Новости раздела

Сдуют ли архивную пыль с проекта «Большой Зеленодольск»?

В республике хотят актуализировать нереализованные амбициозные планы комплексной застройки территории между Казанью и городом-спутником

Сдуют ли архивную пыль с проекта «Большой Зеленодольск»?

В Татарстане намерены возродить одобренный два десятилетия назад на разных уровнях, включая президента Татарстана, но затем отложенный проект «Большой Зеленодольск». Инициатива исходит от татарстанского Минстроя, который обсуждает вопрос с участием крупнейшего собственника земли в муниципалитете — компании ASG. Реализация проекта, как это и было задумано 15 лет назад, даст новый импульс развитию Зеленодольского района, обеспечит реновацию сельских поселений, расширение инфраструктуры, интерес к муниципалитету со стороны инвесторов. Об обновленных планах, их «цене» и оценках экспертов — в материале «Реального времени».

Со второго захода

Республиканские власти намерены реанимировать проект «Большой Зеленодольск». В татарстанском Минстрое вновь активно обсуждается перспектива формирования качественно новой жилой среды на участке от Казани до Зеленодольска — на площади, превышающей 9 тыс. га, из которых 1,7 тыс. га планируется отдать под строительство нового жилья и социальных объектов. А инвестиционная компания ASG Алексея Семина планирует активно участвовать в осуществлении «нового старого» плана.

Идеологами комплексной застройки территории между Зеленодольском и Казанью еще в 2007 году выступили нынешний российский вицепремьер, а тогда — министр строительства РТ Марат Хуснуллин и на тот момент глава Зеленодольского района Геннадий Емельянов. А в 2012 году «зеленую улицу» проекту дал президент Татарстана Рустам Минниханов — он оценил его как «интересный и полезный для столицы Татарстана».

Идеологами комплексной застройки территории выступили российский вице-премьер, а тогда — министр строительства РТ Марат Хуснуллин и на тот момент глава Зеленодольского района Геннадий Емельянов

Проект «Большой Зеленодольск» с самого начала предполагал комплексную застройку территории площадью свыше 9,8 тысячи гектаров. Всего планируется построить 4 млн кв. м. жилья и объектов социально-деловой сферы, под застройку должны пойти 1,7 тыс. га, включая уже строящиеся микрорайоны Казани «Салават купере» и «Радужный». В 2010 году программа была «завязана» на целый ряд федеральных программ и предполагала софинансирование строительства соцобъектов из федерального и республиканского бюджетов в соотношении 40 на 60. Реализация проекта началась со строительства коттеджного поселка «Загородный клуб», но после отъезда Марата Хуснуллина в Москву процесс остановился.

Недавно глава республиканского Минстроя Марат Айзатуллин провел совещание по вопросам реализации проекта «Большой Зеленодольск»

А недавно глава республиканского Минстроя Марат Айзатуллин провел совещание по вопросам реализации проекта «Большой Зеленодольск». В нем приняли участие глава Зеленодольского района Михаил Афанасьев, заместители министра строительства, архитектуры и ЖКХ Владимир Кудряшев и Данис Вильданов, представители ряда министерств и ведомств, службы заказчика и проектных организаций. Темой обсуждения, как сообщалось на официальном сайте министерства, стали «вопросы, касающиеся развития транспортной и социальной инфраструктуры, а также строительства современных многофункциональных жилых комплексов».

В совещании Минстроя РТ по вопросам реализации проекта «Большой Зеленодольск» принял участие глава Зеленодольского района Михаил Афанасьев (на фото). Фото: https://minstroy.tatarstan.ru
Рис.1. Концепция развития территории «Большой Зеленодольск»

«Тренд неизбежен»

Сигнал к возрождению проекта «Большой Зеленодольск» дал Рустам Минниханов, который в декабре 2019 года подвел черту под докладом тогда главы района, а ныне председателя комитета Госсовета Татарстана по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александра Тыгина, который заканчивался просьбой о реанимации планов: «Да, интересный проект, надо внимательно посмотреть технические детали, транспортные развязки. И надо подключить к этой работе Казань, у столицы тоже есть ресурсы, ей может быть полезен данный проект».

Для реализации замысла необходимо изменить категорию предназначенных под застройку земель на «земли населенных пунктов», а также обеспечить их транспортную доступность, включив в план развития дорогу-дублер загруженного Горьковского шоссе. Но это, как отмечал еще в 2019 году Александр Тыгин, не меняет стратегии:

— Есть проекты, которые закономерно реализуются десятилетиями. В данном случае — это тренд на расширение двух ядер агломерации — Зеленодольска и Казани. Он неизбежен. В силу комфортности жилья (одноэтажного, малоэтажного), выноса производств Казани за пределы города (подобное же не может решиться за один-два года) это стратегические решения, — говорил он.

Сигнал к возрождению проекта дал Рустам Минниханов, который подвел черту под докладом тогда главы района, а ныне председателя комитета ГС РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александра Тыгина (на фото). Фото: tatarstan.ru

Сегодня часть подпадающих под проект «Большой Зеленодольск» земель сельских поселений Зеленодольского района уже перевели из категории сельхозназначения под строительство жилья и инфраструктуры, другая часть — на очереди. Официально расширять границы Зеленодольска и Казани не планируют: муниципалитеты останутся в своих границах, но по необходимости скорректируют генеральные планы поселений.

Инфраструктурные решения, масштабность проекта и инвестиционная составляющая — главные концептуальные особенности, которые были заложены в основу решения «жизненных» вопросов существующих сельских поселений — Осиново, Октябрьское, Новопольский, Васильево, вплоть до Айши и районов будущего строительства. Главный акцент в проекте делается на социально-экономическое развитие территории. Разработчики проекта и власти Татарстана декларируют посыл: строительство жилья — это важно, но еще важнее — условия жизни людей, создание инфраструктуры, то есть социальных и производственных объектов.

«Обожглись на молоке, теперь дуем на воду?!»

Советская практика строительства новых районов следовала принципу: организация жилых комплексов вокруг крупных промышленных объектов. В результате, появлялись новые города с развитой социальной и бытовой инфраструктурой. В постсоветский период стала преобладать точечная застройка, создающая дополнительную нагрузку на коммуникации, дороги, социальную инфраструктуру. Уйти от этого бесперспективного подхода позволяют проекты комплексного строительства и развития территорий. Сегодня вновь и застройщики, и власти возвращаются к интеграции жилого, производственного, социального и рекреационного пространства на территории микрорайонов. Это нашло отражение и в проекте «Большой Зеленодольск».

— Комплексное развитие территорий — в настоящее время один из наиболее эффективных способов организации жилищного строительства. В этом случае за счет больших объемов сокращается себестоимость строительства за счет масштабности проекта, и можно говорить о снижении стоимости квадратного метра жилья. Успешная реализация таких проектов возможна только в форме государственно-частного партнерства, когда аккумулируются возможности и ресурсы всех заинтересованных лиц, и работа ведется в едином векторе — создание комфортной городской среды. И здесь глобальная задача, над которой сейчас ведется работа, определить те общие принципы, по которым будет развиваться эта территория, заложить решения по инженерной инфраструктуре, рабочим местам — создать условия для эффективной работы застройщиков в рамках установленных правил, отметил эксперт в области недвижимости, директор по развитию территорий компании ASG Ринат Аисов.

Ринат Аисов: «Комплексное развитие территорий — в настоящее время один из наиболее эффективных способов организации жилищного строительства»

Расчет — на мультипликативный эффект

На недавнем совещании по вопросу достижения показателей национальных целей в сфере жилищного строительства и инфраструктурного развития регионов вице-премьер России Марат Хуснуллин сказал, что «каждый год надо ставить задачу увеличивать объем ввода жилья на 5 млн квадратных метров. На 4-5% в год мы можем прирастать, я это говорю не просто так, а по цифрам о действующих разрешениях на строительство по многоквартирному жилью».

В 2021 году в России должны сдать более 85 млн квадратных метров жилья. Если сравнивать с прошлым годом, то по итогам первых 4 месяцев этого года было введено на 30% больше, чем за аналогичный период 2020 года. В Татарстане же в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» с 2024 года должны вводить по 3,6 млн кв. м жилья ежегодно.

Рис.2. Основные технико-экономические показатели территории «Большой Зеленодольск»

В сегодняшних экономических условиях «болевой точкой» для населения стал рост стоимости жилья. Однако идеологи проекта «Большой Зеленодольск» убеждены, что эту, как и другие болезненные проблемы в области градостроительства и обеспечения жильем граждан, решить реально.

По словам замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ильшата Гимаева, власти делают ставку именно на развитие агломераций «Лаишевского узла» и «Большого Зеленодольска». Именно эти проекты, считает он, станут драйверами роста, и их необходимо раскручивать в расчете на мультипликативный эффект.

Если миграцию нельзя отменить, ее нужно поддержать. Транспортом

Но проблема состоит не только в доступности жилья, но и во все увеличивающейся маятниковой миграции. Она растет без оглядки на декларируемые подходы, предполагающие комплексное развитие застраиваемых территорий.

К примеру, в самом крупном в Татарстане поселке городского типа Васильево живут более 16,8 тыс. человек, для которых тут почти нет работы. Старые предприятия давно закрылись, новые не созданы ввиду неблагоприятной экономической обстановки. Хлебозаводу и двум санаториям столько рабочих рук не требуется, и каждый день из поселка на работу в Казань вынуждены ездить порядка 6 тысяч человек. И число таких «трудовых мигрантов» будет неизбежно расти по мере реализации проекта «Большой Зеленодольск» — это объективная реальность.

В настоящее время при участии республиканского Минстроя ведется поиск путей обеспечения транспортной доступности территории будущего «Большого Зеленодольска». Приоритет при этом отдается развитию существующей дорожной инфраструктуры и строительству новых автодорог на средства республиканского бюджета — на основании постановления Кабинета министров РТ за №1271 от 30 декабря 2019 года. Всего на развитие дорог «Большого Зеленодольска» Татарстан направит 4,5 млрд рублей. За полмиллиарда планируется расширить участок Горьковского шоссе до шести полос и построить путепровод через железную дорогу, а основная сумма — 4 млрд — уйдет на строительство дороги-дублера Горьковского шоссе на участке от автодороги А-292 Йошкар-Ола — Казань до ЖК «Салават купере». Как уже писало «Реальное время», этот участок протяженностью около 13 км должен пройти параллельно улице Боевой и соединить Кировский район Казани с трассой М-7 в районе Займища, согласно Генплану Казани — 2040.

Также запланированы запуск метробуса и строительство новых веток для пригородного железнодорожного транспорта (электричек). На организацию движения метробуса от железнодорожной станции «Казань-2» до ЖК «Салават купере» планируется выделить 2,5 млрд рублей. А вопрос строительства веток новых железнодорожных путей обсуждается с ОАО «РЖД».

— Проект «Большой Зеленодольск» при его грамотной реанимации и ускорении процессов строительства новых транспортных узлов, развитии промышленных, складских площадок, организации новых рабочих мест в районе «Салават купере» и ЖК «Радужный», Горьковского шоссе поможет обрести жилье уже к 2025 году более чем 27 тысячам человек. И Татарстан, реализовав проект такого масштаба, сможет занять в поручении, данном Хуснуллиным, лидирующую позицию среди регионов и решить проблему маятниковой миграции, но нужен грамотный подход: сначала рабочие места, новые производства, социальные объекты, только потом жилая застройка, — считает Рустем Яхин, автор одной из концепций освоения территорий в границах «Большого Зеленодольска».

— Я не думаю, что сегодня есть большие препятствия для реализации проекта, городу рано или поздно придется решать проблему транспортного коллапса из-за приезжающих на работу, а здесь, я уверен, стоит придерживаться правила опережения, — считает Яхин.

Рис.3 Планируемая транспортная инфраструктура территории «Большой Зеленодольск»

Ленд-девелоперы предлагают свое решение

К проекту активно подключаются и владельцы земельных участков, предлагая свои решения. Собственник крупнейшего земельного банка (общей площадью 740 га) на территории «Большой Зеленодольск» — инвестиционная группа компаний ASG, предлагает свое видение концепции развития данной территории. В частности подготовлен проект самого крупного участка земли площадью 334,3 га, находящегося в Осиновском сельском поселении, у границ села Новая Тура.

Рис.4. Крупнейший участок на территории «Большой Зеленодольск» (общая площадь 334,3 га), принадлежащий инвестиционной компании ASG

Проект ASG разрабатывался с участием ведущих региональных и федеральных экспертов и предполагает многофункциональную комплексную застройку территории с использованием современных тенденций в урбанистике и градостроительстве. Реализация проекта обеспечит комплексное развитие территории, а также создаст комфортное пространство для жизнедеятельности и работы 23 268 человек.

Рис.5. Генплан развития территории Осиновского СП

Общая площадь планируемого к сдаче жилья — 636 979 кв. м, площадь коммерческих помещений — 24 256 кв. м. Особенность проекта — почти половина территории отведена под технопарк (индустриальный парк) — 150 га. Это поможет в решении проблемы обеспечения рабочих мест как для новых жителей данной территории, так и для близлежащих микрорайонов.

Рис.7. Технопарк на 8 000 рабочих мест

Основной задачей, говорят разработчики концепции, было спланировать территорию как самодостаточную с точки зрения социальной инфраструктуры, мест приложения труда и проведения досуга, а в идеале — как точку притяжения для соседних территорий, например микрорайона «Салават купере». Кроме этого, перед проектировщиками стояла задача создать максимально комфортную среду для проживания разных слоев и групп населения, заложить как можно большее количество сценариев для жизни.

Рис.6. Схема функциональных зон территории Осиновского СП

Для самых маленьких жителей — детей, планируется три детских сада на 720 мест и школа на 1 801 место. Жилые кварталы будут дополнены общественно-деловыми центрами, объектами социальной, спортивной, развлекательной и культурной сферы: магазины, кафе, рестораны, МФЦ, поликлиника, медцентры, детские студии, коворкинг, фитнес-центры и спорткомплексы, пожарное депо и другие.

В основу концепции положен принцип полицентричности. А это значит, что будет создано много зон различного назначения (центров притяжения), распределенных по периметру застройки. При этом весь район спроектирован на основе 15-минутной пешей доступности. Город формата «15 минут» решает одну очень важную задачу — нет необходимости пользоваться автомобилем для доступа к объектам социальной инфраструктуры, общественно-делового ядра и мест проведения досуга — все в пешеходной досягаемости. Хорошо спроектированные маршруты для пешеходов и небольшие расстояния между основными точками притяжения дают возможность жителям больше передвигаться, жить комфортно в ритме города даже без использования автомобиля.

Главной особенностью жилого квартала, говорят в ASG, станет соседство разных типологий застройки и форматов жилья, которые никогда прежде не пересекались в рамках одного района в республике. Форма, облик и высота домов подчеркивают ландшафт и характер территории. Например, у бульвара стоят невысокие башни, из которых открывается красивый вид. А возле парка расположились малоэтажные дома с зелеными внутренними дворами, соединяющимися с центральным парк-бульваром.

Экология как тренд

На территории будущей агломерации находится уникальный объект — Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник, занесенный в список природного наследия России, первозданность природы которого будет сохранена и поддержана специальными программами по сохранению памятников природы, которые действуют в Татарстане. Именно заповедник выступает гарантом чистого воздуха и отличной экологии на этой территории.

Тенденция к экологичности все больше становится трендом сегодняшнего дня, и предполагается, что развитие «Большого Зеленодольска» даст людям, которые хотят жить на лоне природы, возможность переехать в новые дома. Такое соседство обещает будущим жителям массу плюсов в виде экологически чистого воздуха, богатства растительного мира, и воспитания ответственного подхода к природе у жителей новой агломерации.

Факт близости заповедника, в свою очередь, нашел отражение и в концепции проекта «Большой Зеленодольск». Авторы выбрали концепцию города-сада с трехступенчатой системой озеленения: первый уровень — озеленение общего типа (парки, благоустроенная набережная и прилегающий лес), второй — благоустроенные бульвары и скверы, которые образуют зеленый каркас района, третий — озеленение придомовых территорий. Структура пешеходных связей и озеленения строится таким образом, чтобы из одной точки микрорайона в другую можно было попасть по благоустроенным озелененным маршрутам, по паркам, скверам, бульварам — то есть по принципу непрерывности зеленого каркаса, чтобы один бульвар перетекал в другой, тот в набережную, а набережная в лес, лес — в парк. Чтобы, идя по парку, можно было завернуть с ребенком в школу, с набережной к торговому центру.

Рис. 7 Схема благоустройства территории

— Одна территория — множество сценариев, — говорит главный архитектор проекта Андрей Филиппов. — Городская жизнь все меньше укладывается в стандартные схемы, поэтому Новая Тура делает ставку на гибкие многофункциональные пространства. Разнообразие планировок и типов застройки, разно-форматные общественные и коммерческие пространства — район создает все условия для самовыражения и самореализации своих жителей и резидентов. Вы сами выбираете, как вам комфортнее жить и работать — любой сценарий жизни теперь можно будет реализовать внутри одного района, не выезжая за его пределы, в разных форматах.

По замыслу авторов проекта, благодаря разработанной компанией ASG в сотрудничестве с ведущими урбанистами сбалансированной комплексной программе развития этой территории, будущих жителей района ожидают прекрасные панорамные виды на лес, отличная планировка пространства и зданий, которые созданы на основе современных BIM-технологий, экологически чистый район с богатой историей, комфортный социально-психологический микроклимат. И эта концепция должна стать своего рода «пилотом» комплексного освоения территории в рамках «Большого Зеленодольска» и заложить правильные «лекала» для дальнейшего развития».

Индустриальный парк как точка роста экономики агломерации

Для уменьшения и исключения маятниковой миграции будущего населения территории «Большой Зеленодольск» предусматриваются рабочие места у «дома». Помимо рабочих мест в проектируемых жилых комплексах (объекты обслуживания населения, социальные объекты, ретейл, бизнес-центры и так далее), планируется создание крупных промышленных площадок — индустриальных парков, технопарков, промпарков. Компания предлагает осваивать под эти цели крупные земельные участки в Осиновском сельском поселении — площадью 150 га и в Айшинском — площадью 107 га. По предварительным расчетам первый сможет обеспечить 6 тыс. рабочих мест, второй — 4 тысячи.

Кроме того, уже сейчас активно развивается индустриальный парк «Зеленодольск», расположенный у трассы Казань — Йошкар-Ола, вблизи развязки М-7 — Горьковское шоссе. Он находится на одинаковом расстоянии от Казани и Зеленодольска. При полном освоении он обеспечит рабочими местами 6 тыс. человек.

В 2020 году ТОСЭР «Зеленодольск» стала успешным примером сотрудничества Татарстана с крупнейшим онлайн-ретейлером России — Wildberries. Компания запустила здесь первую очередь распределительного центра в 50 тыс. кв. м, а общая площадь логистического объекта — свыше 100 тыс. кв. м. Это свидетельствует об инвестиционной привлекательности района, но главный бонус — распределительный центр уже обеспечил 1 250 новых рабочих мест, а к концу его строительства их число достигнет 4 тысяч.

Также в Осиновском поселении расположен «Индустриальный парк М-7», где есть возможность для строительства предприятий, складов или объектов коммерческого характера, а значит для появления новых рабочих мест.

В 2020 году ТОСЭР «Зеленодольск» стала успешным примером сотрудничества Татарстана с крупнейшим онлайн-ретейлером России — Wildberries. Фото: Максим Платонов

О сроках, спросе и ценах

Как выяснило «Реальное время», реализации проекта «Большой Зеленодольск», несмотря на высокую степень проработки и планирование инвестиций в строительство инженерной и дорожной инфраструктуры, препятствует тот факт, что земли по-прежнему относятся к категории земель сельхозназначения. Эксперты полагают, что на процедуру изменения их категории может уйти год и более. А времени на достижение показателей первого этапа остается все меньше...

Между тем старт «Большого Зеленодольска» может существенно повлиять на ситуацию на рынке жилья в регионе. При условии решения всех стоящих на сегодня задач в части инфраструктуры и перевода земель, он позволит вывести на рынок Казанской агломерации уже к 2025 году дополнительно 888 тыс. кв. м жилья, то есть площадь, сопоставимую с годовым объемом ввода жилья в Казани.

Эксперты считают, что создание дополнительного предложения положительно повлияет на остановку сложившегося тренда на рост цен и стабилизирует рынок. При этом ждать резкого снижения цен также не приходится — уровень затрат на создание качественного продукта и комплексного освоения территории, благоустройства также будет выше.

Взгляд со стороны

— Идея «Большого Зеленодольска» первоначально родилась из стремления выйти жилыми районами на Волгу ниже исторического Зеленодольска, и это была неплохая идея, — говорит заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ Александр Дембич. — Неплохая идея — с точки зрения использования волжских территорий, так как без жилых кварталов берега мертвы, а историческая часть города отрезана от воды предприятиями. Но название «Большой Зеленодольск» всегда выглядело, я бы сказал, странно, так как обычно этот термин возникает, когда вокруг крупных мегаполисов появляются города-сателлиты, и «большим» принято именовать ядро агломерации. «Большая Казань» — это да. А Зеленодольск, он не является ядром.

— Проект «Большой Зеленодольск» однозначно окупится, — считает генеральный директор АН «Счастливый дом» Анастасия Гиззатова. — С учетом месторасположения цены [на жилье] будут ниже казанских, что вызовет несомненный интерес инвесторов в части жилой недвижимости. Многоквартирное жилье сейчас востребовано, но не все готовы приобретать его по такой стоимости. Однако есть понимание, что предпосылок для его снижения не наблюдается: стройматериалы очень-очень выросли в цене.

Поэтому, говорит Гиззатова, если объекты (квартиры, — прим. ред.) инвестиционно не привлекательны, продажи идут вяло. Отталкивающие факторы, по ее словам, — это площадь квартиры свыше 40 кв. м, расположение на периферии, высокая стоимость квадратного метра.

— К несчастью, на рынке наблюдается дефицит бюджетных предложений на этапе строительства, — сделала она осторожный прогноз. — А ждать резкого снижения цен не приходится, поскольку уровень затрат на создание качественного продукта и комплексного освоения территории, благоустройства растет.

— В части жилья зеленодольское направление весьма популярно у жителей Казани из-за сравнительно низкой цены, — считает полномочный представитель РГУД в Татарстане Елена Стрюкова. — Хотя в текущий момент строительство нового жилого комплекса в этом направлении будет сопряжено с рядом инфраструктурных сложностей. В первую очередь — это транспортная проблема, в виду высокой загрузки Горьковского шоссе. И второй аспект — это школы и детские сады. Построенная в этом году новая школа в ЖК «Салават купере» не смогла принять всех желающих. Спрос на индустриальные и складские помещения в этом направлении тоже пока превышает имеющееся предложение.

Кто придаст импульс альтернативе «затыканию дыр»?

По факту, говорят в ASG, «Большой Зеленодольск» уже перерос уровень проекта — он стал потребностью, которую диктуют современные реалии жизни и лучше встретить вызов во всеоружии, нежели застраивать территории «затыкая дыры». Два ядра агломерации за те 15 лет, пока проект находился в состоянии анабиоза, еще больше приблизились друг к другу. Однако проблемы, обозначенные когда-то, к примеру, пробки на въезде в город, только усугубляются, число жителей продолжает расти, а инфраструктуры нет. Так почему же району, куда уже вкладывается финансовый потенциал — проведен магистральный газ, новые очистные сооружения, развиваются технопарки — не придать новый импульс? Если, развиваясь, данная территория может принести Казани только благо.

— Проект «Большой Зеленодольск» — перспективный для всей Казанской агломерации, — сообщили «Реальному времени» в пресс-службе Зеленодольского района. — На данный момент он уже частично начал реализовываться, идет проектирование сетей. На первом этапе планируется возведение 1 млн кв. м жилья, а в общем это будет 5,5 млн кв. м. Мы получим инфраструктуру и комфортные условия жизни для населения, также нельзя забывать и про привлекательность данного проекта для всей Казанской агломерации. Территория между Зеленодольском и Казанью уникальна тем, что раскинута вдоль трассы. На территории района уже успешно работает промпарк «Зеленодольск», появление нового индустриального парка на площади в 150 га даст импульс к развитию бизнеса, поспособствует обеспечению жителей города и близлежащих населенных пунктов рабочими местами, а также это новые возможности и налоговые поступления. Близость к столице республики и транспортная логистика — это плюсы парка вдобавок к тем, которые очевидны.

Что думают на этот счет в исполкоме Казани, пока неизвестно — мы опубликуем ответ на запрос «Реального времени» по получении. А читателям предлагаем высказать свое мнение — в комментариях.

Алина Заботина
ЭкономикаИнвестицииНедвижимость Татарстан Зеленодольский муниципальный район РТТыгин Александр ВасильевичАфанасьев Михаил ПавловичМинистерство строительства архитектуры и жилищно-коммнуального хозяйства РТДембич Александр АлексеевичХуснуллин Марат ШакирзяновичСтрюкова Елена НиколаевнаИнвестиционная Группа Компаний Эй Эс ДжиСемин Алексей ВладимировичАгентство недвижимости «Счастливый дом»

Новости партнеров

комментарии 59

комментарии

  • Анонимно 23 июл
    Поддерживаю, хватит плодить точечную застройку в городе, не отвечающая современным требованиям в наличии социального обеспечения и транспортной доступности за бешенные деньги! Даешь комплексную застройку за умеренные цены! ASG молодцы, роняйте цены зажиточных застройщиков!
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    А тем временем цена квартир в этом месте уже ближе к 70 тысячам ) Семин прекрасно знает где маржа.
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    Просто он и так везде, и где есть прибыль и где пока нет)
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    Поэтому он и миллиардер что везде успевает, где выгодно
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    Имя Семина все чаще звучит в крупных проектах Татарстана, наращивает обороты для возвращения?
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Все новое - хорошо забытое старое...Большой Зеленодольск интересный проект, как оказалось, но будут ли его реализовывать вот вопрос. Для себя бы купили потом там квартиру, как раз придет пора на пенсию выходить и жить в Казани уже не хочется - сплошной смог, дышать не чем, пробки...
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    Покупайте в Салават Купере - это тоже часть Большого Зеленодольска ). А еще строят в Новой Туре, там по 62 тысячи за квадрат продают.
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    Покупать сейчас в этих местах смысла нет ни дорог ни траспорта. Стоять в пробках увольте стойте сами. 60 тыс за квадрат на выселках это очень хорошая сумма
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    Делайте сегодня, что не хотят другие, и завтра будете жить так как другие не могут
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Поддерживаю проект Большой Зеленодольск, теперь пусть и руководство Татарстана активно начнет действовать, а то "А" сказали еще 15 лет назад, ждем активных действий, а то куда не посмотришь только одна говорильня
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    На данный момент он уже частично начал реализовываться, идет проектирование сетей. А сам по себе проект обеспечит развитую инфраструктуру всем жителям.
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    У проекта поддержка высоких властных структур, Президента Татарстана и вице премьера, но почему тогда он заморожен? Кто-то из города ждет свою маржу?
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Сомневаюсь, конечно, что при росте цен, жилье там будет стоить дешевле. Хотя чем черт не шутит вдруг. Тогда отличное место для жизни
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    проект впечатляет - грамотно и своевременно
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    В Казани большая плотность населения, нужно и пригородам развиваться, если рабочие места будут, то, вообще, красота....Я готов переехать ближе к Зеленодольску и Волге
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    все отлично в Большом Зеленодольске, все нравится как написано и как обещают, но сроки какие, почему про них ни одного слова. 15 лет уже как задумали и что дальше...
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    ... Одни слова для кухонь, другие - для улиц. Здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц... вот и нам говорят, что будет уже 15 лет как я погляжу, а где действия? Почему молчит исполком Казани?
    А Марат Хуснуллин что? уехал в Москву и слился с проекта?
    а потом скажут, что время ушло, что коронавирус жить и строить мешает... противно...
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    Казань впереди планеты всей по показушности и пиару это вот факт
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    Нужно уметь показывать достижения
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    Хорошо, что теперь начали планировать по другому - сразу крупную территорию продумывают как будет жить, а не обрывками, точечно
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    Достижения показывать конечно круто, но и работу надо показывать, а 15 лет один и тот же проект мариновать не дело, уж либо да, либо нет.
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Если этот проект, действительно, призван сдвинуть с мертвой точки ценовой вопрос в жилищной отрасли, то абсолютно не понимаю, почему тянут с его реализацией?! Кто самое слабое звено? Вы посмотрите, жилья бюджетного катастрофически не хватает, люди закредитованы по уши и если есть малейшая возможность создать условия, то почему не создают их? Поручения все даны руководителями, дорогу вроде строят, деревья вырубают под логопарки, а где социальная польза?
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    Конечно сдвинет. Только вот не в ту сторону в которую нам хотелось бы)
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Если проектировщики смогут реализовать все как написано, то проект будет уровня Европы достоен
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Место хорошее, и лучший вариант для комплексной застройки по сравнению с другими направлениями, огромный плюс в том что кроме жилья рабочие места есть!
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    будут ли созданы новые рабочие места вот это вопрос, так посмотришь, перспектива вроде неплохая, а что с работой делать и с детьми, простаивать в пробках по несколько часов в день и терять драгоценное время не хочется
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    Так они уже созданы там 3 логопарка, Минниханов в прошлом году сам ленточку резал в логопарке Валберрис и территории большие, можно офисов настроить и часть предприятий вынести туда. Вы посмотрите как в Москве круто ,в центре только офисы международных брендов, а все "рабочие" лошадки вынесены на периферию Москвы и в область
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Если ещё одну дорогу построят за счёт этого проекта, будет огромным стимулом к развитию этого направления, фактически ещё один район Казани
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Исполком Казани как всегда отмалчивается... Как материал поострее их не видно, могут только мэра пиарить, показывая выгодную картинку
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    а что исполком скажет? нет, ну скажут, конечно, когда им отмашку дадут на это.
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    А чего спрашивать у Казани, если проект называется Большой Зеленодольск? У проекта весь затык в горьковском шоссе!
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    А Горьковское шоссе разве не в Казани находится?
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    нет не в казани
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    смешно от этих ну умора! гыгыгыгы
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Если проект реализуют, то в Казань еще больше народу съедется, и с районов и с других регионов. А цена на квадратный метр что-то не верится, что ниже будут, когда все вокруг дорожает
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Марат Хуснуллин грамотный человек, еще 25 лет назад такое задумал и вероятнее всего давно бы с мёртвой точки сдвинулось, если бы его не забрали у нас
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    все развивается и движется вперед и это правильно. Вы посмотрите, что в Москве строят - квартиры по 10 кв. м. Это вообще как? Как в загоне жить? Как человек в футляре или как Акакий Акакиевич...
    Все-таки Татарстан - место для людей, перекосы есть конечно, но о простых людях думают, стараются условия создавать
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Сомневаюсь в эффективности этого всего действа. Все равно все в Казань поедут! Леруа построили - это хороший пример, надо в городе дачи убирать и комплексы тут строить, а за городом ТЦ. Там итак большой микрорайон
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Да, начинать нужно все с инфраструктуры и строить жилье для людей, а не клетушки по 30 кв.м.
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    однозначно, что эта территория будет все равно застроена, вопрос в том - КОГДА. Место хорошее и для строительства жилья и для промышленного строительства, чтобы создать новые рабочие места.
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Причём тут Тыгин и большой Зеленодольск? Он тут вообще не причём? Реанимировать проект президента попросил нынешний глава района Афанасьев. Вы читаете вообще что пишете
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    Там всем хватило за 15 то лет и Тыгин там тоже двумя руками за был
    Ответить
    Анонимно 26 июл
    Важно кто сдвинул с мертвой точки
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Поддерживаю! Правильное видение развития Зеленодольского направления, считаю, что новые рабочие места и соц. объекты снизят нагрузку на Горьковское шоссе и люди не будут все рваться работать в "город" и терять время в пробках
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    В городе уже "душно" ,хочется работать и жить, не теряя время на дорогу и поближе к природе. Проект развития привлекает
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Давно пора предпринимать уже серьезные действия! Нужно уходить от мнения "Все равно все в Казань поедут!". Казань не резиновая, нужно развитие близлежащих территорий!
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    К миграции населения, в целом отношусь плохо. половину жизни человек тратит на то, чтобы добраться с работы домой и обратно думаю это не правильно. Я человек возрастной и помню времени когда рабочие места находились на соседней улице тут же и сады детские и школы человек как минумум 3 часа жизни мог посвятить себе так как логистика до места трудоустройства отсутствовала сейчас же человек мечется из одной точки города в другую не оставляя времени на жизнь
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    полностью согласен
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    зеленодольск может развиваться только в сторону москвы.
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Куда ни ткнуться опять Сёмин.Чудеса чудные.
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Пробки на горьковском вырастут в разы, все пропишутся в Казань, (чтобы получить места в садиках), а потом получат мелкую школу - рассчитанную из чиста прописанных детей (все же прописаны в Казани) Работа? какую работу кроме продавцов и консультантов может дать ЖК, ну фитнесцентр еще добавить. все так и буду ездить на предприятия, фирмы и заводы. в советское время удели огромное место зеленым насаждениям, дворам. Садик был в каждом квартале, школа на несколько мелких кварталов. (пройдите по соцгороду к примеру) Сейчас на каждый незанятый пятачок зелени впихивают очередной человейник или ТК. Садики и школы -по минимуму на "отстань"
    Красивый зеленый некогда город превратился в страшное бесформенное нечто: дворы парковки, детская площадка 5х5 "для галочки", для галочки же три кустика и бесконечное множество аптек и разливаек. Разве что сделали несколько парков чтоб было что показать из окна туристического автобуса.
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    молодцы! надо дать зеленый свет такому проекту!
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    Потому что он всегда влиял и влияет на жизнь в регионе, где бы не находился, рука его чувствуется. Грамотный и умный управленец, который в свое время не дал растащить богатства татарстанцев, все капиталы оставил в рт, а могли бы уже жить в московском конгломерате и местная элита сохранению советских капиталов обязана в том числе и ему
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    Это Вы про Семина? Частично, с сарказмом, но соглашусь
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    Землю дают, на блюдечке с голубой каемкой предлагают проект, еще 15 лет надо на подумать? Почему так долго вопросы решаются, сплошная бюрократия и работ спустя рукава, нужно внедрять цифровые решения и прозрачность в работу госорганов, с объяснением почему принято то или иное решение. У нас вообще государство никак не отчитывается перед обществом!
    Ответить
    Анонимно 23 июл
    Действительно готовы строить, вложить деньги - почему государство не даёт возможность ?
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    "ведется поиск путей обеспечения транспортной доступности" - где найдут, спрашивается? Это же фантастический коллапс на горьковском шоссе будет!
    Если бы было все просто Казань давно решила бы вопрос. А теперь за счет жителей Казани еще и большой Зеленодольск будем возить, а то самого Зеленодольска и ближайших поселков мало!
    Одно слово - ужас, и все ради денег, и никому дела нет до простых граждан, к сожалению
    Ответить
  • Анонимно 23 июл
    3 новых дороги , это лучшее решение : не нужно выбирать пусть делают и электричку и дорогу и метробус, Все нужно, и все выиграют только от этого!
    Ответить
  • Анонимно 27 июл
    Сколько хвалебных отзывов, видимо, от сотрудников компании застройщика. Ну что, уничтожать зеленый пояс Казани будут? В городе все повырубили, теперь вокруг будут вырубать? Загружать и без того перегруженные дороги, все равно работы там нет, все в Казань буду ехать, да и детей в школы везти. Уже понастроенное жилье не продается, у людей денег нет. Инфраструктуры нет, сначала понастроят жилье, чтобы продать, потом будут, как в Салават Купере, по кусочку обещалки выдавать. Сделали одно гетто, еще надо?
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии