Новости раздела

Активистки «Ак калфак» и гости из Башкортостана не поделили в Актаныше потомков крымскотатарских Гиреев

Настоящий скандал разразился в Актанышском районе с громко анонсированными, а затем вдруг отмененными торжествами, посвященными потомкам известной татаро-башкирской семьи Мутиных. Башкирской делегации вернули привезенные гостями памятные таблички, велели свернуть «юрту дружбы» и попросили покинуть татарское село Такталачук. По версии гостей из братской республики, мероприятия сорвались из-за некоторых татарских общественников, усмотревших в празднике попытку башкиризации татар. К освещению конфликта подключилась и уфимская газета, контролируемая семьей первого президента Башкирии Муртазы Рахимова. Корреспондент «Реального времени» разбирался в непростой ситуации.

Ничто не предвещало беды

В начале недели по республиканским СМИ был разослан пресс-релиз (пришел он и в редакцию «Реального времени»), анонсирующий несколько мероприятий в Актанышском районе Татарстана. В деревне Такталачук должен был состояться праздник «Родословная моей деревни», более известный как «Шежере-байрам», посвященный выдающимся представителям татаро-башкирского рода Мутиных. На праздник ожидались гости из братского Башкортостана. Предполагалось, что башкирская делегация установит памятные знаки трем представителям рода — Темиру Мутину (старшине Гирейской волости, воевавшему за Россию во время Семилетней войны (1756—1763)) и двум его потомкам — башкирскому общественному деятелю, одному из основателей Башкирской АССР Ильдархану Мутину и татарскому актеру-трагику, заслуженному артисту Татарской АССР Мухтару Мутину.

Планировалось, что башкиры поставят «Юрту дружбы», символизирующую братские узы двух народов, а татары установят свою. В числе гостей из соседней республики должен был прибыть историк и телеведущий Салават Хамидуллин, который хотел презентовать книгу «Гирей», посвященную роду, из которого происходят выше упомянутые Мутины. Она, похоже, и вызвала раздражение. Как писали некоторые пользователи в соцсетях, в Татарстане «башкиры презентуют книгу, согласно которой в Актанышском районе РТ живут башкиры». Появилась версия, что башкиры приписывают себе род крымских ханов Гиреев. К дискуссии подключились и представители татарского национального движения. Похоже, затем последовали звонки местным властям с негодованием, как они могли такое организовать. Правда, получить разъяснения в исполкоме Актанышского района нам не удалось: в приемной главы муниципалитета сообщили, что все находятся на праздничных мероприятиях и «на совещании в районном доме культуры». Указанный в пресс-релизе телефон организатора байрама поначалу не отвечал, а затем был отключен.

Со слезами на глазах

Тем не менее удалось дозвониться до одного из членов башкирской делегации, приехавшей в Такталачук, и услышать версию событий от жителей соседней республики. По словам регионального представителя Центра изучения исторического наследия Башкортостана АНО «Шежере» по северо-западу РБ Радика Бахтиева (он специализируется на изучении рода Гиреев), за день до начала праздника он с четырьмя товарищами приехал из Нефтекамска в Татарстан, привез с собой постаменты, изготовленные в его родном городе, и памятные таблички, которые сделали в Уфе. Вечером того же дня они вместе с местными жителями поставили памятники, повесили памятные доски.

«К утру надписи сняли. Таблички мне принес глава сельского поселения. Он сказал, что в Татарстане надо писать только на татарском и русском. А у нас было написано на русском и башкирском. То есть к башкирскому надо было добавить еще и татарский. Изначально глава сам их ставил вместе с нами. Но потом кто-то позвонил ему из Казани, как я понимаю, и ему пришлось убрать», — рассказывает Бахтиев. Он говорит, что табличку устанавливали на старом кладбище, где похоронены Мутины и, по легенде, находился фамильный склеп. «Местное население желает сделать аллею Мутиных. Они сами хотели эти памятники, но денег не было на постаменты. Тогда мы сами привезли из Башкирии, поставили», — говорит Бахтиев.

По его словам, все-таки одну табличку оставили на месте, она была посвящена татарскому артисту Мухтару Мутину и была написана на татарском. «Мухтар Мутин ведь не только татарский деятель: до работы в Казани он много работал в Уфе. Мы привезли копии плакатов, которые висели в Уфе в его время», — рассказывает исследователь.

Одна из снятых надписей на русском и башкирском гласит: «В селе Такталачук родился один из лидеров башкирского национального движения, член Башкирского правительства и Башревкома, председатель Башкирского военного совета Ильдархан Ибрагимович Мутин (1888—1938)». На другой табличке: «В селе Такталачук родился и жил родоначальник рода Мутиных старшина Гирейской волости, участник Семилетней войны (1756—1763), защитник вотчинных прав башкирского народа Темир Мутин (?—1759)».

По словам нефтекамца, ему дали понять, что нужно быстро собрать свои вещи и уезжать обратно. Убрать юрту он согласился, но с кладбища ничего забирать не захотел. Он добавил, что, когда уезжал домой, местные жители провожали его со слезами на глазах.

«Таблички я постараюсь привезти обратно в деревню и поставить, может быть, в менее торжественной обстановке»

Бахтиев считает, что решение об отмене праздника принималось якобы по некому звонку из Казани:

— Слышал, что повлияла организация «Ак калфак». Они как раз приезжали в тот день, им, наверное, не понравилось, что здесь проходит мероприятие башкир.


Радик Бахтиев: «Я как родственник Мутина Ильдархана Ибрагимовича хотел бы, чтобы в его родной деревне они были, выразить свою признательность за его активность».

— Собираетесь ли договариваться с женщинами общества «Ак калфак», чтоб не переходили вам дорогу?

— Стоит ли с ними вообще разговаривать? Я точно не знаю, они ли. Но если они извинятся, тогда можно о чем-то говорить. А так, зачем нам с ними связываться и просить разрешения? Когда у нас в Башкирии проходят мероприятия, женщины с «Ак калфак» спокойно приезжают, выступают, свои юрты татарские ставят.

— Что с табличками теперь будете делать?

— Таблички я постараюсь привезти обратно в деревню и поставить, может быть, в менее торжественной обстановке. Постамент мой, сам платил за него. Я как родственник Мутина Ильдархана Ибрагимовича хотел бы, чтобы в его родной деревне они были, выразить свою признательность за его активность. Благодаря ему все наши родственники стали образованными людьми. У нас у многих родственные связи там. Моя прабабушка с Такталачука.

— Там же еще хотели книгу презентовать?

— Да, но книги не привезли. Должен был приехать Салават Хамидуллин, который хотел во время открытия рассказать про Ильдархана и Тимера Мутиных. Должны были приехать из Краснокамского и Илишевского районов. Но их притормозили…

Кадрия Идрисова (в центре) в Такталачуке, по ее словам, лично не была. Повлиял ли «Ак калфак» каким-то образом на отмену татаро-башкирского праздника, она не ответила. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

«Ак калфак» открыл подарок башкирской делегации?

Корреспондент «Реального времени» связался с председателем общественной организации татарских женщин «Ак калфак» Кадрией Идрисовой. Она подтвердила нам, что в эти дни участвует в торжественных мероприятиях в Актанышском районе. Более того, за день до события в Актаныше прошел республиканский семинар этой организации. Однако в Такталачуке, по ее словам, она лично не была. В деревне присутствовала другая их представительница. Повлиял ли «Ак калфак» каким-то образом на отмену татаро-башкирского праздника, она не ответила.

Тем не менее, как выясняется, в честь Мухтара Мутина торжества все же состоялись. Как рассказала побывавшая в деревне одна из представительниц общества татарских женщин, назвавшаяся Мунирой, гости посетили улицу, где родился татарский артист, открыли памятную доску.

На вопрос «Реального времени» о ситуации с двумя другими табличками, посвященным башкирским деятелям, она ответила: «Должны были с башкирской стороны приехать, но там что-то вышло… Я не могу сказать. Там были только мы, наша организация «Ак калфак», жители близлежащих деревень, представители районной власти».

Два взгляда на один мир

Отметим, что татарские и башкирские ученые имеют разные взгляды на национальную принадлежность жителей пограничных районов. И спор об этногенезе и происхождении жителей того или иного приграничного района выливается в бурные дискуссии не только на страницах научных журналов, но и в периодической части. Взять тот же род Гиреев (Мутиных), книгу о котором хотели презентовать башкирские гости. Так, уфимские исследователи признают, что «жители Актанышского района себя по переписи называют татарами, а вообще они потомки башкир-вотчинников».

Радик Бахтиев считает, что Гиреи связаны со знаменитой династией крымских ханов. Он также отметил, что у некоторых родственников брали анализы ДНК, и он уверен, что результаты все сами за себя скажут: кто к каким родам и этносам относится…

В свою очередь директор Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов придерживается своей точки зрения. «В Актанышском районе, конечно, живут татары, а не башкиры. Гирей — это точно татарский род. Тем более Гиреи, тюрки, были в Крыму, Астрахани, Казани. Это такая тема, которую лучше башкирам не трогать. Это история давняя, когда башкиры пытаются татар обашкирить. Я не знаю, что это за политика. Есть масса документов, которые говорят о том, где татары и [где] башкиры», — подчеркнул он.

Рафаэль Хакимов: «В Актанышском районе, конечно, живут татары, а не башкиры. Гирей — это точно татарский род. Тем более, Гиреи, тюрки были в Крыму, Астрахани, Казани. Это такая тема, которую лучше башкирам не трогать». Фото prav.tatarstan.ru

Вместе с тем Хакимов исследование «Гирей» башкирских авторов назвал качественным, но добавил, что работа касается не башкир, а татар. Кроме того, он озвучил и свое уже ранее заявленное мнение, что башкирский язык является лишь говором татар. И все доводы можно будет прочитать в книге «История татар Приуралья», которую скоро выпустит его Институт истории. «Думаю, возникнет много вопросов, обсуждений. И можно будет сказать, что на самом деле было в истории. Все в книге — на основе документов. Если в двух словах, то башкиры — это отатарившиеся угры», — заявил он.

Историк не исключает, что в Уфе этот труд и высказанные им мысли могут не принять. А каждый его приезд в столицу Башкортостана сопровождается некоторым напряжением. «Я и так в Башкирии персона нон грата. При Рахимове, как только узнавали, что я в Башкирии, сразу меня приводили к нему. Он меня размещал в таких хоромах, куда никто не мог добраться. Делали так, чтобы я общался только с президентом, ограждая меня от остального общества. Я не обижаюсь на него. Сейчас уже меня так не ограждают от общественности в Башкирии. Но до сих пор очень нервно реагируют на мое появление. Стараюсь нечасто там бывать… Там в Уфе Татарское дворянское собрание неплохое, с ними у меня проходили встречи. Меня, кстати, тоже в дворяне приняли, поэтому могу поехать и по линии Романовых», — шутит Хакимов.

А что скажет башкирская пресса

Интересно, что актанышская история уже попала в башкирскую прессу. В пятницу вечером уфимская электронная газета Proufu, контролируемая и финансируемая семьей первого президента Башкирии Муртазы Рахимова, выпустила материал с говорящим заголовком «Между Башкирией и Татарией разгорается скандал».

В свою очередь считаем, что историю с сорванным «Шежере-байрам» можно списать на чреду недоразумений, и, скорее всего, в ближайшее время местные власти урегулируют некрасивую ситуацию. Ведь, как известно, с приходом в Башкортостане нового руководства в лице Рустэма Хамитова Татарстану удалось найти общий язык с соседями и сгладить иногда выпиравшие острые углы.

Тимур Рахматуллин, фото предоставлены Радиком Бахтиевым
Хакимов Рафаэль Сибгатович

Новости партнеров