«Золотая Орда способствовала глобализации Старого Света»
Из книги «…Окаянная дщерь Златой орды...»: к 750-летию Улуса Джучи. Часть 4
Историк и колумнист «Реального времени» Булат Хамидуллин издал книгу «…Окаянная дщерь Златой орды...» (Казань, Татарское книжное издательство), посвященную Казанскому ханству. Первый раздел монографии знакомит читателя с феноменом золотоордынской цивилизации и ее историческим наследием. В преддверии отмечаемого в Казани 750-летия Золотой Орды предлагаем читателям ознакомиться с очередным фрагментом этого раздела (см. части 1, 2, 3).
«Первая в мире глобализация в Золотой Орде много сделала для сохранения единства в мире. Возможно, что без подобной глобализации Европа бы ходила до сих пор без штанов, а может, и не было бы эпохи Просвещения».
Историк Марк Крамаровский
Наряду с положительными политическими и этническими последствиями соединение огромных территорий в составе Джучидской империи, исчезновение между ними границ и таможенных преград создало предпосылки для складывания также и единого экономического пространства, дававшего доступ к огромным материальным ресурсам в гораздо большем масштабе, чем ранее, и создававшего возможность их аккумулирования. В конкретном случае Золотой Орды особенно значимо стало то, что в рамках одной социально-политической системы оказались объединены многочисленные группы людей, проживавшие в различных природных зонах с разнообразнейшим растительным и животным миром (пустыни и полупустыни на юге, степи и лесостепи, широколиственные леса, сибирская тайга на севере, а также горы и субтропики в Крыму и на Кавказе) и принадлежавшие к различным хозяйственно-культурным типам. Основную часть территории Золотой Орды, ее ядро составляли степи, население которых продолжало вести кочевую и полукочевую скотоводческую жизнь (в основном разводя овец и лошадей), перемещаясь с юга на север летом и в обратную сторону зимой.
Количество скота в Орде поражало впечатление путешественников: так, итальянец Иосафат Барбаро в течение шести дней наблюдал непрекращающееся перемещение стад, занимавших в степи все обозримое пространство до горизонта. Одновременно в периферийных районах и зависимых территориях (Хорезм, Северный Кавказ, Крым, Волжско-Камская Булгария, русские княжества) основой хозяйства являлось оседлое земледелие (в т. ч. на основе трехполья и перелога), садоводство (в т. ч. бахчевое), огородничество и стойлово-пастушеское скотоводство. Большую роль среди хозяйственных занятий населения играли бортничество, рыболовство и охота. Все это сделало экономику Золотой Орды многоукладной, и, в конце концов, по словам сотрудницы Оксфордского университета Мари Фаверо Думенжу, «привело к беспрецедентной интенсификации взаимных обменов» между территориями, особенно в Поволжье, являвшемся центральным регионом страны.
Огромное значение для поддержания и укрепления единства экономического пространства имело то, что на подвластных Джучиевому улусу землях была создана на более глобальном уровне общая система монетно-денежного обращения. Это было тем более важно, что многие территории, включенные в Орду, ранее не имели собственной развитой чеканки монет. Постепенно монетная система страны, состоявшая из ряда региональных монетных дворов, подвергалась все большей унификации. В ходе нескольких денежных реформ она была упорядочена и приведена к единой стройной структуре, включавшей золотые динары, серебряные дирхемы, медные пулы, которые стремились чеканить по единой весовой норме.
Но еще более важную роль, чем для развития внутреннего товарообмена, Золотая Орда сыграла в развитии международной торговли. Благодаря своему исключительно выгодному географическому положению она стала узлом, где пересекался целый ряд трансконтинентальных караванных торговых магистралей. Важнейшей из них служило северное ответвление знаменитого Великого шелкового пути, начинавшееся в Китае и через Восточный Туркестан, Семиречье, Хорезм проходившее в Поволжье, а оттуда — в Центральную Европу. Благодаря удачной конъюнктуре, обусловленной войнами и нестабильностью на Среднем и Ближнем Востоке, товарный поток из Китая (пряности, шелк, хлопок, драгоценные камни, хлеб и рабы) хлынул в Европу именно через более спокойную Золотую Орду. Не многим уступал по своему значению поволжский «Пушной» путь (с севера на юг), который связывал мусульманский Восток с Северо-Восточной и Северной Европой и Балтикой. Также в Золотой Орде брали свое начало пути черноморско-волжский (соединявший Причерноморье с Нижним Поволжьем и далее через Среднюю Азию в Китай и Индию) и транскавказский (связывавший Ближний Восток с Юго-Восточной Европой).
Сложно переоценить важность разнообразного товарообмена со странами Европы и Азии в хозяйственной жизни Золотой Орды. Он наполнял ханскую казну торговыми пошлинами, обогащал всевозможных посредников и многочисленную обслугу. Кроме того, наряду с транзитом непосредственно из подвластных самой Золотой Орде территорий в значительных количествах экспортировались зерно, пушнина, кожевенные товары, невольники. Главную же статью экспорта составлял всевозможный скот, пользовавшийся огромным спросом на внешних рынках в Западной Европе, а также на Ближнем и Среднем Востоке, где особенно ценились породистые поволжские скакуны. В Золотую Орду импортировалось много предметов роскоши, дорогое оружие, ткани, пряности и пр., первоочередными потребителями которых были ханский двор и знать. В силу всего вышеназванного, купечеству в Золотой Орде в соответствии с традициями, заложенными еще Чингисханом, оказывалось особое покровительство. Для поощрения торговли государство старалось удерживать низкий уровень таможенных сборов, не превышавший 3—5% от стоимости товаров. Установленные в империи порядки защищали жизнь, честь и имущество торговцев, а сильная власть обеспечивала достаточный уровень безопасности перемещения караванов с товарами.
Баснословные выгоды и доходы, которые приносила трансконтинентальная торговля высшим слоям Золотой Орды, в значительной степени определяли международные амбиции ханов и их окружения, толкая их к продолжению внешней экспансии. Стремление захватить важные торговые города и распространить свой контроль на балканский и малоазиатский отрезки Великого шелкового пути делало Улус Джучи стратегическим противником Улуса Хулагу/государства Ильханов (с которым Орда на протяжении 1260—1390-х годов с переменным успехом воевала на территории нынешнего Азербайджана), Византии и королевств крестоносцев, созданных на землях арабов, и в то же время — союзником мамлюкского Египта и малоазиатских турок-сельджуков. Наиболее тесными были ордынско-египетские связи, благодаря кыпчакским корням правивших с середины ХIII до конца XIV веков мамлюкских султанов и переносу в Египет из Багдада центра мусульманского халифата.
Вообще, внешняя политика и связи Золотой Орды отличались размахом, а интенсивность контактов показывает, как тесно она была связана с миром. Авторитет Джучидов на международной сцене необычайно возрос. Улус Джучи стал весомым игроком на международной политической арене, а его правители, осваивая новую роль вершителей судеб Центральной Евразии, начинают активно влиять на политические события в ближних и дальних странах: Китае, Индии, Афганистане, Средней Азии, Руси, Литве, Польше, Балканском и Апеннинском полуостровах. Благодаря широкоразветвленной системе союзов, косвенное влияние Золотой Орды «простиралось вплоть до земель Тевтонского ордена и даже до самой Испании» (Бертольд Шпулер).
В результате всего, по справедливому замечанию М. Фаверо, «Золотая Орда оказала большое влияние на торговую экспансию середины XIII — середины XIV века, и ее экономическое и политическое правление в высшей степени способствовало глобализации Старого Света… После завершения чингизидских завоеваний феноменальный торговый бум преобразовал человеческое общество и культурный ландшафт Евразии… Золотая Орда выступала сценой для этого драматического обмена. Джучидские ханы и беки играли ведущую роль в новом международном распорядке».
Именно торговля, в первую очередь внешняя, также стала одним из факторов, обусловивших другой ярко выделяющийся исторический феномен, связанный с Золотой Ордой, — превращение ее из страны кочевников в страну городов…
Продолжение следует
Справка
Булат Лиронович Хамидуллин — историк, писатель, переводчик.
- Член правления Союза писателей РТ, кандидат исторических наук, руководитель Центра изучения татарской диаспоры Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ (ИТЭР), выпускающий редактор журнала «Поволжская археология».
- Автор идеи иллюстрированных книжных серий «История татар» и «История татар в лицах», книг «Из глубины столетий», «Народы Казанского ханства», «Хазары и их вассалы глазами современников», «Окаянная дщерь Златой орды...» и др.
- Автор более 200 публицистических и научных статей, в т. ч. для Большой российской энциклопедии.
- Лауреат международной премии им. Кул Гали, заслуженный работник культуры РТ, лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники.
комментарии
А хазары это родные братья булгар (болгар) - отсюда и очень похожие генотипы современных казанских "татар" (потомки булгар) и современных восточных "евреев" (потомки хазар).
Нацисты во главе с Гитлером и Гебельсом уничтожали по сути не "евреев", а генетических тюрок, принявших в 7-8 вв. иудаизм и соответствующую культуру.
Холокост это трагедия всего человечества и предупреждение всем современным националистам всех окрасок.
С другой стороны Марк Григорьевич вылитый классик русской литературы, гениальный Тургенев.
Тюрки хорошо "наследили" и у евреев, и у славян - мощно поучаствовав в их этногенезе.
Вспоминается одна из польских хроник рубежа 16-17 вв., где описывается, как "украинские казаки" (кочевые иудеи, потомки хазар) едут грабить "жидов" (уже оседлых иудеев, тоже потомков хазар; слово "жид" превратилось в оскорбительное гораздо позднее, как и "кацап").
Но наступает вечер пятницы, наступает Шаббат, время покоя, время воздержания от работы.
И "казаки"-иудеи останавливаются в корчме и пьянствуют, как и положено, всю Субботу, а в воскресенье продолжают свой путь и грабят оседлых "жидов"-иудеев - хотя и те и другие потомки хазар и иудеи.
Ну а в дальнейшем казаки-иудеи, как и казаки-мусульмане приняли православие и превратились просто в "казаков", а "жиды"-иудеи стали просто евреями.
Кстати, в кровавую Гражданскую войну, развязанную марксистами в России в 1917-1922 гг., казаки и евреи были ярыми антагонистами.
А ведь это братья родные...
Хотя и в русских, татарских, чувашских семьях брат шёл на брата, сын на отца...
Ещё раз прошу извинить, если невольно обидел, глубокоуважаемого Марка Григорьевича - и в мыслях не было.
Наоборот, как мне казалось, выступал на его стороне по поводу "непечатного" эпиграфа.
У уважаемого "ПЕНСИОНЕРА" прошу прощения за то, что вызвал его гнев.
Занятие историей даже на дилетантском уровне оказывается опасное занятие...
ДИЛЕТАНТ - не только в истории, но и по жизни.
Если у Вас есть научные данные об обратном, то стоит привести их.
Иначе Вы просто хам.
Я не тот "хам" )))))) Я другой и не хам )))))))
Многие ашкеназы, не зависимо от генов, а многие из них не делали ДНК-анализ, возводят свое происхождение к хазарам и Хазарии.
Три вопроса, ответьте плиз:
1. Иудеи всегда евреи, евреи всегда иудеи?
2. Какие годы иудеи были элитой Хазарии, только во время Иосифа?
3. Что говорят ученые о хазарских предках чуваш и татаров-мишарей?
Кстати, у меня смутные догадки, что Хамидуллин про всё это тоже писал где-то )))))))))))
Почитайте для начала хотя бы Википедию.
Там есть и ссылки на авторитетные учёных и их научные труды.
Про чуваш и мишар мутно, не понятно ничего. Я про ихнее хазарство.
Крест это символ материального мира, в некоторых случаях человека. Солнце изображается в символах прямо и непосредственно (египетские символы, американские индейцы, люциферианские символы у масонов, вексиллогическая символика во флагах различных государств). Свастика это элемент растительного орнамента, символизирующий жизнь, состоит из "молодых побегов", распространяющихся на все четыре стороны, в других вариациях двух взаимодействующих "молодых побегов" как символ фертильности. Свастика, она же вьюн распространена в растительных орнаментах мечетей от Кордовы до Центральной Азии и является элементом символизма зелёного цвета ислама. В свою очередь, символ солнца не может быть изображён на мечетях, поскольку мусульмане не могут быть солнцепоклонниками в принципе.
Историк Марк Крамаровский
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/136421-bulat-hamidullin-okayannaya-dscher-zlatoy-ordy
При всём уважении к Марку Григорьевичу, следует сказать, что пенсию не даром дают.
Да и молодому пенсионеру ссылаться на явно "маргинальные" в научном плане мысли давнего пенсионера как-то некрасиво.
Во-первых, Золотая Орда это не "первая в мире глобализация". До неё были и Римская империя и Империя арабов и многие другие.
Во-вторых, именно глобализация в Империи арабов и включении Испании в её орбиту, а также контакты арабов с "дикими" тогда ещё западно-европейцами позволило передать знания от древних греков через арабов к западно-европейцам, что и предопределило эпоху Просвещения.
В-третьих, "штаны" были изобретены не в Золотой Орде.
Более того Золотая Орда не является даже "передаточным звеном для европейцев.
О штанах каждый может прочитать в Википедии:
"Наиболее древняя находка этого предмета одежды была сделана при раскопках захоронения Янхай[d] (Yanghai, 42°48′–42°49′N, 89°39′–89°40′E), расположенного недалеко от оазиса Турфан (северо-запад Китая). В двух могилах были обнаружены шерстяные брюки возрастом около 3000 лет (датировка по радиоуглеродному анализу: между XIII и X веками до н. э.). Предполагается, что появление брюк связано с началом использования лошадей для верховой езды (с голыми ногами ехать верхом неудобно)[3][4][5][6].
Древние греки и древние римляне, как правило, штанов не носили (древние греки носили гиматий, а римляне — тогу). Штаны они воспринимали как отличительный признак варваров[7], персы носили шальвары.
Пётр Коместор в «Схоластической истории» (1173), служившей на протяжении многих веков учебным пособием в европейских университетах, приписывает изобретение штанов вавилонской царице Семирамиде[8]; это мнение высказывается и другими книжниками Западной Европы XII—XIII веков (Родриго Хименес де Рада[9], Салимбене Пармский[9], Лука Туйский (англ.)русск.[10] и др.).".
В-четвертых, Очевидно Марк Григорьевич не писал фразу, приведённую в качестве эпиграфа, а сказал её в запале во время дискуссии или популярной лекции для "усиления эффекта".
Хотелось бы увидеть ссылку на печатный труд уважаемого Марка Григорьевича.
Речь-то о другом - в качестве эпиграфа можно приводить высказывания, которые были опубликованы в печати, лучше в научных изданиях.
Только об этом и речь.
Мало ли что может сказать в приватной беседе человек.
Вот в том-то и дело.
"Наиболее древняя находка этого предмета одежды была сделана при раскопках захоронения Янхай[d] (Yanghai, 42°48′–42°49′N, 89°39′–89°40′E), расположенного недалеко от оазиса Турфан (северо-запад Китая). В двух могилах были обнаружены шерстяные брюки возрастом около 3000 лет (датировка по радиоуглеродному анализу: между XIII и X веками до н. э.). Предполагается, что появление брюк связано с началом использования лошадей для верховой езды (с голыми ногами ехать верхом неудобно)[3][4][5][6]./
Автохтоны нынешних северных регионов Китая были носителями гаплогруппы R1a, судя по мумиям Тарима и др., до сих пор у самих северных китайцев часто встречается эта гаплогруппа, она же преобладает у уйгуров, в культуре Яншао - колыбели китайской культуры заметны следы трипольской культуры по керамическим изделиям, например. В связи с этим, большой вопрос- кто создавал китайские достижения в глубине тысячилетий?
Это во-первых.
Во-вторых, "Тартария" это ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ термин западно-европейцев 13-18 вв., которому ныне соответствует Центральная Азия.
В-третьих, ненависть и презрение ещё никогда и никого не приводили к Истине, в том числе и научной.
"ненависть и презрение ещё никогда и никого не приводили к Истине, в том числе и научной." Много в Сети фанатиков-татарофобов, им не нужна истина. Холокост яркий пример национального бешенства, его корни от безграмотности и бытового шовинизма.
Кстати, участвовали в разрушении Римской империи.
Все народы прошли стадию "дикости" - почитайте хотя бы священные Библию и Коран.
Ну батенька!!! Если уж вы период Золотой Орды называете «стадией дикости», то вам не место в этой дискуссии. Или вы пришелец из смутного 17 века и никаких современных археологических и других научных исследований не знаете? Тогда получается, что вы их специально игнорируете, ярлыки глупые вешаете.
====================
Душечка, вы так скоро и автора статьи в окно выбросите, как не соответствующего вашим умственным требованиям.
Изобретатель, этого манускрипта, так и написал, что основатели Золотой Орды, в своём достигнутом умственном развитии, только бегали за стадами КРС, видать, одновременно ещё и уча покорённые народы всему тому, чего сами никогда не делали.
+++++++++++++++++++++++++++++
"Основную часть территории Золотой Орды, ее ядро составляли степи, население которых продолжало вести кочевую и полукочевую скотоводческую жизнь..."
Давно уже нашли. Карлук - несколько городов в Центральной Азии, Укек-в саратовской области РФ, да и сам Болгар известен своими признаками цивилизации.
Да, надо делить на два и больше, - что они говорят.
=============
Мрак!!!
И так, ведь, по-всему миру проделали, где была Золотая Орда!!!
Всё ж пропало без всяких следов словно и вовсе никогда не было.
За 300 (ТРИСТА) лет правления, от монгол-татарской оккупационной администрации ни осталось нигде ни одной запачканной буквами бумажки.
Никто так и не знает: на каком языке и какими буквами в Золотой Орде вёлся весь документооборот?
За 300 (ТРИСТА) лет оккупационная монгол-татарская администрация должна было породить горы из макулатуры и разослать её по всему миру.
Так вот, НИГДЕ нет ни одной такой бумажки.
А кириллицу сделали на базе РУССКОЙ глаголицы, для кочевников бегавших тогда по Болгарии.
Эта другая тема.
Сами ищите какими буквами пользовалась Русь.
Только алфавита и шрифта было более 20.
2. Население Новгорода к 11-му веку было практически стопроцентно грамотным.
3. Носителем письма в русский народ являлось не духовенство.
4. Кирилл создал на основе русского письма тюркоидное церковно-славянское письмо для нужд кочевых славянских племён (каганатов) болгарского региона.
Виды письменности:
1. Х'арийская Каруна (союз рун) - жреческое письмо, сборник тайных рунических образов. Упрощенные формы Каруны: а) санскрит(samckrit) - самостоятельный скрытный жреческий язык; б) футарк; в) славянские руны, руны Боянова гимна; г) сибирская (хакаская) рунница и т.д.
2. Да'арийские Тьраги (утвержденный сияющий путь) - иероглифическое (идеограммное) начертание передаваемых образов.
3. Рассенское образно-зеркальное письмо (молвицы). Данную письменность ныне называют этрусскими (тирренскими) письменами, которые легли в основу древнефиникийского алфавита, на базе которого было создано позднее упрощенное греческое письмо и латынь.
4. Святорусская Буквица. Самое распространенное письмо среди славянских народов древности («пракириллица» или «руны Рода» по В.Чудинову). Оно использовалось и жрецами, и при заключении важных межродовых и междержавных договоров. Одной из форм святорусской Буквицы являлось известное нам полуруническое письмо, которым была написана «Велесова книга».
5. Глаголица - торговые письмена, а впоследствии они стали использоваться для записи сказаний и христианских книг.
6. Словенское народное письмо (черты и резы) - для передачи кратких сообщений на бытовом уровне.
7. Воеводское (воинское) письмо - тайные шифры.
8. Княжеское письмо - у каждого правителя свое.
9. Узелковое письмо . Память о древнем узелковом письме осталась в фольклоре.
===================
Ну, хоть соврите: чего делали ваши кочевники в ваших городах?
Заодно уж всплакните: почему ваших городов нет даже там, где нет наших?
Чего хоть осталось от ваших городов?
Может есть надписи на камнях и на каком языке?
Давай поглядим.
==================
Ясно дело!
Это такая метода у тюрков: "Не умеешь сам, учи другого."
Эти тюрки, видать, выдавили из себя всю грамотность до капли, уча порабощённое население читать-писать.
Эти тюрки так старались, что даже оккупационная монгол-татарская администрация за 300 (ТРИСТА) лет так и не Шмогла состряпать САМА ни одной бумажки с буквами.
=====================
9. Узелковое письмо . Память о древнем узелковом письме осталась в фольклоре. Мы до сих пор завязываем "узелки на память", говорим "связать мысль", "связывать слово со словом", "говорить путано", "спутать мысль", а также: "клубок песен", "нить повествования", "хитросплетение сюжета", "завязки" и "развязки" – о начале и конце художественного произведения, "неувязки" – о бессмыслице в тексте, и пр. Сохранилась и пословица, напоминающая о бытовании в древности узелкового письма: "Что знала – то сказала, на нитку нанизала".
В сказках Иван-царевич, прежде чем отправиться в путешествие, получает от бабы Яги клубок. Теперь мы знаем ЧТО это был за клубок и ПОЧЕМУ он показывал дорогу.
Виды письма на Руси
http://www.ukoha.ru/article/articles/clav/vidy_picma_na_ruci.htm
=========================
Так ваших городов нет даже там, где нет наших городов, например, за границей.
Либо, тамошние жители, стерли все следы от вашей опостылевшей оккупации, либо, вы - кочевники, умишком до своих городов так и не допёрли.
Это перл.
Поэтому и пришлось всю азбуку ужать и упростить.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/136421-bulat-hamidullin-okayannaya-dscher-zlatoy-ordy
Что за бред? Мамлюки правили в Египте до 19 века!!!
Источники по истории мамлюков 13 века цитируются в книгах: аль-Холи А. "Связи между Нилом и Волгой в XIII-XIV вв." (М.: Наука, 1962), Закиров С. "Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом" (М.: Наука, 1966), Семёнова Л.А. "Салах-ад-Дин и мамлюки в Египте" (М.: Наука, 1966), Ayalon D. "The Mamluk Military Society" (London, 1979), Amitai-Preiss R. "Mongols and Mamluks" (Cambridge University Press, 1995).
С.Аверкиев написал очень хорошую книгу:
"Четыре года назад известный российский востоковед-тюрколог, доктор исторических наук, профессор РАН Илья Зайцев подготовил к изданию книгу Сергея Аверкиева (1886—1963) под названием «Влияние татар на жизнь русского народа», которая вышла в Казани тиражом всего 100 экземпляров. Автор издания, историк-энтузиаст и «татарофил», до начала Первой мировой войны работал в Палестине (сначала в Дамаске учителем русской школы, позже в Назарете помощником инспектора начальных школ Императорского Православного Палестинского общества). Затем он был интернирован в Россию, где в итоге осел в Нижнем Новгороде. Аверкиев считал, что почти все русские государственные институты, явления и понятия являются по происхождению татарскими — и в его книге можно найти множество соответствующих примеров".
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/136103-tatarskoe-vliyanie-na-zhizn-russkogo-naroda-chast-12
Но статья казанского автора тоже интересная и познавательная.
Спасибо уважаемым автору и РВ.
=====================================
Стал быть, разграбление дикарями-кочевниками русских земель, это и оправдывать не надо?
Когда же дикарям-кочевникам все мордасы набили, так они стали голосить про их завоевание русскими?)))
Запускается дурочка, которую становые академики именуют гипотезой.
Если общество эту лабуду сглотнуло, то гипотеза становится первоисточником.
А дальше уже, становые академики напропалую шлёпают тома, тыкая всех сомневающихся в ранее академиками же сляпанные первоисточники.
И все дела.
============================
Просто я им речь скажу, пообедаем – и разъехались!
«Товарищи! – говорит, дальнейший рост! – говорит, ура! – говорит, навек! – говорит!»…
Умеют у нас писатели говорить, про что – сразу и непонятно, но бодрит…
Григорий Горин
Встреча с известным писателем Бурко
Рассказ директора совхоза
Вот эти конкретно бюджет осваивают )))))))))))
Придерживайся такой же линии и дальше.
============================
Стал быть, автор темы, по-вашему в этот раз, соврал меньше чем обычно?!
СПАСИБО, за ваш комментарий!!!
Давно так не смеялся.))))))))))))
Тема чуваш и башкир не раскрыта. Золотая орда разве не Великое Чувашско-Башкирское государство?
Ибо кочевники никаких бумажек с буквами после себя не оставили, ввиду того, что им было: либо некада писать, либо они просто буквы не знали.
=============
Ага, для дикарей-кочевников, находящихся в умственном развитии на родоплеменной ступени, сбацать государство, минуя все предыдущие ступени, это естественное и любимое занятие, которое никто в истории и мире больше не смог повторить
Как видно население Орды было из русских, кипчаков, башкир, алан и тд. Татар не было, как видно. Но для стороннего эти ордынцы были "татарами".) Поэтому Орда русско-кипчако-башкирская.
Счих: “Из русских, черкесов, булгар, кипчаков, аланов, (жителей) Крыма с Кафой и Азаком, башкирдов и мокши 15 собралось войско изрядно большое". С такою неподдающеюся счету армией, превосходившей число древесных листьев и дождевых капель, в конце 790 г. (= 11 I — 30 ХII 1388), соответствующего году крокодила, в начале зимы двинулся он против Тимура. (Шерефетдин Йезди. Книга побед)
Как видно население Орды было из русских, кипчаков, башкир, алан и тд. Татар не было, как видно. Но для стороннего эти ордынцы были "татарами".) Поэтому Орда русско-кипчако-башкирская.
Ответить
--------------------------------------------------------
Счих: “Из русских, черкесов, булгар, кипчаков, аланов, (жителей) Крыма с Кафой и Азаком, башкирдов и мокши 15 собралось войско изрядно большое".
Забыли упомянуть ГОСПОДСТВУЮЩИЙ народ - МОНГОЛ.
Татар в Золотой Орде как отдельного народа НЕ БЫЛО .
Термин "ТАТАРЫ" здесь выполнял роль ГРАЖДАНСТВА УЛУСА ДЖУЧИ .
И позднее с 16 по 20 века , термин ТАТАРЫ не выполнял роль отдельного народа , как например МАРИЙЦЫ Удмурты , аварцы , даргинцы ,коми и тд
Татарами до прихода большевиков к власти называли около 20 НЕРОДСТВЕННЫХ между собой народов .....И здесь не возможно было выявить кто из этих народов -ЭТАЛОННЫЕ ТАТАРЫ
Эталонных татар просто не существовало и не существует
Ни кто не может на себя тянуть одеяло эталонного татарина
А вы очень близки к истине. Ближе чем Булат Хамидуллин. Золотая Орда государство башкир, ногаев, крымцев, казахов, чувашей, черемис, мордвы и других народов. Казанских татар, несмотря на то что сложились в этническую единицу лишь в начале XX века, тоже можно считать наследниками.
Ответить
----------------------------------------------------------------------------
У казанских татар нет общих элементов в культуре с кочевыми ордынцами и их потомками .Казанские татары унаследовали болгарскую культуру плюс переняли некоторые элементы культур финских народов Поволжья плюс переняли частично и русскую культуру
Вот и все
По этому казанские татары унаследовали в Улусе Джучи лишь язык
Мусульманами наши предки были еще ЗАДОЛГО ДО прихода МОНГОЛ., которые приняли Ислам лишь в 14 веке при хане Узбеке
Наши предки-булгары барсилы аскелы буртасы -- с 10 века мусульмане.