Профессор Бахтин: «Делать стояние на Угре «красным днем календаря» не надо. История была драматичная»
В Татарстане презентовали книгу марийского ученого об истории Казанского и Касимовского ханств
В Институте истории им. Ш. Марджани прошла презентация книги «Начало царства Казанскаго… (Образование Казанского и Касимовского ханств)». Автором монографии выступил йошкар-олинский профессор Александр Бахтин — известный исследователь средневековой истории Поволжья и Урала. Выступая в столице Татарстана, он сделал ряд заявлений, которые вызвали споры среди казанских коллег. Также в беседе с корреспондентом «Реального времени» он прокомментировал идею празднования окончания Стояния на реке Угре.
«Я вообще планировал стать писателем»
Накануне в Казани состоялась презентация книги историка Александра Бахтина «Начало царства Казанскаго… (Образование Казанского и Касимовского ханств)». Встреча ученого с коллегами состоялась в Институте истории им. Ш. Марджани. Основное место работы профессора — кафедра методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин Марийского государственного университета. Он подробно исследовал восточную политику Русского государства в XIII—XVI веках, национальные отношения, историю народов Поволжья, Золотой Орды и постзолотоордынских государств, Урала и Западной Сибири.
Перед представлением монографии ученый побеседовал с корреспондентом «Реального времени». Гость из Йошкар-Олы сообщил, что историей Казанского ханства занимается довольно давно — со студенческих времен, начала 1980-х годов. Но профессионально начал трудиться над темой, когда писал кандидатскую диссертацию, посвященную черемисским войнам в Среднем Поволжье и в Приуралье.
— Я вообще планировал стать писателем, писать на исторические темы, — признался Бахтин нашему журналисту. — И хотел написать историческую повесть. Стал собирать материал, тем временем защитил кандидатскую, потом докторскую диссертацию «Русское государство и Казанское ханство: межгосударственные отношения в XV—XVI веках», а книжку так и не написал. Первая диссертация, по сути, открыла дорогу второй.
Он отметил, что при подготовке учитывал все работы, в том числе казанских историков (Анвара Аксанова, Булата Хамидуллина, Дамира Исхакова), московских исследователей (Вадима Трепавлова) и других авторов. Фактически это у него второе издание. Первая такая монография (под другим названием) была опубликована в 2008 году. «Начало царства Казанскаго…» было заметно дополнено — и книга, напечатанная в Нижнем Новгороде, увеличилась в два раза.
На чьи средства издавался труд? Отвечая на этом вопрос, он сказал, что «есть заинтересованные люди, в том числе представители национального движения».
«Делать Стояние на Угре «красным днем календаря» не надо»
Также корреспондент интернет-газеты узнал мнение историка относительно инициативы калужских властей учредить в России новую памятную дату — День окончания Великого стояния на реке Угре.
— Мое мнение совпадает с позицией ученого Горского (Антон Горский — отечественный историк, — прим. ред.), — ответил Бахтин. — Ликвидация зависимости от Орды произошла раньше — в 1472 году. Именно в этом году прекратилась выплата дани. А в 1480 году была очередная попытка заставить Русь платить, она не платила. Представьте, Соединенные Штаты Америки объявили Декларацию о независимости в 1776 году. Еще до 1783 года они воевали. Какая же дата основания американского государства? Когда они победили англичан или с момента объявления декларации? Американцы празднуют именно с Декларации. Они исходят от Декларации. А мы почему-то 1480-й год.
По его мнению, эту дату нет стоит отмечать как праздник. Он предостерег от политизации вопроса.
— Делать его «красным днем календаря» не надо, потому что татары — один из государствообразующих народов, — подчеркнул историк. — История была сложная, драматичная. Но мы сейчас живем вместе, поэтому надо работать над тем, что нас сближает, а не разделяет. Нужно учитывать, как это будет воспринято.
Напомним, законопроект о внесении в перечень памятных дат Дня окончания Великого стояния на реке Угре как «символа выхода России из-под ига Золотой Орды», поступивший летом на рассмотрение в Госдуму, вызвал критику со стороны президента Татарстана Рустама Минниханова, Госсовета республики, ряда политологов, историков и религиозных деятелей. Позже его сняли с повестки. Инициатор документа Геннадий Скляр объяснил «Реальному времени», что вопрос нужно проработать с учетом мнения татарстанской стороны. Однако в понедельник, 11 ноября, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов на праздничном концерте, посвященном окончанию стояния на Угре, заявил, что его инициативу поддержали федеральные власти и «абсолютное большинство жителей» России, чем опять вызвал споры.
История Казани и народ-победитель
Перед презентацией директор Института истории Рафаэль Хакимов и его заместитель Радик Салихов выразили благодарность коллегам из соседних регионов, которые занимаются историей татарских ханств, в том числе Казанского.
Бахтин, выступая перед историками, признал, что в книге «остались недоделки, но нужно было остановиться». В своей монографии он подробно описал историю Казанского и Касимовского ханств. При сборе материала он лично объездил места, где происходили описываемые им события, — Булгар, Касимов, Белев, Куликово поле, Старая Рязань.
Выступавший после марийского историка заведующий отделом средневековой археологии Института археологии АН РТ Искандер Измайлов раскритиковал ряд тезисов автора книги.
Также Бахтин подчеркнул, что «русские — народ-победитель», который больше выигрывал, нежели проигрывал в различных сражениях. И поражениям в русских источниках отводилось особое внимание. Поэтому, по его мнению, в России восхищаются фактически проигранной Бородинской битве, гибелью крейсера «Варяг», поражению от половцев, что нашло отражение в «Слове о полку Игореве». Собственно, в русских летописях осмысливается Белевщина (сражение войск изгнанника Улуг-Мухаммеда с московским князем Василием II): в 1437 году, несмотря на значительный численный перевес русской рати, окончилась победой татарского хана.
Кроме того, он выразил недоумение тем, что в Касимове Рязанской области на месте Старого татарского кладбища, где покоятся служилые татары — «защитники Русского государства», планируют построить жилой комплекс. Он заявил, что хотел бы видеть в городе памятник основателю Касимовского царства Касыму, а не царице Сююмбике, как того желают местные власти.
Казанские историки Булат Хамидуллин, Ильнур Миргалеев, Искандер Измайлов и Анвар Аксанов отметили достоинства и недостатки монографии. В целом они сошлись во мнении, что труд Александра Бахтина восполняет белые пятна истории. Не исключено, что в ближайшем будущем они проведут круглый стол, в котором эксперты подробно обсудят все дискуссионные моменты книги.
комментарии
Участник черемисских войн ?
Почему такие сильные эмоции по этому поводу у некоторых профессиональных историков?
Политизированные ими не-профессионалы понятны.
Да никакого.
Золотордынцы - монголоиды, современные татары - представители понтийской европеоидной расы.
Нет у казанских татар никакого великого прошлого.
Уймитесь.
Казанские татары - один из поволжских народов, в свое время принявших ислам.
С таким же успехом могли быть христиане или язычники.
Всех тюрков обозвал татарами. А в Африке негро-татарские ханства вы еще не обнаружили еще? А, ну да.., Хакимов работает по этому направлению и издаст очередной опус про афро-татарские государства. :)))))
--------------------------------------
Татарских ханств не было, ни одного!
Там не проживали народы под названием татар, их просто не было. Были булгары, черемисы, чуваши, ногайцы, калмыки, и пр., а татар не существовало!!!
Как нагло, хамски сочиняют себе историю татаристы!
Мордва называет до сих пор татар-мишар---печкАС
В Казахстане сейчас вопросы национальной идентичности выносят на государственный уровень: патриотические фильмы, телевидение, музыка… Перед казахстанскими учёными поставлена задача связать историю страны с историей монгольских завоеваний 13 века и с историей Золотой Орды. В частности, сын Чингисхана Джучи выбран в качестве исторического отца казахского народа.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на международном форуме «Ұлытау-2019» подчеркнул важность исследования истории Золотой Орды в контексте новых подходов. А также значимость имени Джучи-хана как политической фигуры в формировании казахской государственной идеологии.
В свете слов казахстанского лидера, в следующем году запланировано на государственном уровне отметить юбилей Золотой Орды — празднование 750-летия Улуг Улуса.
Перед казахстанскими учёными поставлена задача досконально, под новым углом, изучить наследие Улуса Джучи, "кардинально изменившего политический, исторический, культурный и географический облик средневековой истории мира". И вот уже появились первые результаты.
Работа по изучению истории Золотой Орды в Карагандинской области началась летом 2018 года. Летом прошлого года на раскопках внутри мавзолея Болган Ана, расположенного южнее Жезказгана, были обнаружены золотые чаша и серьги — предметы одежды, принадлежащие женщине знатного рода. Этот мавзолей известен давно, но раскопки внутри практически не проводились, в основном — вокруг строения.
Казахстанские учёные сделали открытие: по версии Рашид-ад-Дина и академика Бартольда, останки женщины, погребённой в этом мазаре, принадлежат дочери Джучи-хана.
По словам руководителя Управления культуры архивов и документации Карагандинской области Агимбаева Еркебулана Мулюковича, основной упор учёные делали на изучение в области антропологии и ДНК. В дальнейшем учёные намерены определить ДНК Джучи-хана и всецело связать его с казахским народом.
Сейчас проходят антропологические исследования в Новосибирске и восстановительные работы черепа, найденного в мавзолее Болган-Ана. Агимбаев Еркебулан продолжает, что по экспертизам ДНК, уже можно с уверенностью сказать — сегодняшние казахи идентичны казахам того времени.
«Мы можем смело говорить, что сегодняшний казах - это потомок Великой Степи и великих завоевателей», — поделился руководитель Управления культуры архивов и документации Карагандинской области.
По словам руководителя Управления культуры архивов и документации Карагандинской области Агимбаева Еркебулана Мулюковича, основной упор учёные делали на изучение в области антропологии и ДНК. В дальнейшем учёные намерены определить ДНК Джучи-хана и всецело связать его с казахским народом
2. это как романовы делали, что до Рюрика никого не было, хотя археология находит захоронения 35 000 летней давности, когда и металлов то не знали.. или как у прохфессора научного коммунизма ислам на волге появился с бэрке с 1258 года...
3. для нас же лучше-что там какие то права доказывать, когда проще ответить всей этой публике: "правильно, Вы захватили что то там в 1201 году. Ну а Мы вас захватываем сейчас в 2019- и далее вопросик почему ВАм можно тогда было захватить кого то и продать в рабство, а нам СЕЙЧАС НЕЛЬЗЯ? И далее а будете выступать, мы не только Вас захватим, а и продадим в рабство на э Северный Кавказ ХА-ХА
4. ну потарахтите ещё о правах человека, потарахтите ...э... миленькие
В городе Казани есть, например, церковь Ярославских чудотворцев Фёдора, Давида и Константина.
Русские чудотворцы Давид и Константин это сыновья Ярославского князя Фёдора и его жены - чингизидки, дочери Сарайского хана - в крещении Анна, которой её папа чингизид дал в приданное более 30 городов в том числе огромный город Булгар и маленький городишко Казань (ставший впоследствии ставкой другого чингизида, а следовательно и столицей Золотой Орды).
2. а публике в городе Караганда надо было в детстве читать Ф. Купера, у которого есть Чингачгуг и Ункас на мощной груди которого держиться племя делаваров;
3. ребята! Что мы делим? Когда возникает вот это, я сразу вспоминаю Гейдриха и его выполнение указания Гитлера о чистоте расы... Нам бы лучше подумать как вместе сообща выжить, чтоб и удегейцы не вымерли, как мы вымираем, и как бы доходы повысить, чтобы наши девушки хотели рожать детей от умных, молодых и красивых, а не спать с богатыми но не стоячими...
4. но история учит, что нечему не учит. Где джунгары? Куда уходят уйгуры? Когда последний раз наш президент рассмотрел вопрос о выживании малых народов? Где вепсы... "Все приходяще..." кто то умный молвил. Я с этой истиной охотно соглашусь. Чего бы в жизни этой не достигла В итоге в тлен и пепел превращусь. Вы если б хоть на миг глаза закрыли. Забыли деньги и взглянули в высь. То поняли б, что все идем к могиле. А вы жить будто вечно собрались. И как бы жизнь свою не прожигали, И сколько б не успели натворить. Лишь на пороге смерти осознали Как много вы хотите изменить.
Но Бог, увы, не дал второго шанса. И нужно только вовремя понять,
Что только дураку нужны богатства. И только на земле жирует знать.
А где то там, у Божьего чертога Ровняют всех и чернь, и королей.
И чтоб купить архангелов, взирающих сурово, Вы не захватите ни евро, ни рублей!!
Вы видимо выдающийся спец в этой теме. Но ВСЕ источники подтверждают, что казанские, астраханские, крымские, сибирские, касимовские, польско-литовские татары -- это потомки татар Золотой Орды. Участие 5 булгарских и 5 финоугорских племен в происхождении казанских татар никто НЕ скрывает. У меня днк, очень близкое к иранцам и афганцам. Но я татарин, а все мои деды и мои внуки татары. Вы пишите хорошие книги про своих викингов из гор Норвегии. Не мутите нашу историю -- она не ваша, вам ее не понять.
Ответить
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Макс Макс
РАШИД-АД-ДИНСБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
Чингиз-хан и его род происходят из племени монголов и от них возникло много ветвей, особенно со времени Алан-Гоа, около трехсот лет тому назад возникла многочисленная ветвь, племена которой называют нирун и которые сделались почтенны и возвеличены, – [то] все стали известны как племена монгольские.
Тех татарских племен, что известны и славны и каждое в отдельности имеет войско и [своего] государя, – шесть, идущих в таком порядке: татары-тутукулйут 413, татары-алчи 414, татары-чаган, татары-куин, татары-терат 415, татары-баркуй 416. Племя тутукулйут – самое уважаемое из [всех] татарских племен.
Есть такой обычай, что всякий человек, который происходит из этого племени, если он будет мужчина, его называют – тутукулитай, если же он будет женского пола, то называется – тутукуличин. [Происходящие] из [племени] алчи-татар [называются] алчитай и алчин; из племени куин-татар, – куитай и куичин, [из] племени терат – терати 417 и тераучин 418
--------------------------------------------------------
Таким образом татарских племен было 6.
Но они после уничтожения татар Чингисханом в 1202 г--перестают упоминаться .
Нет упоминаний татарский племен также в Золотой Орде и в остальных частях монгольской империи
В Золотой Орде упоминаются МОНГОЛЬСКИЕ ПЛЕМЕНА - Мангыты , Кияты ,Найманы и т.д. и немного кипчакские.
Но в составе к орчевого населения Зол Орды не было ни каких ТАТАРСКИХ ПЛЕМЕН т.е.---
Тех татарских племен, что известны и славны и каждое в отдельности имеет войско и [своего] государя, – шесть, идущих в таком порядке: татары-тутукулйут 413, татары-алчи 414, татары-чаган, татары-куин, татары-терат 415, татары-баркуй 416. Племя тутукулйут – самое уважаемое из [всех] татарских племен.
Так как татарские племена были уничтожены монголами по приказу Чингисхана еще в 1202 году
Описание
Конная статуя расположена в 54 км к юго-востоку от центра Улан-Батора в местности Цонжин-Болдог, которая административно входит в состав улан-баторского городского административного района Налайх, недалеко от границы с аймаком Туве недалеко от берега реки Туул, в месте, где, согласно устному преданию, Чингис нашёл золотую плётку. Автор проекта статуи —
скульптор Д. Эрдэнэбилэг, при участии архитектора Ж. Энхжаргала. Официальное открытие монумента состоялось 26 сентября 2008 года.
Высота статуи — 40 м без учёта десятиметрового постамента. Изваяние покрыто нержавеющей сталью весом 250 тонн] и окружено 36 колоннами, символизирующими ханов Монгольской империи от Чингиса до Лигдэн-хана. В двухэтажном постаменте размещаются художественная галерея, музей эпохи хунну, бильярдная, рестораны, сувенирная лавка и конференц-зал На голове лошади располагается смотровая площадка.
-------------------------------------------------------------------------------------
Почему в Татарстане нет памятника Чингисхану или Батыю ?
Напоминаю : Батый внук Чингиса завоевал страну наших предков- Болгарию
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
Чингиз-хан и его род происходят из племени монголов и от них возникло много ветвей, особенно со времени Алан-Гоа, около трехсот лет тому назад возникла многочисленная ветвь, племена которой называют нирун и которые сделались почтенны и возвеличены, – [то] все стали известны как племена монгольские.
Тех татарских племен, что известны и славны и каждое в отдельности имеет войско и [своего] государя, – шесть, идущих в таком порядке: татары-тутукулйут 413, татары-алчи 414, татары-чаган, татары-куин, татары-терат 415, татары-баркуй 416. Племя тутукулйут – самое уважаемое из [всех] татарских племен.
Есть такой обычай, что всякий человек, который происходит из этого племени, если он будет мужчина, его называют – тутукулитай, если же он будет женского пола, то называется – тутукуличин. [Происходящие] из [племени] алчи-татар [называются] алчитай и алчин; из племени куин-татар, – куитай и куичин, [из] племени терат – терати 417 и тераучин 418
Хотя у этих племен было много сражений и стычек друг с другом и они были постоянно заняты убийствами, разорением и грабежом друг друга, однако случилось так, что между ними(татарами) и монгольскими племенами [тоже] произошли распря и война. В этом положении [татарские племена] объединились вместе. Старые кровь и вражда между [татарами и монголами] произошли по следующей причине: во времена Кабул-хана, бывшего монгольским ханом, из рода которого происходит большинство племени кият, а монгольские племена нирун суть его двоюродные братья, а другие ветви монголов, из которых каждая [104] [еще] до него были известны под своим особым именем и прозвищем, – все были его дядьями и дедами и все по родству и дружбе с ним [считались его] друзьями и союзниками, а в напастях и [бедственных] случаях они становились ему помощниками и защитниками, – [в это время] занемог [некто] по имени Сайн-тегин, брат Кара-Лику 419 из племени кунгират, которая была женой Кабул-хана. Для лечения [Сайн-тегина] попросили у татар [прислать], шамана по имени Чаркил-Нудуя 420. Он пришел и совершил камланье 421, но Сайн-тегин умер. Над шаманом учинили насилие и отослали домой. После того старшие и младшие братья Сайн-тегина отправились и убили этого Чаркила шамана [кам].
Вследствие этого между татарами и монголами возникла вражда и сыновьям Кабул-хана, вследствие [их] побратимства и свойства 422 с Сайн-тегином, по необходимости и нужде пришлось помогать его племени.
С обеих сторон во всякое время, как находили удобный случай, они убивали друг друга и грабили. Долгие годы продолжались эти войны и распри. В начале событий татары, воспользовавшись удобным случаем, захватили Хамбакай-хана 423 по той причине, которая будет объяснена в [истории] племенных ответвлений тайджиутов. Хамбакай-хан же был из числа государей и вождей народа тайджиут, а происхождение [урук] последнего ведется от племянников Кабул-хана. Вследствие того, что [татары] знали, что хитайский император был оскорблен Кабул-ханом, потому что последний убил его послов и дружинников [нукеров], – как об этом будет рассказано в том повествовании, – что [император Китая] имел злой умысел против Кабул-хана и монголов, которые все были его родственниками и были с ним заодно, [что] ненависть к ним [глубоко] запала в сердце императора (Китая) , татары же были ему(императору Китая) подвластны и подчинены ему, – они(татары) отправили к нему Хамбакай-хана(пленного). Да к тому же и сами имели к Хамбакай-хану старинную вражду и неприязнь, почему и решились на такую дерзость и непреклонность. Хитайский император приказал пригвоздить Хамбакай-хана железными гвоздями к «деревянному ослу». [Хамбакай-хан] сказал: «Меня взяли(в плен) другие, а не ты; недостойно и непохвально будет и далеко от благородства так мерзко поступить со мною. Племена монгольские, которые все являются моими родственниками, постараются отомстить [за меня] тебе, и твоим владениям поэтому будет причинено беспокойство». [105]
Алтан-хан(китайский император) 424 не послушал этих слов и пригвоздил Хамбакай-хана на «деревянном осле» 425, отчего тот умер. Одному из его нукеров, по имени Булагачи, [император] разрешил вернуться [домой]. Тот принес монголам дурную весть [о происшедшем]. После этого Кутула-хан отправился с монгольским войском на войну с хитайским императором и разграбил [его] страну. Рассказ об этом во [всех] подробностях будет приведен в повествовании о Кабул-хан
до 1202 года , когда Чингисхан отдал приказ своим монголам полностью уничтожить татар , монголы постоянно воевали с татарами . То есть у этих народов была многовековая постоянная вражда
Китайцы всех кочевников севернее и западнее Китая в том числе и монгол называли татарами
Именно благодаря китайцам и монгол европейцы русские кавказцы арабы и др стали называть татарами.
Вот как например описывает результаты битвы на реке Куре между монголами Берке и Хулагу. Ибн Васил со слов Берке:
"Да посрамит Аллах этого, погубившего МОНГОЛОВ мечами монголов".
Ибн Касир передает слова монгола -чингизида Берке: "Грустно мне, что МОНГОЛЫ убивают друг друга, но что придумать против того, кто изменил ясе Чингиз-хана
---------------------------------------------------------------------------
Мы видим что самоназвание монгол ----МОНГОЛ
В переводе с древнемонгольского языка "Монгол" означает «божественный», «серебряный»
(Гильом де Рубрук, Путешествие в восточные страны, 1253)
Рубрук 1253г
"Чингис повсюду посылал вперед Татар, и отсюда распространилось их имя, так как везде кричали: «Вот идут Татары». Но в недавних частых войнах ВСЕ они (татары) были ПЕРЕБИТЫ .Отсюда упомянутые МОНГОЛЫ ныне хотят уничтожить это название ("татары) и ВОЗВЫСИТЬ свое(монгол). Та земля, в которой они были сперва и где .находится еще двор Чингис-хана, называется Онанкеруле 118."
----------------------------------------------------------
Можно сделать вывод что остатки татар , выживших после резни 1202 года , Чингисхан ставил впереди монгол во время боев (как штрафбатовцев во время ВОВ ) и все они были ПЕЕРЕБИТЫ .
И по этому Батый Рубоуку о татарах говорил как о народе который УЖЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ
завоевании МОНГОЛАМИ Кавказа. Одна из них принадлежит анонимному историку, современнику царя
Георгия IV Лаша (1213-1222 гг.), очевидцу первого вторжения монголов в Грузию 1
; вторая —
обширное анонимное историческое повествование, известное под названием “Хронограф XIV века” 2
.
Именно в нем приведены различные сведения историко-этнографического характера о монголах и
подробно описаны взаимоотношения завоевателей с порабощенным населением Грузии.
По свидетельству грузинского историка (что видно также из текстологического анализа
Хронографа), он пользовался источниками различного характера, как письменными, так и устными 3
.
Некоторые подробности описания быта и истории МОНГОЛОВ в этой хронике согласуются с данными
монгольских источников. Однако автор вряд ли пользовался ими непосредственно. На этот счет он
делает вполне ясное заявление “В древних книгах где-либо НЕ НАЙТИ повести о них” (монголах.— Г. Ц.).
Выясняется, что аноним вращался в близких к МОНГОЛАМ общественных кругах, где он и мог получать
необходимые ему сведения.
Среди разнообразных исторических материалов, сообщаемых анонимом, особый интерес может
вызвать зафиксированное им сказание о Чингисхане. Перевод и исследование этого сказания
публикуются на русском языке впервые.
Повесть о Чингиз-каене, как явился он в стране Восточной
В стране Солнечной на Востоке, которую именуют Чинмачин, явились люди некие из местности
дивной, именуемой Каркорум, чуждые ликом, нравами и внешностью. Ибо в древних книгах где-либо
не найти повести о них, потому как суть они чужды по языку, чужды обличьем, чужды бытом; не знали
вкуса хлебного, но мясом и молоком бессловесных питались. Однако были телом совершенны, плотью
дородны и мощны ногами, прекрасны и белолицы, с глазами узкими и карими, удлиненными и яркими;
большеглавые, с волосами темными и частыми, плосколобые, с носами настолько низкими, что щеки
возвышались над носами и видны были лишь маленькие ноздри; губы малые, зубы ровные и белые;
совершенно безбородые. Такие необычные имели они лица. Но недивитесь никто тому, что все они — и
мужчины и женщины — обладали какой-то удивительной внешностью. Вместе с тем обрели они
мужество и были лучниками [115] избранными, безупречно стреляющими из своих тугих луков
тяжелыми стрелами, удара которых не выдерживали никакие доспехи. Особенно ловки они были на
лошадях, ибо на лошадях они вырастали, не знали доспехов, кроме лука и стрел.
мудрость обреталась среди них, и обладали они разумом полным, малоречивые, и слова лживого — не
было промеж них нигде. Не было у них подобострастия пред лицом человека: ни пред великим, ни пред
малым даже на совете, ибо владели добрым порядком, сотворенным Чингиз-каеном, говорить о чем
подробно стало долгой речью 4
.
Была в законе у них вера в единого бога бессмертного: [они] обращали лицо к солнцу на восток,
трижды преклоняли колена, трижды кланялись, концом среднего пальца касались ладони и
прищелкивали, и более ничего.
Уйгуры же были служителями идола, которого называли Куджном. Обрели они письмо с малым
[количеством] букв, ибо пишут они книги 5
имея [в алфавите] шестнадцать букв, которые просты для
изучения и легко понимаемы. Они же создали в виде короникона [цикл] двенадцать лет по названию
двенадцати бессловесных животных и каждого бессловесного животного поставили во главе каждого
года, как некогда в древности мудрые эллины [создали] двенадцать зодиаков, что суть звезды и
созвездия солнца и луны. Каждому из этих созвездий отвели они по тридцать солнечных дней (и суть
они животные, но [знаки] зодиака), также во главе каждого года отвели место одному животному и по
истечении двенадцати [лет] животных начинали заново... достигнув двенадцатого года, вновь начинают
счисление лет, которые называют так: Колгунджил, Укурджил, Парсинджил, Тавлаинджил, Луилджил,
Могилджил, Моринджил, Кокинджил, Мечинджил, Таганджил, Нохинджил, Какаинджил. Таковы
названия двенадцати животных, каждому из которых отвели главенство каждым годом и первым из них
сделали Колгуна, которое есть Мышь, затем идут Корова 6
, Леопард, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца,
Обезьяна, Курица, Собака и Свинья. Это имели они для счисления лет, как мы, грузины, короникон
------------------------------------------------------------------
Названия месяцов - обозначены названиями животных на МОНГОЛЬСКОМ ЯЗЫКЕ
Они (ТАТАРЫ ) на самом деле САРМАТЫ , но из-за магометанства "ТАТАРАМИ " именуются. ... 211
Татарская история. Татищев В.Н
Programs > 2012 > Poster Session > Poster Abstract
Analysis of Chuvash mtDNA points to Finno-Ugric origin
ORION M. GRAF1, STEPHEN M. JOHNSON1, JOHN MITCHELL2, STEPHEN WILCOX3,
GREGORY LIVSHITS4 and MICHAEL H. CRAWFORD1.
Анализ чувашской мтДНК указывает НА ФИННО-УГОРСКОЕ происхождение
Образцы 92 неродственных лиц из Чувашии (Россия) были секвенированы для анализа гипервариабельного региона-1 (HVR-I) молекулы мтДНК. Эти данные были проверены с использованием RFLP-анализа контрольной области, показав, что большинство из них демонстрируют гаплогруппы H (31%), U (22%) и K (11%), которые встречаются с высокой частотой в западной и северной Европе, но практически отсутствуют в алтайских или монгольских популяциях. Многомерное масштабирование (MDS) использовалось для изучения расстояний между чувашской и контрольными популяциями из справочников. Тесты нейтральности (Tajima’s D (-1.43365) p
Анализ чувашской мтДНК указывает на финно-угорское происхождение
Чуваши говорят на тюркском языке, который не является близкородственным для других существующих тюркских групп, и их генетика отличается от тюркоязычных алтайских групп. Некоторые ученые предполагают, что они являются остатками Золотой Орды, в то время как другие выступают за то, чтобы они являются продуктом смешения тюркских и финно-угорских племен, которые вступили в контакт в 13-м веке. БОЛЕЕ РАНЕЕ генетическое исследование с использованием АУТОСОМНЫХ МАРКЕРОВ ДНК ПОКАЗАЛО ФИННО-УГОРСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧУВАШЕЙ. В этом исследовании рассматриваются односторонние митохондриальные ДНК-маркеры, чтобы лучше осветить их происхождение. Результаты этого исследования подтверждают, что чуваши не связаны с алтайским или монгольским населением по материнской линии, тем самым поддерживая гипотезу «Элиты», согласно которой ИХ (чуваш) ЯЗЫК БЫЛ НАВЯЗАН ГРУППОЙ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ (булгарами) , оставив чувашскую мтДНК в значительной степени евразийского происхождения. Их маркеры по материнской линии, наиболее напоминают ФИННО-УГОРСКОЕ , а не тюркские
Цитата из статьи : "БОЛЕЕ РАНЕЕ генетическое исследование с использованием АУТОСОМНЫХ МАРКЕРОВ ДНК показало ФИННО-УГОРСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧУВАШЕЙ."
Аутосомный анализ -это гены , которые находятся в аутосомах .
мтДНК и Y- хромосома -это маркеры
Хотя они -не гены ,но они имеют связь с генами .
У чуваш много совпаденцев по линии мтДНК, и Y= хромосоме с марийцами , удмуртами , коми , манси