Руслан Айсин: «Мишары отличаются своим характером, хваткостью, бравым темпераментом, хитростью. Но…»
Ученик Джемаля: чем мишары отличаются от остальных татар?

Развернувшаяся на днях дискуссия в соцсетях о «мишарском вопросе» заставила Руслана Айсина, политолога, соратника Гейдара Джемаля, поразмышлять об этом татарском субэтносе. В авторской колонке «Реального времени» наш колумнист, отмечая свое мишарское происхождение, находит отличия этой группы татар от остальных, предостерегает читателей от политических спекуляций и призывает не разделять единую «политическую нацию».
«Татары — это политическая нация»
Есть у татар неизбывное стремление к единству, парадоксальным образом преодолеваемое через внутреннее противоречие в коллективном сознании самих татар. Известно, что татары делятся на субэтнические (субтерриториальные) группы: сибирские, астраханские, касимовские татары, кряшены.
Вообще, татарская этническая общность скроена сложной внутренней структурой. Поэтому, видимо, так сильно в нашем народе это «субэтническое позиционирование»: «я мишарин», «я сибирский татарин» и т.д. Не всегда, скажем прямо, такое «уточнение» внутриэтнической идентификации идет на пользу национальному единству. Что и говорить, субэтнический сепаратизм — явление не новое в татарской среде.
Татары — это политическая нация, что является фактом неоспоримым.
Да, татары прошли долгий и тернистый путь к своему единству, выработке «консенсуса» между различными этническими группами тюрок. Об этом, собственно, писал и великий татарский религиозный деятель, богослов, историк-реформатор Шигабутдин Марджани. Он рассматривал историю татар как часть глобальной тюркской цивилизации, когда в эпоху Золотой Орды и стала складываться собственно общетатарская идентичность.
Так исторически сложилось, что ведущую роль в консолидации астраханских, сибирских татар в единую политическую нацию сыграли татары-тюрки Волго-Уральского региона, они и стали динамическим ядром нации. Тут стоит оговориться, что волго-уральские татары играли роль локомотива интеграции, но никак не узурпатора и поглотителя остальных этногрупп, если можно так угловато выразиться. Это была интеграция, которая на выходе дала новый политический суперэтнос.
При этом, что является вполне естественным делом, внутри большой татарской общности, живущей по всей широте Евразийского материка, существуют культурное многообразие, диалекты, расовые различия и т.д. Но они не должны быть фактором разобщенности и внутреннего сепаратизма. Все большие этносы прошли путь становления через объединение различных этнических групп на основе общей парадигмы истории, языка или даже религии. Вот есть китайцы, в суперэтнический компонент которых входит до сотни народностей. Русские, вобравшие в свой этнический состав тюрок, финно-угров, палеоазиатов, славян.
«Я сам по отцу нижегородский мишарин»
Долгое время советская идеологическая бюрократическая машина сознательно искажала историю татар, лишая татар этнокультурных механизмов для воспроизводства общетатарского исторического сознания. Татарам оставили лишь «булгарскую теорию происхождения», отрубив значительную часть нации, выпихнув их на историческую и общественную периферию. Это сознательное движение по локализации татар и лишению их статуса большой нации. Разделяй и властвуй!
Наследники этих же самых горе-переписывателей истории и сейчас активно провоцируют у локальных групп татар чувства своей исключительности, особости. Им придумывают историю, убеждая в том, что ничего общего у них с татарами нет. Сами, дескать, с усами!
Мне часто доводится слышать разговоры в духе: «Мы, мишары, исключительны, сливки татар», или же — «Мы отдельный народ». Обидно слышать такое от людей, чьи предки отдали жизнь за единство нации, защищая ее язык, веру, честь и достоинство. Не в обиду собратьям-мишарам сказаны эти слова. Я сам по отцу нижегородский мишарин. И выступаю против такого демонстративного деления на субэтносы. Вот, к примеру, не делят же русские себя на помор, кривичей, древлян, вепсов и других народностей. У них есть общее этническое самосознание — «Я русский», невзирая на то, что его этногенетическое происхождение может быть вовсе не славянским.
Наши отличия — лишь богатство этнического многообразия. Мозаичность придает особую красоту и удивительную сложность, которая особым образом подпитывает внутренний огонь нации, заставляет генерировать энергию пассионарного взрыва.
Бесспорно, мишары отличаются своим характером, хваткостью, бравым темпераментом, хитростью (вспомним множество поговорок насчет хитрости мишар, которые своего не упустят). Все это отчасти залегло в ментальном пласте мишар с того времени, когда они имели особый сословный военно-казачий статус. На периферии распавшейся державы Золотой Орды тюрки-татары перешли на пограничную службу новому правителю.
Уникально то, что сословный статус выделял мишар из инородного ему окружающего этнопространства. Мишары смогли обособиться и сохранить свой этноконфессиональный и культурный код, находясь в относительной дали от ядра татарской нации. Культурно-информационные связи тогда были слабы, а местами и нарушены в ходе естественных причин падения одного ханства за другим.
Но, повторюсь, эти незначительные различия с казанскими татарами не говорят о разности происхождения, как настаивают некоторые дилетанты от истории, а лишь указывают на внутреннюю сложность и этногенеза татарской политической нации.
«Разделившихся съест медведь, а раскольников — волк»
Тут я не могу не затронуть одну существенную деталь, которая для большинства видится не столь значимой. Когда дилетанты, непрофессиональные историки начинают «мастерить историю» — пиши пропало. Как писал известный американский писатель Роджер Желязны: «Убить народ легко — достаточно лишить его прошлого». Не этим ли занимались многие годы советские историографы, фальсифицируя богатую историю татар? Некоторые продолжают это дело и теперь, а непонимающие в историческом предмете самоучки несознательно поддакивают им и льют воду на их мельницу. И вода эта из реки Лета, из реки забвения…
Кто-то из острословов сказал, что каждый мнит себя историком и лекарем. Но если эксперименты с самолечением он может прекратить, завидев, что лишь усугубил состояние своего здоровья, то с историей все сложнее. Плоды этого дилетантского вмешательства могут проявиться не сразу, а спустя время.
У истории свои неумолимые законы, за нарушение которых она жестко наказывает. Надо помнить об этом всем нам.
И еще. Как гласит татарская мудрость: «Аерылганны аю ашар, бүленгәнне бүре ашар» («Разделившихся съест медведь, а раскольников — волк»).
Справка
Айсин Руслан — политолог, общественный деятель. Руководитель журнала «Поистине».
- Родился 22 апреля 1980 года в Ульяновске.
- Учился в татарской гимназии №2 им.Ш. Марджани в Казани
- Закончил истфак Казанского государственного университета (КФУ) в 2003 году.
- Работал руководителем пресс-центра КФУ, начальником отдела во Всемирном конгрессе татар.
- Возглавлял Всемирный форум татарской молодежи.
- Последние годы жил и работал в Москве, был ближайшим соратником и учеником известного мыслителя и общественного деятеля Гейдара Джемаля.
- В настоящее время возглавляет концептуальный журнал «Поистине».
- Область интересов: религия, политика, международная сфера, история.
- Активно занимается общественной деятельностью.
комментарии
Про сливки больше от комплексов. Нередко от мишар можно услышать: мы татары, а не мишары. Сам чистай мишэре
Вот что пишет Ахмеров:
Гайнетдин Ахмеров
*Известия Общества археологии, истории и этнографии при Импера¬торском Казанском университете.— Казань, 1903
//. Предания и исторические данные о мишарях
"Мишари сами себя называют татарами, а название «ми¬шарь» считают в отношении себя оскорбительным выраже¬нием38. На вопрос «мишарь»? часто отвечают бранными словами с прибавлением созвучного глагола «т/ишарь» (пробьет, проколет)"
Совпадает с моим опытом.
Так что, когда думают, что ТАТАРы и БашКОРТы родственные народы, сильно ошибаются. На самом деле, это совсем не так.
Например, если башКОРТы свою речь строят на основе БЕЗЗУБЫХ ЗВУКОВ, как и их предки, бороздившие Космическое пространство, то ТАТАРы, наоборот, свою речь стараются строить именно на основе ЗУБНЫХ ЗВУКОВ. И это не случайно. Так как их предки формировались именно в среде «Дикого Поля» дикой природы в земных условиях обитания, где требовалось именно жевать ту пищу, которую добывали в дикой природе путём присвоения и собирательства.
Такая природная дикость татар «Дикого Поля» сегодня проглядывается и в их привычке, всё, что можно забрать, обязательно надо забрать и прибрать, всё, что можно присвоить, как это получилось с чисто башКОРТским КУРАЕМ, историческими личностями и историей, непременно татарам “Дикого Поля” надо присвоить.
За такую дикость «Дикого Поля», даже в детском садике детишек наказывают.
Вообще, под определение как «ТАТАр» в древнем мире воспринимали именно ДИКАРЕЙ «Дикого Поля». Под тем же определение «ТАТАр» даже в 1814 году воспринимали именно «ДИКИЕ ДИВИЗИИ» состоящих исключительно полки из АЗЕРБАЙДЖАН, ИНГУШЕЙ и ЧЕЧЕНЦЕВ.
Также, приказом императора Николая 2-го от 23 августа 1914 года была создана «ДИКАЯ ДИВИЗИЯ» (ТАТАрская), где в состав «ДИКОЙ ДИВИЗИИ» входили следующие формирования: 1-я бригада Кабардинского конного полка состоящего исключительно из кабардинцев и балкарцев и, 2-го Дагестанского конного полка состоящего исключительно из дагестанцев; 2-я бригада состояла исключительно из азербайджанцев и Чеченского конного полка состоящего исключительно из чеченцев; 3-я бригада Черкесского конного полка состояла исключительно из черкесов, абазин, абхазов и карачаевцев и, Ингушского конного полка состоящего исключительно из ингушей.
Также, к этой «ДИКОЙ ДИВИЗИИ» (ТАТАрской) были приданы Осетинская пешая бригада, состоящая только из осетин и, 8-ой Донской казачий артиллерийский дивизион, состоящих исключительно из донских казаков.
В 1977 году мне пришлось служить в Забайкалье. Со мной службу проходили сибирские, крымские, астраханские и казанские татары. Они пытались общаться меж собой на своих родных им языках, но, это им не удавалось. Они, друг друга, как ни старались, не понимали.
Меня сильно это заинтересовало - Как так может быть, народ один, а языки у всех разные?
Я задался вопросом – Что их может объединить всех под одним и тем же названием как «ТАТАр»?
При детальном расспросе ТАТАр, у сибирского ТАТАрина узнал, что они вообще не моют посуду, просто, после еды, посуду отдают облизывать собакам. То есть, сибирские ТАТАры едят из одной и той же посуды, что и их собаки. У цивилизованного народа, такое воспримется именно как ДИКОСТЬЮ «Дикого Поля».
У астраханских ТАТАр узнал, что их предки, раньше, предпочитали ночевать именно в печах среди золы и угля, остерегаясь от змей и насекомых. Естественно, у цивилизованного народа, такое воспринималось просто ДИКОСТЬЮ «Дикого Поля».
У крымских ТАТАр узнал, что их предки предпочитали проживать именно среди скал в выдолбленных ими пещерах. Естественно, у цивилизованного народа, это воспринималось именно как ДИКОСТЬЮ «Дикого Поля».
А вот у казанских ТАТАр узнал, что они пока из одной и той же куриной ножки не приготовят три раза супа, эту куриную ножку не будут есть. Естественно, у цивилизованного народа, такое просто будет выглядеть как ДИКОСТЬЮ «Дикого Поля».
Вот таким образом, за такие «дикие» нравы местного населения, у нас в просторах «Дикого Поля» (Татарии) и появились Сибирские «дикари» (татары), Астраханские «дикари» (татары), Крымские «дикари» (татары) и Казанские «дикари» (татары).
Если, в представителях других народов России, за их «дикие» нравы, цивилизованный мир всегда видел именно дикарей «Дикого Поля» (Дикая дивизия: знали и как «татарская»), то, тот же цивилизованный мир, в представителях именно башКОРТского народа, всегда видел только благородных благообразных «Северных Амуров».
Времена меняются, но, нравы дикие, остаются.
Спрашивается – С какого это нрава дикого, из благородных (вотЧИНников) башКОРТов, начали штамповать «дикарей» «Дикого Поля» под смехотворными вывесками как «ТАТАро-башкирские» («дикие» башКОРТы) песни, певцы, музыкальные инструменты (КУРАЙ), поэты, писатели, учреждения, библиотеки, объединения и мероприятия? Что стоит за все этим?
Думаю, если, башКОРТов, как только ни пытались, не удалось сломить и привязать к кочевникам «Дикого Поля» не имеющих своей идентичности, древней истории, культуры, языка и нравов, им остаётся одно, - из башКОРТов и других народов России, за «пряники», сделать всех именно без мозглыми дикарями, превратив всех в сорное колючее дикорастущее растение ТАТАРНИК «Дикого Поля».
Но, для большей убедительности лучше будет, если проведём топологическую параллель на звукоподражательность определений «ТАТ» и «ТАТАР» в разных языках: эвенкийский «ТАТЭ» (заика) и «ТАТЭРа» (заикаться), монгольское «ТАТАРи» (плохо говорящий, заика), суахими «ТАТАРика» (говорить быстро и невнятно, бормотать), вьетнамское «ТИТ» (молчать), майя « ТОТ» (заикаться, немой), башКОРТское «ТОТ-лог» (заикаться), афганское «ТУТ(а)рай» (шепелявящий, невнятно говорящий), крымскоТАТАРское «ТУТук» (заика), корейское «ТОДОРи» (заика), киргизское «ДУДук» (немой), русское «ДУНДук» (тот, которому, нельзя объяснить), турецкое «ДЫГДыгы» (картавый), венгерское «ДАДого» (заикающийся, лепечущий, заика), арабское «ТАХТАХа» (заикаться, бормотать) и «РАТАНА» (говорить на чужом, непонятном языке).
Таким образом, по проведенному нами топологической параллели на звукоподражательность этнонимов «ТАТ» и «ТАТАР» в разных языках, дали неутешительные результаты психического отклонения.
Так что, все народы, СО ВСЕХ КОНЦОВ СВЕТА, НЕ МОГУТ ТАК ОДИНАКОВО ОШИБАТЬСЯ.
Радик Амиров.
Габдель Юссон.
Габдель Юссон.
Габдель Юссон.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59774-uchenik-dzhemalya-ob-otlichiyah-mishar-ot-ostalnyh-tatar#comments))))))))))))))))))))))))))
Уважаемый, а почему Вы мне "ты"чите. Я ведь с Вами в свинопасах не ходил? И причём здесь дикое невежество? Я высказываю лишь свои предположения. Нужно у Вас разрешение спросить? Покажите своё мастерство. Обязательно почитаю.
С не уважением Габдель Юссон. Не люблю беспредметных хамов. Простите уж благодушно.
Вы очень активно участвуете в качестве комментатора. Возможно, Вы самый активный. Обсуждаете все статьи Рафаэля Хакимова об истории татар.
Там же у Хакимова четко написано, что монголы есть татары, что они часть татарских племен и родов. Что к татарскому роду под названием "монгол" относится Чингиз хан. Само слово "монгол" есть производное от татарского "мэнге-вечный". Это же настолько очевидно, что слепой и глухой этого не заметит.
Нынешние жители страны "Монголия" получили название "монголы" как-бы в наследство от прежних монголов, благодаря европейским историкам, (которые их запечатлели так) , за не сохранением татарских источников по известным причинам.
Хотя их самоназвание-"хальха". Они мало чем отличаются от бурятов, тувинцев, калмыков.
По этому поводу процитирую Льва Гумилева из его книги "Великая Русь и Великая Степь", входящей в школьный курс "История Отечества (Справочник школьника,Москва, 2001) :" По поводу племенного названия "монгол" существует два мнения: 1. Древнее племя "мэн-гу" жило в низовьях Амура , но кроме того так назывался один из родов татар, обитавший в восточном Забайкалье. Чингиз хан, происходил из забайкальских мэн-гу и , следовательно, принадлежал к числу татар;..."
Таким образом , путем естественной трансформации из "мэнгу-мэнге" получилось "монгол", а затем уже при завоевании Индостана Тамерланом произошла трансформация из "татаро-монгол" в "татаро-моголы".
Татаро-монголы или татаро-моголы-суть одна. А Тамерлан был родом из татаро-монгол, хотя не чингизид.
Уважаемый Габдель Юссон ! Надо один раз прочитать фундаментальный труд про Золотую Орду-7-томник "История татар", чтобы было целостное понимание истории татар. Также настоятельно рекомендую прочитать книгу "Корона ордынской империи" Гали Еникеева. Удивительное проникновение в мир и историю татар.
Да и собственно мишар, казанские татары придумали, для того, чтобы было кого обвинить.
+++++++++++++++++++++++++++
Опять эту бредятину Мырза продвигают. Вот прочитайте хотя бы это: http://forum.sherwood-tavern.net/viewtopic.php?id=7086
Ирек Таттарыч
Научитесь четко, ясно,лаконично излагать свою мысль. При этом можете ссылаться на выдающихся личностей, бесспорных авторитетов .
А Гали Еникеев является выдающейся личностью. Вы не сможете даже строчки написать на его уровне.
Ирек Таттарыч! Для меня отправка на сайт означает как отправку в отхожее место. Там миллионы портящих воздух.
Научитесь четко, ясно,лаконично излагать свою мысль. При этом можете ссылаться на выдающихся личностей, бесспорных авторитетов .
А Гали Еникеев является выдающейся личностью. Вы не сможете даже строчки написать на его уровне.
++++++++++++++++++++
Отвечал я этому Мырзу. Он с этим мырзовым ником припёрся было на татарские форумы. Один форум, это Татнет, Айнура Сибгатуллы, но более его пощипали на Татфоруме, который два клоуна, провокатора на сейчас грохнули. Да, я был не один, ещё был Сулейман, татар из Казани, а такие как Вы, на том же форуме Татнета чуть на кошму этого Мырза не подняли. Но всё же ретировали мы его с Сулейманом с тех форумов , но носится он и сейчас постоянно в инете с пияром своей мырзятины.
Бегло из его мырзятины, Он, этот Мырз после Чингисхана, объявляет вторым национальным героем татар Ваньку Грозного. И объявляет, что Ванька вместе Шигалейкой на законных основаниях, оба как чингизиды брали Казань. И были они во главе вместе с русским воинством и во главе отборного татарского войска, вооруженного превосходным татарским огнестрельным оружием. А обороняли Казань из татар, только 500 ногайцев, и 300 крымцев, а остальные были черемисы и прочие другие народы КХ из фино-угров.
Если татар считает этого Мырза за выдающийся личность, который как никто другой, превосходя даже и русских, и прочих маразматов, обгадил, оболгал подвиг защитников Казани и КХ, и нашу историю, то для меня он ............
Я не верю в приписывание ему возвеличивание Ивана Грозного. Я считаю, что дело обстоит как раз наоборот. Но он как историк отражает настроение татар перед 1552 годом. Почему много татар было на стороне Ивана Грозного? Я много думал над этим. И пришел к такому мнению. Татары не могли подумать, что они подвергнутся геноциду на религиозной почве. Татары судили по себе. Ну повоевали, установили свою власть , скажем, но не трогали никаких устоев живущего народа. Так они относились к русским, которым дали возможность развиваться во всю мощь. И ожидали такого же по отношению к себе. Но получили великую трагедию.
Мне кажется это звучит у Еникеева. В книге "Корона ордынской империи" он отмечает все реалии до нынешних времен и говорит об евразийском пути России. Но не развивает эту тему. И мы не можем особо развивать эту тему. Но он ,Гали Еникеев, написал выдающуюся книгу про историю татар, довел ее до "спорного момента", выразимся так. Далее хотелось бы уточнить у него его понимание развития истории, других деталей, вызывающих у нас вопросы.
Ну, а подвиг наших предков, защитников Казани будет сиять во все времена.
С уважением .
Евразийский это к Москве надо обращаться.
Аднак админы, "злопамятный" я, могу и в своём ЖЖ ответить, но это бывает уже несколько по другому, и с соответствующей критикой тех кто банит мои комментарии, а то и вообще меня.
На пока записываю в отдельный файл комментарии этого "Анонима" адвоката АДВОКАТА Мырза Еникеева. У меня давно зудит подробно разобрать эту его писанку "Корона ордынской империи", и если бы не татаро_башкирские вопросы, коими я особо озабачен, уже может быть и разобрал бы.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Вы Мырз уже на этом оплошали, я до этого Вашего ответа не приводил точное наименование ника "Мырза", как оно было представлено на татарских форумах.
Возьмем хотя бы старые карты Тартарии, где латиницей написано "Подкаменная Тунгуска", если и можно сказать что Тунгуска не имеет отношения к славянам, то почему - подкаменная (по русски) или то же самое с островом Новая земля (Территория Тартарии, а не Московии, а название по русски (славянски)) ... Я категорически против того, что бы нас делили на части, и столько же категоричен против того, что бы мы предъявляли притенении друг другу ...
Мы многонациональный единый народ и это не утопия ...
Я мишар и этим горжусь. Моя жена из-под Казани. Мы разные: обычаи, традиции, кухня, диалект. Мишары однозначно умнее, энергичнее, более предприимчивые. Когда племянник жены женился на мишарке, его родственники встали на дыбы: бери лучше маржушку, только не мишарку. Он женился. Уже на свадьбе, невеста всех рассадила, как надо - мишары сидели на лучших местах. Мой маленький сынишка капризничал. Невеста подошла к нему и сказала: мы с тобой мишары, сейчас моя свадьба, не подведи меня. Сын сразу все понял и успокоился. Он образом мышления мишар и мне это приятно. Мишары не татары. Это отдельный народ. Татары - это , как россияне: калмыки, чеченцы, эвенки и пр. Ничего страшного в том, что мы все вместе признаемся в том, что есть на самом деле: ничего общего со всеми остальными мишары не имеют. Мечтаю о том, чтобы в Москве появился театр только для мешер, чтобы там была наша мечеть, чтобы мешеры могли там общаться на своем языке. Не хочу никого там видеть из других народов, как ныне в мечетях: негры разные, кавказ и еще не пойми кто
Татарца языгыз. Күрербез аннары нинди татар имеш булганнарын.
Этот путь начался в 30-е годы 20 в. Не такой уж он и долгий и тернистый. С мишарями может и есть комплимент понимать, но точно никакого консенсуса нет с юртовскими татарами по сути ногами и сибирскими татарами.
"Әс-саләмү 'аләйкүм, кадерле газиз Гали әфәнде!
О Вашей книге "По следам Черной легенды”:
Книга написана на высочайшем интеллектуальном уровне. Это Гимн татарскому народу.
Мне представляется, что очередной Всемирный Конгресс татар должен быть посвящен одному единственному вопросу – ознакомлению мира с Вашими трудами, с Вашим выступлением, с награждением Вас вновь созданным Высшим Орденом – всемирного значения – "за Правду о своем татарском народе”.
Вами проделан колоссальный труд, который под силу лишь целому научно-исследовательскому институту. Этот труд искренен, от всего сердца, ясный по логическим построениям, подкрепляемым историческими данными не криводушных исследователей.
Я могу только преклоняться перед Вашим величайшим гением, разоблачившим действительно Черную легенду о своем народе. Не всякому ученому это дано. Только человек с божественной искрой в душе способен на такой вселенский Подвиг. Выступить против апологетов Черной легенды, их творцов и почитателей мог только человек громадной воли, понимающий свое предначертание, безмерного интеллекта, осознавшего свое определенное Аллахом предназначение.
Вот и наступило лето. Мне помнится, что Вы предполагали возможность посещения Москвы, и тогда, по Вашему желанию, мы могли бы организовать презентацию Ваших книг, Вашу встречу с теми москвичами, которых Вы знаете, или с которыми была бы желательна Ваша встреча.
Примите приветствия и пожелания дальнейших успехов в Вашем благороднейшем труде от нашего общества татарской культуры "Туган тел”.
Олы ихтирам белән, Сезгә саулык-сәламәтлек теләп, Габдрахман улы Рафкат Галими - Президент Региональной благотворительной общественной организации «Московское общество татарской культуры «Туган Тел».
05.06.2009 г.”
Опубликовано в книге "Рафкат Галимов: статьи, письма, выступления и доклады: 1988-2011 годы". Составители Галимов Р.Р., Серажетдинов Д.О. - Москва, РБОО "МОТК "Туган тел" (Родной язык)".