Новое дело Татфондбанка: как 800 млн рублей «ушли лесом»
Следаки напали на след DOMO? За день до назначения временной администрации в ТФБ вывели залог по кредитам ООО «Урман»
Агентство по страхованию вкладов стало потерпевшим в новом эпизоде уголовного дела Татфондбанка. Следком по РТ заподозрил экс-главу банка Роберта Мусина в причастности к «пропаже» векселя на 207 млн рублей, выступавшего в качестве залога по кредиту на 847 млн рублей. А получатель кредита ООО «Урман» в январе 2017-го начал процедуру ликвидации. «Реальное время» проследило связи этой компании с почившей сетью магазинов бытовой электроники DOMO. Наши источники прогнозируют появление новых эпизодов в деле ТФБ, в том числе хищение аж на 2,7 млрд рублей.
Кредиты не возвращены, залога нет
Адвокат Роберта Мусина о новом деле на своего клиента официально узнал сегодня из СМИ. Хотя дело по ч. 2 ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия») возбудили еще в начале недели. «Пока нечего сказать. Нас не знакомили с материалами по этому делу», — объяснил свой отказ в комментарии адвокат Алексей Клюкин.
Проверяя сделки Татфондбанка в предшествующий краху период, следователи наткнулись на соглашение о расторжении договора о залоге имущества — простого векселя ООО «ИнтерСтар». Под залог этого векселя номиналом в 207,3 млн рублей в марте 2015 года было выдано четыре кредита казанскому ООО «Урман» на общую сумму 847,7 млн рублей. Минимальный кредит составил 170,7 млн, максимальный — 240 млн рублей. Все договоры были подписаны в один и тот же день.
Источник «Реального времени» уверяет, что на момент расторжения договора о залоге задолженность ООО «Урман» перед ТФБ составляла те же 847,7 млн рублей, а технический вывод залога был осуществлен 14 декабря 2016 года. За день до того, как Центробанк ввел мораторий на удовлетворение требований кредиторов ТФБ и ввел в банке временную администрацию, которая первым делом отстранила Роберта Мусина от должности предправления.
По версии Следкома по РТ, Мусин и неустановленные должностные лица ТФБ лучше всех знали о неплатежеспособности банка и рисках отзыва лицензии, но сознательно сделали так, чтобы осложнить возврат средств по кредитным договорам с ООО «Урман». Что в свою очередь причинило существенный вред Агентству по страхованию вкладов, на которое были возложены функции временной администрации. Ущерб уравняли с номинальной стоимостью уплывшего векселя — 207,3 млн рублей.
Технику DOMO «отправили лесом»?
Что касается компании, которая оказалась главным действующим лицом в схеме, заинтересовавшей силовиков, то ООО «Урман» (переводится с татарского «лес») зарегистрировано 22 июня 2012 года. К основному виду деятельности компании относится «торговля оптовая бытовыми электротоварами».
Директором ее является Юрий Алексеевич Демидов, который также учредил некое ООО «Комфорт» и руководит им. Если обратиться к базе «СПАРК», то можно увидеть, что в состав учредителей «Комфорта» раньше входили топ-менеджеры сети DOMO.
Причем состав учредителей «Урмана» также указывает на некоторую связь с группой DOMO. Так, до 2015 года совладельцем «лесной» компании числился Александр Перегудов, который ранее возглавлял ООО «ДОМО-Вятка». Судя по всему, эта фирма была оператором магазинов DOMO в Кировской области.
Если взглянуть на собственников ООО «ДОМО-Вятка», то окажется, что она принадлежит ООО «Компания «Коммерческая недвижимость». Последнюю до 2016 года контролировала Аида Валиевна Ильясова, бывший гендиректор ООО «Концерн «Белый ветер» (компания контролировалась Робертом Мусиным). Как говорится, связи банкира с группой DOMO, которая ранее оставалась вне внимания силовиков, налицо.
Спустить к «интер-звездам»
С начала 2017 года «Урман» находится в стадии ликвидации. Но 31 марта стало известно, что временная администрация по управлению кредитной организацией ПАО «Татфондбанк» решила инициировать банкротство ООО «Урман» через арбитраж. Похоже, этот шаг необходим, чтобы в дальнейшем, после признания «лесников» несостоятельными, начать кампанию по возврату уведенного залога у «ИнтерСтар».
О последней компании в открытых источниках можно узнать немногое: создана 8 ноября 2007 года, по деятельности «оптовая торговля лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием». Для понимания масштаба: в 2015 году «ИнтерСтар» получила 83 млн рублей выручки. С 2012 года здесь 100% учредитель некая Алла Тарасова, на ИНН которой помимо ИП по торговле стройматериалами и санфаянсом, других фирм не зарегистрировано.
Не последнее дело
Если же углубиться в базы арбитражных дел, то можно обнаружить несколько дел с участием вышеупомянутого «Урман». Так, 19 января 2017 года арбитражный суд РТ принял к производству иск ООО «Урман» к ООО «Электробытторг» о взыскании в 434,7 тыс. рублей. Сумма небольшая, но достаточная, чтобы инициировать банкротство контрагента. Обратите внимание на даты: решение о ликвидации ООО «Урман» принято учредителем 18 января.
«Урман», выиграв 15 марта 2017 года дело у «Электробытторга», уже через два дня обращается с новым иском и просит признать этого должника банкротом. Прознав про это, временная администрация Татфондбанка выступила с ходатайством о вступлении в дело о банкротстве, для защиты своих интересов.
Если обратиться к базам данных, становится ясным: «Электробытторг» раньше назывался… ООО «ДОМО-ФИНАНС», выступая эмитентом облигационных займов для сети DOMO, и он до сих пор контролируется АО «ДОМО».
Эксперты «Реального времени» в банковском секторе полагают, что вопросы следствия к компании, на днях объявившей о закрытии магазинов, являются делом времени.
Итоги двух месяцев следствия
Новый эпизод стал четвертым в деле о хищениях из Татфондбанка. Напомним, 2 февраля ГСУ МВД по РТ возбудило дело о мошенничестве с переводом банковских вкладов в инвестиционную дочку ТФБ. Потерпевшими уже признаны более 1 000 человек, под стражей — пять обвиняемых, включая гендиректора «ТФБ Финанс» Тимура Вальшина и зампредов банка Сергея Мещанова и Вадима Мерзлякова.
3 марта Следком объявил о возбуждении дела по кредиту 3,1 млрд рублей, который ТФБ брал в Банке России. По версии следствия, деньги получались под залог высоколиквидных обязательств ПАО «Нижнекамскнефтехим», но в день заключения сделки с Банком России ТФБ уступил права требования ООО «Нефтехимия» и ООО «Сувар Девелопмент». По делу арестован экс-предправления ТФБ Роберт Мусин и часть его имущества. Первый зампред банка Рамиль Насыров — под домашним арестом. Подозреваемых из «Сувара» — гендиректора и его зама — Верховный суд РТ на днях освободил из-под домашнего ареста. С руководителей «Новой нефтехимии» и ООО «Роял Тайм Групп» взяты обязательства о явке к следователям.
13 марта МВД по РТ возбудило дело о краже из допофиса ТФБ на Высокой Горе 3,8 млн рублей, 35 тысяч долларов США и 35 тысяч евро (общая сумма в рублях — 8 млн рублей). В преступлении обвиняют трех сотрудников банка: начальник допофиса Рамиль Нугуманов под стражей, две его подчиненные — под домашним арестом.
15 марта начальник УЭБ и ПК МВД Татарстана Ильдар Сафиуллин рассказал, что его подчиненные обнаружили увод активов ТФБ еще на 1,7 млрд рублей и вот-вот направят материалы на возбуждение дела в Следком. Источники «Реального времени» уверяют, что передача материалов затянулась на пару недель, но за это время предполагаемый ущерб вырос еще на 1 млрд! Впрочем, дело по этому эпизоду пока не возбуждено.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.