Новости раздела

Непутевые заметки: экзамен перед «Аль-Аксой», татарские паломники и вопросы о Басаеве

Путевые заметки о Земле обетованной. Часть 3 (окончание)

Недавно два российских журналиста — Тимур Рахматуллин («Реальное время») и Радик Амиров (МИА «Россия сегодня») — вернулись из Израиля, куда их пригласил Российский культурный центр в Тель-Авиве (Россотрудничество) в качестве экспертов, освещающих жизнь мусульман РФ. Сегодня наш корреспондент завершает цикл путевых заметок с зарубежного путешествия.

Спецпропуск к мусульманской святыне

Иерусалим арабы чаще всего называют Аль-Кудс. И мы с Радиком Амировым («РИА Новости») добрались до того места, куда устремляются многие мусульмане, — «Аль-Акса». Именно в эту сторону были направлены молитвы верующих до того, как пророку Мухаммаду пришло новое откровение и мусульмане стали совершать намаз в направлении Каабы.

Перед входом на храмовую площадь стоят израильские полицейские. Каждый человек проходит через специальный металлоискатель.

— Muslim? — поинтересовался моей конфессиональной принадлежностью сотрудник органов безопасности.

— Yes, — утвердительно ответил я. — From Russia.

— Read Fatiha, — приказал прочитать наизусть первую суру Корана «Открывающая» человек, которого подозвали полицейские. Скорей всего, это какой-то штатный приверженец ислама, если можно так выразиться.

Я начал нараспев читать «Фатиху», вокруг собралось несколько палестинцев и одобрительно похлопали меня по плечу. Миниэкзамен пройден, вход свободен. Удивительно, что к Стене Плача или в Храм Гроба Господня может пройти кто угодно без всяких зачетов.

Некоторых входящих сотрудники просят произнести «Шахадат» (формулу принятия ислама). В общем, израильские полицейские, сами того не осознавая, заставляют принимать мусульманскую веру пришедших. Случайно забредших туристов, не прошедших проверку, разворачивают. Так что им приходится любоваться мусульманскими святынями лишь издалека или по фотографиям.

Расположена «Аль-Акса» на той самой Храмовой горе, которая является отдельным предметом жуткой полемики. В исламе это третья святыня после Каабы (в Мекке) и мечети пророка Мухаммада (в Медине). Если вбить в «Гугле» слово «Аль-Акса», то на картинках в первую очередь выйдет величественная мечеть с золотым куполом. На самом деле, это не совсем «Аль-Акса». У искомой же мечети, которая находится рядом, купол не столь яркий, и этот мусульманский храм несколько ниже. А та, что чаще всего выходит на фотографиях, — мечеть «Купол Скалы» («Куббат ас-Сахра»).

В соцсетях гуляют разные записи и ролики, где любители конспирологии видят в этом еврейскую уловку, мол, специально подменяют мечети. Однако весь архитектурно-строительный комплекс на Храмовой горе (прямоугольной формы), окруженный стенами, куда входят обе мечети, площадь между ними, фонтаны и другие объекты, — все это является «Аль-Акса». Так что называть им оба храма будет тоже правильным, хоть и с некоторой оговоркой.

Ночное перенесение пророка Мухаммада (Исра) было совершено как раз-таки в «Аль-Аксу». И здесь же произошло вознесение посланника Аллаха на небеса (Миградж). Мне посчастливилось побывать на первом этаже здания — в главном зале храма, и на цокольном, который изначально был первым и где теперь находится библиотека и малый молитвенный зал.

Кстати, мы часто в речи употребляем фразеологизм «краеугольный камень». На самом деле, он находится в мечети «Купол Скалы». По некоторым данным, пророк Мухаммад коллективную молитву совершил с другими пророками под Краеугольным камнем (он же Камень основания, Сахра). По сообщениям евреев, здесь же когда-то находилась Святая святых — иудейское священное место. Сам купол изнутри украшен разноцветной мозаикой. А над двумя арочными окнами можно заметить мраморную плиту, на которой видны очертания лица человека в шлеме и с бородой. Согласно исламской традиции, изображение живых существ не разрешается. Но этот узор на камне был изначально, от природы. Как утверждают местные, на плите отображен портрет великого полководца и правителя XII века Салахаддина.

Вот это встреча!

В первую очередь мы, пройдя сквозь полицейских, направились к «Аль-Аксе». И перед входом встретили небольшую группу татарских паломников из Москвы, которую возглавлял зампредседателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов. Наверное, священнослужитель тоже не знаком с фетвами зарубежных шейхов о запрете ездить в Израиль и иметь какие-либо дела с евреями. Что удивительно, с Рушаном хазратом я виделся пару недель назад в российской столице на Гайдаровском форуме. Оказалось, что наши соотечественники были в Аль-Кудсе после совершения умры (малый хадж). Их тур включал посещение Мекки, Медины и Иерусалима.

Мы же рассказали своим землякам о цели своей поездки. К слову, чуть позже заммуфтия и доктор Зеев Ицхар (президент Ассоциации дружбы и сотрудничества граждан Израиля и России) за обедом в арабском кафе Старого города обсудили возможные варианты взаимодействия в направлении «Триалог религий». Глава АДИР поделился с Аббясовым планами о проведении богословской конференции в Иерусалиме с представителями трех авраамических религий и предложил, чтобы СМР тоже поучаствовал в форуме. Как признался позже врач, российскому священнослужителю предложение израильтянина понравилось, но окончательного ответа он не дал. Видимо, должен согласовать с руководством в своем муфтияте.

Благословенная пятница

Один из дней моего пребывания выпадал на пятницу. Я не мог упустить возможность совершить пятничную молитву (джума-намаз) в «Аль-Аксе». К слову, я зашел в общем потоке с палестинцами, и на этот раз меня никто не останавливал и не требовал читать суры. Вероятно, полицейские останавливают только иностранцев, а к арабам более равнодушны. По пути разговорился с упоминаемым в первой части моего повествования Самедом — водителем автобуса. Я поинтересовался у него, какому мазхабу следуют местные палестинцы? Он сначала не понял моего вопроса, хотя я задал, казалось бы, по-английски достаточно четко. Тогда я ему начал перечислять четыре суннитские богословско-правовые школы.

— Ах, ты про это. Да особо не заморачиваемся. Кто как, всех четырех имамов уважаем, — ответил собеседник.

— А есть ли среди вас салафиты и суфии? — интересуюсь я.

— Салафитов-ваххабитов здесь в помине нет. Нам своих неадекватных хватает. Зато я знаю, что у вас чеченцы исповедуют ваххабизм. У них еще главарь Шамиль Басаев.

— Шамиля Басаева, как и многих других боевиков, уже давно нет в живых. А большинство чеченцев следуют шафиитскому мазхабу. Причем Рамзан Кадыров (Самед услышал знакомое имя и закивал головой), например, еще и суфий-кадирит.

— А для меня суфизм — совсем непонятная штука.

Сам джума-намаз прошел довольно непривычно для меня. Во-первых, весь процесс со всеми дополнительными молитвами занял не более получаса. В мечетях Татарстана и Башкирии же порой только одна проповедь (вагаз) может затянуться на час. Во-вторых, имам вещал на чистейшем литературном арабском языке (аль-фусх), а не на местном диалекте, который отличается от языка Корана. Конечно, ни о каких «татарча хотбэлэр» здесь речи не идет, хотя после татарстанских мечетей уже подсознательно ожидаешь «туган тел».

В-третьих, после самого намаза все встали и коллективно прочитали заупокойную молитву (джаназа). Но и это еще не все. Поскольку сюда прибывает немало верующих из других городов Палестины, Израиля и стран, ради них сразу же совершили коллективный послеполуденный намаз (аср), присоединив к пятничной молитве.

Когда народ начал расходиться после намаза, ко мне подошел один пожилой человек и со словами «Пойдем, я тебе кое-что покажу» схватил за руку и повел меня к выходу. Оказался навязавшимся гидом. За полминуты он мне успел только рассказать, что очень беден, у него большая семья и т. д. Я ответил, что еще хочу остаться в мечети и в услугах экскурсовода не нуждаюсь.

Вдруг услышал русскую речь и заметил четырех мужчин. Оказалось, из Грозного прибыли. Выходя, познакомился с интересной парочкой: парень-палестинец Махмуд и девушка-турчанка Марьем. Узнав, что перед ними мусульманин из России, попросили сфотографироваться со мной на их телефон.

Многие почему-то удивлялись, узнав, что в России есть мусульмане. Некоторые лишь слышали опять же о чеченцах (шишани). Когда я говорил, что из Казани, из Татарстана, переспрашивали: «Казахстан, Узбекистан?». Каждый раз приходилось проводить краткий ликбез о многонациональной и многоконфессиональной стране (под названием Россия) и осколках СССР, на которых образовались 15 независимых республик, и Татарстана в их списке нет.

На площади между двумя мечетями опять же навязываются незваные экскурсоводы. Кроме них, кто-то, видя иностранца, может спокойно подойти и потребовать денег (садака), потому что он беден и «мазлюм» (угнетаемый Израилем).

Одна арабская женщина с тремя детьми попросила меня, чтобы я сфотографировал на ее смартфон семью на фоне мечети. Говорила она только по-арабски. Тут же подбежал мальчонка лет 10 и перевел ее просьбу на английский. После того, как я сделал кадры, тот паренек обратился ко мне: «Ten dollars». Я не понял, за что ему должен денег, поскольку не обращался к нему за услугами. Он мне ответил, что он палестинец, обиженный сионистским режимом, и хочет кушать. Я предложил вместе пойти к торговой лавке и купить ему немного еды. Он по неизвестным мне причинам отказался. Вероятно, голод пропал.

Попрошаек после джума-намаза здесь довольно много — и взрослых, и детей, и женщин, и мужчин. Чаще всего давят на то, что они несчастные палестинцы, которых «прессуют» евреи. На поддержку «Хамаса», снятие блокады с Газы или освобождение Палестины почему-то никто не догадался попросить внести взнос. Уверен, они нашли бы свою нишу (но не в моем лице).

Шолом Шаббат

В пятницу где-то после 14.00 все магазины, любые учреждения закрываются. Начинается шаббат, который длится до наступления темноты в субботу. В это время запрещено работать, иудеи должны больше посвящать себя молитвам. Улицы пустеют. Общественный транспорт пропадает. В магазинчиках и кафешках спешно моют полы — надо успеть до захода солнца.

Остаются лишь туристы. Да, фраза из анекдота «У всех шаббат, а у меня четверг» здесь тоже популярна среди светской части евреев. Часть людей остается гулять, особенно молодежь.

Продолжают работать отели и такси. Про лифты, которые сами останавливаются на каждом этаже, я уже говорил. И если хорошо поискать, то можно найти открытые круглосуточные минимаркеты, которые держат выходцы из Таиланда и Филиппин. Продолжают нести службу военные и полицейские. Продолжает работать и аэропорт, включая их сотрудников безопасности, о которой я рассказывал ранее. Именно в субботу мы улетели на родину из «Бен-Гуриона».

Напоследок хочу выразить благодарность своему старшему коллеге, руководителю отдела национальных проектов МИА «Россия сегодня» («РИА Новости») Радику Амирову, директору Российского культурного центра в Тель-Авиве (Россотрудничество) Наталье Якимчук, координатору культурных программ РКЦ Наталье Подольской и всем собеседникам, кто выделил время и дал интервью для «Реального времени». И спасибо читателям нашей интернет-газеты, кто разделил мои впечатления, читая заметки!

1/152
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин

См. также:

Непутевые заметки: еврейские вопросы о татарах и Фишман, мечта о дне Казани и досмотр с пристрастием

Непутевые заметки: розетки по-еврейски, футболки «Свободу Палестине» и присяга у Стены Плача

Тимур Рахматуллин, фото автора

Новости партнеров