Новости раздела

Кто вбивает клин между татарами и башкирами?

«Элиты дико боятся фантастической консолидации тюркских народов»: как выясняют отношения Казань и Уфа и кто за этим стоит

Кто вбивает клин между татарами и башкирами?
Фото: kazanfirst.ru

Некие силы намеренно стравливают братские народы — татар и башкир? Несмотря на то, что «семейные сцены» и склоки бывали и раньше, последнее время поляризация достигла новых пределов. Кто-то умело пользуется любыми шероховатостями в отношениях и хватается за каждый повод посеять раздор. Очередной такой повод, но, похоже, далеко не последний — всероссийская перепись населения. Эксперты «Реального времени» указывают на возможных интересантов противостояния Татарстана и Башкортостана: «федералы», «профессиональные» башкиры и татары. В причинах и последствиях зреющей «татаро-башкирской войны», которую надо прекратить до перехода к «боевым действиям», попыталось разобраться «Реальное время».

Оттепель и похолодание

Поволжье — один из центров сосредоточения национальных республик, куда после развала СССР как на малую родину потянулись народы, разбросанные ранее по огромной стране. Сложности во взаимоотношениях сильнейших регионов округа — Татарстаном и Башкирией — бывали. Но сегодня риторика обострилась как никогда ранее.

Хотя еще «вчера» в отношениях братских республик двух братских народов была самая настоящая оттепель. Лидеры Татарстана и Башкортостана не раз с официальными визитами навещали друг друга: Рустам Минниханов бывал в Уфе, где открывал памятник Габдулле Тукаю, а Радий Хабиров — в Казани, где присутствовал, например, на открытии памятника Мустаю Кариму. Башкирские чиновники, деятели культуры неоднократно ездили к своим западным соседям, а татарстанские — к восточным. Собственно, звезды национальной эстрады давно стали общим достоянием.

Однако некоторое непонимание в Казани вызвал лозунг башкирский властей «Беҙ яҡшыраҡ булдырабыҙ!» («Мы можем лучше!») — переиначенный татарстанский девиз «Без булдырабыз» («Мы можем»). Как и неоднозначные высказывания соседей в сторону Казани. Но в уфимском Белом доме нашли компромисс, придумав к приезду Минниханова «Беҙ бергә яҡшыраҡ булдырабыҙ!» («Вместе мы можем лучше»). Более того, Хабиров заставил извиниться художника Камиля Бузыкаева, который нарисовал карикатуру, оскорбившую некоторых казанцев (карикатурист извинился другой картинкой).

Лидеры Татарстана и Башкортостана не раз с официальными визитами навещали друг друга: Рустам Минниханов бывал в Уфе, где открывал памятник Габдулле Тукаю, а Радий Хабиров — в Казани, например, на открытии памятника Мустаю Кариму. Фото: Максим Платонов

Конечно, когда дело касается спорта, на льду встречаются казанский ХК «Ак Барс» и уфимский «Салават Юлаев», такие «зеленые дерби» привлекают внимание далеко за пределами двух республик, и на эмоции просто никто не обращает внимания. Принципиальный характер теперь носят и матчи на газоне — между казанским футбольным клубом «Рубин» и ФК «Уфа». Ученые в свою очередь любят сравнивать две братские республики и по социально-экономическим показателям, хотя о таком соперничестве говорят еще с советских времен.

Казалось бы, дружите и вместе добивайтесь высот, а отношения выясняйте на спортивной площадке или на майдане Сабантуя.

«Зеленое дерби» ученых, политиков и общественников

Вместе с тем в информационном пространстве вновь усилились баталии вокруг национальной идентификации татар и родственных народов (башкир, ногайцев, нагайбаков и др.). Имеют место и опасения фальсификации результатов переписи. В частности, есть беспокойство, что в Башкирии татар и носителей татарского языка по результатам окажется меньше, чем в 2010-м или в 2002-м годах.

Нерешенным остается вопрос национальности и языка жителей северо-западных районов Башкортостана и населения, проживающего вдоль границы соседних республик. Так, в 2019 году в 50 регионах России и 11 странах мира прошла акция «Татарча диктант». Однако Ассамблея народов Башкортостана, возглавляемая депутатом Госдумы Зугурой Рахматуллиной, направила президенту Татарстана Рустаму Минниханову претензию, в которой пожаловалась, что проведение «Татарского диктанта» в республике не было согласовано с правительством РБ. По их мнению, подобные действия, которые «нарушают все нормы деловой этики», могут привести к «пересмотру существующих административных границ и конституционного порядка Российской Федерации». Свои претензии Ассамблея народов РБ адресовала, в частности, к Всемирному конгрессу татар. В свою очередь Всемирный форум татарской молодежи направил свое письмо в адрес главы РБ Радия Хабирова. Общественники из Казани считают, что башкирские чиновники «вбивают клин между народами» (между татарами и башкирами).

В 2020 году организаторы из Уфы провели «Башкирский диктант», где предлагалось написать текст на северо-западном диалекте башкирского языка, что вызвало «аллергическую реакцию» в Татарстане. Фото: gtrk.tv

В 2020 году организаторы из Уфы провели «Башкирский диктант», где предлагалось написать текст на северо-западном диалекте башкирского языка, что вызвало «аллергическую реакцию» в Татарстане. В Казани утверждают, что язык татарский. А осенью в Уфе прошел фестиваль «Сердце Евразии», где группа «Хаят-Исмаил», основанная музыкантом Альбертом Исмаилом (в прошлом татарский активист, обнаруживший в себе башкира), выступила с популярной башкирско-татарской песней «Ай, былбылым». Композицию представили как исполненную на диалекте, после чего «холивары» вновь усилились.

Зачастую стороны, дабы обосновать свою позицию, прибегают к истории, и каждый интерпретирует факты уже по-своему. Периодически отдельные деятели вбрасывают версию, что татары — это не национальность, а некая сборная из мишар, тептяр, кряшен, сибирских татар, башкир и ногаев, либо башкиры — это не народ, а сословие. Возникают споры и вокруг национального происхождения известных ученых, писателей, политиков, музыкантов прошлого и настоящего.

Возникают споры и вокруг национального происхождения известных ученых, писателей, политиков, музыкантов прошлого и настоящего. Фото: bashpredmsk.bashkortostan.ru

«Сознательная политтехнологическая спецоперация властей»

Кто разжигает войну между братскими народами и республиками? По первой версии, инициаторы такого противостояния находятся не в Уфе или в Казани, а, например, в Москве. Такой точки зрения придерживается политик и журналист Максим Шевченко.

— «Разделяй и властвуй» — это выгодно людям из властной элиты, которые дико боятся фантастической консолидации тюркских народов, — комментирует он «Реальному времени». — А тюркские народы консолидированы в рамках федерализма, единого политического пространства (сейчас это Российская Федерация, раньше — Советский Союз). Ни в какой пантюркизм и пантуранизм я не верю, как и в панславизм.

По мнению Шевченко, политтехнологи, сталкивающие лбами два народа, считают, что консолидация тюрков — это слишком большая угроза.

— Этим продиктована сознательная политтехнологическая спецоперация властей — стравливать интеллигенцию двух народов, чтобы избежать, как они полагают, единого пантюркистского проекта, — добавляет эксперт.

«Профессиональные татары» и «профессиональные башкиры»

Социолог, политолог Борис Кагарлицкий выдвинул другое предположение. Выгодоприобретателем могут быть те, кто привык громко выступать от имени своего народа.

— Еще в конце советского периода у нас сложилось своеобразное сословие интеллигентов и интеллектуалов, которые являются «профессиональными татарами», «профессиональными башкирами», «профессиональными русскими», «профессиональными евреями» и т. д. И для них это вопрос воспроизводства как особого сообщества, которое должно постоянно находиться в состоянии мобилизации против кого-то, — комментирует Кагарлицкий.

По его словам, сейчас их время уходит.

— То, что было в конце 1990-х, являлось результатом советской политики в сфере образования и формирования кадров. И политика, которая на определенном этапе казалась вполне себе закономерной и даже немного полезной, пережила себя. Но сейчас ситуация иная: экономика намного важнее. И такие вещи катастрофического результата не дадут, как давали бы в 1990-е годы, — считает социолог.

Когда выгодно подчеркивать «башкирскость» и «татарскость»

Уфимский политолог Дмитрий Михайличенко обращает внимание на то, что такие информационные баталии между татарами и башкирами усиливаются именно в преддверии Всероссийской переписи населения, когда национальный вопрос начинает активно политизироваться.

— Руководству обеих республик выгодно подчеркивать свою этническую идентичность — «башкирскость» и «татарскость». Эта борьба не очень приятная, но вполне понятная. Особенно она актуализируется в преддверии Всероссийской переписи населения. Некоторые эксперты говорят, что эти трения носят системный характер, — говорит он нашему корреспонденту.

Что касается Башкирии, по словам Михайличенко, здесь добавляется эксцесс исполнителей, озабоченных национальной тематикой, которые не умеют работать деликатно, но умеют создавать конфликты.

— В этих конфликтах нет ничего хорошего, — продолжает он. — И люди с татарской и башкирской идентичностью видят некоторые различия в языке, культуре, но в целом склонны к осознанию общей истории, этнического происхождения и пространства развития. Характерна реакция федеральных структур: месседж о недопустимости попыток сеять межнациональную рознь некоторые маргиналы от науки получили четкий.

Сложившаяся ситуация ему напоминает 1990-е, когда тема татаро-башкирских отношений была очень актуальной.

— Чем больше башкиры и татары ругают друг друга, тем менее здоровым кажется общество. Такую же проекцию можно сделать на уровень российско-украинских отношений. И от этого надо уходить, поскольку оно не принесет ничего, кроме сиюминутных политических очков. Межнациональные отношения — это критерий здорового общества. И я не поддерживаю эту политизацию, — резюмирует собеседник «Реального времени».

«Пытаются искусственными поводами отвлечь от реальных проблем»

Как полагает этнополитолог Ильдар Габдрафиков, выгоду из противостояния башкир и татар, Уфы и Казани в итоге никто не получит.

— Виной всему — фобии и стереотипы, которые существуют в ангажированной части общественности, татарской и башкирской. И эта небольшая часть будирует такие настроения, дескать, татары (или отдельные их представители) — враги башкирского народа, — отмечает собеседник издания.

Прокомментировал он и версию, о том, что такие настроения подогревает федеральный центр, исходя из принципа «Разделяй и властвуй».

— Если ты хочешь командовать кем-либо, создавай им проблему, чтобы они воевали между собой, а меня пусть считают верховным арбитром. Исходя из этого делается вывод, что чем больше проблем создают эти субъекты, тем легче будет с ними договариваться, отбирать активы, собственность у республик (например, нефтянку, должность президента и т. п.). И подводится общественное мнение под мысль, что две ключевые республики — Башкортостан и Татарстан — необходимо ликвидировать, как и в целом национально-территориальное деление России, — предполагает Габдрафиков.

Не исключает он и вариант об отвлекающей составляющей.

— В Башкирии пытаются искусственными поводами отвлечь от проблем социально-экономического характера: рост цен, падение уровня жизни, повышение коммунальных тарифов. И «высшие силы» в Москве чувствуют эти настроения и пытаются отвлечь другими информационными поводами: рисунки художницы Алены Савельевой, скандал вокруг клипа Мурзагулова, искусственное напряжение против членов запрещенного «Башкорта». Но я как человек, занимающийся этнологическим мониторингом и разрешением конфликтов, скажу, что таким образом не решаются проблемы взаимодействия государства с общественными организациями. Таким образом башкирский крайний национализм не решается, а усугубляется, уходит в теневую сторону, молодежь свое мнение не меняет, а, наоборот, радикализируется, — предупреждает эксперт.

«В конструктивном русле»

В конце прошлого года Институт истории им. Ш. Марджани выпустил справочник «Татары Уфимского уезда», в котором ученые, опираясь на ревизии XVIII века доказывают, что на северо-западе Башкирии расположены татарские деревни. Справочник вызвал гневную реакцию у башкирских общественников.

Справочник «Татары Уфимского уезда» вызвал гневную реакцию у башкирских общественников. Фото: Илья Репин

Не прошел мимо издания и заместитель премьер-министра Башкирии Азат Бадранов. В канун Нового года он весьма несдержанно высказался о представителях власти Татарстана (особенно досталось вице-премьеру РТ Василю Шайхразиеву), почему-то упомянув и высокую смертность в Татарстане. Информационную поддержку башкирскому чиновнику энергично оказывал карикатурист Камиль Бузыкаев, создавший рисунки с узнаваемыми татарскими общественниками.

Однако на минувшие выходные Азат Бадранов в компании Ростислава Мурзагулова съездил в Казань. Официально: на никах к певцу Элвину Грею (Радик Юльякшин). А накануне уже Шайхразиев нанес визит вежливости в Уфу, где встретился с Бадрановым за чашкой чая с чак-чаком и медом. Оба чиновника курируют в своих регионах весьма тонкий национальный вопрос. В официальных сводках сообщалось, что «разговор прошел в конструктивном русле». Хотя бы так. «Реальное время» будет следить за развитием событий.

Тимур Рахматуллин
ОбществоВласть БашкортостанТатарстан Минниханов Рустам НургалиевичШайхразиев Василь ГабтелгаязовичВсемирный форум татарской молодежи

Новости партнеров

комментарии 83

комментарии

  • Анонимно 22 янв
    Будем честны, у власти в Башкортостане действительно находятся те, кто спускает главам администраций указания, какой процент представителей "титульной" нации должен быть в их районах и городах. Так что будут снова рисовать.
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    Это братские народы.
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Согласен - братские.
    Но это не мешает "противостоянию", как, например, и между украинцами и русскими.
    Тут уважаемое РВ совершенно право:

    "В причинах и последствиях зреющей «татаро-башкирской войны», которую надо прекратить до перехода к «боевым действиям», попыталось разобраться «Реальное время».
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/200601-kto-vbivaet-klin-mezhdu-tatarami-i-bashkirami

    Если на доли секунды представить себе, что РТ и РБ не входят в состав РФ, то тут же возникает угроза и "боевых действий", и "горячей войны" наподобие "противостояния" украинцев и русских в Донбассе.
    И ведь так было не всегда - совсем недавно по историческим меркам - 120 лет назад - такого "противостояния" и в помине не было.
    А 100 лет назад уже было...
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    Все люди братья.
    И сестры.
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    Власти Башкирии относятся к переписи населения как к важному событию с точки зрения социально-экономических аспектов. Ключевая задача – получить максимально объективную картину о фактическом состоянии и тенденциях демографического, социального и экономического развития, чтобы в дальнейшем выстраивать стратегию развития региона. Поэтому, власти не придают этому событию никакого политического значения и занимают сдержанную позицию относительно переписи, не допуская каких-либо противоречивых или спекулятивных действий. Реализуемые в республике мероприятия носят в первую очередь научно-просветительский характер – популяризация генеалогических исследований и изучения истории своих предков. Отметим, что в общественно-политической повестке со стороны башкирского национального движения вопросы предстоящей переписи в значительной мере отсутствуют.
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Хватит врать. Переписывали и будете переписывать татар в башкир.
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    При этом раз в 10 лет пропаганду о том, чтобы башкиры записывались татарами ведет именно Казань. Так что не надо тут врать
    Ответить
    Анонимно 25 янв
    Настоящий башкир резко отличается по лицу от татар. Да и произношение слов у двух наций совсем отличается. Настоящие башкиры, которые живут в основном ближе к Уралу, никогда себя татарином не назовет. Татарин знает, что столетия их род был татарами, но власти Башкортстана их пишут башкирами. Вы спросите у человека, какой он национальности, и правдиво укажите при переписи населения. Взаимоотношения между двумя народами не должны быть напряженными
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    Вмешательство Казани во внутриполитические дела Уфы – это привычка, наработанная годами. Эту привычку переборет только демонтаж этнократического режима и масштабная работа по деполитизации этничности.
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Вор кричит: "держи вора". Башкирский этнократ кричит: "Держи татарского этнократа".
    И это при том, что этнократии в Татарстане с 53% титульным населением нет, а в Башкирии с 20% титульным населением есть.
    PR в Башкирии поставлен в 1000 раз лучше, чем в Татарстане.
    Назвать татар "северо-западными башкирами", переписать в башкиры сотни тысяч татар, придумать башкирское происхождение для Пушкина или Шекспира - легко.
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Вы можете назвать главного врача больницы в РТ с русской фамилией?
    Забыл, извините.
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    16я горбольница....
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Кстати, в башкирской прессе, а потом и Бадранов вопят, что Казань вмешиваешься во внутренние дела Башкирии. А доказательств ноль. Ну не смешили бы народ.
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    Ты посмотри казанскую прессу и СМИ, там уже год-полтора не сходит пропаганда татаристов о том, что башкиры являются татарами и должны записываться татарами. Все эти псевдоученые и блогеры типа исхаковых, измайловых, ярхамовых и этот Ильшат Киселев из ТНВ ведут прямо информационную войну против башкир и Башкортостана. Они таким образом натравливают татар против башкир. Мне постоянно в соц. сетях пишут такие татары попавшие под пропаганду татаристов. Пишут чтобы я записался татаром, несут бредни про то, что все башкиры - это татары, поносят Заки Валидова, призывают татар объединятся с русскими и ликвидирвать Башкортостан.
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    Башкирские общественники и вице-премьер Азат Бадранов высказывались только по поводу нападок телеведущего и депутата Госсобрания РТ Аминова на государственном телеканале ТНВ, и некорректному высказыванию вице-премьера Шайхразиева в СМИ.
    По книге реакции с башкирской стороны не было. Видать, никому она неинтересна, в т.ч. самим татарам.
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Ну да, не было реакции. Не смеши
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    В Башкирии проводилась и будет проводиться политика башкиризации татар. Переписи искажались в пользу увеличения числа башкир на бумаге. Башкиры составляют не больше 20%, поэтому чтобы удержать власть нужно довести их число до 30-40%. В башкирской элите царит башкирский национализм типа бандеровского. Валидов - это и есть башкирский Степан Бандера. В этом причина всех проблем.
    Да, кстати: песня "Ай, былбылым" - татарская.
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Ай былбылым башкирская песня впервые записан у башкира в начале 20 века. Есть данные у кого он записан.
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    У татарина, который был в башкирском сословии? вполне возможно
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Татары как национальность существует с 1920 г.
    До революции татары это сословие из башкир, чувашей, казанских, кавказких и прочих мусульман.
    Ответить
    Анонимно 29 янв
    Не надо рассказывать бредовые выдумки башкирских националистов.
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    Василю Шайхразиеву, уроженцу д. Саитово Мензелинского (ныне Тукаевского) района следовало бы вспомнить свои башкирские корни.

    Деревня Саитово на р. Ургуда - поселение сарайли-минцев, проживавших «на собственной земле» в составе 3-й юрты 11-го башкантона в 1798-1847 гг., затем номера кантона и юрты были изменены.
    Прежде чем охрактеризовать демографическую ситуацию в Саитове, обратим внимание на архивный материал, исходящий от самих жителей. «1805 год. Оренбургской губернии Мензелинского уезда Сарайли-Минской волости поверенные (доверенные. - А. А.) от ясашных татар, поступивших в оклад из башкирского состояния деревень Сеитовой указного муллы и бывшего сельского заседателя Сеита Нурметева и Чиршилы (Шанды Тамак тож) татарина Ахтяма Рахмеева.

    Уполномочены они от поселян

    1) Сеит Нурметев ради ходатайства о выключке в первобытное состояние башкирское и с коего сверх их желания вписаны в оклад;

    2) Ахтям Рахмеев для употребления просьбы о защищении жителей наших от несправедливости башкирцов Саралиминской волости, как неправо продают разным владельцам земли наши, изстари занимаемые, и приводят в конечное разорение.

    Первое. Мы и доверители наши действительно из роду башкирского Сарайли-Минской волости, записанные в оклад ясашной, состоят ныне Мензелинского уезда в деревнях Кутусас (Иманово тож), Сарсас Тикирменовой, Саклов Чурашевой, Старой Дюрюш, Мрясевой, Сеитовой, Чершилы (Шанды Тамак тож) и Старой Сакловой по последней 5-й ревизии (1795 г. - А.А.) в числе 297 душ (муж. пола), что почислены в оклад из башкирцов Саралиминской волости, то доказывается, во-первых, что деревни они все состоят на земле не коронной (т. е. неказенной или государственной. — А.А.), а на жалованной предкам нашим за службы по грамотам, что подкрепляет выпись 1715 года декабря 8 дня, данная из производимого в Казанской губернской канцелярии дела и другие документы;

    второе, что немалое количество сарайли-минских башкирцев вообще и в смежстве с нами живущих владеют теми же землями; в третьих, что многие из башкирцев саралиминских - ближние нам родственники, от чего доныне и мы сохраняем название башкирцы Сарайли-Минской волости и в подкрепление сего и родословная у нас имеется. Что мы действительно поколения башкирскаго из волости Сарайли-Минской, но записаны в оклад (татарской. - А.А.), а потому Мензелинская нижняя расправа представила дела о выключке их из податного состояния. Саралиминцы же, считая окладных татар, не имеющих уже права владеть вотчинной землей, пытаются отторгнуть нас от владения землей, заселенной нами издревле и поныне владеемой, показывают, что мы будто по родству только имели пребывание на их земле».

    Таким образом, башкиры-вотчинники нескольких населенных пунктов невольно оказались в составе окладных татар. Их просьба - возвращение их «в первобытное башкирское состояние». У нас нет документа о положительном решении этого вопроса. Скорее всего изменений не было. Это отразилось на этническом составе населения.
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Индустрия геббельсовской пропаганды с уклоном в псевдоисторию - единственная отрасль экономики, которая процветает в Башкирии.
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Татары - это северо-западные башкиры, турки - это юго-западные башкиры, казахи - это юго-восточные башкиры, якуты - это северо-восточные башкиры.
    Илону Маску и Биллу Гейтсу не следовало бы скрывать свое башкирское происхождение.
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Это пример того, как башкиры оказались в сословии "ясачных татар".
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Шайхразиеву надо подарить книгу про башкир рода Минг.
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    А Бадранову с Хабировым подарить учебник по логике.
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    На макулатуру?
    Ответить
    Анонимно 02 фев
    Там же написано башкирцы-это сословие,а башкиры-это нация или искаженно башкорт(в истории народ башкорт нигде не упоминается,только башкир-баш голова ,глава ир-мужчина,племя)
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    Были времена... всех в Сибирь бы....
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Сибирь -Слово татрское в переводе на русский Метель , Сибиря , так отправляете опять на Родину !
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    Нападки башкирских националистов на татар и мягкие ответные действия татар напоминают конфликт банды гопников с группой ботаников.
    Зауральские гопники действуют агрессивно, нагло, подло, согласованно друг с другом, да еще объявляют слишком интеллигентных казанских ботаников обидчиками.
    Зауральские гопники всегда будут переигрывать казанских ботаников, пока последние будут вести себя как ботаники.
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Зачем такие агрессивные тексты пишите?
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Логично. Пример адекватен ситуации.
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Да нет же. Это Моська, тявкающая на слона. Поэтому Казань отвечает столь дипломатично.
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Ну вот пожалуйста башкиры - гопники. И кто мутит воду вы думаете? Вот такие вот ненавистники башкир.
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Что вы имеете ввиду под определением "мягкие ответные действия татар"?
    То что башкир объявили сословием? А Р. Хакимов вообще объявил что башкир нет.
    А как прокомментируете Д.Исхакова, который заявляет, что "башкир мало, республика утратит свой статус". Т.е. призывает ликвидировать Башкортостан.
    А псеводнаучная "Татары Уфимского уезда"?
    А заявления типа "Туймазы, Татешле - татарская земля"?
    А передачи в ТНВ, "7 дней", Данир Сабитов, Альметьевский театр?
    Уфимский ТОЦ еще с 80-х годов выступает за Уфимскую губернию.

    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Да никому ваш Туймазы с Татышлами не нужны. Хотя там реально много татар. Просто их не трогайте. А Хакимов и Исхаков давно не определяют мнение всех жителей Татарстана. Как и пусть марионеточные получатели грантов РБ не лезут к татарам со своими антинаучными "открытиями".
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    Многонациональное государство может существовать лишь в виде империи.

    Империалистом был, например, Чингизхан.
    Византийская империя существовала более тысячи лет.
    Императором (управителем) империи мог стать человек любой национальности, например, императорами были хазарин, армянин, грек и т.д.
    Яркий пример империи это США.

    Все империи строятся по административно-территориальному принципу, а не по национально-территориальному.

    Международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий, захватив вооруженным путем власть в свободной Демократической Российской Республике, сохранившей административно-территориальное деление от Российской империи, для удержания власти разделили Россию по национально-территориальному признаку - создали союзные и автономные республики.
    Но красные диктаторы-империалисты Ленин и Троцкий прекрасно понимали, что сохранить свою власть они могут лишь в случае сохранения созданного ими СССР.
    А СССР может существовать лишь в форме империи, как, например, и США.
    Поэтому в фундамент империи СССР они положили диктатуру марксистской партии, которой обязаны были подчиняться все "национальные лидеры" союзных и автономных образований, существование которых должно лишь маскировать (как и Советы народных депутатов) диктатуру марксистской партии.
    "Границы" союзных и автономных "национальных" республик "нарезались" с учетом создания будущих национальных конфликтов - для лучшего манипулирования населением и удержания власти.

    Все современные "национальные" конфликты на территории бывшего "ленинского" СССР были заложены красными диктаторами Лениным и Троцким.

    Азербайджано-армянский конфликт, украинско-русский конфликт, башкиро-татарский конфликт, грузино-абхазский конфликт и др. - это всё "ленинское наследие".

    Чтобы ликвидировать эти конфликты надо создать чисто "национальные" государства, но и тогда войны за спорные территории никогда не закончатся.
    (Здесь ещё возникает вопрос - жизнеспособны ли такие моно-национальные государства или они будут поглощены другими современными империями типа США, Индии, ЕС, Китая, Турции и др?)
    Или создать новую империю наподобие империи США, где нет деление территорий по национальному признаку.
    Кстати в начале 20 века в России были проекты создания Соединенных Штатов России, куда входил бы и административно-территориальный Волго-Уральский штат.

    Не стоит также забывать, что "башкиро-татарский конфликт" осложняется и тем, что "башкиры" и "татары" это практически один и тот же народ с одним языком, который был насильственно расчленён красными диктаторами Лениным и Троцким в своих политических целях.
    Если бы не "вмешательство" марксистов Ленина и Троцкого в этногенез, то в настоящее время поволжских тюркских мусульман было бы 30 - 40 миллионов и они использовали бы единый литературный язык и несколько региональных диалектов.
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Также "встает" вопрос о едином языке будущей Мировой империи Земного шара.
    Какой "государственный" язык, язык межнационального, межэтнического общения выбрать и что будет с "региональными" языками - французским, русским, английским, китайским, татарским, башкирским, иврит, испанским, чувашским, немецким и т.д.

    На какой идеологической базе строить единство народов Земного Шара тоже отдельный разговор.
    Понятно, что если выбрать опять "марксизм", то ничего кроме концлагерей "построено" не будет.
    На базе материалистической экономики тоже вряд ли что хорошее получится.
    Но тогда что?

    Экономические и политические элиты малюсенькой планеты Земля находятся в остром противостоянии - кто же будет "императором" Земного Шара.
    Только новый Великий Монгол Чингизхан мог бы их "примирить".
    Но его к несчастью народов планеты Земля пока нет...
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    практически один и тот же народ с одним языком
    ---
    То что один народ вполне согласен. И вполне мог стать одним единым народом, если бы не татаристкая идеология, возникшая в Казани 140 лет назад. До того все назвали себя единым именем "мусульмане". И башкиры, и казанцы, и чуваши, и мишаре.
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    реально смешно читать о каких-то разногласиях татар и башкир. Это больное воображение некоторых национальных политиков из РБ, у которых уже много веков комплекс неполноценности перед татарами, им все кажется что их ущемляют, и у них вечное стремление к соперничеству с татарами. Сам Уфимец, много лет живу в Казани, и могу сказать, что между населением (кроме политиков) вообще нет никаких разногласий, более того, новому поколению татар и башкир давно уже плевать на свое происхождение, давно уже все стали русскими.. Пока жил в Уфе, реально обрусел, в Казани хоть как-то теплется колхозный татарский язык, городскому населению он не нужен как бы не тужилась местная власть, и вот об этом надо больше думать!
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Сочувствую вам
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    "Русские" своими предками имеют славян, финно-угоров, тюрок, монгол, семитов и ещё сотни этносов.
    И в "сочувствии" не нуждаются.
    Но если это искреннее чувство по отношению к человеку, выживающему в трудных условиях современного глобального мира, то спасибо.
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    И что в итоге хочешь сказать? Башкиры неполноценный народ?
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    Отличная статья. Рахматуллин, снимаю шляпу перед вами и вашими экспертами
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    вы хотели сказать, что снимаете тюбетейку?))
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    За Бадрановым видны уши Хабирова. А у него заказчики сидят в Москве. Об этом и был весь текст.
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Да и за Рахматуллиным тоже.
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    И какие же? Договаривайте.
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    Хочеш войны-подними национальный вопрос.Китайский мудрец.
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Именно так и поступили международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий - "подняли национальный вопрос" ещё когда была Российская империя, а затем, захватив власть вооруженным путем, разделили и Российскую Республику по национальному признаку.
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    Пантатаризм главный враг татарского и башкирского народов. Москва лишь со стороны наблюдает.
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    А местные кланы не разжигают?
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    На конференции состоялась презентация книги «Татары Уфимского уезда (материалы переписей населения 1722−1782 гг.)», выпущенной под редакцией доктора исторических наук Радика Исхакова и представляющей собой сборник «ревизских сказок» — подушных переписей населения Российской Империи. Составители утверждают, что по документам, те деревни, которые сейчас находятся на территории Башкирии, населялись татарами. При этом редакторы книги, которую позиционируют в Институте истории им. Ш. Марджани как справочное издание, не учитывают или просто игнорируют несколько важных моментов.

    Во-первых, на территории Уфимского уезда и по всем Приуралье вспыхивали башкирские восстания против этих переписей, поскольку башкирское население видело в них предстоящий рост налогообложения. В итоге переписчики часто фиксировали лишь небашкир, так как татары или марийцы были менее склоны к участию в восстаниях против переписей. Впервые башкиры были полноценно переписаны только ревизией 1811 года, материалы которой составители включать в свой справочник не стали.

    Во-вторых, татарские историки автоматически приравнивают служилых и ясачных татар к современным татарам, полностью игнорируя тот факт, что понятия «служилый татарин» и «ясачный татарин» относились к сословию, в которое охотно записывались чуваши, марийцы и мордва, поскольку это давало определенные привилегии. Аналогичная ситуация и с тептярями, которые следует рассматривать как социальную группу, в которую могли входить представители разных этносов.

    В-третьих, следует понимать, что этническое самосознание в современном его понимании не было в XVIII веке свойственно людям, живущим в сельской местности. Автоматически переносить современные критерии этничности на ситуацию, бывшую нескольких веков назад, в корне неверно. Но именно это и делают татарские национал-историки, рассуждая о «средневековой татарской нации», хотя понятие «нация» может быть применено исключительно к эпохе индустриального развития общества и появления многочисленного городского населения.
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    12:52 му! Это с чего вы взяли ,что в те времена марийцев называли марийцами,вообще то звались черемисы,кстати то же самое про чувашей. Между прочим русские проживавшие по соседству, чувашей тоже относили к черемисам. Приведу некоторые названия народов как их называли не царские чиновники ,а соседние народы! Начнем с татар, черемисы,то есть нынешние марийцы на свой манер называют татар не татары ,а сюасы. Удмурты ,в старину их называли вогулы,татар тоже по своему ,татарами не называют ,а называют бигерес. Мордовские народы татар также называют по своему : эрзя - татар называют пэчкас,а мокша -татар называют келемас. Очень интересно как называли современных чувашей,те же черемисы- марийцы,в одних местах чувашей называли каукмари,в других сусламари ,а где то шупушка ,кстати вероятнее всего ,что и
    название столицы Шупушкар призошло именно от этого названия ;(сродни Кудымкар, Сыктывкар, Йошкар-Ола все на "кар ") . Удмуртов, черемисы -марийцы называли одамари. Мордовские народы- чувашей называли вэде,и ветьке. Все таки как там не было ,но башкир называли иштяками, вероятнее всего таким образом подчеркивалась общность происхождения с остяками- предками нынешних хантов и манси! Отсюда напрашивается вопрос вообще о каких народах в этих писаниях идёт речь?


    Ответить
    Фанур Шагиев 23 янв
    По данным Идриси (12 век), башкиры делились на внутренних и внешних.
    Иштяк- от слова иштяге, истяге означает внутренний. Внутренними назывались коренные тюркские племена. У Булгар тоже существовало племя АСКЕЛ (Эсегел)- внутренние.
    ОСТЯК- от слова остагы, означает внешний, окраинный. Так назывались чужие подчиненные племена и народы.
    По татарски Эстяге будет Эчке, Ички, а ОСТАГЫ- Очкы.
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    Башкир иштяками называли ногайцы и казахи с начала 16 века. Это экзоним, сами башкиры так себя не называли.
    Внутренние башкиры - это башкиры живущие на Урале, внешние - живущие у Черного моря. То же самое с булгарами: те что внешние - живут на Дунае, внутренние - на Волге.
    Остяки не имеют отношения к башкирам. В Пермском крае остяками назывались предки сылвенско-иренских (кунгурских) татар. Это были манси, которые постепенно тюркизировались и стали современными сылвенско-иренскими татарами. Не надо путать их с башкирами, как делают татаристы. Башкиры и предки сылвенско-иренских татар (остяки) во всех документах Пермского края указывались отдельно.
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Да чего же вы наврали всё! Да не было в 16 веке ни каких казахов,что за чушь?
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    Башкирские историки и этнологи выбрали любопытную тактику в противодействии своим коллегам из Казани. Они выступили с более демократических позиций, поддерживая право людей самим определять свою этническую идентичность, что, кстати, соответствует статье 26 Конституции РФ. Благодаря этому они нашли союзников как среди сибирских татар, так и среди астраханских ногайцев: оба этих этноса татарские национал-историки автоматически включили в «единую татарскую нацию». В итоге симпатии активистов ногайских и сибирско-татарских общественных организаций оказались на стороне Уфы, что вызвало озлобление со стороны татарских националистов в Казани.
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    Башкирские демократы? Слушай да ты просто обкурился чем то, в башкирии царит этнократия с клановой системой по африканскому образцу. Вот когда вы перестанете переписывать татар в башкир, тогда можно будет сказать что у вас там демократия. Да и союзнички ваши из так называемых ногаев и татар Сибири это обычные провокаторы которых можно сосчитать по пальцам.
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    Уфа - башкирским город?! Мягко начинает. Вот какой подмене идет.
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    Надо поднять шэж
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    Надо поднять шэжэрэ и днк русских и переписать их в вятичи,радимичи,чудь и тд))
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Руки дрожат? Не нервничайте...
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    Москва.
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    Была великая Золотая Орда. Все народы процветали. Все народы прекрасно знали татарский язык. Под прикрытием Золотой Орды бурно развивалась Русь с ее православной верой, церковью , бесчисленными монастырями. В
    их недрах и выработалась идеология уничтожения ненавистной мусульманской Золотой Орды. В принципе она лежала на поверхности. Слишком много оказалось чингизидов, слишком многим не хватило власти. От этого огромное недовольство. Маленькие почести со стороны русских, и они уже игрушки в их руках. Тут тебе можно и пьянствовать, есть свинину,и никаких намазов каждодневных.
    Таким образом Золотая Орда была расщеплена. После падения Казанского ханства и Казани сразу обнаружился еще один враг казанских татар- башкиры. Ну, как ущемленный брат. И вот это подпитывается уже на протяжении 460 лет. К взаимному разрушению. Но, думаю, татарский народ с честью пройдет через эти испытания. Также как их прошли Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Туркменистан и т.д. А башкирскому народу надо сильно задуматься. Они идут по пути разрушения.
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    Ух ты башкир записал во враги. Вот чего добивается центр: поддерживая татаризм и натравливая татар на башкир уничтожить башкир. Поэтому татаристы выполняя свою задачу любой ценой переписывают башкир в татары и культивируют башкирофобию у татар
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Ребята, давайте жить дружно!
    Ответить
  • Анонимно 22 янв
    Необходимо провести референдум на Западе РБ по вопросу территориальной принадлежности данных районов. Пусть народ там сам решит кто они в в состав какой республики они должны входить. Соломоново решение.
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    Точно так и надо сделать,не оставлять в Иштякии свой народ
    Ответить
    Фанур Шагиев 23 янв
    Вы выступаете против Конституции и изменении территориальной целостности РБ? Может такие языковые и территориальные претензии дают начало спорам и конфликтам?
    Ответить
    Анонимно 02 фев
    Изменение границ между регионами в пределах РФ законом не запрещены.
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    Есть предложение по лучше . Провести всероссийский референдум о при провождение казанских татар на историческую родину в монголию .
    Ответить
    Анонимно 25 янв
    Изучи историю. Думаешь башкиры с неба свалились на нынешнюю территорию.
    Ответить
    Анонимно 14 фев
    Как не стыдно такое писать? Совсем с ума сошли? Я татарка и мне стыдно за вас!
    Ответить
    Анонимно 14 фев
    Монголию? Опять мамкин историк. Предаи казанских татар - именьковцы, булгары, финно-угры и кипчаки.
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    Давно пора провести референдум и поставить точку в деле переписывания татар башкирами.
    Ответить
  • Анонимно 25 янв
    Как кто вбивает? Неужели не понятно. Тот, кто башкир пытается в татары записать. И он же, кто пытается кряшен и мишар подогнать под одних только татар.
    Ответить
  • Анонимно 25 янв
    Мне кажется умышленно занижение татар в Башкортостане нужно для властей Башкирии, чтобы никогда не было прецендента в будущем при 100% якобы башкирском населении на разделение Башкортостана и отход северо-запада к Татарстану. Для этого некоторые башкирские учёные рьяно принялись фальсифицировать историю и выпускать интерпретированную по башкирском родам литературу.
    Ответить
  • Анонимно 25 янв
    Это политика разделяй и властвую так жеи с украинцами и белорусами !
    Ответить
  • Алим Валеев 25 янв
    Спасибо редакции интернет-газеты "Реальное время" за вашу фотографию - татарин на коне, которую я часто выдаю в комментариях. Я любля татарок, как Чулпан Хамматова, люблю украинок и полек. Очевидно, чем хуже мужики, тем лучше у народа женщины.
    Ответить
  • Анонимно 11 фев
    Какая нужная и правильная статья!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии