Новости раздела

Айнур Биргалин: «Мы не собираемся что-то выклянчивать у власти, садиться на шею Хабирову»

Врио муфтия Башкирии о ярлыке ваххабита, примере Татарстана, мечети-долгострое «Ар-Рахим» и отношениях с властями, Гайнутдином и Таджуддином

В преддверии Рамадана муфтий Башкирии Нурмухамет Нигматуллин подал в отставку. Кресло председателя Духовного управления мусульман РБ занял 29-летний Айнур Биргалин, пока с приставкой «врио». Свое первое интервью в новом статусе молодой муфтий дал корреспонденту «Реального времени». Наш собеседник рассказал о причинах ухода своего предшественника, мечети-долгострое «Ар-Рахим», переговорах с Радием Хабировым, отношениях с джамаатами и предстоящем республиканском ифтаре в Уфе.

«Никто на Нурмухамета хазрата не давил»

— Айнур хазрат, вы заняли кресло председателя ДУМ РБ. Сан муфтия тоже вам перешел?

— Да. Могу зачитать отрывок из протокола: «Назначить на должность временно исполняющего обязанности председателя-муфтия ЦРО ДУМ РБ Биргалина Айнура».

— И Нурмухамет хазрат теперь становится вашим советником?

— Официального назначения не было. Но в будущем планируется. Должность скорее церемониальная — как наш главный аксакал. Он будет встречать гостей, помогать в нашей работе. Его опыт нам будет весьма полезен. Для многих в республике он почти сакральная фигура, поэтому людям будет отрадно видеть его на разных собраниях, религиозных мероприятиях. Так и будем его использовать.

— Как ни странно, вашу кандидатуру на должность председателя предложил первый зампред муфтията Айнур Арсланов — ваш недавний оппонент. Вы нашли с ним общий язык?

— Да, он взял самоотвод и выдвинул меня. Он сказал мне: «Из всех вариантов только тебя, Айнур, вижу на этом посту. Здесь нужно обладать высокими коммуникативными качествами, решительностью. Все это замечено в тебе, поэтому тебя и предлагаю». И обещал в будущем поддерживать.

— А сам он куда уходит?

— Недавно он написал заявление об увольнении. Теперь он работает в БГПУ (Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, — прим. ред.), пишет диссертацию. При этом он сохраняет с нами дружеские отношения, помогает обучать имамов. Его знания, опыт, авторитет среди молодежи нам никогда не помешают. Думаю, и дальше будем с ним дружить и плодотворно взаимодействовать.

Айнур Арсланов (на фото) теперь работает в БГПУ, пишет диссертацию. При этом он сохраняет с нами дружеские отношения, помогает обучать имамов. Его знания, опыт, авторитет среди молодежи нам никогда не помешают

— При этом в региональных СМИ сообщалось, что Нигматуллин подал в отставку после категоричного требования председателя Совета по государственно-конфессиональным отношениям при главе РБ Вячеслава Пяткова.

— Пусть не придумывают. Вячеслав Петрович не может просто взять и потребовать что-то. Они лично встретились только на заседании президиума ДУМ РБ. Это решение Нурмухамета хазрата было самостоятельным и вполне логичным. Как мы помним, его полномочия продлили еще на год. Ожидалось какое-то движение, а его не было. Муфтий сам понимал, что нужен прогресс, новые решения. А я не стеснялся и прямо говорил, какие видел недостатки в работе ДУМ РБ. Надо отдать должное муфтию, он не обидчив и отходчив, потому взял меня в замы. К Духовному управлению, нужно понимать, он относится ревностно, поскольку сам стоял у его истоков. У него было время присмотреться ко мне, мы хорошо сдружились. Ему предлагали разные варианты, на кого оставить муфтият, он всех внимательно выслушивал. А тут еще не решен вопрос строительства соборной мечети «Ар-Рахим», нужно готовиться к предстоящему съезду, провести Рамадан, текущие дела тоже требуют внимания. Ему в очередной раз намекнули, не хочет ли он передать полномочия. И он ответил: «Я готов». Собрал президиум, который и принял его отставку. Подчеркиваю: никто на него не давил. И временно выбрали меня.

— Выборы муфтия пройдут осенью. Выставите свою кандидатуру?

— Конечно.

«Радий Хабиров лично курирует строительство соборной мечети»

— Сам Нурмухамет хазрат нам тогда сообщил, что оставляет свой пост в надежде на завершение строительства соборной мечети. Чем конкретно он не устраивал спонсора стройки — фонд «Урал» Муртазы Рахимова?

— Во время выступления перед президиумом Нурмухамет хазрат про мечеть вообще не говорил. Он сказал, что нужна молодая кровь, свежее видение развития религиозной организации, нужно по-новому вести дела. Отметил, что чувствует себя хорошо, не болеет. Будет только что-то подсказывать.

Что касается строительства, то у нас каждый день проходят деловые встречи, переговоры с РУКС (Республиканское управление капитального строительства, — прим. ред.), администрацией главы РБ. Радий Фаритович лично курирует этот вопрос. Он обещания держит и займется этой мечетью. Иншаллах, все документы сделаем — и строительство продолжится. Ведь больше 10 лет не можем построить. История, сами знаете, запутанная

— Вы имеете в виду аффилированность исполнителя («Алтын курай») с заказчиком (ДУМ РБ), что раздражало основного спонсора?

— Да. А из-за этой ситуации страдает умма, имидж республики.

— Как я понимаю, «токсичными» для фонда «Урал» были фигуры заместителя муфтия Аюпа Бибарсова и управделами Ильдара Ишеева. Они остаются в Духовном управлении?

— Аюп хазрат по-прежнему работает. Насчет Ишеева не могу сказать.

— А с руководством фонда вы еще не встречались?

— Еще нет. Лично у меня переговоров не было.

У нас каждый день проходят деловые встречи, переговоры с РУКС, администрацией главы РБ. Радий Фаритович лично курирует этот вопрос. Он обещания держит и займется этой мечетью

«Почему я, приверженец научного подхода к религии, вдруг стал ваххабитом?»

— В прошлом году, когда вы заявили о своих амбициях стать муфтием, стала появляться информация о вашей принадлежности к ваххабизму или салафизму. Имеете ли вы отношение к этому течению?

— Никаких книг современных салафитов и ваххабитов не читал и не читаю — ни ибн База, ни Фаузана, ни Альбани, ни Абдуль-Ваххаба. Максимум — просматривал в ознакомительном режиме. Их учеником никогда не был. Не знаю, почему меня к ним причисляют. Я придерживаюсь научного подхода в исламе: если то или иное суждение подтверждается источниками (Коран, сунна, иджма (совместное решение ученых), мнение отдельных богословов в соответствии с мазхабом), тогда учитываю те или иные вещи как аргумент. А когда говорят про некую святую гору и источник Ауштау в Учалинском районе, дескать, ее надо посещать, где доказательства, что это от ислама? Согласно трудам Абу Ханифы, ученых ханафитского мазхаба, это все порицается. Почему я, приверженец научного подхода к религии, стал ваххабитом или салафитом? Эти безосновательные заявления обидны. Народ не понимает, поскольку не знает, что такое правовая школа (мазхаб), усуль-фикх (основы исламского права). Любой научный подход людям кажется грубым. А ислам — сфера точная.

Кстати, ваххабитом и салафитом меня называли хабашиты, хакканиты и сулейманиты. Кроме них, никто на меня такой ярлык не вешал. В прошлом году хакканиты хотели протащить своего человека на пост муфтия, поливали меня грязью, в этом году продолжили.

— К слову о хакканитах. Вас, в частности, критиковали представители накшбандийского тариката, в основном сторонники кипрского шейха Мехмета Адиля аль-Хаккани. А их немало в мухтасибатах ДУМ РБ. Можно ли ожидать зачистки в рядах муфтията?

— С моей стороны никаких актов возмездия не будет. Это я гарантирую. Пусть человек относит себя к суфиям или еще какому-то направлению — по этому признаку преследовать не будем, даю слово. Но мы должны понимать, что у нас за основу взят конкретный мазхаб. Если люди будут преднамеренно смешивать ислам с какими-то поверьями, легендами, личными ощущениями, таких нужно дисциплинировать, просвещать.

Наша цель — единый вектор. В Духовном управлении теперь не будет как раньше, когда в одном месте говорят и делают одно, в другом — другое. Дисциплина будет серьезной: приняли устав — надо жить по уставу; приняли правила — живем по этим правилам. У нас будет работать совет ученых при ДУМ РБ: любой мусульманский священнослужитель может прийти, внести предложение или задать вопрос, эксперты совета рассматривают и принимают решение, обосновывая его. И это решение в дальнейшем будет воплощаться в жизнь. Если предложенный проект отвергается советом улемов ввиду его необоснованности по шариату, тогда его введение будет строго запрещено.

Также будет проводиться серьезная работа по мнимым «святым», которые якобы лечат по Корану, берут за это деньги, превратив религию в бизнес. Никаких внезапных приездов иностранных шейхов ни со стороны салафитов, ни со стороны суфиев мы не допустим. А то сегодня к нам приезжает какой-нибудь шиитский имам, завтра — крайний суфийский муршид, послезавтра — еще какой-нибудь арабский шейх. Каждый толкает людям свое, каждый готов растерзать своего оппонента. А у нас своя ментальность. В республике джамаат очень чувствительный, здесь очень тонкая грань. Пока мы, мусульмане Башкортостана, крепко не встали на ноги, нам эти инакомыслия, закинутые зарубежными проповедниками, не нужны.

— Получается, ДУМ РБ уже не будет приглашать специалистов, как раньше, из Египта, Турции? В Исламском колледже им. Марьям Султановой преподают те же шейхи из «Аль-Азхара»…

— Это не шейхи-проповедники, а квалифицированные преподаватели. Мы по-прежнему будем их приглашать. В начале Рамадана к нам прибыли пять Коран-хафизов из Турции. Все это будет продолжаться. Я же говорю про тех шейхов, которые влияют на массы, про лидеров движений, джамаатов. А обмен опытом с ведущими исламскими вузами всегда нужен. Но когда кто-то приезжает, собирает толпы местных жителей, объявляет какие-то места святыми, выносит сомнительные фетвы — этого нам не нужно.

Недавно мы съездили в Турцию, встречались с руководством Диянета (Diyanet — управление по делам религии, — прим. ред.). Мы усиливаем взаимодействие с ним. Достигнуты договоренности по образовательной части, по курбану. Нас активно поддерживает Равиль хазрат Гайнутдин.

Про меня уже писали, будто я продался Равилю хазрату. Отвечаю: у нас с ним очень уважительные отношения. У Гайнутдина нет таких амбиций, чтобы принизить статус ДУМ РБ и слить его в состав ДУМ РФ. Наоборот, он всегда подчеркивает, что наше Духовное управление должно быть самостоятельным, оказывает нам всяческую поддержку

— Раньше муфтий Башкирии был сопредседателем Совета муфтиев России, весьма самостоятельной фигурой в этой организации. Высказывались опасения, что ДУМ РБ может стать неким региональным отделением ДУМ РФ с минимумом прав.

— ДУМ РБ будет так же сохранять свою самостоятельность, поддерживая отношения со всеми. Про меня уже писали, будто я продался Равилю хазрату. Отвечаю: у нас с ним очень уважительные отношения. У Гайнутдина нет таких амбиций, чтобы принизить статус ДУМ РБ и слить его в состав ДУМ РФ. Наоборот, он всегда подчеркивает, что наше Духовное управление должно быть самостоятельным, оказывает нам всяческую поддержку. Авторитет нашего муфтията, наших имамов будет только расти. Я, как руководитель Духовного управления, за каждого мусульманина республики буду бороться.

«Хабиров неплохо разбирается в религии»

— Вы уже полгода работаете в руководстве ДУМ РБ и, наверное, смогли освоиться. Что нового привнесли за это время?

— Мы посетили много районов, начали налаживать там учебный процесс. Для этого создали отдел по связям с районами. Его задача — выявлять потребности в городах и селах: в литературе, специалистах, лекциях. Эта информация собирается, обрабатывается, идет обратная связь. Проходят выездные семинары, курсы повышения квалификации для имамов. Мы рассказываем им не про жизнь на Марсе или другие абстрактные вещи, а про то, с чем ежедневно сталкиваются хазраты, про педагогическую практику, как нужно работать с людьми, доносить религию. Кроме того, готовится к изданию журнал на башкирском и татарском языках.

— Как он будет называться?

— Наименование журнала пока прорабатывается. Материал уже готов. В месяц Рамадан, иншаллах, он увидит свет. Может быть, в будущем будем выпускать и на русском языке, до этого тоже дорастем. Авторы — наши имамы, я в том числе. Там будут собраны хутбы для хазратов, чтоб они не проводили проповеди по каким-нибудь мусульманским календарям. Они смогут зачитывать грамотный текст, подготовленный хорошими специалистами, утвержденный Духовным управлением.

— То есть праздничные и пятничные проповеди теперь будут строго регламентированы по теме, по времени — во всех мечетях один вагаз?

— Строгого регламента не будет. Они будут подспорьем, чтобы была единая направленность. Скорее, это будет облегчением службы имамов.

— Помнится, мусульмане жаловались, что, придя в ДУМ РБ на ул. Чернышевского, они не могли совершить намаз, их даже вахтер выгонял…

— Сейчас уже можно. Нужно понимать, что ДУМ РБ — административное учреждение, а не мечеть. В других муфтиятах административно-хозяйственная часть отделена от мечети. С моим приходом в Духовном управлении сразу сделали тахаратхану (комната для омовения). Молельный зал здесь открыт, приходи и читай намаз.

— Успели ли вы встретиться с Радием Хабировым или другими руководителями региона за время своей работы в ДУМ РБ?

— Да, и с Радием Хабировым, и с Александром Сидякиным (руководитель администрации главы РБ, — прим. ред.). С Радием Фаритовичем встречались дважды. Говорили с ним о состоянии мусульман, уровне образования представителей духовенства, учебных планах, которые нужно внедрять. Сейчас образовательный уровень имамов не столь высокий, как хотелось бы. На мой взгляд, руководитель Башкирии неплохо разбирается в религии. Он, как известно, учился в Турции, жил там. И исламское общество оказало на него немалое влияние. Он сам признает себя мусульманином, ему небезразлично положение дел единоверцев в нашей республике. Он обещал всячески нам содействовать. И выразил огромное желание, чтобы ДУМ РБ работало в крепкой дружбе и партнерстве с администрацией главы РБ и республиканским правительством. После нашего разговора с Хабировым я вышел с положительным зарядом и надеждой на хорошее будущее. У него есть четкое понимание происходящего в республике. Радий Фаритович некоторые моменты из жизни мусульман со мной разобрал детально.

Вынужден с сожалением констатировать: в плане развития ислама мы заметно отстали. Татарстан в этом отношении – передовой регион

— Вы уже неоднократно встречались с муфтием Татарстана Камилем Самигуллиным. Будет ли какой-то новый виток взаимодействия с ДУМ РТ?

— Однозначно будем укреплять отношения с соседним регионом. У нас схожая ментальность, язык. Мне нравится, как в ДУМ РТ поставлена работа, как решается кадровый вопрос. В самом Духовном управлении у них работают около 80 человек, в издательском доме «Хузур» тоже большой штат. В Духовном управлении мусульман Республики Башкортостан — всего 10 человек в штате. В Казани — 80 мечетей, в Уфе — в 10 раз меньше, поэтому мы поднимаем вопрос о строительстве мечетей в городе, выделении под них земель. У нас люди не вмещаются в мечети, мусульмане совершают намаз в коридорах и на улицах. В Татарстане руководство республики всячески содействует строительству мечетей.

Хотя у нас, альхамдулиллях, руководство Башкирии уже уделило внимание строительству соборной мечети на проспекте Салавата Юлаева. Хабиров, как я уже сказал, содействует в этом деле. Надеюсь, при нынешнем руководстве это содействие будет усиливаться. Будем честны: независимо от того, кто возглавляет Духовное управление, простой народ все равно будет ориентироваться на главу региона. Именно он в первую очередь влияет на процессы в республике, в том числе и на мусульман, нравится кому-то это или нет. Поэтому с его стороны должно проявляться внимание к жителям.

Возвращаясь к взаимодействию с ДУМ РТ, хочу добавить, что наши визиты в Казань будут продолжаться, в свою очередь, будем звать их в Уфу. Куда бы мы ни приезжали, всегда возвращаемся с колоссальным опытом. Вынужден с сожалением констатировать: в плане развития ислама мы заметно отстали. Татарстан в этом отношении — передовой регион. Хорошо поставлена работа в Москве — в Совете муфтиев России. Даже в Саратовской области и Марий Эл, регионах далеко не «мусульманских», дела обстоят лучше, чем у нас.

— Центральное духовное управление мусульман России считается в республике конкурирующей структурой для ДУМ РБ, были даже периоды конфронтации. Как теперь будут выстраиваться отношения с Талгатом Таджуддином?

— Талгата Таджуддина и имамов ЦДУМ не воспринимаю как конкурентов. Работы хватает каждому. Даже если мы все будем работать день и ночь, многие вещи, которые требуется воплощать в жизнь, будут нами не затронуты. К Талгату хазрату у меня уважительное отношение. У нас нет планов с ним тягаться, что-то делить. Хотим только укреплять отношения. У меня задача — разобраться в нашем Духовном управлении.

«В этом году планируем провести республиканский ифтар на несколько тысяч человек»

— Айнур хазрат, вы уже сообщили, что на Рамадан к вам приехали Коран-хафизы. Какие еще мероприятия планируется провести в течение священного месяца?

— У нас запланированы тематические ифтары в Духовном управлении, в нескольких гостиницах, в кинотеатре «Родина». Также 29 мая в Шатре Рамадана в Москве (на Поклонной горе) пройдет День Башкортостана. Хотелось бы пригласить наше руководство, мы передадим приглашение Радию Фаритовичу. Там будет присутствовать лично Равиль хазрат (Гайнутдин — председатель СМР и ДУМ РФ, — прим. ред.). Конечно, хотелось бы провести масштабный большой ифтар для жителей Уфы, республики.

— Планируете организовать в Уфе нечто подобное республиканскому ифтару (на 15 тыс. человек) или шатрам Рамадана, какие проводятся в Казани?

— Что такое шатер Рамадана? Место, где проводят ифтар. Так что им может служить и простое кафе. В наших мечетях тоже проходят ифтары на сотни людей. Хотя в шатрах Рамадана своя интересная подача. В этом году подобный формат точно не успеем сделать. А в следующем году можно на территории Духовного управления поставить стилизованную юрту и приглашать гостей. В этом году планируем провести республиканский ифтар на несколько тысяч человек.

— Неожиданно. На какой площадке?

— Пока выбираем. Это будет либо парк «Ватан», либо комплекс «Уфа-Арена», либо еще где-то.

— На поддержку властей, как в Татарстане, рассчитываете?

— Если окажут минимальное содействие, остальное мы сделаем сами. Чтобы власть нас поддерживала, мусульмане должны показать, что они нужны. А то складывается такой стереотип: приходит имам или муфтий — значит, будет просить о помощи, чего-нибудь требовать, клянчить. Мы не собираемся что-то выклянчивать у власти, садиться на шею Хабирову. Но если будет содействие в организации, будет очень хорошо. Прежде всего, мусульмане сами должны быть заинтересованы в подобных вещах. Республиканская власть никогда не была против подобных вещей. А сейчас, думаю, будет только поддерживать наши инициативы.

В наших мечетях тоже проходят ифтары на сотни людей. Хотя в шатрах Рамадана своя интересная подача. В этом году подобный формат точно не успеем сделать. А в следующем году можно на территории Духовного управления поставить стилизованную юрту и приглашать гостей

«По улицам ходили толпы мародеров»

— Вы раньше занимались единоборствами. Сейчас удается уделять время грэпплингу и бразильскому джиу-джитсу?

— Да, удается. Хотя иногда возникают неотложные дела и приходится пропускать. Тренировки у меня проходят по 3—4 раза в неделю, раньше были каждый день. Скоро будет аттестация на синий пояс. Для разрядов, поясов нужно ездить на семинары. Я дважды выигрывал на республиканских соревнованиях, именно там определяется уровень мастерства.

— Вы учились в университете «Аль-Азхар» в Египте и застали революционные события в Каире, на площади Тахрир. Помните те переживания?

— Изначально в стране было спокойно, хорошо. Потом резко в соцсетях, мессенджерах пошли провокационные сообщения — и за неделю начались бурные непрогнозируемые процессы. Прекратились поставки продукции, полки в магазинах опустели, жители бедных районов начали заниматься мародерством, нападать на прохожих. Нам-то главное, чтобы была вода. В городе остановилось движение. Посещать университет стало опасно: по улицам ходили толпы свирепых людей. Первым делом в таких ситуациях страдают иностранцы, потому что они меньше всех защищены. И граждан других стран вовсю обижали. Разумеется, в такие дни никто не будет ходить на учебу. Было страшно. Потом Рустэм Хамитов (на тот момент президент Башкирии, — прим. ред.) организовал самолет из Каира в Уфу для российских студентов, за что ему отдельное спасибо.

— Насколько я знаю, кроме «Аль-Азхара», вы учились в Российском исламском университете в Уфе.

— Да, учился в РИУ, окончил четвертый курс. Но диплом там не получил. Меня «сбрили» по признаку «свой-чужой». Мое заявление на восстановление там неожиданным образом потеряли, не приглашали на сессию. Там был один преподаватель с определенной акыдой (вероубеждение, — прим. ред.), который не принимал студентов, которые ему не нравились. Даже если я был бы инакомыслящим человеком, то почему мне запрещают учиться и получать правильные знания? Возможно, с такими «правильными» имамами, преподавателями сам бы исправился. Чего они опасаются — по-другому размышляющего человека? В «Аль-Азхаре» уже я окончил институт «Санавия».

— А где вы работали?

— Работал с 2011 года имамом в уфимской мечети «Рамадан». Когда я начинал там служить, на пятничную проповедь приходили 40 человек, а когда переходил на новое место работы, на джума собирались по 500—700 человек. Эта мечеть строилась на моих глазах. Теперь она полноценно функционирует. Затем в поселке 8 Марта начал строить мечеть «Фатхислам», в которой уже был имам-хатыбом. Был руководителем башкирского отделения Ассоциации предпринимателей-мусульман России. Сейчас этим уже некогда заниматься. Скоро при нашем Духовном управлении запустится мусульманский бизнес-клуб.

Когда работаешь с мусульманами, получаешь знания в религиозных учебных заведениях, понимаешь, что мусульмане разные. Есть и упомянутые вами суфии, салафиты и другие. Несмотря на незначительные различия, нужно объединяться под общим знаменателем. Нужно добиваться того, чтобы простой человек, придя в мечеть, мог получить ответы на свои вопросы. У нас же зачастую бывает так, что приходит кто-то в мечеть, а его пугают: «Наша мечеть хорошая, а вот соседняя неправильная, туда не ходи». Надо проводить ликбез для народа. Наше Духовное управление мусульман открыто для любых предложений, готовы со всеми сотрудничать.

Тимур Рахматуллин
Справка

Биргалин Айнур Азаматович — врио председателя-муфтия Духовного управления мусульман Республики Башкортостан.

  • Родился 17 октября 1989 года в Учалинском районе Башкирии.
  • 2016 год — окончил факультет башкирской филологии и журналистики БашГУ (башкирско-арабское отделение).
  • Учился в Российском исламском университете ЦДУМ России.
  • Окончил Институт «Санавия» Международного исламского университета «Аль-Азхар» (Египет).
  • С 2011 года работал имамом мечети «Рамадан» Уфы, имам-хатыбом мечети «Фатхислам» п. 8 Марта Уфы.
  • Был руководителем башкирского отделения Ассоциации предпринимателей-мусульман России (АПМ РФ).
  • В 2018 году баллотировался на пост председателя-муфтия ДУМ РБ. Назначен заместителем председателя ДУМ РБ.
  • В 2019 году назначен врио председателя-муфтия ДУМ РБ.
  • Победитель республиканских соревнований по грэпплингу.

ОбществоВластьИнфраструктура Башкортостан
комментарии 159

комментарии

  • Анонимно 13 май
    Хорошее получилось интервью
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Альхамдулиллях
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    Учалинские вытесняют сибайско-баймакских
    Ответить
    Анонимно 13 май
    Ерунда! Что это за призыв времен невежества
    Ответить
    Анонимно 13 май
    Это не призыв, а констатация факта
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Сибай бабай сиди читай, это не просто слова "призыв времен невежества до исламского" , а это хадис пророка мир ему и благословение Аллаха , против всех тех кто, считает одних более лучшими чем других только из за происхождения.
    Это не правильно, критерием выбора должны быть другие факторы, и более того насколько известно экс муфтий и ныне советник Нурмухаммад хазрат- из Сибай Баймакских
    Ответить
    Анонимно 14 май
    все таки националистический клановый призыв якобы сибайские чем то виделились перед учинцами или белокатайцами или тумазинцами или меякинцами
    Ответить
    Анонимно 13 май
    тогда дела касаются общего состояния уммы нету и бабайских и нету баймакских, нету учалинских и нету Белорецких, а есть только одно слово - "умма".

    В исламе все мусульмане должны держаться в основе своих вместе
    Ответить
    Анонимно 13 май
    зачастую муфтии руководствуются не исламскими идеями, а принципами "свой-чужой".
    Ответить
    Анонимно 14 май
    ну так было последние пару лет на уровне окружения, сейчас уже видны позитивные изменения, Альхамдулиллях
    Ответить
    Анонимно 14 май
    да, эти националисты достали уже.
    у Толика татары у нурика башкири.
    а где молиться протому русскому муслиму?
    Ответить
    Анонимно 14 май
    В ДУМ РБ половина приходов татарские. В руководстве муфтията тоже татары. А заммуфтия Аюп Бибарсов - вообще мишарин. Руслан Саяхов - наполовину татарин. Уже не говорю про авторитетных имамов ДУМ РБ: Мухаммад Галлямов (мечеть "Ихлас"), Ильдар Малахов (медресе М. Султановой), Ришат Рафиков (Стерлитамак), Ришат Аслямов (Бураево) и много-много других. Там только один Нурмухамет был башкиром, да Арсланов. Теперь Арсланова нет, Нурмухамета сместили, поставили учалинского башкира. Все равно окружают татарские хазраты.
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Нурмухамада судя по репосту в ВК Тимура Валитова на комментарий Арсланова сместили именно инициаторы прошлогоднего февральской смуты.

    Ну а то, что касается самих башкир - так давайте предлагайте их))))))

    Только речь шла не о национализме по отношению к татарам, у которых на самом деле одна кровь с башкирами все друг другу братья, а всё таки о русских мусульманах. Таких как журналист Игорь Рябцев или историк культуры Дмитрий Макаров или силач Роман Гаврусик. Они не понимают, чём ваши имамы на башкиро-татарском говорят, им надо все доходчиво по русски объяснять. А что тогда говорить о тех кто тем более далёк в языке как например студенты арабы или негры которые учатся в университетах башкирии, они ведь не обязаны учить ни татарски ни башкирский. Сибай-Баймакцы, почему вы им на русском хутбы не даёте -то, а?
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Приходы пока, что татарские оттого что тут татар много, больше чем остальных, но уже и марийцы и русские и украинцы принимают слово истины,: "Нет никого достойного в поклонении, кроме одного лиш Аллаха"
    Ответить
    Анонимно 14 май
    а как вы определили что они не башкиры, а татары?
    типо эти мне лично не приятны, значит они не моей крови, не достойны называться мне роднёй, так что ли?
    пусть уж лучше будут не таш и баш, муслимы и мукмины
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Молодец Айнур, всегда понятен и честен
    Ответить
    Анонимно 15 май
    ошибки прошлых лет были, но надо с новым имамом двигаться в ногу со временем
    Ответить
    Анонимно 15 май
    конечно, всякие предатели и клеветники не любимы не только муфтиями, но и простолюдинами, да и вообще даже бомжи на улице не любят ни предателей, ни клеветников
    Ответить
    Анонимно 15 май
    Были татарские имамы, станет все имамы башкирскими.
    Это всегда так, если начальником ставят башкира, он все руководство сделает башкирским. Тем более Айнур из деревни, где башкирский национализм процветает.
    Ответить
    Анонимно 18 май
    тараканы в вашей голове аплодируют стоя
    Ответить
    Анонимно 14 май
    мусульмане должны не националистическими идеями жить, а быть терпимее, вне зависимости с какого ты района
    Ответить
    Анонимно 14 май
    верно, Башкирия всегда терпимее других регионов ко всем приезжим, не хватало еще самим же упасть лицом в грязь якобы из за клановых сибай -учалинских споров, регион большой, пусть обращаются - работу найдут ин ша Аллах каждому
    Ответить
    Анонимно 14 май
    а по моему появились много активных уфимских, учалиских, салаватовских, стерлитамакских, ишимбайских, месегутовских, миякинских и других мусульман в рядах ДУМ как из него ушли в отпуск киприотонастронные "молодоженые" февральские переворотчики))))))
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    Ему бы объединить усилия с Арслановым. Тогда авторитет ДУМ РБ вырастет. Хорошо, что они помирились.
    Ответить
    Анонимно 13 май
    хвала Аллаху господу миров !
    всё абсолютно правильно надо объединяться надо объединять усилия, но самое главное чтобы эти объединения были конструктивными они деструктивными
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Никто не видел пока Арсланова?
    Ответить
    Анонимно 15 май
    я видел, на фото в этой статье
    Ответить
    Анонимно 14 май
    лучше пока ДУМу отстраниться от "авторитета" Арсланова)
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    значит, его согласовали чекисты и белый дом... понятно.
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    Пацан к успеху шел...
    Ответить
    Анонимно 15 май
    Не сам шел. Таковым его сделали. В университет его принимали - потому что он башкир (в башкирский университет принимают башкир и только башкир, прочтите (погуглите) например интервью Куцуевой "Чувство лишнего народа"), причем "истинный" башкир Зауралья. Пль-Азхар направили опять таки из-за этих же биографических данных. Не отправляют же учиться за госсчет Илишевских, Дюртюлинских и других, а зауральских - полсотни с каждого района.
    Вот что пишет например Куцуева. Она, отличница 3 года подряд поступала в Башкирский университет, ее не принимали. Не только не принимали, а смотрели на нее как на какую то дурочку, как она глупенькая пришла на башкирский университет, неужель она всерьез думает, что ее примут и будут учить здесь. А когда она пошла в Оренбургский университет, сразу принимали и она закончила университет с отличием и стала одной из ведущих журналистов страны.
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    Серьезный какой стал. Большой человек!
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Да, совсем не узнать.
    Был молодой хатыб когда то, а теперь солидный агай :-)
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    А я думала Арсланов станет муфтием
    Ответить
    Анонимно 13 май
    Нет отказался в пользу Биргалина
    Ответить
    Анонимно 13 май
    Или вынудили отказаться?
    Ответить
    Анонимно 14 май
    у Арсланова десертация и много задач в преподавательской деятельности в БГПУ, как защитит кандидатскую, его не только в муфтияте, с такими потенциалами его и в аппарате Радий Фаритовича примут на хорошую должность ( и Аллаху ведомо лучше)
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Обстоятельства .....

    Обстоятельства .....

    Обстоятельства .....
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Может быть станет в следующем пятилетке, молодой, все впереди
    Ответить
    Анонимно 14 май
    говорит что итак не хочет Арсланов


    Сам Айнур Арсланов так прокомментировал свой уход:

    - Свою миссию в ДУМ РБ я считаю завершенной. Она состояла в том, чтобы муфтий Нурмухамет покинул свой пост, дал дорогу развитию, реформам. Меня действительно просили и просят до сих пор выдвинуть свою кандидатуру на пост председателя духовного управления, но я никогда не хотел им быть,
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    Тимур Рахматуллин как всегда выдает интереснейшие интервью, которые зачитываешь на одном дыхании.
    Ответить
    Анонимно 13 май
    да, беседа было очень содержательной
    Ответить
    Анонимно 13 май
    Перо мастера
    Ответить
    Анонимно 13 май
    вы хотели сказать "мастер пера"?
    Ответить
    Анонимно 13 май
    Лишь бы не дятел клавиатуры ))))
    Ответить
    Анонимно 15 май
    и таких на нашей Родине предостаточно)))
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    "Как я понимаю, «токсичными» для фонда «Урал» были фигуры заместителя муфтия Аюпа Бибарсова и управделами Ильдара Ишеева"

    Это точно подмечено
    Ответить
    Анонимно 13 май
    Вот-вот. От таких деятелей и надо очищать ряды в муфтияте.
    Ответить
    Анонимно 13 май
    Только уволить Бибарсова не дадут, а Ишеева тихо попросят собрать вещички. Но все останутся "чистыми". Уметь надо делиться.
    Ответить
    Анонимно 14 май
    не факт что МурГубБайбай не брал обратно с благотворительностей пятядесятину, так что копайте поглубже Шурочка, республика то ведь давно не золотая))))
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Сперва надо доказать, ну а с догадками и гадалками вам на шоу ТНТ надо
    Ответить
    Анонимно 18 май
    Может лучше ТНВ))
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    альхамдулиллях
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    Хвала Аллаху, пусть наша умма окрепнет и будет держаться прямого пути
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    Ма ша Аллах, Айнур Хазрат, пусть Аллах укрепит вас и пусть Аллах укрепит посредством вас религию Единого Бога!
    Пусть дарует нам всем мир и взаимопонимание!
    В Башкирии народ всегда отличался сплоченностью по Милости Аллаха и пусть Аллах сделает вас причиной этого единства!
    И вся хвала принадлежит лишь Аллаху Господу миров!
    Воистину нет мощи и силы ни у кого кроме Аллаха Господа Великого Трона!
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    Звучит оптимистично. Дай Аллах
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    Очень интересное и содержательное интервью!
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    молодец, что на спорт обращает внимание
    Ответить
    Анонимно 13 май
    Борт это сунна)))
    Ответить
    Анонимно 13 май
    Да надо Как можно большее количество спортивных площадок это правильно на
    Ответить
    Анонимно 14 май
    у нас вместо спортплощадок пивмаги на каждом углу, для тренировки эстрогенов у существ мужского пола
    Ответить
    Анонимно 14 май
    борцуха же есть))))))
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    А что теперь с молодежным отделом? Пусть Арсланова вновь призовет
    Ответить
    Анонимно 13 май
    Наблюдаю за обоими Айнурами и могу сказать следующее:

    По всей видимости это не нужно самому Арсланову, да и молодежь мусульманская слишком далека от мироощущения Арсланова.

    Сейчас молодежь стала многонациональной, очень и очень разной, с ними должны работать быть может кто то из близких Арсланова, но именно с более глубоким опытом молодежи.

    Без поверхностного хвастовства и без эстрадных концертов
    Ответить
    Анонимно 13 май
    это биргалин комментит?
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Неа, ты ошибся, я так один из коментантаторов которым интересна карьера обоих хазратов.

    Но думаю Биргалин бы его наоборот похвалил, и за хорошие и за плохие вещи, обычно он признает достоинства всех с кем ведёт диалог
    Ответить
    Анонимно 14 май
    им всегда мерещедся призрак оперы)
    Ответить
    Анонимно 13 май
    Странный был молодёжный отдел. Вообще в терминологии спортсменов молодёжь - это От 16 до 20 лет иногда до 24 лет, а у прошлого состава молодёжный отдел- это 28-35 летние аксакалы ?)))))

    интересно они чувствуют молодёжь :-D
    Ответить
    Анонимно 13 май
    28-30 лет - никакие не аксакалы. Еще молодые и понимающие школьников-студентов, но принимающие зрелые решения. Исходя из вашей логики, в минмолодежи и комитетах по молодежной политике тоже должна работать школота?
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Исходя из вашей логики в мин молодежи лучше всех понимают 15-18 летнего мальчика уже лица которые до 2019 планировали идти на пенсию, да ?
    Ответить
    Анонимно 14 май
    ладно хоть ясельники рулили прошлыми эстрадами, эти хотя бы несли людям минутку веселья, и публика была довольна, прям как у бабтистов:-) куда кстати делся Темур хазрат?
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Не то слово странный
    Ответить
    Анонимно 14 май
    А кто такой Темур хазрат?
    Ответить
    Анонимно 14 май
    видимо он:

    "С марта 2015 года должность руководителя Молодёжного отдела ДУМ РБ занимает Валитов Тимур Венерович 1984 г.р."
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Это возраст (28-30 лет) для работы со взрослыми.
    Но с молодёжью должны быть те кто близки с ними по духу.
    Быть может Арсланов проапгрэйдится и в 2025 году встанет на новые лыжи, начиная понимать джамагат и сам будет с ними присутствовать при организации мероприятий...
    Поживем увидем
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Альхамдулиллях, если мечеть достроят под личным контролем главы республики, то думаю всё пройдет ин ша Аллах чисто и гладко, без воровства и взяток
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Призвать к чему именно?
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    Наконец-то, биографию о нем кто-то дал. А то ни даты рождения, ни отчества, ни других фактов не было нигде. Только везде писали, что молодой имам из мечети 8 марта, который стал замом муфтия.
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Альхамдулиллях, на его странице в ВК все было, можно более того когда угодно написать ему там
    Ответить
    Анонимно 14 май
    да првильно
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Хвала Аллаху, пусть наша умма окрепнет и будет держаться прямого пути
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Аминь
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    Альхамдулиллях, достойный имам и для суфиев и для саляфитов. Ин ша Аллах ждём результаты вашей работы уважаемый Айнур эфенди
    Ответить
    Анонимно 14 май
    да укрепит Аллах его и умму
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    Короче, зачистка будет в мухтасибатах.
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Зачистки были при провокаторах про европейских лет три назад, а теперь будет ин ша Аллах конструктивный диалог молодежи и аксакалов, главное , чтобы и низы хотели и верхи могли ин ша Аллах
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Как минимум желтые карточки тем, кто включает кассовый аппарат прихожанам (никах 5000, исем куштырка 3000, коран прочитать 1500руб), вместо нравственного воспитания молодёжи, призыва их к религиии мира и добра.

    менять многие пережитки СССр стоило и давно: но делать это необходимо Айнур Азаматовичу ин ша Аллах через перевоспитание существующих лидеров в мухтасибатах и подключения к ним в виде поддержки первых замов мухтасиба и как минимум двух трех замов с отделами по главным и перспективным направлениям
    Ответить
    Анонимно 14 май
    то есть как в церкви на всё есть свой прайс что ли?
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    Отличный брат, через многое прошёл, много чего уже успел знать, пора и в муфтии
    Ответить
    Анонимно 14 май
    ма ша Аллах, да будет Аллах доволен им
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    Давно пора, молодых и активных ставить главами духовенств, аксакалы если, что всегда рядом помогут ин ша Аллах.
    Ответить
    Анонимно 14 май
    да, и главное, всегда надо внедрять совещательные механизмы, принципы Корана в том как посланник Аллаха мир ему советовался со своими асхабами
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    Может быть Арсланову лучше реально заняться теоретическими знаниями в реле? Год два, немного созреет и вернется помощь Биргалина иншаллах
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Да, повод подумать
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    так со стороны если анализировать то получается что Биргалин выгоден и удобен сразу многим и многим.

    Я очень часто замечаю, что тот или иной человек жалуется, что не может допустим договориться с Гайнутдином, по-моему это вина самих этих молодых людей. Часто пилят сук на котором висят.
    А Айнур Азаматович энергичный и коммуникабельный, так держать
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    Лишь бы не сдали ДУМ РБ московским приближенным Гайнутдина.
    Ответить
    Анонимно 14 май
    ДУМ РБ это не национал башккрдское движение, ДУМ РБ - один муфтиятов СМР и насколько известно, ЦДУМ приглашен в состав СМР
    Ответить
    Анонимно 14 май
    С уходом прежнего муфтия, упал еще один символ Башкортостана. Теперь татары совсем одолеют. Вскоре наша республика будет придатком Татарии. Шляпы вверх, господа! Ассимиляция Башкортостана идет полным ходом.
    Ответить
    Анонимно 14 май
    вы сами понимаете, что написали глупость?
    Ответить
    Анонимно 14 май
    видимо вы не считаете Башкир и Татар братьями по вере и по крови, с этого начинались трагедии в истории человечества, покайтесь
    Ответить
    Анонимно 14 май
    с логикой у вас тоже проблемы. глупость - это про то, что якобы одолеет татария. зачем приплетаете кровное родство двух народов?
    Ответить
    Анонимно 15 май
    вам промыли мозги иделогически фашистской пропагандой, на самом деле близ Волги жили Булгары и не делились они
    Ответить
    Анонимно 15 май
    А вы что нибудь умеете делать без татар и Татарстана.? Вон и у врио муфтия через каждые несколько слов "татары", "Татарстан".Пора бы уже и повзрослеть вам.
    Ответить
    Анонимно 14 май
    главное чтобы еще дядь Толя не присягнул в итоге СМРу тогда вообще новая история страны начнётся
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Уважаемый ВРИО МУФТИЯ, можно ли "липовку"(парк вокруг мечети Рамазан) арендовать полностью и оградить о посягательств ГАИшников на возможность парковаться прихожанам при совершении теравих молитв?
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Гайнутдин и Толик старая школа ещё советских имамов, интересно, что будет в случае успеха врио?

    Будет ли второй продуктивный и открытый для совещания с простолюдинами муфтият после Саратовского?

    Если да, то Альхамдулиллях, я его поддержу
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    Цитата этого Айнура: "поэтому людям будет отрадно видеть его на разных собраниях, религиозных мероприятиях. Так и будем его использовать." То что Айнур использует людей как одну вещь это уже стало очевидным. Я думаю этот пройдоха ещё себя скоро покажет в истинном обличии.
    Ответить
    Анонимно 13 май
    его тоже используют вовсю. все квиты.
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Эрик БЕРН: "Игры в которые играют люди"
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    Хорошая статья. И собеседник интересный
    Ответить
    Анонимно 13 май
    МКсеть тоже с ним сделала интервью и в конце дня опубликовала. После РВ! У вас профессиональные вопросы, у них дилетантство полное, даже с ошибками пишут. И справку скопировали у вас.
    Вы лучшие!!! Продолжайте дальше показывать пример уфимским СМИ, как надо работать!
    Ответить
    Анонимно 14 май
    достойные люди
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    РВ опять утерло нос уфимским изданиям!
    Ответить
    Анонимно 14 май
    альхмадулиллях есть и беспристрастное сми в нашем отеществе не то что желщегоные желтые издания
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Альхамдулиллях
    Ответить
  • Анонимно 13 май
    Айнур, построй мечеть в Озерном или в Батталово.
    А Азамата назначь имамом. Фирузу Марсовну - абыстаем.
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Он тут вряд-ли что то успеет прочесть, но на сайте ДУМ РБ есть вкладка для жалоб и предложений, можете написать там
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Да, теперь надо строить ин ша Аллах много мечетей, к Биргалина уже есть отдел по регистрации ММРО, пусть ваши имам и прихожане все оформлять и обратятся туда
    Ответить
    Анонимно 14 май
    а кто такие?
    расскажите о них?
    Ответить
    Анонимно 14 май
    позвоните им, на сайте ДУМ РБ есть сотовый, и вы мой дорогой всё при всё узнаете
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Это родители Айнура.
    Мать, Фируза Марсовна, работала экономистом, но в 90-е бросила эту работу и перешла на бизнес.
    Ответить
  • Анонимно 14 май
    Удивительно, машаАллах! Биргалин по скромничал сказав о научной деятельности Арсланова, но утаив и своё усердие в развитии духовном и интеллектуальном. Истинная скромность - в принципе может и получится из него толк, если он уже хвалит своего тёзку
    Ответить
    Анонимно 14 май
    откуда у биргалина столько фанатов?
    Ответить
    Анонимно 14 май
    откуда вообще берутся единомышленники))))
    Ответить
  • Анонимно 14 май
    пора бы в Уфе еще пару мечетей сделать, на глумило в махале Фатихи уже тесно, надо где то на Блюхера ставить хорошую мечеть вместимостью 200-800 прихожан
    Ответить
    Анонимно 14 май
    не только Блюхера, на пятницу в Ихлас и в Гуфран не влезешь, надо в районе старой уфы что то решать , еще как минимум мечеть Папских горках старой Уфы и около шк МВД
    Ответить
    Анонимно 14 май
    А ещё для Черниковки в Фаляке Толе мало влезает, надо там большую мечеть с парком для детей
    Ответить
  • Анонимно 14 май
    Азхар же суфиский институт?
    Ответить
    Анонимно 14 май
    Совсем не суфийский и не салафитский. Говорят, там есть некоторое влияние "ихванов", но эти адекватные.
    Ответить
    Анонимно 15 май
    Короче без крайности
    Ответить
  • Анонимно 14 май
    Очень грамотные ответы, а где можно ещё подробнее о нем узнать?
    Ответить
  • Анонимно 14 май
    вот вопрос ВРИО муфтия, в школах будут учить детей основам исламской этики, вы этому сможете поспособствовать?
    Ответить
  • Анонимно 14 май
    После просмотра видео из мечети, с танцами и плясками, я теперь в недоумении, какой же религии придерживаются башкиры?
    Ответить
    Анонимно 15 май
    речь не о башкирах, а об отдельных крайностях в религии, например:

    - кто то чрезмерствует в почитании Али мир ему

    - кто то чрезмерствует в дуа, настолько что наряду с Аллахом начинает прибегать к кому то еще, например к пророкам, могилам, духам, колонам, финику или чему то то еще


    - кто то чрезмерствует в том, имея желание поминать Аллаха, но не имея знания начинает делать сперва много зикров, затем новые зикры, а затем приплясывать


    - кто то чрезмерствует в том, даже на обряд поклонение (изучение Куръана, хадж) нужен якобы вирд от авлия


    - кто то чрезмерствует в том, что излишне почитает только лишь своего ученного, при этом принижая или дискредитируя достоинства других


    Следование исламу должно основываться не на том, как я думаю или мне ближе, а именно на пониманиии 4 мазхабов, которые практиковали путь (тарика) сподвижников пророка не чрезмерствуя ни в дуа, ни в зикрах, ни в других поклонениях.

    Не стоит, так же забывать и о том, что в мирских вопросах ученные всех 4 правовых(ханаи, шафи, малики,ханбали) школ дозволяли мирсие нововведения ( научный прогресс).

    Только правильное понимание таких больших факихов как Абу Ханифа даст мусульманам Поволжья и Урала возможность находить мирные решения и расти, как правильном поклонении, так и мирских науках.
    Ответить
  • Анонимно 15 май
    у нынешнего ВРИО муфтия была на этот счёт как то статья об иноземных киприотских плясунах вроде бы
    Ответить
  • Анонимно 15 май
    Правильно Айнур хазрат говорит, мусульмане не должны ничего выклянчивать, надо самим все делать, объединяться и организовывать собственные кооперативы с внутренними льготами
    Ответить
  • Анонимно 15 май
    Хорошо бы усилия направить против алкоголя и "лирики" , в деревнях народ в петли лезет поножовщины устраивает. Надо призывать их к улучшению духовно-нравственного воспиитания
    Ответить
  • Анонимно 15 май
    Если я правильно понял, то в Уфе всего 8 мечетей?! Или я ошибаюсь?!
    Ответить
    Анонимно 16 май
    1) Гуфран
    2) Тукая
    3) Ихлас
    4) Мунира
    5) Марьям
    6) Рамазан
    7) Тюльпан
    8) Фаляк
    9) Мадина
    10) Хамза
    11) Шакша
    Ответить
    Анонимно 18 май
    Вы уж посчитайте мечети в самом городе, а не в примыкающих к Уфе поселках, которые только при переписи относят к городскому округу
    Ответить
  • Анонимно 15 май
    Такое же было и в Учалинском районе. В 90-х годах почти все руоводство района, руководства предприятий и учреждений захватили именно такие люди. Когда поднимали целину на Зауралье пришли много специалистов из других мест, были и русские, и украинцы, и татары, и чуваши, и нагайбаки и др. В т.ч. и на совхоз, которому принадлежало и Батталово (оно было центром десятого отделения). Трудами таких легендарных личностей, как Шарафутдинов, Сафин (первые директора совхоза, оба татары), супруг Гавриловых (главные зоотехник и бухгалтер, оба русские), Исламова (гл ветврач, татарин), Осокина (гл агроном, русский), Загидуллина (гл энергетик, татарин), Шакирова (гл экономист, татарин) и многих других был создан один из самых крупных и успешных совхозов Советского Союза – совхоз Байрамгуловский. Я тут перечислил из руководства только тех, кто небашкир, было много и башкир в руководстве, в т.ч и среди главных специалистов и директоров (Даутов, Тураманеов, Хайретдинов, Рахматуллин и др). Но именно в 90-е годы всех руководителей и специалистлв заменили на башкир, а они с большим успехом развалили одного из самых крупных совхозов СССР (совхоз был больше в 2,5 раза, чем Менделеевский район Татарстана). Такая же картина была и в других хозяйствах, предприятиях и учреждениях. В итоге в сельхозпредприятиях Учалинского района осталось всего 1000 коров (треть поголовья бывшего совхоза Байрамгуловский), почти все сельхозпредприятия закрылись, пашня обрастает не только бурьяном, но и лесом, многие тысячи людей остались без работы и зарплаты.
    Ответить
  • Анонимно 15 май
    Я бы рекомендовал Айнуру не поддаваться всяким ухищрениям таких людей. Много таких в Башкирии. И в Учалинском районе, да и в Батталове есть уж слишком горячие головы. Было время когда и Азамат примкнул к таким. Но вовремя одумался. В Батталове есть один товарищ, который под лозунгом башкрскости стал председателем поссовета, начал там все воровать, раздавать за взятки, в конце концов получил по заслугам – посадили его в тюрьму.
    И вообще в исламе нет национальностей. Перед богом все равны.
    Там сеть еще и другая болезнь – местничество. И в Батталово тоже. Там не терпят чужих. Пришлых там не любят, они там не выживут. Я знаю только двоих, которые ужились в Батталове. Галяутдинова (которых все еще называют там кильмишяками (пришельцами) и которых все еще считают свими. Хотя у этого кильмишяка сейчас там появились уже и правнуки. Второй – Гайфуллин Гайса. Он стал местным только из-за того, что был направлен агрономом, и женился на представительницу одного из известных кланов Батталово.
    Ответить
  • Анонимно 16 май
    И вообще надо кончать там с национализмом. А это там было всегда. Еще с советских времен. В 90-е годы этот национализм принял уродливые формы. Возмем к примеру поселок Озерный. Во всех справочниках 60-х годов поселок числится как русский поселок. А там сейчас нет ни одного русского. Если не считать Семенова Михаила, и который остался там только благодаря тому, что они породнились с башкирами. И который писал из армии матери: “Әсәй, бында бер генә лә беззең кеше йук, гел урыстар” (“Мам, тут ни одного нашего человека, все русские”). Поселок построили представители всех народов, когда поднимали целину. Когда управляющим стал башкир, он по разным предлогам увольнял представителей других народов, вместо них принимал башкир, и ихние квартиры выдавал башкирам. Так в течение 20 лет поселок стал на 100 %-в башкирским. То же самое и с Кирябинкой. Сейчас то же самое происходит и в Кожановке, Вятском (совхоза не стало, работы и зарплаты нет, русские, татары и др уезжают, а ихние дома покупают башкиры за символическую цену) и др.
    То, что поселок Озерный когда-то был русским поселком упоминают только названия полей (да и название самого поселка): Алексеевское поле, Батталов грань, Кучуков грань, Стодесятое поле, Междумощак, Второй мост (есть еще и 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и т.д.).
    Ответить
    Анонимно 16 май
    В Башкирии цветет и пахнет национализм.Призывы проверить у человека ДНК, гаплогруппу, шешере и тд раздаются и по сей день., особенно у людей, приближенных к власти.
    Ответить
    Анонимно 18 май
    По-моему, в Башкирии такого национализма нет, как в Татарии.
    Ответить
  • Анонимно 16 май
    Айнур Бергалин особенный.правильно мыслит и доносит.ему было предписано занять этот пост.хватит нападать на него
    Ответить
    Анонимно 17 май
    это ж клавиатурные троли, в живую боятся приходить к имамам, те их напрягут заставят дела полезные делать, а тут эти дятлы клавитауры готовы очернить хоть хазрата, хоть муфтия, хоть уляма. аузубилляхи мин заликя
    Ответить
  • Анонимно 16 май
    Слава аллаху,я атеист!
    Ответить
    Анонимно 17 май
    вот и спалился "атеист", ты ж только что прибегнул к восхвалению и одновременно перечеркиванию равенства (ни в идолах, ни в плясе, ни в атеизме) в чем либо одного лишь Бога Создателя и Господа миров))))
    Ответить
  • Анонимно 16 май
    Получение этой должности Айнуром Бергалиным – результат правильной политики руководства Башкирии. В начале 90-х башкирские националисты подняли такой шум насчет представительства башкир в руководстве, экономике и культуре республики. Они писали, что везде рулят татары (татары, которые записались башкирами), самих башкир не допускают никуда, в обкоме, в правительстве, в общественных организациях – башкир ничтожно мало. Вся интеллегенция русская и татарская: учителя, врачи, артисты, писатели и т.д. Именнно тогда они взяли курс на подготовку национальных кадров. Бросали клич: “Башкорттарым, укыу кәрәк, укыу кәрәк, йәһәләттән куркыу кәрәк, куркыу кәрәк” (“Башкиры мои, надо учиться, надо учиться; от невежества надо бояться, надо бояться”). Первым делом они создавали целую сеть элитных башкирских гимназий. Потом в Сибае построили большой университет, а в Учалах открыли филиал Башкирского госуниверситета. Эти университеты были открыты именно для башкир, и только для башкир. В 90-х годах например в Сибайском университете не было ни одного студента, который был бы не башкир (да и преподавание велось наполовину по башкирски, во всяком слукчае студенты хвалились, как там они сдают экзамены рассказывая по башкирски башкирским преподавателям). В вузы со всеми правдами и неправдами принимали башкир и только башкир, в основном башкир Зауралья и Южного Урала. Создавали целый конвейер по подготовке кадров: башкирские гимназии (или школы) – башкирские вузы – назначение на ответственные должности. Ежегодно способных выпускников башкирских школ и гимназий отправляли учиться заграницу (в основном в Германию, Турцию и Египет). Тысячами направляли учиться в престижные вузы Москвы и Санкт-Петербурга. И все это – за государственный счет.
    Ответить
  • Анонимно 16 май
    И такое счастье припадало только башкитрам Зауралья и Южного Урала, какие-то илишевские, давлеканские и прочие (северо-западные районы) такими привилегиями не пользовались. Преуспели в этом в основном медицинский, сельскохозяйственный, педагогические институты и Башгосуниверситет. В 90-е годы в медицинском 90 %-в студентов были башкирами, в основном “истинными” башкирами.
    В результате в течение 20-30 лет им удалось заменить национальными кадрами многих в руководстве, а также кадров в экономике, культуре и т.д. Сейчас как минимум 65 %-в врачей республики – этнические башкиры, то же самое и с учительским составом (в сельских районах особенно). В начале 90-х мне довелось побывать в Белорецкой больнице и в Республиканской КБ. Тогда я там башкирскую речь не услышал. А когда я там еще раз побывал в 2010 году –там почти все говорили на башкирском.
    Вот как мудро поступило руководство Башкирии. А наши развивают спорт. Спорт да спорт. Ничего не делают для подготовки национальных кадров.
    Ответить
    Анонимно 17 май
    из этих 65% башкирских врачей какой процент "настоящиз" врачей? Врачей фанатов своего дела, а не взяточников и мородёров?
    Ответить
    Анонимно 18 май
    Вы правы.
    Когда в Башкирии все кадры начали назначать по национальному признаку, качество медицинского обслуживания упало на порядок.
    Ответить
    Анонимно 12 июн
    Медицина во всей стране упала. Это в рязанских больницах тоже башкир набирали?
    Ответить
  • Анонимно 17 май
    Му́фтий (араб. مفتى‎ — muftī, производное от афта — «высказывать мнение») — высшее духовное лицо у мусульман. Наделён правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата.

    Айнур хазрат, ждём от вас как от муфтия много и много новых фетв)))
    Ответить
    Анонимно 25 май
    Ждите, ждите.
    Айнур до 22 лет знать не знал что такое ислам.
    Он родился и вырос в семье атеистов, можно сказать и безбожников,
    Их семья была известна тем, что они содержали по 15-25 свиней.
    Все детство и юношество Айнура прошли ухаживая за хрюшками.
    В 90-е годы не платили зарплату, а его родители тогда как раз затеяли строительство дома. причем большого, огромного дома.
    Чтоб достроить этот дом они были вынуждены так поступить, так они вышли из положения.
    Ответить
    Анонимно 22 авг
    Вы лжец, Биргалин с 16 лет в исламе.
    Вы ничего не знаете о его жизни.
    Ответить
    Анонимно 27 май
    Столько желчи!!!
    Как вы с этим живете?
    Не мешает? Жить, дышать,спокойно спать?
    Весна!!! Наслаждайтесь!!!
    Любите и будьте любимы!!!Общайтесь с детьми!!! Как у них всё просто, искренне, чисто, без зависти и злобы.
    Ответить
  • Анонимно 21 ноя
    Если бы не старые бабаи, хазраты на местах, которые в советское время под угрозой увольнения и репрессий смогли сохранить ( финансировать) мечети за счёт хаиров от проведения аятов, не смогли бы отстоять мечети от чужаков, мы бы имели сейчас проблемы, поэтому отрицательно отзываться о стариках нельзя.Они были обучены учениками самого Зайнулла Расулева. Цепочка прямого обучения от Хазрата к Хазрата.тот же Нурмухамат имел в наставниках Имаметдин Хазрата (сын Гайсы муллы), который был восприемником ,получил Иршат от Михажетдин Хазрата, Халяф Хазрата, ГабдельГани Хазрата и Мужаур Хазрата- имевшие дипломы медресе Расулия, Галия.... обученные в том Аль Азхаре в Каире....по прямой цепочке иршатов Имаметдин Хазрат намного выше уровня приезжих кипрских и других шейхов.Его отец был замучен в НКВД 09.03.1943 года, сам был исключен из Уфимского пехотного училища и репрессирован , сослан в шахты, не имел потом права жить в городах...но способствовал открытию мечети в 1946 году в Челябинске...но не был публичным человеком, не фотографировался....поэтому его знают не все, он молился и обучал на дому всю жизнь, содержал стариков без пенсий....
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров