Черемисские войны: история, которая не окончилась взятием Казани
Забытые герои из марийских защитников Казанского ханства

Историк и публицист Марк Шишкин откликнулся на вызвавшую бурную дискуссию публикацию колумниста «Реального времени» Булата Хамидуллина о годовщине взятия Казани войском Ивана Грозного, решив показать еще один аспект тех событий. По мнению Шишкина, гибель ханской Казани в октябре 1552 года не стала финальной точкой в завоевании Среднего Поволжья. Вслед за отъездом Ивана Грозного в Москву по всей территории Казанского ханства возобновились боевые действия. С разной интенсивностью они продолжались на протяжении второй половины XVI столетия. В исторической литературе эти события получили много названий: национально-освободительная война, война за независимость, восстание народов Поволжья и т. д. Но современникам и многим авторам известно еще одно название, которое не спутаешь ни с каким другим, – это черемисские войны.
Отношения длиною в 1000 лет
Черемисами много веков подряд называли марийцев. Это слово тюркского происхождения использовалось в научных трудах и документах, до тех пор, пока в 1918 году в качестве официального не было утверждено самоназвание народа — мари. Как же получилось, что для людей XVI века борьба за независимость татарского государства ассоциировалась с действиями марийцев?
Самый очевидный ответ можно найти в исторической географии. Когда булгары пришли на территорию современного Татарстана, центром их государства стали земли к югу от реки Камы. Биляр, Булгар, Сувар и другие крупнейшие города располагались именно там. Все, что лежало к северу от Камы, считалось периферией. Марийцы и удмурты, составлявшие основное население этих мест, находились с булгарами в отношениях торговли и данничества. После включения Булгарии в состав Золотой Орды прежняя структура территории сохранилась. Всё кардинально поменялось во второй половине XIV века. Тогда Золотая Орда пережила несколько волн эпидемии чумы, ее сотрясали постоянные внутренние междоусобицы, вторжения русских князей и новгородских пиратов-ушкуйников, а в довершении — катастрофическое нашествие Тамерлана. Ожерелье богатых ордынских городов, тянувшееся вниз по Волге от Булгара до Астрахани, превратилось в руины. В поисках безопасности и лучшей доли люди бежали на север.
Казань, ставшая новым центром региона, располагалась в лесном и озерном краю с исконным финно-угорским населением. В этом отношении ее судьба чем-то похожа на судьбу северной столицы России. Еще в XVII веке в районе современных Раифского и Седмиозерного монастырей располагались святые места марийской языческой религии. Марийское происхождение имеют многие географические названия к северу от столицы Татарстана. Хотя сейчас марийских и удмуртских деревень осталось немного, большинство финно-угров никуда не уходило со своих мест, а было ассимилировано татарами и русскими.
В эпоху русских княжеств и Золотой Орды марийский народ находился на этапе военной демократии и формирования первых государственных образований, а этот момент у всех народов становится источником вдохновения для героических сказаний. Средневековым марийцам довелось побывать в гуще многих событий. Они сопротивлялись натиску Вятской республики, но в союзе с вятичами ходили на Великий Устюг, регулярно атаковали Галич Мерьский, но когда в Галиче собиралось войско для похода на Москву, тоже были в этом войске. Некоторые марийские князья-кугузы занимались выбором веры, подобно князю Владимиру Святославичу принимали православие и строили церкви. Другие поставляли ополченцев хану Тохтамышу во время войны с Тамерланом. Зарабатывая охотой на пушного зверя, марийцы с детства росли превосходными лучниками. Воины хорошо владели холодным оружием, умели быстро передвигаться по лесной местности и наносить внезапные удары. Знать ходила в бой верхом. Военная организация, как и в Золотой Орде, имела десятичную структуру с делением на сотни и десятки.
Когда после 1437 года в Среднем Поволжье появился свергнутый ордынский хан Улу-Мухаммад, марийские племена увидели в нем лидера, способного повести за собой и защитить от более сильных соседей. «История о Казанском царстве» анонимного автора XVI века дает наглядную картину рождения нового государства в Казани: «Мало было тогда в городе жителей, и стали собираться сюда сарацины и черемисы, жившие по казанским улусам, и были они рады ему. И вместе с уцелевшими от пленения остатками болгар молили его казанцы быть им заступником и помощником в бедах, которые терпели они от набегов и походов русских, и быть правителем их царства, дабы окончательно они не разорились. И покорились они ему».
Казанское ханство было своим государством для марийцев в не меньшей степени, чем для татар. Они пользовались широкой автономией в его составе. В ислам обратилась лишь малая часть, а большинство продолжало свободно молиться Ош Поро Кугу Юмо и другим богам языческого пантеона. В русских исторических источниках «татара» и «черемиса» почти всегда действуют рука об руку. Так было и в 1552 году, когда марийские отряды действовали в тылу войска, осаждающего Казань. Потерпев поражение в битве за столицу, они вместе с татарами и другими этническими группами оказались перед лицом новой власти.
Первая черемисская война (1552—1557)
Пока царь Иван стоял лагерем в разрушенной Казани, к нему приходили делегаты из различных мест завоеванного ханства, чтобы выказать покорность новому государю. Но уже в ноябре — декабре 1552 года казанские и свияжские воеводы столкнулись со случаями неповиновения. На Волге отряд марийцев и чувашей занимался нападениями на купцов и гонцов. Воевода Борис Салтыков выявил 74 человека, причастных к этому отряду, и повесил их у стен Свияжска. Тогда же в Заказанье произошло возмущение татарской знати, которое завершилось казнью 38 человек.
Расправившись с немногочисленными смутьянами, власти приступили к организации налогообложения. В это время сохранялось территориальное деление на стороны, унаследованное от ханских времен. Горная сторона на правобережье Волги была включена в состав России в 1551 году в результате военно-политического давления на Казань в добровольно-принудительном порядке. Она простиралась на правобережные районы Татарстана, территорию Чувашии и юг Горномарийского района. Здесь действовало трехлетнее освобождение от налогов, что немало способствовало лояльности населения. На левом берегу располагались: Луговая сторона — на территории современной Марий Эл, Арская сторона — к северу от Казани со столицей в городе Арске, Побережная сторона — вдоль Волги и Камы на территории Лаишевского, Рыбно-Слободского и Мамадышского районов. Здесь новая администрация старалась проводить фискальную политику как можно деликатнее. Чтобы сделать процесс прозрачнее было отменено посредничество феодалов при сборе основного налога — ясака. Сбор стал осуществляться в объемах, существовавших в начале XVI века, что в целом было выгоднее налогоплательщикам.
Казалось, эти меры должны были способствовать замирению новых земель. В начале 1553 года сборщики ясака благополучно вернулись из Арской и Побережной сторон. Но от налоговых агентов на Луговой стороне долго не было ни слуху, ни духу. Вместо них в сторону Высокой Горы выдвинулось большое ополчение луговых марийцев, которое, как снежный ком, обрастало новыми сторонниками из татар, чувашей и удмуртов. Отряд казаков и стрельцов, направленный против них из Казани, был разбит. Однако немедленно атаковать столицу восставшие не решились. Двигаясь дальше на восток, они заняли большую часть территории ханства.
Сразу же стало понятно, что это не бунт против злоупотреблений чиновников на местах, а политическое движение с целью восстановления независимости. В источниках упоминаются предводители повстанцев: Янчура Измаильтянин (т. е. мусульманин) и Алека Черемисин (т. е. мариец), что отражает этнический состав главных движущих сил восстания. На реке Малая Меша в укрепленном поселении, расположенном у современной деревни Утернясь Сабинского района, была организована параллельная столица — Мешинский городок. К правителям Ногайской орды отправилось посольство с просьбой о поддержке. В феврале 1553 года мобильный лыжный отряд восставших переправился на Горную сторону и взял в плен 200 царских воинов вместе со свияжским воеводой Борисом Салтыковым. Ценного заложника отправили в места проживания восточных марийцев на территорию Башкирии, где он и окончил свои дни. Под осадой оказались Казань и Свияжск. Отдельные отряды повстанцев доходили до муромских и нижегородских пределов. Завоевания 1552 года висели на волоске.
Малмыжский князь Полтыш
В разгар Первой Черемисской войны Иван Грозный тяжело заболел. При дворе уже начались интриги вокруг возможного наследника престола. Но медлить с казанскими делами было нельзя. Как только сошел лед, вниз по Вятке и Волге были направлены флотилии, которые восстанавливали контроль над речными путями и помогали осажденным гарнизонам. В декабре 1553 года, когда водные преграды замерзли, выздоровевший царь направил в Поволжье большую сухопутную рать. Одним из командующих был князь Андрей Курбский — будущий оппонент Грозного, а пока еще ближайший единомышленник царя. Против 15 000 повстанцев было выставлено 30 000 ратников. Удары были нанесены в трех направлениях: к северу от Казани, через Арск на Уржум; по Луговой стороне в районе рек Ашит и Илеть; по Побережной стороне. Мешинский городок был взят, а лидеры движения погибли.
Один из эпизодов этой кампании сохранился в марийских исторических преданиях. В числе ранних государственных объединений марийцев было Малмыжское княжество на юге современной Кировской области. Марийский город Малмыж стоял у впадения реки Шошмы в Вятку. Он был окружен рвом, валом и частоколом. Правил в Малмыже князь по имени Полтыш (Болтуш). Ему удалось разбить вторгшиеся русские войска, комбинируя действия лучников и маневренной конницы. Затем последовала вторая волна наступления и Полтыш оказался запертым в городе. Чтобы не дать своим людям погибнуть от голода, князь решился на вылазку и погиб в бою. Оставшиеся в живых марийцы были вынуждены покинуть свою столицу и неподалеку основали деревню Мари-Малмыж, существующую до наших дней.
Насчет места погребения Полтыша существовали две версии. По одной, его похоронили близ города на Болтушиной горе прямо верхом на коне в полном вооружении. По другой версии, на островке посреди лесного озера в лодке, наполненной деньгами. Островок ушел под воду, но лодка с богатствами ровно в полночь всплывала на поверхность, привлекая к озеру кладоискателей из окрестных деревень. Местные краеведы записали множество русских и марийских преданий, связанных с Полтышем. Среди них былина, где князь представлен защитником народа и языческой веры, а жизнь древнего Малмыжа изображается золотым веком марийцев:
«На крутом берегу Шошмы, в дремучем лесу приносили жертвы.
Высоко, в самое голубое жилище Керемета и Юмо, поднимались жертвенные огни и молитвословия жрецов; в больших резных чашках пенилась и играла кумырза и лилась рекою.
Веселые гусляры громко играли на сладкозвучных струнах и воспевали славу Полтыша.
Родственницы князя, точно белые дочери Юмо, плясали священные танцы у жертвенного огня на разостланных медвежьих шкурах».
Мамич-Бердей и новая надежда повстанцев
На праздник Благовещения 25 марта 1554 года царское войско вернулось в Москву с победой. Попытка восстановить независимое государство на Волге была пресечена. Основные силы восставших разбиты. Жители Арской и Побережной сторон вынуждены прекратить сопротивление. Неподконтрольной осталась только Луговая сторона, но и это вопрос времени. Показав решительность на поле боя, русская администрация начинает вести более тонкую политическую игру. К боевым действиям против луговых марийцев теперь привлекаются местные ополченцы с Арской, Побережной и Горной сторон. Если же в рядах лоялистов обнаруживаются недовольные, включается социальная демагогия, нагнетаются противоречия между служивой татарской знатью и ясачным большинством. Бунтовать становится опасно и невыгодно.
Лидером сопротивления становится марийский сотенный князь Мамич-Бердей, чьи обширные владения располагались в бассейне реки Малой Кокшаги. Этот талантливый военачальник сумел поднять боевой дух луговых марийцев после поражений и утрат. Он старался использовать просчеты противника и включить черемисскую войну в широкий контекст международных отношений. Но сначала ему пришлось заниматься обороной. Зимой 1554—1555 года Луговую сторону со всех сторон обложили царские войска. Поход вглубь лесов длился две недели и сопровождался взаимным ожесточением сторон. Тем не менее, задача по «замирению» луговых марийцев выполнена не была. Воины Мамич-Бердея знали каждую тропку и каждое дерево в своих дремучих лесах. Измотанные партизанской войной каратели отступили.
Марийский князь, развивая успех, пошел войной на Арск в феврале 1555 года, но жители Арской стороны (татары, чуваши, марийцы и удмурты) оказали луговому войску сопротивление. В это же самое время набег на Луговую сторону совершил лыжный отряд горных марийцев. Казанские и свияжские воеводы с полным основанием могли гордиться тем, что превратили антиколониальную войну в гражданскую. Для лучшего сдерживания повстанцев в районе городища, существовавшего еще с ордынских времен, в июне 1555 года была заложена русская крепость Чебоксары.
Через год Мамич-Бердей предпринял еще одну попытку прорваться из марийских лесов на восток. На этот раз удача была на его стороне, а воеводскую администрацию подвело качество исполнения колониальной политики на местах. Арские и побережные люди, терпя постоянные злоупотребления чиновников, исчерпали лимит лояльности и встретили луговых как освободителей. В начале 1556 года Мамич-Бердей реанимирует идею создания параллельных государственных структур. Столицей сопротивления стал город Чаллы, именуемый в русских источниках Чалымским городком. Этот город существовал еще в домонгольской Волжской Булгарии. Располагался он на высоком берегу реки Шумбут в пределах современного Рыбно-Слободского района. В XVI веке через Чаллы шла дорога в Ногайскую Орду, летние кочевья которой начинались уже за Камой. Выбор столицы был неслучаен. Обосновавшись неподалеку от границы с крупнейшей степной державой, марийский князь рассчитывал прорвать внешнеполитическую изоляцию. Еще более важной задачей было восстановление легитимной власти в Казанском юрте.
Кто был последним казанским ханом?
В ордынской системе координат законным носителем титула «хан» мог быть только представитель рода Чингисхана. Это примерно как во вселенной Толкина законными королями Гондора считались лишь потомки Элендила (например Арагорн), тогда как фактические правители страны не из этого рода (Дэнетор, Боромир и Фарамир) могли довольствоваться лишь званием наместников. Следующим по влиятельности родом на постордынском пространстве были потомки Едигея из клана мангытов, в последний раз объединившего Золотую Орду на рубеже XIV—XV веков. Обычно они занимали в государстве вторую должность беклербека, а также правили в Ногайской Орде, располагавшейся от Волги до реки Эмбы в Казахстане.
В литературе по истории Татарстана сформировалось устойчивое представление, что последним казанским ханом был сын ногайского бия Юсуфа и брат Сююмбике по имени Али-Акрам, призванный повстанцами и руководивший войной. Историк марийского народа Александр Бахтин и крупнейший исследователь Ногайской Орды Виктор Трепавлов обратили внимание на некоторые нестыковки в этой концепции. Во-первых, потомки Едигея никогда не называли себя ханами и не претендовали быть равными с потомками Чингисхана. Во-вторых, у ногайского правителя действительно был сын Али, который интересовался казанскими делами. Еще в 1553 году послы из Мешинского городка просили Юсуфа отправить Али в Поволжье, но бий в последний момент передумал. Возможно, он понимал, что под Казанью сына ждет верная гибель. С другой стороны, вмешательству ногаев в Черемисскую войну противодействовал правитель западной части орды Исмаил, жизненно заинтересованный в торговле и политическом партнерстве с Россией. Значит версия с «ханом» Али отпадает.
Но в ряде русских летописей упоминается и другой приглашенный татарами и марийцами правитель по имени Ахполбей. Его приезд как раз пришелся на период, когда центром восстания стали Чаллы. Однако по тем же летописным сообщениям, это правление закончилось самым непарадным образом. Степной аристократ и три сотни его приближенных приехали не воевать, а наслаждаться высоким статусом и жизнью за счет повстанцев. Когда Мамич-Бердею надоело кормить эту праздную гвардию, его воины окружили Ахполбея, перебили его воинов, а голову неудачливого монарха водрузили на дерево со словами «а ныне голова твоя да царствует на высоком коле!».
Сцена, достойная «Игры престолов», но тоже не вполне подтверждается источниками. Единственный известный человек с таким именем — это ногайский мирза Акболтай сын князя Занеша, приезжавший в Москву в 1560 году. Князь Занеш (полное имя Джан-Мухаммад), брат Юсуфа и дядя Сююмбике, имел к Казанскому ханству самое непосредственное отношение. Он был мангытским «премьер-министром» при последнем хане Казани Ядыгар-Мухаммаде, совершал отчаянные вылазки во время осады Казани и пал, защищая город. Так что его сын действительно мог последовать по стопам отца и отправиться к Мамич-Бердею. Но Ахполбей-Акболтай тоже никак не может считаться ханом. А версия о расправе марийцев над ногайским княжичем запросто могла быть сочинена в целях пропаганды.
В любом случае, попытки князя Мамич-Бердея найти высокородного правителя для возрожденного ханства, а также приобрести союзников заграницей, не увенчались успехом.
Ответный удар империи
Не получилось усилиться за счет внешней помощи, значит надо искать дополнительные внутренние ресурсы. Если в Заказанье и в Прикамье удалось использовать недовольство населения властями, значит, можно попробовать взять Горную сторону. Налоговые каникулы там уже закончились, и, скорее всего, есть люди, попавшие в жернова государственной машины. Мамич-Бердей переправился через Волгу с 2000 воинов и заключил союз с одним из горномарийских сотников по имени Алтыш. В своей резиденции, расположенной на границе современной Чувашии и Горномарийского района, Алтыш устроил большой пир в честь луговых гостей.
Шел конец зимы. В натопленном доме пиво и мед лились рекой, играли волынщики и гусельники, произносились здравицы. Когда гости совсем охмелели, Алтыш дал сигнал своим людям, и они принялись убивать спутников марийского князя. Самого Мамич-Бердея взяли под стражу и 21 марта 1556 года доставили в Москву. Обстоятельства смерти руководителя восстания неизвестны. Алтыш получил от Ивана Грозного достойное вознаграждение, а также продление налогового иммунитета для своих владений.
Пленение Мамич-Бердея послужило началом нового наступления царских войск. Без лидера восставшие оказались дезорганизованы. В апреле 1556 года казанский воевода Морозов занял Чаллы, в мае Арск, а летом началась операция в марийских лесах. Война продолжалась, отдельные марийские отряды совершали дальние рейды, нападая на Солигалич и нижегородские места, но возможностей для продолжения борьбы оставалось все меньше. По мнению исследователя военной истории марийцев Сергея Свечникова, фактором, окончательно подорвавшим силы луговых партизан, стала эпидемия чумы, пришедшая на Среднюю Волгу из Ногайской Орды. Весной 1557 года в Свияжске начались переговоры, завершившиеся присягой Луговой стороны Ивану Грозному.
Первая черемисская война была жестокой войной без правил и унесла десятки тысяч жизней, но она не привела к радикальным изменениям на основной территории восстания. У властей уже не было сил заниматься «реконструкцией» Луговой стороны. Достаточно было того, что ее жители не атакуют Казань и другие города.
В 1558 году Россия вступает в Ливонскую войну на Западе. Теперь военное искусство марийцев оказалось очень кстати, и их направляют на войну в Прибалтику. Но проблемы Казанского царства никуда не делись. Местное население остро реагировало на чиновничий произвол, выросшие в условиях войны повинности, насильственную мобилизацию. Пока Россия все глубже увязала в войне с коалицией европейских держав и терроре опричнины, усилилась конфронтация на южном направлении. Дошло до того, что в 1571 году крымский хан сжег Москву. На этом фоне в Поволжье вспыхивают Вторая (1571—1574) и Третья (1581—1585) черемисские войны. Снова основной ударной силой становятся марийцы, на этот раз не только луговые, но и горные.
Противодействуя повстанцам, правительство реализует долгосрочную военно-политическую стратегию. Вместо карательных экспедиций на коренной марийской территории создаются города-крепости с воеводской администрацией, стрелецким населением и аманатными дворами, где держали заложников. Так возникают Кокшайск, Козьмодемьянск, Царевосанчурск и нынешняя Йошкар-Ола — город Царевококшайск. Под особо пристальным вниманием ока государева марийцы будут до эпохи Петра I, когда именно на них будет пилотироваться политика массового обращения в православие.
Снимут ли «Храброе сердце» про Мамич-Бердея?
Из всех народов Волго-Уральского региона для марийцев присоединение к России было наиболее болезненным. Они понесли невосполнимые потери, ничего не получив взамен. В этом их судьба заметно отличается от исторического пути татарского народа. В XVI веке татары продолжали чувствовать себя подданными собственной большой империи. Северная татарская столица пала, но служилый татарин всегда мог сменить сеньора. Для этого можно было уйти в Крым к Гиреям, в Ногайскую Орду к мангытам или, в конце концов, к бывшему вассалу — московскому великому князю, закрыв глаза на обиды и разницу в вере. Марийцам со своей земли уходить было некуда, разве что в Приуралье, которое также подчинилось Москве. Позже татарская элита успешно встроилась в экономику России, заняв видные позиции во внешней и внутренней торговле. Татарские аулы, где жило большинство народа, сделались центрами народного просвещения и религиозной мысли. Марийцы проживали жизнь бедного крестьянского народа на внутренней периферии большой страны.
Изменения начались только в конце XIX столетия, когда первые марийские интеллигенты и патриоты стали искать для своего народа место в сообществе современных наций. Обращаясь к своему прошлому, марийцы увидели исключительную роль, которую играл их народ в XVI веке, и Черемисские войны оказались в самом центре национальной памяти. На Болтушину гору совершаются паломничества. В Оршанском районе установлен памятный камень в честь Мамич-Бердея, хотя на право называться родиной князя претендуют и другие районы. Героической эпохе посвящают картины и стихи. Уже самый первый марийский поэт Сергей Чавайн оставил строки о Черемисской войне:
Ружейная бьется в лесу стрекотня,
И пушки открыли дорогу огня.
Столетние сосны от горя черны,
И трупами светлые реки полны.
Звенят бердыши, громыхают кольчуги,
Без отдыха рыскают царские слуги.
Сражались мы тридцать отчаянных лет,
На каждой тропинке белеет скелет.
Конечно, «марийский феномен» XVI столетия не уникален в мировой истории. Долгая лесная война христианской империи против языческого народа сразу же вызывает ассоциации с Саксонскими войнами, которые вел Карл Великий на территории Германии в VIII веке. В период Великой французской революции известно Вандейское восстание, когда консервативная провинция с традиционным укладом жизни осталась верной свергнутому королю и оказала бескомпромиссное сопротивление революционному Парижу. Благодаря фильму «Храброе сердце» мировому кинозрителю известна история борьбы средневековой Шотландии с англичанами.
О Черемисских войнах в мире знают меньше. Они теряются на фоне общероссийской истории и куда меньше известны, чем хрестоматийное взятие Казани Иваном Грозным. Но этот полувековой эпизод имеет колоссальное значение для истории полиэтничного Волго-Уральского региона, где каждый из народов обладает уникальным прошлым. Если к этому прошлому будет проявляться должный интерес, то оно имеет шанс быть рассказанным мировой аудитории.
Справка
Марк Шишкин, сетевой публицист, историк.
- Родился в Казани. В 2002 г. окончил исторический факультет Казанского университета.
- В 2000-х участвовал в издании православного журнала «Собрание».
- В «Живом журнале» администрировал сообщество «Царство Казанское», пропагандировавшее идеи областничества и федерализма.
- В сфере интересов: этнополитическая история Поволжья и Приуралья, межконфессиональные отношения.
- Работает в сфере связей с общественностью.
комментарии
ну сколько можно мусолить тему?
Я эту тему рассматриваю шире, НЕ рассматриваю то что под ногами, а смотрю в даль веков всех Арийских Народов. Финно-Югра - это малая часть Арийского Народа.
Наша Древняя Арская Страна простиралась от Скандинавии, Германии, Венгрии, Швейцарии до берегов Тихого океана и называлась Тархъ-Тария - Страна Небесного Бога Тархъ и Небесная Богиня Тария (Тара, Таруса).
Тархъ-Тария - Языческая Страна.
Многие люди спрашивают: почему у руских рек, гор, болот, озёр, селений и городов НЕ руское название.
В своей Книге "АРВЕДА-1" я даю краткую историю оккупации, колонизации, христианизации, всех народных восстаний и сопротивлений, 20-летнюю войну на Вятке, 1-ю, 2-ю, 3-ю Черемисскую войну.
В Книге "АРВЕДА-8" даётся расшифровка всех Арийских топонимов и гидронимов бассейна реки Кама, о коих спрашивают: почему у руских рек, озёр, селений и городов НЕ руские названия. Да потому, что имянаречения давались Древней Арийской Рунической ПИСЬМЕННОСТЬЮ.
Книга "АРВЕДА-9" - Словарь перевода Древних Арских Символов и Образов в современном понимании.
"АРВЕРА-4, -5, -6" - Духовные Языческие Книги.
Когда вы читаете, вы смотрите, кто пишет, христианин или Язычник, и что пишет, и что несёт он вам, Дух рабства или Дух Свободы.
С уважением ко всем Коренным Северным Арским Народам Старейшина Совета Старейшин Коренных Северных Арских Народов Арий Арион Родич.
НЕ надо мусолить, а надо Ведать - Знать! А чтобы Ведать, надо читать Веды наших Отцов и Матерей. Но где же эти Священные Книги наших Отцов? На христианских Кострах сжигали и людей и Книги, разрушали Священные Храмы - Капища и Святилища, Огню предавали Священные Рощи и посевы, сотворяя голодомор, а крещёных кормили человеческой ялойной. Горели в Огне Урочища и Урманы.
Тебе не нравится - не читай и людям НЕ мешай, и НЕ путайся под ногами. Для тебя довольно много других тем. Читай сказки Пушкин, Агни Барто, Есенина, Маршака, Маяковского, и НЕ лезь в чужой ДОМ и НЕ суй свой нос. Тебя же никто за ноги не тащит. Не хочешь слушать - одень наушники, не хочешь видеть - ложись спать - хороший сон тебе приснится.
То, что натворили христиане, это результат того, что в России плотность населения 8 человек на квадратный километр, а в Сибири и на Дальнем Востоке - 2 человека на квадратный километр и меньше, чем у нас, нет в мире подобной страны. Эта плотность населения - это результат христианского ГЕНОЦИДА Коренных Народов, как Европейской, так и Сибирской и Дальневосточной части Россия.
"Россия - Тюрьма Народов" - говорил Ленин.
"Россия - Кладбище Народов" - говорил Сталин.
"Россия - империя Зла" - сказал Рейган.
"Прощай немытая грязная Россия, срана господ, срана рабов" - писал Лермонтов. И каждый видел Россию своими глазами, и слышал о России своими ушами, и каждый высказывал то, что он знал и думал о России.
Да НЕ могли же наши Древние Светлые Мудрые Предки Рода Небесного построить такую Великую Китайскую Стену, коя отделяла Древнюю Великую Тархъ-Тарию от Китая, если бы они были малочисленными.
Великая Китайская Стена служили границей между Китаем (Великим Драконом) с юга и с Севера: Восточная Тархъ-Тария - бассейн реки Амур, Западная Тархъ-Тария - район Тибета, а между ними - Китайская Тархъ-Тария.
В Сибири и на Дальнем Востоке происходило то же самое, что и в Башкирии - сожжена Башкирская деревня Сеянтус вместе с её жителями и сравнить эту трагедию можно только с Хатынью.
Вот об этом-то и не пишут Худяков, Бахтин, и другие, а надо бы об этом сказать открыто.
Марийский Народ - героический Народ, как и Башкирский и Народ Вятки, оказывавший сопротивление на протяжении 21 года.
С уважением ко всем Коренным Народам Старейшина Совета Старейшин Коренных Арских Народов Арий Арион Родич.
Кстати первыми присягу Ивану 1У в 1551 г. приняли марийцы и чуваши, встретив молодого царя на подступах к Ивангороду.
Войну затеяла небольшая кучка сепаратистов, потерявших власть и следовательно доход.
Не надо ставить историю с "ног на голову".
Восстановление молодым Иваном 1У и многоопытным чингизидом Шах-Али структуры и законов Золотой Орды было благом для всего населения Поволжья, уставшего от "безвременья".
Памятник в Свияжске надо ставить не сепаратистам, а восстановителям Золотой Орды.
Уже пережили, и сейчас переживаем, и надеюсь в будущем переживем ненависть, ложь и злобу.
Всем здоровья, мира, добра и благополучия.
Я заметил, что вы один и тот же комментатор, что в БО и здесь про Шах-али пишите. На самом деле то, что вы пишите это полнейшая ересь. Шах-али по сути не является восстановитель традиций Золотой Орды так, как править страной мог только потомок Чингисхана. Если бы на московском троне правили бы потомки Чингисхана, то можно было бы говорить об восстановление, а Москвой правили Рюриковичи. Поэтому Шах-али обычный слабый не удавшийся правитель, который предал свою страну.
Истина одна, что для уважаемого РВ, что для уважаемого БО.
Или Вы пишите в РВ одно, а в БоО совершенно противоположное?
Тогда это называется лицемерие.
А по существу Вы не привели ни одного аргумента в пользу Ваших "отрицательных" оценочных высказываний о казанском хане, чингизиде Шах-Али.
Шах-Али был прямым потомком великого Чингизхана.
Поэтому имел все права на престол Золотой Орды.
Иваногород на реке Свияге (нынешний Свияжск) строилсяв 1551 г. как новая столица именно Золотой Орды.
Руководил строительством монгол, чингизид Шах-Али.
Эти факты хорошо известны из многих исторических источников.
В силу ряда причин столица Золотой Орды переместилась в Москву.
Что касается правящих династий, то уверен, что каждый образованный человек знает, что в одной и той же империи, стране, государстве правящие династии могут сменяться - так было и в Римской империи, и в Византийской, и в Монгольской, и в Китайской и т.д.
И Москвой правили, как Вы пишите, рюриковичи, затем романовы, затем кагановичи, затем гршины, затем опять романовы, затем ельцины и т.д., а ныне Москвой управляет казанец Марат Хуснуллин.
Ну и что?
Будьте добрее.
И поменьше злобы и ненависти в текстах.
"Что касается правящих династий, то уверен, что каждый образованный человек знает, что в одной и той же империи, стране, государстве правящие династии могут сменяться - так было и в Римской империи, и в Византийской, и в Монгольской, и в Китайской и т.д." В средневековом мире династии не менялись. Если и менялись то только после вырождение предыдущий династии. Чингизиды существуют и по сей день.
"И Москвой правили, как Вы пишите, рюриковичи, затем романовы" Это как раз и подтверждает что династии сменялись только после исчезновение предыдущей.
Так что Шах-али это всего лишь неудачник по жизни, который не удержал государство в своих руках, а не восстановитель империи
Но все же скажу, что не только чингизиды "существуют до сих пор", но "существуют" и рюриковичи, и романовы и представители других правящих когда-то династий.
Хамство в дискуссии не доказательство и не аргумент, а просто хамство, показывающее полную безграмотность и низкий интеллект хамящего.
Даже не читали Царственную книгу, Лицевой летописный свод?
Тогда похоже ясно откуда такое хамство и агрессия.
Неучи всегда считают, что правы только они.
Более того он несколько раз занимал этот трон и становился казанским ханом.
Чингизид Шах-Али возглавлял московско-казанские русско-татарские войска в Ливонском походе, разгромил немецких рыцарей и значительно расширил территорию Золотой Орды.
Извините, Вы-то что сделали в своей жизни, что считаете вправе называть чингизида, казанского и касимовского хана, главнокомандующего всех московско-казанских русско-татарских войск "неудачником"?
Не уж-то лишь то, что Вы защитили докторскую диссертацию, которую никто не читал, так как она никому не интересна?
Или Вы еще что-то "совершили" в своей жизни?
Расскажите, пожалуйста.
Иначе Ваше хамство выглядит просто хамством...
Более того он несколько раз занимал этот трон и становился казанским ханом." Ну вот человек который не только не смог править нормально, но еще и не удержал власть и побежал прислуживать к бывшим вассалам Чингизидов. Ну это полный позор
По "статусу" стать каганом, ханом, царем или императором можно или "по крови" (родиться от нужных родителей) или завоевать ханский или царский трон силой оружия.
Иван1У по матери был татарином (но не чингизидом).
Поэтому его венчание на царство в 1547 г. никак не повлияло на его "международный" статус.
А вот взятие молодым Иваном 1У с помощью чингизида Шах-Али и его татарских воинов штурмом неприступной Казани сразу же подняло его статус на международной арене до царского, ханского уровня.
Поэтому Ваши мелкие выпады против великих людей выглядят жалкими попытками не признавать поражение в историческом споре.
И чингизид Шах-Али способствовал восстановлению заветов великого Чингизхана.
Поэтому чингизид Шах-Али достойный продолжатель дела своего великого предка Чингизхана.
"Обзывание", "навешивание ярлыков" на великих людей не "красит" Вас.
Дискутировать надо спокойно, взвешенно, аргументированно.
Вряд ли у врача такой специализации есть желание и время хамить...
Ему надо лечить пациентов, имеющих массу свободного времени...
"А вот взятие молодым Иваном 1У с помощью чингизида Шах-Али" ну вот опять вместо того, чтобы самому править, у шах-али просто не было способностей к этому, он побежал и как верный пес прислуживал своим вассалам. Я вообще не знаю, чтобы в истории короли или императоры прислуживали герцогам или графам. А это полный позор
Память Отцов своих - Память своего Отечества! Память Рода своего - Память Родины своей.
Ибо только Корнями Живы Ветви!
Будут Жить Корни - будет Жить и Ствол, будет Жить Ствол - будут жить и Ветви, будут Жить Ветви - будут Жить и Веточки, будут Жить Веточки - будут и зеленеть Листочки и Цвести Душистые Цветочки, принося Плоды семени Рода твоего, Рода Древнего, Рода Мудрого, Рода Светлого.
Ставьте Памятники своим Отцам и своим Матерям, ибо Они Земные Боги, давшие нам Жизнь Земную.
Ещё один мой совет: Читайте Международную Декларацию ГА ООН о Правах Коренных Народов от 13 сентября 2007 года и каждый год отмечайте этот День - 13 сентября - Международный День Прав Коренных Народов!
С уважением к Коренным Народам Старейшина Совета Старейшин Коренных Северных Арийских Народов - Арий Арион Родич.
Мы, Коренные Финно-Югорские, а точнее, Арские Народы, едины в своём духе и одна у нас судьба на всех.
Когда вам говорят о Хатыни, вы посмотрите на историю Башкирской деревни Сеянтус. Найдите обязательно историю Башкирской деревни Сеянтус - это больше, чем Хатынь. В Башкирии было 89 больших и малых Восстаний и сожжено 1255 таких же деревень, как и Сеянтус. У вас, у Марийцев, есть своя "Хатынь" и свой "Сеянтус" и надо изучать историю колонизации всех Коренных Народов и 20-летнюю войну на Вятке. Изучать историю колонизации Сибири и Дальнего Востока.
Песня: "На дальней станции сойду - трава по пояс, и пахнет мёдом, живой воды попью у журавля", а плотность населения - 2 человека на квадратный километр.
Песня: "Учкудук, три колодца, горячее солнце, горячий песок, горячие губы - воды бы глоток" - песчаная пустыня Узбекистана Кызылкум, где плотность населения 68 человек на квадратный километр.
Вот и сравните 2 человека на квадратный километр в Сибири и на Дальнем Востоке и 68 человек на квадратный километр в песчаной пустыне Узбекистана.
Это был настоящий ГЕНОЦИД Коренных Народов, в том числе и вашего Народа. Одна история на всех - одна Судьба на всех.
Сибирь и Дальний Восток - это сплошная Хатынь и Сеянтус, где хазаки ели человеческую ялойну. Хазак - слово из иврита: сильный, воинственный мужественный воин
Почему у вас нет Совета Старейшин и Духовных Жрецов? Читайте внимательно и изучайте: "Декларация Организации Объединённых Наций о Правах Коренных Народов принятая резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеей от 13 сентября 2007 года", коя состоит из 46 статей, и создавайте Советы Старейшин Самоуправления и Автономии, и будьте Свободны на своей Родной земле в соответствии с Международным Законом ООН. При ООН, как Народа, у вас должны быть свои представители. И каждый год отмечайте Международны Праздник Прав Коренных Народов 13 сентября.
С уважением к Коренным Арским Народам Старейшина Совета Старейшин Коренных Арских Народов - Арий Арион Родич.
Земля, где живёт твой Род, твоя Родня, твои Родственники - твоя единственная Священная Родина.
Земля, политая Кровью твоих Родных Отцов, где покоятся могилы твоих Родных Предков-Отцов - твоё единственное Священное Отечество.
Любите свой Род, Любите своих Отцов и Матерей, ибо чужеродные чужестранцы не принесут вашему Роду Счастье и Свободу.
Мамич Бердей - ваш Отец Родной и возносите ему Почести каждый день утром, в полдень и вечером, ибо Его Дух и Душа будет всегда с вами.
С уважением ко всем Коренным Народам Старейшина Совета Старейшин Коренных Арских Народов Арий Арион Родич.
Наконец-то упомянули мари. Давно пора. Обратил внимание, что в прочитанных мною книгах по истории Татарстана братьев Тагировых о мари почти ни слова, а ведь союзники были верные и отважные. В книгах "старшего брата" также сплошной этноцентризм. Хотелось бы, чтобы не было этой болезни у историков-татар.
Две причины: манкуртизм и боязнь навлечь гнев Москвы. Но, пожалуй, первая причина важнее.
Белка и Стрелка...
Р-1 и Р-7...
Пеньковский, нет этот был раньше...
Да были времена...
А человек чтит своих предков и не делит их по "категориям".
То, что руские называют "Финно-Югра" - это Арии, кои имеют свою ПИСЬМЕННОСТЬ - Арийские Руны.
Древние Арии жили там, где течёт река Арий!
На берегах реки Арий расположено 2 селения: Верхний Арий и Нижний Арий восточнее г. Красноуфимска в 30 км и река Арий пересекает железную дорогу.
Вторая река Арий в 30 км на северо-запад от п. Октябрьский Пермского края, где в устье реки стоит селение Усть-Арий.
Третья река Арей в 5 км на запад от райцентра п. Куеды Пермского края.
Четвёртое - озеро Арей в 220 км на юго-запад от Читы, а южнее озера Арей пос. Арей, а ещё южнее - река Арей, коя несёт свои воды в Арийское море, так называли наши Предки озеро Байкал.
Пятое - на северо-запад в 20 км от Красноярска есть п. Арий.
До славянского оккупационно-колонизационного нашествия и кровавой христианизации, наша Родина называлась Тархъ-Тария, коя простиралась от Скандинавии, Германии, Венгрии, Швейцарии до берегов Тихого океана.
Арийская Страна Тархъ-Тария была наречена именами Небесных Богов - Небесный Богъ Тархъ и Небесная Богиня Тария (Тара, Таруса, Тарина, Тарья).
Стану Тархъ-Тарию вы можете найти на исторических картах западных картографах, как TARTARIE, а руские с ненавистью к Добру её называли Тартарары, ибо руские лентяи и лодыри - паразиты, умеющие собирать только дань и ясак, и жить чужим трудом, трудом Коренных Народов.
Я НЕ сепаратист и НЕ патриот, ибо первыми ПАРИ были ПАТРИархи - олигархи, коим нужны были ПАТРИоты - идиоты, предавшие свой Род и служившие Дьяволу-Христу, коий сжигал наш Род на Кострах, и Я НЕ христианин, Я - Арийский Язычник. И у каждого Языка, то есть, у каждого Рода и у каждого Народа свои Земные Боги.
Мои Земные Боги - моя Родная Мать и мой Родной Отец, ибо Они дали мне Жизнь Земную.
Мои Небесные Боги Живут на Небесах, то есть, на других Землях у других Солнц, ибо наши Древние Светлые Мудрые Предки Рода Небесного пришли на эту Мидгардъ-Землю с других Земель нашей Галактики - мы потомки "пришельцев".
Любите свой Род, свою Родную Родовую землю, землю Отцов и Матерей, ибо это ваша Родина, ибо Родина там, где живёт твой Род, твои Родственники, твоя Родня - это земля Рода твоего.
С уважением к Коренным Народам Старейшина Совета Старейшин Коренных Северных Арских Народов: Арий Арион Родич.