Новости

02:51 МСК
Все новости

Методисты Минобра Татарстана нашли альтернативу «родному русскому»

Параллельно всех директоров школ уговаривают выбрать варианты планов, предусматривающие «родной язык» в обязательной программе

Методисты Минобра Татарстана нашли альтернативу «родному русскому» Фото: edu.tatar.ru

Что такое «родной русский» и как ему учить, обсудили на заседании республиканского учебно-методического объединения. Предмет, которым заменили татарский язык для тех, кто отказался от изучения последнего, поставил в тупик учителей. Ввели его внезапно, и, чем занимать школьников, педагогам предложили придумать самостоятельно. Каждая школа выкручивалась как могла — кто-то в освободившиеся от татарского часы преподавал «Краеведение», кто-то — «Казаневедение», кто-то — предмет «Наследие Татарстана». И вот, наконец, методисты расставили все точки над «и»: в эти часы будут заниматься риторикой. Параллельно директорам школ доходчиво объяснили, что нужно выбрать варианты планов, предусматривающие «родной язык» в обязательной программе. Все это происходит накануне очередного заседания Госсовета, от которого ждут окончательного решения по языку. Подробности — в материале «Реального времени».

Ребус для учителя решили методисты: «родной русский» будут изучать по Ладыженской

Как преподавать «родной русский язык», которым, начиная со второй четверти, заменили обязательный татарский для тех, кто отказался от его изучения, решили на заседании республиканского учебно-методического объединения при Минобразования Татарстана. Предмет свалился как снег на голову, учителям, которых сразу предупредили, что повторяться «родной русский» с так называемым «государственным русским», который изучают обе группы учеников — и русская, и татарская (выбравшая в качестве родного татарский), не может. Опережать программу тоже нельзя — иначе татарская группа окажется ущемленной в знаниях. Каждая школа выкручивалась по-своему — кто-то преподавал «Краеведение», кто-то — «Казаневедение», кто-то — предмет «Наследие Татарстана», который успел «наследить» в интернете фотографиями учебника, где объяснялось, что Татарстан — государство (это стало открытием для многих). Положение, закрепленное в Конституции РТ 25 лет назад, стало для многих за пределами республики откровением и породило волну возмущений.

Учитель школы №90 Казани Анастасия Матиборская пожаловалась «Реальному времени», что ей, как молодому специалисту, очень тяжело. «Если по традиционным предметам можно найти конспект и отталкиваться от него, то тут все задания самостоятельно нужно составлять».

К концу второй четверти методисты определились с тем, как преподавать исключительно татарстанское изобретение под названием «родной русский язык». Судя по протоколу заседания республиканского учебно-методического объединения, школьникам в эти часы будут давать риторику. Дискуссия развернулась на тему, какой учебник взять за основу. Посовещавшись, решили, что «лучше курса Ладыженской мы не придумаем».

Об учебнике «Риторика» Ладыженской в интернете практически нет отзывов педагогов, так как этот курс не является обязательным в школах России, но об учебнике «Русский язык» того же автора отзывов много, и они почти все положительные: «Отличный учебник Ладыженской, с красивым оформлением, а главное — без опечаток», — пишет один из педагогов.

Об учебнике «Риторика» Ладыженской в интернете почти нет отзывов педагогов. Фото u4ebniki.blogspot.ru

Неправильные школы выбирают неправильные планы

Еще один важный вопрос подняли на совещании. Несмотря на то, что все школы к началу второй четверти определились с вариантами учебных планов по ФГОС, ректор Института развития образования Минобра РТ Рина Бадриева намекнула на то, что не все директора сделали правильный выбор, и предложила «обратить внимание на варианты планов №3 и №4 для начальной школы и №4 и №5 для 5—9-х классов».

Директор лицея №177 Ильдар Имамов заметил, что «со стороны Минобрнауки Татарстана не было указания, какой план выбирать». А 33 из более чем 160 школ Казани выбрали второй вариант учебного плана. Альфия Мотигуллина, доцент Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ, также одобрила второй вариант учебного плана.

Вице-президент Академии наук РТ Дания Загидуллина обратила внимание, что второй вариант не подходит для сельских школ, а Эльвира Зарипова, и.о. начальника управления национального образования Минобрнауки РТ, сказала, что второй вариант «для Татарстана не подходит» вообще.

Разница между вариантами учебных планов №2 и №3, 4 в том, что во втором плане нет предмета «родной язык» в обязательной части. Его могут ввести только в вариативную часть, ее еще называют факультативной. А третий и четвертый планы в начальное школе и планы четвертый и пятый в основной предполагают обязательное изучение родного языка и литературы.

Впрочем, как отмечают родители, если школа останавливается на варианте №2, татарский выбирают чаще — родители не против изучения языка факультативно, без выставления оценок. А если навязывают план №3, срабатывает обратный эффект — отказов от татарского больше.

Вице-президент Академии наук РТ Дания Загидуллина, обратила внимание, что второй вариант учебного плана не подходит для сельских школ

Нет ничего более постоянного, чем временное, или Когда закончится «переходный период»

Примечательно, что даже те, кто не согласен с планами №3 и №4 — Имамов и Мотигуллина, не посмели проголосовать против. В итоге стопроцентным большинством учебно-методический совет утвердил варианты учебных планов с обязательным изучением родного языка. Напомним, что по закону образовательная организация сама выбирает, по какому учебному плану работать.

Интересно, что все рекомендации, разработанные учебно-методическим объединением, имеют пометку «в переходный период». Что за переходный период и в какую постоянную величину он выльется, выяснить не удалось — ректор Института развития образования Рина Бадриева, которая председательствовала на собрании, не смогла разъяснить «Реальному времени» этот момент. Мы готовы предоставить ей слово.

Возможно, переходным периодом методисты считают нынешнюю ситуацию, когда родители могут выбирать, какой из языков для ребенка является родным, и рассчитывают, что Министерство образования России все-таки одобрит план с обязательным изучением государственного языка субъекта, который для всех татарстанцев един.

Возможен и другой вариант — сейчас инициативная группа педагогов разрабатывает предмет «История и культура Татарстана и татарского народа», чтобы преподавать его для детей, чьи родители отказались от изучения татарского языка. И риторика — временный вариант, пока предмет «История и культура Татарстана» не будет одобрен в Минобразования, а это займет время.

Незакрытый гештальт Госсовета и «день икс» для отчета перед Путиным

Пока ясность в этот вопрос не смог внести даже полпред президента в ПФО Михаил Бабич. Выяснилось, что СМИ, поспешившие растиражировать его выступление под заголовком «Татарский будет преподаваться 2 часа в неделю», упустили пару важных моментов. В тексте речи Бабича без купюр говорится: «Впервые в учебных планах, в части формируемой участниками образовательных отношений, предусматривается возможность до 2 учебных часов в неделю на изучение государственного языка республики». Активисты, выступающие за добровольное изучение татарского, сделали акценты на словах «возможность», а не обязанность, и «часть, формируемая участниками образовательных отношений», — это как раз факультативная часть в варианте учебного плана №2.

СМИ, поспешившие растиражировать выступление Бабича под заголовком «Татарский будет преподаваться 2 часа в неделю», упустили пару важных моментов. Фото Михаила Козловского

Полпред сказал, что, «насколько мне известно, соответствующие методические рекомендации Минобразования России приняло и в ближайшие дни направит в регионы». Ранее активисты из Татарстана, побывавшие на приеме в Минобре России, выложили запись разговора с одним из чиновников федерального ведомства, который сказал, что «вариант с двумя часами татарского не выполняет поручения президента».

29 ноября состоится очередное, 33-е заседание Госсовета, которое уже дважды не могли закрыть из-за нерешенного вопроса с татарским языком. На заседании снова поднимут вопрос его изучения в Татарстане. Возможно, в этот раз удастся поставить точку, ведь на носу «день икс». 30 ноября о выполнении поручения, касающегося добровольного изучения родных и государственных языков субъектов, перед Путиным должны отчитаться Генпрокуратура и Рособрнадзор, а 1 декабря — главы регионов.

Дарья Турцева
ОбществоОбразование
комментарии 54

комментарии

  • Анонимно 28 нояб
    Бедные дети, как ни крути
    Ответить
    Анонимно 29 нояб
    "... а Эльвира Зарипова, и.о. начальника управления национального образования Минобрнауки РТ, сказала, что второй вариант «для Татарстана не подходит» вообще.
    Источник : https://realnoevremya.ru/society/education/82719-v-tatarstane-na-rodnom-russkom-yazyke-budut-izuchat-ritoriku... "

    Эльвира - а почему?????
    Почему не подходит???
    Ответить
  • Анонимно 28 нояб
    Совсем запутались - учителя, методисты, чиновники минобра, ученые и даже АНТ во главе с филологом. Вообщем по басне Крылова...!
    Ответить
    Анонимно 29 нояб
    вот, что может произойти, когда один человек внесет свое "предложение" и все чиновники его для "угождения" подхватят!
    Ответить
  • Анонимно 28 нояб
    Почему нельзя "опережать" программу в родном русском языке? А в других регионах можно? И знать больше? Кого в результате ущемляют, не русскоязычных - отвлечением на второстепенные предметы?
    Ответить
    Анонимно 28 нояб
    Потому-что живёте в Татарстане, а не в Воронеже
    Ответить
    Анонимно 29 нояб
    т.е. вы хотите сказать, что изучать русского языка должны меньше, чем в Воронеже?
    Ответить
    Анонимно 29 нояб
    Именно
    Ответить
    Анонимно 02 дек
    Согласен, пусть убираются в Воронеж, Липецк, Магадан. Что так прицепились к Татарстану?
    Ответить
    Анонимно 11 дек
    "Знать больше" - в этом вы правы. А то разрешенные 16 баллов на ЕГЭ по русскому языку по стране как-то не очень звучит.
    Ответить
  • Анонимно 28 нояб
    Почему вместо "родного русского" собираются преподавать "Историю татарстана"? Они чем-то похожи?
    Ответить
    Анонимно 28 нояб
    На этой земле хозяева татары
    Ответить
    Анонимно 29 нояб
    чего-чего?
    Ответить
    Анонимно 29 нояб
    До 1552 года были хозяева... потом уже нет.
    Ответить
    Анонимно 29 нояб
    Много у вас земли в собственности, вот туда к вам никто не заходит без разрешения. А на Российской земле вы в одинаковом положении с остальными. Есть закон об образовании России, нет сидят величие свое показывают, решают кому что учить. Есть государственный язык страны, и есть свой родной язык, не хотите его забывать, учите, те кто это хочет, свой язык знают.
    Ответить
    Анонимно 11 дек
    Мы же не предлагаем вам учить свой язык на кухне.
    Ответить
    Анонимно 11 дек
    А до какого года вы были хозяевами на Аляске?
    Ответить
  • Анонимно 28 нояб
    Требуем изучения в школах РТ Кряшенского языка.

    Ринат Гараев.
    Ответить
    Анонимно 29 нояб
    провокатор не татарин!
    Ответить
    Анонимно 07 дек
    А кто-то может указать как родной язык английский?
    Ответить
  • Анонимно 28 нояб
    Автор явно на стороне противников обязательного изучения татарского языка в школах Татарстана. Она не забыла , что это национальная республика, а не русская область?
    Ответить
    Анонимно 29 нояб
    Вы бы хоть узнали сначала, что такое Казанская губерния.
    Вы, евразийцы, сначала говорите, потом не думаете.
    Ответить
    Анонимно 29 нояб
    Губернии отменили 100 лет назад.
    Ответить
  • Анонимно 28 нояб
    С 1552 года здесь Россия. Казанская губерния - название ни о чём не говорит?
    Ответить
    Анонимно 28 нояб
    Польша и Финляндии тоже когда-то были в составе России
    Ответить
    Анонимно 28 нояб
    Финляндия- некогда Великое княжество Финляндское в составе Российской федерации. Украина- некогда Малороссия и УССР в составе СССР и.т.п
    Ответить
    Анонимно 11 дек
    А название Татарстан ни о чём не говорит некоторым?
    Ответить
  • Анонимно 29 нояб
    С 1701 - Российская империя
    с 1917 - Российская республика, Российская советская республика
    с 1918 года - Российская демократическая федеративная республика, РСФСР
    c 1991 года - РФ
    Ответить
    Анонимно 02 дек
    Предлагаю в освободившиеся часы учить иностранные языки. Татарский нужен татарам в Татарстане, но в мире для общения нужен какой нибудь международный. Почему во всех странах и даже в странах третьего мира(типа Египет) почти все жители свободно говорят на английском! Для 80-летней бабушки немки дикость, что 17-летний внук русской подруги не понимает английского, а она старуха немка знает его. Зачем родители платят деньги репетиторам за пределами школы для изучения английского, без которого только в дворники идти сейчас, при этом нагружают детей еще и после школы дополнительными занятиями иностранного языка? Не лучше ли так: кто хочет , учит татарский, кто не хочет-английский.
    Ответить
  • Анонимно 29 нояб
    Надо прекратить эти словесные дрязги. Просто выполнять послания президента!
    Ответить
    Анонимно 30 нояб
    А Конституция РФ , Конституция РТ и Законы ничего не значат против слов одного, который не знает все перечисленное.
    Ответить
    Анонимно 11 дек
    Один указ выполнили. Когда же московские чиновники с таким же рвением бросятся выполнять Майские указы, указы по борьбе с коррупцией и ещё много других указов по улучшению жизни простых людей и подъему экономики страны? И о том, что некоторым надо быть поскромнее, ну, в смысле не грести всё под себя. А то зарплаты по 4-5 млн.в день как-то даже не очень.
    Ответить
  • Анонимно 29 нояб
    Вместо риторики нужно преподавать граждановедение. Или конфликтологию. Или по очереди каждый год. Оба предмета не ущемляют татарский и являются предметами практической направленности, которые окажутся полезными в жизни.
    Ответить
  • Анонимно 29 нояб
    Предмет Родной язык входит в блок "Филология", и "История и культура Татарстана" никак не может изучаться в этом блоке
    Ответить
  • Анонимно 30 нояб
    А теперь с родным языком ерунда.Вместо 2 часов 3 часа родного языка и чем заниматься не знают сами и учебников нет.Время отнимают у детей.А нагрузка 34 часа в неделю в 5 классе- это тоже никто не видит.Запутались.Все просто -убрали и все и детям легче станет.Куда такая нагрузка, дети ходят в кружки, занимаются в музыкальной школе каждый день.Пожалейте детей.
    Ответить
    Анонимно 11 дек
    Я тоже за пятидневку. Шестой день недели дети могут посвятить самообразованию, т.е. тем предметам, которые им пригодятся в будущем и к которым у них есть наклонности. А то министр образования в РФ новый, а реформ что-то не видно.
    Ответить
    Анонимно 12 дек
    Ну не нравятся школы обычные, так отдавайте детей обучаться в частные школы -если таковые есть. Если нет организовывайте, создавайте. И не надо указывать в государственных школах чему нужно обучать вашего ребенка индивидуально.
    Ответить
  • Анонимно 01 дек
    Нам уже по 70 лет, по желанию изучали мы татарский язык, но ни когда не разговариваем на татарском, даже при встрече с друзьями татарами, не видим смысла перехода с одного языка на другой. Кому то ведь надо таким образом травить народ на добрых соседей, без которых нам не жить. Очень отвратительные комментарии, какие безнравственные люди это пишут от имени наших татар. А самое главное наши комментарии не пропускают.
    Ответить
    Анонимно 02 дек
    Это что за такие добрые соседи? Русские что ли? Не смешите меня. Эти добрые соседи ненавидят все народы. Вспомните про все прозвища, которые раздаются жителям Кавказа, Средней Азии, Прибалтики, Украины, не говоря уж о евреях и т.д. И это добрые соседи, без которых нам не жить? А комментарии здесь действительно не пропускают. Хорошо хоть ваши комментарии прошли......
    Ответить
    Анонимно 02 дек
    с ума то не сходите .. русские 25 лет терпели ваше навязывание со своим языком ..доконали ..так что это вы не добрые соседи
    Ответить
    Анонимно 02 дек
    Это вы не знаю кто такие сходите с ума, пытаясь нас татар натравить на наших старших братьев русских, в тяжелое время они наша опора и живем мы с ними в РФ, это наше родина, мы же не можем надеется на вас, каких то сума шедших.
    Нам не надо вспоминать СССР, это не забытое старое, мы росли в СССР и язык татарский нам никто не навязывал, любой из детей татар мог отказаться от изучения татарского языка, не было проблем. Лично сам я отказался от татарского и не жалею, разговаривать на татарском умею, читать, писать тоже а удивлять знанием татарского языка-какой смысл.
    Ответить
    Анонимно 02 дек
    Какие 25 лет? Не протрезвели что ли?
    Ответить
    Анонимно 02 дек
    16:52
    Неужели произведение Чингиза Айтматова подпадает под цензуру? Аллё, модераторы?

    "Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишённый понимания собственного «Я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своём роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения. Только манкурт мог выдерживать в одиночестве бесконечную глушь и безлюдье сарозеков, находясь неотлучно при отгонном верблюжьем стаде. Он один на таком удалении заменял множество работников. Надо было всего-то снабжать его пищей — и тогда он бессменно пребывал при деле зимой и летом, не тяготясь одичанием и не сетуя на лишения. Повеление хозяина для манкурта было превыше всего. Для себя же, кроме еды и обносков, чтобы только не замерзнуть в степи, он ничего не требовал…"
    — Чингиз Айтматов. «Буранный полустанок» (И дольше века длится день).
    Ответить
    Анонимно 02 дек
    обязательный татарский для русских ввели 25 лет назад... но это было 2 урока и дети ходили учили .. и с каждым годом это было всё сложнее и обязательнее а последние 5 лет это было невыносимо и унизительно .. так как обращались с русскими детьми учителя по тат языку обзывая .. детей не делили на тех кто умеет говорить и не знаком с тат языком . поэтому все с облегчением вздохнули .. а татары пусть учат без проблем
    Ответить
    Анонимно 02 дек
    ПО СЕБЕ НЕ СУДИ А ТУТ В ТАТАРИИ ТАТАРЫ ПЬЮ В РАЗЫ БОЛЬШЕ
    Ответить
    Анонимно 02 дек
    Да уж не надо врать! Обзывали их, понимаешь ли....)) Я жил в СССР в Ташкенте, и мы, независимо от национальностей учили узбекский язык и никто не стонал и не ныл. Вы просто ленивый народ, у вас ко всем есть претензии, даже к чукчам. Сами то далеко ушли?
    Ответить
    Анонимно 07 дек
    Ой, не надо вот мне ни старшего, ни младшего брата - я уже взрослая.
    А в дружбе я ценю равноправие.
    Ответить
    Анонимно 11 дек
    В России нет закона о том, что я должна знать русский язык.
    Ответить
    Анонимно 07 дек
    А чЁ это вы от имени татар говорите? Хотите, хоть на русском, хоть на чувашском или марийском говорите с соседями. Мне достались соседи со способностями к языкам, они охотно вникают в мою речь и даже отвечают мне на татарском
    Ответить
  • Анонимно 02 дек
    Нужно вспомнить забытое старое, я имею ввиду посмотреть как изучались языки в СССР. А не то время когда сделали суверенитет. 25 лет ничего толкового в изучении языков, 25 лет вместе с детьми потом уже с внуками ничего не могли решить родители, дедушки с бабушками, знакомые, учителя татарского языка и.т.д. не могли справиться не только переводом но и пониманием некоторых слов. Что не правда?
    Ответить
  • Анонимно 04 дек
    За татар в Татарстане решают узбеки из Ташкента, они на столько обнаглели, что во все властные структуры залезли и модераторы они же, житья от них нету слово не скажешь и везде ведут комментарии не брезгуя словами, за татарский язык. А говорили, что Гастарбайтеры едут в Татарстан для выполнения тяжелой и грязной работы, они у себя то ни когда не работали, а из нас хотят сделать манкурта.
    Ответить
    Анонимно 07 дек
    Можно, я исправлю в вашем комментарии грамматические ошибки?
    Ответить
    Анонимно 12 дек
    Чушь!
    Ответить
  • Анонимно 12 дек
    Нет,не надо оскорблять ни татар, ни русских. Просто мы татары хотим свою нацию оставить безграмотным. Те татары , кому знания не нужны пусть изучают татарский язык, а кто хочет стать высококвалифицированным и грамотным специалистом должны изучать русский язык, т.к. вся техническая и медицинская литература только на русском языке. Пусть сто процентов изучают татарский язык кто ходит в мечеть, им знания не нужны. Пусть другим умным татарам развиваться в этой стране не мешают и не навязывают.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии