Новости раздела

Аббас Галлямов: «Критикуя Татарстан по вопросу договора, ты обязательно понравишься Кремлю»

Что стоит за критикой Жириновским договора о разграничении полномочий с Татарстаном: пиар или позиция Москвы?

Сегодня Владимир Жириновский, верный своей позиции жесткой централизации государственной власти, вновь вспомнил о Татарстане. Лидер ЛДПР выступил против продления договора о разграничении полномочий между Москвой и Казанью. Что стоит за таким заявлением вице-спикера Госдумы? Не является ли это своеобразным сигналом Кремля в адрес Татарстана? Об этом в интервью корреспонденту «Реального времени» рассказал политолог Аббас Галлямов.

«Не каждое высказывание Жириновского — это позиция Кремля»

— Как следует относиться к такому заявлению Владимира Жириновского?

— Жириновский всегда выступал за централизацию, так что ничего неожиданного в том, что он еще раз озвучил эту позицию, нет. Раньше, в 90-е годы, руководителям национальных республик это не мешало: несмотря на мнение Жириновского, они подобные договоры заключали. Поэтому вопрос — не в позиции Жириновского, а в позиции Кремля. Тут надо смотреть не на лидера ЛДПР, а на общеполитический контекст. В частности, очень сильно по позициям Татарстана ударил банковский кризис, который разразился в регионе. Сейчас представители федерального центра могут сказать: «Вы ведете себя суверенно, нарушаете предписания Центробанка, все это привело к масштабному кризису. А федералы теперь должны вас спасать».

— Сам Владимир Вольфович какую роль играет в кремлевской иерархии?

— Конечно, иногда его просят озвучить какую-то мысль — и он это делает. Но это не значит, что каждое его высказывание — это позиция Кремля. Он сам отлично представляет, что принесет ему политические дивиденды, и в основном его публичная активность — продукт собственной жизнедеятельности.

«Вопрос — не в позиции Жириновского, а в позиции Кремля. Тут надо смотреть не на лидера ЛДПР, а на общеполитический контекст. В частности, очень сильно по позициям Татарстана ударил банковский кризис, который разразился в регионе». Фото ldpr.ru

— То есть он озвучил лишь свое мнение, а не мнение Кремля?

— В данном случае это может быть и так и этак, поэтому гадать тут не стоит. Если бы он всю жизнь был за эти договоры, а потом вдруг сказал, что он против, то тогда это стало бы новостью, и можно было бы пытаться понять — почему он изменил свою позицию, нет ли в этом кремлевской установки? А когда он говорит это в сотый или даже двухсотый раз, это уже неинтересно. В этом нет новости.

— А не является это своеобразной «ответкой» Минниханову за демарш губернаторов?

— Разумеется, все эти вещи связаны. Но нельзя все сводить к какому-то обмену ударами. В целом идет дискуссия, какая модель отношений «центр — регионы», нам нужна — сверхцентрализованная, сторонником которой является Жириновский, или федеративная, за которую выступает руководство Татарстана. Дискуссия, даже если отсутствует в публичном пространстве, подспудно все равно имеет место. Поэтому не стоит сводить все к обмену публичными уколами.

«Татарская интеллигенция обладает обостренным чувством национального самосознания»

— Почему Рустэм Хамитов не поддержал Минниханова в вопросе полномочий?

— Не исключено, что он это сделал по просьбе Кремля. Нужно иметь в виду, что Москве неприятна озвученная Миннихановым позиция. Вполне возможно, что был звонок Хамитову с просьбой не поддерживать своего коллегу.

«Нужно иметь в виду, что Москве неприятна озвученная Миннихановым позиция. Вполне возможно, что был звонок Хамитову с просьбой не поддерживать своего коллегу». Фото neg-ufa.ru

— Продление договора будет?

— Осенью я бы сказал, что это возможно. В конце концов, сумели же власти Татарстана отстоять название «президент». Однако после того, как в республике разразился банковский кризис, их шансы на успех сильно снизились. Впрочем, приближающиеся выборы президента ослабляют и переговорную позицию Москвы. В такой ситуации от регионов требуются голоса, а власти Татарстана — их известный поставщик. Они могут попросить не трогать договор до выборов, и Кремль может пойти им навстречу. В общем, переговоры начинаются в ситуации, когда обе стороны ослаблены.

— Кто следующий может обозначить такую же позицию, как у Жириновского, в этом вопросе?

— Кто угодно — единороссы, коммунисты, ОНФ, Общественная палата, федеральные журналисты — типа Фадеева или Киселева. Рупоров идеи централизации очень много. Все же понимают, что, критикуя Татарстан по вопросу договора, ты обязательно понравишься Кремлю. Поэтому сейчас могут и хором навалиться. Нельзя исключать, что власть захочет поставить этот вопрос в повестку. Бо́льшая часть электората боится распада страны, поэтому идея федерализации, децентрализации массовому избирателю не очень симпатична. Угроза «распада» приведет к известному эффекту «сплочения вокруг флага». А это именно то, что выгодно Кремлю. Поскольку Америка сейчас не является внешним врагом, в связи с тем, что Трамп — пока еще друг, надо искать внутреннюю угрозу. Теоретически проблема «региональных баронов», которые хотят опять ослабить центр и запустить новый виток феодальной вольницы, — как вариант для консолидации может подойти.

— Почему для Татарстана этот договор так важен?

— Исторически так сложилось, что татарская интеллигенция обладает обостренным чувством национального самосознания. Большинство других народов России не зациклены на своей национальной идентичности, а вот татарская интеллигенция — одна из самых национально настроенных групп в стране. Ее национализм периодически врывается в большую политику: так это было сто лет назад — в момент распада Российской империи, так случилось и к концу 80-х годов. Эта штука перманентная, характерная для Татарстана. Договор нужен региону для подтверждения его особого статуса, даже если никакого содержания в нем нет.

«Четверть из ныне действующих губернаторов можно смело отправлять в отставку, и ситуация в их регионах не только не ухудшится, а даже, наоборот, улучшится — по крайней мере, население будет довольно». Фото kremlin.ru

«Четверть губернаторов можно смело отправлять в отставку»

— За неделю сменилось уже пять губернаторов. Сегодня своего поста лишился глава Карелии. Ожидаются ли еще отставки в губернаторском корпусе?

— Думаю, что да. Кремлю они выгодны, в стране есть спрос на обновление, и он крепнет. Раз Кремль не может в преддверии президентских выборов продемонстрировать новое первое лицо, то надо демонстрировать хотя бы обновление его команды. Можно обыграть тему «опыт президента и энергия новой команды». Избирателям такие вещи нравятся. Будет логично, если Кремль продолжит действовать в этом направлении. Если на первое место вышла задача организации кампании, то отставки будут. Если она не стоит на первом месте, то отставок не будет. Собственно, это такая лакмусовая бумажка: что у Кремля сейчас в приоритете.

— У кого из глав регионов сейчас шаткие позиции?

— У многих. Четверть из ныне действующих губернаторов можно смело отправлять в отставку, и ситуация в их регионах не только не ухудшится, а даже, наоборот, улучшится — по крайней мере, население будет довольно.

Тимур Рахматуллин
Справка

Аббас Радикович Галлямов — российский политолог, политтехнолог.

  • Родился в Челябинске.
  • Окончил Башкирский государственный педагогический институт.
  • С 2002 по 2008 годы — заместитель полномочного представителя Башкортостана при президенте России.
  • С 2008 по 2010 годы — референт в аппарате правительства РФ.
  • С 2010 по 2014 годы — заместитель руководителя администрации президента РБ, начальник секретариата.
  • Кандидат политических наук. Автор диссертации «Лидер и имидж лидера в современном политическом процессе: проблемы концептуализации и медиатизации».

Новости партнеров