Яков Геллер: «Не понимаю, что решили в ЮНЕСКО, я лишь знаю, что на Храмовой горе находился Храм»
Принадлежит ли евреям Храмовая гора в Иерусалиме?
На днях Исполнительный совет ЮНЕСКО принял резолюцию, согласно которой Храмовая гора (она Харам аш-Шариф) в Иерусалиме — исключительно мусульманская святыня, не имеющая отношения к евреям. Подобное решение вызвало серьезную критику представителей ряда еврейских организаций, а Израиль приостановил свою работу в ЮНЕСКО. Не остался в стороне от дискуссий и яркий представитель еврейской общины Казани Яков Геллер, глава Агентства по госзаказу Татарстана.
«Политическая толерантность ведет к беде»
Почему Храмовая гора так называется? Почему в пятницу Иисус, войдя в Иерусалим, зашел на эту гору помолиться в храме? Какой ирод этот храм уничтожил? Вся беда в том, что люди плохо знают не только Святое Писание, а просто историю. Можно верить или не верить, был ли Христос, но нужно знать хотя бы такие очевидные вещи: кто разрушил храм, почему евреи молятся у Стены Плача, что такое Стена Плача. Нужно знать, что это остатки фундамента того знаменитого Храма [Иерусалимский храм царя Соломона. — прим. ред.]. И непризнание этого похоже на какую-то глупость.
При этом не думаю, что в ЮНЕСКО работают глупцы. Я просто удивляюсь дискуссиям вокруг этого вопроса. Обсуждать его могут люди, которые ничего не читали и ничем не интересуются. Храмовая гора так называется, потому что там дважды стоял Храм: разрушенный, восстановленный, потом опять разрушенный.
Сейчас на северо-востоке Храмовой горы находится мечеть «Аль-Акса». Храм Гроба Господня находится неподалеку. Иерусалим — это точка трех религий: иудейской, мусульманской, христианской. Разве не удивляет людей факт, что право открывать Храм Гроба Господня принадлежит мусульманской общине. Именно мусульмане его открывают и закрывают — такой знак единения.
«Можно верить или не верить, был ли Христос, но нужно знать хотя бы такие очевидные вещи: кто разрушил храм, почему евреи молятся у Стены Плача, что такое Стена Плача. Нужно знать, что это остатки фундамента того знаменитого Храма». Фото dw.com
Я не вдаюсь в обсуждение вещей, которые каждый должен знать просто по образованию. А что решило ЮНЕСКО — уже не столь важно. Эта организация ни на что не влияет. Однажды писательница Мариэтта Шагинян сказала: «Все, что вы сказали не имеет никакого значения, потому что я забыла надеть слуховой аппарат». И я не очень хорошо понимаю, что решили в ЮНЕСКО, я лишь знаю, что на Храмовой горе находился Храм.
А споры о восстановлении этого Храма продолжаются до сих пор. Часть людей говорит, что надо его восстановить, а часть отвечает, что восстановление в нынешней обстановке обозначает жестокую войну, в частности, потому что мечеть «Аль-Акса» занимает эту территорию. Беда в том, что политическая толерантность, так называемая политкорректность ведет к беде во многих вопросах. Надо четко разделять политкорректность и историю — не сиюминутную, не политически ангажированную, а просто великую историю, оставленную нам предками в назидание. Потому что, как известно, тот, кто не помнит истории, обречен пережить все это вновь.
Кааба для еврея
Сам я неоднократно бывал на Храмовой горе. Когда евреи молятся, они смотрят в сторону Иерусалима. А если они молятся в Иерусалиме, то смотрят в сторону Стены Плача. Потому что это самый короткий путь к Его познанию. Если ты хочешь к Нему обратиться, то сделать это эффективнее всего возле Стены Плача.
Можно даже провести аналогию с Каабой для мусульман. Прикосновение к камню Магомета [Хаджар аль-Асвад — Черный камень в стене Каабы. — прим. ред.] — такой же ритуал и такая же цель, как и для верующего еврея коснуться Стены Плача или кусочка свитка от Торы, который называется Мезуза.
Принципиальные ритуалы во всех религиях одинаковые. Мусульмане ходят в хадж, во-первых, чтобы исполнить свою прямую обязанность. Во-вторых, подтвердить самому себе истинность веры. Вот и еврей должен помолиться у Стены Плача, побывать на могиле царя Давида.
«Интересно в Храме Гроба Господня проверять свои знания Ветхого Завета. Интересно пройти по Виа Долороза (Улица Скорби) — от дома Понтия Пилата до Голгофы. Там, где вели Иисуса». Фото kondakov.ws
Интересно смотреть на молящихся в мечети «Аль-Акса» и вокруг нее. Интересно в Храме Гроба Господня проверять свои знания Ветхого Завета. Интересно пройти по Виа Долороза (Улица Скорби) — от дома Понтия Пилата до Голгофы. Там, где вели Иисуса. Любопытно пройти по девяти станциям, где он останавливался. На шестой станции к нему вышла дева Вероника и дала покрывало, чтобы он вытер следы от бичевания. Потом на этом покрывале проступили его черты. Теперь там находится Храм Святой Вероники. А в День Святой Вероники фотографы отмечают свой профессиональный праздник. Рекомендую каждому пройтись по Иерусалиму — это очень интересно.
«На Храмовую гору все имеют право»
Сейчас эту часть города контролируют израильские полицейские, потому что Иерусалим — издревле столица Израиля. Однако на Храмовую гору все имеют право. Она принадлежит Всевышнему, а не кому-то одному. Все люди верующие, только одни люди веруют, что Всевышний есть, а другие — что Его нет. Народ одинаков везде. Все принадлежит всем.
В Иерусалиме давно нормально существуют рядом и мусульманский квартал, и католический. Нельзя говорить, что все принадлежит исключительно либо евреям, либо мусульманам, либо христианам. Поэтому был очень удивлен такому решению ЮНЕСКО. Пока потусторонние силы не вмешиваются, люди сами разбираются, что к чему.
Многим нравится этот город. Путин тоже был у Стены плача с кипой на голове. Я очень люблю Иерусалим. Когда кто-то из знакомых едет в Израиль, я ему даю такой путеводитель по городу: как в Старый город войти через Яффские ворота (со стороны Яффо Тель-Авива). Через Львиные ворота будет интересно пройти христианам. Там стоит дом Понтия Пилата и знаменитая площадь, где он приговорил Варраву и Иисуса.
Съездите туда — и сами все увидите.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Яков Вениаминович Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ».
- Родился 13 марта 1950 года в г. Житомире. Окончил Камский политехнический институт.
- После учебы работал мастером на заводе «Электроизмеритель» в Житомире.
- В 1976 году приехал в Набережные Челны, где начал работать мастером ЖЭКа правления по эксплуатации жилья горжилуправления.
- С 1980 года — заместитель начальника Управления по эксплуатации жилья горжилуправления, через 11 лет — начальник управления.
- С августа 2002 года генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ».
- Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства России. Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства РТ.