Новости раздела

«Волго-уральских татар целенаправленно разделили, понимая, что эта часть является ядром татарской нации»

О Золотой Орде, цивилизации номадов и татарских корнях. Часть 2

«Волго-уральских татар целенаправленно разделили, понимая, что эта часть является ядром татарской нации»
Фото: realnoevremya.ru/Тимур Рахматуллин

«Реальное время» публикует продолжение интервью с руководителем Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани Ильнуром Миргалеевым. В сегодняшней беседе ученый рассказал о тех, кто писал татарскую историю, самом хлебном участке Шелкового пути и истинных наследниках Золотой Орды.

Как русские монахи переписали татарскую историю

— Вадим Трепавлов пишет, что есть восприятие Орды как ига: она дала некие административные инструменты. Скорее всего, этот тезис тоже из советской историографии. Он как-нибудь обсуждается?

— Золотая Орда, распадаясь, трансформировалась в тюрко-татарские ханства. При этом стараясь сохранить свои территории и сферы влияния. Важным вопросом было сохранение выплат с подконтрольных территорий, в том числе с русских земель. Несмотря на разные трактовки и попытки как-то изменить эту ситуацию, выплата с русских территорий продолжала поступать в несколько татарских ханств, в том числе и в Казань. А Крыму Москва платила до конца XVII века. Понятно, что шла и идеологическая борьба.

Так, в XVII веке в Киеве появился заимствованный из Польши латинский термин «иго», означающий ярмо, но в советской историографии этот термин приобрел совершенно новое значение — что-то дьявольское, означающее тотальное терроризирование татарами русских. Что поделаешь, такова сила идеологии, тем более в исторических работах была зафиксирована историческая «правда» победителей — правда русских, они зафиксировали свое понимание.

— Кто фиксировал?

— Очень часто монахи. При этом эти монахи часто были из греков, болгар, сербов. Часто эти монахи при описании «татарского периода» в основу своих «летописных рассказов» брали византийские источники и, например, вместо русов-викингов вписали «татары», вместо Константинополя писали Москва. И все думали, что в Москве было чуть ли не 30 монастырей, а татары якобы все это сожгли. Или турецкий Челеби становился татарским Челубеем, павшим на Куликовской битве, так как основа этих летописных рассказов, написанных через 150 лет, стала сербская «Александрия». Да и сведения, оставленные современниками, все же написаны сторонними наблюдателями, а не создавались в самой Золотой Орде. А их авторы были представителями своей цивилизации. Что им привычно и понятно, то это высшее достижение. А непривычное и непонятное — значит, варварское.

«В XVII веке в Киеве появился заимствованный из Польши латинский термин «иго», означающий ярмо, но в советской историографии этот термин приобрел совершенно новое значение — что-то дьявольское, означающее тотальное терроризирование татарами русских»

Территория Золотой Орды была завоевана в результате многих войн. К сожалению, своих документов сохранилось крайне мало, да и то больше какие-то административные документы. Например, ярлыки князьям до сих пор не найдены. Есть предположение, где они могут быть, но пока они не найдены.

Сохранились лишь переводы ярлыков русскому духовенству. Духовенство ведь татарскими ханами освобождалось от налогов, поэтому оно было крайне заинтересовано в сохранении этих документов, так как позже уже свои «родные» русские цари не терпели, чтобы церкви имели такие иммунитентные права, которыми они обладали при татарах. Как только заканчивается татарская власть, заканчивается и свобода церкви — но об этом стараются не вспоминать. А при Петре I управление церковью перешло вообще Синоду. Да и про переливание колоколов в пушки все знают. Поэтому духовенство в борьбе за свои богатства сохраняло эти ярлыки, так как московские правители учитывали в своей юрисдикции и татарские документы.

Где эти ярлыки могут храниться?

— В Государственном историческом музее есть большой архив, как раз там и найдены многие списки ярлыков русским митрополитам. Не исследованы десятки тысяч томов. Я там работал с новыми списками ярлыков духовенству. Надо бы посадить там одного человека, чтобы целенаправленно искал такие документы.

Вот так и зафиксировалась «правда» об иге, о «страшных» татарских временах. Конечно, на уровне специалистов совсем другие представления. Но широкому кругу людей тоже нужно популярно доводить информацию. Прежде всего татары были государственниками. Даже в период завоеваний Хорезма Джучи выступал против того, чтобы разрушались города, потому что они будут его городами, откуда будут собираться налоги. Его сын Батый превратил Ургенч даже в свою столицу. Хотя часть мусульманских авторов татаро-монгольские завоевания сравнивала с концом света. Тем не менее, многие захваченные города опять «восстают». На это обратил внимание еще В.В. Бартольд.

По косвенным данным известно, что у нас в Волжской Булгарии, потом в Золотой Орде были и историки, и богословы, и поэты — все это было. К сожалению, многое не сохранилось

При этом часть мусульман активно сотрудничала с самим Чингиз-ханом, и в его посольстве в Хорезме были сотни мусульман. Среди управленцев также было много мусульман. Когда завоевание закончилось, они показали себя как активные государствостроители. Некоторые татарские племена, которые противодействовали объединительной политике Чингиз-хана, были разбросаны по всей империи. Но остальной народ строил города, кто-то кочевал вокруг этих городов. Да, времена были жестокими, они и сейчас жестокие. Возьмите те же крестовые походы, что они вытворяли? Причем свои жестокости и истребление десятков тысяч своих врагов сами же и фиксировали. Когда создавались «русские истории», например, труды Карамзина, Соловьева, то уже в центре всех событий стали русские земли, русский народ. Но в их трудах татарский фактор еще более-менее хорошо рассмотрен. А вот Ключевский татар вообще игнорировал. Но без татарского фактора история неполноценна. Та же ситуация была характерна и для восточноевропейского пространства (Польша, Венгрия, Румыния, Литва).

Надо еще признать такой фактор: тюрки делали историю, но не писали. Не фиксировали, как армяне, персы, европейцы или китайцы. У нас не было такой культуры все записывать. Но по косвенным данным известно, что у нас в Волжской Булгарии, потом в Золотой Орде были и историки, и богословы, и поэты — все это было. К сожалению, многое не сохранилось. А из того, что сохранилось, мы видим, что Золотая Орда была частью тюрко-мусульманского мира. Язык там был прекрасный, сегодняшний татарин легко прочитает и поймет, что тогда писали. Александр Григорьевич Гаркавец — крупнейший исследователь по кыпчакскому наследию, в том числе и по «Кодексу Куманикусу», где куманский язык назван татарским, — сказал однажды мне: «Смотрю татарское телевидение, очень странно, там разговаривают на языке моих кыпчакских памятников».

У нас сохранились более поздние исторические сочинения. На первое место я бы поставил сочинение Утемиша-хаджи. Когда Шейбаниды в Средней Азии, вытеснив Тимуридов, на территории бывшего Чагатайского улуса создали свои ханства, они начинали писать свою историю. В Средней Азии была хорошая историографическая школа, она была персоязычная. Но там была зафиксирована «правда» чагатайцев и Тимуридов, у которых, конечно же, к Золотой Орде были претензии. Поэтому Шейбаниды решили создать проджучидскую историю. В середине XVI века они направили Утемиша-хаджи в Большую Орду, он там собрал всю информацию. Кстати, в ней большая часть посвящена Улуг Мухаммаду — последнему хану единой Золотой Орды.

Когда создавались «русские истории», например, труды Карамзина, Соловьева, то уже в центре всех событий стали русские земли, русский народ. Но в их трудах татарский фактор еще более-менее хорошо рассмотрен. А вот Ключевский татар вообще игнорировал

После того, как татарские ханства были завоеваны, появилась идея возрождения ханств под главенством Гиреидов или потомков Кучума. Именно в этом русле надо смотреть на создание татарского «Дэфтэре Чингизнаме» XVII века, и на текст продолжателя Утемиша-хаджи. Параллельно в Крыму писали обширную татарскую историю. Написал ее Абдулгаффар Кырыми. Транскрипцию мы уже издали. Там очень детально показывается, как ханы приходили к власти, как шла исламизация — все очень интересно. Сюда же нужно добавить и труд Абулгази.

То, что есть, мы стараемся вводить в научный оборот. У нас сейчас на первый план выходит XV век, несколько специалистов активно работают. XV век хорош тем, что он неплохо зафиксирован в источниках (литовские метрики и европейские источники, русские летописи), но мало исследован.

Торговая артерия Евразии

— Вы сказали, что Золотая Орда контролировала кусок маршрута Шелкового пути. Существует версия, что после того, как отмер Шелковый путь, пошел закат Золотой Орды...

— Понятно, что государство не могло зависеть только от этой торговой артерии. Но она была основой экономики стран, созданных Чингизидскими государствами. Основная часть Евразии принадлежала им. Восток и Запад Евразии активно доставляли свои товары друг другу именно по этой торговой магистрали. После прекращения полноценного функционирования так называемого «Шелкового пути» в Европе озаботились найти новый путь в «Индию», так как главными поставщиками товара (пряности, шелк, фарфор) были Китай и Индия. Как известно, в итоге смелые европейские мореплаватели нашли новый материк. Это было в XV веке. Чингиз-хан и его потомки создали огромную империю, но чингизиды перессорились между собой, воевали друг с другом, тем не менее, торговлю они держали на особом контроле. В Причерноморье их сборы составляли 3—4%! При этом для купцов они создавали караван-сараи, где те могли отдыхать, обеспечивали безопасные пути.

Когда чингизидские государства начинают ослабевать, особенно когда прекращает существование Юаньская империя в 1368 году, на смену ей приходит Минская династия, которая закрывает Китай. Это был первый удар по трансконтинентальной торговле. Кроме того, европейцы начинают осваивать Новый свет, а потом находят морской путь в Индию и Китай. В Причерноморье происходит расширение Османской империи, они закрывают проливы, захватывают торговые фактории Венеции и Генуи в Крыму, как мы теперь называем, «свободные экономические зоны». И масштабы торговли снижаются. Конечно, все это повлияло на благосостояние Золотой Орды. Большую выгоду начал приносить волжский путь. Этим и объясняется, почему ханы держались именно здесь. Но жизнь шла, политическая ситуация менялась.

Чингиз-хан и его потомки создали огромную империю, но чингизиды перессорились между собой, воевали друг с другом, тем не менее, торговлю они держали на особом контроле

«Золотая Орда — это наша история, наши предки»

— Вопрос наследия Золотой Орды является предметом споров между специалистами. Кто является наследником Золотой Орды — Россия с Татарстаном и Башкирией или Казахстан?

— Надо оперировать тем, что мы говорим о средних веках и средневековых народах. В Золотой Орде, если подходить сегодняшним мышлением, был средневековый татарский народ. В письменных источниках они названы татарами, хотя с конца XIV века появляется экзоним (именование одним народом других народов, — прим. ред.) узбеки, от имени хана Мухаммада Узбека. Но мир их знал как татар: европейцы, русские, турки Анатолии, иранцы фиксировали их как татар. Не фиксировали как монголов или еще как-то. В источниках, если вы посмотрите, все они названы татарами. Другое дело, как народ называл себя? Причем речь ведем о средневековом народе. Он мог называть себя и по имени правителя, и по местности, и по названию клана. Но все они при этом оставались татарами.

Если посмотреть на сегодняшний татарский народ, то увидим, что это прямые потомки Золотой Орды. Во время Золотой Орды на основе тюрко-татар оформился новый народ и дальше уже в наш этногенез новых каких-то этнических вливаний не было. Мы не говорим, что булгары не имеют отношения к татарам. Население Волжской Булгарии было раскидано по всей Золотой Орде, особенно по Поволжью, они растворилось среди татар.

Что касается общего наследия, в Золотую Орду входили и русские княжества, значит, и они наследники. В том числе и по государствостроительству будущего Российского государства многое было взято именно от Золотой Орды. А про византийское наследие — это больше попытка выдать желаемое за действительное. Византия была далека, а Золотая Орда — вот здесь. Поэтому Золотая Орда и татарские ханства должны стать частью нашей общей истории и должны изучаться без купюр.

Золотая Орда делилась на два крыла — правое и левое. Иногда приводят цветовые обозначения (белая, голубая, серая), кажется, изначально взятые из ставок — главных юртов, а потом распространенных и на территории владельца этого юрта. Но цветовые обозначения очень запутанные и дискуссионные, поэтому специалисты больше говорят о левом и правом крыльях. Левое — восточная часть, правое — западная. У Джучи было 15 сыновей. Как минимум у двух из них остались потомки — Шибаниды и Тукай-Тимуриды. Токтамыш возвеличил Тукай-Тимуридов, и они практически во всех ханствах управляли. Шибаниды были в Западной Сибири, в XV веке часть их народа со своим правителем ушли в Среднюю Азию и захватили бывший Чагатайский улус. Сам Чагатайский улус был разделен на оседлую часть Средней Азии, которая позже оформилась в так называемые Узбекские ханства, и кочевые моголы — тюркоязычный народ стали основой казахов.

Золотая Орда — это наша история, наши предки. Ее история связана с нами многими нитями — шеджере, могилами наших предков, нашими городами, сказками, легендами, мифами, литературой, языком и религией

В Золотой Орде шла бесконечная борьба за власть. Кто-то из джучидов объявлял себя ханом, а кто-то уходил в степь, не признавая ничью власть и становился «вольным казаком». Так оформились казаки на Дону, на основе «большеордынских» татар, казаки появились на Волге. К ним бежали кавказские «черкесы», русские и финские народы, и в итоге они ассимилировались и стали частью украинского и русского народов. Такая же ситуация была характерна и для степей левого крыла. В отличие от татарских ханств, которые появились как части распадающейся Золотой Орды, казахи появились на основе ушедших казаковать к моголам золотоордынцев и самих моголов. Их в итоге возглавили казакующие султаны джучиды. В дальнейшем в ходе войны с ногайцами казахи смогли подчинить себе большую территорию ногайцев.

Понятно, все эти народы имеют отношение к золотоордынскому наследию. Но правое крыло — центральные территории Золотой Орды — это абсолютно татарские территории. Там татары живут до сих пор. Сегодня в мире есть большая татарская нация, куда входят по географическим названиям сибирские татары, астраханские татары, крымские татары. Насчет крымских пытаются говорить, что это не те татары, это больше турки и т. д. Нет, они те же татары, но существовали в разных государствах под сильным влиянием Османской империи.

Там были попытки, начиная от Сахиб Гирей-хана, правившего и в Казани, и в Крыму, объединить татарские ханства и ослабить османское влияние, поскольку они считали себя татарами. Эвлия Челеби провел много времени в походах с крымскими татарами, писал о татарах. Для него не стоял вопрос — турки это или татары. Он видел в них татар.

Мы, татары, не ощущаем себя в России диаспорой. Мы и есть ее народ. И мы испокон веков живем на своей земле, и мы все вышли из Золотой Орды

Это наш мир, татарский мир, мы должны его изучать, исследовать. После распада Российской империи был образован Советский Союз, которая состояла из национальных республик. На сильно усеченной территории создали маленький Татарстан. При этом волго-уральских татар целенаправленно разделили, понимая, что именно эта часть татар является ядром татарской нации. Также и сибирские и астраханские татары не вошли в состав Татарстана. Они там испокон веков живут. Понятно, что татарские ханства были завоеваны и в последующем туда переселяли другие народы, и в каких-то регионах татары остались в меньшинстве. Но попробуйте, скажем, саратовским или самарским татарам сказать, что они пришлые. Они там также с незапамятных времен живут и очень горды тем, что они татары. И слава Богу, крымские татары вернулись на свою родину.

Мы видим, что Золотая Орда — это наша история, наши предки. Ее история связана с нами многими нитями — шеджере, могилами наших предков, нашими городами, сказками, легендами, мифами, литературой, языком и религией. Никто не вправе говорить, что мы не должны изучать свою историю или изучать только булгар. До образования Татарской автономии для татар Казань, Уфа, Саратов, Оренбург, Уральск, Сибирь, Астрахань, Крым были своим единым миром. Это только потом татары там превратились в диаспоры. Но ведь мы, татары, не ощущаем себя в России диаспорой. Мы и есть ее народ. И мы испокон веков живем на своей земле, и мы все вышли из Золотой Орды.

Арслан Минвалеев, Тимур Рахматуллин, фото Тимура Рахматуллина и с сайта kazan-kremlin.ru
Справка

Ильнур Мидхатович Миргалеев— руководитель Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ; кандидат исторических наук.

  • Родился в 1976 году в д. Якупово Кушнаренковского района Башкортостана.
  • Образование: Башкирский государственный педагогический институт (1998, исторический факультет).
  • Институт истории Академии наук РТ (2001, аспирантура).
  • 2002 год — кандидат исторических наук.
  • Сфера научных интересов: политическая история и источниковедение Золотой Орды и татарских ханств, средневековые тюркские и османские исторические сочинения.

Новости партнеров