Новости раздела

Михаил Скоблионок: «Репатрианты ведь в Израиле не работали и пенсию никакую не получают…»

Лидер татарстанской еврейской общины пожаловался на бюрократию в Земле обетованной, которая настолько плохая, что даже взятки не берет

Михаил Скоблионок: «Репатрианты ведь в Израиле не работали и пенсию никакую не получают…»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Новость о том, что Израиль добился от России выплат пенсий бывшим гражданам РСФСР, эмигрировавшим на Землю обетованную до 1992 года, вызвала большой резонанс в стране. Число израильтян, которые могут претендовать на российскую пенсию, может достичь 100 тыс. человек. Между тем руководитель Татарстанской еврейской национальной культурной автономии Михаил Скоблионок считает, что люди заслужили выплаты, и хоть какая-то справедливость восторжествовала. Также в интервью «Реальному времени» он рассказал о подводных камнях, на которые натыкаются репатрианты из России.

«Лимуд» в Казани

— Михаил Абрамович, насколько мне известно, в вашей гостинице «Регина» будет проходить конференция «Лимуд. Волга-Урал». Мероприятие будет носить светский или религиозный характер?

— Это светское мероприятие. Хотя там будут и религиозные деятели. Между ними будут проходить беседы.

— Почему Казань выбрана площадкой для такого события?

— Потому что мы и в прошлом году проводили «Лимуд» в России. Всем очень понравилось. Раньше устраивали в Москве и Санкт-Петербурге, за рубежом. Теперь в Казани. Мы третий город, проводящий мероприятие. Казань заслужила это своим хорошим отношением к людям.

Пенсионная проблема

— Вопрос из другой плоскости. Россия согласилась платить пенсии бывшим нашим согражданам, уехавшим в Израиль до 1992 года. Есть сторонники и противники такого решения. Вы себя к какому лагерю относите?

— Я считаю, что пенсию, где бы человек ни был, зарабатывают своим трудом. Человек заработал пенсию, и куда бы он ни уехал, где бы он ни жил, ему должна платить пенсию та страна, где он работал.

— А те пенсионеры, кто жил в Израиле, разве никаких денег не получали?

— Они ведь в Израиле не работали и пенсию никакую не получают. Там они получают только пособия. Размер пособий у всех разный, сколько — точно сказать не могу. Только знаю, что те, кто уехал в Германию, Штаты и другие страны, получают пособия. В Германии они получают 350 евро на человека.

Обратная сторона репатриации

— Много ли среди ваших знакомых тех, кто эмигрировал в Израиль?

— Очень много.

— И есть, кто возвратился обратно?

— Есть и такие, кто не прижился. Проблем там тоже много. Главная — отношения между людьми совершенно другие. Воспитание тоже дает о себе знать. Мы-то воспитаны в России, у них совершенно по-другому. Работу люди не находят. Здесь они имели хорошую профессию, а туда уезжают — достойной работы для них нет. У каждого свои причины.

«Я считаю, что пенсию, где бы человек ни был, зарабатывают своим трудом». Фото il24.ru

— Говорят и про напряженную военную ситуацию…

— Нет, военная обстановка нормальная. Не более напряженная, чем у нас.

— Как шел процесс репатриации из Советского Союза?

— Как только разрешили, люди начали массово уезжать. Потому что всегда казалось, что за рубежом жизнь лучше. Действительно, там законы стабильные. Это не как в России, где законы меняются чуть ли не ежемесячно. У нас же принимают закон, потом что-то новое придумывают, меняют. В таких странах хорошо подготовлены законы, они работают. И можно к ним приспособиться. Там ведь очень хорошее отношение к старикам. В России же отношение к пожилым безобразное, и пенсии безобразные. У нас пенсионер получает 10-15 тысяч рублей, и это в лучшем случае. А вы 350 евро зарубежные переведите на рубли. Там и льготы другие. Там жилье бесплатное. У нас за жилье платишь по полной программе, всем плевать, пенсионер ты или не пенсионер. У них пенсионер не платит. В Израиле тебе 70 лет исполнилось — ты имеешь право ставить машину, где захочешь, и не надо платить за парковку. А у нас как? Иди пешком или на платную стоянку. Все-таки там другое отношение к ним, а у нас люди — это быдло.

— Вы, конечно, очень откровенно говорите.

— А я всегда правду говорю.

— Михаил Абрамович, как прошла репатриация ваших родственников?

— Я отправил своих родителей, когда у отца обнаружили рак. У меня сын уехал в Израиль, прожил там 8 лет и вернулся в Россию. Ему не понравились отношения между людьми. У него работа была прекрасная, и жизнь хорошая, но отношения там, видите ли, не понравились. Зато в России сидит без работы. Ему так лучше.

Там все люди друг другу в лицо улыбаются, но никогда никакой помощи не окажут. В мои времена было, что человек человеку друг и товарищ. А там, как два волка, друг на друга смотрят и улыбаются. Но у нас теперь тоже отношение меняется. Когда мы перешли на рыночную экономику, стали и бедными, и богатыми. Россия тоже к такому придет.

«Как только разрешили, люди начали массово уезжать. Потому что всегда казалось, что за рубежом жизнь лучше». Фото antifashist.com

— Все-таки когда именно был самый большой поток евреев из России?

— Не отслеживал. В последние годы мало уезжали. Много людей уехали в 80-90-е. Хотя в 1990-е годы больше.

— Слышал, что там бюрократия невыносимая...

— Да, и такое приходилось наблюдать. Бюрократия там жуткая. Настолько плохая, что там даже взятки не берут. Там такой бюрократ, который денег не берет. У нас же бюрократ берет деньги — и все решает.

Тимур Рахматуллин

Новости партнеров