Новости раздела

Ильдар Аляутдинов: «У меня есть информация, что в Татарстане немало людей, не знающих татарский»

Московский муфтий в эксклюзивном интервью «Реальному времени» ответил на критику Камиля Самигуллина о татарских проповедях в мечетях

На этой неделе в мусульманской жизни страны возник публичный спор вокруг языка пятничных проповедей между двумя известными муфтиями — председателем Духовного управления мусульман Москвы Ильдаром Аляутдиновым и главой ДУМ Татарстана Камилем Самигуллиным. Напомним, в августе татарстанские имамы поддержали инициативу Самигуллина, предложившего читать пятничные проповеди (вагазы) в мечетях республики только на татарском языке. Аляутдинов на днях подверг критике подобное решение. В ответ Камиль хазрат в беседе с нашим журналистом заявил, что его оппонент «не знает ситуации» и «претензии были только со стороны пары мечетей». «Реальное время» связалось с московским муфтием и попросило разъяснить ситуацию. В эксклюзивном интервью корреспонденту нашей интернет-газеты Ильдар хазрат рассказал, в чем состоит миссия мечети, и напомнил, в какой стране мы живем.

«Мы живем в России, и Татарстан находится внутри нее»

— Ильдар хазрат, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин ответил на вашу реплику относительно пятничных проповедей на татарском языке. В частности, он сказал, что вы не владеете ситуацией в мечетях республики.

— Соглашусь, возможно, не полностью информирован о ситуации в мечетях Татарстана. Безусловно, татарское сообщество трепетно относится к родному языку, радеет за национальные традиции. Люди считают, что многие мечети были построены татарами, костяк прихожан составляют именно татары, поэтому проповеди тоже должны вестись на татарском языке.

Ситуация в Москве иная. Прихожан, не понимающих татарский язык, значительно больше. Поэтому мы должны учитывать мнения тех людей, которые приходят с целью получения духовной подпитки и поддержки. Возможно, в Татарстане прихожане — в большинстве те татары, которые хорошо владеют языком, понимают его. Если на самом деле так, то, бесспорно, это правильное решение. В то же время желательно до или после основной проповеди на татарском языке проводить лекции на русском, где суть проповеди раскрылась бы для всех. Молодежь испытывает духовный «голод», в поисках его утоления люди первым делом приходят в мечеть. Если там они не найдут то, что их удовлетворит, во второй раз могут не прийти. Появилось много разных сект, направлений, которые перетягивают людей в интернет, в квартиры. Важно, чтобы мечети не потеряли часть своих прихожан. Если скажем: «Мы будем вести проповеди на татарском языке, потому что муфтий — татарин, прихожане — татары и мечеть татарская», — то мы оттолкнем людей. И они просто не будут ходить в мечеть.

«В Москве иная ситуация — прихожан, не понимающих татарский язык, значительно больше. Поэтому мы должны учитывать мнения тех людей, которые приходят с целью получения духовной подпитки и поддержки». Фото Дмитрия Щипанова

Камиль хазрат, безусловно, лучше знает ситуацию в Татарстане. И если было 100-процентное голосование имамов, наверное, они также знают своих прихожан. Еще раз повторюсь: я призвал к тому, чтобы принимали во внимание тех людей, которые не знают татарский язык. Хотя у меня есть информация, что в Татарстане немало людей, которые все-таки не знают татарский язык, либо знают плохо — как из числа татар, так и других национальностей.

— Вообще, в мусульманской среде даже ходит такая конспирологическая версия, что проповеди на татарском языке пролоббировал татарстанский митрополит Феофан, который начал активную миссионерскую деятельность в республике...

— Я не могу подтверждать или комментировать информацию, о достоверности которой мне не известно.

Что касается проповедей на татарском языке, получается, мы какую-то часть людей в определенной степени, не желая того, но все-таки отсекаем. Во-первых, верующим (части прихожан, особенно русским) некомфортно приходить и слушать проповеди, не понимая их смысла. Во-вторых, не даем возможности получить информацию об исламе доступным образом. В-третьих, мы живем в России, и Татарстан находится внутри нее, где имамы как минимум должны владеть татарским и русским языками. Этот немаловажный момент духовные управления должны также учитывать. Да, мы должны способствовать сохранению татарского языка, но в то же время должны заботиться о том, чтобы имамы были всесторонне образованными, в том числе очень хорошо знали русский язык.

Поддержка национального языка vs миссия мечети

— В то же время на этот шаг ДУМ РТ тепло отозвалась татароязычная общественность, увидев в этом прекрасную возможность по популяризации языка.

— Затрудняюсь ответить. В своем комментарии я написал, что татарские активисты в Москве и Татарстане переживают за свой народ, традиции, язык. Сейчас много смешанных браков, подрастающее поколение отдаляется от своих национальных традиций. Возможно, здесь через религию происходит попытка возродить эти традиции, язык, но делать это надо очень взвешенно, грамотно. Искренние намерения татарского сообщества возродить в молодежи любовь к языку и своим традициям не должны идти в ущерб духовности и религиозности.

— Некоторые наши читатели обозначили такую точку зрения: прежде чем вводить татарские проповеди, нужно для начала научить имамов грамотно говорить на татарском языке, а для прихожан ввести курсы татарского языка. Как вам такое предложение?

— Татарский язык — богатейший. Можно и нужно учиться грамотному татарскому языку, но нужно понять, насколько люди готовы его воспринимать. К примеру, в Соборной мечети Москвы часть проповеди проводится на татарском языке. Сам, готовясь, зачастую использую переводы Корана и книг на татарский язык. Однако по окончании проповеди прихожу к выводу, что многие слова, которые относятся к литературному старотатарскому языку, современным людям непонятны.

Есть разговорный язык, есть литературный, есть диалекты. Можно на красивом литературном языке читать проповеди, но люди ничего не поймут. Точно так же в турецком мире имамы чересчур много используют арабские слова, что люди порой шутят: «Имам так эмоционально, красиво читал проповедь, но суть я так и не понял». В арабских странах проповеди читаются на литературном языке и даются вставки на диалекте. Безусловно, это режет слух. Но как по-другому? Есть люди, которые литературный не понимают, для них он стал недоступным. Либо имам дает вставки на диалекте, либо человек скажет, что имам красиво рассказывал, но о чем говорил, непонятно. Это встречается и в арабском мире, и в турецком, и, наверное, будет чаще встречаться и в России.

«Татарский язык — богатейший. Можно и нужно учиться грамотному татарскому языку, но нужно понять, насколько люди готовы его воспринимать». Фото mosdum.ru

Татарские традиции, язык очень значимы. Мы должны прививать их своим детям, воспитывать в своей семье. Должны стремиться к формированию полноценных татарских семей, чтобы эти традиции передавались из поколения в поколение и не утрачивались. Но главная миссия мечети – помочь людям обрести пусть ко Всевышнему Аллаху, чтобы они могли обрести место насыщения для души.

Кавказский фактор

— Ильдар хазрат, были разговоры, что несколько лет назад Рамзан Кадыров, придя в московскую мечеть и услышав, как шейх Равиль Гайнутдин читал проповедь на татарском языке, выразил свое недовольство подобным фактом. Было ли такое в действительности?

— Скорее всего, это слухи. На самом деле, многие представители Кавказа не приветствуют, когда тот или иной имам чересчур затягивает часть проповеди на татарском языке. В Соборной мечети пятничная проповедь читается на арабском языке, небольшая часть (3-5 минут) — на татарском и основная часть — на русском. И когда часть на татарском языке затягивается, представители Кавказа выражают свое недовольство. Но когда татарская часть короткая, то тогда татарское сообщество говорит: «Как же так? Почему татарскому языку так мало времени уделяете?» И здесь важно сохранить баланс, не допустить навязывания некоего национализма. Мечеть не может быть ни татарской, ни чеченской, ни ингушской, ни дагестанской. Это общая мусульманская площадка, «дом Всевышнего». Сила, красота, величие ислама – в нашей сплоченности. Мечеть посещают представители разных национальностей: мы все братья, переживаем друг за друга и стремимся к тому, чтобы всем было удобно и комфортно.

— Вероятно, вы общались с коллегами с Северного Кавказа. Известно ли вам, как в Дагестане решают подобный языковой вопрос?

— Я был в центральной мечети Махачкалы, там велась проповедь на русском языке.

— Спасибо большое за ваши ответы.

Тимур Рахматуллин
Справка

Аляутдинов Ильдар Рифатович — российский мусульманский богослов. Председатель Духовного управления мусульман Москвы; главный имам Соборной мечети Москвы.

  • Родился в 1978 году в Москве.
  • В 2001 году с отличием закончил факультет филологии и богословия Международного исламского университета «Аль-Азхар», Египет (бакалавр).
  • В 2003 году окончил магистратуру университета «Аль-Азхар» (магистр исламский наук).
  • С 2000 года — имам Мемориальной мечети Москвы.
  • С 2003 года — имам Московской Соборной мечети, позднее — главный имам Московской Соборной мечети.
  • В 2012 году — председатель ЦРО «Мухтасибат г. Москвы», имам-мухтасиб столицы.
  • С 2013 года — муфтий Москвы.
  • Автор множества книг и публикаций, канонический редактор и коppектоp аpабских текстов книг своего старшего брата, имам-хатыба Мемориальной мечети Шамиля Аляутдинова. Руководитель проекта MIRadio.ru.
  • Член президиума ДУМ РФ, ученый секретарь Совета улемов ДУМ РФ.

комментарии 165

комментарии

  • Анонимно 20 ноя
    Ну реально в Млскве много татар не знающих свой язык. Это конечно их не красит, но раз уж пришли в мечеть, хотелось бы понять о чем там говорят на проповеди.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    не зная родного татарского, можно "случайно" зайти в чужой монастырь и помолиться.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Я сам русский, но друзья татары свой язык вообще не знают, и самое главное не хотят знать. Получается, что я их язык лучше знаю. Так что действительно, такая проблема есть.
    Ответить
    Анонимно 22 ноя
    /Я сам русский, но друзья татары свой язык вообще не знают, и самое главное не хотят знать./
    Вот это смешные татары.
    Ответить
    Анонимно 22 ноя
    Не знаю какие у вас друзья татары.Я ходу с друзьями ,мы съвсе знаем прекрасно свой язык,как он выручает в деловых поездках по миру.Татарский язык универсальнейший язык,сколько деловых договоров я заключил ,благодаря моему татарскому языку.Бизнесмены все учите татарский язык,сами все увидите.
    Ответить
    Анонимно 02 дек
    при всем уважении к татарскому языку, назвать его полезным в бизнесе нельзя)
    Ответить
    Анонимно 02 дек
    Татарский язык признан и считается одним из пяти самых легких и быстро изучаемых из всех языков мира.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Сам Аляутдинов хазрат не понимает татарский. А периодический лай сотрудников совета муфтиев россии продиктована активной работой дум рт в последнее время.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    лай - это у вас. а у него взвешенная АДЕКВАТНАЯ позиция.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    молодец московский муфтий. а наши ну никак не хотят понять, что татарстан - это НЕ самостоятельное государство, а лишь одна из частей России. ну ничего. такое понимание - впереди.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Наши казанские правы, а ты уже не наш!
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    в чем наши правы? в том, что республику загоняют на уровень мамадышского района? ислам - только для татар? одно и то же, надоели!
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Что желаешь исчезновения татар, как нация!
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    кто тут желает исчезновения татар? почему подменяете одно другим? пусть в школах усилят татарскую составляющую, а не в мечетях. заладили об одном и том же. татарская нация если исчезнет, то не из-за проповедей в мечетях, а из-за таких неадекватных представителей народа, как вы
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    близорукий ты человек!
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Либо ты не из наших, либо твой род "татар" будет происходить от хана мамая.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    а вы, вероятно, слепой
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    плохо воспитанный "татарин"!
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Неужели ДУМ РТ прям такую активную работу ведет? Большое делают вид, что активно работают. Какой толк от этих их конференций, кучи сайтов с низкими посещалками? Зато зарплаты и деньги на все их вещи идут с республиканского бюджета, успевая отхапать и кусочек федерального на непонятные проекты.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    А казанская Митрополия на какие средства работе ведет? Московский муфтият? Другие религиозные объединения? На деньги меценатов?!да не смешите пожалуйста
    Ответить
    Анонимно 22 ноя
    /А периодический лай.../
    Вот это культура привита.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Имам произнес мудрые слова.
    Даже на душе стало легче.
    Настоящий проповедник любви и добра.
    Православный христианин.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Это как понимать: "Православный христианин", что имам московский Аляутдинов на работе у двух конфессий!
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Возможно и такому быть, говорит московский муфтий Ильдар Аляутдинов хорошо и грамотно, имеет достойное образование, пишет книги, дает правдивую информацию: "о положении родного татарского языка в Татарстане", но это беда и трагедия всех татар России, даже на чужбине в Турции и Финляндии татары лучше знают родной язык, традиции и соблюдают веру во Всевышнего. Простой, малограмотный и грешный татарин-мусульманин предлагает Вам, руководству ДУМ России: в мечетях не запрещать общение между прихожанами и служителями - татарами на родном языке, а наоборот приветствовать. Добиваться у мерии г. Москвы строительства большего количества мечетей, обеспечивающих комфортное (всепогодное) исполнение намаза всех проживающих и временно находящихся мусульман. Даже в маленькой христианской Грузии сегодня действует более 300 ( трехсот ) мечетей при численности в 450 (четыреста пятьдесят) тыс. человек исповедующих ислам. Амин!
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Пришло время возрождения нации, ее истории, культуры, обычаев, а без знания родного языка это не возможно! Татары московские, казанские и другие меньше говорите, идите и учите ( и учите своих детей ) родной язык, язык своих предков! Иначе деды вам измену и исчезновение Великой татарской нации НЕ ПРОСТЯТ!!!
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Сохранение татарского языка это хорошо. Но почему это надо делать в мечети ? Автор прав. Дело мечети распространении ислама, а не в сохранении отдельного языка. Главное место, где должен сохраняться язык - это семья.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Дом Всевышнего - это второй дом для мусульманина! Вера в Аллаха - укрепляет нацию, ее быт, культуру и родной язык! Надо везде татарам, как можно больше общаться на родном языке и тем самым повышать популярность и знание языка. Мин татар! Мин татар! Мин татар! - что бы все так говорили на татарском!
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Кто тебе, татарину, запрещает общаться на татарском языке? И почему ты другим, не татарам, запрещаешь слушать проповеди на русском, понятным и тебе, и миллионам другим мусульман России и Татарстана, языке?
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    запретить я не имею на это право, но хорошо было бы если русские выучили татарский или арабский языки, общение доп. языка пошло бы только на пользу. А то у себя в мечети да на не родном языке, как то получается в одни ворота. Так скоро имамы и рясу наденут.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Да никто не запрещает вести проповеди на татарском языке! Заладили уже. Самим не надоело? Просто не запрещайте русскоязычные вагазы. Вот и все.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Чем вам помешал 15 минутный вагаз в неделю на татарском? Совсем берега теряете уже! А знаете, что многие татары не ходят в мечеть только потому, что все в данной мечети на русском? Печетесь о русских, а о татарах, выстрадавших, сохранивших ислам кто подумает? Они второй сорт?
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    учите татарский, в Татарстане живете!
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Еще больше людей не ходит в мечети, потому что там все по-татарски. А подобные фразочки "Живете в Татарстане - разговаривайте по-татарски" попахивают чем-то нездоровым и шовинистским. Вас не Геббельс случайно этому научил? Или его верные ученики, надевшие чалмы и татарские тюбетейки?
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Если бы еще 15 минутами они отделывались. Порой как на час затянут волынку, что порой щипаешь себя, чтоб не уснуть. И если бы они еще действительно вели по-татарски или по-русски. Там же на деле какая-то тарабарщина получается из смеси татарского, русского, арабского и еще непонятно какого. И кто им темы находит? Порой несут все подряд, что в голову взбредет.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Зачем так далеко ходить за примером, у нас рядом есть свои "герои", к примеру Екатерина-2, Иосиф Сталин, политбюро КПСС, из современных например: министр культуры Мединский или Жириновский и еще много, много других... запрещающих к примеру девочкам-мусульманкам в школах носить платки или участие в международном культурном фестивале "Тюрксой" или призыв с трибуны к "крестовой войне" с братьями и еще .............................
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    будь терпелив в доме Всевышнего, (везде). ОН учит!
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Все эти деятели запрещают в хиджабе ходить, а вы им уподобляетесь, запрещая мусульманам слушать вагазы на русском языке. На татарском ведь не запрещают
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Осторожнее с определениями "уважаемый"!
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    насчет определений. вы ж тут сами в кавычки ставите разные понятия.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Сравнение с фашистами заслуживает и более точного определения "уважаемый"...Я вас пока предупреждаю...
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    и о чем вы предупреждаете? говорите прямо. а то на какую-то детскую угрозу похоже
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Надо придраться к словам: " учите татарский, в Татарстане живете". Объясняю, это касается только человека, который исповедуют ислам и ходит в мечеть РТ. (исключительно, без политики.)
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    И пожалуйста, без Геббельса!
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Не могу понять сколько там в Москве таких самопровровозглашенных муфтиев и председателей ДУМ?
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    В столице их 6 муфтиев.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Один умнее другого. Конкуренция однако.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Вот сейчас такая ситуация интересная получается.Ильдар Хазрат такой прям белый и пушистый, такой толерантный, а в Татарстане какие то злые люди собрались.осуждать действие других это очень просто, а в своем Доме навести порядок тяжелый труд.Не думаю, сто московские имамы должны вообще вмешиваться в эти дело у них и своих проблем достаточно.пусть оставят при себе мнение и не будут смуту разводить.
    Ответить
    Анонимно 23 ноя
    Ой как негоже о своем брате мусульманине так отзываться. Попахивает "я сам умный". К сожалению это не от большого ума.
    Необходимо вагазы вести на татарском языке и сразу с переводом на русский - (несколько предложений, либо абзацами по рассматриваемой теме... кому как удобно).
    Здесь проблема у этих новых "назначенцев" бабаев, которые по татарски-то (на литературном нормальном языке) общаться не умеют. А перевести сразу на русский язык - для них огромная проблема.
    Такими разговорами мы татары - мусульмане прежде всего, мы сами выглядим глупо и ущербными. Я сам в свое время учился в школе при советах, был не только татарский язык и литература но и предметы (физику и химию) преподавали на татарском.
    Нам нужно крепить единство среди мусульман, и не разбегаться по углам.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Совет муфтиев лучше в себе разобрались бы. Дают сертификаты халяль на пиво. Организовывают молельные комнаты, которые в последствии силовики закрывают. Когда деньги застилают глаза прежде всего надо уничтожать нац.языки.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Согласен с вами.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Обожаю лекции братьев Аляутдиновых. Очень умные проповедники. И более адекватные, чем Самигуллин.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Ходил на семинар к брату алаутдинову. Гостиница шаляпин крут, а на семинаре 2 человека. Как то обидно стало за алаутдиновых. Старались пиарили себя, не получилось.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    когда там было два человека? всегда полные залы собирает шамиль
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Вчера
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    да ладно вам пургу нести
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Пурги не было, а был семинар аляутдинова в шаляпин отеле под названием триллионер. Было два человека.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Кто ж пойдет на семинар ща 14 тыс?!)))немного на землю надо спуститься и что то делать ради Всевышнего
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Кстати, причем тут Шамиль Аляутдинов? Разговор-то здесь совсем не о нем и не о его семинарах.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    в Татарстане 2 языка государственные. На практике в крупных городах говорят в основном на русском. Учитывая это вполне нормально проводить проповедь только на татарском. Никого из жителей деревень не спрашивают когда они приходят в ВУЗ им сразу читают все на русском и ставят после отметки понял не понял. Поэтому пусть спокойно читают все на татарском.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Учитывая это, вполне логично проводить на русском.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Митрополит, значит, протолкнул эту идею? Очень похоже на него. Я то слышал, что от президента пошла установка. Наш муфтий-то не столь самостоятельная фигура, каким хочет казаться. Но если уже РПЦшный иерарх на него так может давить, то это о многом говорит.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Феофанушка не дремлет...
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Очень интересной информацией владеет журналист - про лоббирование митрополита, про конфликт Рамзана Кадырова с Равилем Гайнутдиновым. Разумеется, Аляутдинов не станет говорить, мол, да, это все так, даже если согласен и это было на самом деле.
    Но то, что вынесли это в публичное пространство, показали большую смелость. Спасибо вам!
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Я вижу, что Ильдар Аляутдинов принижает роль татарского народа.
    Таким образом он не служит своему народу.
    А если ты не служишь своему народу, то ты монафыйк-двуличный.
    То, что многие татары не знают своего родного языка-это наша беда.
    Поэтому надо наоборот всеми силами способствовать возрождению своего родного языка.
    Аллах все видит и все оценит по достоинству.
    А все люди мира поймут татар и будут им только помогать.
    А мы, татары, будем им помогать всеми силами в их проблемах.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Вы кого тут мунафиком назвали? Не боитесь, что обратно прилетит ярлычок? Покайтесь!
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    всех, кто двух-личные и кто стучит и жалуется на "своих" татар.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Я не назвал его, Аляутдинова, монафыйком. Я назвал человека, который не служит своему, народу монафыйком. Не может человек истинно верить, если он не болеет всей душой за собственный народ, который создан Аллахом и дан нам как аманат.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Справедливые аргументы тем "нашим" татарам. Которые со временем хотят остаться без рода и племени.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Не подменяйте понятия. Просто ради любопытства гляньте, кто такие мунафики? Зачем вы отсебятину городите? Из-за таких "алимов" как вы ислам в России превращается в бабаизм.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Ак кар яуды җиргә, энҗе карлар,
    Аклыгыннан күзләр чагыла!
    Ак кышларым алып кайтыгызчы,
    Бер кайгысыз балачагыма!

    Киез итек киеп, шәлем бәйләп,
    Бияләйләр киеп кулларга.
    Бик телимен туган авылымнын
    Урамнарын кат-кат урарга.

    Җыелсыннар иде дус-ишләрем,
    Таулар шуар идек бергәләп.
    Кар бабаен өеп куяр идек,
    Тәгәрәтеп зуп-зур түгәрәк.

    Кар атышып бер уйныйсым килә,
    Күшеккәнче, куллар туңганчы.
    Өйгә кайткач әнкәй шаян кызын
    Бер орышыр иде туйганчы!

    Орышса да, тәмле чәен ясар,
    Ашын бүләр иде әнкәем.
    -Мич каршына барып җылын, диеп,
    Утын өсти мичкә әткәем...

    Бик сагынам гамьсез балачакны,
    Безнең сабый чаклар - ХӘТИРӘ.
    Безнең уллар, кызлар сагынырмы,
    Балачагын алып хәтергә???
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Бик матур! Рехмат!
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Телен хөрмәт итмәгән кешене, милләтен хөрмәт итә дип булмый, милләтен санламаган кешене динен белә дип булмый. Телебезне, милләтебезне саклау ул безнең милли генә түгел дини бурычыбыз да. Өйрәнергә теләгән кешегә телебезне өйрәнергә күптән вакыт иде инде, кызганыч телне бемәүчеләр, аны кирәксенмәүчеләр арта гына. Ичмасам мәчетләребезгә килгәч, Аллаһы Тәгалә амәнәт итеп биргән туган телебезнең кирәклеген, аның да башка телләр кебек сакланырга, яшәргә хокукы бар икәнен аңласыннар иде.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Я татарин, мусульманин, живу в Татарстане, хожу в мечеть, читаю намаз пять раз в день. Но будучи жителем мегаполиса язык не столь хорошо понимаю. Люблю свой народ, язык, культуру. Только язык плохо понимаю. И таких как я - не один человек. Как минимум половина казанских татар, родившихся в столице РТ, не знают татарского языка. Уверен, что такая же ситуация и в других городах республики (знакомые живут в Н. Челнах, Бугульме, Чистополе, Зеленодольске и других городах).
    И на джума-намаз хожу как на добровольно-принудительное занятие: вроде, надо, а не хочется. Главная причина - потому что очень мало понимаю из того, что говорит хазрат во время хутбы. И зачастую имам затягивает на целый час свою проповедь. А у многих ведь дела, работа, семья. Кроме того, даже те, для кого татарский является родным языком (думает и разговаривает на нем), говорят, что хутбы частенько ни о чем. Кто их составляет?
    Либо муфтий Самигуллин сам не знает ситуации в мечетях РТ, либо он откровенно лукавит. А про единогласную поддержку мы еще в советское время проходили. Точно таким же способом, кстати, и выбирают председателя ДУМ РТ - при 100-процентной поддержке имамов. И никак иначе. Все мы надрессированы, как нужно правильно голосовать.
    Может быть, в Махачкале правильно поступили? Если в больших городах Дагестана все проводится на русском, а в селах с моноэтничным составом - на родных языках.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Всевышний призывает каждого мусульманина уважать (знать) отцов и дедов, их культуру, традиции и быт, историю и родной язык. Садись и учи татарский. А на джума намазах имамы действительно много лишнего говорят.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Уважаю, люблю своих отцов, дедов, свой народ, культуру и традиции! А мечеть - самое последнее место, куда бы я пошел учить татарский.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Согласен, если ты уважает и любишь своих старших, свой народ, знаешь историю и соблюдаешь традициям, тогда знаешь и родной татарский. На родной земле в мечети на родном языке надо общаться и проводить жомга намазы.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    вы сами чувствуете, как логика хромает?
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    мы находимся на разных широтах, вы еще не долетели до моей!
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    ну вы уже вообще, смотрю, в параллельных вселенных живете. куда уж нам, землянам
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    В какую мечеть ходите?
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    В нашу татарскую!
    Ответить
    Damir Nabi 22 ноя
    Учит язык проще простого, намного легче чем штудировать Коран. Девочке четырех лет Бела Девяткина а говорит и читать на семи языках ! (https://www.youtube.com/watch?v=fn_O0YlEPfM) чем вы хуже ? Возьмите художественный роман к примеру Галимжана Ибрагимова и прочтите сначала со словарем а дальше.... .. в конце вы уже будете знать язык,
    Это совет всем.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    самая здравая мысль, сказанная хазратом: миссия мечети - не поддерживать чью-то национальную культуру, а объяснять ислам.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    культура и быт мусульманина тесно связаны с исламом!
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    оба слуги тагута. и все их темы яхуды диктуют. не искрених проповедников как шайтанов надо прогонять проч от себя
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Просто ДУМ РТ с подачи митрополита и при молчаливом согласии республиканских властей превращает мечети в пристанище бабаев
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Зачем вы так (одни бабаи было лет двадцать тому назад ), сейчас в мечети ходит татарская и башкирская молодежь и зрелые прихожане знающие родной язык.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    ну вот и перестанут ходить. опять бабаи заведутся.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    а пишешь, что отцов и дедов уважаешь. наши бабаи - это гордость нашего народа, через какие препоны и запреты они прошли!
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    про дедов и отцов кто-то другой пишет. хотя бабаев уважаю, но бабайские замашки в умме - это проблема. одна из таких замашек - неуемный татаризм
    Ответить
    Анонимно 22 ноя
    глупости!
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Теперь ждем ответный ход от тандема Самигуллин-Батров, если им не скажут "цыц"
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    В Москве надо на русском, в Казане - на татарском
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Нельзя Казан сравнивать с Махачкалой. Аляутдинову нужно съездить в Грозный. На каком языке там проповедь читают в мечетях?
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Был на праздничном намазе в грозненской мечети на улице Калинина. У них джума и гаеты проводятся не как у нас, мазхаб другой. Хутба короткая и исключительно на арабском. А во время проповеди после намаза часть говорят на чеченском, часть на русском. В "Сердце Чечни" не был, но сказали, что там больше по-русски все идет.
    В Махачкале и Нальчике тоже на русском все идет. При этом никто не визжит, что народы теряют культуру.
    Также нужно учитывать, что в Чечне 95% населения - чеченцы. И для них естественно, что будут проводить на чеченском, который знают 99,9% чеченцев. В Казани если и половину населения составляют татары (вместе с мишарами, башкирами, кряшенами) - уже хорошо. А в мечетях города больше половины приходящих на джума составляют далеко не татары. В центре - иностранные студенты, туристы из других регионов и стран. А в спальных районах, на окраинах - гости из Средней Азии и с Кавказа. Кому они там читают проповеди на татарском - оставшимся дедулькам и самим себе?
    Ответить
    Damir Nabi 24 ноя
    "не визжят" думаете ? малосведущий, как и многие, А как взрывы бомб, банды исламистов ? массовые уходы в Сирию ? откуда они ? не потому ли что у них нет национальных школ, оторвали от всех национальных корней ?!!!
    Ответить
    Damir Nabi 24 ноя
    Нынче мечети стали центрами обрусения а их имамы апологетами шовинизма т.е. защитниками внутреннего глобализма-колониализма. Для имамов неважно на каком языке проповедовать, лишь бы довести до умов слушателей что от них требуют арабы и власть.
    Аляутдиновы и прочие Бибарсовых судьба татар не волнует, как видим, они слились с метрополией, стали типа польских татар лишь бы ислам сохранит а с нацией ... а наций в исламе, как они говорят нету. ислам это политическая идеология,
    Все разом "забыли" что говорил к примеру убитый Валиулла Якуб, и вообще историю...
    ---Покойный Валиулла-хазрат Якупов много писал о салафизации молодежи, особенно татарской, отрицающей свой язык и исламские традиции. Напомню слова покойного шахида: «Русскоязычность большей части татарской молодежи, в целом их отрицание национальных черт приводит к их переходу под влияние идей салафизма и ваххабизма» (http://valiulla.ru/tat/98).
    ---Дамир Мухетдинов: обучение на русском языке плодит исламистов-террористов (Сентябр 2012)
    --Российский муфтий: исламский радикализм и обучение детей мусульман на русском языке. «Если вы учите детей-мусульман целиком на русском языке, то, вероятно, они отойдут от исламских традиций своего народа и, скорее всего, придут к традициям радикалов», – написал Д.Мухетдинов на своей странице в интернете
    Махачкала стала городом, где почти не осталось русских, но все предметы и даже литература Дагестана преподаются по-русски, вновь и это порождает смертниц-самоубийц, отметил Мухетдинов
    --"Если мы говорим о традиционном исламе, то мы должны понимать, что он в Российской империи всегда развивался в рамках национального языка. Такая вещь как ваххабизм в мире существует около 300 лет. Мы что-то не помним из истории Российской империи со стороны мусульман смертников и террористов. Только после того, как мусульман от традиционного языка перевели, они стали соучастниками бандформирований", – подчеркнул он в интервью
    --«Каждый, кто закрывает национальные школы, только плодит манкуртов-ваххабитов и хизбутов (приверженцев группировки "Хизб ут-Тахрир", считающейся в России террористической), которые говорят, что им нужен вненациональный халифат», – заключил Мухетдинов.
    --Итак, первое. Я вижу своими глазами, как в мечетях представители коренных мусульманских народов России… не знают родного языка, не хотят даже слышать проповедь на нём. Стали явно «манкуртами» (по определению Чингиза Айтматова). Ещё раз повторюсь: татароязычность мечетей и школ для мусульман России это плод дальновидной политики Екатерины II и Николая I. К этому нас призывал и покойный шахид Валиулла-хазрат Якупов, который утверждал, что «русскоязычность большей части татарской молодёжи, в целом их отрицание национальных черт приводит к их переходу под влияние идей салафизма и ваххабизма»-- Д.Мухеддинов
    --И ещё раз акцентирую: вина в такой эволюции психики здесь не в русском языке (это, действительно, даже абсурдно предположить!) – но в потере людьми своих родовых корней. А что такое «родовые корни» не для кабинетного гуманитария, а для практика социальной, религиозно-общественной работы? Это система связей между поколениями – от прадедов, через дедов и отцов к внукам, а посередине – мы с вами! Так вот, когда теряется эта связь, накопленный опыт знаний, стиль поведения – тогда и вспыхивает экстремизм!
    Повторю: когда русский утрачивает свою русскость, когда кумык забывает о своём роде (и так далее) – происходит размыв памяти, ответственности, человека «тянет на баррикады», «мы наш, мы новый мир построим!», необольшевизм в разных масках.

    == По сути, те имамы-муллы сознательно говорящие только на русском, это проводники политики обрусения инородцев-автохтонов !
    Коренные нации должны иметь возможность образования в своей культуре и на своем языке и в особенности своей национальной истории -памяти о деяниях своих предков и в полном объеме !. Это не только снизит напряженность и радикальные настроения, а а салафиты-исламисты и прочие сектанты потеряют почву для своих происков ! Или такое положение, постоянное "кто" в северном Кавказе, выгодно, ? для тренировки силовиков ?
    Сразу же после войны в Дагестан для обучения рускому языку, массово стали присылать учителей из числа русских женщин, , результат мы сегодня видим и слышим бомбы, стрельба почти каждый день, и множество уехавших в Сирию, в свой последний путь.
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    остановись, куда пошел!!!
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    И в Махачкале скоро будут читать проповеди в мечетях на языке народов Дагестана.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    В какой мечети Дагестана хазрат услышал вагаз на русском. Пусть скажет название и месторасположение мечети.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    В которой выступает хабашитский муфтий РД Ахмад Абдуллаев.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Где мечеть расположена, в каком селенье?
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Главная центральная соборная мечеть Махачкалы. Хотя бы у дагестанцев уточните, прежде чем глупые вопросы задавать.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    В больших мечетях в крупных городах всетаки на русском надо читать, а в маленьких, где например стопроцентно все понимают татарский или башкирский язык, можно на этих языках. В Уфе в больших мечетях джумга на русском проводят, а в окраинах, где всего несколько человек собираютм, на татарском или башкирском, потом резюмируют на русском.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    здравая позиция
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Если хотят на русском пусть идут в церковь.
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    вот так наши националы играют на руку крестоносцам. никто не говорит, что нужно отказаться от татарского, а вот дублирование на русском можно оставить. то есть если ты говоришь на русском, то значит православный? какое убожество, сплошные комплексы. думаю, что все ваши пляски вокруг татарскости кучу колеблющегося народа от мечети отвернули, батюшка потирает ручки
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    А ведь логика в ваших рассуждениях присутствует.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    не зная родной татарский, ты не христианин, а "татарин".
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Это перебор и лишнее, они ведь уже русские мусульмане и будут нам братья по вере!
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    У татар и башкир язык один! Вывод - не знаешь родной язык или не из наших.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    Аляутдинов! Учи родной язык. Из-за таких как ты пало Казанское ханство.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    из-за таких как вы народ умирает, так как зациклился на своем языке, на своей деревне и не хочет немного шире смотреть. и слушает всяких митрополитов, которые диктуют, чтоб только на национальном языке разговаривали, не поганили православную речь басурманским языком
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    откуда ты взялся "долгожитель"не из бусурман!
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    местный я. а вы откуда? с соседней галактики или с мамадыша?
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    местный "татарин".
    Ответить
    Анонимно 22 ноя
    Вы о чем вообще?убило просто....конечно лучше мать о языке и еще как!!!!
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    чего стоит заслуга нашего ДУМ РТ в запуске православного шамаиля. Они его подарили патриарху в Казани, и вот спасибо нашим муллам из ДУМ, теперь эти шамаиль с церквями штампуют сумашедшие авторы писем Трампу от православного татарского народа... Как за это отвечать-то будем перед Всевышним?
    Ответить
    Анонимно 22 ноя
    /чего стоит заслуга нашего ДУМ РТ в запуске православного шамаиля. Они его подарили патриарху в Казани,/
    Хаста кешеляр.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    «Мы живем в России, и Татарстан находится внутри нее»

    Совершенно верно. Вы живете в России, а мы живем в Татарстане.
    И то что Татарстан внутри России, это тоже верно. Только от того, что Татарстан внутри России, он не перестает быть Татарстаном.
    Основная цель создания республики Татарстан, это СОХРАНЕНИЕ всего татарского: самих татар как отдельную, самобытную ТАТАРскую нацию, татарского языка, как родного языка татар, татарской культуры, татарских традиций.
    Поэтому, всё в республике прежде всего должно служить этим целям. В том числе и мечети.
    И ни один представитель другой нации, не владеющий татарским языком, не имеет права на это обижаться и требовать на территории Татарстана отказаться где либо от татарского языка, только потому, что он им не владеет.

    1. На территории Татарстана он должен им владеть, так как это ТАТАРСТАН. Если он живет в Татарстане, то он должен владеть татарским языком, хотя бы из уважения к этой национальной республике
    2. На территории Татарстана он должен им владеть, так как татарский язык здесь является государственным, наравне с русским языком.
    3. У всех других языков (русского, арабского, узбекского, таджикского, чеченского) есть другие территории, где они защищены, где они могут развиваться, а у татарского языка, кроме Татарстана, другой такой территории нет.

    Поэтому, полностью поддерживаю решение Татарстанского муфтията, о переходе на татарский язык, при чтении пятничных вагазов во всех мечетях.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Тогда на территории Башкирии все должны владеть башкирским (и русские, и татары). Да-да, татары тоже там должны слушать проповеди только по-башкирски. Надо бы там в Уфе Таджуддину подсказать, чтоб переходит на язык титульной нации, поддержал местный исчезающий народ.
    Или у вас логика только в одном направлении работает?
    А в Чувашии пускай проповедуют на чувашском. Правильно? Просто там все должны владеть чувашским хотя бы "из уважения к национальной республике". И там чувашский тоже прописан как государственный язык. И кроме как в Чувашии защищать национальный язык негде. Так же и в Йошкар-Оле надо бы всех татар, ходящих в мечеть, заставить переучиться на марийский. Пускай муллы поучают свою паству на черемисском!
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Не зная нашего языка, пишешь чушь! Татарский, башкирский и казахские языки - один понятный для нас язык! А если внимательно прислушаться к турецкому и узбекскому языкам, то можно и с этими народами общаться речью.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Чуваши и мари, а ранее и все русские знали и хорошо разговаривали на международном татарском языке.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    За чувашей и марийцев не говорите, пожалуйста. А многие башкиры и казахи не хотят слушать на татарском. Им родной ближе. За них тоже не надо говорить. А то сейчас набегут из Уфы и Стерлитамака
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Салямчик из Уфы! Уже прибежал)))
    В Башкирии не заморачиваются. В татарских районах читают по-татарски, в башкирских - по-башкирски. В городских мечетях по-разному. В Уфе есть мечети, где только по-татарски или по-башкирски проводят. Но большинство на двух языках йома проводят. Талгат Таджуддин в Тукаевской мечети (Первая соборная) тоже немного на татарском, а остальное на русском. И каждый выбирает ту мечеть, какая ему нравится и понятней.
    Ваш спор вообще не понимаю. Извините
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    В соборной мечети Тукая в Уфе часто жомга намаз проводит симпатичный, высокий башкир, Ахмат хазрат на родном башкирском языке, прихожане из числа татар прекрасно понимают его. Башкиры и татары вместе проводят жомга намазы в мечетях Уфы без языковых проблем.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Ахмад хазрат когда говорит по-башкирски, турецкий акцент пролазит. Сразу видно, кто были его учителями)) И Коран он красиво читает.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    ты это о чем (набегут).
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Еще он весь во внимании (от души), понятно проводит жомга намазы.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Настоящий мусульманин очень серьезно вникает в возникающие проблемы и решает их один или совместно. И не пиарится.
    В Татарстане правильно решают.
    Также правильно надо решать проблемы в Башкортостане.
    Если бы в каждом махалля (дворе, квартале) была бы мечеть, если бы жители махалля (причем коренные) сами избирали имама, то проблема была бы одна.
    Оставалась бы проблема выбора имама соборной мечети города, Республики.
    Тут тоже коренные мусульмане города, Республики должны выбирать имамов, муфтия.
    В Башкортостане татарский и башкирский имеют только диалектические различия. Настоящий имам устранит эти проблемы различия для общего блага. На то он и имам.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Вы уж в Башкирию не лезьте с такими инициативами. Там без таких советчиков разберутся. И насчет диалектов тоже поосторожней говорите. Все-таки татарский - не диалект башкирского, и башкирский - не диалект татарского, несмотря на большую схожесть и понимаемость обоих языков.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    вы не правы.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Я не лезу в Башкортостан. Я там живу. Хожу в мечеть. Вагазы на татарском.
    А Вы, что, приватизировали что ли Башкортостан?
    Вы просто провокатор.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Попрошу не обзываться. Кроме того, насчет "приватизировать Башкортостан" вы это к себе прежде всего обратитесь. И не говорите за всех мусульман республики.
    Ответить
    Анонимно 22 ноя
    Не надо спорить нам,татарам и башкирам , ведь мы близкие братья по вере и крови! И язык наш друг другу очень даже понятлив, он един! Наш раздор шайтану только на руку! он сейчас смотрит и очень даже рад - доволен!
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    "Искренние намерения татарского сообщества возродить в молодежи любовь к языку и своим традициям не должны идти в ущерб духовности и религиозности."

    Да уж. У меня открылись глаза в отношении этого Аляутдинова . Раньше, долгое время, для меня братья Аляутдиновы были уважаемыми татарами. Теперь же я вижу, что они не достойны моего уважения. Человек ставящий религиозность выше знания родного, татарского языка, не может быть для татар уважаемым человеком.
    Татарам не нужны муфтии, имамы, которые могут жертвовать всем татарским ради ислама. Татарам нужны муфтии и имамы, которые будут стараться использовать и ислам для сохранения татар, татарского языка, татарской культуры. Татарам ислам нужен прежде всего как инструмент против ассимиляции их русскими. А никак иначе.


    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    И я об этом и так пишу, но "другие" и "татары" или татары не дошедшие до понимания об ответственности перед нацией, перед нашими дедами пытаются наш татарский народ превратить в российскую коммуну "мусульман" в исламе. Повторяю Вам, что нам предписано Создателем знать, иметь, уважать и соблюдать: свои крепкие корни, культуру, быт, традиции, истории и родной языка! ТАТАРЫ!
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    уже то, что сколько обсуждения вызвало это распиаренное решение и вызывало смуту, говорит о том, что оно было не верное. Товарищи муллы, а разве в исламе не принципе шуры действует? кто советуется, тот не ошибается. Вы реально думаете, что собрав всех председателей колхозов (условное название в переносном значении), получающих зарплату из ДУМ, это есть принцип соблюдения принципа посоветоваться? Сегодня люди очень сильно нервничают, когда их не ставят в счет и с ними не советуются. Посмотрите, как люди болезненно реагируют на инициативы с памятниками, а вы тут могучей кучкой собрались и решили за всех.
    Ответить
  • Анонимно 20 ноя
    ТАТАРЛАР!
    Камил СӘМИГУЛЛИН ТАТАР,
    ә Ильдар АЛЯУТДИНОВ "татарин" гына.
    БУТАЛМАГЫЗ!!!
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Аляутдиновы - это мишаре. Такая порода особая
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    это ты зря, я истинный татарин и мои предки на 50% будут из мишарей. и что мы не татары!
    Ответить
    Анонимно 23 ноя
    Никогда не слышал про термин такой "мишаре" от родителей, они тоже не слышали.
    Ответить
  • Анонимно 21 ноя
    Я не татарин, но Татарстан все таки не Москва. Родной язык уже и так везде потеснили, появится повод выучить татарский. Для иногородних и русских мусульман можно поставить экран с переводом, большая часть исламских ученных в республиках не очень хорошо говорит на русском. Что касается Аляутдинова не мне его судить но все таки, уж больно он эксцентричен для такой должности.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Смотрел теле.дебаты по ЦТ с участием имама Аляутдинова, доказывающий терпеливым акулам, какой он правильный и безгрешный "татарин"!
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    там же другой аляутдинов - шамиль. он родной брат ильдара
    Ответить
  • Анонимно 21 ноя
    сколько шума из-за двух-трех казанских мечетей, где были проповеди на русском. По тихому введите дубляж на татарском и забыли. А нет... нужно устроить пиар-акцию и татарскую общественность, и власти, и митрополита порадовать... а прихожане, это так фон для наших чалмоносцев
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    надо и дальше проводить проповеди в двух мечетях на русском языке и закрыть эту неприятную тему! пусть русские мусульмане будут в достатке!
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    аминь!
    Ответить
  • Анонимно 21 ноя
    Все правильно, Ильдар-хазрат. Афарин!
    Ответить
  • Анонимно 21 ноя
    Прочитал. Живу в Уфе. И впервые за долгие годы порадовался, что живу в Башкирии, а не в Татарстане. У нас до такого маразма дело не дошло.
    Ответить
    Анонимно 22 ноя
    твоя ошибка!
    Ответить
  • Анонимно 21 ноя
    Очень странная мера по сохранению родного языка. В мечеть ходят 1-2 процента мусульман. Недальновидное решение. Кто-то просто сверху приказал. Про установку от РПЦ версия понравилась.
    Ответить
  • Анонимно 21 ноя
    Когда в дела по поддержке национальной культуры или по межнациональным отношениям пытаются залезть всякие чиновники и их карманные муфтии, все получается только хуже. Лучше бы Камиль не трогал
    Ответить
  • Анонимно 21 ноя
    Для того, чтобы заинтересовать татар говорить на родном языке, надо довести до них подленную историю татар, а не ту, которую нам навязывали не одно столетие. Люди гордились бы тем, что они татары. Небольшой группе татар в Казане посчастливилось услышать несколько лекций об истории татарской нации, прочитанных нам в стенах Института истории им. Ш.Марджани его учеными, в том числе Р.С. Хакимовым. Мы были просто потрясены тем, что услышали. Жаль, что они быстро закончились.
    Ответить
    Анонимно 22 ноя
    Надо эти лекции размножить и провести во всех местах, где живут татары, чтобы все знали кто они, кто их деды и как все было в действительности (кто их друг, а кто и враг.) чтобы гордились и уважительно относились к традициям и родному татарскому языку! Мин татар! Мин татар! Мин татар! Амин!
    Ответить
  • Анонимно 22 ноя
    УВАЖАЕМЫЕ, ВСЕ ЭТИ ВОПРОСЫ НУЖНО РЕШАТЬ В РАБОЧЕМ ПОРЯДКЕ, А НЕ НА РАДОСТЬ ПОЛИТТЕХНОЛОГАМ. МУФТИЯМ НАДО ПОЖАТЬ ДРУГ ДРУГУ РУКИ, ИЗВИНИТЬСЯ ДРУГ ПЕРЕД ДРУГОМ.
    Ответить
  • Анонимно 22 ноя
    Совершенно верно заметили (сора из избы) не нужна! Еще хорошо было бы убедить (убедилась) колумниста, доктора исторических наук Лилию Габдрафикову о целесообразности публикации статей в "Реальное время", об употреблении алкоголя среди татарского населения и духовенства 100 лет назад."
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    уважаемые для начало разберитесь кто вы по жизни и чего вы хотите в жизни. Если Вы хотите семью с Татарским укладом - то и говорите и понимайте по Татарски, если русскую семью - то тогда по русски. А и нашим и вашим так не бывает. Тем более кто платит тот и музыку заказывает. В москве финансирует кавказ и по этому вагазы на русском, а в Татарстане татары и поэтому на Татарском. Все просто и понятно. И не надо здесь страдать патриотизмом и национализмом - ругаться и ссориться. Просто платите и заказывайте музыку, а нет денег то тогда свое мнение держите при себе и довольствуйтесь тем что имеете. Татарстан г. Казань 95% Татар не посещают пятикратные и пятничные намазы и бывают в мечетях 2 раза в год и дают садака по 100 рублей и режут барашка - остольное время обсуждают какой мулла и на кокой машине ездит за ихнее потраченные 2 раза в год 200 рублей. Москва 99% явка -Кавказ и средняя Азия. Вот и весь рас склад. Где Вы Татары? Проснитесь и начните ходить по пятницам в мечеть.
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    Не поспоришь с действительностью сегодняшнего дня, с " камнем в наш огород". эй татары! пора проснуться от глубокого "наркотического" сна "подарка" от шайтана! Экзамены от Создателя не пройдем, испытания Всевышним для вечной райской жизни"
    Ответить
  • Анонимно 27 ноя
    Это кусалово - чистая политика, так как если бы журналист который написал эту статью не заметил этого - то тогда ему надо глубже общаться с представителями духовенства, а не хватать что подруку и нести в массы. Здесь проблема не с татарским - здесь другая проблема намного серьезнее. и ПОРА ЖУРНАЛИСТ НЕ НА СКАНДАЛАХ РЕЙТИНГ ПОДНИМАТЬ , А НА РЕАЛЬНЫХ СТАТЬЯХ. А ТО В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ ПОТЕРЯЕТЕ УМНОГО ЧИТАТЕЛЯ И ОПУСТИТЕСЬ ДО ЖЕЛТОЙ ПРЕССЫ.
    Ответить
    Гала Салихова 27 ноя
    ,Бог должен быть в сердце каждого мусульманина, а про Соборную Мечеть -там все поставлено на поток. Раньше заходила в Мечеть чувствовала такое трепетное чувство,а теперь ужас. Наведите там тот порядок который был раньше,а вы спорите про язык татарский,там даже не осталось духа мусульманства. Там только деньги заработать.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Что ли шайтан так сильно вселился в души слуг в доме Аллаха (имамов). А может им светское государство и мусульмане-прихожане не помогают (закят) и они таким образом зарабатывают деньги на содержание мечети.
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    Пожалуйста, дайте характеристику на умного читателя. Это имамы и прихожане или люди из светское общество, кто они?
    Ответить
    Анонимно 28 ноя
    НЕ СУДИ ДРУГИХ - ДА И САМ СУДИМ НЕ БУДЕШЬ. Политика, политика и только. Нет национализма, нет религии - все так же как и прежде. Тимур не там ищешь не в том проблема. Да и вообще не надо проблемы поднимать, себя по лицу бить, лучше о полезном писать что нужно мусульманам, какие у них проблемы, женщин в платках не берут на работу в гос учреждения -дискриминация по национальному и религиозному признаку и так далее.
    Ответить
  • Анонимно 17 апр
    По-моему монастырь не должен быть ни "своим" , ни "чужим". Он должен оставаться монастырём.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров