Новости

12:07 МСК
Новости раздела

Руслан Айсин: «Мишары отличаются своим характером, хваткостью, бравым темпераментом, хитростью. Но…»

Ученик Джемаля: чем мишары отличаются от остальных татар?

Руслан Айсин: «Мишары отличаются своим характером, хваткостью, бравым темпераментом, хитростью. Но…» Фото: vk.com

Развернувшаяся на днях дискуссия в соцсетях о «мишарском вопросе» заставила Руслана Айсина, политолога, соратника Гейдара Джемаля, поразмышлять об этом татарском субэтносе. В авторской колонке «Реального времени» наш колумнист, отмечая свое мишарское происхождение, находит отличия этой группы татар от остальных, предостерегает читателей от политических спекуляций и призывает не разделять единую «политическую нацию».

«Татары — это политическая нация»

Есть у татар неизбывное стремление к единству, парадоксальным образом преодолеваемое через внутреннее противоречие в коллективном сознании самих татар. Известно, что татары делятся на субэтнические (субтерриториальные) группы: сибирские, астраханские, касимовские татары, кряшены.

Вообще, татарская этническая общность скроена сложной внутренней структурой. Поэтому, видимо, так сильно в нашем народе это «субэтническое позиционирование»: «я мишарин», «я сибирский татарин» и т.д. Не всегда, скажем прямо, такое «уточнение» внутриэтнической идентификации идет на пользу национальному единству. Что и говорить, субэтнический сепаратизм — явление не новое в татарской среде.

Татары — это политическая нация, что является фактом неоспоримым.

Да, татары прошли долгий и тернистый путь к своему единству, выработке «консенсуса» между различными этническими группами тюрок. Об этом, собственно, писал и великий татарский религиозный деятель, богослов, историк-реформатор Шигабутдин Марджани. Он рассматривал историю татар как часть глобальной тюркской цивилизации, когда в эпоху Золотой Орды и стала складываться собственно общетатарская идентичность.

Мещерячки. Гравюра из атласа к французскому изданию «Путешествий по разным провинциям Российского государства» Палласа. 1794 год (wikipedia.org)

Так исторически сложилось, что ведущую роль в консолидации астраханских, сибирских татар в единую политическую нацию сыграли татары-тюрки Волго-Уральского региона, они и стали динамическим ядром нации. Тут стоит оговориться, что волго-уральские татары играли роль локомотива интеграции, но никак не узурпатора и поглотителя остальных этногрупп, если можно так угловато выразиться. Это была интеграция, которая на выходе дала новый политический суперэтнос.

При этом, что является вполне естественным делом, внутри большой татарской общности, живущей по всей широте Евразийского материка, существуют культурное многообразие, диалекты, расовые различия и т.д. Но они не должны быть фактором разобщенности и внутреннего сепаратизма. Все большие этносы прошли путь становления через объединение различных этнических групп на основе общей парадигмы истории, языка или даже религии. Вот есть китайцы, в суперэтнический компонент которых входит до сотни народностей. Русские, вобравшие в свой этнический состав тюрок, финно-угров, палеоазиатов, славян.

«Я сам по отцу нижегородский мишарин»

Долгое время советская идеологическая бюрократическая машина сознательно искажала историю татар, лишая татар этнокультурных механизмов для воспроизводства общетатарского исторического сознания. Татарам оставили лишь «булгарскую теорию происхождения», отрубив значительную часть нации, выпихнув их на историческую и общественную периферию. Это сознательное движение по локализации татар и лишению их статуса большой нации. Разделяй и властвуй!

Наследники этих же самых горе-переписывателей истории и сейчас активно провоцируют у локальных групп татар чувства своей исключительности, особости. Им придумывают историю, убеждая в том, что ничего общего у них с татарами нет. Сами, дескать, с усами!

Мне часто доводится слышать разговоры в духе: «Мы, мишары, исключительны, сливки татар», или же — «Мы отдельный народ». Обидно слышать такое от людей, чьи предки отдали жизнь за единство нации, защищая ее язык, веру, честь и достоинство. Не в обиду собратьям-мишарам сказаны эти слова. Я сам по отцу нижегородский мишарин. И выступаю против такого демонстративного деления на субэтносы. Вот, к примеру, не делят же русские себя на помор, кривичей, древлян, вепсов и других народностей. У них есть общее этническое самосознание — «Я русский», невзирая на то, что его этногенетическое происхождение может быть вовсе не славянским.

Мещерякская юрта. Фото bastanovo.ru

Наши отличия — лишь богатство этнического многообразия. Мозаичность придает особую красоту и удивительную сложность, которая особым образом подпитывает внутренний огонь нации, заставляет генерировать энергию пассионарного взрыва.

Бесспорно, мишары отличаются своим характером, хваткостью, бравым темпераментом, хитростью (вспомним множество поговорок насчет хитрости мишар, которые своего не упустят). Все это отчасти залегло в ментальном пласте мишар с того времени, когда они имели особый сословный военно-казачий статус. На периферии распавшейся державы Золотой Орды тюрки-татары перешли на пограничную службу новому правителю.

Уникально то, что сословный статус выделял мишар из инородного ему окружающего этнопространства. Мишары смогли обособиться и сохранить свой этноконфессиональный и культурный код, находясь в относительной дали от ядра татарской нации. Культурно-информационные связи тогда были слабы, а местами и нарушены в ходе естественных причин падения одного ханства за другим.

Но, повторюсь, эти незначительные различия с казанскими татарами не говорят о разности происхождения, как настаивают некоторые дилетанты от истории, а лишь указывают на внутреннюю сложность и этногенеза татарской политической нации.

«Разделившихся съест медведь, а раскольников — волк»

Тут я не могу не затронуть одну существенную деталь, которая для большинства видится не столь значимой. Когда дилетанты, непрофессиональные историки начинают «мастерить историю» — пиши пропало. Как писал известный американский писатель Роджер Желязны: «Убить народ легко — достаточно лишить его прошлого». Не этим ли занимались многие годы советские историографы, фальсифицируя богатую историю татар? Некоторые продолжают это дело и теперь, а непонимающие в историческом предмете самоучки несознательно поддакивают им и льют воду на их мельницу. И вода эта из реки Лета, из реки забвения…

Семья мещеряков. Фото Круковского, 1897 (posredi.ru)

Кто-то из острословов сказал, что каждый мнит себя историком и лекарем. Но если эксперименты с самолечением он может прекратить, завидев, что лишь усугубил состояние своего здоровья, то с историей все сложнее. Плоды этого дилетантского вмешательства могут проявиться не сразу, а спустя время.

У истории свои неумолимые законы, за нарушение которых она жестко наказывает. Надо помнить об этом всем нам.

И еще. Как гласит татарская мудрость: «Аерылганны аю ашар, бүленгәнне бүре ашар» («Разделившихся съест медведь, а раскольников — волк»).

Руслан Айсин
Справка

Айсин Руслан — политолог, общественный деятель. Руководитель журнала «Поистине».

  • Родился 22 апреля 1980 года в Ульяновске.
  • Учился в татарской гимназии №2 им.Ш. Марджани в Казани
  • Закончил истфак Казанского государственного университета (КФУ) в 2003 году.
  • Работал руководителем пресс-центра КФУ, начальником отдела во Всемирном конгрессе татар.
  • Возглавлял Всемирный форум татарской молодежи.
  • Последние годы жил и работал в Москве, был ближайшим соратником и учеником известного мыслителя и общественного деятеля Гейдара Джемаля.
  • В настоящее время возглавляет концептуальный журнал «Поистине».
  • Область интересов: религия, политика, международная сфера, история.
  • Активно занимается общественной деятельностью.

комментарии 56

комментарии

  • Анонимно 21 марта
    Вопрос о мишарах,конечно существует. И замечательно,что Руслан об этом начал писать. Стоило бы мишарам исключить из лексикона, выражение о сливках(каймак) у татар.Чтоб состоялся каймак в молоке,остальные составные части должны усиленно совершенствоваться и отдавать свои жизненные соки. Мишары поэтому и не соответствуют. Злость и хитрость с наглостью,подходят для сословия казачества,но не в сущность народа. Уже среди татар просыпается недовольство существующей жадностью людей,атомизацией всего,потерей человечности.
    Ответить
    Анонимно 21 марта
    Беркем

    Про сливки больше от комплексов. Нередко от мишар можно услышать: мы татары, а не мишары. Сам чистай мишэре

    Вот что пишет Ахмеров:

    Гайнетдин Ахмеров

    *Известия Общества археологии, истории и этнографии при Импера¬торском Казанском университете.— Казань, 1903

    //. Предания и исторические данные о мишарях

    "Мишари сами себя называют татарами, а название «ми¬шарь» считают в отношении себя оскорбительным выраже¬нием38. На вопрос «мишарь»? часто отвечают бранными словами с прибавлением созвучного глагола «т/ишарь» (пробьет, проколет)"

    Совпадает с моим опытом.
    Ответить
    Анонимно 13 авг
    Полностью согласен, что по сметане, что это комплекс! Те кто больше кричат и говорят мы элита, мы такие, мы крутые и т.д., на деле, особо ничем не выделяются, скорее наоборот! Муса Джалиль, Габдулла Тукай, Рустам Минниханов, Минтимер Шаймиев, Гариф Ахунов, Мухамед Махдиев, Фатых Сибагатулин, Камиль Исхаков, Каюм Насыри, Шигабутдин Марджани, Хасан-Гата Габаши, Дамир Исхаков, Марат Ахметов, Альфия Авзалова, Илгам Шакиров, Мулланур Вахитов, Кашаф Мухтаров, Садри Максуди, Талгат Таджутдин все они являются не мишарями и в то же время очень мягко говоря люди не глупые, а успешнейшие и известнейшие. Этот список можно продолжить. Да... можете сказать, Хади Такташ, Хади Атласи, Карим Тинчурин, Ренат Акчурин, Марат Кулахметов, Галимджан Ибрагимов, Хайдар Бигичев, Рашид Вагапов, Марат Сафин, Зинятула Билялетдинов, Шамиль Тарпищев, все вышеперечисленные за исключением Хади Атласи родились за пределами Татарстана (так называемые тамбовские - (Хади Такташ), Карим Тинчурин, Марат Кулахметов - пензенские), Хайдар Бигичев, Рашид Вагапов, Марат Сафин - нижегородские), Шамиль Тарпищев (мишарин из Мордовии). Тот кто выпячивает себя крича мы сливки и т.д. на деле, как правило, является полностью противоположностью сказанного. Как видим мишари родившиеся за пределами Татарстана кардинально отличаются по характеру, по умственным возможностям, таланту, трудолюбию от мишарей (Алькеевского, Чермшанского, Аксубаевского, Спасского, Нурлатского, Буинского, Дрожжановского, Тетюшского, Лениногорского Чистопольского, Кайбицкого и ряда других районов). Так называемые пензяки, нижгары, тамбовцы очень пробивные и харизматичные! Они то как раз, и молчат и не выпячиваются. А вот наши татарстанские и ульяновские с самарскими на каждом углу кричат об этом. Умный и достойный человек не будет обманывать, интриговать дабы извлечь из этого выгоду и возвыситься и продвинутся по карьерной лестнице. Надо всего добиваться трудолюбием, порядочностью, толерантностью и своими умственными возможностями, делами, выпущенными книгами, песнями и т.д. Тем более, в наше время когда речь идет о справедливости, честности многие просто усмехаются и мол в какое ты время живешь. А ведь, общество было раньше не таким. Были принципы, нормы, правила, а сейчас?? Здесь не виноваты власти. Общество прогнило... Не надо делить татар - на татар-кряшен, мишарей, тептярей, казанских, сибирских, астраханских, крымских, литовских и т.д. Все мы татары и должны гордиться этим и поддерживать друг друга. Ведь жизнь так коротка, сегодня ты есть, завтра может не быть, а совершенные поступки и сказанные слова уже не изменишь... Желаю всем благ и здоровья.
    Ответить
    Анонимно 04 янв
    По-поводу казанских татар, можно продолжить. К примеру, мой односельчанин Ганий (Гани) Сафиуллин, а также Халил Абжалилов (двоюродный брат Мусы Джалиля). Список можно продолжать.. Уважаемые татары (не важно откуда Вы и кто (казанские, сибирские, мишари, тептяре, астраханские и т.д.). Перестаньте дробиться - мы единый народ. Учитесь немного у евреев. Они друг за друга горой, в отличие от нас. Пока мы выясняем кто умнее и круче, другие пользуются этим.
    Ответить
    Denislam Galin 04 февр
    ОСНОВУ БАШКОРТСКОГО ЯЗЫКА составляют именно те ЗВУКИ, которыми пользовались обитатели Индии древнейших ДОИНДОЕВРОПЕЙСКИХ городов МОhЕНДЖО – ДАРО и hАРАППА. Именно эти ЗВУКИ легли, как ОСНОВА, при сложении текста песен эпической поэмы «МАhАБhАРАТА». Например, там за место ЗВУКА «Е» нужно произносить «А» приплюсованное с «И», за место «О» надо произносить «А» приплюсованное с «У».
    Так что, когда думают, что ТАТАРы и БашКОРТы родственные народы, сильно ошибаются. На самом деле, это совсем не так.
    Например, если башКОРТы свою речь строят на основе БЕЗЗУБЫХ ЗВУКОВ, как и их предки, бороздившие Космическое пространство, то ТАТАРы, наоборот, свою речь стараются строить именно на основе ЗУБНЫХ ЗВУКОВ. И это не случайно. Так как их предки формировались именно в среде «Дикого Поля» дикой природы в земных условиях обитания, где требовалось именно жевать ту пищу, которую добывали в дикой природе путём присвоения и собирательства.
    Такая природная дикость татар «Дикого Поля» сегодня проглядывается и в их привычке, всё, что можно забрать, обязательно надо забрать и прибрать, всё, что можно присвоить, как это получилось с чисто башКОРТским КУРАЕМ, историческими личностями и историей, непременно татарам “Дикого Поля” надо присвоить.
    За такую дикость «Дикого Поля», даже в детском садике детишек наказывают.
    Вообще, под определение как «ТАТАр» в древнем мире воспринимали именно ДИКАРЕЙ «Дикого Поля». Под тем же определение «ТАТАр» даже в 1814 году воспринимали именно «ДИКИЕ ДИВИЗИИ» состоящих исключительно полки из АЗЕРБАЙДЖАН, ИНГУШЕЙ и ЧЕЧЕНЦЕВ.
    Также, приказом императора Николая 2-го от 23 августа 1914 года была создана «ДИКАЯ ДИВИЗИЯ» (ТАТАрская), где в состав «ДИКОЙ ДИВИЗИИ» входили следующие формирования: 1-я бригада Кабардинского конного полка состоящего исключительно из кабардинцев и балкарцев и, 2-го Дагестанского конного полка состоящего исключительно из дагестанцев; 2-я бригада состояла исключительно из азербайджанцев и Чеченского конного полка состоящего исключительно из чеченцев; 3-я бригада Черкесского конного полка состояла исключительно из черкесов, абазин, абхазов и карачаевцев и, Ингушского конного полка состоящего исключительно из ингушей.
    Также, к этой «ДИКОЙ ДИВИЗИИ» (ТАТАрской) были приданы Осетинская пешая бригада, состоящая только из осетин и, 8-ой Донской казачий артиллерийский дивизион, состоящих исключительно из донских казаков.
    В 1977 году мне пришлось служить в Забайкалье. Со мной службу проходили сибирские, крымские, астраханские и казанские татары. Они пытались общаться меж собой на своих родных им языках, но, это им не удавалось. Они, друг друга, как ни старались, не понимали.
    Меня сильно это заинтересовало - Как так может быть, народ один, а языки у всех разные?
    Я задался вопросом – Что их может объединить всех под одним и тем же названием как «ТАТАр»?
    При детальном расспросе ТАТАр, у сибирского ТАТАрина узнал, что они вообще не моют посуду, просто, после еды, посуду отдают облизывать собакам. То есть, сибирские ТАТАры едят из одной и той же посуды, что и их собаки. У цивилизованного народа, такое воспримется именно как ДИКОСТЬЮ «Дикого Поля».
    У астраханских ТАТАр узнал, что их предки, раньше, предпочитали ночевать именно в печах среди золы и угля, остерегаясь от змей и насекомых. Естественно, у цивилизованного народа, такое воспринималось просто ДИКОСТЬЮ «Дикого Поля».
    У крымских ТАТАр узнал, что их предки предпочитали проживать именно среди скал в выдолбленных ими пещерах. Естественно, у цивилизованного народа, это воспринималось именно как ДИКОСТЬЮ «Дикого Поля».
    А вот у казанских ТАТАр узнал, что они пока из одной и той же куриной ножки не приготовят три раза супа, эту куриную ножку не будут есть. Естественно, у цивилизованного народа, такое просто будет выглядеть как ДИКОСТЬЮ «Дикого Поля».
    Вот таким образом, за такие «дикие» нравы местного населения, у нас в просторах «Дикого Поля» (Татарии) и появились Сибирские «дикари» (татары), Астраханские «дикари» (татары), Крымские «дикари» (татары) и Казанские «дикари» (татары).
    Если, в представителях других народов России, за их «дикие» нравы, цивилизованный мир всегда видел именно дикарей «Дикого Поля» (Дикая дивизия: знали и как «татарская»), то, тот же цивилизованный мир, в представителях именно башКОРТского народа, всегда видел только благородных благообразных «Северных Амуров».
    Времена меняются, но, нравы дикие, остаются.
    Спрашивается – С какого это нрава дикого, из благородных (вотЧИНников) башКОРТов, начали штамповать «дикарей» «Дикого Поля» под смехотворными вывесками как «ТАТАро-башкирские» («дикие» башКОРТы) песни, певцы, музыкальные инструменты (КУРАЙ), поэты, писатели, учреждения, библиотеки, объединения и мероприятия? Что стоит за все этим?
    Думаю, если, башКОРТов, как только ни пытались, не удалось сломить и привязать к кочевникам «Дикого Поля» не имеющих своей идентичности, древней истории, культуры, языка и нравов, им остаётся одно, - из башКОРТов и других народов России, за «пряники», сделать всех именно без мозглыми дикарями, превратив всех в сорное колючее дикорастущее растение ТАТАРНИК «Дикого Поля».
    Но, для большей убедительности лучше будет, если проведём топологическую параллель на звукоподражательность определений «ТАТ» и «ТАТАР» в разных языках: эвенкийский «ТАТЭ» (заика) и «ТАТЭРа» (заикаться), монгольское «ТАТАРи» (плохо говорящий, заика), суахими «ТАТАРика» (говорить быстро и невнятно, бормотать), вьетнамское «ТИТ» (молчать), майя « ТОТ» (заикаться, немой), башКОРТское «ТОТ-лог» (заикаться), афганское «ТУТ(а)рай» (шепелявящий, невнятно говорящий), крымскоТАТАРское «ТУТук» (заика), корейское «ТОДОРи» (заика), киргизское «ДУДук» (немой), русское «ДУНДук» (тот, которому, нельзя объяснить), турецкое «ДЫГДыгы» (картавый), венгерское «ДАДого» (заикающийся, лепечущий, заика), арабское «ТАХТАХа» (заикаться, бормотать) и «РАТАНА» (говорить на чужом, непонятном языке).
    Таким образом, по проведенному нами топологической параллели на звукоподражательность этнонимов «ТАТ» и «ТАТАР» в разных языках, дали неутешительные результаты психического отклонения.
    Так что, все народы, СО ВСЕХ КОНЦОВ СВЕТА, НЕ МОГУТ ТАК ОДИНАКОВО ОШИБАТЬСЯ.
    Ответить
  • Анонимно 21 марта
    Статья понравилась взвешенностью суждений и их объективностью.
    Ответить
  • Анонимно 21 марта
    Этот философ снова замудрил. Что ещё выкинет?
    Ответить
  • Анонимно 21 марта
    Молодец. Я очень доволен, что у нас есть такие мыслители.
    Ответить
  • Анонимно 21 марта
    О, теперь на другую священную корову покусился - мишаре
    Ответить
  • Анонимно 21 марта
    согласен с автором
    Ответить
  • Анонимно 21 марта
    Как-то один раз, в переполненном автобусе ехали двое молодых людей (скорее всего студенты) и грубо ругались матом и на русском и на татарском. И вдруг одна пожилая женщина им сказала, что вы мишари и позорите татар! Они опешили и спросили ее:" Почему, вы апа,считаете, что мы мишари?". Её ответ поразил меня - "Только мишари любят своих родителей и уважают только начальников !!!". Эту фразу-кальку я много раз примерял ко своим многочисленным знакомым мишарских кровей. И эта бабушка во многом была права!
    Ответить
    Анонимно 21 марта
    Попробуйте применить вашу кальку к другим своим знакомым, не "мишарских кровей", только честно. Что же касается вашего рассказа, то он больше похож на сочинение человека не владеющего татарским. :)
    Ответить
    Анонимно 21 марта
    Разных бабушек можно в автобусах встретить, но не всех можно цитировать.
    Ответить
    Анонимно 21 марта
    "Только мишари любят своих родителей и уважают только начальников !!!" - очередной стереотип
    Ответить
  • Анонимно 21 марта
    Про хитрых мишар - уже стереотип, не более. Не всегда подтверждается.
    Ответить
  • Анонимно 21 марта
    Автор - браво!
    Радик Амиров.
    Ответить
  • Анонимно 21 марта
    Руслан правильно раскрыл суть про татар! Нам надо дружно жить!
    Ответить
  • Анонимно 21 марта
    Мне кажется, на интуитивном уровне, что татар, как нация глупо считать - это цивилизация. Исходила эта цивилизация корнями с гунов, а может и ещё раньше. Цивилизация-воинов, но никак не ремесленников. Поэтому-то изначально у татар кочевой образ жизни. Но. Вот я себя ставлю на место Завоевателя планетарного масштаба. Чтобы я делал? Правильно. На завоеванных территориях из своих сородичей образовывал бы анклавы. А зачем мне нужно, образно выражаясь, повторно приходить на эти земли с Войной? Вот отсюда-то, мне кажется, деление на татар польских, финских, астраханских, нижегородских, мишар, кусан, байбаков, сибирских и пр. И никакого этнического деления среди татар быть не может в принципе. Вот смотрите, логически. Если моя родная сестра вышла замуж за моего друга татарина (из другой семьи), то через несколько поколений их внуки, правнуки и пра-правнуки, ну никак мне не могут быть родней, а только лишь дальними родственниками, двоюродными, троюродными племянниками. Так и с татарами в целом мне кажется. То есть все тюркоязычные племена и народы - есть одна цивилизация Татар. И путаница между моноголом и татариным, мне кажется существенная. Ибо монголы -это совсем иная цивилизация. Были Великие Моголы - Татары. Вот из-за того, что (умышленно или нечаянно) добавили одну буквы, получилось монгол, а не могол. Великие Моголы наши близкие родственники, через много колен. Ибо это тоже татарский анклав.Я так думаю. Тюрками нас назвали ведь тоже в 30-х годах. Это был политический вопрос. И связан он был, говорят, прежде всего с Османским Ататюрком (в переводе на татарский - отец тюрок). Турки же сами не любят такое название, считая себя, опять же, османами. Таким образом мишары и кусаны (казанские татары) - это один народ - татары.
    Габдель Юссон.
    Ответить
  • Анонимно 21 марта
    Мишары и кусаны отличаются друг от друга. Что естественно. Но не от разнородности, а потому как аклавами проживали на разных территориях. Следовательно на них существовала своя субкультура, ментальность, диалект. В этом нет ничего нет удивительного. И, например, москвичи при разговоре акают, а вологжане окуют. Но это один этнос- русские. Никто же это в сомнение не ставит?!
    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 21 марта
    А Вы не думаете,что мишары и кусаны- это хазары??
    Ответить
    Анонимно 21 марта
    Мы все татары и этим все сказано.Не надо педалировать эту тему,не надо вестись на поводу у всяких провокаторов.Мы татары этим и отличаемся,что здраво мыслим,не порем горячку.Провокаторы будут подзуживать всегда.
    Ответить
  • Анонимно 21 марта
    И вот мне кажется, всё же. Что Чингисхан был не татар-монгол, а татар-могол. Кстати, как и Тимур, который тоже был из рода Могол, существовавший анклав на территории Индии. Они же не были индусами, людьми иной цивилизации? То есть, оба татарина. Сами же монголы действительно могли участвовать в походах Чингисхана, но лишь как союзническое племя. Да и были они не многочисленны. А Чингисхан в своё время помог монголов против тирании манчжур. А что, славяне на Европу разве не ходили в составе Армии татар, в качестве союзников?!
    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 21 марта
    Юссон , не показывай свое дикое невежество.
    Ответить
  • Анонимно 21 марта
    Юссон , не показывай свое дикое невежество.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/59774-uchenik-dzhemalya-ob-otlichiyah-mishar-ot-ostalnyh-tatar#comments))))))))))))))))))))))))))
    Уважаемый, а почему Вы мне "ты"чите. Я ведь с Вами в свинопасах не ходил? И причём здесь дикое невежество? Я высказываю лишь свои предположения. Нужно у Вас разрешение спросить? Покажите своё мастерство. Обязательно почитаю.
    С не уважением Габдель Юссон. Не люблю беспредметных хамов. Простите уж благодушно.
    Ответить
    Анонимно 21 марта
    Браво! Вы очень разносторонние сведения сообщаете,интересно узнавать и искать.
    Ответить
    Анонимно 21 марта
    Уважаемый Юссон!
    Вы очень активно участвуете в качестве комментатора. Возможно, Вы самый активный. Обсуждаете все статьи Рафаэля Хакимова об истории татар.
    Там же у Хакимова четко написано, что монголы есть татары, что они часть татарских племен и родов. Что к татарскому роду под названием "монгол" относится Чингиз хан. Само слово "монгол" есть производное от татарского "мэнге-вечный". Это же настолько очевидно, что слепой и глухой этого не заметит.
    Нынешние жители страны "Монголия" получили название "монголы" как-бы в наследство от прежних монголов, благодаря европейским историкам, (которые их запечатлели так) , за не сохранением татарских источников по известным причинам.
    Хотя их самоназвание-"хальха". Они мало чем отличаются от бурятов, тувинцев, калмыков.
    По этому поводу процитирую Льва Гумилева из его книги "Великая Русь и Великая Степь", входящей в школьный курс "История Отечества (Справочник школьника,Москва, 2001) :" По поводу племенного названия "монгол" существует два мнения: 1. Древнее племя "мэн-гу" жило в низовьях Амура , но кроме того так назывался один из родов татар, обитавший в восточном Забайкалье. Чингиз хан, происходил из забайкальских мэн-гу и , следовательно, принадлежал к числу татар;..."
    Таким образом , путем естественной трансформации из "мэнгу-мэнге" получилось "монгол", а затем уже при завоевании Индостана Тамерланом произошла трансформация из "татаро-монгол" в "татаро-моголы".
    Татаро-монголы или татаро-моголы-суть одна. А Тамерлан был родом из татаро-монгол, хотя не чингизид.
    Уважаемый Габдель Юссон ! Надо один раз прочитать фундаментальный труд про Золотую Орду-7-томник "История татар", чтобы было целостное понимание истории татар. Также настоятельно рекомендую прочитать книгу "Корона ордынской империи" Гали Еникеева. Удивительное проникновение в мир и историю татар.
    Ответить
  • Анонимно 21 марта
    Какая-то половинчатая статья. Суть не раскрыта. Лично я как татар-мишар, считаю, что татарстанские татары могли бы делать больше из того, что они имеют, но они ленятся, поэтому обвиняют другие группы татар в хитрости, когда их обгоняют в том или ином поприще.
    Да и собственно мишар, казанские татары придумали, для того, чтобы было кого обвинить.
    Ответить
    Анонимно 13 окт
    А ты не обгоняй а иди вместе в ногу в одном строю и будет вам мишарам счастье.
    Ответить
  • Анонимно 21 марта
    Армяне и евреи живут моноэтнических государствах. Что-то их страны не в лидерах по уровню жизни в мире. А в других странах, они впереди всех по файда, как и мишары. Странно,да?
    Ответить
    Анонимно 23 марта
    армян вообще сравнивать с другими народами и брать, как пример было бы не корректно!
    Ответить
  • Анонимно 21 марта
    Понтами, дешевыми понтами отличаются мишаре. И ничем больше. В остальном они обычные татары.
    Ответить
    Анонимно 13 окт
    это точно.
    Ответить
  • Анонимно 21 марта
    Если российская нация будет разделена как раньше на крупные национальности, а территория - на республики, то она распадется по их границам как распался СССР. Но единство страны можно спасти, если разделить крупные национальности на субэтносы, дав каждому право называться коренным малочисленным народом России. Эти маленькие народы своего государства не создадут, в отличие от крупных национальностей. Субэтническое деление российской нации вместо национального деления стратегически выгодно центральной власти. Разделяй и властвуй. Но не выгодно этноэлитам в национальных республиках.
    Ответить
  • Анонимно 22 марта
    настоятельно рекомендую прочитать книгу "Корона ордынской империи" Гали Еникеева. Удивительное проникновение в мир и историю татар.
    +++++++++++++++++++++++++++
    Опять эту бредятину Мырза продвигают. Вот прочитайте хотя бы это: http://forum.sherwood-tavern.net/viewtopic.php?id=7086

    Ирек Таттарыч
    Ответить
  • Анонимно 22 марта
    Ирек Таттарыч! Для меня отправка на сайт означает как отправку в отхожее место. Там миллионы портящих воздух.
    Научитесь четко, ясно,лаконично излагать свою мысль. При этом можете ссылаться на выдающихся личностей, бесспорных авторитетов .
    А Гали Еникеев является выдающейся личностью. Вы не сможете даже строчки написать на его уровне.
    Ответить
  • Анонимно 22 марта
    Все мы: Сибирские, Идель-Урала, Астраханские, Касимовские, Крымские, Азиатские и. др. - одна большая, великая и руководящая нация -ТАТАРЫ! Для сохранения и приумножения нации нам всем необходимо строго соблюдать: ТАТАРЫ должны жениться только на татарках, всем нам хорошо знать родной язык, культуру и историю. Верить во Всевышнего и соблюдать ислам! Татары везде и всегда и при любых обстоятельствах должны помогать - оказывать помощь всем татарам! Только так мы сможем победить недругов нашего народа!
    Ответить
  • Анонимно 22 марта
    Мин ТАТАР! Мин ТАТАР! Мин ТАТАР!
    Ответить
  • Анонимно 22 марта
    Уважение к личности Руслана Айсина может вызвать только то, что он был учеником и последователем Великого мыслителя и философа Гейдара Джемаля! Амин!
    Ответить
  • Анонимно 22 марта
    Анонимно Сегодня 12:27
    Ирек Таттарыч! Для меня отправка на сайт означает как отправку в отхожее место. Там миллионы портящих воздух.
    Научитесь четко, ясно,лаконично излагать свою мысль. При этом можете ссылаться на выдающихся личностей, бесспорных авторитетов .
    А Гали Еникеев является выдающейся личностью. Вы не сможете даже строчки написать на его уровне.
    ++++++++++++++++++++
    Отвечал я этому Мырзу. Он с этим мырзовым ником припёрся было на татарские форумы. Один форум, это Татнет, Айнура Сибгатуллы, но более его пощипали на Татфоруме, который два клоуна, провокатора на сейчас грохнули. Да, я был не один, ещё был Сулейман, татар из Казани, а такие как Вы, на том же форуме Татнета чуть на кошму этого Мырза не подняли. Но всё же ретировали мы его с Сулейманом с тех форумов , но носится он и сейчас постоянно в инете с пияром своей мырзятины.
    Бегло из его мырзятины, Он, этот Мырз после Чингисхана, объявляет вторым национальным героем татар Ваньку Грозного. И объявляет, что Ванька вместе Шигалейкой на законных основаниях, оба как чингизиды брали Казань. И были они во главе вместе с русским воинством и во главе отборного татарского войска, вооруженного превосходным татарским огнестрельным оружием. А обороняли Казань из татар, только 500 ногайцев, и 300 крымцев, а остальные были черемисы и прочие другие народы КХ из фино-угров.
    Если татар считает этого Мырза за выдающийся личность, который как никто другой, превосходя даже и русских, и прочих маразматов, обгадил, оболгал подвиг защитников Казани и КХ, и нашу историю, то для меня он ............
    Ответить
    Анонимно 23 марта
    Кардаши! перестаньте выяснять отношения и ссориться! Берегите энергию и время на более благородное и полезное для родного татарского народа!
    Ответить
    Анонимно 30 марта
    Поддерживаю Вас!
    Ответить
    Анонимно 30 марта
    Хорошая статья, грамотное аргументированное изложение, автору Савбол и Рахмат. Хороша она тем, что призывает Татар не делится, не выяснять кто блатней и лучше, не разбегаться по центробежной в результате этого. А наоборот вспомнить о своих лучших качествах которые объединяют и собираться по центростремительной. И очень точно Руслан Айсин назвал Татар - Субэтносом потому, что Татары всё таки являются частью Тюркского мира. Одной из крупных частей, но всё таки частью. А вот все Тюрки вместе это Суперэтнос (по Гумилёву) с огромным потенциалом. Если посмотреть с этих позиций то эта статья касается всех Тюрков и в этом контексте статья очень объёмна. Хочу лишь добавить, что Татар да и всех Тюрков разделяли не только при Советах, а ещё раньше. В России (на Руси) это началось с династии Романовых. А если взять мировую историю то гораздо раньше, Западной цивилизацией (Рим, Византия) с одной стороны и Китаем с другой. Но все они были бы бессильны, если бы Тюрки сами не начали делиться и воевать между собой. Если знать и помнить свою историю, она показывает как делать правильно. Если не помнить, она преподносит ещё один урок, т.е. учит. А насчёт Ивана Грозного, моё мнение он не был так велик как Темуджин Чингс-Хан, хотя и относился к Чингизидом. Он провозгласил, что собирается объеденить Орду (поскольку Орда раздиралась междуусобицами и распадалась на Ханства), ему поверили и с ним действительно было очень много Тюрков (глобально все назывались Тюрки). Но он не справился с этим проектом и тем усугубил и без того плохую ситуацию в Орде. Потому, что затем наступили "Смутные Времена", результатом которых стала правящая династия Романовых и колонизация Великой Степи.
    Ответить
  • Анонимно 22 марта
    Если мишары - татары, то все что восточнее Москвы - это уже тюркские территории.
    Ответить
  • Анонимно 22 марта
    Если мишары - татары, то все что восточнее Москвы - это уже тюркские территории.
    Ответить
  • Анонимно 22 марта
    Все мы знаем об этом, эти территории нами, татарами помечены.
    Ответить
  • Анонимно 22 марта
    Ирек Таттарыч! Вы что-то путаете. Я чувствую , что Вы герой форумов.Только я сомневаюсь, что в них участвовал Гали Еникеев под ником "Мырза". Но, чтобы все уточнить, все поставить на место, необходимо взять интервью у этой загадочной, выдающейся (еще раз подчеркиваю) личности-Гали Еникеева хорошей респектабельной татарской газетой, например РВ.
    Я не верю в приписывание ему возвеличивание Ивана Грозного. Я считаю, что дело обстоит как раз наоборот. Но он как историк отражает настроение татар перед 1552 годом. Почему много татар было на стороне Ивана Грозного? Я много думал над этим. И пришел к такому мнению. Татары не могли подумать, что они подвергнутся геноциду на религиозной почве. Татары судили по себе. Ну повоевали, установили свою власть , скажем, но не трогали никаких устоев живущего народа. Так они относились к русским, которым дали возможность развиваться во всю мощь. И ожидали такого же по отношению к себе. Но получили великую трагедию.
    Мне кажется это звучит у Еникеева. В книге "Корона ордынской империи" он отмечает все реалии до нынешних времен и говорит об евразийском пути России. Но не развивает эту тему. И мы не можем особо развивать эту тему. Но он ,Гали Еникеев, написал выдающуюся книгу про историю татар, довел ее до "спорного момента", выразимся так. Далее хотелось бы уточнить у него его понимание развития истории, других деталей, вызывающих у нас вопросы.
    Ну, а подвиг наших предков, защитников Казани будет сиять во все времена.
    С уважением .
    Ответить
    Анонимно 30 марта
    У татар путь европейский, а не евразийский.
    Евразийский это к Москве надо обращаться.
    Ответить
  • Анонимно 24 марта
    Маленький, предварительный мой ответ не прошёл. Стоит ли тогда отписываться мне более.
    Аднак админы, "злопамятный" я, могу и в своём ЖЖ ответить, но это бывает уже несколько по другому, и с соответствующей критикой тех кто банит мои комментарии, а то и вообще меня.
    На пока записываю в отдельный файл комментарии этого "Анонима" адвоката АДВОКАТА Мырза Еникеева. У меня давно зудит подробно разобрать эту его писанку "Корона ордынской империи", и если бы не татаро_башкирские вопросы, коими я особо озабачен, уже может быть и разобрал бы.
    Ответить
  • Анонимно 24 марта
    Только я сомневаюсь, что в них участвовал Гали Еникеев под ником "Мырза"
    ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
    Вы Мырз уже на этом оплошали, я до этого Вашего ответа не приводил точное наименование ника "Мырза", как оно было представлено на татарских форумах.
    Ответить
    Анонимно 03 апр
    Ирек, на счет Ивана Грозного правильно и отборного татарского войска тоже правильно. В одном ошибался Еникеев, Чингисхан не татарин. Благодаря русским ты Ирек и именуешься - татарином.
    Ответить
  • Анонимно 03 апр
    Мишэр башынны тишэр ))))
    Ответить
  • Анонимно 15 апр
    Учись ученик Джемаля - "мещера" является видоизменённым самоназванием племени и родственно современному мокша-мордовскому "меш" (пчела) *) и самоназванию "эрзя", которое восходит к эрзя-мордовскому "эритзя" (житель). Меш-эрзя, пчелинные жители, пчеловоды. Отсюда русским трудно было выговорит - меш-эрзя, упростили - мещера, отсюда и следует - мещеряк.
    Ответить
  • Анонимно 17 апр
    Только этого и не хватало. Татар раскололи на сто частей. Выдумали даже несуществующий народ – башкиры, сейчас начали работу по разделению и волго-уральских татар. Мишары – те же татары. Те же татары Золотой орды. Что касается казахов и прочих, у них сейчас идет переосмысление своей истории. Казахский ученый Яксылык Сабитов пишет, что этноним казах им навязали московиты, в сущности они татары. Не только золотоордынские. Но и чингизхановские. Потому что в составе нынешних казахских татар более 20 чингизхановских татарских племен, считай 40 %-в. Ерунду пишет этот Ленар Мифтахенко, выполняет чей-то заказ пол расколу татар на части. Этот же Ленар потом будет делить и мишар, на цокающих и чокающих. Первые он скажет потомки хазар. Так оно и есть на самом деле.
    Ответить
  • Анонимно 07 мая
    делить нас на части - это то что нужно нашим недругам. Русские - это собирательный этнос. Тюрки (в частности татары) - это тоже собирательный этнос. Вся история человечества состоит из того, что кто-то кого-то покорял ... и смотреть на это надо отрешенно, а не так как будто это только вчера произошло. Чем хуже или лучше, те татары которые брали Казань, от тех кто ее защищал? Высказывается мысль, что русские виноваты в разделении татар на подэтносы ...Да с самими русскими (славянами) не все до конца ясно.
    Возьмем хотя бы старые карты Тартарии, где латиницей написано "Подкаменная Тунгуска", если и можно сказать что Тунгуска не имеет отношения к славянам, то почему - подкаменная (по русски) или то же самое с островом Новая земля (Территория Тартарии, а не Московии, а название по русски (славянски)) ... Я категорически против того, что бы нас делили на части, и столько же категоричен против того, что бы мы предъявляли притенении друг другу ...
    Мы многонациональный единый народ и это не утопия ...
    Ответить
  • Анонимно 31 июля
    Один татарин мент ехал из Башкирии в Казань, недалеко от Казани его остановили сотрудники ДПС, тоже татары. Проверяли документы, нашли что-то, к чему можно было придраться. Башкирский татарин, сказал :"Мы же свои, мы же татары". А те в ответ: "Какой ты татарин, ты же мишарин". Вот так вот....
    Ответить
  • Анонимно 20 авг
    Я - мещеряк, и я не - татрин. Мои предки - Мещёра. Угро-Финны. Мне родня Эрзяне и Эстонцы. И уж никак не татарский язык пришедший моему народу с исламом. Не вижу принципиальной разницы между Татарами и Русскими, пришли к нам и навязали свои порядки. Нет, спасибо, мы пойдём своим путём.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии