«Культура Золотой Орды стала ярчайшим самобытным феноменом»
Из книги «…Окаянная дщерь Златой орды...»: к 750-летию Улуса Джучи. Часть 6-я
Историк и колумнист «Реального времени» Булат Хамидуллин издал книгу «…Окаянная дщерь Златой орды...» (Казань, Татарское книжное издательство), посвященную Казанскому ханству. Первый раздел монографии знакомит читателя с феноменом золотоордынской цивилизации и ее историческим наследием. В преддверии отмечаемого в Казани 750-летия Золотой Орды предлагаем читателям ознакомиться с очередным фрагментом этого раздела (см. части 1, 2, 3, 4, 5).
Роль городов в истории Золотой Орды особенно велика еще и в силу того, что они становились главными центрами сосредоточения не только торгово-ремесленной и политической, но и интеллектуально-духовной жизни, местами формирования и функционирования золотоордынской культуры.
Культура кочевников благодаря их высокой мобильности всегда обогащалась сильнее в результате более частых пересечений и контактов с многочисленными соседями. Монголо-татарские завоевания и возникновение Улуса Джучи привели в действие еще более широко охватывающие культурно-исторические процессы. Как империя, Золотая Орда соединила в единую политическую плоскость земли, населенные носителями самых разнородных культур, что обусловило не только взаимообмен социально-политическим опытом и усиление торгово-хозяйственных связей, но и интенсивное межкультурное взаимодействие. Золотая Орда, впитав в себя культурные традиции многочисленных народов и племен Евразии, синтезировала новую культуру, ставшую ярчайшим самобытным феноменом!
Ее складывание происходило со второй половины XIII века в основном путем смешения местных восточноевропейских (булгарских и кыпчакских в первую очередь) и пришлых центрально-азиатских (киданьско-чжурчжэньских и татаро-уйгурских в первую очередь) традиций. Малочисленные пришельцы из Центральной Азии восприняли высокую культуру подчиненных народов, одновременно привнеся в нее множество черт собственного евразийского наследия, а также влияние древнейших высокоразвитых цивилизаций Востока (например, Китая и Персии).
Наиболее выраженное и заметное культурное смешение, взаимопроникновение и взаимообогащение можно лицезреть на примере золотоордынского художественного искусства. Для раннего периода его развития (вторая половина XIII века) характерно проникновение в его стиль дальневосточных и центрально-азиатских традиций, которые переплетались с местными мотивами. Его стилевому синкретизму способствовал симбиоз степной кочевнической и номадо-земледельческой, сугубо оседлой и городской изобразительных традиций. Также оно оказалось наполнено восточным и европейским колоритом: «в ювелирном деле, художественных ремеслах, керамике, архитектуре заметно проявляются китайские, монгольские, иранские, ближневосточные, европейские составляющие» (М.Б. Пиотровский). Позднее — на рубеже XIII—XIV веков — на него все больше начинают влиять ислам, ставший в первой четверти XIV века при хане Узбеке официальной религией в Золотой Орде, и искусство мусульманских стран. Ислам привносит свой колорит и особенности: теперь художественная стилистика попадет под регламентацию мусульманских канонов, стремящихся свести изобразительность к рамкам каллиграфии и орнамента. Хотя в народно-бытовом творчестве намного дольше сохраняется использование образов, шедших от доисламской традиции. В возникшем новом искусстве «тюркские художественные традиции… вступили в творческий диалог с художественными приемами Монголии, Китая, Средней Азии, Среднего и Ближнего Востока, России и Восточной Европы», что «отражает живые материальные и духовные связи, существовавшие у Золотой Орды со всем миром» (М.Б. Пиотровский).
Художественное изобразительное творчество развивалось в основном в декоративно-прикладном жанре (что в принципе типично для средневекового искусства). Украшения, детали костюма, посуда, предметы быта и культа, оружие, воинское и конское снаряжение — все это пышно декорировалось благородными металлами, драгоценными камнями и самоцветами, чеканкой, гравировкой, полихромной росписью и резьбой с растительными, геометрическими, зооморфными, антропоморфными и арабесковыми изображениями и орнаментами. Многие изделия, вышедшие из-под рук золотоордынских творцов, являются подлинными шедеврами искусства и на сегодняшний день по достоинству занимают место в экспозициях и фондах ведущих музеев мира как в России (в частности, в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге), так и за рубежом.
Активное градостроительство в Золотой Орде стало основой развития еще одного изобразительного жанра — монументально-декоративного — и появления его шедевров в виде мозаичных, майоликовых и резных терракотовых облицовок, фресковых росписей, орнаментальной резьбы по камню и гипсу, гипсового литья и пластики. Особого расцвета достигла расписная декоративная майолика с богатым полихромным и орнаментальным декором, золочением, которой облицовывали фасады и интерьеры зданий, надгробия. В конструктивно-декоративных деталях, композиции орнамента, красочной многоцветности сохранившихся архитектурных памятников Болгара, Солхата, Кырк-Ер (Чуфут-Кале), Эски-Юрта (Бахчисарая), Ургенча и прочих городов отразилось влияние архитектуры мусульманских стран Средней Азией, сельджукской Малой Азии, мамлюкского Египта, хулагуидского Ирана.
Как уже было отмечено выше, искусство Золотой Орды впитало традиции множества народов, и исследователи справедливо отмечают его синкретичный характер. Но и говорить об исключительно заимствованном извне характере искусства Золотой Орды также было бы в корне неправильно, поскольку «произведения золотоордынского искусства достаточно ярки, выразительны и хорошо узнаваемы» именно в силу своей уникальности, что свидетельствует не просто о синтезе традиций, но и выработке на его основе «определенного и во многом единого стиля» (Э.Д. Зиливинская). Как точно подчеркнул в свое время Г.А. Федоров-Давыдов, «разноголосица эклектически соединяемых элементов покрывалась мощным звучанием нового стиля в прикладном искусстве — главном искусстве золотоордынской культуры, стиля в значительной мере «патетического» с сильной тенденцией к «живописности»… Благодаря этому высокохудожественные произведения мастеров Золотой Орды получили широкую известность далеко за ее границами; например, встречались в дворцовом обиходе русских правителей, церковных иерархов (М.Г. Крамаровский). Более того, по мнению искусствоведов, они оказали заметное влияние, особенно в области художественной обработки металла и ювелирного дела, на творчество средневековых мастеров в соседних и дальних странах, в частности русских и западноевропейских.
Культурный прогресс, вызванный возникновением Золотой Орды, нашел отражение не только в изобразительном искусстве — не менее мощный импульс развития получила духовная, гуманитарная культура. В результате образования единого государства у тюркских народов сложилось и единое культурно-языковое поле, следствием чего явились коренные подвижки в лингвистической ситуации. На почве местных огузо-кыпчакских и булгарских диалектов в городах вырастает общенародное разговорное койне, а на его основе, в свою очередь, общий литературный тюркский язык, впоследствии ставший основой для старотатарского и других тюркских литературных языков. Большое значение имело начало использования единой письменности сначала на основе уйгурского алфавита, а по мере распространения ислама — арабской графики. Высшие и средние слои населения страны получили возможность глубже изучать грамоту и основные каноны ислама благодаря широкой сети мектебов и медресе, при которых работали библиотеки, школы каллиграфов и переписчиков. На значительный уровень грамотности среди жителей указывают находки многих бытовых предметов с надписями, а также многочисленные надмогильные эпитафии.
Наличие письменности и литературного языка стало фундаментом для развития многожанровой литературы, являющейся еще одним индикатором высокой культуры и цивилизованности в Золотой Орде. Это хорошо показано в обобщающих работах современных исследователей (Х.Ю. Миннегулов, Р.Р. Бухараев). В средние века мыслители, писатели, духовные деятели, как правило, могли существовать и работать только лишь благодаря поддержке и благотворительности сильных мира сего, что считалось богоугодным делом. В Золотой Орде науке и литературе особое покровительство оказывали ханы Берке, Узбек и Джанибек: при их дворах и покровительстве жили и творили многие крупные ученые, писатели из различных стран мусульманского Востока — Египта, Сирии, Малой и Средней Азии. По словам средневекового арабского историка Ахмеда ибн Арабшаха, столичный Сарай «сделался средоточием науки», за короткий срок собрав столько «ученых и знаменитостей, словесников и искусников», сколько не собиралось и в Каире. В то же время, говоря о весомом вкладе и положительном влиянии выходцев из-за границы, необходимо отметить, что не меньшую роль в расцвете литературы золотоордынской эпохи сыграли местные представители, о чем свидетельствуют нисбы, то есть части имен многих деятелей духовной культуры, указывающие на место их рождения: -Булгари, -Кыпчаки, -Сараи, -Хорезми и т.д. «Академическая мобильность» проявлялась и в том, что ордынские интеллектуалы выезжали в другие мусульманские страны.
Золотоордынская литература органично соединила раннетюркские, в том числе булгарские традиции, восходящие к Ахмаду Югнаки, Юсуфу Баласагуни, Ахмеду Ясави, Сулейману Бакыргани, Кул Гали и др., с письменной культурой арабо-персидского мусульманского Востока (Фирдоуси, Газали, Низами, Аттара, Руми, Саади, Маарри, Абу Хамида, Навои и пр.). Значительная часть произведений создавалась путем компиляций сочинений известных арабских и персидских авторов, после перевода на тюркский язык и адаптации к тюркской культуре вошедших «в местный фольклорный и литературный канон» (Э.Г. Сайфетдинова). Большинство памятников письменности Улуса Джучи создано на тюркском языке; учеными также широко использовался арабский язык, поэтами — фарси. Литературные памятники Золотой Орды отличают богатство идейного содержания и художественных форм, утонченность речевой стилистики, многообразие поэтических и прозаических жанров: газели, дастана, касыды, кыйссы, мадхии (оды), марсии (элегии), повести, рубаи (четверостишия), стихотворного романа, фарда, хикаята, «ящичной композиции» и др. В силу средневековой специфики между религиозными и светскими, художественными и научно-философскими произведениями, как правило, сложно провести четкую грань, в них сочетаются эстетические, познавательные, этико-поучительные смыслы. Основными мотивами сюжетов писателей Золотой Орды, как поэтов, так и прозаиков, были различные вопросы человеческого бытия, смысла жизни, отношения к Богу, справедливого устройства общества, взаимоотношений правителей и подданных, любви, морально-этические проблемы и др.
Без преувеличения, в сокровищницу мировой литературы вошли такие созданные золотоордынскими писателями религиозно-нравоучительные произведения, как «Кысас ал-анбия» («Сказание о пророках») Бурхан ад-дина Рабгузи (1310 год), «Каландар-наме» Абу Бакра Каландара (1320–1340-е годы), «Нахдж ал-Фарадис» («Путь в рай») Махмуда Булгари (1358 год), «Джумджума султан» («Царь-череп») Хисама Кятиба (1369 год), «Кисекбаш» («Отсеченная голова») неизвестного автора; произведения светского характера: «Мухаббат-наме» («О любви») Хорезми (1353 год), «Хосров ва Ширин» («Хосров и Ширин») Кутба (1383 год), «Гулистан бит-тюрки» («Гулистан на тюрки») и «Сухаиль и Гульдурсун» Саифа Сараи (1391 год), лирические стихи Ахмада Ходжи ас-Сараи, Мавля Казыя Мухсина, Мавляна Исхака, Факиха Берке и др. Грандиозные исторические события золотоордынской эпохи нашли отражение в таком эпическом сказании, как дастан «Идегей». Эти произведения стали классикой тюрко-татарской литературы, заложив ее основы и определив направления бытования вплоть до современности.
Наряду с художественной литературой, местными и приезжими авторами в городах Золотой Орды создаются и научные трактаты по риторике, теософии, шариатскому правоведению, естествознанию (как прикладному, так и теоретическому), медицине; здесь расцветает «культура… арабских звездочетов…, мусульманской духовной учености, толкователей Корана, математиков и астрономов» (Г.А. Федоров-Давыдов). Уместно привести такой интересный пример: Саиф Сараи в поэме «Сухаиль и Гульдурсун» в образной форме упоминает о вращении Земли вокруг Солнца примерно на 150 лет раньше появления научной гелиоцентрической концепции Николая Коперника. Также известны относящиеся к Золотой Орде сочинения о путешествиях, словари, формирующаяся официальная, в том числе придворная, историографическая и генеалогическая традиция, дошедшая до нас в более поздних сочинениях…
Продолжение следует
Справка
Булат Лиронович Хамидуллин — историк, писатель, переводчик.
- Член правления Союза писателей РТ, кандидат исторических наук, руководитель Центра изучения татарской диаспоры Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ (ИТЭР), выпускающий редактор журнала «Поволжская археология».
- Автор идеи иллюстрированных книжных серий «История татар» и «История татар в лицах», книг «Из глубины столетий», «Народы Казанского ханства», «Хазары и их вассалы глазами современников», «Окаянная дщерь Златой орды...» и др.
- Автор более 200 публицистических и научных статей, в том числе для Большой российской энциклопедии.
- Лауреат международной премии им. Кул Гали, заслуженный работник культуры РТ, лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники.
комментарии
Чтобы злодеяния не повторялись.
Пришлые монголы ни чего сами не создали .Их ханы будучи талантливыми в военном деле , администрировании и координации процессов , ПОНЯЛИ ВЫГОДУ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДОВ на завоеванных землях и согнали в Нижнее Поволжье , Сев.Причерноморье и Сев.Кавказ----большое количество строителей и ремеслеников из среды ОСЕДЛЫХ ЗАВОЕВАННЫХ народов --хорезмийцев , русских ,болгар алан и т.д.
Кипчаки в данном поцессе не участвовали так как они не умели строить города и не знали высокотехнологичного ремесленного дела ..Они как кочевали так и продолжали кочевать .
Да к тому же это монгольское племя "татар" было вырезано Великим монголом Чингизханом в 1202 году.
Что за "чудеса"?
К тому же в Золотой Орде не было ни одного ни монгольского, ни тюркского племени, которое САМО СЕБЯ называло бы "татары".
Кеше үз исмене инкяр итәрме,
Татарлыкта татар угълы татармын,
Татар түгел димә — башың ватармын!»
Дәрдмәнд (1859—1921)
Татарин от татарина не отречется,
Татарин именем татарским наречется.
Ты сын татарина и сам татарин,
Откажешься, смотри – башку продавим.
Перевод Венеры Думаевой-Валиевой
Монголов в Золотой Орде было очень мало -- 4 тысячи.
Золотую Орду все называли "Державой Татар", "Великой Татарией".
Дети, внуки и правнуки татар с 14 века называются татарами.
Это сибирские татары, это крымские татары, это астраханские татары, это казанские татары, это татары-мишары, это польско-литовские татары, это татары Румынии, Финляндии, США, Австралии, Турции, Казахстана, Украины, Узбекистана, Белорусии, Китая, Японии...
Современные татары культурный народ, а не варвары и бандиты.
Это не только кочевые города, вот, например, некоторые иcследователи утверждают, что греческое слово "полис" - город происходит от слова поле, полесье - ровной местности, на которой начиналось строительство поселений и городов в трипольской культуре. Начиналось с размещения каких-то повозок и примитивных деревянных сооружений. В трипольской же культуре поселение называлось, по некоторым сообщение, словом /карт/, что соотносится с чувашским словом /карта/ - ограда и татарским /кирта/- препятствие. В свою очередь, тюркское слово /кар/ - город демонстрирует близость словам /кор/- возводить, перекрывать, строить,/коры/ - сухой, зачищать, скрести и др. /кир/ - грязь, в некоторых диалектах глина, /кыр/ - поле.
А то какой то кошерный халяль получается
Интересная статья, хорошо дополняет сюжет о татарской истории в последней передаче 7 дней по ТНВ.
Они уничтожили полностью древних татар ..
Это истина .
Чингисхан палач и убийца этих древних татар Восточной Монголии .Все известные ученые так считают ..
Но почему то несмотря на это , увлеченные историей этих татар некоторые "товарищи" возвеличивают Чингисхана?
Думается что с психическое здоровье этих "товарищей" не совсем в норме ...
Татарами называли МОНГОЛ европейцы , русские ,арабы китайцы кавказцы
Но сами монголы себя называли МОНГОЛАМИ или по названию своего племени
После принятия Ислама и перехода на тюркский язык монголы разедилились на ногаев , узбеков , казахов , каракалпаков .А эти этномассивы делились на племена:кият, селджуит , мангыт , аргын баргын найман кунграт и тд
Но эти вышеназванные народы КОЧЕВЫЕ ОРДЫНЦЫ ,ни когда СЕБЯ не называли татарами и сегодня СЕБЯ НЕ ТАК НАЗЫВАЮТ .
Все эти вышеназванные народы , прямые потомки кочевых Золотордынцев ,ИМЕЮТ БЛИЗКИЙ друг другу культуру , образ жизни , антротип и генотип
То есть ОТДЕЛЬНОГО НАРОДА под назвнием ТАТАРЫ(НЕ МОНГОЛЫ) в Зол Орде - НЕБЫЛО
А поволжские и сибирские татары , да и горные и южнобережные татары Крыма не имеют ни какого генетического и культурного родства с этими прямыми потомками монгол и в целом кочевых ордынцев-завоевателей
КУДА ЖЕ ИСЧЕЗЛИ МОНГОЛЫ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ? ИЛИ ИХ ПРОСТО НЕ БЫЛО В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ?
сам ты одна большая путаница
ПОСЛЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ ОСТАЛИСЬ ТАТАРЫ, НОГАИ, УЗБЕКИ, КАЗАХИ И РУССКИЕ. Куда интересно подевались сотни тысяч монголов, живших в Золотой Орде? Где они? Куда девался монгольский язык, монгольские гены, монгольская письменность, монгольские песни, монгольская одежда? Единственный монгольский народ в Европе это калмыки, но предками калмыков являются ойратские племена, откочевавшие в конце XVI — начале XVII веков из Джунгарии на территорию современного Казахстана и в Восточную Сибирь, а затем — на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий. То есть монголы-калмыки не наследники Золотой Орды.
КУДА ЖЕ ИСЧЕЗЛИ МОНГОЛЫ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ? ИЛИ ИХ ПРОСТО НЕ БЫЛО В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ?
Ответить
------------------------------------------------------------
какой же ты отсталый тугодум!
У казахов , кочевых узбеков , ногаев , каракалпаков выявлены МОНГОЛЬСКИЕ гаплогруппы и их субклады монгол .Это доказывает что они ПОТОМКИ МОНГОЛ , прежде всего по отцовской линии
Все генетики с этим согласны , Также монгольские племена которые были еще при Чингисхане , сейчас есть у казахов ногаев, кочевых узбеков, каракалпаков
Антротип этих народов по определению антропологов имеет преемственность от монгоольского
Культура этих народов имеет преемственность от монгольской культуры
Термин "татары" по отношению к народам империи Чингисхана и его потомков, для временного отрезка 1202 г. по 1920 г. , это нонсенс для серьезных исторических исследований. Правильнее будет называть их тюрко - монголы, тюрко-монгольские государства. Путаница с этим термином выгодно лишь для некоторых политиков.
Ответить
-------------------------------------------------------------
Совершенно точно.
Не случайно у хана Узбека официальный титул назывался --"Султан монгол, кипчаков и тюрков "
Но в его титиуле народа "ТАТАР" -НЕТ!
Название «Золотая Орда» условно: никакое государство так не называлось. Этот весьма эмоциональный термин ввели в оборот древнерусские книжники в XVI веке, когда могущественная когда-то татарская империя (есть такое понятие в историографии) уже канула в Лету. И летописцы рассказывали о том, как Россия ее разгромила. Чем сильнее поверженный враг, тем величественнее одержанная победа. Так под пером русских историков «Орда» стала «Золотой».
Считается, что это название возникло под влиянием яркого образа золотого парадного шатра татарских ханов. Сами ордынцы называли свое государство просто: Улу Улус - «Великое государство». В текстах их соседей можно встретить наименования «Орда» и «Татария» («Великая Татария»).
Слово «орда» в тюркских языках означало «ставка, местопребывание правителя». Что же касается татар, то это тюркский народ Восточной Азии. По мере завоеваний в XII - XIII веках татарами стали называть всех кочевников восточной части Великой степи, от Причерноморья до верховьев Иртыша, а потом - вообще жителей Орды. Хотя реально в ней жили тюрки (татары, кипчаки, волжские булгары, башкиры и др.), славяне (русские), финно-угры (мордва, черемисы, вотяки) и др. Монголы составляли политическую и социальную элиту, но их было мало, и они постепенно растворялись в массе татар.
Казахи, узбеки и ногайцы это не монголы и монголами не когда не были. Они тюрки.
ГДЕ МОНГОЛЫ?
ГДЕ МОНГОЛЫ?
Не такого могильника ..
Хотя за этот Золотордынский же период обнаружены сотни и тысячи монгольских , кипчакских , булгарских аланских , русских , хорозмийских могильников .
Где же татарские могильники 13,14 веков на территории Зол.Орды ?
Их просто нет.
Так как народа , под названием татары в Зол.Орде просто не было .
Проодолжение кочевых ордынцев , господстущего слоя в Зол Орде -это ногаи , казахи , каракалпаки , кочевые узбеки ..
Почему они себя не назвыли и не называют ТАТАРАМИ?
Почему Батый и Сартах говорили Рубруку что им не нравится , когда русские и европейцы их ОШИБОЧНО называют "Татарами" ..Они говорили Рубруку что татарского народа сейчас уже нет .Они были уничтожены еще при правлении Чингисхана , .Остатки татар по словам Батыя Чингис, дед Батыя ставил впереди , как штрафников в ВОВ и все они погибли ..
Не зря Карпини свой труд озаглавил " История МОНГОЛ которых мы европейцы называем ТАТАРАМИ"
В Зол Орде народа с САМОНАЗВАНИЕМ " ТАТАР" -НЕ БЫЛО
Таким образом, стало быть, мы направились к Бату, держа путь прямо на восток, и на третий день добрались до Эти-лии 105; увидев ее воды, я удивился, откуда с севера могло спуститься столько воды. Прежде чем нам удалиться от Сартаха(сын Бату), вышеупомянутый Койяк вместе со многими другими писцами двора сказал нам: «Не говорите, что наш господин — христианин, он не христианин, а Монгал», так как название «христианство» представляется им названием какого-то народа. Они превознеслись до такой великой гордости, что хотя, может быть, сколько-нибудь веруют во Христа, однако не желают именоваться
христианами, желая свое название, т. е. Монгал, превознести выше всякого имени; НЕ желают они(МОНГОЛЫ) называться и Татарами. Ибо Татары были ДРУГИМ народом.._
---------------------------------------------------------------
Как видим Рубрук прямо пишет , что Бату , ег сын Сартах и их окружение МОНГОЛЫ
Чингис повсюду посылал вперед Татар, и отсюда распространилось их имя, так как везде кричали: «Вот идут Татары». Но в недавних частых войнах ВСЕ ОНИ (ТАТАРЫ) они были перебиты. Отсюда упомянутые Монгалы ныне хотят УНИЧТОЖИТЬ это чужое название("татары") и возвысить СВОЕ ("монгол"). Та земля, в которой они были сперва и где .находится еще двор Чингис-хана, называется Онанкеруле 118.
Но так как Каракарум есть местность, вокруг которой было их первое приобретение, то они считают этот город за царственный и поблизости его выбирают своего хана.
Грузинский ХРОНОГРАФ XIV В.
явились люди некие из местности
дивной, именуемой Каркорум,
чуждые ликом, нравами и внешностью. Ибо в древних книгах где
либо
не найти повести о них, потому как суть они чужды по языку, чужды обличьем, чужды бытом; не знали
вкуса хлебного, но мясом и молоком бессловесных питались. Однако были телом совершенны, плотью
дородны и мощны ногами, прекрасны и белолицы, с глазами узкими и карими, удлиненными и яркими;
большеглавые, с волосами темными и частыми, плосколобые, с носами настолько низкими, что щеки
возвышались над носами и видны были лишь маленькие ноздри; губы м
алые, зубы ровные и белые;
совершенно безбородые. Такие необычные имели они лица. Но недивитесь никто тому, что все они и мужчины и женщины обладали какой
-то удивительной внешностью. Вместе с тем обрели они
мужество и были лучниками
избранными, б
езупречно стреляющими из своих тугих луков
тяжелыми стрелами, удара которых не выдерживали никакие доспехи. Особенно ловки они были на
лошадях, ибо на лошадях они вырастали, не знали доспехов, кроме лука и стрел
Уйгуры же были служителями идола, которого называли Куджном. Обрели они письмо с малым
[количест
вом] букв, ибо пишут они книги
5
имея [в алфавите] шестнадцать букв, которые просты для
изучения и легко понимаемы. Они же создали в виде короникона [цикл]
двенадцать лет по названию
двенадцати бессловесных животных и каждого бессловесного животного поставили во главе каждого
года, как некогда в древности мудрые эллины [создали] двенадцать зодиаков, что суть звезды и
созвездия солнца и луны. Каждому из этих с
озвездий отвели они по тридцать солнечных дней (и суть
они животные, но [знаки] зодиака), также во главе каждого года отвели место одному животному и по
истечении двенадцати [лет] животных начинали заново... достигнув
двенадцатого года, вновь начинают счисление лет, которые называют так: Колгунджил, Укурджил, Парсинджил, Тавлаинджил, Луилджил,
Могилджил, Моринджил, Кокинджил, Мечинджил, Таганджил, Нохинджил, Какаинджил. Таковы
названия двенадцати животных, каждому из которых отвели главенство каждым годом и
первым из них
сделали Колгуна, которое есть Мышь, затем идут Корова
6
, Леопард, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца,
Обезьяна, Курица, Собака и Свинья. Это им
ели они для счисления лет, как мы, грузины, короникон.
В обычае же было у них поклонение единому богу, которого на языке своем называли Тенгри. И
начинали писать так: “Мангу Тенгри Кучундур”, то есть: “Силою бессмертного бога
Обходились они малым [количе
ством] пищи, ибо ели всякую тварь: плоть кошачью, собачью и
всякую.
Племя их прежде, так же, как и ныне, делилось на множество родов, из которых упомянем лишь
двенадцать названий: первейший род: Сакиры, [затем] Хинди, Каты, Налир, Оирд, Сулдус, Нахимы,
Кон
кард, Мангут, Тангуты, Каит и Угуры. Угуры же поклоняются идолу, которого называют
Кунджитом. Они НАЗЫВАЮТ СЕБЯ на языке своем "МОНГОЛ, грузины же
ТАТАРАМИ , коих представлю единым миром
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
1) описаны люди монголоидной внешности
2)каждый месяц у них имеет название определенного животного Животные написаны на МОНГОЛЬСКОМ ЯЗЫКЕ.Например НОХИН-ДЖИЛ -год собаки
Джил -год в переводе с монгольского . У тюрков- ел , жол,джол.Монгольский и тюрский языки -родственны (Алтайская семья )и у них много общей лексики
Нохай имя - белярбека Ногая .
3) монголы тогда верили ТЕНГРИ
4) Монголы называли себя естественно "МОНГОЛАМИ", а грузины как все кавказцы -их, монгол называли "ТАТАРАМИ"
Вот эта цитата из этого хронографа
"Они НАЗЫВАЮТ СЕБЯ на языке своем "МОНГОЛ, грузины же
ТАТАРАМИ , коих представлю единым миром"
Именно эти народы сохранили ПЛЕМЕННУЮ СТРУКТУРУ Зол Орды , у них антротип МОНГОЛОИДНЫЙ , КУЛЬТУРА и ГЕНОТИП преемственны..
А предков казанских татар к приходу русских на Среднюю Волгу соседние народы и ордынцы называли СУАСАМИ (чювашой по русски)
А вот Хакимов и Исхаков утверждают , что эти мусульмане-суасы-чюваши - это потомки ордынцев ))
Хочется спросить Хакимова и Исхакова " А где среди поволжских татар ордынские племена --найманы , кунграты, аргыны баргыны кияты ,кереиты селджуиты и тд????,
"Археолого-этнографические параллели /Смирнов, 1951; Халиков 1978,1989/ и
антропологические материалы /Трофимова, 1949; Алексеев, 1971/ позволяют говорить о преемственности средневековых булгар и казанских татар."
"Характеризуя краниологическую серию казанских татар, В.П. Алексеев /1971/ отмечает ее европеоидность. По его мнению, основу формирования антропологического состава волжских татар, составил европеоидный тип, на который наслоился низколицый компонент, представляющий один из вариантов субуральского типа."
"Сравниваемые серии волжских булгар с преобладанием местного компонента наименее удалены от финно-угорских групп, особенно правобережных /мордва и горные мари/ и прикамских /коми-пермяки и южные удмурты/. Из тюркоязычных групп наиболее близки к волжским булгарам южные чуваши и чуваши б.Спасского уезда /Казанской губ./. С серией татар Поволжья наиболее сближается серия "Окрестности Казани", которая датируется поздним временем и, по существу, является собственно татарской. Суммарная серия волжских булгар наименее удалена от краниологических материалов мордвы-эрзи. Имеются археологические данные, позволяющие не считать этот вывод случайным. Как указывает А.П.Смирнов /1957/, участие Городецкого населения в формировании предбулгарского населения было значительным."
"Сходство отдельных серий и суммарной серии волжских булгар с современными материалами, характеризующими финские народы Поволжья и Приуралья еще раз говорит о доминировании автохтонного компонента в составе волжских булгар. Сравнительно небольшой уровень дифференциации по краниометрическим признакам тюркоязычных и финских народов Поволжья /см.табл. 14/ говорит о сходной антропологической основе их формирования, уходящей корнями, по крайней мере, в эпоху железа."
Тип этнических РАННИХ болгар --зливкинский тип близкий к памиро-ферганскому .
Этнические болгары в период Зол. Орды смещались с аланами --барсилами ,аскелами-суасами и буртасами и ЗЛИВКИНСКИЙ БУЛГАРСКИЙ ТИП к 14 веку почти -ИЗЧЕЗ ..
У поволжских татар- памиро-ферганский тип, близкий к булгарскорму проявляется весьма слабо ...У чуваш его вообще нет.
Некоторые группы болгар сильно смешались с местными финнскими народами и у этого метисного населения был существенный Уралоидный компонент .Эти группы могут иметь некоторое родство с современными чувашами , но ЧЕРЕЗ общий СУБУРАЛЬСКИЙ компонент
Трофимова исходя из доступных ей данных сделала неправильный вывод о доминировании алан в ВБ. Современные исследования показывают, что длинноголовый тип не доминировал.
А работа С.Г. Ефимовой вовсе говорит о доминировании в составе волжских булгар автохтонного населения связанного с финно-угорскими народами
Он целым рядом особенностей (морфология носа, абсолютные размеры лица, пигментация) СБЛИЖАЕТСЯ С ПОНТИЙСКИМ типом. Не исключено, что этот тип проник в Поволжье вместе с т.н. ас саклабами (светловолосыми по Ш. Марджани), о которых писали арабские источники VIII - IX вв., помещая их в Нижнем, а позднее (Ибн Фадлан) и в Среднем Поволжье .Или же он оказался на Средней Волге с русами .
Ефимова С.Г. в книге "Палеоантропология Поволжья и Приуралья" пишет:
"Археолого-этнографические параллели /Смирнов, 1951; Халиков 1978,1989/ и
антропологические материалы /Трофимова, 1949; Алексеев, 1971/ позволяют говорить о преемственности средневековых булгар и казанских татар."
"Характеризуя краниологическую серию казанских татар, В.П. Алексеев /1971/ отмечает ее европеоидность. По его мнению, основу формирования антропологического состава волжских татар, составил европеоидный тип, на который наслоился низколицый компонент, представляющий один из вариантов субуральского типа."
"Сравниваемые серии волжских булгар с преобладанием местного компонента наименее удалены от финно-угорских групп, особенно правобережных /мордва и горные мари/ и прикамских /коми-пермяки и южные удмурты/. Из тюркоязычных групп наиболее близки к волжским булгарам южные чуваши и чуваши б.Спасского уезда /Казанской губ./. С серией татар Поволжья наиболее сближается серия "Окрестности Казани", которая датируется поздним временем и, по существу, является собственно татарской. Суммарная серия волжских булгар наименее удалена от краниологических материалов мордвы-эрзи. Имеются археологические данные, позволяющие не считать этот вывод случайным. Как указывает А.П.Смирнов /1957/, участие Городецкого населения в формировании предбулгарского населения было значительным."
"Сходство отдельных серий и суммарной серии волжских булгар с современными материалами, характеризующими финские народы Поволжья и Приуралья еще раз говорит о доминировании автохтонного компонента в составе волжских булгар. Сравнительно небольшой уровень дифференциации по краниометрическим признакам тюркоязычных и финских народов Поволжья /см.табл. 14/ говорит о сходной антропологической основе их формирования, уходящей корнями, по крайней мере, в эпоху железа."
Они (татары) на самом деле сарматы, но из-за магометанства татарами именуются. ... 211
Татарская история. Татищев В.Н.
Они (татары) на самом деле сарматы, но из-за магометанства татарами именуются. ... 211
Татарская история. Татищев В.Н.
АНТРОПОЛОГИЯ № 4/2012: 18–36
НОВЫЕ КРАНИОЛОГИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ВОПРОСУ ОБ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ СУБСТРАТЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ АЛАН
Аланская группа :
Средняя Волга
Биляр суммарно(Татарстан)
Танкеевский (Татарстан)
Ташкирмень (Татарстан)
част могильников окрестностей Казани (Татарстан)
Булгар могильник ""Бабий Бугор""(Татарстан)
Березовский(Самарская обл)
Северный Кавказ
Змейская (Осетия)
Нижний Архыз (КЧР)
Адиюх -( КЧР )
-ланские могильники условно названные ""Черкессия" -суммарно--( Адыгея и КЧР )
Мамисиндон-часть серий (Осетия)
Балабанка --(Краснодарский край )
Казазово -(Адыгея )
Самтавро -(Грузия)
Подонье
Верхний Салтов (Харьковскаяобл.Украина )
Маяцкий (Воронежская обл )
Новохарьковский (Воронежская обл )
Дмитровский (Белгородская обл)
И.Р. Газимзянов, Н.Г. Набиуллин Аннотация
В публикации представлены некоторые результаты антропологических исследований погребений Донауровского некрополя города Джукетау. Исследованная часть могильника датирована XI - XII вв. Всего выявлено около тридцати захоронений, совершенных по мусульманскому погребальному обряду. Антропологический материал иллюстрирует начальный этап этнокультурного и этногенетического взаимодействия между местным населением, имеющим поволжско-приуральские истоки, и группами населения, переселявшегося на Среднюю Волгу с территории распространения САЛТОВО-МАЯЦКОЙ культуры. Для первых характерен брахикранный мезоморфный морфотип с небольшой монголоидной примесью, для последних (салтовцев)- РЕЗКО европеоидный ДОЛИХОКРАННЫЙ краниокомплекс.
Ключевые слова: антропология, волжские булгары, Джукетау, Донауровский некрополь, мусульманский погребальный обряд.
Джукетау, археологические остатки которого расположены на западной окраине современного города Чистополя Республики Татарстан, обычно включают в число основных булгаро-татарских городов. Это один из немногих исторически известных и надежно локализованных городов Волжской Булгарии -он упомянут в одном ряду с Болгаром древнерусскими летописями XIV в. и нанесен на западноевропейские карты того же времени. В исследованиях Джукетау находят отражение общие особенности и характеристики современного этапа изучения Волжской Булгарии, в том числе более широкое применение в археологических исследованиях и исторических реконструкциях достижений естественных наук.
Вместе с тем средние показатели не совсем адекватно отражают антропологический состав населения, оставившего Донауровский некрополь. На индивидуальном уровне в мужской части серии можно выделить две группы черепов, различающиеся как по черепному указателю, так и по степени выраженности монголоидных признаков. Первую группу составили черепа резко ДОЛИХОкранного типа (погребения 8, 18, 21, 22), имеющие УЗКОЕ и невысокое лицо с хорошо профилированным и сильно ВЫСТУПАЮЩИМ переносьем (табл. 4). Их ЕВРОПЕОИДНАЯ подоснова не вызывает сомнений.
Во вторую группу вошли черепа с резко брахикранной формой (погребения3, 13) и более широким и уплощенным лицом, то есть эти черепа характеризуются монголоидными чертами физического облика. Правда, при этом следует отметить, что относительно низкое лицо придает этому морфокомплексу смешанный характер. Таким образом, антропологический состав исследуемой серии, особенно мужской ее части, неоднороден. Несмотря на малочисленность серии, можно предположить, что выделенные по черепному указателю морфологические группы имеют РАЗНЫЕ генетические истоки. Сравнительный анализ ДОмонгольских краниологических серий, характеризующих антропологический состав Волжских Булгар (табл. 5, 6), показал, что ДОЛИХО-Мезокранные серии (например, серия из Танкеевского могильника) сочетают в своем физическом облике как европеоидные черты (узкое и невысокое лицо), так и некоторые монголоидные особенности субуральского типа (ослабленная профилировка лица и среднее выступание носа). В нашем случае ДОЛИХОКРАННЫЙ резко европеоидный компонент, который является условно ПРЕОБЛАДАЮЩИМ в серии из Донауровского некрополя, НЕ имеет местных корней и, вероятно, связан с пришлым населением , очевидно с аланами, , переселение которого из зоны распространения салтово-маяцкой культуры на Среднюю Волгу произошло в конце IX - начале X века. Брахикранные черепа смешанного мезоморфного типа могут представлять местные группы населения поволжско-приуральского генезиса(финно-угров), принявшие участие в формировании этнических и антропологических особенностей волжских булгар. Данная информация позволяет говорить о начальном этапе образования этого этноса(волжских болгар) как этнокультурном и этногенетическом симбиозе различных по происхождению групп населения, в том числе и средневекового населения города Джукетау. Дальнейшее накопление палеоантропологического материала позволит более детально проследить этот процесс.
В 50 годы 20 века антропологические исследования по Волжской Болгарии только начинались и она не могла делать такие заявления Приведи название его труда , укажи страницу где она это утверждала
Но ты не сможешь это привести , так как НЕТ ТАКОГО ЗАЯВЛЕНИЯ со стороны Трофимовой .
Исследования проведенные Трофимовой над поволжскими татарами , выявили что понтийский тип , к которыми относились и АЛАНЫ , у татар-мусульман Поволжья -ДОМИНИРУЮЩИЙ ТИП . У татар-мишар -61% , у Казанских татар-мусульман -40-45%,но у кряшен --лишь 10-15%
У кряшен уменьшение понтийского типа связано с подселением к ним финских народов , которых кряшены должны были обучить основам Православия , и русских , которые сами должны были помочь кряшенам в изучении основ Православия .Происходила метисация , и эти народы были ассимилированы кряшенами. Понтийский тип у кряшен конечно снижался
Трофимова также выявила сходство краниологических параметров татар , обладателей понтийского типа , с аланами Сев.Кавказа и Подонья
Краниологический тип ЭТНИЧЕСКИХ БОЛГАР -имеет сходство со средними и ранними САРМАТАМИ
У болгар была небольшая монголоидная примесь
В Донаурском могильнике (Джукетау г Чистополь Татарстан) черепа этнических болгар- отсутствуют
Ислам запрещает коллективные могилы и вскрытие могил .По этому аланы , принявшие Ислам , перестали хоронить в катакомбах
Алексеева установила близость краниологических параметров останков Березовского могильника с аланами Дмитровского некрополя (Подонье)
Березовский могильник находится на бывшей территории Волжской Болгарии
Саки -родичи алан.
----------------------------------------------------------
Долихо-мезокранные аланские черепа в Танкеевском некрополе обнаружили лишь несколько лет назад .
До этого это некрополь считался исключительно булгарским
Напольских В. В.
Булгарская эпоха в истории финно-угорских народов Поволжья и Предуралья
Видимо, в этих различиях, а также, возможно, в остающихся нам неизвестными особенностях политики местной племенной верхушки и лежит причина расхоэтноязыкового развития предков МАРИЙЦЕВ И ЧУВАШЕЙ в булгарскую эпоху. Сложение ОБОИХ этих народов НА ЕДИНОМ в культурном и антропологическом отношении,
СУБСТРАТЕ не подлежит сомнению: об этом однозначно говорит и БЛИЗОСТЬ антропологических типов, представленных У ЧУВАШЕЙ И МАРИЙЦЕВ , и особенности материальной КУЛЬТУРЫ , начиная от традиционного костюма и пищи и кончая музыкальными инструментами (причём здесь принципиально важна общность не только внешних форм, но и терминологии), и, наконец, само марийское название ЧУВАШЕЙ suasla mari букв. ‘татарский мариец’. Обилие чувашских заимствований в марийском языке [Räsänen 1920] указывает на то, что, собственно говоря, МАРИЙЦЫ сложились в результате ТОГО ЖЕ ПРОЦЕССА булгаризации МЕСТНОГО (ФИННО-волжского) населения, что И ЧУВАШИ , только в случае С МАРИЙЦАМИ процесс ЯЗЫКОВОЙ ассимиляции НЕ ДОШЕЛ ДО КОНЦА . Аналогию этой этноисторической ситуации можно найти, например, на Балканах: албанский язык содержит, наверное, не меньше разновременных романских элементов, чем аромунские диалекты, но процесс превращения его в романский язык всё-таки не завершился.
Ефимова С.Г. в книге "Палеоантропология Поволжья и Приуралья" пишет:
"Археолого-этнографические параллели /Смирнов, 1951; Халиков 1978,1989/ и
антропологические материалы /Трофимова, 1949; Алексеев, 1971/ позволяют говорить о преемственности средневековых булгар и казанских татар."
"Характеризуя краниологическую серию казанских татар, В.П. Алексеев /1971/ отмечает ее европеоидность. По его мнению, основу формирования антропологического состава волжских татар, составил европеоидный тип, на который наслоился низколицый компонент, представляющий один из вариантов субуральского типа."
"Сравниваемые серии волжских булгар с преобладанием местного компонента наименее удалены от финно-угорских групп, особенно правобережных /мордва и горные мари/ и прикамских /коми-пермяки и южные удмурты/. Из тюркоязычных групп наиболее близки к волжским булгарам южные чуваши и чуваши б.Спасского уезда /Казанской губ./. С серией татар Поволжья наиболее сближается серия "Окрестности Казани", которая датируется поздним временем и, по существу, является собственно татарской. Суммарная серия волжских булгар наименее удалена от краниологических материалов мордвы-эрзи. Имеются археологические данные, позволяющие не считать этот вывод случайным. Как указывает А.П.Смирнов /1957/, участие Городецкого населения в формировании предбулгарского населения было значительным."
"Сходство отдельных серий и суммарной серии волжских булгар с современными материалами, характеризующими финские народы Поволжья и Приуралья еще раз говорит о доминировании автохтонного компонента в составе волжских булгар. Сравнительно небольшой уровень дифференциации по краниометрическим признакам тюркоязычных и финских народов Поволжья /см.табл. 14/ говорит о сходной антропологической основе их формирования, уходящей корнями, по крайней мере, в эпоху железа."
Сейчас это окрестности д. Танкеевка Спасского района РТ.
Тюркский язык … тюркский язык и т.д.
Какой еще тюркский язык в татарском госуоастве?
Это что, Турция?
Чистейший татарский язык применяли жители Золотой орды. Прочитай те сохранившиеся источники тех времен и сравни с современным татарским литературным. Никакой разницы нету. А вот пробуй прочесть пиьсменные источники Московии тех времен – ничего не разберешь без словаря.
Вообщем то спасибо за статью. Статья хотя и половинчатая, но все же раскрывает правду о Золотой орды.