Вопросы татарского языкознания: первый муфтий Татарстана уговаривает Камиля Самигуллина на двуязычие
Как стало известно «Реальному времени», накануне первый муфтий РТ, а ныне настоятель мечети «Нурулла» Габдулла Галиуллин встретился с председателем ДУМ РТ Камилем Самигуллиным по вопросу возвращения в некоторые мечети пятничных проповедей на русском языке. Сегодня же он направил в муфтият обращение с той же просьбой. Активность оппозиционного имама некоторые СМИ уже расценили как начало предвыборной кампании на пост татарстанского муфтия, сам Галиуллин этот факт опровергает.
Началась предвыборная кампания?
Как утверждает Габдулла Галиуллин, муфтий РТ Камиль Самигуллин «услышал и понял проблему», но решение примет позже.
Отметим, в этом году состоятся выборы председателя ДУМ РТ. Так, имамы Советского района Казани утвердили кандидатуру Самигуллина. В некоторых СМИ появилось сообщение, что Галиуллин планирует вновь занять кресло муфтия, и его слова являются частью предвыборной кампании.
Однако сам экс-муфтий в разговоре с нашим журналистом опроверг эту информацию, добавив, что не выдвигал свою кандидатуру. Вопрос проведения вагазов на двух языках, по его словам, он поднимал еще до Нового года при личных встречах с муфтием.
— Если предвыборная кампания начнется, там уже пожестче будет, — подчеркнул он.
«В некоторых мечетях число мигрантов и татар, не знающих татарского языка, доходит до 80%»
В минувшую пятницу Галиуллин, выступая в казанской мечети «Нурулла» («Сенная»), привел аргументацию, почему он за равноправие русского языка с татарским в городских мечетях.
Ведение проповедей (вагазов) только на татарском языке может подорвать всю работу имамов и правоохранительных органов по противодействию экстремизму и терроризму, считает Габдулла хазрат. Поэтому он предложил оставить в некоторых городских приходах пятничные проповеди на двух языках — татарском и русском.
Как пояснил экс-муфтий корреспонденту «Реального времени», с ним в этом вопросе солидарны и некоторые другие имамы, однако их имена он называть не стал. Обращение к прихожанам было его личной инициативой.
— Среди имамов мы вели такие разговоры, — отметил Габдулла хазрат. — Мы не говорим, чтоб проводить проповеди на русском языке в деревнях. Мы имеем в виду города, где много инородцев, эмигрантов.
По словам священнослужителя, мечети Казани, Нижнекамска, Чистополя, Зеленодольска и Челнов посещают мигранты, которые не понимают татарского языка. Этим людям необходимо рассказывать об исламе в рамках политики, которую Россия проводит относительно мусульман и мигрантов. А это, по мнению экс-муфтия, возможно вести только на двух языках — русском и татарском. В некоторых мечетях число мигрантов и татар, не знающих татарского языка, по его информации, доходит до 80%.
— Мы ведь раньше проводили на двух языках в течение нескольких лет. И все прихожане с пониманием относились. К нам после вагаза подходили, задавали вопросы, просили что-то прояснить. Я на проповедях говорю, что Россия — это моя родина. Любите Россию, уважайте Россию — и вас Россия будет любить и уважать. Здесь государство разрешает совершать необходимые для мусульман обряды. Я знаю, что в некоторых странах Средней Азии не разрешают носить бороду, есть возрастной ценз для посещения мечети, женщинам не позволяют носить платки, не разрешается читать намаз на работе, в аэропорту, в больницах. А у нас все это разрешается, — рассказал Галиуллин.
«Камиль хазрат — дальновидный молодой человек»
Ведение татарских проповедей он не считает панацеей для сохранения традиций и языка народа. По его мнению, популяризировать татарский язык нужно через открытие специализированных детских садов, школ, преподавание на языке отдельных предметов в вузах, а также введение документооборота на татарском.
Экс-муфтий выразил надежду, что его идея найдет понимание со стороны руководства ДУМ РТ.
— Камиль хазрат — дальновидный молодой человек, не закостенелый никакой. Он четыре года поработал муфтием, у него есть стаж, и он все сможет понять, — подчеркнул Габдулла хазрат.
Напомним, в августе 2016 года на пленуме Духовного управления мусульман Республики Татарстан имамы поддержали инициативу муфтия Камиля Самигуллина вести пятничные проповеди исключительно на татарском языке. Однако такое решение татарстанских мусульманских священнослужителей вызвало непонимание среди некоторых верующих.
С московским приветом
Более того, осенью прошлого года через «Реальное время» завязалась заочная полемика между двумя муфтиями — Самигуллиным и председателем ДУМ Москвы Ильдаром Аляутдиновым. Московский муфтий выразил сомнение в такой необходимости. По его мнению, часть прихожан, не владеющая татарским, может покинуть мечеть. По словам Ильдара хазрата, в таких вопросах нужно учитывать мнения всех мусульман. И подобные решения могут подтолкнуть верующих в «объятия» сект.
В ответ Камиль хазрат заявил, что его оппонент «не знает ситуации» и «претензии были только со стороны пары мечетей». Аляутдинов же в интервью нашему корреспонденту сообщил, что в Татарстане немало людей не владеют татарским. Не остались равнодушными к проблеме и колумнисты «Реального времени» — историк Альфрид Бустанов, блогер и предприниматель Расул Тавдиряков и протоиерей Всеволод Чаплин.
«Невыполнение решения пленума»
«Реальное время» направило запрос в татарстанский муфтият с просьбой прокомментировать ситуацию. В пресс-службе сообщили, что наше письмо до них дошло. На момент публикации материала редакция ответа не получила. Первый заместитель председателя и пресс-секретарь ДУМ РТ Рустам Батров не стал отвечать на наши вопросы.
Вместе с тем заместитель муфтия, ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин в беседе с корреспондентом «Реального времени» подчеркнул, что августовское решение пленума надо трактовать однозначно: проповеди на татарском языке проводятся только во время пятничного намаза. У мечетей, по словам заммуфтия, остается много времени, чтобы они смогли работать с русскоязычными прихожанами.
— Трактовать решения пленума, дескать, из мечети выгоняют русский язык, неправильно, — отметил Мухаметшин. — Наоборот, определяем место, чтобы национально-конфессиональный фактор мечети присутствовал в виде 15—30 минут. Еще остается огромное количество времени. Это дает возможность усилить работу с русскоязычными прихожанами. У нас каждый день проводятся почти все лекции на русском языке, муфтий тоже проводит на русском.
Вопрос языка пятничных вагазов он назвал сильно раздутым. Более того, верующие приходят в пятницу в мечеть в первую очередь, чтобы совершить намаз.
— Практически 99% мечетей были татароязычными, — прокомментировал он решение пленума ДУМ РТ. — Ничего нового и кардинального здесь не было. Решение духовного управления поставило точку на том, что было, легализовало ситуацию. Была только проблема городских мечетей. Из казанских мечетей — «Бурнаевская» и «Сенная». Немного их было. Но серьезных проблем вроде бы нет.
Заявление Габдуллы Галиуллина он расценил как невыполнение решения пленума, и «со стороны духовного управления какие-то должны быть меры».
комментарии
Во-первых. Изначально все мечети в республике – это все же собственность татар-мусульман, а не просто всех мусульман, приехавших в республику со всего света. Это татары сохранили тут свою религию, наши отцы, деды и прадеды молились в этих мечетях, проповеди читали на своем языке. На татарском. Это были островами, в которых сохраняли наш язык, нашу веру, нашу культуру. Здесь тлелось образование нашего народа, его воспитание. Не стоит забывать и об этом. И теперь эти островки должны оставаться теми столпами, на котором держится культура и традиция нашего народа. Попытка изменить это под видом того, что там много прихожан не понимающих татарский язык – это всего лишь попытка размыть этот фундамент. Во всяком случае, одно из мест, где в обиходе должен быть татарский язык, пытаются уничтожить под надуманным предлогом. И еще возникает попутный вопрос. Если татары, не знающие свой язык, учатся молиться на арабском языке, знают молитвы, то, что им мешает изучить и свой язык. Это даже по своей сути будет одним из богоугодных дел, почитать своих предков, знать их язык.
Во-вторых. Сразу же возникает подозрение, что под видом священников-мулл, там под их одеждой ходят чекисты со старыми партбилетами в карманах, которые хотят превратить эти заведения в некое подобие ленинских комнат, где промывали мозги в совковые времена. Традиции, видимо, у них сохранились. Раньше были идеологические отделы, партийные комитеты на предприятиях, которые и были призваны заниматься воспитанием населения преданности государству, его идеологии, его вождям. Теперь вроде времена изменились, но суть осталась прежней. Также идет тотальное промывание мозгов у населения. И мечети теперь по их мысли и будут также служить вот таким инструментом. Хотя более правильно было бы организовывать для тех же мигрантов еженедельные встречи в центрах для мигрантов, где им и рассказывали бы про исламский экстремизм, про терроризм. Да вели бы среди них разъяснительную работу на их языке. Они там бы изучали более основательно русский язык. Пусть будут эти курсы платные, но обязательные. Вот и решение проблемы с мигрантами. А в исламе нет обязательного присутствия для молитвы в мечетях, для этого годиться отдельная комната, приспособленная для молитв. Так в том же центре и следует это сделать, не превращая татарские мечети в центры для обработки мигрантов. А те священнослужители-муллы, кто этого не понимает, просто поменять место для проповеди как раз в этих местах. Так будет логичней.
И третье. Да, вполне допускаю, что проблема экстремизма существует, и она особо остро проявляется тогда и там, где возникает массовое недовольство политикой властей. И тут одними проповедями делу не поможешь. На каком бы языке они не велись. Потому и не следует ставить целью превращения татарских мечетей в центр борьбы с экстремизмом, как многие пытаются это сделать. У татарских мечетей должны быть совершенно другие цели. Основная цель – это развитие татарской нации, ее культуры, воспитание татар в духе уважения к своей нации, к ее традициям, которые и уходят корнями в ислам. Но в тот ислам, где чтут просвещение, уважают человеческое достоинство и свободу человека, чтут права и свободы других людей, полагая, что они даны всевышним. Ислам у татар имел свои оттенки, он давал им возможность для своего развития с древних времен. И этот ислам в большей степени отличался от тех трактовок, которые присущи народам Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии. Это и отношение к женщинам, это и отношение к образованию, это и отношение к тем ценностям, которые сегодня называют европейскими. Мы ближе со своей религией к тем принципам, которые лежат в основе культуры многих европейских народов. И не надо татар загонять в общину тех народов, кто по своему менталитету, по своей культуре отличаются от нас. Мы должны идти своим путем. Мы европейская нация и по духу и по менталитету.
Высказывания Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах да приветствует) в отношении асабии.
По поводу асабии (asabiyyah араб. – трайбализм/крайний национализм) наш Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал следующее: «Не является одним из нас (из нашей мусульманской Уммы) тот, кто призывает к асабии, или тот, кто сражается за асабию, или тот, кто умирает за асабию» (передано Сунаном Абу Даудом) . Передают, что нашего Пророка Мухаммада (ﷺ) спросили: «О Посланник Аллаха! Что такое асабия?» и он ответил: «Это когда вы поддерживаете свою нацию (или племя) в притеснении других» (Сунан Абу Давуд, хадис №5119). По поводу всех форм асабии наш Пророк Мухаммад (ﷺ), обращаясь к своим последователям, сказал: «Оставьте это. Это мерзко и отвратительно» (Сахих Бухари и Муслима
С уважением. Габдель Юссон.
Языковое возрождение возможно когда его активно не только используют но и подталкивают, иначе какой стимул к стремлению знать татарский ?! Татарский язык должны применять в мечетях, и принудительно, во всей территории РФии ! Вы опять забыли что говорил Валиулла Якуб ?-- именно русский язык в школах источник терроризма, салафизма.. Нужно развивать национализмы у каждого народа в т.ч. русского, Но у меня такое чувство, что власти между национализмом-национальному возрождению предпочитают исламский терроризм, думая что она менее "опасная", все как при большевиках, ничего нового по луной !
Другой муфтий о исламском радикализме и обучение детей мусульман на русском языке : «Если вы учите детей-мусульман целиком на русском языке, то, вероятно, они отойдут от исламских традиций своего народа и, скорее всего, придут к традициям радикалов», – написал Мухетдинов на своей странице в интернете, сообщает «Интерфакс».
«Каждый, кто закрывает национальные школы, только плодит манкуртов-ваххабитов и хизбутов (приверженцев группировки "Хизб ут-Тахрир", считающейся в России террористической), которые говорят, что им нужен вненациональный халифат», – заключил Мухетдинов.
"Если мы говорим о традиционном исламе, то мы должны понимать, что он в Российской империи всегда развивался в рамках национального языка. Такая вещь как ваххабизм в мире существует около 300 лет. Мы что-то не помним из истории Российской империи со стороны мусульман смертников и террористов. Только после того, как мусульман от традиционного языка перевели, они стали соучастниками бандформирований", – подчеркнул зампред ДУМ в интервью РСН.
......................................
А кто стоит за всем этим ? Прямо и косвенно разные чиновники и их советники шовинисты из разных центров а также в том числе к примеру русский аналог "Бильдербергского клуба" "изборский клуб".
А теперь Даже хлеб не купишь, обратившись на татарском языке, — скажут: «Говорите по-русски».
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/53694
Чуть ранее
Это положение языка
2014 год
культурно-языковой фашизм во главе Мединского, Артеменко (руководитель Цнтра этнокультурной стратегии) и т.д.
В Татарстане назревает грандиозный скандал. Недавно в Казань в очередной раз приезжала Ольга Артёменко, руководитель Центра этнокультурной стратегии из Института образования при Минобразе РФ. Она сообщила, что не имеющие лицензии Минобраза РФ татарские учебники не могут находиться в школьных библиотеках. А так как правительство Татарстана получило лицензии Минобраза России лишь на татарские учебники с 1-го по 5-й класс, то все остальные татарские учебники, то есть с 5-го класса и выше, должны быть изъяты из школьных библиотек. Между тем только в прошлом году правительство Татарстана напечатало их на 150 млн. рублей. Возьмём комплекты учебной литературы на татарском языке — это миллионы учебников.
Через несколько недель в Казань приедут чиновники Рособрнадзора и будут проверять школьные библиотеки республики на предмет соответствия федеральному закону Куда девать миллионы не лицензированных Москвой учебников на татарском языке? Сжигать, как это обычно делали во времена цензуры? Мало того, что это варварская акция, но это убытки на миллиарды рублей. Представьте себе эти горы татарских учебников, горящих перед школами. И как потом проводить учебный процесс в татарских школах? По каким учебникам? Только на русском языке? По существу, татарская школа стоит перед угрозой полной ликвидации. Скорее всего, это чья-то ошибка, представить, что сознательное решение, — невозможно.
Нет, конечно это не ошибка чья-то. Это целенаправленный ход Москвы по программе удаления татарского языка из употребления его татарами. Москва только болтает, что в России все национальные языки и культуры будут непременно сохранены. Сохранение языка — дело самого носителя языка. Никакая Москва не будет этим заниматься. Расправившись с татарскими учебниками в школах Татарстана Москва пойдёт дальше. Она начнёт расправляться с башкирскими учебниками в школах Башкортостана, с чеченскими учебниками в школах Чечни, с чувашскими учебниками в школах Чувашии, с бурятскими учебниками в школах Бурятии, с якутскими учебниками в школах Якутии, с ингушскими учебниками в школах Ингушетии и т. д. И все национальные чиновники этих республик будут молча моргать глазами и смотреть, как Москва осуществляет культурный фашизм, обосновывая это тем, что нет народов — нет проблем.
Обратите внимание на название Центра, которым руководит Оля: Центр этнокультурной стратегии. Обычно, слово "стратегия" используют военные, когда речь идёт о подавлении сил противника. Видимо Москва до сих пор считает татар своими противниками. Браво! Ну уничтожите вы татар и дальше что? Счастья полные штаны? А другие народы тоже подлежат уничтожению? Или нет? А по каким критериям вы решаете какой народ должен быть уничтожен вместе с его культурой, а какой нет? По гитлеровским?
Взято мной из интернета, ничего не выдумано, истина такая какая есть
Высказывания Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах да приветствует) в отношении асабии.
По поводу асабии (asabiyyah араб. – трайбализм/крайний национализм) наш Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал следующее: «Не является одним из нас (из нашей мусульманской Уммы) тот, кто призывает к асабии, или тот, кто сражается за асабию, или тот, кто умирает за асабию» (передано Сунаном Абу Даудом) . Передают, что нашего Пророка Мухаммада (ﷺ) спросили: «О Посланник Аллаха! Что такое асабия?» и он ответил: «Это когда вы поддерживаете свою нацию (или племя) в притеснении других» (Сунан Абу Давуд, хадис №5119). По поводу всех форм асабии наш Пророк Мухаммад (ﷺ), обращаясь к своим последователям, сказал: «Оставьте это. Это мерзко и отвратительно» (Сахих Бухари и Муслима