Новости раздела

На войне как на войне: как татары отказывались убивать и умирать за красных и белых

Татары и Гражданская война: часть 2

На войне как на войне: как татары отказывались убивать и умирать за красных и белых Фото: Олег Тихонов

100 лет назад в России происходили бурные события Гражданской войны. Одним из центров столкновений красных и белых стала Казанская губерния. В сегодняшней колонке историк Айдар Хабутдинов продолжает цикл публикаций о том, что происходило на территории современных Татарстана и Башкортостана в 1918—1919 годах.

В годину смуты и разврата
Не осудите братья брата!
Не вынимайте скороспело
Из ножен острый меч не в дело!

Арсений Голенищев-Кутузов

Неприятие войны

Главной особенностью ключевых татарских политиков в 1917 году было категорическое неприятие идеи гражданской войны и ориентация на скорейшее прекращение Первой мировой войны. Ситуация не изменилась принципиально и в годы гражданской. Лозунгом татар в 1917 году был мир «без аннексий и контрибуций», то есть без изменений границ и без денежных выплат. Они прекрасно понимали, что гражданская война неизбежно получит характер межнациональных столкновений и этнических чисток. Уже III Всероссийский мусульманский съезд, состоявшийся 16—21 августа 1906 года в Нижнем Новгороде, принял резолюцию об армяно-татарских (реально азербайджанских) столкновениях в Закавказье. В ней светских и религиозных лидеров этих народов призывали взять в свои руки дело примирения.

24 февраля 1915 года был создан «комитет помощи пострадавшим от войны русским подданным мусульманам» в Оренбурге. Основная цель комитета заключалась в сборе средств для мусульман Карской области, где шли военные действия и дело дошло до этнических чисток. 3 ноября 1916 года от имени мусульманской фракции азербайджанец Мамед Юсуф Джафаров заявил: «Никогда мрачная политика национального угнетения не достигала таких размеров, как в настоящее время освободительной войны». Джафаров говорил о жертвах Туркестанского восстания 1916 года. Садри Максуди и Ибниамин Ахтямов как и лидеры татарских общин Казахстана и Средней Азии делали все возможное для примирения местного мусульманского и славянского населения. Число жертв Туркестанского восстания исчисляется сотнями тысяч.

Садри Максуди (на фото) и Ибниамин Ахтямов как и лидеры татарских общин Казахстана и Средней Азии делали все возможное для примирения местного мусульманского и славянского населения. Фото wikipedia.org

После разгона Всероссийского Учредительного собрания в январе 1918 года началась первая волна красного террора в Крыму. Ее застрельщиками выступили матросы Черноморского флота. От их рук пал лидер крымско-татарского правительства Ногман Челеби Джихан. Террор также носил межэтнический характер, когда эвакуированные греки применили оружие против крымских татар.

В феврале войска большевиков Ташкентского Совета вошли в Коканд, после мощного артобстрела началось разрушение города и террор, приведший к десяткам тысяч жертв. 28 марта 1918 года советские войска заняли Татарскую слободу Казани. 1 апреля 1918 года был ликвидирован Мусульманский ревштаб, представлявший «Харби Шуро». Лидеры Мусульманского ревштаба в Казани не прибегли к оружию, так как опасались артиллерийского обстрела и террора со стороны матросов Балтийского флота. 30 марта — 1 апреля в ответ на попытку восстания азербайджанских социалистов из партии «Мусават» («Равенство») начался террор Бакинской коммуны против азербайджанцев в Баку.

Татарских политиков, прежде всего лидеров «Милли Идарэ» (национального управления) — Садри Максуди и «Харби Шуро» — Ильяса Алкина часто обвиняют в нежелании применить оружие прежде всего в Казани, Уфе и Оренбурге, где размещались татарские полки. Но они слишком хорошо понимали цену вопроса. Нельзя забывать, что Садри Максуди и отец Ильяса Саид-Гирей вошли в состав ЦК партии «Иттифака», избранного на том самом III Всероссийском мусульманском съезде 1906 года. До лета 1918 года в Казани и Уфе еще выходили оппозиционные большевикам газеты, которые подробно сообщали о страшных трагедиях в Крыму, Коканде и Баку. И это было только начало.…

Сообщение Губсовета рабочих и солдатских депутатов в уездные совдепы об упразднении мусульманских военных организаций и «Милли шуро». 2 апреля 1918 г. Фото предоставлено Госархивом РТ

Не поддаваться на провокации

Результат «красного террора» гражданской войны и голода 1921—1922 годов привел к гибели в ряде регионов юго-востока Башкортостана от половины до двух третей населения. Такова была во многом цена наличия частей башкирских войск, которые переходили от красных к белым и наоборот. Платили за все простые люди. Мемуары лидера Башкирской автономии Ахмад-Заки Валиди и история трагической гибели поэта Шаехзаде Бабича наглядно иллюстрируют данную ситуацию. На Урале действовала «Железная дивизия» Гая (Бжишкяна).

В целом 1918-й, скорее, характерен нежеланием татар участвовать в братоубийственной бойне и нежеланием подаваться на провокации большевистских лидеров типа лидера большевиков Казани Шейнкмана, стремившихся спровоцировать межнациональные и межрелигиозные конфликты, о чем ясно писал тот же Мирсаид Султан-Галиев. Последний с его опытом политической деятельности в Баку был самым радикальным из всех татарских политиков как в теории, так и на практике. Из достаточно мелкого функционера губернского масштаба еще в феврале 1918 года (член Наркомпроса Казанской Республики), он через полгода превращается в ключевого татарского политика.

В январе 1918 года Ильяс Алкин и «Харби Шуро» пытались остановить отправку артиллерии для большевиков Оренбурга, которые воевали с Оренбургским казачьим войском во главе с атаманом Дутовым. Вероятно, именно этот факт резко изменил ситуацию, так как лидеры Казанского военного округа Н. Ежов и Н. Ершов сразу после октябрьских событий 1917 года не препятствовали формированию татарских полков. Но, как указывалось ранее, незадолго до этого прибывшие в Казань лидеры казанских большевиков Шейнкман и Грасис всячески старались обострить ситуацию в Казани и регионе, в ход пошли слухи о восстановлении татарами Казанского ханства.

Ситуация на Урале, где оренбургские казаки и лидеры Уральского совета сошлись в вооруженной конфронтации, обостряла ситуацию. Однако ситуация ограничилась временными арестами вплоть до террора чехов и Комучевцев в Казани в августе и начале сентября 1918 года. На Урале единственной заметной жертвой стал лидер Уфимских татарских социал-демократов Бахау Нуриманов. Здесь не обошлось без одобрения со стороны Заки Валиди.

Из достаточно крупных политиков-татар жертвой этого террора в Казани стал только Муланнур Вахитов, хотя в руки противников большевиков попали и другие достаточно известные татарские деятели. Фото archive.gov.tatarstan.ru

Колчак не оставил выбора

При этом из достаточно крупных политиков-татар жертвой этого террора в Казани стал только Муланнур Вахитов, хотя в руки противников большевиков попали и другие достаточно известные татарские деятели. Доска, до сих пор висящая на Спасской башне Казанского кремля, показывает, что белый террор против большевистских лидеров носил ярко выраженный этнический характер. Утверждение о санкции на убийство Вахитова со стороны лидеров Московского и Казанского «Милли Шуро» лидеров социалистов времен революции 1905—1907 годов Гаяза Исхаки и Фуада Туктарова воспринималось компетентными современниками как достаточно грубая провокация.

Уполномоченный по мусульманской части Казани и губернии Ильяс Алкин гораздо эффективнее спасал социалистов, чем занимался формированием контингента для армии Комуча. В ноябре 1918 года он был арестован и чуть было не расстрелян колчаковцами как один из политических лидеров Комуча. Затем он недолгое время возглавлял штаб войск Башкирской автономии, но прославился, скорее, переговорами с Лениным и Сталиным о переходе автономистов на сторону Советов и переговорами о Декрете о провозглашении автономной Башкирии в составе РСФСР.

В целом именно режим Колчака, отказывавшийся признать «Милли Идарэ», не оставил татарским политикам альтернатив для постепенного сближения с советским режимом. Эффективный режим советской мобилизации не оставлял выбора для простых тружеников. Ликвидация режима Колчака в январе 1920 года стала рассматриваться как важнейшая предпосылка для возвращения к миру, которого измученная страна ждала уже 6-й год. Наиболее грамотно об этом писал муфтий Галимджан Баруди.

Уполномоченный по мусульманской части Казани и губернии Ильяс Алкин гораздо эффективнее спасал социалистов, чем занимался формированием контингента для армии Комуча. Фото предоставлено Госархивом РТ

Татары не дали ни Наполеонов, ни наполеончиков, ни панов-атаманов, ни «железных дивизий». Может, поэтому в седьмом томе «Истории татар» нет отдельного раздела, посвященного Гражданской войне. Это не слишком верно с научной стороны, но мое поколение, пережившее распад СССР, этнические чистки и гражданские войны на его руинах, понимает, как важно не будить лихо.…

Айдар Хабутдинов
ОбществоИстория БашкортостанТатарстан
комментарии 20

комментарии

  • Анонимно 19 июля
    Очень важная концовка - "как важно не будить лихо.…".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/106356-tatary-i-grazhdanskaya-voyna-otkaz-umirat-za-krasnyh-i-belyh

    Все помнят народную пословицу _ "Кто старое помянет - тому глаз вон".
    Но мало кто помнит её продолжение - "..., а кто забудет - тому оба вон".

    Т.е. не надо быть мстительным, напоминать кому-либо о его прежних поступках, однако и забывать то, что было в прошлом нельзя.
    Иначе "лихо" вернётся...

    Да, большевик были "мастерами" политической провокации и не только мелкие "сошки", но в первую очередь лидеры международных марксистов-террористов Ленин и Троцкий:
    "В целом 1918-й, скорее, характерен нежеланием татар участвовать в братоубийственной бойне и нежеланием подаваться на провокации большевистских лидеров типа лидера большевиков Казани Шейнкмана, стремившихся спровоцировать межнациональные и межрелигиозные конфликты, о чем ясно писал тот же Мирсаид Султан-Галиев".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/106356-tatary-i-grazhdanskaya-voyna-otkaz-umirat-za-krasnyh-i-belyh

    Самая главная провокация против многонациональной России Ленина и Троцкого заключалась в разделении страны на "отдельные коммунальные национальные республики".

    Кумир террористов К.Маркс "проповедовал" отмирание национальностей - и на это была направлена Мировая диктатура "пролетариата".

    В надежде на Мировую марксистскую, коммунистическую революцию Ленин и Троцкий использовали Россию как фитиль - разожгли "классовую" Гражданскую войну в надежде на поддержку западноевропейского пролетариата.

    Но увидев кровавый звериный оскал "реального", а не "теоретического" марксизма большинство рабочих отказалось от поддержки Ленина и Троцкого.

    Казалось что крах "режима" Ленина и Троцкого неизбежен и их неминуемо ждет международный суд и приговор к "высшей мере".

    И тут, чувствуя приближение конца, смерти, профессиональные провокаторы сделали гениальный ход - объявили о создании "национальных республик" - и этносы соблазнились на провокацию, перешли на сторону Ленина и Троцкого...

    Чем всё это закончилось уже описано в учебниках и монографиях -многомиллионными жертвами всех этносов.

    Смертельный многомиллионный голод 1920-1930-- гг., убийство миллионов инакомыслящих, подавление всякой мысли и инициативы, страх и ужас всего населения СССР - закономерный итог "националистической" провокации "интернационалистов" Ленина и Троцкого.

    И сами они погибли в "жерновах истории"...

    "Кто старое помянет - тому глаз вон, а кто забудет - тому оба вон"...
    Ответить
    Анонимно 19 июля
    Кумир "проповедовал" отмирание национальностей, а последователи разделили Расею на "отдельные коммунальные национальные республики"? Кумир ошибался или последователи были не последовательны? Или, все же, тем самым был смещен акцент с конфессиональной принадлежности к национальности, с последующим нивелированием последней? Идеи ленина-троцкого таки и сегодня живы.
    Ответить
  • Анонимно 19 июля
    Хабутдинову спасибо
    Ответить
  • Анонимно 19 июля
    "Татары не дали ни Наполеонов, ни наполеончиков, ни панов-атаманов, ни «железных дивизий».
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/106356-tatary-i-grazhdanskaya-voyna-otkaz-umirat-za-krasnyh-i-belyh

    А как же самое активное участие татар-мусульман на стороне Ленина и Троцкого в установлении коммунистической диктатуры в Средней Азии?
    На штыках татарских полков захватили власть "большевики-лениницы".
    Ответить
  • Анонимно 19 июля
    Не понимаю этого ехидства автора
    Ответить
  • Анонимно 19 июля
    Интересно, спасибо
    Ответить
  • Анонимно 19 июля
    Иллюстрации интересные, как и текст
    Ответить
  • Анонимно 19 июля
    Автор допустил ряд неточностей, на которые хотелось бы указать. Во-первых, когда он говорит о "татарских полках" Харби Шуро, то они именовались не татарскими, а мусульманскими полками, так как состояли из татар и башкир. Например, 1- мусульманский полк, стоявший в Оренбурге, преимущественно состоял из башкир. Поэтому в дни провозглашения в Оренбурге башкирской автономии и Учредительного курултая башкир, провозгласившего Башкирскую Республику в декабре 1917 года, этот полк полностью поддержал Башкирское Шуро и А.-З. Валиди.
    Вторая неточность - Бахау (Багаутдин) Нуриманов был башкиром Булекей-Кудейской волости из деревни Новокулево современного Нуримановского района РБ. Кому-то эти замечания покажутся мелочью, но совокупность мелких неточностей ведут к искажению истории.
    Ответить
    Анонимно 19 июля
    действительно мелочь. а село новокулево давно татарское. и по-башкирски там никто не разговаривает. если и были там полтора башкира, то теперь их нет.
    Ответить
    Анонимно 19 июля
    половина татар и башкир не знают толком ни татарского, ни башкирского
    Ответить
    Анонимно 19 июля
    Опять пошли эти татаро-башкирские разборки. Надоели!
    Ответить
    Анонимно 21 июля
    Что за бред про Новокулево. Деревня асаба-вотчинников чисто башкирская. Рядом тептярские деревни, которые в большинстве башкиры выходцы из Мензелинского уезда. Казанских татар там не было никогда.
    Ответить
  • Анонимно 19 июля
    Хорошо читается. Приятно понимать, что наши дедушки не были сугыш чукмарлары
    Ответить
  • Анонимно 19 июля
    Почему до сих в Казанском Кремле улица носит имя провокатора Шейнкмана?
    Ответить
  • Анонимно 19 июля
    интересно прочитать
    Ответить
  • Анонимно 19 июля
    Но не всее, далеко не всее
    Ответить
  • Анонимно 19 июля
    /Татары не дали ни Наполеонов, ни наполеончиков, ни панов-атаманов, ни «железных дивизий»./
    Это было начало реализации методов мирной борьбы. Когда нет демографии, нет армии, нет спецслужб надо выбирать другие методы.
    Ответить
  • Анонимно 21 июля

    ""Һәр милләт үҙенең үткәненә ҙур иғтибар бирә, уны өйрәнә, тарихи дәлилдәргә таянып, киләсәген күҙаллай. Йәш быуындың киләсәген ҡайғыртҡан халыҡ, музейҙар төҙөй. Ул иһә халыҡтарҙың үткәнен бөгөнгө тормошо менән тоташтырыу үҙәге булып тора. Бына шундай рухиәт усаҡтары беҙҙең районда ла бик күп.

    Мин, Бәҙертдинова Гөлназ Рәис ҡыҙы, үҙем уҡытҡан балаларҙа башҡорт дәүләт теленә, ғөмүмән башҡорт халҡының үткәненә һәм хәҙергеһенә ҡыҙыҡһындырыу арттырыу өсөн, үҙебеҙҙең райондың Яңы Күл ауылында урынлашҡан Бүләкәй-Көҙәй ырыуы башҡорттарының үҙәгенә экскурцияға алып барып ҡайттым. Был үҙәк Нуриман районы башҡорттары ҡоролтайы тарафынан 2014 йылда ойошторолған. Әлеге көндә бында район тарихы, тәбиғәте, Көҙәй башҡорттары, быуаттарҙы быуаттарға бәйләп килеүсе бик бай материал тупланған һәм музей булып формалашҡан.

    Был музейҙы етәкләгән Резеда апай барлыҡ экспонаттар тураһында ла яҡшылап һөйләне, таныштырҙы. Бигерәк тә беҙҙең райондағы башҡорттарҙың ҡайҙан килеп сығыуын, район територияһындағы күлдәрҙең тарихын уҡыусыларым йотлоғоп тыңланы.""
    Ответить
  • Анонимно 01 авг
    С ума что ли сошли? Баһау Нурһманов БАШҠОРТ
    Ответить
  • Анонимно 13 авг
    Деревня башкирская!!! Произношение мягкое, вот и кажемся большинству мы татарами! Привыклы к телевизионному южному произношению. А ведь настоящий башкирский язык, именно что мягко звучит. Есть приезжие разных национальностей. Вообще в истории записан факт, что Иван Грозный хотел стереть с лица земли деревню из-за того что его карету с золотом ограбили несколько жителей ее. Но один мудрый житель заступился: "Из-за нескольких грабителей не должна страдать вся деревня!". Так что осторожно с нами!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии