Новости

18:22 МСК
Все новости

Почему Башкирия стала кузницей для татарской эстрады?

Уфимский музыковед Лейла Аралбаева об ушедшей Хание Фархи, дружных татарах и скупых соотечественниках

Почему Башкирия стала кузницей для татарской эстрады? Фото: kazved.ru

На днях в Казани попрощались со знаменитой татарской певицей Ханией Фархи, уроженкой Башкортостана. Вспоминая почившую артистку, известная уфимская журналистка и музыковед Лейла Аралбаева в авторской колонке, написанной для «Реального времени», задается вопросом, почему многие самые востребованные звезды татарской эстрады родились и выросли на башкирской земле? Приводя мнения выдающихся деятелей искусств обеих республик, наш колумнист приходит к интересным выводам.

Совсем недавно всех потрясла новость о внезапном уходе из жизни популярной, любимой многими певицы Хании Фархи. После ее кончины было два прощания: башкирский зритель простился со своей любимицей в Татышлинском РДК, татарский — в казанском театре имени Камала. Певицу считали своей как в Башкортостане, так и в Татарстане. Родилась она в Татышлинском районе Башкирии, по собственному завещанию похоронена в Казани. В юности не смогла поступить в Уфимское училище искусств, зато впоследствии отучилась в Казанском театральном училище. Стала народной артисткой, добилась негласного титула «примадонна татарской эстрады», «татарская Алла Пугачева». При этом давала 17 аншлаговых концертов в башкирской столице, что является рекордным для национальной эстрады.

Башкирские татары: кто откуда

Известный композитор (которого опять-таки и башкиры, и татары считают своим!) Рим Хасанов рассказывал, что в 70—80-е годы с такими же аншлагами проходили в Уфе концерты еще одной легенды татарской эстрады Альфии Афзаловой, которая провела детские годы в Краснокамском районе, но яркую творческую жизнь прожила в соседней республике. «Альфия апа со сцены всегда говорила: «Я ж башкирка, я родилась здесь!» — вспоминает Рим Хасанов.

Если перебрать популярных артистов национальной эстрады, можно обнаружить, что многие выдающиеся татарские исполнители родом из Башкирии, в основном из сел и деревень разных районов республики. В почетном списке — создатель театра татарской песни, самая дорогая по рейтингам звезда татарской эстрады Салават Фатхетдинов (Татышлинский район), оперная певица Зиля Сунгатуллина (Кигинский район), Хамдуна Тимергалиева (Бураевский район), Зульфия и Жавит Шакировы (Чекмагушевский район), Рустем Асаев (Благоварский район), Ришат Тухватуллин (Туймазинский район), Филюс Кагиров (Буздякский район), Нафкат Нигматуллин (Янаульский район), Радик Юльякшин, он же Элвин Грей (Уфа).

Рим Хасанов рассказывает, что в 70—80-е годы с аншлагами проходили в Уфе концерты Альфии Афзаловой, которая провела детские годы в Краснокамском районе, но яркую творческую жизнь прожила в соседней республике. Фото vostrikovaee.ru

Много тех, кто снискал славу и в Башкортостане, и в Татарстане, но творил и творит преимущественно на родине — покойные Фарида Кудашева (Чишминский район), Венер Мустафин (Чекмагушевский район), Василя Фаттахова (Белорецкий район); Фан Валиахметов (Шаранский район), Айдар Галимов (вырос в Миякинском районе), Идрис Газиев (Аургазинский район), Назифа Кадырова (Учалинский район), Ильгам Валиев (Чекмагушевский район), Фадис Ганиев (Бураевский район), Радик Динахметов (Дюртюлинский район)…

Две звезды российской сцены, Земфира и Алсу, также неразрывно связаны с Башкирией. Земфира родилась и выросла в Уфе, у Алсу — отцовские корни в Илишевском районе, куда она в прежние годы регулярно наведывалась с концертами.

Как случилось, что Башкортостан стал кузницей талантов для эстрады обеих республик? В чем заключается феномен?

Два языка, две песни

В Башкортостане давно сложилась такая атмосфера, в которой гармонично сплелись две языковые и музыкальные культуры. На лоне живописной и разнообразной природы Башкортостана, горных хребтов Урала и густых лесов, чистых рек и искрящихся солнцем озер свободно звучат и мягкий, чуть замедленный башкирский говор, и скорая звонкая татарская речь, и протяжный башкирский озон-кюй, и татарские напевы.

— Дело в том, что татарские артисты с рождения слышали песни башкирских артистов. Они росли, с детства впитывая в себя моң двух народов, поэтому их пение более глубокое, проникновенное, — считает народный артист Башкортостана, кураист и певец Расуль Карабулатов.

«Моң» — слово со многими оттенками, вбирающими печаль, тоску, мелодию, напев, задушевность, лиризм, — уникальное явление, которое объединяет в себе музыкальную сокровищницу обоих народов. Так вот, этот моң на просторах Башкортостана насыщеннее, концентрированнее, что ли. В башкирских протяжных песнях сложная мелизматика, и надо быть большим мастером, виртуозом, чтобы уметь ее исполнить. Не зря же говорят: «Чтобы петь башкирские песни, надо родиться башкиром». И татары, родившиеся в Башкирии, с детства постигают это умение. Например, непревзойденный исполнитель башкирских протяжных песен Рамазан Янбеков — один из кумиров и Салавата Фатхетдинова, и Нафката Нигматуллина, которые говорят, что выросли на его песнях. Впоследствии многие татарские артисты с любовью включают в свой репертуар башкирские песни, которые значительно обогащают его, становятся изюминкой. Вспомним, как задушевно пела башкирские песни Хания Фархи.

«Татарские артисты росли, с детства впитывая в себя моң двух народов, поэтому их пение более глубокое, проникновенное», — считает Расуль Карабулатов. Фото bashinform.ru

— Башкирия более двуязычная. Многие наши люди с детства знают татарский язык, при этом татары на башкирском говорить не могут, — утверждает известный башкирский композитор Рим Хасанов. — В репертуаре татарских артистов обычно есть башкирские песни, в том числе и протяжные, такие, как «Уйыл», «Зульхизя», и те, кто могут выпевать мелизмы, обязательно исполняют их.

«У башкирских татар напевность в крови», — отмечает и народный поэт Татарстана, уроженец Башкортостана Роберт Миннуллин. Он, кстати, автор слов песни «Башкирские татары», которую поет Салават Фатхетдинов. «В Казани говорят, что я создал башкирскую мафию. Называют нас татарами из Башкортостана», — признавался певец.

Вот и получается, что жители Башкортостана с детства впитывают в себя богатейшее наследие двух народов. Особенно это заметно в селах на границе с Татарстаном. Для некоторых районов Уфа чисто географически находится дальше Казани, а маленькие города не вызывают у людей большого интереса в плане развития. В Башкирии еще в советское время люди больше тянулись к Казани, слушали казанское радио, читали татарские газеты. Было много татарских школ, где даже обучение проводилось по учебникам соседней республики.

— В одной школе даже казус произошел, — с удивлением вспоминает один из экс-руководителей башкирского Министерства просвещения. — Учащиеся изучали как родной татарский язык, портреты башкирских писателей были вывешены под заголовком «Тугандаш Башкортостаннын язучылары» («Писатели братского Башкортостана»). Они не понимали, что проживают в Башкирии. Они учились по татарским учебникам, выпущенным в Татарстане, татарских деятелей культуры считали родными.

«У башкирских татар напевность в крови», — отмечает народный поэт Татарстана, уроженец Башкортостана Роберт Миннуллин. Фото taratorim.ru

Башкирская вокальная школа сильнее?

Конечно, вырастая, многие вчерашние школьники граничащих с соседней республикой районов Башкирии ориентированы на продолжение учебы и работу в Татарстане. Но среди татарских артистов немало и тех, кто отучился и начинал свою карьеру в Башкирии. Уфимское училище искусств, Уфимский институт искусств, Стерлитамакское культпросветучилище славятся своими выпускниками, а вокалисты, как водится, особенно на виду. Известные вокальные педагоги Миляуша Муртазина, Фарзана Сагитова, Флюра Нугуманова и другие дали путевку на большую сцену немалому количеству артистов обеих республик. При этом сами казанцы признают, что башкирская вокальная школа сильнее татарской.

«Башкирская школа песни очень сильная, а наша ближе к самодеятельности. Хороший певец еще не значит хороший педагог», — отметила музыковед Татарстана Филюса Арсланова после гала-концерта XIII международного фестиваля татарской песни имени Рашита Вагапова. Генеральный директор продюсерского центра «Аксу» Рустам Сарваров также считает, что «в соседней республике педагоги сильнее, школа сильнее, что ни говори, как ни крути. В Башкортостане за один только раз можно собрать 30—40 человек и организовать отдельный концерт».

С этим трудно не согласиться. К вопросу подготовки вокальных (как оперных, так и эстрадных) кадров в Башкортостане всегда подходили очень серьезно. И сегодня Башкирский театр оперы и балета, все пять башкирских филармоний укомплектованы солистами хорошего качества «местного производства». Они имеют возможность расти постепенно в конкурентной среде и с небольшими зарплатами.

«Башкирская школа песни очень сильная, а наша ближе к самодеятельности», — отметила Филюса Арсланова после гала-концерта XIII фестиваля имени Рашита Вагапова. Фото gossov.tatarstan.ru

Мост дружбы начинается в Башкортостане?

Билингвизм в речи и музыке воплощается в интересных творческих проектах, реализуемых в Башкортостане. Именно на башкирской земле существуют два успешных песенных конкурса башкирской и татарской песни — «Дуслык моно» им. Фариды Кудашевой и «Идель». Ежегодно поставляет таланты и раскрученный телефестиваль «Хрустальный соловей». Так что башкирские и татарские эстрадные звездочки могут взять здесь хороший старт.

Регулярно организуются круизы на теплоходе со звездами эстрады двух братских республик. В теле- и радиоконцертах «Дарю песню» для юбиляров постоянно заказывают татарских исполнителей, в результате артисты Татарстана (особенно рожденные в Башкортостане) постоянно попадают в ротацию в башкирском эфире.

— Раньше, в 90-е годы, Фарит Бикбулатов совместно с Венером Мустафиным проводили башкирско-татарские проекты. Артисты играли в волейбол, общались на чаепитиях, вечером пели на концертах, после которых проводились банкеты, — вспоминает Расуль Карабулатов. — Подобные совместные проекты, кажется, под названием «Дуслык купере» («Мост дружбы») в Казани и Набережных Челнах организовывал Салават Фатхетдинов. От нашей республики туда ездили Заки Махмутов, Фарит Бикбулатов, Айдар Галимов, группа «Каравансарай».

Отмечу, что многие из артистов в пору становления сначала поют у себя в республике на башкирском языке, а набрав известность, переходят на свой родной татарский и переезжают работать в Татарстан, где находят более комфортные условия для существования. И тут, на мой взгляд, кроется еще одна очевидная причина феномена «башкирских татар».

Раскрученный телефестиваль «Хрустальный соловей» ежегодно поставляет таланты. Фото kudaufa.ru

И квартиру, и звания, и звезду...

Татарстан, и это уже приходится признать, дает больше поддержки как молодым, так и состоявшимся. Будучи по своему менталитету более расторопными, шустрыми, предприимчивыми, татары помогают начинающим талантам как деньгами, так и другими благами цивилизации. В башкирской артистической среде бытует устойчивое мнение, что стоит поехать в Татарстан, сразу получишь и квартиру, и звания. Без лишней волокиты и бюрократии. Инвестиции в таланты действительно окупаются быстро, и вчерашние скромные башкирские артисты обретают звездный лоск под крепкой крышей и многотысячную аудиторию на концертах. Конечно, при наличии безусловного таланта, хороших голосовых данных и фанатичного трудолюбия — без этого никак.

— Многие наши уезжают туда и их принимают. А вот их артисты почему-то к нам не переезжают, — говорит Рим Хасанов. — Удивляет тот факт, что татары с удовольствием принимают башкир. Меня тоже постоянно звали и сейчас зовут переехать, но я считаю: где родился, там и пригодился.

Те артисты, которые уехали работать в соседнюю республику, очень любят давать на родине концерты, здесь они встречают самый горячий прием. Их любят, знают, ждут. Задолго до их приезда населенные пункты пестрят красочными афишами, радио и телеэфиры взрываются рекламными роликами. Билеты на концерты расходятся как горячие пирожки. Некоторые из татарских артистов даже проводят на малой родине в Башкирии мини-фестивали.

И тут обычно башкирские артисты с некоторой завистью вздыхают: «Татары дружные, своих всегда поддерживают. Татары на своих билеты покупают, а наши вечно пригласительные клянчат...».

Так и живут татарские артисты, родившиеся в Башкортостане, трудясь на благо и купаясь в любви поклонников двух республик. У некоторых имена и там, и здесь увековечены еще при жизни. Так, одна из средних школ Татышлинского района носит имя Салавата Фатхетдинова, и в Аллею звезд на улице Баумана в Казани его имя вписано.

Одна из средних школ Татышлинского района носит имя Салавата Фатхетдинова, и в Аллею звезд на улице Баумана в Казани его имя вписано. Фото openarium.ru

Впрочем, успеху татарских артистов Башкортостана остается только порадоваться. Ведь их искусство служит не разобщению, а объединению двух республик, двух народов, двух песенных культур.

Лейла Аралбаева
Справка

Лейла Кадимовна Аралбаева — журналист, музыковед, поэтесса.

  • Родилась в Уфе в семье народного поэта Башкортостана Кадима Аралбаева.
  • Окончила Уфимское училище искусств (1996) и Уфимский государственный институт искусств по специальности «Музыковедение» (2002).
  • Работала в Башгосфилармонии (лектор-музыковед, начальник отдела по связям с общественностью), ГТРК «Башкортостан» (корреспондент, автор и ведущая различных телепередач на культурную тему, редактор творческого объединения «Музыка»), Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова (преподаватель), Аппарате правительства Башкирии (главный консультант отдела культуры), Министерстве культуры Башкортостана (пресс-секретарь).
  • В настоящее время работает обозревателем по культуре ИА «Башинформ».
  • Член Союза композиторов Республики Башкортостан, Союза журналистов РФ и Союза журналистов РБ.
  • Лауреат нескольких республиканских журналистских конкурсов и Международной премии ТЮРКСОЙ в области печати.

комментарии 115

комментарии

  • Анонимно 09 авг
    Чушь все это.
    Вот загородку поставили и назвали одну сторону Татарстаном, а другую-Башкортостаном. И начали свои измышления. Всячески угождая властям.
    А между тем суть лежит в том, что самая любимая река татар Ак Идель (Агидель) почти полностью оказалась на стороне Башкортостана.
    Тысячи народных песен написано татарами про Ак Идель. Каждая из них вызывает слезы.
    В Башкортостане такая же среда существования татар, как и в Татарстане. И татар там живет не меньше , чем в Татарстане.
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Сами не пишите чушь. Загородки нет, но административная граница есть. И у людей не спрашивали, когда ее рисовали.
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Из всех вышеупомянутых вокалистов никто не сравнится с ХАЙДАРОМ БИГИЧЕВЫМ и ИЛЬГАМОМ ШАКИРОВЫМ, а они родились и выросли не в Башкирии территориально. В статье чушь полная.
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    На вкус и цвет... А вообще с Земфирой и Шевчуком все эти персонажи рядом не стоят. И оба наполовину татары.
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    полностью согласен, всех выше упомянутых считаю свадебными певцами.
    Ответить
    Анонимно 12 авг
    Шевчук действительно наполовину, поэтому он здесь вообще не при чём. Вокалист слабееький, кстати.
    А к чему тут помянули Земфиру?
    Ответить
    Анонимно 13 авг
    Земфира Рамазанова - наполовину башкирка, наполовину татарка. Уместно ее вспомнить. А ДДТ обожаю с пеленок. Юра - классный мужик.
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Конечно чушь. Разве можно сравнить вышеупомянутых вокалистов с Хайдаром Бигичевым или Ильгамом Шакировым. Они не уроженцы Башкирии, и не творили там.
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    А кто такие Бигичев и Шакиров? Простите, не слушаю национальную эстраду татар и башкир.
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Что там говорить, если даже Габдулла Тукай наполовину башкир. По матери.
    Дардманд из башкирских татар. Его внук Башир - создатель первых советских компьютеров, вырос в Баймаке, учился в башкирской школе.
    В родной деревне Ильгама Шакирова, в 60-е годы, старики говорили:"Раньше мы были башкиры, теперь нас называют татарами". Шаймиев имеет башкирские корни. Можно продолжать очень долго.
    В общем все сплетено очень туго - резать скальпелем по живому не получится.
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Я полностью с вами согласен,не нужно делить один народ, что в Татарстане, что в Башкортостане живёт один народ ТАТАРЫ.
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Не нужно всех зачесывать под татарскую гребёнку. Башкиры все же другие
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    Считаю, татары и башкиры это один народ.
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    Загородки между РБ и РТ нет. Зато он придуман большевиками между башкирами и казахами в виде нескольких районов Оренбургской области.
    Ответить
  • Анонимно 09 авг
    Хания Фархи умерла? Когда?!
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Представьте себе
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    https://realnoevremya.ru/articles/72217-v-kazani-prostilis-s-haniey-farhi
    Ответить
  • Анонимно 09 авг
    С какой душевной теплотой написано. И очень правильные выводы. Сам не раз бывал в Башкирии. Братская республика подарила нам плеяду талантов
    Ответить
  • Анонимно 09 авг
    Она забыла упомянуть, что еще Юрий Шевчук из Уфы
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    А еще Сергей Приказчиков - лидер группы "Пицца"
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    И группы "ВИА Чаппа", "Люмен", "Год Змеи"
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Андрея Губина еще не забудьте))
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Андрей Губин... Ахахаха... :)))))))))))))))))))))
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Почему же ха-ха? Задатки-то есть. Главное как их использовать.
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Лучше бы великого Владимира Спивакова вспомнили, а не Андрея Губина. Или Аскара и Ильдара Абдразаковых. Вот они талантища!
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Вот и вспомнили, точнее узнали об еще одних уроженцах Башкортстана.
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Фадис Ганеев, Лилия Биктимирова, Радик Гареев... Не забывайте талантливых ребят
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Киркоров случаем не башкирский татарин, а? А то куда ни кинь в эстраде, всюду уши из Башкортостана вылазят)))
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    он Румын
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    киркоров - болгаро-армян. хотя корни болгар, говорят, тоже из волго-уральских степей.
    Ответить
    Анонимно 13 авг
    ты лучше почитай здесь идельбаева артура. тот уже у армян башкирские корни нашел через общих предков - булгар и бурджан.
    Ответить
  • Анонимно 09 авг
    Речь идет только о популярной музыке и в основном о молодежи. В Татарстане тоже масса вокалистов-самородков в самых разных жанрах: от фольклора до оперы. Странно определять талант территорией происхождения.
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Почему же странно? Это объективные причины развития того или иного народа в зависимости от условия проживания.
    Ответить
  • Анонимно 09 авг
    По моему,стороннему наблюдению,причина и следствие рождения более монлы певцов из Башкортостана,кроется в табигате Урала. Горы,леса и прозрачные воды места,дают более сильные чувства души. Сердце ведь не обманешь.
    Ответить
  • Анонимно 09 авг
    Лучше бы фотографию автора поставили. Вот башкирская красавица
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Посмотрел ее фото в интернетах. Оказывается ей уже 40. И так хорошо выглядит дама. Очень красивая женщина.
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    А Аралбаева замужем?
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    нет. но не мечтайте!
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    она прекрасна. замуж бы ее за татарина выдать
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Анонимы, вам больше нечего обсудить? Какая связь между семейным положением автора, ее внешними данными и ее колонкой? Обсуждали бы по теме разговора.
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Про ее таланты и внешние данные, которыми ее Бог одарил, нельзя не отметить. Ну а про замужество, конечно, не стоило спрашивать.
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    Добавлю, что Аралбаева - это ее девичья фамилия. Так-то она Ишмуратова. Выводы о ее семейном положении делайте сами.
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Согласен
    Ответить
  • Анонимно 09 авг
    А мне, хотя я и татарин казанский, нравится именно народная башкирская музыка, с их кураем, кубызом и горловым пением.
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Они смогли сохранить свои кочевнические традиции, степной дух. Мы, татары, многое утратили. Констатирую с сожалением.
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    А они у нас были?
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Наверное Вы правы, вполне может быть, что это кан тарта.
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    У предков были, понятно, не у нас самих.
    Мои родители еще застали кочевой образ жизни, говорят, весело было.
    Вспахали, посеяли, сена накосили, учебный год кончился — ушли на дачу, юрты поставили, осенью юрты убрали, вернулись с дач домой, урожай собрали, дети в школу пошли.
    Ну в Казани это закончилось раньше, конечно, лет, наверное, двести, если не триста назад.

    Башкиры, кстати, юрты мало использовали, у них, в основном, на кочевьях маленькие домики стояли, срубные, обычно, или из жердей собранные.
    Ответить
  • Анонимно 09 авг
    Да, есть такое. Видимо, природные условия проживания влияют как на общую жизнедеятельность, так и на ее творческую составляющую. Горная местность дает особую энергетику. При этом заметил у татар танцевальное искусство более интересней и веселей. Опять, видимо, учитывая природные условия, есть где расплясаться, в отличии от горной местности
    Ответить
  • Анонимно 09 авг
    хороший материал, спасибо. Приятно, что постоянно обновляется эстрада сильными, крепкими голосами. Всем успехов!
    Ответить
    Анонимно 10 авг
    Я давно ожидала подобной статьи. Тема так и напрашивалась, витала в воздухе, но никто не говорил. Я не знаю, кто первым инициировал ее написание - издание или автор - но вышло очень хорошо.
    Ответить
  • Анонимно 09 авг
    Много башкирских татар и в судебной системе Татарстана. С ними могут конкурировать только мишаре. А вот в торговле-наоборот..
    Ответить
    Анонимно 19 авг
    это вы про "не обманешь - не продашь", хотя, согласен: в продавании - мы первые !
    Ответить
  • Анонимно 09 авг
    Именно в Уфе зажглась звезда Рудольфа Нуриева. И с Уфой связан целый этап творчества Федора Шаляпина. Безусловно обоих артистов считают по праву своим и казанцы. Так что не только национальная эстрада общая.
    Ответить
    Анонимно 19 авг
    классика: в Уфе-Казани родились, "людьми" стали в Лондоне-Париже
    Ответить
  • Анонимно 09 авг
    За одну Земфиру только большой респект башкирам и Уфе!
    Ответить
  • Анонимно 09 авг
    Кстати, хорошее замечание: действительно, самые крутые звезды национальной эстрады - из Башкортостана
    Ответить
  • Анонимно 09 авг
    Башкирская природа способствует творчеству. Плюс в Башкирии и у самих башкир и у татар, проживающих там взгляд на "зашорен", все естесственно, близко к природе. И как будто больше свободы для самовыражения. В Татарстане излишняя "толерантность" и излишнее увлечение религией будто мешают свободе творчества. имхо
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Надо родиться в Башкирии, раскрутиться в Казани, а деньги стричь с обеих республик
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Все проще — в Татарии, а особенно в Казани много проржавевших, которые давят и душат все живое, в первую очередь национальную культуру.
    В Уфе проржавевших мало, и они сидят тихонечко, не вредят особо.
    Поэтому молодежь, приезжая в Уфу на учебу не чувствует давления среды, развивается свободно.
    А в Казани из-за множества проржавевших атмосфера давит и иссушает, молодежь не может развиваться нормально.

    В Уфе татары чувствуют себя людьми первого сорта, в Казани третьего сорта.
    Это формирует менталитет.
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Просто татары в Башкирии научились пробиваться среди башкир, которых долго время поддерживал рахимовский режим. А попадая в Татарстан, их прыть остается, вот и выигрывают в конкурентной борьбе за место под солнцем.
    Ответить
    Анонимно 10 авг
    Согласна полностью!
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    Ну-у, эта тенденция существовала задолго до рахимовского периода. Могу напомнить судьбу певца Маликова.
    Ответить
    Анонимно 12 авг
    Ваше мнение — почему в Казани так много проржавевших?
    Ответить
    Анонимно 15 авг
    БАШКИРИЯМ АНДА МАТУРЛЫКНЫ КУРЭ БЕЛГЭН ХАЛЫК ЯШИ..
    Ответить
  • Анонимно 09 авг
    Ничего так. Раньше башкиры угоняли татарских женщин и лошадей в свои степи-горы. Теперь что-то возвращается обратно - в виде артистов.
    Ответить
    Анонимно 10 авг
    Что за фигню несешь?
    Ответить
    Анонимно 13 авг
    есть у нас такие кадры. не беспокойтесь
    Ответить
  • Анонимно 09 авг
    Башкирские татары - вообще отдельное явление, которое надо изучать и изучать...
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Хватит писать "башкирские татары"! Есть татары Башкирии. Не надо выделять в какое-то отдельное сословие.
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Мне, татарину из Башкирии не стыдно называться башкирским татарином. И никакого сословно-этнического оттенка в этом слове не вижу. А ваши личные комплексы спрячьте подальше.
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Ай молодца! Об этом я талдычу с прошлого века. Нет башкирских татар. Есть уфимские или Агидель Татарлар. Вы когда нибуть слышали о башкирских русских? Так и с татарами.
    Почему татарские таланты из рб уезжали в Казань? Да очень просто, им в Башкирии не давали петь на родном языке, все очень легко объясняется. Записывайся башкиром и пой по-башкирски, тогда будешь на подпевках у башкирских певцов. Спросите у Хасанова, он вам лучше меня расскажет. Свои песни он почему то по-татарски писал и только потом переводил на башкирский. Стыдно Рим Абый, старый уже, а кривишь душой.
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    спокойно пели на татарском и башкирском. не выдумывайте!
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    При Бабае, нужно было петь на башкирском и татарском, те кто отказались им не дали дальше двигаться. остались те кто согласился. Айдар Галимов, Ф Ганиев и др. А вот Салават, Хания и другие выбрали РТ.
    Ответить
    Анонимно 13 авг
    А сколько тебе лет, представитель агидель татарлар? Ты хотя бы правила русского языка знаешь? Вообще, в школе учился? Понятие "башкирский" является производным не только от "башкир" как национальности, но и от "Башкирии" как республики. Поэтому Башкирский государственный педагогический университет, который в свое время закончил, не принадлежит башкирам, и не учатся там одни башкиры. Ректор там и половина проректоров - татары, много русских. Студентов там вообще никто не считал. И мед едим башкирский, потому что сделан в Башкирии. И без разницы, кто его продает - чуваши, русские, татары, башкиры.
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Не только певцы, многие руководители Татарстана тоже из башкирских татар, или попросту башкиры покопайтесь скажем в Википедии. Многие ученые, языковеды, поэты... Да их просто уйма. Не только в эстраде. Если поскрести любого известного татарина окажется он или башкир, или мишар.
    Ответить
  • Анонимно 09 авг
    Статья написана башкиром для башкир, хоть и о татарах. Со многими вещами не соглашусь. У нас своих талантов достаточно. И природа Урала совсем ни при чем
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    А я не соглашусь с вами. Вы бы привели контраргумент. Пока только брюзжите
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Причем здесь природа Урала. В Татарстане тоже все прекрасно с талантами. Статья подгоняет факты по то, что только башкирская земля способна рождать талантливых певцов. То, что несколько татарских районов Башкирии дали ряд исполнителей "легкого" жанра еще не повод захлебываться умилением.
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Где в статье написано, что только башкирская земля дает таланты? Она не об этом же речь ведет. Читайте внимательно.
    Ответить
  • Анонимно 09 авг
    Лучше бы Башкирия гордилась Спиваковым, Абдразаковыми, Шевчуком, а не всякими там Салаватами, Кагировыми, Тухватуллиным и прочими Галимовыми
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    Кагиров очень талантливый исполнитель, послушайте его)
    Ответить
    Анонимно 13 авг
    Филус Кагиров? Талантливый? Я вас умоляю. Таких талантов в любом Агрызе с пару сотен можно накопать. Ничего уникального, посредственное исполнение. Зато самомнение у парня зашкаливает.
    Ответить
  • Анонимно 09 авг
    А кто сказал (написал), что она не гордится и своими уроженцами - мастерами классической музыки и рока.
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Вы не верно поняли товарисча. Он не хочет чтобы гордились "прочими Галимовыми", бичара инде мескен. :)
    Ответить
  • Анонимно 09 авг
    эта тема давно известна-просто у нас в Башкортстане нет шоу-бизнеса! вот и бегут туда! Деньги решают все! поют для миллионного аудитории
    Ответить
    Анонимно 13 авг
    есть. причем такой же колхозный, как и в казани
    Ответить
  • Анонимно 09 авг
    Вечный комплекс , мы впереди планеты всей. Чтобы быть , надо делать дело , а они там делают , и их все знают и знают их принадлежность . А здесь все пишут - мы великие , мы талантливые и т. п. Ну , что ж , пишите дальше, деревянные вы наши аналитики...
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    пиши дальше, злобный анонимный комментатор. и завидуй молча, хватит свои болячки и фобии выставлять напоказ. башкиры - наши братья. и башкирия - наша братская республика, давшая нам огромное число талантов
    Ответить
  • Анонимно 09 авг
    А может посмотреть на вещи проще, аргументированно, они не татары, а башкиры говорящие на языке близком татарскому. Посмотрите хотя бы википедию, села, где они родились порой на 95% башкирские. Сказано же выше татарин не может петь башкирские песни, а они могут, а господа.
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Ещё перепись рахимовскую приведите в пример.
    Ответить
    Анонимно 10 авг
    и что, если посмотреть? хамитовская не сильно отличается. так что бабая тут не к месту вспоминать
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    Нету башкир в Уфе, они где-то затерялись в Юрюзани.
    Ответить
    Анонимно 13 авг
    вы по уфе перепись проводили, раз такое утверждаете? нет. тогда не флудите!
    Ответить
  • Анонимно 09 авг
    все они башкиры, только язык у них татарский
    Ответить
  • Анонимно 10 авг
    «татарская Алла Пугачева».
    Я возмущена. Если бы татары ценили своих. Как можно Фархи сравнивать с Пугачевой.
    Ответить
  • Анонимно 10 авг
    СПОРИТ ТУТ НЕ МЕСТО =ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ КАК ДОЛЖНЫ ПЕВЦЫ ПЕТЬ ТО СЛУШАЙТЕ ИДРИСА ГАЗИЕВА ПАРУ 10 ПЕСЕН =а эти 500 600 певцов я даже не читаю что они певцы =они фанерщики и все =им аппаратура нужен хорошии и микрафон балаболит перед тем как рот открыт под фонограмму ---да Хания из таких она смогла любую песню петь без сопровождения и петь правильно -от и до остальных можно списывать певцов фанерщиков --и народу это нравиться ходят шквалами фанеру слушать
    Ответить
  • Анонимно 10 авг
    Супер. Все сказано так, как чувствует человек, влюбленный в этническую музыку.
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    это мнение представителя башкирской интеллигенции. у татар другое мнение
    Ответить
  • Анонимно 11 авг
    что вы все Башкортстан Тататарстан когда они образовались
    Ответить
  • Анонимно 11 авг
    Все верно написано в статье. В глаза бросаеится - какие у них певцы - красивые глаз не оторвать и поют так чудесно! Мне кажется в Башкортостане люди посвободнее и поют во всю мощь. В Татарстане как-будто боятся чего-то - и голос слабее и никакой самобытности - все одинаково заунывно получается. Башкортостан выручает нас своими прекрасными талантами. Спасибо огромное!
    Ответить
  • Анонимно 11 авг
    Колумнист скрыла, что башкирские певцы перепевают татарские песни на башкирском языке. Слух рвет! Татары, живущие на территории РБ, конечно "монлы" поют, потому что это потомки тех татар, которые по воле судьбы были оторваны от исторической родины, от колыбели своей цивилизации- Казани. Наша культура, вплоть до кулинарной, она- казанская! И правильно, что РТ поддерживает их. Из вышеперечисленных автором певцов, нет ни одного представителя малого Урала, этнического башкира. Татарстан принимает только татарларны. Татары рулят!)))
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    такого этноса как татары не существует в природе , как не существует самостоятельного татарского языка это диалект БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА , И БАШКИРЫ ну никак не могут быть братьями татарам , БАШКИРЫ родители этого мира и ПРА ПРА ПРА ДЕДУШКИ так называемым татарам ,
    Ответить
    Анонимно 12 авг
    Эк Вас занесло-то.
    А Адам, случаем, не башкир был?
    Ответить
    Анонимно 13 авг
    понятно, что башкир такой бред не мог написать. какой-то провокатор, вероятно, тут от имени башкира строчит анонимную чушь
    Ответить
    Анонимно 14 авг
    А курай!!! татары не позорились бы, пытаясь играть на курае! не дано так не дано!!! на генетическом уровне (это же, как бы, крик души): научиться по настоящему играть на курае дано только настоящим башкирам. Это бесспорно. То же касается горлового пения, даже дано не всем башкирам, а только горным. У татар это как художественная самодеятельность получается, а у башкир- искусство!!! душа-то разная, душевность тоже. Вот весь секрет популярности певцов башкирского происхождения, дело в душе. Душа башкирская (У Фархи тоже, была- не хочется говорить, не верится даже, очень больно ... душе).
    Ответить
    Анонимно 16 авг
    давай-ка за башкир тут не говори, клинический провокатор.
    Ответить
  • Анонимно 11 авг
    Смею включиться в вашу полемику.....Вокалистов хороших много и с
    Этой и с той стороны. Только все они поют под фанерную музыку,под минусы и плюсы.Нет эстрады,как таковой,нет инструментальных групп,которые аккомпанировали бы этим певцам! Никто из перечисленных звезд не играл и не играет с ударными и другими инструментами вживую,нет творчества! Есть один синтезатор Ямаха!!!!
    Ответить
  • Рустам 11 авг
    Просто была негласная установка развивать песни на башкирском языке,кто то смирился ,кто то уехал на другую сторону Ика
    Ответить
  • Анонимно 14 авг
    искренность! вот в чем секрет мон!. а народ башкирский отличается от татар именно этим качеством!. это отражается и в этнокультуре. Для сравнения предлагаю послушать творчество этногруппы "Аргамак" и татарские этно. небо и земля.
    Ответить
  • Анонимно 14 авг
    Говорят, что башкирские татары- они и есть этнические башкиры, речь татарская-это диалект. (Также говорят татары про мишяр, язык которых сильно отличается от татарского языка, говорят это всего лишь диалект. Кряшены и мишяры тоже себя татарами не считают, татары только их татарами считают почему-то?!).
    Ответить
    Анонимно 16 авг
    ну начинается...
    Ответить
  • Анонимно 18 авг
    Аралбаева не права в том , что пишет "башкирские татары", а они все( певцы) этнические башкиры... У них у всех шажаре есть, у татар нет !!! Потому что татары - вновь созданный народ из чувашей. булгар, башкир, удмуртов и т.д. И не надо Карабулатову и Аралбаевой говорить и писать о том, о чем нет понятия у самих... историю своего народа знать надо !!! Что татары сейчас во всем башкирском свое ищут, правы....своего то нет ничего кроме ЯЯЯЯЯЯ !!! Все нагло берут у башкир, еще спорят ....убеждены так сильно ,что все ихнее....генетическая память осталась (башкирская)....И напоследок скажу , сдайте кровь на гаплограмму , узнаете кто вы.... мы татарам близко не родня,,, нам намного ближе англичане и немцы !!!!
    Ответить
    Анонимно 02 окт
    Да, конечно супер новость,башкиры родственники немцам и англичанам ! Такой бред даже с похмелья не пишут! Вы лучше дайте объяснение происхождению слова "баш-корт", это какие такие пчелы (пьяные наверно от кумыса) на баш садятся? На " баше" заводится знаете какой корт!? И название райцентра ново бегло кытай , ни на какие мысли не наводит? Возьмите фото Рахимова и фото ма дзе дуна , или Ху дзен Тао ,найдите десять отличий!
    Ответить
    Минзия Хатыпова 06 окт
    Наберите ( гаплогруппа башкир, татар) и все увидите.... но мы от этого не скачем , не кричим на каждом углу... Вот поэтому башкиры ,,монло,, Это наша кровь древняя поет... Вот почему вам от этого плохо, не понимаем.... и опять от этого на стенку не лезем.... У нас есть шажаре, а у вас нет , потому что, вы недавно созданный из многих народов - народ. Не плюй в колодец, из которого пьешь ! Это я о том , что вы нашу культуру присваиваете, а башкир презираете.... Мы разные - точно, культура схожая, так как вы занимаетесь плагиатом.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии