Новости раздела

«Пороховой» муфтий Баруди: основание «Мухаммадии», ссылка в Вологду и борьба с голодом 1921 года

Как татарский богослов воспитывал и отчислял будущих революционеров

Сегодня, 17 февраля, исполнилось 160 лет со дня рождения известного татарского богослова Галимзяна Баруди. В честь юбилея в этот день в Казани проходит конференция «Актуальные проблемы изучения духовного наследия мусульман России: история и современность». О ранних годах ученого и просветителя, его становлении муфтием и вкладе в народное образование в своей авторской колонке «Реального времени» рассказал наш колумнист, историк Радик Салихов.

Первые университеты

В феврале 2017 года исполняется 160 лет со дня рождения выдающегося религиозного деятеля, мусульманского просветителя, педагога-новатора Галимзяна Мухаметзяновича Галеева (Баруди), еще при жизни заслужившего всенародную славу, почет и уважение. Преемник великого Шихабуддина Марджани, первый демократически избранный муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания, духовный «отец» татарских образовательных реформ родился 5 февраля (по старому стилю) 1857 года в деревне Малые Ковали Казанского уезда (ныне Высокогорский район Татарстана).

Однако впоследствии он совсем неслучайно взял себе тахаллус «Баруди», что в переводе с арабского означает «Пороховой». Дело в том, что предки будущего имама вели торговые дела и большей частью проживали в Пороховой слободе города, и именно здесь обозначилась основная линия фамильного шеджаре Галеевых. В 1861 году отец Галимзяна Баруди, преуспевающий купец Мухаметзян Ибнаминович Галеев, разбогатевший на производстве и продаже азиатской обуви, переехал на постоянное жительство в самый центр Старотатарской слободы, в приход 5-й соборной мечети (ныне ул. Тукая, 40). Здесь, на Тихвинской улице, он выстроил большой особняк и вскоре стал признанным лидером мусульманской общины. Мухаметзян-бай был просвещенным человеком, любил книги, коллекционировал мусульманские рукописи, одним из первых в Казани начал выписывать первую тюрко-татарскую газету «Терджиман».

В 1862 году предприниматель отдал своего первенца Галимзяна на учебу в Апанаевское медресе — самое авторитетное и престижное учебное заведение в татарской части губернского центра. Проучившись здесь несколько лет под началом известного богослова Салахутдина Исхакова, талантливый и прилежный шакирд сам начал преподавать религиозные науки своим младшим товарищам. Уже в стенах Апанаевского медресе Галимзян Баруди осознал необходимость перемен в мусульманском конфессиональном образовании, схоластичность и косность которого вовсе не способствовали воспитанию верующего мусульманина, обучению его необходимым в жизни знаниям. В этом мнении он утвердился и во время обучения в прославленном бухарском медресе «Мир-Араб», где помимо фундаментального теоретического багажа приобрел и ясное представление о всех слабых сторонах средневековой системы обучения.

В своих дневниках богослов писал: «…Пусть знания будут хоть религиозные, хоть светские, хоть политические, все они потребны для действия. Знания, не приводящие к практике, ущербны, вызывают сожаления… Игнорирование ориентации на практику в приобретении знаний… не соответствует основам Ислама».

Предельный рационализм, во многом революционный для мусульманина того времени, стал жизненным девизом молодого человека, мечтавшего о служении своему народу. В 1882 году при полной поддержке своего влиятельного отца Галимзян Баруди, только что вернувшийся из Бухары, стал имам-хатибом Пятой соборной мечети и сразу же приступил к созданию в махалле татарского медресе нового типа.

С помощью крупнейших представителей национальной буржуазии — Ахметзяна Сайдашева, Гарифа Утямышева, Ахмеда Хусаинова — в 1883—1901 годах удалось построить большой современный комплекс зданий для первого и самого большого в России новометодного медресе «Мухаммадия» (ныне ул.Тукая, 34), в котором Галимзян хазрат сумел осуществить свои смелые педагогические идеи.

Религиозный реформатор и просветитель

Необходимый опыт почерпнул он в знаменитых центрах исламского образования Египта, Турции, Саудовской Аравии, где побывал в 1887 году. Размышляя о судьбах нации, ее настоящем и будущем, Галимзян мулла пришел к выводу, что прогресс мусульманского мира невозможен без приобщения его к достижениям европейской и мировой цивилизации. Поэтому, возвратившись в Казань в 1891 году уже твердым сторонником реформы народного просвещения, Баруди начал обучать шакирдов по непривычному тогда звуковому методу, для чего, за неимением специальной литературы, сам написал ряд учебников: первую тюркскую алифбу для новометодного обучения «Савадхан», учебник по арифметике «Намунаи хисап» и ряд других прекрасных образцов учебно-методической литературы.

Впервые в истории он, наряду с традиционными богословскими предметами, ввел в программу своего медресе светские науки, приблизив его тем самым к учебным заведениям европейского уровня. Шакирды, поступавшие сюда на учебу, занимались в течение 14 лет. Они изучали здесь арабский, турецкий, русский языки, математику, геометрию, физику, географию, психологию, педагогику, историю России, историю тюркских народов, то есть получали полноценное светское и духовное образование. Кроме того, Баруди часто приглашал видных представителей науки и культуры, политических и общественных деятелей для чтения различных лекций, проведения факультативных занятий.

Большое внимание Галимзян хазрат уделял оборудованию учебных кабинетов и бытовым условиям учащихся. С помощью богатейших татарских купцов он снабдил классы медресе всем необходимым: партами, черными досками, кафедрами, картами и наглядными пособиями. Весь учебный процесс был подчинен строгому расписанию. Свободное время они могли проводить в благоустроенном общежитии, в мастерских или же на стадионе, зимой превращаемом в каток. В медресе царила атмосфера относительного свободомыслия, когда учащиеся могли объединяться в неформальные общества, выпускать рукописные газеты и журналы, ставить спектакли. Именно в медресе «Мухаммадия» возникло мощное шакирдское движение со своей подпольной организацией «Берлек», которое ставило целью радикальную реформу всех конфессиональных учебных заведений волжских татар. Одним из руководителей «Берлека» был писатель Фатих Амирхан.

В то же время мударрис (ректор) жестко контролировал дисциплину своих питомцев. Он отрицательно относился к политической активности своих подопечных, считая ее угрозой существования медресе. В период революционных событий 1905 года Галимзян Баруди решительно и без сожаления исключил из своего учебного заведения десятки шакирдов, принимавших участие в беспорядках. Этот шаг вызвал волну возмущения у некоторых представителей непримиримой молодежи, тайно приговоривших наставника к смерти. Из-за угрозы покушения педагог вынужден был какое-то время ходить с заряженным браунингом. Но этот дальновидный поступок Баруди помог в дальнейшем спасти медресе от закрытия по политическим мотивам.

В начале XX века в «Мухаммадии» насчитывалось рекордное количество учащихся — 500 человек и 20 мугаллимов. В стенах этого медресе получил прекрасное образование цвет татарской интеллигенции. Это известные революционеры Хусаин Ямашев, Махмуд Дулат-Али, Касим Туйбахтин, Камиль Якуб; писатели Фатих Амирхан, Зариф Башири, Фатхи Бурнаш, Мажит Гафури, Карим Тинчурин, Галиаскар Камал, Наки Исанбет, Миргаяз Укмаси, Ахмет Исхак, Гали Рахим, Фазыл Туйкин; ученые, общественные деятели Гимад Нугайбек, Ходжа Бадиги, Галимджан Шараф, Газиз Губайдуллин, Сайид Вахиди; артисты: Зайни Султанов, Габдрахман и Габдулла Камал; дипломаты Ибрагим Амирхан, Хикмет Биккенин; композиторы Султан Габяши, Салих Сайдашев; художник Баки Урманче и др. В начале XX века Галимзян мулла издавал религиозный журнал «Ад-дин ва Адаб» («Религия и нравственность»), а также выступил в числе учредителей издательства «Миллят», выпускавшего учебную литературу для джадидских медресе.

Доносы на муллу и ссылка

Активная общественная и педагогическая деятельность Галимзяна Баруди вызывала раздражение властей, которым представлялась опасной его работа в ЦК первой мусульманской политической партии «Иттифак аль-Муслимин». Кроме того, реформаторские устремления муллы встречали настоящую ненависть у представителей мусульманского консерватизма.

Доносы на него поступали в канцелярию губернатора и жандармское управление практически беспрерывно. В результате в 1908 году Баруди вместе со своим братом Салихзяном и ближайшими единомышленниками Габдуллой Апанаевым и Габдулхамидом Казаковым по сфабрикованному на беспочвенных анонимках делу был выслан в Вологодскую губернию. Его главной виной стала организация в Казани учительского съезда. После возвращения в Казань Галимзян хазрат вплоть до самой революции оставался под надзором полиции. Однако это не мешало продолжать ему активную проповедническую и педагогическую работу.

Вообще, авторитет опального имама среди мусульман был необычайно высок. Искренняя религиозность, безукоризненное следование в быту и на публике установкам Корана и Шариата, блестящее знание истории ислама и арабского языка привлекали к его личности как убеленных сединами аксакалов, так и стремившихся к новому шакирдов. Вот почему в его доме на Сенной улице всегда с радостью и благоговением собирались богатейшие предприниматели, прославленные богословы, политические лидеры татарского мира и просто сельские учителя и муллы, часами обсуждавшие со своим учителем насущные проблемы нации.

Можно сказать, что для Баруди не существовало личной жизни. Детей у него не было. Первая его жена Бибимагруй абыстай, происходившая из знаменитого купеческого рода Утямышевых и являвшаяся родственницей выдающемуся богослову Габденасиру Курсави, все свое время отдавала становлению новометодного женского образования. После ее кончины Галимзян хазрат связал свою судьбу с Бибигайшой Батыргиреевной Шакуловой из Касимова, чье шеджаре относилось к сеидам — потомкам Пророка Мухаммеда. Эта прекрасно образованная женщина также стала верной помощницей своему мужу, который уже в предреволюционные годы превратился в крупнейшего религиозного и общественно-политического лидера татар всей России.

Демократически избранный муфтий

В 1917 году Галимзяна Баруди избрали муфтием Оренбургского магометанского духовного собрания. На этих первых в истории свободных выборах он опередил четырех других, очень достойных кандидатов: Мусу Бигиева, Габдуллу Буби, Хасан-Гату Габаши, Садри Максуди. И опять-таки впервые за 120 лет существования Духовного собрания такой чести удостоился представитель казанского духовенства. На этом ответственном посту Баруди проявил себя искусным организатором и дипломатом, сумевшим наладить относительно конструктивные отношения с советским правительством, проводившим активную антирелигиозную политику. Хазрат, видевший в классовой идеологии причины общественной смуты, раздора и гражданской войны, во чтобы то ни стало пытался сохранить систему автономного управления духовными делами, мусульманского конфессионального образования, спасти общины от разорения и закрытия, а приходских имамов — от преследований и репрессий.

Надо сказать, что на первых порах это ему удавалось. Неоднократные встречи с лидерами татарских большевиков Мирсаидом Султан-Галиевым и Сахиб-Гареем Саид-Галеевым, убедительные призывы уважать чувства верующих людей помогали сохранять духовную жизнь практически во всех махаллях Поволжья и Приуралья. Перед самой своей смертью, в 1920 году, Баруди подарил молодой Татарской республике личную библиотеку, насчитывавшую 4 288 томов, — книги, которые еще в середине XIX века начал собирать его отец. В дальнейшем она составила основу восточного фонда научной библиотеки им. Николая Лобачевского КГУ. Галимзян Баруди как истинный мусульманин до последнего вздоха пытался заниматься богоугодными делами. Он скончался в 1921 году в Москве, куда приехал, чтобы обсудить в правительстве чрезвычайные меры для оказания помощи голодающим Поволжья.

Радик Салихов
Справка

Радик Римович Салихов — историк, заместитель директора по научной работе Института истории им. Ш. Марджани.

  • Родился в 1965 году.
  • Доктор исторических наук, заведующий отделом новой и новейшей истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, лауреат Государственной премии в области науки и техники Республики Татарстан за 2008 г., член-корреспондент АН РТ (2011).
  • Салихов внес значительный вклад в изучение памятников духовной и материальной культуры татарского народа, социальной структуры татарского общества второй половины XIX — начала XX веков, влияния джадидистских преобразований на мусульманскую общину, проблем формирования национального торгово-промышленного класса, экономической истории региона, а также исторической и современной территориальной геральдики, региональной истории Татарстана.
  • Под его научным руководством и при консультировании было защищено восемь диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Он является автором восьми монографий, более 80 научных статей.
  • С 2002 по 2006 годы выполнял обязанности ответственного секретаря, а с 2006 года — заместителя председателя Геральдического совета при президенте РТ.

Новости партнеров