«Для чего это делается? Это контрпродуктивно»: сегодня первый День памяти защитников Казани
Хәтер көне теряет свою актуальность, а ворошить прошлое — неблагодарное занятие
Сегодня ровно 468 лет с даты взятия Казани. Интерпретация тех исторических событий 1552 года, когда войска Ивана Грозного вошли в город, через современные политические лекала с соответствующими лозунгами — дело непродуктивное и опасное, считают эксперты. По их мнению, эта дата становится предметом различных спекуляций. Жители Татарстана каждый год продолжают отмечать Хәтер көне — День памяти по погибших защитникам Казани от войск Ивана Грозного в середине XVI века. Правда, ряды отмечающих эту дату митингами и шествиями заметно сокращаются. Теперь «холивары» переместились в интернет-пространстве. Почему «уличная активность» отмечающих Хәтер көне сходит на нет, разбирался корреспондент «Реального времени».
Равнение на соцсети
Сегодня, 15 октября, отмечается День памяти, больше известный под татарским названием Хәтер көне, — в честь павших защитников Казани от войск Ивана Грозного в 1552 году. Проводить массовые шествия, приуроченные к трагическим событиям XVI века, начали в 1989 году. В первые годы такие митинги собирали тысячи людей, на них появлялись крупные политики, религиозные деятели, представители национальной интеллигенции. Постепенно ряды митингующих стали сокращаться.
В 2019 году в сквер им. Тинчурина на собрание, организованное Всетатарским общественным центром, пришли порядка 200 человек. Большинство из собравшихся были люди старшего возраста. По итогам прошлогоднего митинга прокуратура обнаружила признаки экстремизма в словах выступающих, его устроителям выписали штрафы. А в этом году мэрия Казани и вовсе не согласовала ВТОЦ аналогичное мероприятие, запланированное на 18 октября.
Кроме того, некоторые предлагают проводить митинги, обсуждения другими способами. Так, одной из площадок для обмена мнениями и донесения своей точки зрения председатель Всемирного форума татарской молодежи Ленария Муслюмова видит интернет.

Эксперты отмечают, что сегодня День памяти слишком политизирован, становясь предметом идеологических манипуляций политтехнологами через «профессиональных татар», «профессиональных русских». И зачастую весьма эмоционально выступают люди, которые слабо представляют ситуацию, которая была в 1552 году.
О взятии Казани, последствиях и последующих событиях, на страницах «Реального времени» ранее рассказывали историки-колумнисты Булат Хамидуллин, Марк Шишкин, Илья Зайцев, Рафаэль Хакимов, Салават Хамидуллин, Булат Рахимзянов, Ярослав Пилипчук и другие исследователи. Также интернет-газета устраивала на эту тему голосование. Как показывает реакция наших читателей, вопрос действительно болезненный и порой взрывоопасный.
Сиюминутное желание интерпретировать исторические события
Депутат Госдумы Виталий Милонов решение городских властей запретить митинг считает оправданным.

Даже День Победы (9 мая), по его мнению, отмечается как праздник победы над фашизмом, а не немецкой нацией. И спекуляции на национальной теме, с какой бы датой они ни были связаны, всегда опасны.
— Хотят ли эти люди, которые выходят на митинги, чтобы их дети, дети их соседей разных национальностей жили бы в республике, где люди друг друга уважают, где царит мир, согласие и безопасность? Или они хотят ради сиюминутного политического момента выйти и повторить некоторые печальные опыты, которые есть в странах бывшего Советского Союза и за пределами бывшего СССР? Безопасность наших детей — татарских, башкирских, русских, украинских — гораздо важнее, чем наше сиюминутное желание интерпретировать исторические события, которые были так давно, что вспоминать о них в каком-то политическом ключе просто неприлично, — резюмирует парламентарий.
Зачем ворошить прошлое?
— Те события, которые вносят разлад в общество, вообще лучше лишний раз не трогать, — говорит старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Булат Рахимзянов. — Да, это печальное событие — люди погибли при взятии Казани. Но зачем еще раз это ворошить? Делать из этого какие-то массовые акции — лишнее.
По его словам, исторические события лучше обсуждать на различных форумах, круглых столах. Однако вместо спокойной дискуссии по тем или иным явлениям прошлого и настоящего, зачастую нагнетается истерия.

Он уверен, что усиление психоза вокруг давних событий, которые невозможно нынче изменить, выгодно лишь небольшой группе людей, но не обществу в целом.
Закономерное событие
Как отмечает и. о. директора Института истории им. Ш. Марджани Радик Салихов, 1552 год — очень сложный и противоречивый период в отечественной истории. А взятие Казани стало значимым этапом борьбы за наследие Золотой Орды. Кроме того, некорректно с точки зрения исторической науки воспринимать это событие как противостояние татар и русских или ислама и христианства.
— Ослабление Казанского ханства начинается с конца XV — начала XVI века, — объясняет он «Реальному времени». — По мере укрепления Московского княжества Казань теряла свое влияние. Задолго до падения Казани местные власти зависели от воли великих князей в Москве. Казанские ханы уже перестали быть самостоятельными фигурами, они ставились на трон после согласования с московским князем.
Более того, «московской партии» в Казани противодействовали крымские и ногайские элиты. Все это создавало большой клубок противоречий в молодом государстве. Вектор местной власти постоянно менялся: ориентируясь то на Москву, то на Крым, то на Ногайскую Орду. Иногда Казань обращалась за помощью и к турецким правителям. В ханстве не было четкой внутренней и внешней политики. И государство больше подтачивали не бесконечные войны, а отсутствие единства в казанской элите.

В ходе войны огромные людские потери понесли обе стороны. Пострадало и мирное население.
— Конечно, это было катастрофическое событие для Казанского ханства, было пролито много крови, — продолжает историк. — Завоеватели были жестоки при штурме города — все это осталось в сказаниях, фольклоре, народной памяти. На этом прекратилось существование государственности татарского народа, проживавшего в Среднем Поволжье и в Приуралье.
Но народ не перестал существовать. Татары продолжали жить и развиваться в составе Русского государства. По словам Радика Салихова, уже в России татары сформировались как буржуазная нация, представители которой обладали капиталами, создавали свои образовательные учреждения, СМИ, культурно-просветительные и благотворительные организации. Татары внесли большой вклад в развитие общей Родины и продолжают играть важную роль во многих областях деятельности в современной жизни страны.
комментарии
Заявление Радика Салихова не есть заявление настоящего историка, интеллектуала, мыслителя и патриота своего народа.
Поминание своих героических предков-защитников Казани не должно никогда прекращаться.
Также должен быть восстановлен статус-кво народов до 1552 года.
С кем?
С соседом по подъезду?
При этом смолчать, что с XIX века устраивали православный молебен и ход к памятнику на Казанке. И 10 октября провели молебен православным, а 18 октября запретили в парке Тинчурина (практически на задворках Казани). Даже ковидом не стали прикрываться, просто запретили.
Очень стыдно за "историков". Еще вчера ветер дул в другую сторону и была другая позиция.
Откровенно.
И нагло.
Провокатор?
"Детский"?
Не призываю сносить памятники в Казани и строить в Рязани (но памятник погибщим жителям города в Казани быть должен).
Просто говорю, что вся эта тема раздута и актуализирована отнюдь не татарской стороной. Есть идеологизированный пропагандистский монолог о тех событиях и есть абсолютно естественное желание превратить этот монолог в диалог.
И опять нагло.
Сепаратистами были ханы астраханские, казанские, сибирские и прочие, которые расчленили Золотую Орду.
А Москва всегда выступала за единое государство.
А Московский князь как раз и выступил против бандитских сепаратистских формирований.
И Крымский хан пришел ему на помощь.
Вечная память и Вечный Покой всем воинам, погибшим в Гражданских войнах, развязанных политиками.
Что об этом говорят раввины?
Профессионалами полит.провокаций и "идеологических манипуляций" были марксистские диктаторы Ленин и Троцкий, которые разжигая национализм расчленили Российскую Республику по национальному признаку с помощью "профессиональных башкир", "профессиональных татар", "профессиональных русских" и др. И наложили на разоженную ими "классовую" ненависть раздутый ими же пещерный национализм.
Россия благодаря "политтехнологам" Ленину и Троцкому захлебнулась в кровавой Гражданской войне, голоде, эпидемиях и злобе...
Российская империя закончилась в феврале 1917 года.
Вооруженный захват власти международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий совершили в октябре 1917 года в свободной демократической Российской Республике.
И развязали кровавую Гражданскую войну.
В том числе и с использованием национализма под прикрытием "классовой" борьбы.
Последний хан Казани Ядыгер за 2 года до этого в составе войск чингизида, Казанского хана Шах-Али и потомка правителя Золотой Орды Мамая, Московского царя Ивана 1У штурмовал Казань.
Шла Гражданская война - где будет новая столица Золотой Орды.
И директор взвешенно ответил на поставленные вопросы с точки зрения Учёного.
на какой странице какого тома? и что там написано про Японию? ты похоже бредишь
ты бредун да еще нищий? яркая смесь для лузера-сказочника
Взятие Казани предками сегодняшних русских - московитами предопределило утверждение экспансионизма, милитаризма и террора в качестве государственной политики Москвы на 5 столетий, нанося бесчисленные несчастья и страдания для всех народов, населяющих Евразию, и не только
Вы лично или ваши родственникии пострадали в события, бывшие 468 лет назад?
Я целиком за федерализм, за права народов и республик. Но с этими людьми мне не по пути. Как и не хочу быть в одном ряду тех, кто упивается властью.
Свои паспортные данные выложи сюда в начале правдоруб ты наш гутоперчивый.
А что, татары сейчас с потомками карателей взасос целоваться должны что ли, "свадьбу играть, вместо поминок"? С головой у некоторых точно не в порядке.
История падения Казани действительно не простая. Ибо - это история не победы ратного дела, а человеческой подлости.
На Казань шли не только русские, но и касимовские татары шаха Али, которому боярская дума во главе с царём Иваном 4 обещала лишь отобрать трон у крымскотатарского клана Гиреев, не покушаясь в дальнейшем на суверенность Казанского ханства.
Но, как всегда обманули. Шаху Али ничего не досталось, московиты государственность разрушили, казну разграбили, татар вырезали ( и ведь не только защитников), а кого не вырезали изгнали со своих земель.
Вот это что, вот это как называется - собирание земель русских что ли?
Современная Россия в своей Конституции, в поправках, правозгласила историческую правоприемственность.
Следовательно за осуществлённый Иваном Грозным геноцид, этноцид, а в последующем и лингвоцид - Россия перед татарами должна извиниться и покаятся.
А как вы думаете? А как вы хотите призвать к совместному проживанию в едином государстве, когда у русских и у татар нет ничего общего?
Не переживайте. скоро этого потребуют и народы Севера и Кавказа, которых Русь, Российская Империя планомерно ущемляла и грабила.
А как иначе? Я не знаю.
ИЗВИНИТЬСЯ И ПОКАЯТСЯ ДОЛЖНО РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И РУССКИЕ, раз они провозгласили себя государствообразующим народом. Значит взявшим отвественность за многовековое злодеяния, творимых государственной машиной и государственным аппаратом. ;-)(
Это нормальная мировая практика.
Габдель Юссон.
А за погубленные миллионы жизней не хотите покаятся?
А покаятся за 300 лет ига кто хочет?
В исторических источниках все задокументировано, так что помалкивайте пока в тряпочку.
до этого были рязанцы московиты тверцы новгородцы
и жили оне в государстве Золотой орде, и православие и язык и земли у нех никто не отбирал
Может быть какой нибудь Крыжополь или Пупкин или Гадюкино?
В постели и на сеновале не надо было курить - вот и не горели бы ваши города.
У вас у русских свои города были что ли? Все ваши города - это татарские и мордовские.
И Москву татарские ханы отдали Ивану Калите на княжение, чтобы тот централизованно собирал 10% налог с других княжеств и свозил их в Орду.
Так что никакой не Дмитрий Донсконской основатель Москвы. Её основали другие. Так же, как и Петербург.
Не надо себе приписывать чужие заслуги.
Габдель Юссон.
Не верь своим немецким сказочникам Андерсонам и Романовым
Иван Калита при иге Москву заново отстроил,всюду монастыри и церкви поставил
При иге Димка будущий Донской войско собрал и гулял с этим войском куда не лень
Опять своим привычным делом будешь заниматься - писать доносы? ;-)(
Ну, давай, попробуй. Встречный иск получишь.
Габдель Юссон.
13.19.
Не уже ль думаешь, что там неадекватные, как сам? Так что если только донос напишешь.
Габдель Юссон.
Это нормальная практика во всём мире.
Габдель Юссон.
Среди зависимого населения древней Руси IX—XII веков весьма существенное место занимали рабы. Их труд даже преобладал в древнерусской вотчине. В современной исторической науке особенно популярной является идея о патриархальном характере рабовладения на Руси. Но в литературе есть и другие мнения. П. Н. Третьяков, касаясь рабства у славян и антов, писал:
« Рабов продавали и покупали. Рабом мог стать член соседнего племени. Во время войн рабы, особенно женщины и дети, являлись непременной и очень важной частью военной добычи. Вряд ли можно рассматривать все это в качестве примитивного патриархального рабства, которое было распространено у всех первобытных народов. Но это не было, конечно, и развитым рабовладением, оформившимся как целостная система производственных отношений. »
Русская правда также указывала и другие источники появления рабов на Руси, помимо захвата пленных. Такими источниками являлись: самопродажа в рабство, брак с рабыней, поступление в услужение (в тиуны, ключники), «без ряду» (то есть без всяких оговорок), банкротство. Также рабом мог стать беглый закуп или человек, совершивший тяжкое преступление. Исследователь Е. И. Колычева о рабстве в древней Руси пишет следующее:
« …холопство на Руси как правовой институт не представляло собой нечто исключительное, неповторимое. Для него характерны те же важнейшие черты, что и для рабства в других странах, в том числе и для античного рабства. »
На Руси существовало несколько форм рабства: холопство и челядь (В VI—IX веках челядь — рабы-пленники. В IX—X веках они стали объектом купли-продажи. С XI века термин «челядь» относился к части зависимого населения, занятого в феодальном хозяйстве. В середине XI века его сменил термин «холопы». В XVIII—XIX веках слово «челядь» обозначало дворовых людей помещика).
О рабстве на Руси известно из многих средневековых источников, в частности, из законов «Русской Правды» киевского князя Ярослава Мудрого. Кроме того, некоторые народы (в частности, варяги-русь) имели в качестве основного источника дохода похищение и продажу рабов. В частности, арабский путешественник первой половины X века Ибн Фадлан описывает работорговлю варягов-руси в волжском городе Булгар.
« Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян»[8]. »
(В тексте явно прослеживается противопоставление описываемых автором варягов-руси — славянам).
Положение рабов на Руси было сходно с положением крепостных. Отличие состояло в том, что рабство — это система устройства общества, а крепостное право — совокупность юридических норм феодального государства. Крепостной мог перейти к другому хозяину на Юрьев день и мог иметь собственность. Раб был лишён такой возможности.
В дальнейшем рабы слились с холопами, дворовыми людьми и другими категориями крепостных.
"Казанская история" сказано что 777 тысяч татар и черемисов убили и в полон забрали то есть в рабство
Ну да и ладно. Татары без русских не пропадут. Не беспокойтесь. Живите в своём фантасмогоричном мире дальше.
Габдель Юссон.
Татары и русские долгие столетия живут в любви и дружбе.
Удивительно, насколько нацизм Габделя Юссона откровенен и беззастенчив: в более развитых местах нацики уже приноровились скрывать свою зоологическую ксенофобию за более витиеватыми фразами, оперировать умными словами вроде «борьба талассократии с теллурократией», «столкновение цивилизаций» и т. п. За ними скрывается та же простая и допотопно древняя мысль «бей чужого», но в потоке умных слов она проникает в мозг реципиента незаметно, под сурдинку псевдонаучных выражений. Но Габдель Юссон не таков — он не прячет своих эмоций, а откровенно проецирует свою злобу, наделяя ей целый народ, и рисует апокалиптическую, пускай и несколько лубочную картину.
Другими словами, Габдель Юссон в своём пещерном нацизме откровенно провинциален — и это на самом деле хорошо. Смотрите все на Габделя Юссона. Не будьте как Габдель Юссон.
Будем жить дружно. Пусть попросят у татар прощения и покаются. Простим, думается, почему нет, если покаяние будет искренним.
И жить, конечно, лучше в федеративном образовании.
Габдель Юссон.
Габдель Юссон.
Многих десятков народов.
Странная у Вас логика - двойных стандартов
Это и называется национализм или нацизм.
1) Это мероприятие "прихватизировали" радикалы из ВТОЦ, рядом с которыми приличный человек стоять не захочет
2) Выходить на массовые уличные мероприятия становится все опаснее.
Запрос на обсуждание тех событий, на память о нем и на его артикуляцию в городском пространстве (памятник перебитым и распроданным в рабство жителям города был бы уместен) есть. Но нет ни возможности обсуждать это в самом городском пространстве ни адекватных общественных сил способных обсуждать это не только в научных кабинетах, но и без клоунских истерик и призывов "мстить" (как у ВТОЦ).
А само "усиление психоза вокруг давних событий" идет даже не из Казани, все эти назойливые проталкивания памятников Ивану Грозному, которому раньше вообще никогда памятников не ставили, все чудесные фильмы и мультфильмы, где территория нынешней России уверенно делится на Святую Русь и "злых врагов" с раскосыми глазами (в филмах с никем не обсуждаемым "елоуфэйсом" в т.ч.), действительно выступающих совершенно инфернальным злом - все это не казанские продукты. И для усиления психоза много не нужно - сами учебники истории описывают массовое убийство мирных жителей - как вину самих этих жителей, а интересы господствующих в государстве сословий показывает как абсолютное благо для всех. Для усиления преданности любому государственному аппарату такой культ "суровых, но справедливых" Грозных правителей - плюс. Но он же создает болезненный шрам на общественном сознании, который в отсутствии воздуха и пространства для обсуждения будет только нагнаиваться. И вовсе не от Хәтер көне зависит то, как прорвет этот гнойник, когда начнется очередная нестабильность перекрученных гаек.
Тогда оголтелые националы решили предъявить русским за взятие Казани.
Сначала все подумали, что "это шутка такой", а некоторые восприняли всерьез.
До сих пор пятивековую обиду прожевать не могут.
Тогда оголтелые националы решили предъявить татарам за взятие Рязани и Киева.
Сначала мы думали, что "это шутка такой", а некоторые восприняли всерьез.
До сих пор забыть не могут, что нефиг было на Калку приходить и послов татарских убивать. За что и получили свое русские князья.
Но это было в 13 веке. Восемь столетий прошло. Отпустите ситуацию. Валерьянки попейте. Не чешите про Куликовскую битву и стояние на Угре.
И родную роту,
И тебя — за то, что ты дал мне закурить.
Разъярённые мои оппоненты - разъясните, в чём я не прав?
Россия только татарам разрушила 4 государства - Астраханоское, Казанское, Сибирское, Крымское - ограбила их, а жители подверглись жестоким гонениям.
Карательными по сути операциями для коренных народа Севера: чукчей, манси, якутов и пр. освоение замли сибирской русскими, такими как Ермак, Владимир Атласов, промышленниками Демидовами и Строгановами.
100 лет практически русская армия вела войну на Кавказе.
Переосмыслить историю и своё в ней дал РУССКИМ исторический шанс, чтобы помериться со всеми, СССР.
Однако им они не воспользовались и в 1991 г. посредством сепаратной сделки с руководством Украины и Беларуси смели его (СССР).
Дважды, русский царь, как его называли некоторые, Б. Ельцин в 90-х развязал войну на Кавказе.
Не русским, по сути, Путин запретил их национальные языки (если вещи говорить своими именами).
Так кто здесь нацик - я что ли? Вы больные люди, честно слово. Ещё штрафами мне угрожаете. Ну-ну. Давайте. На бутылку водки не хватает что ли?
Габдель Юссон.
Не все больные. Их немного. Вы и ваши товарищи. Конечно я здоровый. Слава Аллаху. Я не чушь молочу. А чушь в твоей голове ломаю. ;-)(
Если на водку не хватает, приходи - свожу в рюмочную.
Габдель Юссон.
Мне вас искренне жаль, я как бывший по образованию психолог, чувствую эмоции и Вашу обиду, но она эта обида к сожалению связана не с тбсуждаемоц здесь темой а с вашей жизнь личной и профессиональной Вы не смогли устроится в жизни добиться чего или что то создать и поэтому пытаетесь здесь это компенсировать, уверяю Вас если Вам не более 70 лет Вы ещё можете попробовать что то исправить в своей жизни. Мир Вам Габдель, Вы наверняка хороший человек.