически сложных для России периодов, при личной поддержке и контроле первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева вновь началось решение проблемы нехватки чистой питьевой воды в Нижнекамске. 28 января 1999 года вышло постановление Кабинета министров РТ «О реконструкции станции очистки воды III водоподъема и системы водоснабжения г. Нижнекамска».

Изучая уже внедренные технологии и практический опыт, пришлось объехать половину страны. Разного рода аферисты предлагали свои «услуги»: пытаясь заработать убеждали приобрести устаревшие, неэффективные, спорные технологии и оборудование под видом новейших разработок. Огромную роль сыграла поддержка первого президента Татарстана. Минтимер Шаймиев, в 1969—1983 годах возглавлявший Министерство мелиорации и водного хозяйства Татарской АССР, был глубоко погружен в данный вопрос и прекрасно разбирался в технологиях водоочистки. В 1999 было одобрено предложение ТАИФа создать принципиально новую — комбинированную — систему, в которой будут объединены лучшие практики. В марте того же года «Нижнекамскнефтехим» авансировал разработку рабочего проекта станции очистки воды проектной мощностью 125 тыс. кубометров в сутки. Выполнение работ было поручено специалистам ведущего профильного московского проектно-изыскательского института «Союзводоканалпроект» Госстроя РФ.

35 километров подземных трубопроводов связали между собой почти три десятка надземных корпусов станции. Михаил Козловский/realnoevremya.ru

Предполагалось, что 40% средств выделит республиканский бюджет, а оставшиеся 60% разделят между собой предприятия и компании Нижнекамска. Заказчиком выступал «Нижнекамскнефтехим». В итоге большая часть нагрузки легла на плечи НКНХ. В ТАИФе решили мобилизовать все возможные силы и средства и все-таки выполнить поставленную руководством республики задачу. Причем сделать все на совесть.

В 2001 году реализация проекта вступила в активную фазу. До половины персонала нефтеперерабатывающего комплекса во время строительства Станции очистки воды — СОВ-НКНХ — трудилось на возведении третьего подъема водозабора и подводящих путей к будущей Станции. 35 километров подземных трубопроводов связали между собой почти три десятка надземных корпусов Станции с более чем 80 единицами насосного оборудования и 12 комплектами тонкослойных хлопьеобразующих блоков, устройств, дозирующих реагенты, скорые и угольные фильтры. Наверное, только непосредственные участники строительства станции очистки воды и руководство Группы ТАИФ знают, каких сил и средств это стоило.

Строительство шло под постоянным жестким контролем. Инвестиции в основные фонды с учетом капитального ремонта в основном в строительство станции в эти годы значительно превышали даже не чистую прибыль, а денежные поступления от производственной деятельности — то есть сумму до вычета налогов, амортизационных отчислений и выплаты процентов по взятым кредитам. Параллельно со строительством шло обучение персонала. И тоже за счет средств Группы ТАИФ.

Сергей Иванов: «Особенно важно обеспечить хорошую экологию в таком промышленном центре, как Нижнекамск». Михаил Козловский/realnoevremya.ru

В ноябре 2007 года станция водоочистки была торжественно введена в эксплуатацию. На церемонию приехали: Минтимер Шаймиев — первый президент Татарстана, Сергей Иванов, тогда — первый заместитель председателя правительства РФ, Александр Коновалов — полномочный представитель президента России в ПФО, Денис Мантуров — заместитель министра промышленности и энергетики РФ, Альберт Шигабутдинов — генеральный директор АО «ТАИФ» — председатель совета директоров ПАО «Нижнекамскнефтехим», Владимир Бусыгин — в то время генеральный директор НКНХ, Айдар Метшин, тогда — глава Нижнекамского муниципального района и др.

— Особенно важно обеспечить хорошую экологию в таком промышленном центре. Мне очень приятно, что благодаря совместным усилиям федерального центра, республиканских властей и, конечно же, частного бизнеса мы вот, как в народе говорят, «на троих сообразили» такое современное, экологически продвинутое предприятие по обеспечению очистки воды. Начиная с сегодняшнего дня, все жители Нижнекамска, открывая кран, могут не беспокоиться по поводу того, что из этого крана льется, — отметил в 2007 году на церемонии введения СОВ в эксплуатацию Сергей Иванов.

Долгожданный ввод Станции очистки воды в эксплуатацию состоялся в ноябре 2007 года. предоставлено realnoevremya.ru п/с ПАО «Нижнекамскнефтехим»

Реализация социально значимого проекта обошлась более чем в 2 млрд рублей, большая часть которых была инвестирована Группой ТАИФ. При этом поддержка СОВ-НКНХ со стороны ТАИФа продолжалась и позже: деньгами на этапе становления станции, теплом и электроэнергией, специальным сырьем, необходимым для технологических процессов очистки воды — а это десятки миллионов рублей ежегодно. Только на субсидирование тарифов на воду для населения по СОВ-НКНХ было направлено почти 335,5 млн рублей.

Работы по модернизации и поддержанию в надлежащем состоянии водопроводов также велись в Казани. В конце 2017-го в столице Татарстана было завершено обновление водовода, снабжающего питьевой водой ПАО «Казаньоргсинтез» и жилой комплекс «Салават купере».

Водовод в Казани был обновлен Группой ТАИФ с использованием современных технологий: санированием полимерным рукавом. предоставлено realnoevremya.ru п/с ПАО «Казаньоргсинтез»

Старый трубопровод, построенный еще в 1962 году, к тому времени успел зарасти отложениями, местами оказался проеден коррозией, участились прорывы. В 2008-м были обновлены первые два трубопровода, диаметром 820 мм, ведущие к Казаньоргсинтезу. В 2016-м заменили 3 300 метров трубопровода диаметром 700 мм, в 2017-м последний оставшийся участок протяженностью почти 3,5 тыс. метров — подающие воду в «Салават купере».

— Водоводные трубы, проложенные на территории садового общества КВЗ-2, в местах пересечения с железнодорожными и автомобильными дорогами выкапывать было нельзя. На таких сложных участках мы использовали санацию водовода полимерным рукавом. Трубу предварительно очистили от ржавчины и инородных предметов, промыв водой под сильным давлением. После этого в нее запускают робота с видеокамерой, он проходит по всей трассе и снимает трубу изнутри. Только после этого проводится санация полимерным рукавом, — пояснил журналисту «Реального времени» характер и особенности работ на тот момент начальник цеха очистных сооружений и внешних коммуникаций (ОСиВК) ПАО «Казаньоргсинтез» Ильдар Сайфутдинов. Суммарная стоимость работ исчисляется сотнями миллионов рублей.

Дороги — это жизнь

Спорить с этим утверждением бессмысленно. Трассы связывают между собой города, регионы, страны, моря и континенты. По дорогам люди спешат по личным делам и добираются на работу. По дорогам на производства доставляется сырье и оборудование, а потребителям отправляется готовая продукция. Иными словами, дороги — это артерии, позволяющие биться «сердцу» экономики любой территории — ее народа и промышленности.

Строительство и поддержание в надлежащем состоянии дорог — одна из важных составляющих экономического успеха любого региона и страны. realnoevremya.ru

Часть налогов, собираемых в каждом регионе страны, идет на строительство, ремонт и поддержание в надлежащем состоянии путей сообщения. Кто-то на этом считает свою миссию в помощи родной земле выполненной. Однако ТАИФ всегда стремится сделать намного больше.

В Татарстане в начале XXI века наблюдался сильный дефицит качественных дорожных материалов. Битум для строительства дорог приходилось доставлять из других регионов. Проблему было необходимо решать и в 2007 году. На площадке АО «ТАИФ-НК» с одобрения руководства и акционеров АО «ТАИФ» было введено в эксплуатацию производство дорожных битумов. Сумма инвестиций в проект составила 420 млн рублей.

В 2007 году на площадке АО «ТАИФ-НК» введено в эксплуатацию производство дорожных битумов. Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Проектная мощность новой установки в 120 тыс. тонн в год полностью перекрывала потребности республики в дорожных битумах. В 2015 году начала работать еще одна установка, дающая высококачественные материалы для строительства дорог — полимерно-битумных вяжущих, мощностью 140 тыс. тонн в год. Для ТАИФа битум — далеко не выгодный и высокодоходный продукт. А после ввода в эксплуатацию Комплекса глубокой переработки тяжелых остатков, где гудрон является сырьем для получения высококачественных светлых нефтепродуктов, его можно было бы и вовсе прекратить производить, но делать этого компания не планирует.

— На территории Татарстана мы являемся единственным промышленным современным заводом, который производит широкую палитру битумов, мы не можем с себя снимать ответственность перед республикой, перед ее жителями. Любые инвестиции, связанные с дорогами, имеют далеко идущий эффект: развивается экономика в целом. Да и без дорог, условно говоря, потребитель до нашего топлива просто не доедет, — в одном из интервью «Реальному времени» сообщил главный инженер АО «ТАИФ-НК» Алексей Храмов.

В 2014 году на обустройство 18-километрового участка дороги ТАИФ-НК выделил 140 млн рублей. предоставлено realnoevremya.ru п/с ПАО «Нижнекамскнефтехим»

Только в Нижнекамске на строительство и ремонт автодорог общего назначения, реконструкцию 18-километрового участка дороги от Котловки до Комплекса глубокой переработки тяжелых остатков перегонки нефти, благоустройство набережной, ремонт внутриквартальных дорожных покрытий и приведение в порядок внутридомовых территорий, а также на ремонт трех участков магистралей, связывающих город с промышленной площадкой и активно используемых не только НКНХ, но и другими крупными промышленными предприятиями, социально-ориентированные инвестиции превысили 2 млрд рублей.

На средства Группы ТАИФ в 2016 году отремонтированы три участка дорог в Нижнекамске. предоставлено realnoevremya.ru п/с ПАО «Нижнекамскнефтехим»

Не раз руководством ТАИФа поднимался вопрос по улучшению логистики Камской агломерации в целом. До недавнего времени транспортный каркас Закамья — автомобильные и железные дороги, а главное, мосты — по факту оставались наследием СССР. Сегодня ситуация меняется к лучшему. Есть в этих процессах и заслуга, и участие компаний Группы ТАИФ.

Бывает и так, что люди ждут создания сравнительно небольшого, но очень нужного пути, для них настоящей «дороги жизни». И бизнес приходит на помощь. В 2019 году подарок от АО «ТГК-16» и Группы ТАИФ получили жители села Елантово (Нижнекамский район). 20 лет населенный пункт был разделен рекой Шешма, чтобы попасть в школу, детсад, больницу, на автобусную остановку, в администрацию или сельский клуб, людям приходилось в любую погоду делать крюк в 3,5 км. Группа ТАИФ подарила сельчанам новый мост.

Реклама АО «ТАИФ». Ринат Назметдинов/realnoevremya.ru

— Группа ТАИФ оказывает огромную помощь и жителям Нижнекамского района, и Казани, и республике. Поэтому говорить, что возведение моста — разовая акция, не стоит. Это просто один из небольших эпизодов того, как работает Группа ТАИФ, — прокомментировал событие депутат Госсовета РТ Руслан Гиззатуллин (в то время — заместитель генерального директора АО «ТАИФ» по энергетике и информационным технологиям).

Значительные средства компании Группы ТАИФ инвестируют в создание и благоустройство парков, скверов и зон отдыха. Но об этом и не только — в следующей части цикла материалов.

Арсений Фавстрицкий
ПромышленностьОбществоИнфраструктура Татарстан ТАИФ

Новости партнеров