Леон Литинецкий: «Сейчас порядка 5 тысяч выходцев из Татарстана проживают в Израиле»
Интервью с главным татарстанцем Израиля: как живут на Земле обетованной уроженцы Казани
На днях в Российском культурном центре в Тель-Авиве (Россотрудничество) прошла встреча «Мусульманские и иудейские общины России. Пример мирного сотрудничества и взаимопонимания», в которой принял участие и корреспондент «Реального времени». Среди гостей вечера был уроженец Казани Леонид Литинецкий. Он возглавляет Координационный совет соотечественников в Израиле и Всеизраильское объединение выходцев из Татарстана. После мероприятия наш журналист пообщался с этим известным политиком и общественным деятелем. Собеседник рассказал нашей интернет-газете о совместных проектах Израиля и Татарстана, выходцах из Казани, проживающих на святой земле, вспомнил молодые годы, проведенные на родине, и переезд в новую страну.
Татарстанские угодья, израильские технологии
— Леонид, для начала ответьте, на родину в Казань часто ли приезжаете?
— Частенько. Слава Богу, получается приезжать.
— В одной из таких поездок несколько лет назад вы предлагали президенту Татарстана Рустаму Минниханову вместе обрабатывать сельхозугодья республики. У нас даже ходили слухи, что чуть ли не половину региона хотите освоить. Расскажите, что это за проект и на какой стадии он находится?
— Это была наша совместная идея. В Татарстане очень много плодородной земли и немало хороших сельскохозяйственников. Мы знаем, что Рустам Нургалиевич — сам выходец из этой среды и прекрасно знает, что такое сельское хозяйство, земледелие. А здесь у нас в Израиле с этим большая проблема. Притом у нас хорошее сельское хозяйство, но у нас очень дорого производить, выращивать культуры. У нас есть специалисты, хорошие технологии выращивания, глубокие знания в этом. И мы бы хотели совместить предложение наших сельскохозяйственников-предпринимателей и предложение Татарстана.
Татарстану было бы очень интересно перенять новые технологии, опыт выращивания культур у израильтян. И президент тогда сделал интересный ход: он предложил нашим предпринимателям не продавать Татарстану технологии, а войти в качестве партнеров в татарстанские агрокомпании, чтобы быть партнерами, вместе выращивать, вместе продавать. И я тогда привез представителей нескольких компаний израильского агрокомплекса для того, чтобы обсудить вхождение израильских сельскохозяйственных предпринимателей на территорию Татарстана, чтобы совместно с предприятиями агрокомплекса республики выращивать культуры. И тогда началось обсуждение культур и в каких районах это будет происходить. К сожалению, на каком-то этапе этот процесс остановился. Но до сих пор мы не теряем надежды, что эта тема возобновится, потому что желание выращивать на хорошей, плодородной земле Татарстана, на той базе, которая там есть, выгодно для израильтян. Думаю, что мы к этому вопросу вернемся.
— С чьей стороны произошло такое торможение процесса?
— Думаю, что здесь еще недостаточно были проработаны темы, с двух сторон была такая проба пера и попытка нахождения тем для выращивания: какие культуры, какие районы, в каком объеме. Но под лежачий камень вода не течет, если ничего не делать, ничего не будет. К этой теме мы обязательно вернемся. Один философ сказал: «Если бы в конфликтах всегда была виновата только одна сторона, то они бы всегда быстро решались». Всегда с двух сторон надо решать вопрос.
«В Татарстане очень много плодородной земли и немало хороших сельскохозяйственников». Фото Олега Тихонова
— Евреев в России не часто воспринимают как аграриев. В то же время до последнего времени овощи в том же соседнем «Магните» из Земли обетованной...
— Вы правы, Тимур. Многие люди, приезжающие в Израиль из России, видят евреев — представителей совершенно разных профессий. Потому что выработалась стигма у людей, выросших в России и Советском Союзе, что евреи работают только интеллектуальным трудом (наука, культура) или занимаются ремеслом (ювелиры, кожевенники). А здесь в Израиле вы можете встретить евреев всех профессий.
— Как советский короткий анекдот: «Еврей-дворник».
— В том числе. Многие удивляются здесь. Есть очень хорошие сельскохозяйственники-евреи. Почему мы производим так много сельскохозяйственной продукции? Мы изобрели систему капельного орошения, которая теперь используется во всем мире и дает очень хорошие результаты. Потом мы снимаем по четыре-пять урожаев одной культуры в год. Когда вы получаете столько урожая, вы можете производить на экспорт.
— Казалось бы, у вас земли, тем более плодородной, кот наплакал.
— Когда вас ставят в жесткие и тяжелые условия, нужно крутиться, находить варианты. Вот мы и находим.
Как бизнес помирил евреев с арабами
— В свое время вы предлагали открыть вместе с арабами промышленную зону в Гильбоа. Даже делились идеей с Рустамом Миннихановым и предлагали ему принять участие. Что в итоге?
— Мы не предлагали создать промышленную зону. Ее создал мэр Гильбоа Дани Атар, с которым я приезжал в Казань, на границе с городом Дженин (Палестинская автономия) для того, чтобы евреи и арабы приезжали вместе работать в одной промышленной зоне. Это хороший пример толерантности, потому что за 10 лет совместной работы промышленной зоны, как мне сказал тогдашний мэр Гильбоа, прекратились межнациональные стычки, закрылись филиалы радикальных террористических движений на территории Дженина. Все это, по его мнению, связано с тем, что не было почвы для этого, поскольку евреи и арабы работали вместе и видели такую необходимость. Потом, это бизнес: они вместе зарабатывают деньги. За несколько лет ушла межнациональная ненависть.
«Курировал эту промзону комиссар Европарламента Мигель Моратинос — бывший министр иностранных дел Испании». Фото gcsp.ch
— Как республика отреагировала на этот проект?
— Рамки реакции или участия в таком проекте имеют международный масштаб, поскольку курировал эту промзону комиссар Европарламента Мигель Моратинос — бывший министр иностранных дел Испании. Рустам Нургалиевич очень хорошо отреагировал на эту идею, чтобы Татарстан принял посильное участие в этой промзоне своими компаниями, зайдя в нее. Тем более, татарам-мусульманам было бы легче контактировать и с единоверцами-арабами, и с единомышленниками-евреями. Я думаю, что рамки участия в таком большом международном и, наверное, в политическом проекте уже российские, а не рамки Татарстана. Но Рустам Нургалиевич видел в этом большие перспективы. Тем более, привез я двух мэров — представителей двух городов — в Татарстан, чтобы показать, что для меня республика — пример толерантности. И я хотел бы показать, как работают вместе татары и русские, христиане, мусульмане и иудеи в одной большой республике. Действительно они это видели своими глазами.
Наши люди на Земле обетованной
— Вы являетесь лидером и инициатором создания Всеизраильского объединения выходцев из Татарстана...
— К созданию организации семь лет назад мы подошли абсолютно по географическому принципу. Я выяснил, что тысячи человек в конце 80-х — начале 90-х годов уехали на постоянное место жительства в Израиль из Татарстана. Для меня родившиеся и жившие долгое время в Татарстане люди отличаются от остальных. Есть какая-то тонкая ниточка, заметная только нам, живущим в Татарстане. Потому что Татарстан имеет очень богатую историю, культуру, великолепные многонациональные традиции. Я вспоминаю лучшие школы республики — медицинскую, оперы и балета, научную, можно перечислять. Все знают известнейших певцов, людей науки. В Казани сформировалась такая аура культурной творческой интеллигенции, которая неповторима. Я знаю людей, приезжающих в Казань впервые, они потом скучают по ней. Благодаря мне много русскоязычных людей приехали в Казань из Израиля и были шокированы (в хорошем смысле слова) атмосферой, гостеприимством, архитектурой, богатейшим культурным наследием. Как оказалось, люди очень мало знают о Казани.
— Кто-нибудь захотел остаться жить в Казани или прикупить недвижимость?
— Пока нет.Эта аура выходцев из Казани, Татарстана непередаваема. Нам есть что вспомнить: студенческие годы, театры, КВНы, СТЭМы — это все нас объединяет. Нам очень хотелось бы создать объединение здесь в Израиле, вдали от Татарстана, которое бы нас всех сплотило, дало возможность общаться и вспоминать Казань, а другой стороны, нашим детям и внукам, которые родились здесь и не знают, что такое Казань, через наше объединение, Сабантуй, который здесь проводим, день Казани, который мы третий год подряд проводим, через экскурсии детей в Татарстан показать наши корни — где мы родились, в каком городе, что такое Татарстан.
«Аура выходцев из Казани, Татарстана непередаваема». Фото prav.tatar.ru
— Есть ли в Израиле среди выходцев из Татарстана крупные предприниматели, кроме Михаила Скоблионка?
— Из бизнесменов пока не знаю. Много казанцев в Израиле пробились и прочно стоят двумя ногами, например, в сфере медицины (профессора, оперирующие хирурги), есть научные работники, есть работники авиационной промышленности, достаточно высокого уровня военные. Сравнивая с выходцами из других регионов бывшего Советского Союза, уроженцы Татарстана очень хорошо интегрируются в израильское общество, адаптируются и поднимаются по служебной лестнице в силу своей ментальности и высокой степени толерантности.
Сколько получает израильский пенсионер?
— Насколько мне известно, вы какое-то время были депутатом Кнессета. Почему сейчас отошли от политики?
— Я не ушел. Я был дважды депутатом Кнессета. На последних выборах мы не набрали достаточное количество мандатов, но я продолжаю активно присутствовать в политике в рамках партии НДИ («Наш дом Израиль». — прим. ред.). Мы стоим на правых позициях. Надо сказать, что вообще израильская русскоязычная община в большинстве своем стоит на правых позициях. Но я занимаюсь социальной политикой. Вот сейчас реформа в области пенсионного обеспечения, активным разработчиком которой я был, прошла. Благодаря подписанию коалиционного соглашения выбили беспрецедентную сумму. Сейчас, с января пенсионеры начали получать деньги в рамках нашей реформы.
— Кстати, о пенсиях. В прошлом году между Тель-Авивом и Москвой была достигнута договоренность о пенсиях: бывшие советские граждане, перебравшиеся в Израиль, будут получать от России пенсии (если я правильно понял суть соглашений). В итоге получают ли они эти деньги?
— Мы до конца не знаем всех тонкостей и всех данных этого соглашения. Одно могу сказать: мы сейчас ждем точных цифр и указаний, как это будет действовать. Известно, что договор сейчас ратифицирован в России. В Израиле он прошел все инстанции. Сейчас уже последняя заключительная стадия, когда здесь в Израиле должны получить директивы из России о том, кто, в каком количестве и как должен оформлять эти пенсии. Те, кто живет в Израиле, должны подтверждать свой трудовой стаж, направлять запросы в архивы. Но те, кто сможет доказать свой трудовой стаж на территории РСФСР, те получат пенсии. Минимальный объем пенсии, насколько я понимаю, 4,5 тыс. рублей.
— Сколько составляет средняя пенсия в Израиле?
— Вы говорите про пенсии или национальное страхование? Потому что у нас в Израиле система такая: каждый гражданин Израиля обязан получать национальную страховку, даже если он не проработал. Это минимальный размер. Надо понимать, что большое количество репатриантов приехали в Израиль в пенсионном возрасте и не в состоянии начать работать. Могу сказать, что на сегодняшний день минимальное обеспечение человека пенсионного возраста в Израиле составляет порядка 800 долларов месяц. Это та сумма, которую может получать человек, пришедший к пенсионному возрасту, не имеющий пенсию, заработанную за трудовой стаж.
— У нас бы ветераны труда позавидовали такой пенсии.
— Да. Надо понимать, что расходы на жизнь здесь выше: стоимость квартир, аренда и так далее.
На сегодняшний день минимальное обеспечение человека пенсионного возраста в Израиле составляет порядка 800 долларов месяц
Сабантуй в лесах Израиля
— Татары в Израиле есть?
— Сложный вопрос. По нашим данным, из Татарстана выехало порядка 6 тыс. человек.
— Это евреи?
— Не только. Это выехавшие на ПМЖ сюда. Часть из них уехала в другие страны. Мы статистику вести не можем, этим занимаются государственные учреждения. Сейчас порядка пяти тысяч человек, выходцев из Татарстана, проживают здесь. Среди них смешанные семьи в том числе.
— Татары, наверное, как раз из числа тех смешанных семей.
— В основном да. Либо муж-татарин, жена-еврейка, либо наоборот — жена-татарка, муж-еврей. Когда мы проводим сабантуи здесь в лесах, надо видеть эти аттракционы, бег в мешках, яйцо в ложке, подарки, пение национальных татарских песен.
— Леонид, а что за такая организация «Татары за Израиль»?
— Не могу точно объяснить. Понимаю, что эта организация, видимо, не привязана никак к Татарстану. Она немногочисленна, в нее входят татары, которые приехали в Израиль из разных уголков мира. И они позиционируют себя как татары, которые очень лояльны к Израилю, поощряют его — по крайней мере, это то, что я слышу.
— Могу добавить, что в татарской среде, и тем более в мусульманской, к этой организации, ее руководителю Закире Зариповой относятся достаточно неоднозначно.
— Не буду это комментировать. Могу лишь сказать, что наша организация — объединение выходцев из Татарстана — создана не на национальной основе, а именно на географической. Мы большая организация, которую объединяет культурное наследие — татарстанская жизнь, но мы никак не делим по национальному признаку. К нам входят и татары, и русские, и евреи; и мусульмане, и христиане, и иудеи, и те, кто еще не определился. Но в организации «Татары за Израиль» речь идет только о татарах. По-моему, их руководитель сама не из Татарстана.
Долг перед родиной
— Существует легенда, что в Цахале служат мусульмане в специальном подразделении, будто есть даже отдельный мусульманский батальон, который участвует в военных операциях. Это правда или нет?
— Думаю, что это неправда. Я этого никогда не слышал, да и быть такого в Израиле не может никогда. В Израиле все дети наши, кто служит в армии, никогда не определялись в подразделения по национальному признаку. Все служат вместе, как и в советской армии.
«В Израиле все дети наши, кто служит в армии, никогда не определялись в подразделения по национальному признаку. Все служат вместе, как и в советской армии». Фото infosmi.net
— В России, например, говорят про кадыровские батальоны…
— Здесь нет такого. Все служат вместе. И мы очень гордимся ребятами из смешанных семей, которые служат в израильской армии — русские с евреями.
— Вы сами в израильской армии служили?
— Здесь в израильской нет. В советской служил.
От КВНа до азов иврита
— Можете рассказать, как сами перебрались в Израиль?
— Родился и вырос в Казани на улице Волкова. Мои мама и папа — врачи. Они родились не в Казани, но их семьи были эвакуированы в Казань во время Великой Отечественной войны. Я закончил казанскую 131-ю физико-математическую школу. Потом поступил в Казанский медицинский институт. После второго курса мединститута пошел в армию — был такой эксперимент в Советском Союзе во время войны в Афганистане, когда министром обороны был маршал Язов. Потом вернулся после армии в мединститут. И уже на пятом курсе, в конце 90-го года репатриировался в Израиль. В институте активно занимался общественной деятельностью: был культоргом лечебного факультета, занимался КВНом, СТЭМом.
— Вы стояли у истоков КВНовского движения в Татарстане?
— Думаю, что у истоков движения стояли те, кто нас постарше: Леонид Сергеев, в КАИ были сильные команды, «Фиолетовый отряд» в КХТИ… Но мы были второй волной. Одно время в КВНе было затишье: он ушел с экранов телевизора. Но могу похвастаться: сборная команда Казани, участником которой я был, на Всесоюзном фестивале КВН в Кировакане в 1982 году заняла второе место. Это было очень почетно. Тогда мы обыграли днепропетровскую команду, которая, если помните, играла в высшей лиге КВН, потом у них был днепропетровский театр. Было очень интересно.
— Почему перебрались в Израиль?
— Мой дедушка мечтал уехать в Израиль. Мне казалось, что я могу осуществить мечту. Когда я служил в армии, он умер, меня, к сожалению, не отпустили на похороны. Меня это очень сильно кольнуло, я переживал. Дедушка с бабушкой меня воспитывали, потому что мама с папой были заняты. Дедушка для меня был вторым отцом, но на его похоронах я не смог быть. Потом я женился, и мы решили семьей переехать в Израиль. Хотелось достигать большего, чтобы открылись ворота.
Здесь огромная масса евреев приезжает из разных стран, и здесь пробиться и добиться чего-либо очень непросто. Поэтому интегрироваться в израильское общество было нелегко, надо было себя доказывать с нуля
— Вас здесь быстро приняли как своего?
— Думаю, что процесс вхождения, интеграции в израильское общество непростой. Ко мне приехал мой товарищ из Казани, и он, посмотрев, что здесь происходит, сказал: «Здесь очень высокая степень конкуренции между людьми». Здесь огромная масса евреев приезжает из разных стран, и здесь пробиться и добиться чего-либо очень непросто. Поэтому интегрироваться в израильское общество было нелегко, надо было себя доказывать с нуля. В Казани вы рождаетесь, у вас здесь есть родители, которые много прожили, у них есть свой круг общения. Вас воспринимают здесь не только как Тимура, но и как сына ваших родителей. Когда вы приезжаете за границу, надо начинать все с нуля, вас никто не знает, вам нужно доказывать себя с самых азов. Это непросто. Не говорю уже про языковые барьеры, надо выучить местный менталитет. Пришлось себя доказывать, думаю, мы это сделали.
«Реальное время» выражает благодарность директору Российского культурного центра в Тель-Авиве (Россотрудничество) Наталье Якимчук и координатору культурных программ РКЦ Наталье Подольской за организацию встречи
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Литинецкий Леонид (Леон) Германович — израильский политик и общественный деятель.
- Председатель Координационного совета организаций соотечественников в Израиле.
- Член Всемирного координационного совета российских соотечественников.
- Руководитель Всеизраильского объединения выходцев из Республики Татарстан.
- Родился в Казани в 1967 году.
- 1984—1990 — учеба в Казанском медицинском институте.
- В 1991 году репатриировался в Израиль.
- 1995 — член совета рабочего комитета электроэнергетической компании «Хеврат ха-Хашмаль».
- 1998 — учеба на вторую степень в Тель-Авивском университете (политические науки).
- 1999 — член выборного комитета рабочего профсоюза.
- 2001 — председатель кооперативного объединения «Шомер Исраэль».
- 2006 — директор отдела репатриантов Фонда Берла Каценельсона.
- 2006 — председатель организации репатриантов при партии Авода.
- 2007 — председатель организации репатриантов «Сионистский совет Израиля».
- 2008 — член правления «Сионистского совета Израиля».
- Депутат Кнессета 17-й и 19-й каденций (от партии «Наш дом Израиль»).