Новости раздела

Профессор Бахтин: «Делать стояние на Угре «красным днем календаря» не надо. История была драматичная»

В Татарстане презентовали книгу марийского ученого об истории Казанского и Касимовского ханств

Профессор Бахтин: «Делать стояние на Угре «красным днем календаря» не надо. История была драматичная» Фото: Ринат Назметдинов

В Институте истории им. Ш. Марджани прошла презентация книги «Начало царства Казанскаго… (Образование Казанского и Касимовского ханств)». Автором монографии выступил йошкар-олинский профессор Александр Бахтин — известный исследователь средневековой истории Поволжья и Урала. Выступая в столице Татарстана, он сделал ряд заявлений, которые вызвали споры среди казанских коллег. Также в беседе с корреспондентом «Реального времени» он прокомментировал идею празднования окончания Стояния на реке Угре.

«Я вообще планировал стать писателем»

Накануне в Казани состоялась презентация книги историка Александра Бахтина «Начало царства Казанскаго… (Образование Казанского и Касимовского ханств)». Встреча ученого с коллегами состоялась в Институте истории им. Ш. Марджани. Основное место работы профессора — кафедра методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин Марийского государственного университета. Он подробно исследовал восточную политику Русского государства в XIII—XVI веках, национальные отношения, историю народов Поволжья, Золотой Орды и постзолотоордынских государств, Урала и Западной Сибири.

Перед представлением монографии ученый побеседовал с корреспондентом «Реального времени». Гость из Йошкар-Олы сообщил, что историей Казанского ханства занимается довольно давно — со студенческих времен, начала 1980-х годов. Но профессионально начал трудиться над темой, когда писал кандидатскую диссертацию, посвященную черемисским войнам в Среднем Поволжье и в Приуралье.

— Я вообще планировал стать писателем, писать на исторические темы, — признался Бахтин нашему журналисту. — И хотел написать историческую повесть. Стал собирать материал, тем временем защитил кандидатскую, потом докторскую диссертацию «Русское государство и Казанское ханство: межгосударственные отношения в XV—XVI веках», а книжку так и не написал. Первая диссертация, по сути, открыла дорогу второй.

Бахтин подробно исследовал восточную политику Русского государства в XIII—XVI веках, национальные отношения, историю народов Поволжья, Золотой Орды и постзолотоордынских государств, Урала и Западной Сибири

Он отметил, что при подготовке учитывал все работы, в том числе казанских историков (Анвара Аксанова, Булата Хамидуллина, Дамира Исхакова), московских исследователей (Вадима Трепавлова) и других авторов. Фактически это у него второе издание. Первая такая монография (под другим названием) была опубликована в 2008 году. «Начало царства Казанскаго…» было заметно дополнено — и книга, напечатанная в Нижнем Новгороде, увеличилась в два раза.

На чьи средства издавался труд? Отвечая на этом вопрос, он сказал, что «есть заинтересованные люди, в том числе представители национального движения».

«Делать Стояние на Угре «красным днем календаря» не надо»

Также корреспондент интернет-газеты узнал мнение историка относительно инициативы калужских властей учредить в России новую памятную дату — День окончания Великого стояния на реке Угре.

— Мое мнение совпадает с позицией ученого Горского (Антон Горский — отечественный историк, — прим. ред.), — ответил Бахтин. — Ликвидация зависимости от Орды произошла раньше — в 1472 году. Именно в этом году прекратилась выплата дани. А в 1480 году была очередная попытка заставить Русь платить, она не платила. Представьте, Соединенные Штаты Америки объявили Декларацию о независимости в 1776 году. Еще до 1783 года они воевали. Какая же дата основания американского государства? Когда они победили англичан или с момента объявления декларации? Американцы празднуют именно с Декларации. Они исходят от Декларации. А мы почему-то 1480-й год.

По его мнению, эту дату нет стоит отмечать как праздник. Он предостерег от политизации вопроса.

«История была сложная, драматичная. Но мы сейчас живем вместе, поэтому надо работать над тем, что нас сближает, а не разделяет», — считает ученый

— Делать его «красным днем календаря» не надо, потому что татары — один из государствообразующих народов, — подчеркнул историк. — История была сложная, драматичная. Но мы сейчас живем вместе, поэтому надо работать над тем, что нас сближает, а не разделяет. Нужно учитывать, как это будет воспринято.

Напомним, законопроект о внесении в перечень памятных дат Дня окончания Великого стояния на реке Угре как «символа выхода России из-под ига Золотой Орды», поступивший летом на рассмотрение в Госдуму, вызвал критику со стороны президента Татарстана Рустама Минниханова, Госсовета республики, ряда политологов, историков и религиозных деятелей. Позже его сняли с повестки. Инициатор документа Геннадий Скляр объяснил «Реальному времени», что вопрос нужно проработать с учетом мнения татарстанской стороны. Однако в понедельник, 11 ноября, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов на праздничном концерте, посвященном окончанию стояния на Угре, заявил, что его инициативу поддержали федеральные власти и «абсолютное большинство жителей» России, чем опять вызвал споры.

История Казани и народ-победитель

Перед презентацией директор Института истории Рафаэль Хакимов и его заместитель Радик Салихов выразили благодарность коллегам из соседних регионов, которые занимаются историей татарских ханств, в том числе Казанского.

Бахтин, выступая перед историками, признал, что в книге «остались недоделки, но нужно было остановиться». В своей монографии он подробно описал историю Казанского и Касимовского ханств. При сборе материала он лично объездил места, где происходили описываемые им события, — Булгар, Касимов, Белев, Куликово поле, Старая Рязань.

Бахтин признал, что в книге «остались недоделки, но нужно было остановиться»

Выступавший после марийского историка заведующий отделом средневековой археологии Института археологии АН РТ Искандер Измайлов раскритиковал ряд тезисов автора книги.

Также Бахтин подчеркнул, что «русские — народ-победитель», который больше выигрывал, нежели проигрывал в различных сражениях. И поражениям в русских источниках отводилось особое внимание. Поэтому, по его мнению, в России восхищаются фактически проигранной Бородинской битве, гибелью крейсера «Варяг», поражению от половцев, что нашло отражение в «Слове о полку Игореве». Собственно, в русских летописях осмысливается Белевщина (сражение войск изгнанника Улуг-Мухаммеда с московским князем Василием II): в 1437 году, несмотря на значительный численный перевес русской рати, окончилась победой татарского хана.

Кроме того, он выразил недоумение тем, что в Касимове Рязанской области на месте Старого татарского кладбища, где покоятся служилые татары — «защитники Русского государства», планируют построить жилой комплекс. Он заявил, что хотел бы видеть в городе памятник основателю Касимовского царства Касыму, а не царице Сююмбике, как того желают местные власти.

Казанские историки Булат Хамидуллин, Ильнур Миргалеев, Искандер Измайлов и Анвар Аксанов отметили достоинства и недостатки монографии. В целом они сошлись во мнении, что труд Александра Бахтина восполняет белые пятна истории. Не исключено, что в ближайшем будущем они проведут круглый стол, в котором эксперты подробно обсудят все дискуссионные моменты книги.

1/15
  • Ринат Назметдинов
  • Ринат Назметдинов
  • Ринат Назметдинов
  • Ринат Назметдинов
  • Ринат Назметдинов
  • Ринат Назметдинов
  • Ринат Назметдинов
  • Ринат Назметдинов
  • Ринат Назметдинов
  • Ринат Назметдинов
  • Ринат Назметдинов
  • Ринат Назметдинов
  • Ринат Назметдинов
  • Ринат Назметдинов
  • Ринат Назметдинов
Тимур Рахматуллин, фото Рината Назметдинова
ОбществоИстория Татарстан
комментарии 57

комментарии

  • Анонимно 13 ноя
    Видимо местных историков не устроила ориентация Бахтина на умалчиваемую и принижаемую сторону в РТ. Молодец, не надо вестись на институт пропаганды
    Ответить
  • Анонимно 13 ноя
    Где можно приобрести книгу?
    Ответить
    Анонимно 13 ноя
    в институте истории ул. Батурина 7а
    Ответить
    Анонимно 13 ноя
    Нет там этой книги.Был и спрашивал. Хотелось бы купить.
    Ответить
    Анонимно 13 ноя
    какова ее стоимость?
    Ответить
  • Анонимно 13 ноя
    очередная государственная инициатива на исторический праздник вызывает недоумение и безразличие: похоже в государстве сегодня нет других проблем, чем делить народ в 21 веке по результатам средневековых феодальных войн...
    Ответить
  • Анонимно 13 ноя
    Из всех современных историков мне импонирует Бахтин А.Г. Он не подлаживается под прихоти правителей: все констатирует как было! Где можно купить книгу?
    Ответить
    Анонимно 13 ноя
    Все вы знаете, везде побывали
    Участник черемисских войн ?
    Ответить
    Анонимно 13 ноя
    вы что ли черемис?
    Ответить
  • Анонимно 13 ноя
    А что этот историк думает о 1000-летии Казани?
    Ответить
    Анонимно 13 ноя
    не верит он в эти сказки
    Ответить
    Анонимно 13 ноя
    Он считает, что город был основан позже
    Ответить
    Анонимно 13 ноя
    Он вполне обоснованно так считает
    Ответить
  • Анонимно 13 ноя
    Согласен, нельзя историю делать инструментом политики. Даже если эта история не вписывается в идеологию государства и местных элит
    Ответить
  • Анонимно 13 ноя
    Вообще-то с научной точки зрения, с точки зрения исторических источников и фактов на реке Угре законная власть в лице чингизида, потомка монгола Чингизхана, Крымского хана и его верного союзника Московского князя дали отпор узурпатору и сепаратисту.

    Почему такие сильные эмоции по этому поводу у некоторых профессиональных историков?
    Политизированные ими не-профессионалы понятны.
    Ответить
  • Анонимно 13 ноя
    Что автор статьинедоговорил? Как будто обрывочно
    Ответить
  • Анонимно 13 ноя
    Какое отношение имеют казанские татары к Золой Орде?
    Да никакого.
    Ответить
    Анонимно 13 ноя
    Вы видимо выдающийся спец в этой теме. Но ВСЕ источники подтверждают, что казанские, астраханские, крымские, сибирские, касимовские, польско-литовские татары -- это потомки татар Золотой Орды. Участие 5 булгарских и 5 финоугорских племен в происхождении казанских татар никто НЕ скрывает. У меня днк, очень близкое к иранцам и афганцам. Но я татарин, а все мои деды и мои внуки татары. Вы пишите хорошие книги про своих викингов из гор Норвегии. Не мутите нашу историю -- она не ваша, вам ее не понять.
    Ответить
    Анонимно 13 ноя
    Может хватит писать глупости?
    Золотордынцы - монголоиды, современные татары - представители понтийской европеоидной расы.
    Нет у казанских татар никакого великого прошлого.
    Уймитесь.
    Казанские татары - один из поволжских народов, в свое время принявших ислам.
    С таким же успехом могли быть христиане или язычники.
    Ответить
    Анонимно 13 ноя
    Вот вы видимо уж точно специалист-татарист.
    Всех тюрков обозвал татарами. А в Африке негро-татарские ханства вы еще не обнаружили еще? А, ну да.., Хакимов работает по этому направлению и издаст очередной опус про афро-татарские государства. :)))))
    Ответить
    Анонимно 25 ноя
    Золотоордынцы монголоиды ?По этому видимо русские историки пишут о не найденных захоронения монголоидов.
    Ответить
  • Анонимно 13 ноя
    "... директор Института истории Рафаэль Хакимов и его заместитель Радик Салихов выразили благодарность коллегам из соседних регионов, которые занимаются историей татарских ханств, в том числе Казанского."
    --------------------------------------
    Татарских ханств не было, ни одного!
    Там не проживали народы под названием татар, их просто не было. Были булгары, черемисы, чуваши, ногайцы, калмыки, и пр., а татар не существовало!!!
    Как нагло, хамски сочиняют себе историю татаристы!
    Ответить
    Анонимно 13 ноя
    Скажи об этом марийцу Бахтину. Он думает,что марийцы в татарском государстве жили до черемисских войн против русских.
    Ответить
    Анонимно 13 ноя
    Бахтин врать не будет. Правду-матку в лицо говорит. Кто не спрятался, то я не виноват
    Ответить
    Анонимно 14 ноя
    Бахтин русский. В Марий Эл не так много марийцев
    Ответить
  • Анонимно 13 ноя
    Марийцы до сих пор называют казанских татар -суАС
    Мордва называет до сих пор татар-мишар---печкАС
    Ответить
  • Анонимно 13 ноя
    Казахстанские учёные намерены определить ДНК Джучи-хана И связать его с казахским народом

    В Казахстане сейчас вопросы национальной идентичности выносят на государственный уровень: патриотические фильмы, телевидение, музыка… Перед казахстанскими учёными поставлена задача связать историю страны с историей монгольских завоеваний 13 века и с историей Золотой Орды. В частности, сын Чингисхана Джучи выбран в качестве исторического отца казахского народа.

    Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на международном форуме «Ұлытау-2019» подчеркнул важность исследования истории Золотой Орды в контексте новых подходов. А также значимость имени Джучи-хана как политической фигуры в формировании казахской государственной идеологии.
    В свете слов казахстанского лидера, в следующем году запланировано на государственном уровне отметить юбилей Золотой Орды — празднование 750-летия Улуг Улуса.

    Перед казахстанскими учёными поставлена задача досконально, под новым углом, изучить наследие Улуса Джучи, "кардинально изменившего политический, исторический, культурный и географический облик средневековой истории мира". И вот уже появились первые результаты.

    Работа по изучению истории Золотой Орды в Карагандинской области началась летом 2018 года. Летом прошлого года на раскопках внутри мавзолея Болган Ана, расположенного южнее Жезказгана, были обнаружены золотые чаша и серьги — предметы одежды, принадлежащие женщине знатного рода. Этот мавзолей известен давно, но раскопки внутри практически не проводились, в основном — вокруг строения.

    Казахстанские учёные сделали открытие: по версии Рашид-ад-Дина и академика Бартольда, останки женщины, погребённой в этом мазаре, принадлежат дочери Джучи-хана.
    По словам руководителя Управления культуры архивов и документации Карагандинской области Агимбаева Еркебулана Мулюковича, основной упор учёные делали на изучение в области антропологии и ДНК. В дальнейшем учёные намерены определить ДНК Джучи-хана и всецело связать его с казахским народом.

    Сейчас проходят антропологические исследования в Новосибирске и восстановительные работы черепа, найденного в мавзолее Болган-Ана. Агимбаев Еркебулан продолжает, что по экспертизам ДНК, уже можно с уверенностью сказать — сегодняшние казахи идентичны казахам того времени.

    «Мы можем смело говорить, что сегодняшний казах - это потомок Великой Степи и великих завоевателей», — поделился руководитель Управления культуры архивов и документации Карагандинской области.

    По словам руководителя Управления культуры архивов и документации Карагандинской области Агимбаева Еркебулана Мулюковича, основной упор учёные делали на изучение в области антропологии и ДНК. В дальнейшем учёные намерены определить ДНК Джучи-хана и всецело связать его с казахским народом
    Ответить
    Анонимно 14 ноя
    Современные казахи итак по краниологическим данным близки к кочевникам золотой орды.
    Ответить
    Анонимно 14 ноя
    Все притянуто за "уши". Кто это решил?На основании чего?Кто проводил генетическую экспертизу?Это все из серии ,как доблестные ,древние укры море Черное копали,а называлось оно после Русское море,так и казахи ищут чем бы себя возвысить. Похвастать то не чем.
    Ответить
    Анонимно 15 ноя
    1. жоржик. вообще то, вообще ТО кипчаки (предки казахов) составляли не меньше половины войск Хорезм шаха, когда ещё ни кто, ничего не знал о потрясателе вселенной...
    2. это как романовы делали, что до Рюрика никого не было, хотя археология находит захоронения 35 000 летней давности, когда и металлов то не знали.. или как у прохфессора научного коммунизма ислам на волге появился с бэрке с 1258 года...
    3. для нас же лучше-что там какие то права доказывать, когда проще ответить всей этой публике: "правильно, Вы захватили что то там в 1201 году. Ну а Мы вас захватываем сейчас в 2019- и далее вопросик почему ВАм можно тогда было захватить кого то и продать в рабство, а нам СЕЙЧАС НЕЛЬЗЯ? И далее а будете выступать, мы не только Вас захватим, а и продадим в рабство на э Северный Кавказ ХА-ХА
    4. ну потарахтите ещё о правах человека, потарахтите ...э... миленькие
    Ответить
  • Анонимно 13 ноя
    «Мы можем смело говорить, что сегодняшний казах- это потомок Великой Степи и великих завоевателей», — поделился руководитель Управления культуры архивов и документации Карагандинской области.
    Ответить
    Анонимно 13 ноя
    Вообще-то законными наследниками, правопреемниками Великого Монгола Чингизхана, его потомков чингизидов, Каракорума и Сараев являются современные русские и Москва.

    В городе Казани есть, например, церковь Ярославских чудотворцев Фёдора, Давида и Константина.
    Русские чудотворцы Давид и Константин это сыновья Ярославского князя Фёдора и его жены - чингизидки, дочери Сарайского хана - в крещении Анна, которой её папа чингизид дал в приданное более 30 городов в том числе огромный город Булгар и маленький городишко Казань (ставший впоследствии ставкой другого чингизида, а следовательно и столицей Золотой Орды).
    Ответить
    Анонимно 15 ноя
    1. жоржик. наконец то начали писать правду. Всё верно.
    2. а публике в городе Караганда надо было в детстве читать Ф. Купера, у которого есть Чингачгуг и Ункас на мощной груди которого держиться племя делаваров;
    3. ребята! Что мы делим? Когда возникает вот это, я сразу вспоминаю Гейдриха и его выполнение указания Гитлера о чистоте расы... Нам бы лучше подумать как вместе сообща выжить, чтоб и удегейцы не вымерли, как мы вымираем, и как бы доходы повысить, чтобы наши девушки хотели рожать детей от умных, молодых и красивых, а не спать с богатыми но не стоячими...
    4. но история учит, что нечему не учит. Где джунгары? Куда уходят уйгуры? Когда последний раз наш президент рассмотрел вопрос о выживании малых народов? Где вепсы... "Все приходяще..." кто то умный молвил. Я с этой истиной охотно соглашусь. Чего бы в жизни этой не достигла В итоге в тлен и пепел превращусь. Вы если б хоть на миг глаза закрыли. Забыли деньги и взглянули в высь. То поняли б, что все идем к могиле. А вы жить будто вечно собрались. И как бы жизнь свою не прожигали, И сколько б не успели натворить. Лишь на пороге смерти осознали Как много вы хотите изменить.
    Но Бог, увы, не дал второго шанса. И нужно только вовремя понять,
    Что только дураку нужны богатства. И только на земле жирует знать.
    А где то там, у Божьего чертога Ровняют всех и чернь, и королей.
    И чтоб купить архангелов, взирающих сурово, Вы не захватите ни евро, ни рублей!!
    Ответить
    Анонимно 14 ноя
    Потомок то ,что завоевал? Руководитель не сказал? Грамоту завоевателю подарили русские,государственность-русские, медицину-русские,гигиену-русские. Что он там накопал в архивах Карагандинской обл., которая и появилась то после 17 г. и была населена русскими и называлась Михайловка до революции куда по столыпинской реформе приехали на шахты русские из европейской части России. Ну наверняка накопал и то,что его предок был не иначе,как мурзой))))
    Ответить
  • Анонимно 15 ноя
    Анонимно 13 ноя
    Вы видимо выдающийся спец в этой теме. Но ВСЕ источники подтверждают, что казанские, астраханские, крымские, сибирские, касимовские, польско-литовские татары -- это потомки татар Золотой Орды. Участие 5 булгарских и 5 финоугорских племен в происхождении казанских татар никто НЕ скрывает. У меня днк, очень близкое к иранцам и афганцам. Но я татарин, а все мои деды и мои внуки татары. Вы пишите хорошие книги про своих викингов из гор Норвегии. Не мутите нашу историю -- она не ваша, вам ее не понять.
    Ответить
    --------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Макс Макс
    РАШИД-АД-ДИНСБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ
    РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

    Чингиз-хан и его род происходят из племени монголов и от них возникло много ветвей, особенно со времени Алан-Гоа, около трехсот лет тому назад возникла многочисленная ветвь, племена которой называют нирун и которые сделались почтенны и возвеличены, – [то] все стали известны как племена монгольские.

    Тех татарских племен, что известны и славны и каждое в отдельности имеет войско и [своего] государя, – шесть, идущих в таком порядке: татары-тутукулйут 413, татары-алчи 414, татары-чаган, татары-куин, татары-терат 415, татары-баркуй 416. Племя тутукулйут – самое уважаемое из [всех] татарских племен.

    Есть такой обычай, что всякий человек, который происходит из этого племени, если он будет мужчина, его называют – тутукулитай, если же он будет женского пола, то называется – тутукуличин. [Происходящие] из [племени] алчи-татар [называются] алчитай и алчин; из племени куин-татар, – куитай и куичин, [из] племени терат – терати 417 и тераучин 418
    --------------------------------------------------------
    Таким образом татарских племен было 6.
    Но они после уничтожения татар Чингисханом в 1202 г--перестают упоминаться .
    Нет упоминаний татарский племен также в Золотой Орде и в остальных частях монгольской империи
    В Золотой Орде упоминаются МОНГОЛЬСКИЕ ПЛЕМЕНА - Мангыты , Кияты ,Найманы и т.д. и немного кипчакские.
    Но в составе к орчевого населения Зол Орды не было ни каких ТАТАРСКИХ ПЛЕМЕН т.е.---
    Тех татарских племен, что известны и славны и каждое в отдельности имеет войско и [своего] государя, – шесть, идущих в таком порядке: татары-тутукулйут 413, татары-алчи 414, татары-чаган, татары-куин, татары-терат 415, татары-баркуй 416. Племя тутукулйут – самое уважаемое из [всех] татарских племен.
    Так как татарские племена были уничтожены монголами по приказу Чингисхана еще в 1202 году
    Ответить
  • Анонимно 15 ноя
    Конная статуя Чингисхана (монг. Чингис хааны морьт хөшөө) в Цонжин-Болдоге — крупнейший из памятников Чингисхану в Монголии и крупнейшая конная статуя в мире

    Описание

    Конная статуя расположена в 54 км к юго-востоку от центра Улан-Батора в местности Цонжин-Болдог, которая административно входит в состав улан-баторского городского административного района Налайх, недалеко от границы с аймаком Туве недалеко от берега реки Туул, в месте, где, согласно устному преданию, Чингис нашёл золотую плётку. Автор проекта статуи —

    скульптор Д. Эрдэнэбилэг, при участии архитектора Ж. Энхжаргала. Официальное открытие монумента состоялось 26 сентября 2008 года.

    Высота статуи — 40 м без учёта десятиметрового постамента. Изваяние покрыто нержавеющей сталью весом 250 тонн] и окружено 36 колоннами, символизирующими ханов Монгольской империи от Чингиса до Лигдэн-хана. В двухэтажном постаменте размещаются художественная галерея, музей эпохи хунну, бильярдная, рестораны, сувенирная лавка и конференц-зал На голове лошади располагается смотровая площадка.
    -------------------------------------------------------------------------------------
    Почему в Татарстане нет памятника Чингисхану или Батыю ?
    Напоминаю : Батый внук Чингиса завоевал страну наших предков- Болгарию
    Ответить
  • Анонимно 15 ноя
    РАШИД-АД-ДИНСБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ

    РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

    Чингиз-хан и его род происходят из племени монголов и от них возникло много ветвей, особенно со времени Алан-Гоа, около трехсот лет тому назад возникла многочисленная ветвь, племена которой называют нирун и которые сделались почтенны и возвеличены, – [то] все стали известны как племена монгольские.

    Тех татарских племен, что известны и славны и каждое в отдельности имеет войско и [своего] государя, – шесть, идущих в таком порядке: татары-тутукулйут 413, татары-алчи 414, татары-чаган, татары-куин, татары-терат 415, татары-баркуй 416. Племя тутукулйут – самое уважаемое из [всех] татарских племен.

    Есть такой обычай, что всякий человек, который происходит из этого племени, если он будет мужчина, его называют – тутукулитай, если же он будет женского пола, то называется – тутукуличин. [Происходящие] из [племени] алчи-татар [называются] алчитай и алчин; из племени куин-татар, – куитай и куичин, [из] племени терат – терати 417 и тераучин 418

    Хотя у этих племен было много сражений и стычек друг с другом и они были постоянно заняты убийствами, разорением и грабежом друг друга, однако случилось так, что между ними(татарами) и монгольскими племенами [тоже] произошли распря и война. В этом положении [татарские племена] объединились вместе. Старые кровь и вражда между [татарами и монголами] произошли по следующей причине: во времена Кабул-хана, бывшего монгольским ханом, из рода которого происходит большинство племени кият, а монгольские племена нирун суть его двоюродные братья, а другие ветви монголов, из которых каждая [104] [еще] до него были известны под своим особым именем и прозвищем, – все были его дядьями и дедами и все по родству и дружбе с ним [считались его] друзьями и союзниками, а в напастях и [бедственных] случаях они становились ему помощниками и защитниками, – [в это время] занемог [некто] по имени Сайн-тегин, брат Кара-Лику 419 из племени кунгират, которая была женой Кабул-хана. Для лечения [Сайн-тегина] попросили у татар [прислать], шамана по имени Чаркил-Нудуя 420. Он пришел и совершил камланье 421, но Сайн-тегин умер. Над шаманом учинили насилие и отослали домой. После того старшие и младшие братья Сайн-тегина отправились и убили этого Чаркила шамана [кам].

    Вследствие этого между татарами и монголами возникла вражда и сыновьям Кабул-хана, вследствие [их] побратимства и свойства 422 с Сайн-тегином, по необходимости и нужде пришлось помогать его племени.
    Ответить
  • Анонимно 15 ноя
    По этой причине между ними(монголами) и татарами возникли ссора, вражда и война, и они неоднократно сражались.

    С обеих сторон во всякое время, как находили удобный случай, они убивали друг друга и грабили. Долгие годы продолжались эти войны и распри. В начале событий татары, воспользовавшись удобным случаем, захватили Хамбакай-хана 423 по той причине, которая будет объяснена в [истории] племенных ответвлений тайджиутов. Хамбакай-хан же был из числа государей и вождей народа тайджиут, а происхождение [урук] последнего ведется от племянников Кабул-хана. Вследствие того, что [татары] знали, что хитайский император был оскорблен Кабул-ханом, потому что последний убил его послов и дружинников [нукеров], – как об этом будет рассказано в том повествовании, – что [император Китая] имел злой умысел против Кабул-хана и монголов, которые все были его родственниками и были с ним заодно, [что] ненависть к ним [глубоко] запала в сердце императора (Китая) , татары же были ему(императору Китая) подвластны и подчинены ему, – они(татары) отправили к нему Хамбакай-хана(пленного). Да к тому же и сами имели к Хамбакай-хану старинную вражду и неприязнь, почему и решились на такую дерзость и непреклонность. Хитайский император приказал пригвоздить Хамбакай-хана железными гвоздями к «деревянному ослу». [Хамбакай-хан] сказал: «Меня взяли(в плен) другие, а не ты; недостойно и непохвально будет и далеко от благородства так мерзко поступить со мною. Племена монгольские, которые все являются моими родственниками, постараются отомстить [за меня] тебе, и твоим владениям поэтому будет причинено беспокойство». [105]

    Алтан-хан(китайский император) 424 не послушал этих слов и пригвоздил Хамбакай-хана на «деревянном осле» 425, отчего тот умер. Одному из его нукеров, по имени Булагачи, [император] разрешил вернуться [домой]. Тот принес монголам дурную весть ​​[о происшедшем]. После этого Кутула-хан отправился с монгольским войском на войну с хитайским императором и разграбил [его] страну. Рассказ об этом во [всех] подробностях будет приведен в повествовании о Кабул-хан
    Ответить
  • Анонимно 15 ноя
    В другой раз племена татарские, найдя подходящий случай, захватили старшего сына Кабул-хана и предка племени кият-юркин(монгольское племя), Укин-Баркака 426, и отправили его к Алтан-хану, чтобы он его, пригвоздив к «деревянному ослу», убил. По этим причинам у монгольских племен |А 15а, S 34| вражда и ненависть к хитайскому императору увеличилась, и до времени Чингиз-хана они постоянно воевали друг с другом. С каждой стороны выходили на другую, убивали и грабили [один другого], [пока] в конце концов, как это рассказывается в повествовании о Чингиз-хане и его роде, Чингиз-хан не сделал кормом [своего] меча все племена татар и хитайских императоров, всех сделал [их] слабыми и своими пленниками и всех их и ту сторону привел под свою власть и повиновение, как это видим воочию на сей день. Из всех сражений, которые во всякое время каждый из монгольских государей вел с вождями и царями татарскими, – некоторые могут быть упомянуты
    Ответить
  • Анонимно 15 ноя
    Одно таково. Один из татарских государей, по имени Матар 427, воевал с Кадан-бахадуром (монголом), сыном Кабул-хана. В первой же атаке Кадан-бахадур ударил копьем его и по седлу его коня, так что низверг его на землю вместе с конем. И хотя Матар(татарин) был ранен, но не умер от этой раны, однако продолжительное время болел [от нее]. Когда выздоровел, то опять вступил в войну [с монголами]. Кадан-бахадур(монгол) вторично так поразил его копьем в спину, что оно прошло через спинной хребет, отчего Матар(татарин) тут же умер; войско его стало добычей [монголов]. Этот рассказ подробно приведен в повествовании о Кабул-хане и его сыновьях.
    Ответить
  • Анонимно 15 ноя
    Можно сделать следующий вывод :
    до 1202 года , когда Чингисхан отдал приказ своим монголам полностью уничтожить татар , монголы постоянно воевали с татарами . То есть у этих народов была многовековая постоянная вражда
    Китайцы всех кочевников севернее и западнее Китая в том числе и монгол называли татарами
    Именно благодаря китайцам и монгол европейцы русские кавказцы арабы и др стали называть татарами.
    Ответить
  • Анонимно 15 ноя
    1202 год Когда всевышняя истина сделала Чингиз-хана могущественным и он победил имевшихся у него врагов вроде племен катакин, салджиут, тайджиут и дурбан, государя кераитов Он-хана [т.е. Ван-хана], Таян-хана, государя [племени] найман, Кушлук-хана, государя [племени] меркит, Токта-беки и других враждовавших с ним, то ТАТАРЫ , которые постоянно ходили на помощь и ПОДДЕРЖКУ тех племен (ВРАГОВ МОНГОЛ), ослабели; а так как ОНИ (ТАТАРЫ ) были убийцами и ВРАГАМИ Чингиз-хана и его отцов, то он повелел произвести всеобщее ИЗБИЕНИЕ ТАТАР и ни одного не оставлять в живых до того предела, который определен законом [йасак]; чтобы женщин и малых детей также перебить, а беременным рассечь утробы, дабы совершенно их уничтожить, потому что они [татары] были основой мятежа и восстаний и истребили много близких Чингиз-хану племен и родов. Ни одному творению не было возможности оказать покровительство тому племени [т.е. татарам] или скрыть [кого-нибудь] из них, или [даже] нескольким из них, кои уцелели от истребления, обнаружиться и объявиться.
    Ответить
  • Анонимно 15 ноя
    В середине 14 века у кочевого монгольского населения Золотой Орды стало формироваться самоназвание "УЗБЕК ". Как пишет В. В. Трепавлов, один из ханов в письме польскому королю писал о своих подданных "безнен УЗБЕК тайфасы". Что касается других народов - булгар, мордвы, башкир, черкесов идр., то они именовались собственными именами.

    ​​

    Вот как например описывает результаты битвы на реке Куре между монголами Берке и Хулагу. Ибн Васил со слов Берке:
    "Да посрамит Аллах этого, погубившего МОНГОЛОВ мечами монголов".

    Ибн Касир передает слова монгола -чингизида Берке: "Грустно мне, что МОНГОЛЫ убивают друг друга, но что придумать против того, кто изменил ясе Чингиз-хана
    ---------------------------------------------------------------------------
    Мы видим что самоназвание монгол ----МОНГОЛ
    Ответить
  • Анонимно 15 ноя
    В 1253 году к Сартаку через Константинополь прибыло посольство короля Людовика Французского во главе с монахом-францисканцем Гийомом де Рубруком. Сартак(сын Батыя) благосклонно принял Гийома, и перенаправил его к Бату. По сведениям Рубрука: Один из приближённых Сартака заявил Гийому Рубруку : «Не говорите, что наш господин(Сартак) — христианин, он не христианин, а монгол , так как название „христианство“ представляется им(монголам) названием какого-то народа. Они(монголы) превознеслись до такой великой гордости, что хотя, может быть, сколько-нибудь веруют во Христа, однако не желают именоваться христианами, желая своё название, то есть монгол, превознести выше всякого имени. »[1].

    В переводе с древнемонгольского языка "Монгол" означает «божественный», «серебряный»
    Ответить
  • Анонимно 15 ноя
    Вильгельм Рубрук о встрече с Менгу ханом: "И он протянул ко мне посох, на который опирался, говоря: "Не бойтесь". Я, улыбаясь, сказал тихо: "Если бы я боялся, то не пришел бы сюда". Хан спросил у толмача, что я сказал, и тот перевел ему. Затем он начал исповедовать мне свою веру. "Мы, МОНГАЛЫ , - сказал он, - верим, что существует только единый Бог, Которым мы живем и Которым умрем, и мы имеем к Нему открытое прямое сердце". Тогда я сказал: "Он Сам воздаст за это, так как без Его дара этого не может быть". Он спросил, что я сказал; толмач сказал ему; тогда он прибавил: "Но как Бог дал руке различные пальцы, так Он дал людям различные пути. Вам Бог дал Писание, и вы, христиане, не храните его" (88, глава 46).
    Ответить
  • Анонимно 15 ноя
    Г. Рубрук :«Они(монголы) не хотят называть себя "татарами" , так как татары были другим народом ,сами себя они называют монголами ».
    (Гильом де Рубрук, Путешествие в восточные страны, 1253)
    Ответить
  • Анонимно 15 ноя
    Они( МОНГОЛЫ) превознеслись до такой великой гордости, что хотя, может быть, сколько-нибудь веруют во Христа, однако не желают именоваться христианами, желая своё название, то есть МОНГОЛ , превознести выше всякого имени. »[1].
    Рубрук 1253г
    Ответить
  • Анонимно 15 ноя
    Рубрук пишет:
    "Чингис повсюду посылал вперед Татар, и отсюда распространилось их имя, так как везде кричали: «Вот идут Татары». Но в недавних частых войнах ВСЕ они (татары) были ПЕРЕБИТЫ .Отсюда упомянутые МОНГОЛЫ ныне хотят уничтожить это название ("татары) и ВОЗВЫСИТЬ свое(монгол). Та земля, в которой они были сперва и где .находится еще двор Чингис-хана, называется Онанкеруле 118."
    ----------------------------------------------------------
    Можно сделать вывод что остатки татар , выживших после резни 1202 года , Чингисхан ставил впереди монгол во время боев (как штрафбатовцев во время ВОВ ) и все они были ПЕЕРЕБИТЫ .
    И по этому Батый Рубоуку о татарах говорил как о народе который УЖЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ
    Ответить
    Анонимно 25 ноя
    Маолы ,а не монголы.Самоназвание современных монголов халха,в С.С.М. нет ни одного упоминания этого слова халха,этой этнической группы.В.Рубрук,что то от кого то слышал проездом.Или за него так написали.В основном пишет о татарах.
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    Монголов халха-монголами стали называть при Даян хане.
    Ответить
  • Анонимно 15 ноя
    В. Н. Татищев в «Истории Российской»: «Русские историки хотя их (монголов.) "ТАТАРАМИ" именуют, но они САМИ (монголы) оного НЕ употребляли, а именовались монгу и МОНГАЛЫ , как в грамотах ханов их и князей Указано.
    Ответить
  • Анонимно 15 ноя
    Сохранились две исторические хроники средневековой Грузии, которые содержат сведения о
    завоевании МОНГОЛАМИ Кавказа. Одна из них принадлежит анонимному историку, современнику царя
    Георгия IV Лаша (1213-1222 гг.), очевидцу первого вторжения монголов в Грузию 1
    ; вторая —
    обширное анонимное историческое повествование, известное под названием “Хронограф XIV века” 2
    .
    Именно в нем приведены различные сведения историко-этнографического характера о монголах и
    подробно описаны взаимоотношения завоевателей с порабощенным населением Грузии.
    По свидетельству грузинского историка (что видно также из текстологического анализа
    Хронографа), он пользовался источниками различного характера, как письменными, так и устными 3
    .
    Некоторые подробности описания быта и истории МОНГОЛОВ в этой хронике согласуются с данными
    монгольских источников. Однако автор вряд ли пользовался ими непосредственно. На этот счет он
    делает вполне ясное заявление “В древних книгах где-либо НЕ НАЙТИ повести о них” (монголах.— Г. Ц.).
    Выясняется, что аноним вращался в близких к МОНГОЛАМ общественных кругах, где он и мог получать
    необходимые ему сведения.
    Среди разнообразных исторических материалов, сообщаемых анонимом, особый интерес может
    вызвать зафиксированное им сказание о Чингисхане. Перевод и исследование этого сказания
    публикуются на русском языке впервые.
    Повесть о Чингиз-каене, как явился он в стране Восточной
    В стране Солнечной на Востоке, которую именуют Чинмачин, явились люди некие из местности
    дивной, именуемой Каркорум, чуждые ликом, нравами и внешностью. Ибо в древних книгах где-либо
    не найти повести о них, потому как суть они чужды по языку, чужды обличьем, чужды бытом; не знали
    вкуса хлебного, но мясом и молоком бессловесных питались. Однако были телом совершенны, плотью
    дородны и мощны ногами, прекрасны и белолицы, с глазами узкими и карими, удлиненными и яркими;
    большеглавые, с волосами темными и частыми, плосколобые, с носами настолько низкими, что щеки
    возвышались над носами и видны были лишь маленькие ноздри; губы малые, зубы ровные и белые;
    совершенно безбородые. Такие необычные имели они лица. Но недивитесь никто тому, что все они — и
    мужчины и женщины — обладали какой-то удивительной внешностью. Вместе с тем обрели они
    мужество и были лучниками [115] избранными, безупречно стреляющими из своих тугих луков
    тяжелыми стрелами, удара которых не выдерживали никакие доспехи. Особенно ловки они были на
    лошадях, ибо на лошадях они вырастали, не знали доспехов, кроме лука и стрел.
    Ответить
  • Анонимно 15 ноя
    Так были дивны эти люди, что, глядя на них, можно было признать их безумными. Но всякая
    мудрость обреталась среди них, и обладали они разумом полным, малоречивые, и слова лживого — не
    было промеж них нигде. Не было у них подобострастия пред лицом человека: ни пред великим, ни пред
    малым даже на совете, ибо владели добрым порядком, сотворенным Чингиз-каеном, говорить о чем
    подробно стало долгой речью 4
    .
    Была в законе у них вера в единого бога бессмертного: [они] обращали лицо к солнцу на восток,
    трижды преклоняли колена, трижды кланялись, концом среднего пальца касались ладони и
    прищелкивали, и более ничего.
    Уйгуры же были служителями идола, которого называли Куджном. Обрели они письмо с малым
    [количеством] букв, ибо пишут они книги 5
    имея [в алфавите] шестнадцать букв, которые просты для
    изучения и легко понимаемы. Они же создали в виде короникона [цикл] двенадцать лет по названию
    двенадцати бессловесных животных и каждого бессловесного животного поставили во главе каждого
    года, как некогда в древности мудрые эллины [создали] двенадцать зодиаков, что суть звезды и
    созвездия солнца и луны. Каждому из этих созвездий отвели они по тридцать солнечных дней (и суть
    они животные, но [знаки] зодиака), также во главе каждого года отвели место одному животному и по
    истечении двенадцати [лет] животных начинали заново... достигнув двенадцатого года, вновь начинают
    счисление лет, которые называют так: Колгунджил, Укурджил, Парсинджил, Тавлаинджил, Луилджил,
    Могилджил, Моринджил, Кокинджил, Мечинджил, Таганджил, Нохинджил, Какаинджил. Таковы
    названия двенадцати животных, каждому из которых отвели главенство каждым годом и первым из них
    сделали Колгуна, которое есть Мышь, затем идут Корова 6
    , Леопард, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца,
    Обезьяна, Курица, Собака и Свинья. Это имели они для счисления лет, как мы, грузины, короникон
    ------------------------------------------------------------------
    Названия месяцов - обозначены названиями животных на МОНГОЛЬСКОМ ЯЗЫКЕ
    Ответить
  • Анонимно 16 ноя
    В.Н. Татищев. История Российская. Часть I. Глава 18..
    Они (ТАТАРЫ ) на самом деле САРМАТЫ , но из-за магометанства "ТАТАРАМИ " именуются. ... 211
    Татарская история. Татищев В.Н
    Ответить
  • Анонимно 16 ноя
    The 81st Annual Meeting of the American Association of Physical Anthropologists (2012)
    Programs > 2012 > Poster Session > Poster Abstract
    Analysis of Chuvash mtDNA points to Finno-Ugric origin
    ORION M. GRAF1, STEPHEN M. JOHNSON1, JOHN MITCHELL2, STEPHEN WILCOX3,
    GREGORY LIVSHITS4 and MICHAEL H. CRAWFORD1.

    Анализ чувашской мтДНК указывает НА ФИННО-УГОРСКОЕ происхождение
    Образцы 92 неродственных лиц из Чувашии (Россия) были секвенированы для анализа гипервариабельного региона-1 (HVR-I) молекулы мтДНК. Эти данные были проверены с использованием RFLP-анализа контрольной области, показав, что большинство из них демонстрируют гаплогруппы H (31%), U (22%) и K (11%), которые встречаются с высокой частотой в западной и северной Европе, но практически отсутствуют в алтайских или монгольских популяциях. Многомерное масштабирование (MDS) использовалось для изучения расстояний между чувашской и контрольными популяциями из справочников. Тесты нейтральности (Tajima’s D (-1.43365) p

    Анализ чувашской мтДНК указывает на финно-угорское происхождение
    Чуваши говорят на тюркском языке, который не является близкородственным для других существующих тюркских групп, и их генетика отличается от тюркоязычных алтайских групп. Некоторые ученые предполагают, что они являются остатками Золотой Орды, в то время как другие выступают за то, чтобы они являются продуктом смешения тюркских и финно-угорских племен, которые вступили в контакт в 13-м веке. БОЛЕЕ РАНЕЕ генетическое исследование с использованием АУТОСОМНЫХ МАРКЕРОВ ДНК ПОКАЗАЛО ФИННО-УГОРСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧУВАШЕЙ. В этом исследовании рассматриваются односторонние митохондриальные ДНК-маркеры, чтобы лучше осветить их происхождение. Результаты этого исследования подтверждают, что чуваши не связаны с алтайским или монгольским населением по материнской линии, тем самым поддерживая гипотезу «Элиты», согласно которой ИХ (чуваш) ЯЗЫК БЫЛ НАВЯЗАН ГРУППОЙ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ (булгарами) , оставив чувашскую мтДНК в значительной степени евразийского происхождения. Их маркеры по материнской линии, наиболее напоминают ФИННО-УГОРСКОЕ , а не тюркские
    Ответить
    Анонимно 26 ноя
    Вряд ли мтДНК показывает точные данные. Так имеющими финно-угорские корни можно объявит всю Европу. Более точен анализ гаплогрупп Y-хромосомы. А антропология вообще характеризует генотип полученный от обоих родителей. Так как ребёнок на 50 % похож на отца и на 50% на маму. Так вот по краниологическим данным, что чуваши, что казанские татары близки друг другу.
    Ответить
  • Анонимно 27 ноя
    Вы не внимательно читали статью .
    Цитата из статьи : "БОЛЕЕ РАНЕЕ генетическое исследование с использованием АУТОСОМНЫХ МАРКЕРОВ ДНК показало ФИННО-УГОРСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧУВАШЕЙ."
    Аутосомный анализ -это гены , которые находятся в аутосомах .
    мтДНК и Y- хромосома -это маркеры
    Хотя они -не гены ,но они имеют связь с генами .
    У чуваш много совпаденцев по линии мтДНК, и Y= хромосоме с марийцами , удмуртами , коми , манси
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров