Новости раздела

Спаситель пассажиров «Булгарии» намерен возродить судоходство на Казанке

Капитан Роман Лизалин простился с «Арабеллой», открыл фирму и встал за штурвал газохода

Спаситель пассажиров «Булгарии» намерен возродить судоходство на Казанке
Фото: Роман Хасаев

Как стало известно «Реальному времени», прославленный капитан теплохода «Арабелла», который первым подошел к месту трагической катастрофы «Булгарии» и принял на борт выживших, решил стать судовладельцем. Кавалер ордена Мужества Роман Лизалин основал собственную компанию «СК «Арабелла», основной вид деятельности которой — внутренние водные пассажирские перевозки. Первый шаг в реализации новой амбициозной миссии возрождения судоходства по Казанке спустя полвека после его закрытия сделан: при поддержке руководства Татарстана на реке удалось восстановить необходимые элементы судовождения.

«Арабелла» идет на помощь «Чайке»

Роман Лизалин — герой-капитан «Арабеллы», подобравшей 79 выживших пассажиров злосчастной «Булгарии» — этой осенью открыл собственный бизнес. Оказалось, что новое предприятие — ООО «Судоходная компания «Арабелла» — было создано под большой проект, который уже получил поддержку правительства республики.

— Мое судно «Арабелла» должно было пройти модернизацию, но грянул кризис и руководство компании, в которой я работал, решило, что в данный момент это нецелесообразно. Поэтому с 2015 года я параллельно стал работать в другой компании, я руковожу ООО «ВТС» — «Волгататсудоремонт», — рассказал Лизалин «Реальному времени». — Наша специализация — судостроение, ремонт и восстановление гражданских судов. Мы работаем с достаточно старыми судами, и у меня всегда была мечта — возродить судоходство на реке Казанке. Это же совсем другие виды на город, другие ощущения, когда смотришь с воды — потрясающая красота! И СК «Арабелла» была создана в связи с этим.

«Я руковожу ООО «ВТС» — «Волгататсудоремонт», — рассказал Лизалин. — Наша специализация — судостроение, ремонт и восстановление гражданских судов». Фото: vts-rt.ru

Роман Лизалин напомнил: Казанка перестала быть судоходной примерно полвека назад, так что для возрождения движения надо было как минимум восстановить обстановку (установить необходимые для судовождения знаки, — прим. ред.), и это удалось сделать, благодаря поддержке правительства и президента республики.

— Но ввиду ограничения габаритов судов, которые могли бы ходить по Казанке на радость жителям и гостям города, встал вопрос о судах, которые могли бы выйти на линию и перевозить людей. И оказалось, что на сегодняшний день их нет. Есть старые — их эксплуатировать нельзя. Оставалось строить суда. И мы занялись этим проектом, я вошел в рабочую группу. У нас уже были определенные наработки, когда Рустам Нургалиевич поставил еще более амбициозную задачу — сделать такое судно, которое бы работало на сжиженном природном газе. Таких речных судов в России больше нет, мы его построили в этом году и уже провели ходовые испытания.

Речь идет о прогулочно-экскурсионном судне, газоходе «Чайка СПГ», которое летом этого года сошло со стапелей Зеленодольского завода им. Горького.

Газоход «Чайка СПГ» летом этого года сошел со стапелей Зеленодольского завода им. Горького. Фото: Максим Платонов

— Я был переполнен гордостью, когда сам был за штурвалом и заходил под Кировский, Ленинский мосты, дошел до «Ак Барс Арены» — там, помните, есть причал? — вспоминает Роман Лизалин. — Я разработал маршрут, осталось только несколько решаемых вопросов по береговым сооружениям. И главный вопрос — кто будет эксплуатантом этого судна? Опыта нет ни у кого, компаний, которые бы за эту идею схватились, тоже пока не нашлось. И если не найдется никого, придется мне этим вопросом заняться. Нельзя же останавливаться на полпути!

Бизнес для фанатов

Экономический кризис и старые суда уже сгубили единственный в Татарстане и крупнейший «водный» туристический бизнес — круизное агентство «Волжские путешествия». Летом 2018 года Федеральная служба Росморречфлот временно запретила к эксплуатации два принадлежащих ей трехпалубных теплохода «Очарованный странник» и «Борис Полевой» из-за технических неисправностей. Туристы, которые так и не отправились в плавание, погрязли в судебных тяжбах за возврат денег, уплаченных за путевки. Среди тех, кто не смог отчалить от берега, оказались и татарстанские инвалиды. Отсудив деньги, обманутые туристы их так и не получили: судебные приставы-исполнители не нашли у компании ни денег, ни имущества.

На вопрос, реально ли в нынешней экономической ситуации возродить в Татарстане круизный бизнес и вообще пассажирское судоходство, и взялся ли бы он решать такую задачу, Роман Лизалин ответил, что, по его мнению, она решаема, но при одном условии — если поможет государство.

Летом 2018 года «Росморречфлот» временно запретил к эксплуатации теплоходы «Очарованный странник» и «Борис Полевой» из-за технических неисправностей. Фото: Олег Тихонов

Он напомнил, что в СССР именно государство вкладывалось в развитие судоходства на реках, и путешествия речным транспортом по-прежнему привлекательны в силу прежде всего высокой комфортности.

— Раньше транзитные пассажирские рейсы были очень популярны еще и в силу недостаточного развития сети дорог. Но сейчас на первое место выходят комфортность поездок и возможность любоваться с воды красивейшими местами — это нельзя сбрасывать со счетов. Поэтому я абсолютно уверен, что у этого транспорта перспективы есть. Мы на Зеленодольском судостроительном заводе работаем и над скоростными судами — надо помнить, что в СССР по рекам бегали как раз зеленодольские «Метеоры». Наша республика и сегодня является одним из ведущих регионов, который применяет скоростной крылатый флот. Такие суда ходят в Тетюши и по другим направлениям. Но все эти суда уже старые и когда-то придется их заменить. Мы в этом готовы участвовать, строить суда и для других регионов — наработки есть.

Однако, по убеждению Лизалина, как большие, так и скоростные пассажирские речные суда невозможно обновлять, а тем более строить без поддержки и даже прямого участия государства. Поскольку в одиночку бизнес просто не вытянет проекты, срок окупаемости которых «составляет десятки лет».

— Готов ли я участвовать в таких проектах, я не готов рассуждать, — признался Лизалин. — Были бы у меня деньги — я бы конечно пошел, а с пустым карманом в такой бизнес не ходят. Ведь, по-хорошему, надо строить новые суда, а не пытаться выжимать из старых.

Этот бизнес он определил как «бизнес скорее для фанатов», дескать, любителям больших и быстрых денег в нем делать нечего.

По убеждению Лизалина, как большие, так и скоростные пассажирские речные суда невозможно обновлять, а тем более строить без поддержки и даже прямого участия государства. Фото: kzn.ru

Известный капитан — успешный бизнесмен

По данным сервиса «СПАРК-Интерфакс», ООО «ВТС», которым руководит экс-капитан «Арабеллы» Роман Лизалин, отлично держится на плаву: выручка предприятия в 2019 году составила 437,8 млн, чистая прибыль — 1,76 млн. Бенефициар предприятия — АО «СК Ак Барс». Фирма выполняла работы для республиканского Минэкологии, АО «Транснефть-Прикамье». С февраля 2020 года у нее в лизинге находится то самое пассажирское судно «Чайка-СПГ».

Лизалин также руководит финансово успешным ООО «Арабелла», бенефициаром которого до июня 2016 года был Зеленодольский завод им. Горького, а в настоящее время — казанский бизнес-перевозчик ООО «Авиасервис». Уставный капитал этой компании — более 535 млн рублей. Правда, официальная выручка по итогам 2019 года скромная — 868 тыс. рублей, но есть чистая прибыль — 103 тысячи.

«Проект очень привлекательный и очень рискованный»

Перспективы нового бизнес-проекта Романа Лизалина по возобновлению пассажирского движения на Казанке по просьбе «Реального времени» оценил председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев:

— Возобновить движение по Казанке на большом протяжении — задача очень сложная, ее решение требует колоссальных затрат, поскольку сейчас на большей части фарватера движение возможно лишь на плоскодонке — русло нужно углублять и расчищать. А на участке от устья до «Ак Барс Арены» — это очень интересный проект, по-моему, но и очень рискованный. Для туристов это очень привлекательно, и нам как раз не хватает таких «завлекалочек». Желающие получить эту услугу наверняка будут. Но проблема в том, что уровень воды в Казанке зависит от уровня Куйбышевского водохранилища. И тут велик риск, что бизнес прогорит. Уровень зависит от времени сброса воды в водохранилище. Можно продать билеты, собрать деньги, а вода уйдет. Поэтому надо тщательно все просчитать и продумать.
— Для туризма Татарстана важно иметь суда, которые способны быстро и с комфортом доставить пассажиров до Свияжска и Болгара, в точки притяжения туристов, — считает генеральный директор туристического агентства «Компаньон СП» Сергей Пасечник. — Чтобы это было быстрее и комфортнее, чем на автобусе. А плавание по Казанке интересно не просто как перевозка, а при условии наполнения экскурсионной программой, присутствия гида и интересного рассказа. Тогда не только туристам, но и жителям Казани это будет интересно.
— Хотелось бы, чтобы водный туризм в Татарстане и в Казани развивался более быстрыми темпами, — поддержал инициативу Романа Лизалина первый замминистра экономики республики Рустем Сибгатуллин.
Инна Серова
БизнесТранспортИнвестицииЭкономикаУслуги Татарстан Зеленодольский завод им. А.М.ГорькогоМинистерство экологии и природных ресурсов Республики ТатарстанСибгатуллин Рустем РафкатовичТоргово-промышленная палата РТАгеев Шамиль РахимовичТранснефть ПрикамьеЛизалин Роман Евгеньевич

Новости партнеров

комментарии 13

комментарии

  • Тахир Давлетшин 10 дек
    Набережные Волги и Казанки - одни мелководья, к тому же сильно заилены, и могут там ходить только плоскодонки. К тому же набережные слабо заселены, и речной транспорт как городской пассажирский не будет иметь трафика даже в летнее время.
    Как туристический маршрут также пока нет особых перспектив - вряд ли кто будет любоваться развалинами на набережных Казани, тем не менее это направление надо продвигать. Ходят же 2-х этажные автобусы по городу
    Ответить
    Анонимно 10 дек
    Глупости! Многие пересели бы из стоящих в пробках, душных автобусов в речной транспорт, чтобы доехать из центра на Квартала и наоборот. Так что будет популярен городской транспорт, если наладить логистику!
    Ответить
    Анонимно 10 дек
    и как они от Кремля попадут на чуйкова?
    Ответить
    Анонимно 10 дек
    Вот этим и надо заняться - обустройством небольших причалов, для речных трамваев
    Ответить
  • Анонимно 10 дек
    Хорошо было бы, если у нас реально возродили судоходство. давно пора, у нас и судостроительство есть свое
    Ответить
    Анонимно 10 дек
    Спроса же нет
    Ответить
  • Анонимно 10 дек
    Какова средняя глубина Казанки?
    Ответить
    Анонимно 10 дек
    1 метр
    Ответить
    Анонимно 10 дек
    да ладно?
    Ответить
    Анонимно 10 дек
    ахахахаххахаха
    Ответить
  • Тахир Давлетшин 10 дек
    Экономический аспект проблемы таков:
    Годовая выручка ВСТ, которым управляет г-н Лизалин в 2019 году составила 437,8 млн, чистая прибыль — 1,76 млн
    При серийном производстве стоимость речного пассажирского судна «Чайка» на сжиженном природном газе (СПГ) составит около 370 млн рублей. Такую цифру назвал генеральный директор судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов.
    Ответить
  • Анонимно 10 дек
    При серийном производстве стоимость речного пассажирского судна «Чайка» на сжиженном природном газе (СПГ) составит около 370 млн рублей
    Во сколько десятков раз это дороже автобуса (при примерно одинаковой вместимости)? За чей счет будут прогулки?
    Ответить
  • Анонимно 21 дек
    В Высокогорском районе есть приток Казанки - р.Киндерка. Может и на ней судоходство круизных лайнеров организовать ? Да канал прорыть к р.Мёше в Пестречинский район ?
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии