Новости раздела

«Актанышская битва» надмогильных табличек завершилась трехъязычием в отдельно взятой деревне Татарстана

Власти республики урегулировали конфликт между татарскими и башкирскими общественниками в селе потомков крымских ханов, найдя соломоново решение

В публичной дискуссии общественников из двух братских республик вокруг установки в далекой актанышской деревне памятных табличек на мемориале татаро-башкирских деятелей из рода Мутиных поставлена точка. Как стало известно «Реальному времени», у местных властей хватило мудрости вмешаться в некрасивую ситуацию и предложить соломоново решение: свинченные таблички, которые были привезены гостями из Башкирии, будут установлены вместе с табличками на татарском языке. Подробности — в материале нашего корреспондента.

Как все начиналось

Разразившийся на прошлой неделе татаро-башкирский конфликт вокруг памятных табличек на могилах представителей рода Мутиных, который некоторые башкирские СМИ пытались представить как конфликт между братскими народами Татарстана и Башкортостана, вынуждены были разруливать местные власти.

Как сообщало «Реальное время» ранее, на прошлой неделе произошел неприятный инцидент в деревне Такталачук Актанышского района. В селении проходил праздник «Шежере-байрам», посвященный выдающимся представителям рода Мутиных: Темиру Мутину (старшине Гирейской волости, воевавшему за Россию во время Семилетней войны) и двум его потомкам — башкирскому общественному деятелю, одному из основателей Башкирской АССР Ильдархану Мутину и его брату, татарскому актеру-трагику Мухтару Мутину.

На торжество пригласили делегатов из Башкирии в составе родственников этих деятелей и видных башкирских историков и филологов. Планировалось, что гости из братской республики проведут презентацию книги «Гирей», установят «Юрту дружбы» и откроют таблички трем Мутиным.

В преддверии празднования в социальных сетях некоторые пользователи выразили свое недовольство установкой мемориалов на башкирском языке и приездом башкирского историка и телеведущего Салавата Хамидуллина. Часть общественности восприняла этот частный визит как «разведку боем» в деле «башкиризации» приграничных районов Татарстана.

К конфликту подключились некоторые общественники. В итоге уфимским ученым позвонили и посоветовали не приезжать, чтобы не вызывать у некоторых местных жителей раздражение. Однако родственник Мутиных Радик Бахтиев, один из инициаторов мероприятия, все же приехал с тремя помощниками. Накануне празднования он вместе с жителями деревни поставил привезенные постаменты и три таблички (изготовленные в Башкирии). А наутро глава сельского поселения вернул ему две из них, которые содержали текст лишь на русском и башкирском языках. Надпись, сделанную на татарском, о Мухтаре Мутине не тронули.

Не позволили ему и установить «Юрту дружбы», и он со своим «кучтаначем» отправился обратно в Нефтекамск.

Звонок главы администрации

Как сообщил «Реальному времени» Бахтиев, после публикации нашего материала ему позвонил глава администрации Актанышского района Фаил Камаев и предложил приехать, чтобы обсудить этот инцидент.

— У меня машина была в сервисе после поездок в Татарстан, что я ему и сообщил. Тогда глава пообещал камни обратно поставить. Я ответил: пусть приезжают и забирают. Приехала Дилярия (Гайсина — библиотекарь Такталачука, организатор мероприятия, — прим. ред.) с главой Такталачука Радис абыем. Они сказали, что им запретили разговаривать насчет этого с кем-то, фотографии давать, — рассказал Радик Бахтиев.

Он передал такталачукцам таблички, копии афиш на татарском языке, анонсирующих выступления Мухтара Мутина в Уфе, и шежере (родословную, — прим. ред.) рода Мутиных. Подарки должны попасть в фонды местного музея и библиотеки.

— Никто ничего не говорит, откуда была инициатива по сносу табличек. Глава района сказал, что был не в курсе по этому случаю. Не думаю, что теперь кто-то признается, что это была его инициатива, — добавил он.

«Конфликт исчерпан»

По словам заместителя руководителя по социальным вопросам исполкома Актанышского района Ойгуль Мирзашариповой, против сноса табличек на башкирском языке никто не выступал, «просто это не было согласовано».

— Мы не сносили памятники, а, наоборот, хотели установить. Просто представители Башкортостана привезли таблички только на русском и башкирском языках. Видимо, они посчитали, что хватит и на этих языках, — прокомментировала она «Реальному времени».

Также чиновница сообщила, что в течение недели мемориалы на башкирском и русском языках вернутся на положенное место, а рядом будут установлены и татарские. Сейчас в Актанышском районе заказали изготовление табличек на татарском языке.

Отметим, такое предложение высказывали наши читатели в комментариях к публикации.

— Стороны пришли к соглашению. Таблички будут установлены одновременно на каждом постаменте на трех языках. Считаю, конфликт исчерпан, — прокомментировала Мирзашарипова.

Церемонию открытия мемориала, вероятно, проведут в торжественной обстановке.

Бахтиев надеется, что на торжество его снова пригласят и «встретят красиво». И пожелал, чтобы позвали также муллу, который бы помолился там за покойных родственников.

— С камнями недоразумение исправлено, слава Богу. Но некоторый осадок все же остался после происшествия. Как прочитал в одном комментарии после публикации, это будет «хороший урок на будущее».

Отметим, что похожий сценарий примирения общественников двух народов предложили читатели «Реального времени» в комментариях к статье.

Тимур Рахматуллин, фото предоставлены Радиком Бахтиевым

Новости партнеров