Новости раздела

Активистки «Ак калфак» и гости из Башкортостана не поделили в Актаныше потомков крымскотатарских Гиреев

Активистки «Ак калфак» и гости из Башкортостана не поделили в Актаныше потомков крымскотатарских Гиреев

Настоящий скандал разразился в Актанышском районе с громко анонсированными, а затем вдруг отмененными торжествами, посвященными потомкам известной татаро-башкирской семьи Мутиных. Башкирской делегации вернули привезенные гостями памятные таблички, велели свернуть «юрту дружбы» и попросили покинуть татарское село Такталачук. По версии гостей из братской республики, мероприятия сорвались из-за некоторых татарских общественников, усмотревших в празднике попытку башкиризации татар. К освещению конфликта подключилась и уфимская газета, контролируемая семьей первого президента Башкирии Муртазы Рахимова. Корреспондент «Реального времени» разбирался в непростой ситуации.

Ничто не предвещало беды

В начале недели по республиканским СМИ был разослан пресс-релиз (пришел он и в редакцию «Реального времени»), анонсирующий несколько мероприятий в Актанышском районе Татарстана. В деревне Такталачук должен был состояться праздник «Родословная моей деревни», более известный как «Шежере-байрам», посвященный выдающимся представителям татаро-башкирского рода Мутиных. На праздник ожидались гости из братского Башкортостана. Предполагалось, что башкирская делегация установит памятные знаки трем представителям рода — Темиру Мутину (старшине Гирейской волости, воевавшему за Россию во время Семилетней войны (1756—1763)) и двум его потомкам — башкирскому общественному деятелю, одному из основателей Башкирской АССР Ильдархану Мутину и татарскому актеру-трагику, заслуженному артисту Татарской АССР Мухтару Мутину.

Планировалось, что башкиры поставят «Юрту дружбы», символизирующую братские узы двух народов, а татары установят свою. В числе гостей из соседней республики должен был прибыть историк и телеведущий Салават Хамидуллин, который хотел презентовать книгу «Гирей», посвященную роду, из которого происходят выше упомянутые Мутины. Она, похоже, и вызвала раздражение. Как писали некоторые пользователи в соцсетях, в Татарстане «башкиры презентуют книгу, согласно которой в Актанышском районе РТ живут башкиры». Появилась версия, что башкиры приписывают себе род крымских ханов Гиреев. К дискуссии подключились и представители татарского национального движения. Похоже, затем последовали звонки местным властям с негодованием, как они могли такое организовать. Правда, получить разъяснения в исполкоме Актанышского района нам не удалось: в приемной главы муниципалитета сообщили, что все находятся на праздничных мероприятиях и «на совещании в районном доме культуры». Указанный в пресс-релизе телефон организатора байрама поначалу не отвечал, а затем был отключен.

Планировалось, что башкиры поставят «Юрту дружбы», символизирующую братские узы двух народов, а татары установят свою

Со слезами на глазах

Тем не менее удалось дозвониться до одного из членов башкирской делегации, приехавшей в Такталачук, и услышать версию событий от жителей соседней республики. По словам регионального представителя Центра изучения исторического наследия Башкортостана АНО «Шежере» по северо-западу РБ Радика Бахтиева (он специализируется на изучении рода Гиреев), за день до начала праздника он с четырьмя товарищами приехал из Нефтекамска в Татарстан, привез с собой постаменты, изготовленные в его родном городе, и памятные таблички, которые сделали в Уфе. Вечером того же дня они вместе с местными жителями поставили памятники, повесили памятные доски.

«К утру надписи сняли. Таблички мне принес глава сельского поселения. Он сказал, что в Татарстане надо писать только на татарском и русском. А у нас было написано на русском и башкирском. То есть к башкирскому надо было добавить еще и татарский. Изначально глава сам их ставил вместе с нами. Но потом кто-то позвонил ему из Казани, как я понимаю, и ему пришлось убрать», — рассказывает Бахтиев. Он говорит, что табличку устанавливали на старом кладбище, где похоронены Мутины и, по легенде, находился фамильный склеп. «Местное население желает сделать аллею Мутиных. Они сами хотели эти памятники, но денег не было на постаменты. Тогда мы сами привезли из Башкирии, поставили», — говорит Бахтиев.

По его словам, все-таки одну табличку оставили на месте, она была посвящена татарскому артисту Мухтару Мутину и была написана на татарском. «Мухтар Мутин ведь не только татарский деятель: до работы в Казани он много работал в Уфе. Мы привезли копии плакатов, которые висели в Уфе в его время», — рассказывает исследователь.

Одну табличку оставили на месте, она была посвящена татарскому артисту Мухтару Мутину и была написана на татарском

Одна из снятых надписей на русском и башкирском гласит: «В селе Такталачук родился один из лидеров башкирского национального движения, член Башкирского правительства и Башревкома, председатель Башкирского военного совета Ильдархан Ибрагимович Мутин (1888—1938)». На другой табличке: «В селе Такталачук родился и жил родоначальник рода Мутиных старшина Гирейской волости, участник Семилетней войны (1756—1763), защитник вотчинных прав башкирского народа Темир Мутин (?—1759)».

По словам нефтекамца, ему дали понять, что нужно быстро собрать свои вещи и уезжать обратно. Убрать юрту он согласился, но с кладбища ничего забирать не захотел. Он добавил, что, когда уезжал домой, местные жители провожали его со слезами на глазах.

«Таблички я постараюсь привезти обратно в деревню и поставить, может быть, в менее торжественной обстановке»

Бахтиев считает, что решение об отмене праздника принималось якобы по некому звонку из Казани:

— Слышал, что повлияла организация «Ак калфак». Они как раз приезжали в тот день, им, наверное, не понравилось, что здесь проходит мероприятие башкир.


Радик Бахтиев: «Я как родственник Мутина Ильдархана Ибрагимовича хотел бы, чтобы в его родной деревне они были, выразить свою признательность за его активность».

— Собираетесь ли договариваться с женщинами общества «Ак калфак», чтоб не переходили вам дорогу?

— Стоит ли с ними вообще разговаривать? Я точно не знаю, они ли. Но если они извинятся, тогда можно о чем-то говорить. А так, зачем нам с ними связываться и просить разрешения? Когда у нас в Башкирии проходят мероприятия, женщины с «Ак калфак» спокойно приезжают, выступают, свои юрты татарские ставят.

— Что с табличками теперь будете делать?

— Таблички я постараюсь привезти обратно в деревню и поставить, может быть, в менее торжественной обстановке. Постамент мой, сам платил за него. Я как родственник Мутина Ильдархана Ибрагимовича хотел бы, чтобы в его родной деревне они были, выразить свою признательность за его активность. Благодаря ему все наши родственники стали образованными людьми. У нас у многих родственные связи там. Моя прабабушка с Такталачука.

— Там же еще хотели книгу презентовать?

— Да, но книги не привезли. Должен был приехать Салават Хамидуллин, который хотел во время открытия рассказать про Ильдархана и Тимера Мутиных. Должны были приехать из Краснокамского и Илишевского районов. Но их притормозили…

Кадрия Идрисова (в центре) в Такталачуке, по ее словам, лично не была. Повлиял ли «Ак калфак» каким-то образом на отмену татаро-башкирского праздника, она не ответила. Фото Романа Хасаева

«Ак калфак» открыл подарок башкирской делегации?

Корреспондент «Реального времени» связался с председателем общественной организации татарских женщин «Ак калфак» Кадрией Идрисовой. Она подтвердила нам, что в эти дни участвует в торжественных мероприятиях в Актанышском районе. Более того, за день до события в Актаныше прошел республиканский семинар этой организации. Однако в Такталачуке, по ее словам, она лично не была. В деревне присутствовала другая их представительница. Повлиял ли «Ак калфак» каким-то образом на отмену татаро-башкирского праздника, она не ответила.

Тем не менее, как выясняется, в честь Мухтара Мутина торжества все же состоялись. Как рассказала побывавшая в деревне одна из представительниц общества татарских женщин, назвавшаяся Мунирой, гости посетили улицу, где родился татарский артист, открыли памятную доску.

На вопрос «Реального времени» о ситуации с двумя другими табличками, посвященным башкирским деятелям, она ответила: «Должны были с башкирской стороны приехать, но там что-то вышло… Я не могу сказать. Там были только мы, наша организация «Ак калфак», жители близлежащих деревень, представители районной власти».

Два взгляда на один мир

Отметим, что татарские и башкирские ученые имеют разные взгляды на национальную принадлежность жителей пограничных районов. И спор об этногенезе и происхождении жителей того или иного приграничного района выливается в бурные дискуссии не только на страницах научных журналов, но и в периодической части. Взять тот же род Гиреев (Мутиных), книгу о котором хотели презентовать башкирские гости. Так, уфимские исследователи признают, что «жители Актанышского района себя по переписи называют татарами, а вообще они потомки башкир-вотчинников».

Радик Бахтиев считает, что Гиреи связаны со знаменитой династией крымских ханов. Он также отметил, что у некоторых родственников брали анализы ДНК, и он уверен, что результаты все сами за себя скажут: кто к каким родам и этносам относится…

В свою очередь директор Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов придерживается своей точки зрения. «В Актанышском районе, конечно, живут татары, а не башкиры. Гирей — это точно татарский род. Тем более Гиреи, тюрки, были в Крыму, Астрахани, Казани. Это такая тема, которую лучше башкирам не трогать. Это история давняя, когда башкиры пытаются татар обашкирить. Я не знаю, что это за политика. Есть масса документов, которые говорят о том, где татары и [где] башкиры», — подчеркнул он.

Рафаэль Хакимов: «В Актанышском районе, конечно, живут татары, а не башкиры. Гирей – это точно татарский род. Тем более, Гиреи, тюрки были в Крыму, Астрахани, Казани. Это такая тема, которую лучше башкирам не трогать». Фото prav.tatarstan.ru

Вместе с тем Хакимов исследование «Гирей» башкирских авторов назвал качественным, но добавил, что работа касается не башкир, а татар. Кроме того, он озвучил и свое уже ранее заявленное мнение, что башкирский язык является лишь говором татар. И все доводы можно будет прочитать в книге «История татар Приуралья», которую скоро выпустит его Институт истории. «Думаю, возникнет много вопросов, обсуждений. И можно будет сказать, что на самом деле было в истории. Все в книге — на основе документов. Если в двух словах, то башкиры — это отатарившиеся угры», — заявил он.

Историк не исключает, что в Уфе этот труд и высказанные им мысли могут не принять. А каждый его приезд в столицу Башкортостана сопровождается некоторым напряжением. «Я и так в Башкирии персона нон грата. При Рахимове, как только узнавали, что я в Башкирии, сразу меня приводили к нему. Он меня размещал в таких хоромах, куда никто не мог добраться. Делали так, чтобы я общался только с президентом, ограждая меня от остального общества. Я не обижаюсь на него. Сейчас уже меня так не ограждают от общественности в Башкирии. Но до сих пор очень нервно реагируют на мое появление. Стараюсь нечасто там бывать… Там в Уфе Татарское дворянское собрание неплохое, с ними у меня проходили встречи. Меня, кстати, тоже в дворяне приняли, поэтому могу поехать и по линии Романовых», — шутит Хакимов.

А что скажет башкирская пресса

Интересно, что актанышская история уже попала в башкирскую прессу. В пятницу вечером уфимская электронная газета Proufu, контролируемая и финансируемая семьей первого президента Башкирии Муртазы Рахимова, выпустила материал с говорящим заголовком «Между Башкирией и Татарией разгорается скандал».

В свою очередь считаем, что историю с сорванным «Шежере-байрам» можно списать на чреду недоразумений, и, скорее всего, в ближайшее время местные власти урегулируют некрасивую ситуацию. Ведь, как известно, с приходом в Башкортостане нового руководства в лице Рустэма Хамитова Татарстану удалось найти общий язык с соседями и сгладить иногда выпиравшие острые углы.

Тимур Рахматуллин, фото предоставлены Радиком Бахтиевым
Хакимов Рафаэль Сибгатович

Новости партнеров

комментарии 120

комментарии

  • Анонимно 16 июл
    обашкирить - новый популярный термин
    Ответить
  • Анонимно 16 июл
    Как часто слышу: "А как хорошо всё начиналось"... почему то, что сначала гладко идёт, так часто в итоге не складывается или заканчивается откровенно плохо?
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Провокация чистой воды.
    Ответить
  • Анонимно 16 июл
    Ну что за женщины? Не удивлюсь, если это с их подачи каша заварилась
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    При чем здесь женщины?
    Ответить
  • Анонимно 16 июл
    очень некрасивая ситуация
    Ответить
  • Анонимно 16 июл
    правильно, надо было на татарском само собой добавить текст
    Ответить
  • Анонимно 16 июл
    Во первых Тимуру Рахматуллину надо наконец-то уяснить, что в Башкортостане татар больше, чем башкир. Хотя половина татар записаны башкирами. Если об этом заявляют известнейшие ученые Рафаэль Хакимов и Юлай Шамиль-оглы (профессор Висконсинского университета,США), если выпущенный Институтом Истории АН РТ фундаментальный труд по истории татар гласит об этом, то публикация Рахматуллина с невинными вопросами и публикациями о каком-то Бахтиеве есть провокация, есть возбуждение , задевающих достоинство татар. Слишком много нас, татар Башкортостана, унижают в Башкортостане. Ничего не стесняются. Теперь грубейшим образом вторгаются в святая-святых татар Актанышского района, превращая хана Гирея и его потомков а башкир.
    Ответить
    Анонимно 16 июл
    Не в Башкортостане, а в Башкирии, как они сами свою землю и называют. Да и так они уж "сатлык яннар". Гордятся тем, что первыми прибежали присягнуть московскому хану.
    Ответить
    Анонимно 16 июл
    Он же сам активно башкирскую сторону продвигает этот автор.
    Ответить
    Анонимно 16 июл
    По-моему, как раз наоборот: представил и сторону башкир, и ответ татар. Хватит искать подвохи везде!
    Ответить
    Анонимно 20 июл
    у меня мать и отец татары а я почему то башкир, я через суд хочу это докозать что я татарин
    Ответить
    Анонимно 20 июл
    Рахимов мутит воду однако, есть работа на год на ФСБ
    Ответить
  • Анонимно 16 июл
    Ак калфак - это ж не вполне нормальные люди
    Ответить
    Анонимно 16 июл
    Правильно все сделали.Надо татарам защищать свои права.Почитайте комментарии некоторых башкир,это ужас какой то.Экстремизм полный.
    Ответить
    Анонимно 16 июл
    И почитайте, что в интернетах пишут татары о башкирах. Вот где экстремизм.
    Ответить
  • Анонимно 16 июл
    Шикарная статья!
    Ответить
    Анонимно 16 июл
    плюсую
    Ответить
  • Анонимно 16 июл
    Не понимаю, что делить-то? Надо с уважением относиться к любому народу, а тем более к тем, с кем у вас общие корни и культурные ценности.
    Ответить
  • Анонимно 16 июл
    Маразм крепчает! Вот Хакимову со своими научными изысканиями молчать бы лучше.
    Ответить
    Анонимно 16 июл
    лучше родителям по дому помоги, хоть какая польза, теоретик диванный
    Ответить
  • Анонимно 16 июл
    Может кому-то покажется интересным сайт Генеалогия и архивы Уфаген http://ufagen.ru/ Правда движение на нем сейчас вроде нет. В свое время я нашел там много интересной исторической информации, например когда татары стали пить)))) и как часто значение слова мусульманин соответствует нравственности тех, кто себя таковыми считает)
    Ответить
  • Анонимно 16 июл
    вот в Турции все по-взрослому... но тоже скандал между тюрками
    Ответить
    Анонимно 16 июл
    Дружба и только дружба
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Правильно!
    Ответить
  • Анонимно 16 июл
    Башкиры вообще берега начали путать! Все кругом для них башкирское, татар половину переписали башкирами у себя, так называемом "Башкортостане", сейчас руки тянут уже и на Татарстан. Этого "историка" Хамидуллина, татарофоба, вообще на пушечный выстрел нельзя допускать к Татарстану, послушали бы что он несет по телеведению, какие помои льет на татар...
    А таблички? В Башкирии все таблички и знаки на башкирском и русском, в том числе и видным татарским деятелям. С какой стати в Татарстане они должны быть на башкирском?
    Я считаю, что ситуация изначально была просчитана, изначально был расчет на подобные действия Татарстана, чтобы раздуть скандал...
    Ответить
    Анонимно 16 июл
    На могилах теперь нельзя писать на родном языке усопшего? Вы в своем уме? Давайте тогда снесем все надписи, которые написаны на арабском на надгробных плитах. Некошерно ведь! И башкирам этот скандал был нужен меньше всего. Оттого они и отказались приезжать официальной делегацией. А Байрамова, Идрисова и их подружки уже прославились своими выходками против всего русского. Теперь набросились на башкир.
    Нам, русским, вообще непонятно, чего вы деретесь. Тем более, если считаете, что вы один народ. Башкиры - это не бандеровцы. Очень много знакомых среди башкир - очень приятные люди.
    Ответить
    Анонимно 18 июл
    Вам, русским, не понять... Как нам не понять отношения русских и хохлов...
    Ответить
    Анонимно 18 июл
    куда уж нам
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    А вы знаете на каком языке говорили усопшие? К вашему сведению это был татарский язык.
    Ответить
    Анонимно 16 июл
    да, в самих надписях уже крылась провокация. трудно было на татарском языке добавить текст?
    Ответить
    Анонимно 16 июл
    Там практически тот же самый текст на татарском, разве что пара буковок башкирски. Из-за этого надо то же самое повторять? Тем более башкирам?
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Не добавить, а написать на татарском и только на татарском.
    Ответить
    Анонимно 16 июл
    Просто позор организаторам!!!!
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Вы правы.
    Ответить
  • Анонимно 16 июл
    Рафаиль Хакимов, cам ты - угр, отюреченный. Мнение Российской Академии Наук (РАН), .
    Ответить
  • Анонимно 16 июл
    бред бредом погоняет - вот и вся ситуация....
    Ответить
  • Анонимно 16 июл
    Ну кто опять вставляет клин между татарами и башкирами? Что за дела творятся? И организаторов, и вот этих татарских националистов-провокаторов гнать надо ото всюду!
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Причем здесь татарские националисты? род гэрэ это 100% татарский род происходящий из сословия вотчинников на территории современной Башкирии.
    Ответить
  • Анонимно 16 июл
    Поймите, так называемая историческая наука Татарстана считается наукой только в рамках административных границ Татарстана. В академических кругах России и Зарубежья уже давно никто ее всерьез не воспринимает. Я имею в виду, в первую очередь, таких авторов, как М.Ахметзянов, Д.Исхаков, Р.Хакимов, Амирханов и др. Есть, правда, исследователи, которых можно назвать исследователями, например, И.Гилязов. Все остальное либо фольк-хистори, либо тексты, направленные на обслуживание концепта "единой татарской нации", но это уже к науке не имеет никакого отношения. Что касается рода Гирей, о котором идет речь, то тут некоторые комментаторы путают чинигизидскую династию крымских ханов-Гиреев и род собственно род Гирей (Гэрэ, Кереит). В книге С.Хамидуллина рассказывает о последнем. Подразделение Гирей (Кирей, Киреит) имеется в родовой номенклатуре башкир, ногайцев, казахов, но не у казанских татар, у которых, как оседлого и земледельческого народа, вообще не было родовой структуры. Об этом говорят все данные этнографии. Но, похоже, для Рафаэля Хакимова подобной науки не существует. Когда об истории рассуждают воинствующие дилетанты, тогда говорить не о чем...
    Ответить
    Анонимно 18 июл
    поддерживаю полностью!
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Ахметзянов (хранитель древних рукописей татарского народа) и Исхаков это самые авторитетные ученые, и не надо наводить тень на плетень. Тут вы правы крымская династия гиреев не имеет отношения к роду гирей, но возможно у них общая история происхождения имени гирей, тут нужны дополнительные исследования, так что не все так однозначно. А здесь вы не правы, наши татарские гиреи не имеют ни какого отношения к монгольским кереитам. А татары разве бывают только казанскими? Род гирей происходит из ногайских татар. Здесь вы подменяете понятия, кого вы имеете в виду под казанскими татарами, ныне живущих либо тех кто жил на этой территории в период образования Казанского ханства? Предки ныне живущих Казанских татар (по крайней мере к востоку от Казани) имели родовую структуру, но она бы уничтожена после 1552 года, и это был оседлый и земледельческий народ.
    Ответить
  • Анонимно 16 июл
    Какая возмутительная и одновременно грустная история
    Ответить
  • Анонимно 17 июл
    Дааа. Мутины замутили :).
    Люди, мы все люди - человеки. Всевышний придумал деление на разные народы и нации для разнообразия менталитета, культуры и быта. А не для раздора, соперничества и бахвальства.
    Да, есть неувязки как в истории, так и в современных отношениях двух народов. Но, это же не дает нам право друг друга унижать и оскорблять, тем более используя научно-исторические гипотезы. Вроде, как бы, гораздо интересней, приятней и плодотворнее сообща и совместно решать проблематику наших взаимоотношений.
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Мутины здесь не при чем. В остальном вы правы.
    Ответить
  • Анонимно 17 июл
    вот про кого говорят: фома не помнящий родства. в актанышском и мензелинском районах люди забыли, что когда-то их предки были башкирами. многие свои рода не помнят. вообще, это болезнь многих сегодняшних татар. башкиры еще сохраняют память, хотя их тоже пытались заставить забыть свои корни, отатарить, крестить или осоветить. кроме башкир, наверное, только на кавказе люди еще знают, из каких они произошли родов, тейпов. печально просто!
    и почему-то татары в башкирии забывают, что их предки (мишари) спасались у башкир от крещения и невыносимых налогов. как спасались у башкир марийцы и удмурты, которые, в отличие от своих сородичей в других регионах, сумели сохранить лучше свою культуру, верования, традиции. башкиры радушно принимали у себя и беглых крестьян, староверов.
    и, наверное, они единственные в поволжье и на урале, кто поднимался на восстания против произвола царских властей. и лишь только изредка их поддерживали такие яркие мишари, как кинзя арсланов и батырша галиев.
    Ответить
    Анонимно 17 июл
    Небольшая ошибка: Кинзя Арсланов - не мишар, а башкирский старшина Бушамн-Кыпчакской волости, то есть башкир-кыпчак. Мишарами были пугачевские полковники и соратники Салавата Юлаева - Канзафар Усаев и Бахтияр Канкаев.
    Ответить
    Анонимно 17 июл
    мишари не спасались у башкир от крещения, их туда поставили контролировать местное население. Не надо пуать мишар и население казанского ханства. Мишари были так называемыми служилыми татарами, они несли военную службу и им за это давали землю.
    Ответить
    Анонимно 18 июл
    не все знают историю своей земли!
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    99,9% вообще не знают историю, поэтому такие жаркие дискуссии.
    Ответить
    Анонимно 18 июл
    И первыми побежали на поклон к русским...
    Ответить
    Анонимно 18 июл
    Вообще-то не побежали первыми. Да и то, только часть родов, когда уже деваться было некуда - либо совсем исчезнуть из истории, либо хоть как-то жить, хоть под русским царем. И при этом выторговали себе довольно выгодные условия. Остальные башкиры, кстати, еще долго сопротивлялись. И после присоединения башкирских земель местные постоянно поднимали восстания, потому что условия договора Москвой все время нарушались.
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Ни кто ни куда не бежал, это была практика того времени. Они присягали на верность победившему сюзерену, так было во все времена.
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Фома здесь ни при чем. В Актанышском и Мензелинском районах люди помнят что их предки были татарами, в сословии башкирцев вотчинников, то есть хозяев земель на территории сегодня входящей в Башкирию. И болезнь тут не при чем. Башкир ни когда не пытались "отатарить", наоборот, многие рода проживающие на территории Башкирии были "обашкирины" (выражаясь в вашей терминологии) в период 17-19 веков, царской администрацией (если обобщить). Во первых в Башкирии живут не только пришлые татары но и татарские рода вотчинников, то есть хозяев земель на территории Башкирии, которые не забыли свою этническую принадлежность. Во вторых мишари оказались на территории Башкирии в основном или как беженцы или как служилое сословие, в первом случае они переселялись не к башкирам так как в то время не было разделения на башкир и татар, а были сословия башкирцев вотчинников, то есть хозяев земель и пришлых то есть тептярей. Они переселялись прежде всего к своим единоверцем, только и всего.
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    Респект башкирам,за свой счет решили поставить памятник, напомнили тем же самым татарам о знаменитом их же предке,ан нет все им неймется, все кичатся, а зачем? Да игнор им полнейший устроить, и пусть себе вырождаются в отдельно взятой территории,так сказать применить санкции, ато начнуть отделяться, нам "дыры" не нужны...
    Ответить
  • Анонимно 17 июл
    Пещерный национализм с обоих сторон. Татары из башкирии, переехавшие в Татарстан, действительно ощутили на себе пещерный национализм в годы правления рахимова. Но это же не означает, что это нужно копировать. Но то что сделали в актаныше - это позор. Попрать правила гостеприимства, позвать в гости, а потом выгнать гостя и вернуть его подарки это что-то . это в культуре многих народов великое оскорбление... Иногда ощущение, что для националистов с обоих сторон ислам - это не путь к Аллаху, а этакая татарская/башкирская религия. Не боитесь вы проклятия Всевышнего за нарушение правил гостеприимства и нарушение прав соседа?! Если у власти есть мозги, то позовет гостей обратно, извинится , повесит эти таблички на трёх языках и устроят байрам. Байрамы у нас умеют делать)
    Ответить
    Анонимно 18 июл
    Обратите внимание, что среди тех, кто готовил этот конфликт и возмущался приездом башкир, носят платочки, вроде, такие мусульмане практикующие. Но они бросают такие фразы и выкидывают такие вещи, что диву даешься. Позорят татарский народ, позорят Ислам!
    Ответить
    Анонимно 18 июл
    согласны!
    Ответить
    Анонимно 18 июл
    Чем позорят?
    Ответить
    Анонимно 18 июл
    своими выходками и фразочками
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    При чем здесь ислам? Не надо путать. Здесь мы имеем дело с осознанным и продуманным действием, под которое выделены деньги, чтобы всех татар предки которых были в сословии башкирцев вотчинников записать башкирами, вот и все.
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    С точностью до наоборот: огромные деньги выделяются на отатаривание башкир! На западе Башкортостана татарские организации действуют очень активно, одурманивая народ. Башкиры давно считают себя татарами. Татарская нация как самая молодая действует так же, как молодёжь: агрессивно и нахраписто.
    Ответить
    Анонимно 18 июл
    Байрамова умеет бурю в стакане поднимать
    Ответить
  • Анонимно 18 июл
    Полный неадекватинг
    Ответить
  • Анонимно 18 июл
    Я ,как представитель рода Мутиных, заявляю, что данный род является татарским по всем параметрам: этническим, историческим, мировозренческим, и т.д. Род восходит к роду хана Гирея. Деревни Такталачук и Бурсук (Гареевская волость, Мензелинский уезд). основаны крымскими татарами, которые пришли с ханом Сафой Гиреем из Крыма в Казань примерно в 1535 году.
    Также все население Актанышского района знает, что они все татары.
    А во всех татарах есть кровь Чингиз хана в результате естественного размножения.
    Также надо учесть, что со времен Ивана Грозного татары были разбиты на:
    перешедших в христианство, кряшен, служивых татар-башкир, типтярей, мишар, ногайцев и т.д.
    Ответить
    Анонимно 18 июл
    не могли бы Вы связаться с редакцией, нам было интересно сделать с вами интервью. Контакты
    Тел.: +7 (843) 222 90 80
    e-mail: info@realnoevremya.ru
    Ответить
    Анонимно 18 июл
    вы думаете, что это действительно кто-то из рода Мутиных написал? какой-нибудь последыш Хакимова тут анонимно пишет
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    При чем здесь из рода Мутиных или нет? Например я потомок Гарей хана, и прабабушка у меня Мутина, и что из этого? Главное знать историю своего рода.
    Ответить
    Анонимно 18 июл
    +++++++++++
    Ответить
    Анонимно 18 июл
    Этот же Бахтиев тоже из рода Мутиных. И говорит, что он башкир. Кому верить? Человеку, который от своего имени дает комментарии, или тому, кто пишет анонимно?
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Дело в том как интерпретировать свою национальную принадлежность, либо к предкам татарам, либо к сословной принадлежности башкирцев вотчинников.
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    Башкиры-вотчинники - не сословие, а древняя нация. Это тептяри, которые являются сословием и состоят из множества национальностей, сейчас считаются татарами.
    Ответить
    Анонимно 18 июл
    Семья Мутиных происходит из башкирского рода Гирей. А род Гирей - это не крымские Гиреи, как думают некоторые. Крымская династия является Чингизидами, т.е. потомками Чингиз-хана. Сам Чингиз-хан долгое время боролся с ханом тюрко-монгольского племени Кереит (Кирей, Гирей) Тогрулом по прозвищу Ван-хан за гегемонию в Монголии. Когда они были союзниками, монголы и кереиты вместе истребили татар, жившим у озера Буир-Нур в Восточной Монголии. Отмороженные "марджанисты" пытаются теперь связать татар Поволжья, принявших данный этноним только в начале 20 века с татарами Монголии. Так что крымские Гиреи (Чингизиды) и род Гирей (Кирей, Кереит) абсолютно разные вещи. Прежде чем писать всякую чушь, посмотрите хотя бы Википедию, а еще лучше почитайте историческую литературу.
    Ответить
    Анонимно 18 июл
    Итак, аноним от 16:12 признает, что род Гиреев из Крыма является чингизидами.
    Также он не может отрицать общеизвестный факт , что Сафа Гирей (1510-1549; родился в Бахчисарае;убит в Казани) стал ханом Казанского ханства , придя из Крыма. В Казани Сафа Гирей занял ханский престол в 1524 году в 13 летнем возрасте вместо своего дяди Сахиба Гирея. В 1531 году был изгнан казанской знатью. В 1535 году Сафа Гирей вернул себе ханский престол при помощи крымских войск. Эти его доблестные крымские подданные обосновались в Казанском ханстве, выбрав себе благодатное место-место слияния Ак Идели и Чулмана (Камы). Так образовалась Гареевская (Гиреев волость
    Ответить
    Анонимно 18 июл
    Продолжаю (сорвалось).
    Мне и нашей многочисленной родне было известно, что знатный род Мутиных имеет к нам отношение через мою дорогую бабушку Шамсикамал, которая была Мутиной, которая была матерью моего отца и родилась в Такталачуке, и которая после женитьбы переехала в Бурсук, и которая вырастила 6 детей в жестокий период гражданской войны, репрессий кулаков и Отечественной войны ( 3 сына воевали в Отечественной войне).
    Мой сын заинтересовался родословной и провел исследование по Y-хромосоме генома у пятерых жителей -мужчин Такталачука и Бурсука, двое из которых имели фамилию Мутин, но уже не близкая родня.
    Исследование показало принадлежность всех к одному предку, т.е. геномы практически не отличались. При этом исследование показало, что линия происхождения идет к викингам, датчанам. Ведь известно, что викинги доходили до Крыма, Черного моря.
    Сомнений у себя и у своих сородичей: что мы-татары - у нас никогда не могло быть и без всяких исследований геномов. Если у меня отец -работал объезчиком в лесничестве- утром садился в запряженную телегу ( рядом, бывало, садился я) , затем объезжал до вечера лесные угодья, и почти не прекращая пел татарские песни, то разве он мог быть не татарином. В него впитались века и века татарской культуры. Надеюсь, и в нас.
    Давать какие-то интервью не хочу. Считаю, вопросы происхождения и истории татар установлены четко и ясно на все времена трудами Гумилева, Хакимова и других ученых-историков, создавших 7-томник Истории татар, также великолепными книгами писателей Еникеева, Бухараева и др.

    Ответить
    Анонимно 18 июл
    Гумилев к этому семитомнику Хакимова точно никакого отношения не имеет. Хоть они в Институте истории и прикрываются его громким именем.
    Ответить
    Анонимно 18 июл
    Добавим: трудами американского ученого Юлая Шамиль-оглу.
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Семья Мутиных происходит из Ногайских татар года гэрэ. Гэрэ и Кереиты это совершенно разные рода, в Википедии написаны устаревшие данные. Гэрэ приняли свое имя не в 20 веке, оно идет по крайней мере с 14 века, но я предполагаю что это имя появилось в 13 веке.
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    При чем здесь Крымские Гиреи? К роду гэрэ они не имеют ни какого отношения, возможно название имеет общие литовские корни, но это надо еще доказать.
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Вы правы гэрэ татары.
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Род гэрэ являются потомками Датских викингов.
    Ответить
    Анонимно 22 июл
    Здравствуйте! Рад с вами познакомится! Передавайте привет вашему сыну Р! Также можете сообщит ему что нас татар Гиреев, его и меня, упомянули как: "особенно следует отметит исследования......." в новой книге о роде Гирей Уфимские авторы, что меня удивило. Всего вам хорошего!
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    Странно по крайней мере: АМЕРИКАНСКИЙ ШАМИЛЬ ОГЛУ
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Вне всякого сомнения гэрэ это татарский род. И восходит он не только к Аувал Баба Гарей хану, могу сказать что среди ныне живущих гиреев есть несколько "ветвей" которые имеют общего предка, приблизительно, до 2500 лет назад. Пришли ли они с Крыма или с Азовского моря (либо с остановкой на территории Татарстана) это еще предстоит выяснить. А пришли на территорию Поволжско-Уральского региона в 1380-х годах. Пока под вопросом есть ли у гэрэ гены Чингиз хана, возможно да, по женской линии.
    Ответить
  • Анонимно 18 июл
    Башкирам мешают развиваться татары РБ
    Ответить
    Анонимно 18 июл
    Еще один провокатор
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    Я согласна с Вами: действительно мешают, путают всё.
    Ответить
  • Анонимно 18 июл
    Даже удивительно, как в БО такую классную тему упустили, хотя анонсировали. А РВ не прошли мимо, умело подхватили и описали конфликт.
    Ответить
    Анонимно 18 июл
    про особую роль БО в этом конфликте можно навести справки)
    Ответить
    Анонимно 18 июл
    А в чем их роль? Они подстрекали что ли?
    Ответить
  • Анонимно 18 июл
    В научной среде Москвы, Питера и Киева (особенно среди гуманитариев) это уже своеобразный мем - казанские (татарстанские) ученые. По смыслу - примерно как британские.
    Ответить
  • Анонимно 18 июл
    Нашли кого принимать-Хамидуллина С(видного "башиста"). Надо в ответ в кармаскалах памятник Сахиб-Гараю открыть с надписями на татарском языке.
    Ответить
    Анонимно 18 июл
    В Башкортостане немало памятников на татарском языке (не на башкирском). "Ответов" там целый воз.
    Ответить
    Анонимно 20 июл
    В Башкортостане татарский язык должен быть государственным.
    Ответить
    Анонимно 20 июл
    Зачем.
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Однозначно!
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    В татарии башкирский должен быть государственным однозначно! Татары хотите говорить на родном языке,слышать только родную речь, видеть надписи на родном языке, велком ин татария!
    Ответить
  • Анонимно 18 июл
    У дамочек и здешних комментаторов обострение что ли?
    Ответить
  • Анонимно 19 июл
    Во-первых- башкиры- это иштяки.
    Во-вторых- население приграничных районов Татарстана и Башкортостана- это исконные татары. Что подтверждается 1 и 2 ревизиями.
    Руслан Шакиров
    Ответить
    Анонимно 19 июл
    Иштяки - это лишь часть башкир, да будет вам известно Руслан Шакиров. И именно те, что жили за Уральским хребтом (восточная часть Башкирии, Челябинская и Курганская области). А башкирские селения сохранились и в Самарской области. В Татарстане только они стали татарами ввиду языкового сходства. И говорить, что население приграничный районов - сплошь татары - дилетантизм.
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    В том то и дело что иштяки это и есть древние и настоящие башкиры, все остальные ныне называющие себя башкирами это потомки золотоордынских татар пришедших на территорию Башкирии и легкой руки Российских царей ставших с начало сословием башкирцев вотчинников, а затем принявших сословную принадлежность как национальность. Ныне живущие башкиры не только приграничных с Татарстаном районов, но и всей центральной, северной, западной Башкирии имеют своими предками татар. Исконных башкирских племен в Башкирии , из примерно 42 племен, только семь.
    Ответить
    Анонимно 19 июл
    иштяки - ништяки)))
    Ответить
  • Анонимно 19 июл
    у них проуфу, а у нас есть проказань. только рахимовыми она не контролируется
    Ответить
  • Анонимно 20 июл
    У нас в Татарстане впрочем если чтят и помнят какого то деятеля, какой бы национальности он не был, ставят просто памятные доски где он трудился, или вполне мирно ездят туда, где находится его могила, и возложат цветы...
    Ответить
  • Анонимно 20 июл
    Татары и башкиры - культура ,религия - одна, с одного языка на другой переводчик тоже не нужен. Две ветви тюркского древа. Дядя Вася из д. Пупкино.
    Ответить
  • Анонимно 20 июл
    Как уже говорилось, современный татарский язык образовался в результате языковой экспансии, шедшей в Среднее Поволжье из тюркской степи – Ногайской Орды, Крыма, Башкирии. Не случайно, Мухаммед-Салим Уметбаев (1841-1907 гг.) писал: «…татар теле боронғо джағатай вә истәк (башҡорт) халҡлары телендән килгән телдер... Бу тел илә сөйләшкән халаиҡлар үзләре төрки тел диб әйтәләр. Истәк йәғни башҡорт ҡәдимдә бу тел илә сөйләшкәнгә дәлил «Ҡысас Рабғызи» вә «Әбү-л-Ғази» вә «Бабур намә» китаплары... Бу телгә ғам исм төрки диб әйтүлә» (Перевод: «...татарский язык происходит из языка древних народов джагатай и истяк (башкир)...Народы, говорящие на этом языке, сами называют его языком тюрки. Доказательством того, что древние башкиры разговаривали на этом языке, являются книги «Кысас Рабгузи», «Абу-л-Гази», «Бабур-намэ»…Общенародное название этого языка – «тюрки») [73]. Не случайно, ‘Арифуллах Кииков давал языку тюрки определение «тач башкортча» («чисто башкирский») [74].
    Ответить
  • Анонимно 21 июл
    Не надо ломать копья по пустому. Выше много было сказано здравого, но есть и провокаторы.
    Конечно нельзя гостя - кунакны обижать . Это и грех по мусульманским канонам. Но с другой стороны есть поговорка: "кунак булсан, тыйнак бул" (если гость то будь сдержанным, воспитанным наконец). Поэтому это не делает чести обеим сторонам: и гостям, и принимающим.
    Конечно повальное переписывание в башкиры проживающих в Башкортостане татар этому подливает масло. Кстати, я сам выходец из Башкортостана из Караидельского района. Перепись которая состоялась ещё в далекие восьмидесятые (1980г.) дала старт этому негативному процессу. Пример из жизни родственников Мелеузовского района: В семье старшая дочь после окончания школы уехала в город учиться, в это время прошла перепись, вот их семью всех (родителей и младших сестер и братьев) в переписи и в документах (в последующем выданных паспортах) указали - башкиры. Так целыми деревнями. Потом при Рахимове, в открытую боролись с татарами, как говорится: "рассказать вечера не хватит".
    Но тем не менее не надо опускаться до уровня провокаторов и во все горло орать только об этом. Надо извлекать уроки из этих печальных историй и помнить нас объединяет многое, этого больше и гораздо ценнее.
    Ответить
    Анонимно 21 июл
    Вы правы. Так исторически сложилось что единый народ который сложился во времена Золотой орды, с общим языком, религией, традициями, итд, распался на несколько народов, так многократно бывало в истории. Главное надо помнить мы и башкиры и татары самые близкие на этой земле друг другу народы, надо находить общий язык, жить в мире и согласии.
    Ответить
    Анонимно 24 июл
    Врете, было как раз все наоборот!
    Ответить
    Анонимно 25 июл
    Аргументируй умник свои слова, где я соврал? Можно документами даже подтвердить.
    Научились писать это хорошо, осталось ещё научиться нормально общаться, по человечески. Ничем не подкрепленная фраза: "Врете, все было наоборот" это словоблудие никчемного.
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    Я сама наполовину башкирка по матери, по отцу - мишарка. Я очень хорошо изучила род матери, т.к. нашла в гос. архиве ревизские сказки, в которых мои предки по матери были записаны башкирами. А в сельхоз. переписи 1917 г. они все поголовно почему-то стали тептярями. До революции вся деревня была населена башкирами, после революции почему-то они перестали ими быть. Но в похозяйственных книгах 1939-1950 годов, записанных со слов домохзяев, мой дед и его дети записаны башкирами.
    Ответить
  • Анонимно 21 июл
    Ребята,давайте жить дружно?
    Ответить
  • Анонимно 21 июл
    давай.
    Ответить
  • Анонимно 21 июл
    Исторический путь рода Гэрэ Хронология http://my-files.ru/2dpie5
    Ответить
  • Анонимно 25 июл
    Глупость какая. Одни провоцируют скандалы, а другие, в т.ч. журналисты, разжигают.
    Ответить
  • Анонимно 15 авг
    Великий Махмуд Кажгари ещё в 1072 году в упоминал только о башкирах! О каких-то татарах Он ничего не знал!
    Ответить
    Анонимно 26 дек
    Махмуд Кашкари из города Кашкар .Китап,,Дивани Лугэтт Эт Турк,,
    Если бы наши предки услышали бы наши споры о своем величии,понадовали бы нам оплеух, чем мы кичимся авторитетом наших предков,а что мы делаем чтобы сохранить историю,язык,культуру,кстати у Уйгуров знаменитости ставили после имени название городов откуда они. родом,как Кашкари,Баласагуни,Турпани,и т.д.
    Ответить
  • Анонимно 15 авг
    Великий Махмуд Кажгари ещё в 1072 году в упоминал о башкирах, а о каких-то татарах Он ничего не знал!
    Ответить
    Анонимно 31 авг
    зато о булгарах тогда знали многие.
    Ответить
    Анонимно 07 окт
    А булгары на каком языке разговаривали?
    Булгарский язык известен лишь по надгробным плитам - эпитафиям. А написаны они все, за исключение одного единственного, на языке похожим на чувашский. Значит после монгольского завоевания произошла смена языка. На башкироподобный.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии