«Я работаю на БСТ, и до нас одними из первых доходят негласные ЦУ администрации главы Башкирии»
Интервью с уфимским историком и журналистом Салаватом Хамидуллиным. Часть 2
Сто лет назад, 15 ноября 1917 года, была провозглашена Башкирская республика (Башкурдистан). Уфимский историк и журналист Салават Хамидуллин в интервью «Реальному времени» продолжает рассказывать о тех бурных временах. Наш собеседник затрагивает вопрос национальной принадлежности династии Мутиных, вспоминает разразившийся в связи с этим прошлогодний конфликт в Актанышском районе и делится своим мнением о судьбе национальных языков.
«Мутины все равно останутся башкирами-гирейцами»
— Одним из деятелей, стоявших у истоков башкирской государственности, был Ильдархан Мутин, уроженец села Такталачук (Актанышский район Татарстана). Он же является братом татарского артиста Мухтара Мутина. Как так получилось, что один брат стал башкирским деятелем, а другой татарским?
— Должен сказать, что Мухтар был не братом Ильдархана, а просто родственником. Сначала он был башкирским культурным деятелем, а потом уже татарским, так как начинал как режиссер в Башдраме. Видимо, что-то в Башкирии у него не сложилось, и он уехал в Казань, где и состоялась его карьера. У Ильдархана был брат по имени Гариф. Ильдархан и Гариф с самого начала были у истоков башкирского движения, задолго до ноябрьских и декабрьских событий 1917 года. Они были башкирами рода Гирей, о чем имеются документы. Кроме того, Мутины — это известный дворянский род. Они были офицерами Башкирско-мещерякского войска, потом Башкирского войска. Один даже дорос до помощника кантонного начальника. Многие из них были имам-хатыбами, есаулами, хорунжими в Башкирском войске.
— Казанские исследователи считают, что Гиреи все-таки татарский или даже крымско-татарский род…
— Это две разные вещи. Крымские Гиреи — это династия из числа Чингизидов. Наши Гиреи — это не потомки Чингизидов. Просто они носят название племени кереитов, которые были главными противниками Чингисхана на заре его политической карьеры. Таким образом, отождествление крымских Гиреев и башкирского рода Гирей неверно. Есть версия, почему они (крымские ханы) называются Гиреями. По преданию, у Хаджи-Гирея, основателя династии, был аталык из племени кереитов. Поэтому он взял себе фамилию Гирей (Герай), хотя они являются Чингизидами, потомками Тукай-Тимура, брата Батыя, все это давно известно. А этноним Гирей — это название известного башкирского рода. Если некоторые товарищи считают по-другому, ради бога. У нас своя точка зрения. Есть документы, результаты переписей, метрические записи, даваемые при рождении, где черным по белому написано кто есть кто. В том числе и о Мутиных. Если говорить на языке документов, то никаких вопросов вообще быть не должно.
— Вы, конечно, слышали о прошлогоднем конфликте в Актанышском районе вокруг памятных табличек. Насколько знаю, вы даже должны были приехать туда…
— А я приезжал туда потом. Сначала нас пригласили приехать жители Такталачука. Они собрались открыть аллею трем знаменитым представителям фамилии Мутиных на местном кладбище, несмотря на то, что ни один из них там не похоронен. Один из них — Тимир Мутин — основатель этой фамилии, который жил в XVIII веке и был старшиной Гирейской волости. Интересна история того, как он умер. Шла Семилетняя война, и один пятисотенный башкирский полк был отправлен на фронт. Он участвовал в знаменитом сражении под Гросс-Егерсдорфом в 1757 году. Командиром полка был башкирский тархан Кара-Табынской волости Кидряс Муллакаев, а его помощником был Темир Мутин. Они повоевали, вернулись. Весь полк ушел домой, а Мутин остался в Петербурге, потому что его уполномочили вручить царице челобитную от всего башкирского народа, касающуюся защиты вотчинных прав. Он был на приеме у Елизаветы Петровны, дал ей документ, но затем внезапно заболел и умер. И вот мы мечтаем отыскать в Петербурге его могилу.
«Жители Такталачука собрались открыть аллею трем знаменитым представителям фамилии Мутиных на местном кладбище, несмотря на то, что ни один из них там не похоронен». Фото proufu.ru
А Мухтар и Ильдархан Мутины были репрессированы. Мы хотели этим трем деятелям поставить стелы. Наш единомышленник Радик Бахтиев прибыл в это село, начал подготовку к установке памятников. Но приехали какие-то люди, начали его выгонять, вроде бы, от какого-то общества «Ак калфак», закатили скандал и среди ночи выдворили из деревни. Все это было описано в СМИ. Потом в госструктурах Татарстана поняли, что так нельзя было поступать, и пригласили уже официально после соответствующего запроса Всемирного курултая башкир. Мы приехали и нормально, цивилизованно и культурно провели мероприятие. Из Казани приезжали ученые во главе с Индусом Тагировым, а также писатель Вахит Имамов.
— В итоге конфликт разрешился?
— Ну это не конфликт, а, скорее, недоразумение. Воевать с историей бесполезно. Они (Мутины) все равно останутся башкирами-гирейцами. Это же не означает, что завтра кто-то нападет на Актанышский район и отберет его. Административная граница давно прочерчена и менять ее уже нельзя.
«Во главе ДУМ РБ должен стоять более взвешенный и энергичный деятель»
— Другим политическим деятелем, стоявшим у истоков башкирской государственности, был Сагит Мрясов, отвечавший за духовные дела республики. Именно он основал Духовное управления мусульман Башкортостана. Зачем нужно было создавать новый муфтият при уже существующем?
— Примерно по тем же причинам. Башкиры были недовольны, как говорил Абдулхай Курбангалеев, засильем татарских мулл. Тут дело, конечно же, не в банальной ксенофобии, а в том, что духовенство, представленное выходцами из числа казанских мусульман, действительно вело себя высокомерно, кичилось своей ученостью, было обуреваемо мессианизмом и пропагандировало идеи тюрко-татарской нации, во славу которой башкирам предлагалось отказаться от собственной идентичности. Естественно, башкиры сопротивлялись этому, им было важно сохранить свою самобытность. Интересно, что ишан Абдулхай Курбангалеев был против территориальной автономии, но он хотел видеть отдельный башкирский муфтият, который объединял бы под своим управлением всех башкир. То есть вынашивал в голове идеалистический проект своеобразной теократии. Он так и говорил: «Нужно создать новый муфтият, чтобы избавиться от татарского засилья». Что касается Сагита Мрясова (Мирасова), то он возглавил отдел по делам религии в Башкирском правительстве. Муфтием его никто не провозглашал, но полуофициально именовали «наш муфтий». После Гражданской войны в 1921 году муфтием официально был избран Мансур Халиков. В то время ЦДУМ возглавил Ризаэтдин Фахретдин, который сам был участником башкирского национального движения и учредительного курултая 1917 года, так как сам был башкиром рода Юрми, на что указывают многочисленные документы. Поскольку его назначили в ЦДУМ, он продолжил работу там. Между муфтиятами были некоторые трения, как это происходит и сейчас.
— Как происходили трения между муфтиятами БАССР и РСФСР? Действительно ли советские власти провоцировали конфликт?
— Я этот вопрос глубоко не изучал. Насколько я знаю, были трения по вопросам, в какой муфтият отходит тот или иной приход, по поводу собственности и т. д.
— Нынешнее ДУМ РБ, возглавляемое Нурмухаметом хазратом, соблюдает принципы, заложенные Мрясовым 100 лет назад?
— Нурмухамет Нигматуллин не оправдал надежд, которые на него возлагались при отделении от ЦДУМ и избрании на нынешнюю должность. Он возглавляет ДУМ РБ с 1992 года. И каков итог? Результаты, близкие к нулю. Зато куча негатива: то потасовки в белорецкой мечети, то скандалы с фондом «Урал» по поводу строительства мечети «Ар-Рахим», то попытки вычеркнуть из истории исламской уммы Башкирии имя шейха Зайнуллы Расулева, хотя его именем в том же Дагестане назвали мечеть и всячески превозносят как выдающегося религиозного деятеля. Ему, видите ли, не нравится, что шейх Зайнулла был суфием, то есть представителем традиционного ислама. Зато у него в почете отец салафизма Ибн Таймия. Я за плюрализм мнений, каждый волен выбирать то, что ему нравится. Но зачем заниматься профанацией истории? Я против тихого внедрения установок иных мазхабов, против вычеркивания имен из истории уммы наших шейхов и ишанов — Хусейн-бека, Мухаммада Рамазана ал-Ауша, Зайнуллы Расулева, Мужавир хазрата (Сиражетдинова, — прим. ред.) и других.
«Нурмухамет Нигматуллин возглавляет ДУМ РБ с 1992 года. И каков итог? Результаты, близкие к нулю. Зато куча негатива». Фото islamrb.ru
Вообще, у нас в Башкортостане идет какая-то борьба с историей. Вот Всемирный курултай башкир собирался провести круглый стол по поводу 100-летия провозглашения автономной Башкирии. Вдруг из башкирского Белого дома команда — никаких круглых столов! Нельзя говорить о том, что республика возникла как свободное волеизъявление масс в 1917 году! Я работаю на БСТ, и до нас одними из первых доходят негласные ЦУ администрации главы региона. Так вот, на протяжении последних 7 лет только и слышу, что нельзя говорить о прошлых руководителях, нельзя говорить о горе Тора-тау, нельзя говорить об Ахмет-Заки Валиди и т. д. Но от того, что вы перестанете о нем упоминать, Валиди из истории ведь не исчезнет. Напротив, народ чувствует этот негласный запрет, и его образ, в 1990-е и 2000-е годы ставший частью официоза, теперь вновь оживает. Да и как власти собираются проводить 100-летие БАССР в том же 2019 году, не упоминая Валиди? Это все равно что говорить об Октябрьской революции 1917 года, не упоминая Ленина.
Но возвращаясь к теме ДУМ РБ, хочу сказать, что во главе его должен стоять более взвешенный и энергичный деятель, который не будет вносить раскол, способствуя противостоянию суфиев и салафитов, и объединит всех мусульман республики на основе мазхаба Абу Ханифы, который является для нашего региона традиционным исповеданием. И, самое главное, начнет активно работать с молодежью.
— Его зам Айнур Арсланов не тянет эту работу?
— Он вполне успешно занимается этой работой. Надеемся, он станет будущим муфтием. Хоть он и молодой, но когда-нибудь надо начинать это дело.
— Он ровесник муфтия Татарстана Камиля Самигуллина — оба 1985 года рождения.
— Тогда тем более.
«В северо-западных районах население говорит на татарско-башкирском «суржике»
— Салават Ишмухаметович, скажите, как решался языковой вопрос в Башкурдистане и в первые десятилетия в БАССР?
— До революции у башкир и татар был единый литературный язык «тюрки», который наши казанские коллеги почему-то называют «старотатарским». Однако он никогда не именовался так теми, кто его использовал. Они говорили, что пишут «тюркича», т. е. по-тюркски. После возникновения республик — Башкирской и Татарской — нужно было создавать свои литературные языки. Начали вырабатываться нормы современного татарского и башкирского языков. За основу башкирского языка был взят говор юго-восточных башкир без учета специфики говоров северо-западных башкир. Некоторые считают такое решение ошибочным. Но это тема отдельного разговора.
— На каком положении находились башкирский и русский языки в республике?
— Вначале не до этих вопросов было: шла Гражданская война, потом разруха, потом велась жесткая политическая борьба между Башревкомом и центром, был страшный голод 1921 года. К 1922 году все более или менее успокоилось, образовалась Башкирия в ее современных очертаниях. Работа по реализации башкирского языка как государственного началась в 1930-е годы. Все это шло параллельно с шараханиями по вопросу об алфавитах: сначала создали алфавит на основе арабской графики, который учитывал специфику, в первую очередь, гласных звуков и был приспособлен к нормам литературного языка, потом был переход латиницу, затем на кириллицу.
«Работа по реализации башкирского языка как государственного началась в 1930-е годы. Все это шло параллельно с шараханиями по вопросу об алфавитах». Фото palatarb.ru
— На каких языках велась документация?
— Я читал документы. В 1930-х годах делопроизводство велось на двух языках.
— В каком положении находился башкирский язык к моменту развала СССР?
— Если брать сельскую местность, то преподавание в башкирских селениях шло на башкирском языке. А в городах с этим была просто беда. Я сам родился в Стерлитамаке, и у нас не было ни одной башкирской школы. В миллионной Уфе, столице Башкортостана, была одна национальная башкирская школа №20! Не говоря уже про другие города. Конечно, это была возмутительная несправедливость. Когда нынешние власти республики ставят в пример советское время, мне просто хочется смеяться. Более глупого оправдания собственным просчетам трудно придумать.
— Было ли такое, что в местностях, где проживали башкиры, преподавали татарский язык?
— Хоть некоторые казанские ученые это отрицают, но северо-западные башкиры существуют. Для нас, ученых-историков, которые работают с архивными документами, это не подлежит никакому сомнению. Когда началась государственная политика внедрения башкирского языка в северо-западных районах, этот вопрос не довели до конца. В результате туда пришел татарский язык. Люди жаловались в обком: «Мол, мы башкиры, а нас заставляют учить татарский». В конце 1950-х годов первым секретарем Башкирского обкома был Зия Нуриев. Тогда вновь возникла дискуссия о языке северо-западных башкир — башкирский он или татарский. В зависимости от заключения ученой комиссии собирались принять то или иной решение. Собрали ученых. Некоторым из них, чьи имена я не буду называть, не хватило широты мышления, чтобы решить этот болезненный вопрос. Они сказали, что северо-западный говор далек от литературного башкирского языка. И Зия Нуриев, сам северо-западный башкир, остался в недоумении: «Что ж теперь получается, я татарин?». Так эту тему и не довели до ума. Хотя языковед Тагир Баишев предлагал компромиссный вариант о признании северо-западного диалекта в качестве второго литературного. Одним словом, все оставили как есть. Потом это дело запоздало продолжил Мидхат Шакиров, он начал вводить башкирский в 1970—1980 годах. Но вот пришел Горбачев и начал зачищать брежневские кадры, под раздачу попал и Шакиров. И после его снятия это направление заглохло.
— Не было обратного перекоса, когда в районах проживания татар заставляли учить башкирский?
— Возможно, и были перекосы. Но, насколько мне известно, при Шакирове башкирский язык старались вводить именно в селениях, где проживали этнические башкиры. Тогда еще были живы старики, четко помнившие о своих корнях, и определить это было несложно. В СМИ часто употребляют выражение «татарские районы». Но что это значит? У нас есть северо-западные районы, где население, как правило, говорит на своем диалекте, таком, грубо говоря, татарско-башкирском «суржике». Причем когда они приезжают в Казань, их язык не воспринимается как татарский, а если приезжают в Сибай или Баймак, то не воспринимается как башкирский. Вот так они зависли между двумя народами. Хотя никто не отрицает, что в северо-западных районах проживают и собственно татары: мишари, которые были отдельным этносом до переписи 1926 года, а также потомки переселенцев из Казанского края в сословии ясачных и служилых татар. Но когда говорят, что на северо-западе вообще нет башкир, это просто антинаучно.
«У людей возникает чувство, что их унизили. А это очень опасно, особенно когда речь идет о сфере, связанной с национальным вопросом». Фото sobkor02.ru
— Как вы оцениваете нынешнее положение языка ввиду последних событий?
— Когда в 2006 году вводили обязательное изучение башкирского языка, я внутренне был против, так как считал, что нельзя никого принуждать к чему бы то ни было. Но сейчас убрали обязательность языка, и пошла другая крайность: идет жесткое давление прокуратуры, даже давят на родителей 20-й школы, которая все время была только башкирской. Если отменили обязательность изучения башкирского как государственного, то тогда создайте условия для башкирского языка как родного. В противном случае налицо нарушение конституционных прав граждан.
Когда башкирский был обязательным, директор школы был обязан взять на работу учителя башкирского языка. Но вот язык убрали, и теперь, если, допустим, в школе будет 10 человек, которые захотят изучать башкирский как родной, то будет ли директор ради них держать ставку учителя? Родителям, скорее всего, скажут, чтобы переводили детей в другую школу или что-то еще. Раньше родители, которые не хотели, чтобы их дети учили башкирский язык, могли написать заявление и ребенок не учил. Никого насильно не заставляли.
Хотелось бы, чтобы не было этих перегибов, ведь они порождают напряжение в обществе, и оно перетекает в глухое недовольство, у людей возникает чувство, что их унизили. А это очень опасно, особенно когда речь идет о сфере, связанной с национальным вопросом. Тут еще важна четкая позиция региональных властей, но ее, как всегда, нет. Молчат, как воды в рот набрали, и ждут, что проблема сама собой рассосется.
Справка
Салават Хамидуллин — историк, к.и.н., журналист.
- Родился в г. Стерлитамак в 1968 году.
- Образование: Башкирский государственный университет (исторический факультет)
- 1990—1991 годы — корреспондент газеты «Истоки».
- 1991—1995 годы — редактор молодежной редакции Республиканского ТВ, руководитель творческого объединения «Молодость».
- С 1995 года — корреспондент программы «Башкортостан», редактор ТО «Гилем», ТО общественно-политических программ, начальник отдела познавательных и исторических программ, руководитель редакции познавательных программ студии БСТ.
- Автор и телеведущий телепроектов «Историческая среда» и «КЛИО».
- Автор ряда документальных фильмов, книг и научных публикаций об истории Башкортостана и башкирских родов.
- Лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева, Республиканской премии в области журналистики имени Ш. Худайбердина. Победитель международных и республиканских телефестивалей.
комментарии
И судя по вашим записям, это вы путаете этнос и сословие, если целый народ определили лишь в сословие. Мне вас жаль.
Многие там родились и выросли.
У башкирских мингов основной аймак это меркит-мингский, от которого пошли еще несколько аймаков (н-р, илекей, куль, уршак-мингские).
Со столетием Башкортостана, дорогие башкирские братья!
Несмотря на эти мелочные противоречия, вы все равно для нас, татар, остаетесь самым родным, близким народом! Нам надо держаться вместе!
Источник : https://realnoevremya.ru/society/history/81401-salavat-hamidullin-kak-sozdavalsya-bashkortostan-ch2
Все таки волнуют корни
Сделайте интервью с профессиональным историком из Башкортостана.
Любопытно узнать, кто для тебя профессиональный историк из Башкортостана? Какой-нибудь уфимский последыш Хакимова?
Как народ башкиры существуют тысячу лет. И упоминания о башкирах есть в записях арабских и иранских средневековых путешественников и историков.
А сами не откуда не пришли, а прямо из земли выросли.
Про население северо-западных районов Башкортостана В.А. Тишков - виднейший российский этносоциолог - уже сказал, что это переходный этнос и предложил называть их татаро-башкирами. Нравится вам или нет, уважаемые татары и башкиры, но он человек компетентный и знает, о чем говорит.
Башкиры тоже не особо-то принимают своих северо-западных соплеменников. Это все из-за того, что их диалект когда-то признали литературным, а северо-западный отнесли к татарскому. Это заставило обладателей южного диалекта посчитать себя истинными башкирами, а остальных отвергнуть. Как легко при этом башкиры отвергают своих же! Мне один из баймакских башкир, учитель истории, говорил, что я должен говорить на литературном, что он сам отказался от своих диалектических отхождений от языка ранее Мотивировал он это тем, что все эпосы написаны на литературном языке. Это чушь - эпосы писались также с диалектов с самых разных. Но вот он в это почему-то верил, хотя вроде учитель истории и должен историю знать.
Кстати Закиди писал не "восточные башкиры", а бурзянцы. Значит, в его времена даже сами бурзянцы не считали себя башкирами. На это же указывает и Кузеев. Он пишет, что бурзянцы и в 19 веке самоиденфицировались не как башкиры, а бурзянцы.
если историк копает вглубь, опровергает сложившиеся стереотипы, которые пропагандировала советская власть, потом казанские "ученые" еще придумали свои фишки, это не значит, что он татарофоб. да, исторические факты для кого-то могут быть не очень приятными.
В Башкортостане существует хорошая историческая школа, одна из лучших в стране (хотя ее нынешние власти и пытаются принизить). И уфимские специалисты-историки востребованы не только в Башкортостане или в Татарстане, но и в Москве и за рубежом.
Во-вторых, на вашем сайте вы подаете информацию от оппонентов башкирских историков - специалистов из Института истории Марджани, КФУ, АН РТ. И альтернативная точка зрения вносит баланс в освещение национальных тем.
В-третьих, вы не боитесь бурной реакции у людей, которая может вызвать статья. Тем самым вы только повышаете читаемость и узнаваемость. И показываете, что открыты для всех, но не допускаете перекосов, хотя кому-то такое положение явно не нравится.
Мое пожелание редакции: продолжайте в том же духе и не обращайте внимания на завистников и злопыхателей. Журналисту: спасибо за острые материалы. Я не знаю Вас лично и не знаю Ваших корней, но Вы профессионал!
К слову, я не соглашусь и с половиной всего сказанного в интервью. Но это лишь мои личные убеждения, основанные на собственном опыте, миропонимании. Однако само интервью мне показалось весьма интересным. А реакция в комментариях - как лакмусовая бумажка нашего нездорового общества, особенно в сфере межнациональных отношений.
Не знаю, как переводил или сам сочинил Заки Валиди записки Ибн Фадлана и его описание башкир, не знаю, что побудило их напечатать, лично хоть и татарин, такое я бы уничтожил, так как это не проходит , исторический перебор,какая ни какая цивилизация то была, девять городов, государство и описания "башкирских" жилищ и "их" обычаев в общую картину логически не вписавается!
На Южном Урале широко распространена у башкир —максимальные концентрации до 87 %,в среднем 47%
На Кавказе найдена уЧто interesing о башкир является высокая% от R1b, будучи единственной группой в регионе и в целом в России и, возможно, во всей Евразии, имеющую такую высокую% от halpogroup R1b, что делает их генетически ближе к Западной Европы, Современная концентрация R1b максимальна в Европе: в южной Англии около70 %, в северной и западной Англии, Испании, Франции,Уэльсе, Шотландии, Ирландии — до 90 % и более,у басков — 88,1 %, испанцев — 70 %, осетин — 43 % и армян — 32,4 %.
В Турции достигает 16,3 %, Ираке — 11,3 % и в других странах Западной Азии.
В Центральной Азии обнаружена, в частности, у туркменов — 36,7 %, узбеков — 9,8 %, татар — 8,7 %(на востоке Татарстана-вотчины древних башкирских родов 17%, у татар Уфы 20% , у казанских татар не было обнаружено гаплогруппы Rlb-M269, в то время как у туймазинских ее доля составляет 15,7%. Даже учитывая, что в настоящий момент микросателлитное разнообразие внутри данной гаплогруппы у туймазинских татар не было проанализировано, обнаруженное различие весьма интересно)....
Почитайте его книгу «1984»
С 1 декабря 2007 года вступил в силу Федеральный закон № 309 "О внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации" (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)".
Закон отменил трехкомпонентную структуру государственного стандарта образования. Национально-региональный и школьный компоненты из государственного стандарта образования были исключены.
Закреплено «единство образовательного пространства Российской Федерации». Так же, как в свое время – единое орфографическое пространство.
Изучение и преподавание родных нерусских языков, родной культуры, и истории своего народа, которые осуществлялись в рамках отмененных компонентов, оказались вне правовой защиты и конституционных гарантий.
----
19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Р. Ф. на период до 2025)
Это и другие указы являются программами по окончательной русификаөии коренных народов...
---
Опыт натравливания одного брата на другого начал китайский-ханьский лазутчик Чжань Кянь, еще более 2000 лет назад, в отношении Хунну, а потом то же самое делали когда натравили восточное крыло тюркитского каганата (тоже потомки хунов) против западного и это им удалось, одну и ту же фразу донес и тому и другому мол «твой брат против тебя замышляет…»
Разделить татар на отдельные племена пытались с еще со времен начала 15 века и опять удача Золотая Орда этим способом развалился и первую «скрипку» тут играли Московские князья, подкупали турков и крымского хана, и увенчался успехом в «стоянии на угре»
Ломоносов был против единого татарского народа, а вот немец Миллер проехав по всей империи
В XVIII веке таким человеком был историк Герард Фридрих Миллер (1705-1783), в XVIII-XIX веках –
Герард Миллер также начал свой путь, как историка, с изучения жизни коренных народов. В 1733-1743 годах он участвует в экспедиции по изучению Сибири, в результате чего в 1750 году в свет выходит его титанический труд под названием «Описание Сибирского Царства». Позднее, этот труд русские переименуют в просто «Историю Сибири», чтобы избежать лишнего напоминания о том, что «Сибирское царство» было когда-то независимым татарским государством. Ни для кого не секрет, что русские историки не любят лишний раз вспоминать о существовании независимых татарских государствах. Миллер же, наоборот открыто утверждал, что Сибирь была когда-то татарским государством, а его коренным народом были и есть татары. Чтобы доказать это, он прошел весь путь от Урала до побережья Тихого океана, общаясь с местными народами, изучая их историю, этнографию, устное творчество, родословные, а также штудируя монастырские архивы и записи в русских церковных книгах.
«Главнейшим народом Сибири являются татары, которые живут в южных местностях по рекам Тоболу, Иртышу, Оби, Томи, Енисею и лежащих между ними степях, — пишет он впоследствии. — Хотя история татарского народа относит начало его к таким далеким временам, какими не может похвалиться ни один из европейских народов, но нужно признать, что древнейшие события ее основываются на недостоверных и баснословных рассказах, ходивших в народе, и что настоящая достоверная история татар начинается только со времен великого Чингис-хана, который в начале XIII столетия после Р.Х. народ, пребывавший до тех пор во тьме, вывел на свет».
Но Российской Академии Наук пришлось не по душе восхваление Миллером татарской истории, они ждали от него возвеличивание русской истории. Поэтому ученого заставляют неоднократно переписывать свой труд, редактировать и корректировать многие места. В результате чего русские цензоры от истории добились от ученого признания в том, что завоевание русскими Сибири было положительным явлением. Надо также отметить, что Миллер писал свой труд на немецком языке, в процессе перевода произведение претерпело еще больше изменений и корректировок в пользу «имперской точки зрения», в результате чего татарская тема в истории Сибири отошла на задний план. Но, несмотря на это, произведение немецкого ученого Миллера «Описание Сибирского Царства» — это уникальный, неповторимый научный труд об истории татар, и о сибирских татарах в целом. Миллер уже в ранний период своей научной деятельности, понял, что, историю Сибири и востока нужно изучать в контексте общей истории татар. «Татары производят свое название от князя Татар-хана…
….В этом своем произведении кроме татар Миллер подробно затрагивает жизнь других тюркских, а также коренных народов Сибири и севера, изучает историю китайцев и монгол. Так он дает
высокую оценку одному из тюркских народов — саха-якутам, утверждая, что когда-то якуты и татары были единым народом.
«Якуты же среди почитаемых ими богов имеют одного, которому они присваивают имя древнего татарского князя Татара, — пишет ученый. — Этим не только подтверждается родство между якутами и татарами, но этот факт можно даже принять как сильное доказательство древности татарской истории». Надо так же заметить, что у тувинцев слово «татарин» обозначает «господин», факт, гласящий о славном прошлом татарского народа. О коренных народах дальневосточной Сибири тунгусах, даурах и маньчжурах Миллер пишет, как о народах, поселившихся на исторических татарских землях.
«О том, что эти земли находились сначала во владении татар, свидетельствует прежде всего татарская история, а затем многочисленные находимые там остатки древностей являются также достаточным доказательством их принадлежности татарам, так как тунгусы и дауры единогласно утверждают, что эти остатки не принадлежат им, и, следовательно, окончательное переселение тунгусов и дауров совершилось после победоносного завоевания татарами Китая».
……. .
Дунху – Дом Татар (Бичурин Н.Я., Васильев В.П., Абулгази, Паркер Э., и мн. др.)— название племенного объединения, возникшего во времена ранней династии Чжоу, около 1100 г. до н.
ДУНХУ («восточные иноземцы»), китайское название древнего народа, обитавшего на части территории Восточной Внутренней Монголии и Западной Маньчжурии. Как угроза китайскому княжеству Чжао дунху известны с 4 века до нашей эры. Правитель Чжао - Улинван (325-299, фактически правил до 295) в борьбе с иноземцами (ху) создал конные подразделения, реформируя свою армию, вводя в ней подразделения конных лучников, которые одни лишь могли на равных сражаться с этими прирожденными конными воинами, обмундированные так же, как они, - кафтаны, запахнутые налево, кожаные штаны, пояса, украшенные фигурными пряжками, (это широко обсуждалось в китайской историографии, поскольку нарушало китайские нормы и традиции). У лин ван сетует, что ему приходится одевать на своих воинов длинныекожаные штаны, что, как описано в известном сборнике исторических известий о древнекитайских царствах«Гоюйе» («Речи царств»), может вызвать насмешки над ним всей Поднебесной из-за такого варварскогоодеяния. Для того, чтобы сделать его модным среди китайцев, носивших обычно длинные халаты, У-лин ван всвоем дворце устраивал специальные приемы для вельмож, которые должны были быть одеты в «варварскуюодежду», а неявившихся строго карал. В политике северокитайских князей объединение восточных варваровсамо по себе приобретало большое значение как средство борьбы с мощным государством Сюнну (см.ХУННУ), которое в конце концов на рубеже 2 и 3 вв. до н. э. разгромило дунху и вынудило их переселиться назапад, где они стали известны как племена ухуань и сяньби……
К середине 3 века до нашей эры войска Чжао, затем княжества Янь (северо-восточнее Чжао) отбросили дунху от своих границ. Их место заняли сюнну (хунну), правитель которых Маодунь в 201 году до нашей эры нанёс дунху решительное поражение. Отдельные части дунху известны позднее как ухуани, сяньби и др. В 4-6 веках нашей эры этноним «дунху» использовался для обозначения народа тоба группы сяньби.
Уже в 310—307 гг. до н. э. правитель одного из царств северного Китая Җаосский У-лин ван в целях организации обороны от этих этнических образований реформирует свою армию,
Если Татары известны минимум 3100 лет то Хунну с 489 г д.н.э (можно предположит, это примерный год отделения государства на два крыла по именм близнецов хана Илли (Эллей) : правый-западный-белый Монгол-Хунскую и левый-синий—восток Татар (Это Ухуань, Сяньби (Сөенечби), Кумохи, Мохи, Табгач-Тоба-Тан и империя Тан) , Шивей, Авар(Жужан) и др.
….
«Столыпин, поняв бесполезность непосредственной ассимиляции и христианизации мусульман, избрал путь разделения татар на отдельные народы, что оказалось более эффективной политикой, хотя и она не решила главной задачи — превращения народов страны в русских.» (Р.Х.)
А для это задачи нужно было помимо «наделения татарам новых «самоназваний», точнее кличек, нужно было сочинять им «свои» истории противоречащее с татарской историей, где как обычно татары враги, эксплуататорский класс, состоящие их ханов и т.п.
С началом установления тоталитарно-авторитарной империи советов всем татарским территориальным и этнографическим группам насильно поменяли ирх самоназвание «татар» на разных «азеров, кумыков, хакас, алтай…..» и др Хотя многие все еще между собой именуют себя по старинке…
Это и есть формула разделяй и властвуй, и Дугин об этом же в своей «геополитике» про башкир и татар пишет и это, как видим работает…
Неа, татары ближе к русским оказались. Это вы - часть русскоугорского мира. Ну это нормально еще, терпимо.)))
А тюрк М. Кашгари в своем труде "Диуан луг ат-турк" языки башкир и кимаков отнес к тюркским. Причем эти языки в одной группе у него.
Если вы считаете себя происходящими от этих монгольских татар, то вам надо признаться что вы были раньше монголоязычны.
И надо еще подумать тогда кто ваших предков отюречил)