Новости раздела

Ровесник республики: 100 лет Мустаю Кариму

В честь юбилея башкирского классика: аэропорт, теплоход, кино и депутатский флешмоб

Аэропорт, теплоход, самолет, театр, улицы, вершина на Кавказе… Все они носят имя Мустая Карима, которому сегодня исполняется 100 лет. Юбилейные торжества проводятся на федеральном уровне, но основные мероприятия проходят, разумеется, на родине классика в Башкирии. Как в стране отмечается день рождения ровесника республики и что было сделано в преддверии этого юбилея — в обзоре «Реального времени».

Запрос на «мустаевский» язык дружбы

Сто лет назад, 20 октября 1919 года, в селе Кляшево Уфимской губернии (ныне это поселение входит в Чишминский район Башкортостана) в семье крестьянина Сафы Каримова родился мальчик, которого назвали Мустафа. Всей стране он станет известен под именем Мустай Карим. В 1930-х годах он начал писать первые стихи.

Окончил пединститут, прошел Великую Отечественную войну, вел активную общественную и политическую работу, продолжая писать. Из-под его пера вышли сотни стихотворений, повестей, рассказов, драм, очерков. Его произведения были написаны на башкирском языке. Уже при жизни он считался советским классиком. Мустая Карима ставят в один ряд с такими мэтрами национальной литературы, как Чингиз Айтматов, Расул Гамзатов и др. По его произведениям ставятся спектакли, снимаются фильмы…

В 2005 году башкирский поэт покинул этот мир. Похоронили его на Мусульманском кладбище Уфы. В память о Кариме названы улицы в городах бывшего Советского Союза, географические объекты, установлены памятники и мемориальные таблички, открыта творческая мастерская в БашГУ, выпущена специальная монета, напечатана марка, вышли десятки наименований книг. В 2013 году дети и внуки классика основали фонд им. М. Карима.

— Сам Мустай умел очень хорошо дружить, — отмечал в интервью «Реальному времени» внук поэта Тимербулат Каримов, учредитель фонда. — Мы и сейчас практически ежедневно общаемся уже с потомками его коллег по писательскому цеху, друзей, живущими в разных концах России и Содружества. Сейчас мы чувствуем запрос на «мустаевский» язык между народами, который скрепляет нашу страну. Недавно поступило обращение из Кыргызстана — там хорошо знают Мустая Карима, чтут его память как писателя и как друга Чингиза Айтматова, духовного отца кыргызского народа. Там возникла идея увековечить имена «большой пятерки» — Чингиза Айтматова, Расула Гамзатова, Мустая Карима, Кайсына Кулиева, Давида Кугультинова, дав их природным объектам — горам. Нам было очень приятно получить из Бишкека эту весточку — дед был очень дружен с Чингизом Айтматовым, и мы надеемся, что этот проект будет реализован там. И если у Мустая появится тезка-гора в братском Кыргызстане, мы обязательно поедем ее навестить.

В 2019 году в Башкирии отмечают два вековых юбилея — самой республики и национального поэта. К слову, в Уфе так и говорят: Карим — ровесник Башкортостана. 100-летие республики отпраздновали уже весной. Сейчас идут торжественные мероприятия в память о Кариме.

Человек и аэропорт

Еще за год до юбилея стало известно, что Международный аэропорт «Уфа» получит имя Мустая Карима. Началось все с предложения Общественной палаты РФ переименовать крупнейшие российские аэропорты в честь выдающихся деятелей страны. Проект «Великие имена России» запустили для 45 объектов, потом к ним прибавились еще два.

Изначально среди вариантов имен для воздушных ворот Уфы фигурировали: Мустай Карим, Сергей Довлатов, Федор Шаляпин, Рудольф Нуриев, Салават Юлаев и Сергей Аксаков. В итоге Общественная палата Башкирии назвала десятку популярных имен, одно из которых стоит присвоить аэропорту. Туда уже вошел советский летчик Муса Гареев.

Очень скоро вокруг этой темы начались жаркие споры. Тем не менее первый этап завершился, и ВЦИОМ (на этом этапе работал именно он) отобрал трех главных кандидатов. Ими стали Мустай Карим, Муса Гареев и Салават Юлаев.

Однако споры разгорелись с новой силой. Ряд общественников выступили как раз против писателя Мустая Карима, заявив, что имя литератора уже присвоено улице в Уфе (бывшая Социалистическая) и Молодежному театру. Среди мнений также мелькало и такое: решение назвать аэропорт в честь Карима уже принято, поскольку Тимербулат Каримов, возглавляющий город Плес Ивановской области, является зятем главы «Роснефти» Игоря Сечина, и «непростые» родственники могли повлиять на ход голосования.

Итоги голосования получились ожидаемыми — воздушная гавань Уфы получила имя Мустая Карима. 31 мая 2019 года президент России Владимир Путин подписал соответствующий указ.

Самолет и теплоход

В честь корифея башкирской литературы названы и другие объекты, в частности транспортные средства. Так, имя Мустая Карима носил один из самолетов Sukhoi Superjet 100. Однако в мае 2019 года он потерпел катастрофу в аэропорту Шереметьево.

В сентябре под Нижним Новгородом было спущено на воду новое круизное судно «Мустай Карим». На церемонии присутствовал и глава Башкирии Радий Хабиров, который подчеркнул, что теплоходы такого класса не производились в России на протяжении 60 лет.

Строительством новейшего круизного лайнера проекта PV300 с 2017 года занимался завод «Красное Сормово». Плавсредство предназначено для речной перевозки пассажиров на дальних круизных линиях Москва — Астрахань, Москва — Санкт-Петербург с переходами по Ладожскому и Онежскому озерам и Москва — Ростов-на-Дону с проходом Волго–Донского судоходного канала.

Для пассажиров на судне работают несколько ресторанов, библиотека, конференц-зал, спа-салон, бары, большая открытая прогулочная зона-солярий на верхней палубе. Длина корабля — 141 метр, пассажировместимость — 342 человека, численность экипажа — 144 человека. Скорость — 22,5 км в час.

«Сестренка», попавшая на родину Хабирова

В конце сентября в прокат вышел фильм режиссера Александра Галибина «Сестренка», снятый по повести Мустая Карима «Радость нашего дома». Продюсером картины выступил все тот же Тимербулат Каримов, а продвижением занимается компания Walt Disney. Ранее лента была удостоена звания «Лучший фильм» на кинофестивале «Евразийский мост».

Главные роли в ней исполнили юные актеры — 7-летний Арслан Крымчурин, дебютировавший на экране, и 9-летняя Марта Тимофеева, за плечами которой десятки работ в сериалах и полнометражках. В фильме используются башкирский, русский и украинский языки.

Действие картины разворачивается в годы Великой Отечественной войны. Осиротевшую украинскую девочку Оксану находит в разоренном доме советский солдат из Башкирии. Она обретает приют и новую семью в башкирской деревне. Ее отношения со сводным братом Ямилем и деревенскими ребятами складываются непросто. Но мальчик, помня наказ родителей, заботится о новоявленной родственнице. Ямиль учит молчаливую девочку понимать башкирский язык, делится игрушками и уступает свою кровать. Сам мальчик тайно готовится пойти на фронт, чтобы найти там отца и помочь победить врага.

В целом зритель тепло встретил картину — фильм получился трогательный. Критики отметили, что кинематографисты сумели сохранить дух первоисточника и передать национальный колорит. Тем не менее среди недостатков называют некоторые расхождения с оригиналом — пресловутое «книга лучше». Кроме того, сценаристы деревне, в которой проживают Ямиль с Оксаной, дали название Сайраново, а именно в Сайраново Ишимбайского района БАССР родился Радий Хабиров. Над этим «совпадением» не поиронизировал только ленивый.

Состоялась и премьера документального фильма «Мустай» — в начале этой недели в Москве, а накануне — в Уфе (в конгресс-холле «Торатау»). К работе над картиной удалось привлечь зарубежных (Рэйф Файнс) и российских звезд (Никита Михалков, Сергей Безруков, Чулпан Хаматова, Владимир Спиваков, Аскар Абдразаков, Михаил Швыдкой, Алсу, Иосиф Кобзон), а также первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева.

К слову, сегодня, в ночь с воскресенья на понедельник, телеканал «Россия 1» покажет «Мустая» и сразу после него — «Сестренку».

Депутатский флешмоб и культурная декада

Надо отметить, эта неделя была весьма насыщенной на мероприятия, посвященные башкирскому классику. И торжества еще будут продолжаться. Их участникам президент России Владимир Путин направил отдельное письмо.

На неделе депутаты Государственного собрания — Курултая РБ запустили флешмоб «Мой Мустай», посвященный 100-летию литератора. В музее Нестерова они сняли ролик: парламентарии по очереди зачитали по строфе стихотворения «Эту песню мать мне пела». В отдельных видео депутаты делились размышлениями о том, какую роль Мустай Карим сыграл в их жизни. Народные избранники предложили жителям региона и всем россиянам, неравнодушным к творчеству литератора, присоединиться к акции и разместить в соцсетях видео с чтением стихов поэта или с рассказами о нем.

В пятницу в уфимском кинотеатре «Родина» прошел закрытый показ фильма Айнура Аскарова «Отряд Таганок» (по повести «Таганок»). Свою программу подготовили и служители Мельпомены. Национальный молодежный театр им. Мустая Карима объявил декадник в память о поэте. Актеры показывают пять спектаклей, поставленных по его произведениям.

Зрители могут посмотреть «Долгое-долгое детство», спектакль-концерт «Тоҡ эсендә бесәй» («Башкирская пленница»), спектакль-размышление «Батя Ялалетдин», лирическую комедию «Загир, Гульшат и ключи от Берлина», «Радость нашего дома» (в рамках проекта для школьников «Культурная суббота»). В Русском академическом драмтеатре поставили лирическую драму «Луна и листопад» (по повести «Помилование»).

В Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы открыли именную аудиторию Мустая Карима, а в фойе третьего корпуса БГПУ установили бюст поэта (скульптор — Юрий Солдатов).

Накануне в сквере имени Мустая Карима возле Дома профсоюзов звучали стихотворения поэта на разных языках. В мероприятии приняли участие писатели, актеры, студенты и школьники.

Башкирское отделение Русского географического общества сегодня проводит восхождение на пик Мустая Карима в Кабардино-Балкарии. Высота вершины — 3 700 метров. Для участия в кавказской экспедиции из Башкирии приехали руководитель медиагруппы БО РГО, тележурналист Рустам Сиразетдинов, директор ООО «Эксперимент» Андрей Шмальц, руководитель российского аэрокосмического общества в Башкортостане пилот Владимир Филипишин и другие. Пик на Кавказе назвали в честь поэта в прошлом году, он расположен в 200 метрах от вершины Кайсына Кулиева.

Сегодня юбилейные мероприятия пройдут на малой родине писателя — в селе Кляшево Чишминского района.

На этом торжества не закончатся. 22 октября в Республиканском музее Боевой Славы проведут встречу «Мустай Карим — писатель-фронтовик». Уфимские школьники пообщаются с писателями и журналистами Башкортостана. В ходе мероприятия будут демонстрироваться отрывки фильмов о Мустае Кариме и его фотографии. Учащиеся уфимских школ выступят с творческими номерами.

В Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова продолжает работу фотовыставка Вячеслава Стрижевского «Встречи с Мустаем». Творческие вечера пройдут в школах и вузах республики.

Тимур Рахматуллин
ОбществоКультура Башкортостан
комментарии 35

комментарии

  • Анонимно 20 окт
    Интересно.
    спасибо.
    Ответить
  • Анонимно 20 окт
    Очень хорошая статья!
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    согласен
    Ответить
  • Анонимно 20 окт
    Сестренку нужно посмотреть обязательно
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    Сегодня в 14.45 на канале "Культура Россия" должен транслироваться фильм
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    Там французский фильм "Дикарь" показывали - Ив Монтан и Катрин Денев
    Ответить
  • Анонимно 21 окт
    Башкиры «вернули» Мустая Карима татарам!
    Отказавшийся при жизни от своего татарства и называвший себя башкиром Мустай Карим, через восемь лет после своих похорон, не прошел «контрольную проверку» и был обратно «возвращен» татарам. Проверку, которая на деле оказалась вовсе не такой и сложной, проводил Зигат Султанов. Все что он сделал, это заглянул на родословную именитого писателя и на те, исторические документы, которые, оказывается лежали в архивах и просто «кричали» исследователям, что предков Мустафы Сафича никоим образом нельзя отнести к башкирам, так как они, согласно всем сохранившимся документам, являлись татарами. Татар часто обвиняют, что они пытаются «присвоить» себе различных, известных «башкир». Так вот, Мустая Карима, добровольно отказавшегося от своей национальности, от национальности своих предков, никто из татар «присваивать» не хотел и не собирался. Зигат Султанов, «вернувший» данного именитого «башкира» обратно татарам, является не татаром, а известным писателем из настоящих (не нуждающихся в проверках), усярганских башкир. Кстати, известен этот башкирский писатель своей уверенностью, что почти за три тысячи лет до нашей эры и на протяжении ряда поколений, трон Древнего Египта занимали башкирские фараоны, из его родного племени усярган. Ну, это как говориться, его сугубо личное, башкирское дело. Нам татарам на разных, многочисленных «башкирских» фараонах Древнего Египта, особо зацикливаться не стоит. Будучи «настоящими башкирами», к татарам они уж точно никакого отношения не имеют. Мы это вполне осознаем, признаем и на «башкирских» (и не башкирских тоже) фараонов Древнего Египта не претендуем. Но все же, хочется сказать Зигату Султанову и отдельное спасибо. Это за нашего Маджита Гафури. Наконец то, хоть один башкир обратил внимание и признал, что Маджит Гафури, и в жизни, и в своих произведениях, всегда считал себя татаром и ни разу, ни слова не написал о башкирах или на башкирском языке. Напоследок, еще раз хочу напомнить, что данный материал был подготовлен, опираясь на мнение башкирского писателя-историка Зигата Султанова, которое он изложил в своей статье: «Халыҡ шағирының шәжәрәһенән», опубликованной 3-05-2013, на башкирском языке
    Ответить
  • Анонимно 21 окт
    Мостай Кәрим башкортмы, татармы?
    Чишмә районының Келәш авылында халык шагыйре Мостай Кәримнең йорт-музеен төзергә карар ителгәч, шул тиклем дә сокланып бугай, аны А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтовларныкына тиңләүчеләр дә булды. Бирсен Ходай!
    Шундый да изге урынга, мөгаен, төрле яктан мосафирлар, туристлар да агылыр һәм, әлбәттә, аларның сорауларына (шул исәптән нәсел-нәсәбенә, шәҗәрәсенә кагылышлы) гыйльми яктан төгәл аңлатма бирергә кирәгер. Мәсәлән, туган авылының халкы саф татар милләтеннән, ә сез аны башкорт дип әйтәсез — әллә ата-бабалары читтән күчеп килгәнме, кайчан, дип төпченүләре бик ихтимал (шундыйлар бит әлеге көнгәчә хәтта Келәштә дә бар). Бу исә күренекле шагыйребез хакында төпле гыйльми биографиянең булмавына бәйле. Дөрес, мәрхүм шагыйрь үзе берчак “Агыйдел” журналында, Гайса Хөсәенов минем Келәштәге газиз бабаларымның ”башкорт типтәре” икәнлеген архивтан юллап бирде, дигәнрәк мәгънәдә язган иде дә ул, ләкин гыйльми яктан нигезләмәде, кирәк тә санамагандыр, чөнки кара эфиоп токымлы Пушкин да, шотланд токымлы Лермонтов та нәкъ урысның бөек шагыйрьләре бит.
    Үзебезнең төбәктә дә охшаш хәлләр булгалый: билгеле Әйтик, халык шагыйре Мәжит Гафури гомере буена тормышта да, шигырьләрендә дә үзен татар санаган (“Русияле бер төректер асыл затым, /Гәбделмәҗид ибне татар мәшһүр атым”. (Мәжит Гафури. Әсәрләр, дүрт томда. I том, Уфа — 1978; 66, 88, 93, 114, 213, 266, 280 битләр), тәгаен башкортка багышлап бер юл шигырь дә язмаган, әммә башкалабыздагы йорт-музеенда да, башка урыннарда да ул башкорт дип йөртелә. Тикшеренүчеләргә архивлардан кычкырып яткан Мостай Кәрим шәҗәрәсе исә аның бабаларын “башкорт типтәре” дип билгеләргә һич кенә дә юл куймый, чөнки алар, тарихи документлардан ачык күренүенчә, татар милләтле типтәрләр (типтәр катламына теркәлгән татарлар).
    1833 елның 26 апрелендә Ырынбур губернаторы Н. В. Жуковскийга Келәш авылыннан җибәрелгән коллектив хат буенча, 1737 елның 15 маенда Уфа өязе Чебешле (Чебишинский) волосте халкы бер төркем татарларга (алар исә документка кул куючылар тарафыннан “предки наши” дип атала) җир саткан, килешү кәгазенә җәмәгать исеменнән “татарин Клящ Тулебахтин” кул куйган (Келәш авылының исеме шуннан килә). Шул бер төркем (“коренной”) татарларның турыдан-туры токымнарының кайсы берләренең исемнәре алар кул куйган әлеге документта ике тапкыр теркәлгән: Кудаш Бикташев (халык шагыйре Сәйфи Кудашның бабасы), Абдулкәрим Шәрипов (Мостай Кәримнең бабасы), Сөбхан Сабаев, Абдулгәлләм Абдулваһапов (И-1, оп. 1, д. 1239. л. 1-2, БР Дәүләт Үзәк тарих архивы).
    Инде шушы Келәш авылы татар типтәрләренең “ревизские сказки”ларына да таянып, халык шагыйренең шәҗәрәсен барлыйк:
    И-138, д. 626, л. 1454 оборот. 1850 елның 8 сентябре, типтәрләр.
    4. Абдулкәрим Шәрипов үткән ревизиядә 69 яшьтә булган, 1839 елда вафат.
    Абдулкәримнең уллары:
    2. Мөхәммәди 13 яшьтә булган, хәзер 29 яшьтә.
    Мөхәмәдинең уллары:
    1. Мөхәммәтсафа яңа туган булган, хәзер 10 яшьтә.
    Д. 728, л. 842. 1859 елның 15 августы, типтәрләр.
    4.5. Мөхәммәди Абдулкәримовның уллары:
    Мөхәммәтсафа 10 яшьтә булган, хәзер 19 яшьтә.
    Димәк, халык шагыйренә бәйле буыннар тезмәсе:
    1. Шәрип (?)
    2. Абдулкәрим (1781 – 1839)
    3. Мөхәммәди (1821)
    4. Мөхәммәтсафа (1840)
    5. Мостафа (Мостай Кәрим 1919 – 2005).
    Халык шагыйре Гайса Хөсәеновның “юллап бирүе”нә тиклем үзенең милләте турында белмәгән, дип уйласак, мәзәк булыр иде. Ул заманнарда ВКП(б) һәм КГБ алдында һичкем ялган мәгълүмат бирергә базнат итмәгәнлеген истә тотып, партия өлкә комитетына 1946 елда тапшырылган 33 (утыз өч) язучы исемлегенә күз салыйк.
    Список членов и кандидатов ССП Башкирии:
    1. Кудашев С.Ф. – середняк, татарин, 1894 г.р. чл. ВКП(б), сред. образование.
    22. Каримов М.С. — крест. середняк, татарин, 1919 г.р., чл. ВЛКСМ, высш. обр. (ЦГАОО РБ, ф. 122, оп. 26, д. 450, л. 17).ә
    Моның белән, ихтимал, кайбер хаталарны төзәткәнмендер.
    Җиһат Солтанов
    Ответить
    Анонимно 21 окт
    Вы в каменном веке живете? Какие татары, какие башкиры? Эти нации сформировались к 20 веку. Так что выходцы из одной деревни могут быть и теми, и другими. Достали уже - что башкирские историки, что татарские.
    Ответить
    Анонимно 21 окт
    Да не реагируйте на безумства батакыча
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    Батакыч - это З.Солтанов?
    А ведь в Башкирии его знают как видного "специалиста" по определению того, кто башкирин, а кто нет.
    Если Солтанов не разрешил числиться в башкирах М.Кариму и М.Гафури, - их ни в коем случае нельзя причислить к башкирам.
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    не, гинятов. он сам так подписывается
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    ирек таттарыч? так он не историк совсем. и не этнограф. и не генетик. человек с техническим образованием, пенсионер. просто увлекается историей татар. так может любой филолог и социолог увлекаться астрономией, но это не сделает его астрономом.
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    Имеете в виду писателя Анатолия Гениятова?
    Он - тоже татарин, из села Уразово Учалинского района Башкирии.
    не Анатолий, а Талха. Талха Гениятуллин. Получил премию имени Аксакова.
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    А причем тут история?
    Если у человека и на свидетельстве о рождении написано татарин, и в паспорте тоже и в партбилете - татарин, почему его считать каким-то башкирином?
    Ответить
    Анонимно 24 окт
    гиниятов ирек - есть такой любитель порассуждать об истории и этнологии. заботит его, почему татар в башкирии так мало. по образованию то ли математик, то ли физик, то ли токарь. считает, что ему рахимов мешает
    Ответить
    Анонимно 24 окт
    Это Ирек Таттарыч. Живет в Нижнем Тагиле. У него есть свой блог, весьма интересный. Там много фактов. И особенно цифр. По переписям населения. Согласно его цифрам, башкир в так называемым Башкирии не более 10 %-в. Из тех 1,5 млн башкир как минимум 1 млн - переписанные в башкиры татары. У него есть и странички в соцсетях. Он закончил самый престижный вуз страны - физтех. Учился у самых выдающихся физиков страны, в т.ч. и у Капицы и Алфёрова. Он активно участвует в интернет-форумах. На исторические темы. постоянно сидит в Уфимском журнале (кстати, я тоже, и он со мной там очень активно защищает татар). Сам пишет статьи и размещает их в интернете.
    Ответить
    Анонимно 25 окт
    А еще один физик, академик, так вообще объявил что башкир нет. И что? Башкиры от этого никуда не исчезли:) Мали ли что там пишет очередной физик Тартарыч...
    Ответить
    Анонимно 02 ноя
    Татарыч перевирает факты и цифры. Цифры он берет из работ башкирских историков и по всякому извращает их. В самих оригинальных работах с этими цифрами выходит, что башкиры отатарились. Татар было не много по всем уездам Уфимской и Оренбургской губернии но между 1917 - 1920 годами значительно уменьшается численность башкир, тептяр и мишарей и на 150 - 200 % увеличивается численность татар. Мишари и тептяри как известно отдельные сословия куда записывали другие народы. Основу тептярей составляли башкиры. А мишари тоже сословие, когда-то была нижней стратой (сословием) Касимовского княжества, куда записывали чувашей, мордву, можар (потомков мадьяр) и др.
    Ответить
  • Анонимно 22 окт
    Я 30 лет жил в зауралье. Среди "истинных башкир".
    Не один башкир Зауралья не считает башкиром ни М.Карима, ни Н.Наджми, ни М.Гали, ни А.Атнабаева, ни Н.Асанбаева, ни Б.Бикбая, ни С.Кудаша, ни М.Гафури, ни Ш.Бабича, ни Г.Амири, ни С.Агиша, ни К.Мэргэна, ни Ш.Биккула и т.д.
    Из так называемых башкирских писателей и поэтов они своими считают только Х.Давлетшину (она и есть первая башкирская писательница), Я.Хамматова, К.Аралбая, Н.Идельбая, З.Биишеву, Вот и все.
    В союзе писателей 95 %-в татары были (во всяком случае до 92 года). Я там частенько бывал, и ни разу не услышал башкирскую речь.
    Мустай Карим в семье, среди других людей всегда говорил по татарски. На башкирский он переходил только тогда, когда надо было говорить официально. Толком башкирский он и не выучил. Те, кто лучше знает башкирский, его тексты (произведения) потом скорректировали.
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    Вы явно не жили в Зауралье. Иначе б такие глупости не городили, тем более за башкир. И у вас очень странные представления о Союзе писателей РБ. Сомневаюсь, что вы и туда захаживали. И тем более сомневаюсь, что вы могли лично общаться с Мустаем Каримом и тем более присутствовать при его общении с семьей, чтоб слышать "татарскую" речь.
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    Я туда заходил, чтоб меня там печатали.Хотя и немного.
    Конечно, до 90-х.
    В 90-е не до писательства было.
    И всегда со всему говорил по-татарски, и только по татарски.
    Мои рассказы и другие произведения тогда издавали не только в "Кызыл тане", но и в "агыйдели", и в "Башкортостане".
    Конечно, перевели на башкирский.
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    В 90-е годы была целая компания по "башкиризации" всех и вся. Тогда башкиры говорили, что татары в республике захватили все: и обком, и правительство, и союз писателей, и союз композиторов и т.д. В республике везде рулят татары, которые записались башкирами и самих башкир никуда не впускают. Особенно не любили чишминцев (в обкоме, в правительстве тогда был целый клан чишминцев) и илишевцев (их не любили потому, что те всегда получали всякие переходящие красные знамена, всегда числились в передовиках, получали премии и т.д.) И началась компания по разоблачению этих "лжибашкир". Первыми в списке этих "джебашкир" тогда стояли М.Шакиров, З.Нуриев, М.Карим.
    Их считали чуть ли не врагами башкир. По ихнему мнению, они развивали только западные татарские районы, Зауралье держали в голодном пайке, на руководство самих башкир не впускали и т.д. Я тут привел писателей как раз по списку тех, "лжебашкир", которые тогда попались в немилость.
    Ответить
    Анонимно 24 окт
    а в советские годы была массовая татаризация башкир, чувашей и даже мари
    Ответить
    Анонимно 24 окт
    В советские годы была массовая детатаризация в Башкирии. Начиная с 20-х годов прошлого столетия. Особенно преуспел в этом Шакирова. Начиная с 90-х этот процесс там усилился в разы.
    Ответить
    Анонимно 02 ноя
    Наоборот была татаризация. Численность татар не уменьшалась даже в годы голода и войны и всегда стабильно росла, потому что в татары записывали всех подряд
    Ответить
    Анонимно 24 окт
    Я тут забыл упомянуть Рами Гарипова.
    Рами Гарипова, именно его и любят башкиры. Именно его считают самым настоящим, самым выдающимся башкирским поэтом. Еще и Хадию Давлетшину.
    Но они оба во времена Мустая Карима были " в немилости". Их не издавали, нсли и издавали, то редко, не выдавали почетные звания, типа "народный поэт", медалями и прочими не награждали. И они оба выступали против всех этих мустаев, асанбаевых и т.д. Называя их татарами.
    Кстати, мать у Рами Гарипова - татарка, но почему-то он был самым главным татарофобом среди интеллегенции Башкирии.
    Ответить
    Анонимно 24 окт
    Сам только что придумал эти байки бездоказательные?
    Ответить
    Анонимно 24 окт
    Я много могу рассказать о Рами Гарипове.
    Лично его я не знал, но о нем говорили много. Много чем он прославился.
    Скандальный, неуравновешанный (можно сказать и неадекватный, особенно под воздействием алкоголя) с пристрастием к алкоголю, ярый националист, русофоб и татарофоб, плюс к этому еще и дебошир.
    Он попал в опалу в союзе писателей так:
    В союзе писателей проводили какой-то юбилей организации в ресторане "Алтын башак" в Уфе (устроили там банкет, там и награждали). Многих награждали, много фамилий называли. Только вот Гарипову - ни одной почетной грамоты, и никто о нем (он считал себя самым великим) и не упоминал. После этого мероприятия Р.Гарипов не выдержал, подождал того, кто вел банкет (а он был одним из членов правления союза) и набросился на него с кулаками. Еще и обзывал, ты такой-сякой, ты татарин, почему меня обделил и т.д.
    Ответить
    Анонимно 03 ноя
    фантазер ты
    Ответить
  • Анонимно 23 окт
    В 90-е годы в Башкирии была популярна пародия на стихи М.Карима «Не русский я/Но я россиянин (Рус түгелмен/Ләкин россиян мин …)”. В пародии его показывали, что он ни татарин, и ни башкир, и ни русский, а человек без рода и племени, т.е. человек какой-то несуществующей нации с названием россиянин. И дошел он до такого состояния вследствие того, что много потреблял самый популярный напиток в России – водку (воду): “Рус түгелмен \ ләкин Россиян мин / Россиянең “суын” эчкәнмен // шуны бик күп эчкәч, исрек баштан // Россиянин булып киткәнмен ...” (Не русский я, но я россиянин / Много пил я вод(к)у России (делают щелчок по шее) // И из-за этого, и с спьяну/ вдруг я стал каким-то россиянином).
    Ответить
  • Анонимно 23 окт
    Насчет этого, надо говорить, у М.Карима была серьезная проблема с алкоголем, его много лечили, но безрезультатно. Он смог неделями не появляться на работе. Его друг по Союзу писатьелей СССР Давид Кугультинов об этом много писал. Он пишет: Мустай много пил и не пьянел. Он пил в 2 раза больше чем мы (Они (Д.Кугультинов, Р.Гамзатов, К.Кулиев, М Карим старались держаться вместе). Но когда пьянел, он упал замертво и нам приходилось на руках занести его в номера гостиницы.
    Ответить
    Анонимно 24 окт
    То есть из-за воспоминания об одной попойке писателей вы делаете вывод, что поэт был алкоголиком? Смешной вы.
    Ответить
    Анонимно 24 окт
    Я там жил 30 лет. И Мустая-ага лично знаю. Когда бывал в союзе писателей, мне не раз приходилось общаться с ним.Но я не думаю, что он меня знал и помнил. Таких посетителей у него были тысячи. Я отлично знаю кто чем дышал в союзе писателей Башкирии, кто и чем занимался и кто и чем был известен. Вообще, пристрастие М.Карима к алкоголю всем был известно в республике. Такая же слава была еще у многих, к примеру у Б.Бикбая.
    Ответить
    Анонимно 03 ноя
    где ты жил? в союзе писателей, неизвестный? сочиняешь на ходу и сам себе противоречишь.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров