Новости раздела

«Вскоре мы получим мощную волну «обрусевших» детей...»

Башкирский язык как родной, или что происходит на самом деле

«Вскоре мы получим мощную волну «обрусевших» детей...» Фото: vk.com

На днях депутаты Госдумы в первом чтении рассмотрели законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части изучения родного языка. Нешуточные споры, которые развернулись в информационном поле, обращения общественников и решения в Госсовете Татарстана не подействовали на народных избранников. Башкирская писательница и сценарист Зухра Буракаева в авторской колонке «Реального времени» делится своими мыслями о судьбе родного языка. Колумнист обращает внимание на то, как в Башкирии начинает внедряться добровольность изучения языка Рами Гарипова или Габдуллы Тукая и какими последствиями это может аукнуться.

Моим детям несказанно повезло

Сейчас идут горячие дебаты по результатам по добровольности изучения национальных языков как родного. Добровольно или обязательно? Именно этот вопрос волнует многих родителей и общественников. С одной стороны, вроде, все верно. Обучение государственным языкам остается обязательным — это два часа башкирскому, час на язык, второй — на литературу. А в качестве родного можно выбрать русский — какая красота! Чем и воспользовались многие общественники, а также чиновники от Министерства образования, уговаривая родителей написать заявления в пользу родного русского. Ведь это дополнительные часы для подготовки к ЕГЭ — ужасному и опасному, которым начинают пугать чуть ли не с первого класса. В итоге даже исконные башкирские села — хранители народного башкирского — стали массово отказываться от родного башкирского уже в начальных классах. И это происходит в колыбели нашего языка и культуры — в Зауралье!

Ладно, моим детям несказанно повезло — они родились в семье филологов и писателей, у нас все полки заполнены башкирским книгами, с детства мы делаем многое, чтобы они не отрывались от языковой среды (вплоть до того, что мама, известный писатель и общественный деятель Марьям Буракаева, уехала в далекую деревню Ибраево Зианчуринского района Башкортостана, где у нас остались только дальние родственники). Чтобы дети слышали и общались на чистом башкирском. И то приходится все время подправлять их башкирских друзей, наших двоюродных и троюродных родственников, так как их язык трудно назвать башкирским. Пару слов, выражений и все.

«Посидит такой башкирский школьник пятый-шестой, ладно, седьмой класс с башкирским как родным, а потом тоже не будет тратить время зря». Фото school39.ru

Башкирский уровня средних классов

Но представим иную ситуацию. Что волею судьбы молодая башкирская семья не может отдать своего ребенка в башкирскую гимназию с углубленным изучением родного языка. А отдает в обычную среднюю школу…

Допустим, родители не имеют отношения к творчеству или литературе, не участвуют в общественном движении. Технари. Сами выросли в городских условиях, не так хорошо говорят на башкирском, но хотят, чтобы их ребенок не совершал той роковой ошибки времен СССР и знал свой родной язык на хорошем литературном уровне, знал свою культуру и литературу.

Приходят в обычную среднюю школу, где оставлены два жалких часа башкирского как государственного — один на язык, второй — на культуру. Для ученика это — отсидеть, пошуметь, попереписывать другие уроки: как и было все это время почти во всех школах. Язык и литературу он точно не усвоит.

Родители хотят выбрать башкирский как родной, пишут заявление. При этом они должны найти не менее семи желающих. Допустим, повезло, нашли. Стали учить. При этом все остальные выбрали родным русский и тем самым имеют больше возможности готовиться к ЕГЭ, о чем сейчас ведут пропаганду почти во всех школах. И директоров назначают таких, что те сами говорят: «Ну зачем мучаете детей? Главное — ЕГЭ».

Посидит такой башкирский школьник пятый-шестой, ладно, седьмой класс с башкирским как родным, а потом тоже не будет тратить время зря. Родители напишут другое заявление, на родной русский, и он будет готовиться к ЕГЭ. И останутся непрочитанными главные произведения башкирской литературы (а литературу и русскую, и башкирскую читают теперь только в школах, кроме ну самых таких умных семей). И останется его родной башкирский на уровне ученика средних классов, а значит — он постепенно снова станет кухонным. А ведь многие наши городские башкиры знают хорошо язык, культуру, литературу, становятся артистами башкирских театров именно потому, что изучали язык в школе (дома — на бытовом), потому что участвовали в олимпиадах, играли в КВН, писали сочинения и стихи и прочее.

«А значит, все новые и новые родители, для которых голос чиновника или директора школы: «А зачем вам мучить своего ребенка? Пусть хорошо сдает ЕГЭ, поступит в вуз бесплатно. У вас есть полмиллиона на обучение?», – станет решительным, нежели патриотические чувства или общественные настроения» Фото Максима Платонова

Пропаганда — мощное оружие

Родителям как правило некогда заниматься образованием ребенка — у них ипотеки, кредиты, по три работы. И если не в башкирской, а в обычной школе эти самые родители все же найдут желанное количество учеников, выбравших родным башкирский (татарский, чувашский, марийский) и будут изо всех сил мотивировать и без того перегруженного ребенка (другими предметами, двумя иностранными и страшными сказками о ЕГЭ), то еще есть надежда. А если все будет иначе?!

А если учесть ту катастрофу, когда тысячи сельских школ и фельдшерских пунктов, библиотек и штат Домов культуры в регионах России закрываются из-за оптимизации, то можно представить тот мощный поток миграции из сел в города. А значит, все новые и новые родители, для которых голос чиновника или директора школы: «А зачем вам мучить своего ребенка? Пусть хорошо сдает ЕГЭ, поступит в вуз бесплатно. У вас есть полмиллиона на обучение?», — станет решающим, нежели патриотические чувства или общественные настроения. Ведь не было глупым и необразованным поколением было поколение наших родителей, которое, за редким исключением, лишило родного языка, культуры и литературы, народной педагогики и много чего другого своих советских детей.

Пропаганда — мощное оружие. И вскоре мы будем иметь вторую, может, уже последнюю и мощную волну «обрусевших» детей во имя бесплатного образования. И, вроде, демократичное и невинное слово «добровольно» на деле имеет необратимые последствия. Многие это понимают. Но еще больше тех, кто не станет вникать, а захочет быстро и безболезненно стать городским жителем. И постепенно дети будут приезжать в села от своих городских или райцентровских мам и пап, а не «әсәй» (баш. «мама», — прим. ред.) и «атай» (баш. «папа», — прим. ред.), к своим «улясайкам» (өлəсəй — баш. «бабушка», — прим. ред.) и «улатайкам» (олатай — баш. «дедушка», — прим. ред.), «няняйкам» («бабушка», — прим. ред.) и «картайкам» («дедушка», — прим. ред.) и ни о чем не смогут поговорить с ними. Зато сдадут ЕГЭ, и, может быть, на отлично.

Зухра Буракаева
ОбществоОбразование Башкортостан
комментарии 185

комментарии

  • Анонимно 23 июня
    Хочу автора спросить: ведь все эти пафосные слова Вы говорите для того, чтобы русских детей заставить изучать башкирский язык? Зачем Вам это нужно, Зухра? Неужели Вы не видите, как русские устали от этого языкового насилия в школе, когда их заставляют изучать башкирский! Результата ведь это не дает: русские не станут говорить на башкирском языке, а ваши произведения как писателя они станут читать только на русском языке. Русский ребенок, живущий и в Уфе, и в Зауралье, должен быть освобожден от принудительного изучения башкирского языка. Башкирские дети и все желающие - пожалуйста, учите. Но не надо под видом пафосного словоблудия заставлять русского ребенка изучать неродной для него башкирский язык.
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    конечно, вы правы на все 100! дети у нее, видишь ли у нее дети обрусеют.... смешно. очень хочется спросить - а родители и семья на что? вот и воспитывайте в СВОИХ детях уважение и любовь к СВОЕМУ языку. у русских есть свой язык!!!
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    Вам смешно? Идет разнузданная компания против родных языков под соусом "добровольности"! Какая добровольность при существующей системе ЕГЭ? Нужно разработать систему получения образования на родных языках! Согласно Конституции! Уравнять в правах школы русскоязычные, татароязычные, башкироязычные и др. Пусть будет выбор! И не нужно будет заставлять кого то учить языки! А при нынешнем положении, когда национальная система образования фактически уничтожена, учить государственные языки республик должны все!
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    Ага. А вот когда татарские дети изучали башкирский язык, их родители вопили не меньше. Так что не еадо тут двойных стандартов
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    Кто мешает получать образование на татарском языке? Есть школы, го что- то нет ажиотажа по поступлению в них?)
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    ВЕРНО на все 100% - Автор прав!
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    На здоровье! Требуйте освободить ваших детей от уроков русского языка, английского языка, мы только за. Не нужен русский - требуйте от ГД возможности учиться только на родном языке. Но при чем тут другие дети?
    Других детей не трогайте и за нас не решайте.
    И за счет наших детей проблемы своих детей решать не надо, это непорядочно.
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    В башкирские тоже очередь не стоит. Зато разговоров!!!
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    Вы хоть знаете, что нет практически разницы между татарским и башкирским языками. Видно, что пишет не из наших, а чуждых нам везде-нос-сующий урыс "раздражитель".
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    Ну зачем воду мутить? Примите в Башкирии закон: " Если родители башкиры, то ребенок обязательно должен изучать башкирский язык". В этом случае не надо насиловать детей других национальностей. Вместо того, чтобы проталкивать дискриминационные законы, лучше бы занялись, т.к. вы филологи, переводом лучших произведений литературы, кино на башкирский язык, да и сами попробуйте сочинять, чтобы повысить его востребованность.
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    Если нет разницы какой язык учить, татарский или башкирский, значит и нет разницы, какой из них преподавать. Только спрос на татарский язык в школах Башкирии есть, а учителя башкирского почему то не могут преподавать татарский язык. Общественные организации татар Башкортостана давно выступают за добровольное изучение национальных языков!
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    А есть ли у нее дети?
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    Я вот татарин по крови но никогда не буду изучать татарский язык .Я РУССКИЙ В ДУХЕ Я ЖИВУ РОССИЕЙ Я КАПЕЛЬКА РОССИИ Я ПОЙДУ ЗА РУССКИХ....
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    зачем мне , мордовке , башкирский язык .
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    ну так и между русским, украинским и белорусским тоже нет больщой разницы...
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    Одного не могу понять, если нет никаких различий между Б.Я. и Т.Я. так почему общественные татарские организации РБ вот уже на протяжении 25 лет против принудительного изучения Б.Я. Пишут урысам в Москву с требованиями прекратить это башкирское издевательство над татарами.
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    неправильный вы татарин
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    А чувашке зачем башкирский?..марийки?
    Ответить
    Анонимно 25 июня
    Не надо тут татар приплетать. Такие же татары в Татарстане против татарского выступают и я уверен среди них, тех кто против, есть и башкиры.
    Мы же хотим равноправия, вы же сами кричите на каждом углу "разговаривай на русском, я вас не понимаю"
    Ответить
    Анонимно 25 июня
    Я русский и хочу что бы мои дети знали башкирский, из-за уважения к народу вместе с которым победили фашизм, для того что-бы самим не заразиться этим вирусом.
    Ответить
    Анонимно 25 июня
    так-то ты не татарин, а русский, вернее манкурт, мы все в России живем и пойдем друг за друга, тут разговор про то что с потерей языка умирает и нация - пример америка
    Ответить
    Анонимно 26 июня
    Если нет разницы между татарским и башкирским какого ..в Башкирии татарских детей заставляют изучать башкирский.Да с такими обидками.
    Ответить
    Анонимно 30 июня
    филологи вообще тянут на себя одеяло. идет разговор об обязательном экзамене по литературе. о сочинении. то есть небольшая путаница. одно дело изучения языка. другое - изучение на языке других наук. то есть разговорный башкирский выучат запросто, если есть с кем разговаривать( я о бабушках). ( я не против изучения языка в школе и это не запрещено) . но есть ли в принципе современные учебники математики или физики на башкирском. и все учителя говорят. переучивать сложнее. то есть по сути хотят вернуть очень узких специалистов. кроме того сейчас много помесей и какой язык они должны выбрать? то есть если русский-то их заставили? кроме того это навязывание своего мнения. о том же егэ. возможно сейчас придут к решению об отмене обязательного егэ. но введут экзамены в школе. но изначально можно было выбрать и предмет и форму сдачи в виде егэ или по билетам в школе. то есть само по себе егэ никак не мешает изучению башкирского или татарского.
    Ответить
    Анонимно 02 июля
    МОЛОДЕЦ!!!
    Ответить
    Анонимно 03 июля
    Дело не в том, что русских детей заставляют учить государственный республиканский, а в том, что дети башкир не могут нормально изучать свой родной язык в своей родной республике в том же объёме что и русский язык - это понятно или как-то доходчивее нужно объяснять???...
    Ответить
  • Анонимно 23 июня
    Точно также "под видом пафосного словоблудия" не надо заставлять изучать и русский язык.
    Но башкирская власть сама совершила величайший акт несправедливости- это записывание татар башкирами. За это тоже будет кара Божья.
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    Да ладно! То есть так нельзя было, а деградантскую методику татарского детям, которые даже еще слов не успели на татарском выучить-можно?
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    ой, да не изучайте русский. вот мне лично глубоко до вас все равно.
    Ответить
  • Анонимно 23 июня
    На самом деле российское общество в гуманитарных вопросов на столько безграмотно.
    Ведь невооружённым взглядом идёт насильственная ассимиляция. И преступление, по сути, против ЧЕЛОВЕЧНОСТИ. На территории Евразии обосновались исторически три цивилизации: славянская, ТАРТАРСКАЯ ( куда входят все тюркязычные народы), финоугорская.
    Где у нас славянская и финоугроская цивилизация. Их нет - они стёрты с аналов истории, как будто и не существовали вовсе. Остаётся только пока ещё ТАРТАРСКАЯ.
    Что или кто такие русские? В неё условно входят: российские славяне, которым только лишь прикрываются из своих меркантильных интересов, остальное это сборная слоянки, историчесвки не имеющие к нашей стране (в границах РСФСР) только лишь опосредственное отношение, так как не являются коренными народами - это и украинские славяне, и прибалты, и немцы, и евреи, и кавказцы, и т.д. - даже в некотрых случая негры. То есть все они русские.
    Хотя нормальный человек понимает, что национальности, а значит и народа русский никогда не существовало и не существует. Это не этнос, это политический мем, как говорит сейчас молодёжь.
    Кстати тоже самое происходит и на Укранине. Ведь национальности,нации и народа украинец никогда не существовало и не существует, только лишь на уровне "сборной солянки".
    В более плачевном состоянии финоугры. О существовании которых, этой цивилизации мы узнали лишь где-то в начале 90-х. А ведь финоугры не хала бала - они основали Москву. И я даже подозреваю, что Рюриковичи пошли не от норманов, а именно от финоугров.
    Вот возьмём МОРДВУ - их было 10 народностей. На сегодняшний момент только 2: мокша и эрзя. Где остальные 8? А остальные Российская империя при помощи Русской православной церкви добровольно-принудительно ассимилировали и те стали РУССКИМИ. Справедливо? Думаю нет. Эти ассимилированные, их потомки, они даже многие не знают что являлись когда-то представителями древней цивилизации угрофинов и ошибочно считают себя славянами.
    50% процентов, а может более татарских ханов после "растворения" Золотой Орды стали РУССКИМИ. Я даже подозреваю, что они сами и придумали это названия. Но ладно бы они. Ихние народы ведь тоже стали, так называемыми русскими!
    Говорю же, по сути, в России и на Украине осуществляется сейчас ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, пытаясь протолкнуть в социум неких псевдорусских и псевдоукраинцев, устребляя тем самым 3 цивилизации: славянскую, угрофинскую и татарскую.
    Тюркам нужно объединятся - пока нас окончательно не стёрли.
    Надо помнить. Татарин или башкир, если даже станет РУССКИМ, но будет лишь русским второго сорта. Так было уже ни раз в истории с ассимилированными народами.
    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    Что за бред я только что прочитал?
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    Юссон мудр, и сказал правду...
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    это бред нетрезвого человека.
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    это поток графомании человека с признаками старческого маразма. Они безобидные, лишь достают тем, что строчат гигантские по объему тексты со своими, как они считают, гениальными рассуждениями обо всем. Лет так 10 назад такие люди носили свои тексты в редакции печатных газет, но сейчас, когда печатные СМИ устарели, а Интернетом научились пользоваться многие пенсионеры, то вот такие пациенты охотно пишут в соцсетях, ЖЖ, комментариях в СМИ свои графоманские рассуждения. Я таких в своей медицинской практике встречал. Диагноз: старческий маразм параноидального характера.

    Врач-психиатр.
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    Юссон нормальный человек, а вы барин точно хронический ......!
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    Ты ещё не читал бред Габделя про Грааль (да именно Грааль) татарской Цивиллизации в Сибири.
    Тоесть такой прозрачный намёк кому должна Сибирь принадлежать :-) Тут они с Мадлен Олбрайт едины. :-)
    А так по словам самого Габделя он не учёный, не историк, а просто так гуглящий пенсионер проходящий мимо.

    Ответить
    Анонимно 29 июня
    Если бред, то вам учиться надо )))
    Ответить
    Анонимно 01 июля
    Голубчик, а вы точно психиатр? Не с другой стороны? Или у вас состояние индукции?
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    Башкирская писательница и сценарист Зухра Буракаева почему-то предпочитает изливать свою боль по-русски)))
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    По вашему если русских не существует,кто же тогда первосортный русский?
    Ответить
    Анонимно 27 июня
    Не ихние, а их
    Ответить
    Анонимно 29 июня
    Херр Юссон, в России не делят людей на сорта, ни по какому признаку, в том числе и по национальности, прежде чем писать такой бред, надо хотя бы раз побывать в России.
    Ответить
    Анонимно 29 июня
    Зухра, вам никто не мешает разговаривать дома на родном языке, а этого вполне достаточно, что бы ваши дети его знали.
    Общаться же на улице ваши дети будут на том языке, на котором общаются их сверстники, это может быть русский язык если они общаются с русскоговорящими детьми, башкирский, если с башкирско говорящими, и татарский.
    А фактически, они общаются на "дикой смеси (с вашей точки зрения)" этих языков.
    Мой родной язык тоже не русский, но я на нем общаюсь с теми, кто его понимает, а на русском общаюсь с остальными.
    Общаться с человеком на том языке, которого он не понимает, как минимум, некультурно.
    И тем более не допустимо для человека с высшим филологическим образованием.
    Ответить
  • Анонимно 23 июня
    ЕГЭ на татарском? Вы серьезно?
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    А что тут такого? Когда внедряли ЕГЭ, Татарстан разрабатывал свои экзаменационные вопросы на татарском и называлось она ЕРЭ (единый республиканский экзамен). Потом запретили.
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    Татары сами ено не сдадут. Придется новые аргументы тогда искать про империализм, шовинизм и т.д.
    Ответить
  • Анонимно 23 июня
    Можно конечно понять филологов.Уменьшается у них кормовая лужайка.Но и детей понять можно.При выборе башкирского и английского большинство выберут английский хотя бы для того чтоб не стоять молчаливыми баранами в толпе перед стадионом в Казани когда только один их десяти человек кое как может ответить на элементарный вопрос иностранца.
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    Вы усложняете задачу: отказаться учить башкирский для того, чтобы учить английский с целью из Башкирии приехать на чемпионат мира в Казань и не тупить в фан-зоне, если пнруанец наступит тебе на ногу и скажет "Сорян, бро".
    Ответить
  • Анонимно 23 июня
    На самом деле российское общество в гуманитарных вопросов на столько безграмотно.
    Ведь невооружённым взглядом идёт насильственная ассимиляция. И преступление, по сути, против ЧЕЛОВЕЧНОСТИ. На территории Евразии обосновались исторически три цивилизации: славянская, ТАРТАРСКАЯ ( куда входят все тюркязычные народы), финоугорская.
    Где у нас славянская и финоугроская цивилизация. Их нет - они стёрты с аналов истории, как будто и не существовали вовсе. Остаётся только пока ещё ТАРТАРСКАЯ.
    Что или кто такие русские? В неё условно входят: российские славяне, которым только лишь прикрываются из своих меркантильных интересов, остальное это сборная слоянки, историчесвки не имеющие к нашей стране (в границах РСФСР) только лишь опосредственное отношение, так как не являются коренными народами - это и украинские славяне, и прибалты, и немцы, и евреи, и кавказцы, и т.д. - даже в некотрых случая негры. То есть все они русские.
    Хотя нормальный человек понимает, что национальности, а значит и народа русский никогда не существовало и не существует. Это не этнос, это политический мем, как говорит сейчас молодёжь.
    Кстати тоже самое происходит и на Укранине. Ведь национальности,нации и народа украинец никогда не существовало и не существует, только лишь на уровне "сборной солянки".
    В более плачевном состоянии финоугры. О существовании которых, этой цивилизации мы узнали лишь где-то в начале 90-х. А ведь финоугры не хала бала - они основали Москву. И я даже подозреваю, что Рюриковичи пошли не от норманов, а именно от финоугров.
    Вот возьмём МОРДВУ - их было 10 народностей. На сегодняшний момент только 2: мокша и эрзя. Где остальные 8? А остальные Российская империя при помощи Русской православной церкви добровольно-принудительно ассимилировали и те стали РУССКИМИ. Справедливо? Думаю нет. Эти ассимилированные, их потомки, они даже многие не знают что являлись когда-то представителями древней цивилизации угрофинов и ошибочно считают себя славянами.
    50% процентов, а может более татарских ханов после "растворения" Золотой Орды стали РУССКИМИ. Я даже подозреваю, что они сами и придумали это названия. Но ладно бы они. Ихние народы ведь тоже стали, так называемыми русскими!
    Говорю же, по сути, в России и на Украине осуществляется сейчас ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, пытаясь протолкнуть в социум неких псевдорусских и псевдоукраинцев, устребляя тем самым 3 цивилизации: славянскую, угрофинскую и татарскую.
    Тюркам нужно объединятся - пока нас окончательно не стёрли.
    Надо помнить. Татарин или башкир, если даже станет РУССКИМ, но будет лишь русским второго сорта. Так было уже ни раз в истории с ассимилированными народами.
    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    А нельзя хотя бы один из этих комментариев удалить? Скроллить долго
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    А приведи ка нам русских второго сорта и чтоб с доказательствами.Без бреда.И кстати поясни нам тёмным какого сорта были Тургенев,Кутузов,Суворов и мурза Державин которых ваши учёные считают татарами.
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    И именно поэтому вам необходимо всех русских татар чувашей сделать башкирами? Успокойтесь уже! Только добровольно! Хватит свой язык спасать за счёт других национальностей. 25 лет принудиловки уже показало что ваш проект провалился. Ни кто (из неносителей языка) не начал разговаривать или хотя бы понимать ваш язык. Россия всегда стремилась создавать условия для сохранения языков. И сейчас не исключение. Изучайте!
    Ответить
    Анонимно 01 июля
    Вам мешает изучать башкирский язык ваш низкий IQ. Бог с вами.
    Ответить
  • Анонимно 23 июня
    12.33. Денюжку заплатите, потом будет пример. Привыкли видать всю жизнь на шару, да на халяву. Всё, шара заканчивается.
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    А вы с такими замашкамт какую национальность представляете?
    Ответить
  • Анонимно 23 июня
    Ничего не стесняются эти античеловеки. Поэтому от них смогли вырваться казахи, узбеки, грузины, латыши и т.д.
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    ну-ну. а вам не светит - во вы и беситесь. смотрите не лопите.
    Ответить
  • Анонимно 23 июня
    Наши финно-угорские соседи яркий пример того, во что могут превратится татары и башкиры в ближайшее время
    Ответить
  • Анонимно 23 июня
    Полностью поддерживаю Зухру Буракаеву. Нам в Татарстане понятна ее боль, переживания.
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    татарам Башкортостана, которых заставляют изучать башкирский, это непонятно
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    Татары Башкирии выбирают русский родной, не хотят учить башкирский. А татарского нет.
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    Если ты татарин,башкир,чуваш-учи свой родной язык до посинения,а я, русский ,буду учить свой язык.
    Ответить
  • Анонимно 23 июня
    Зухра Дикатовна, рэхмэт!
    Ответить
  • Анонимно 23 июня
    "Русские" не хотят учить языки коренных народов с которыми живут рядом. Это похоже на психологию оккупанта.
    Поневоле задумаешься, может правы тогда прибалты?
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    вы можете думать все, что вам хочется. но объективная реальность о этого не изменится. а вот вы о злобы заболеете.
    Ответить
    Анонимно 25 июня
    Да какая тут злоба, грустно просто
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    когда живут рядом - то учат. А в городах нет языковой среды, кто у нас рядом? Нами идти и спрашивать? Это неприлично. В Уфе, Стерлитамаке, Бирске, других городах - 400 лет все на русском, с чего людям на другом говорить?
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    татары в Удмуртии не хотят изучать удмуртский язык. У них тоже психология оккупантов?
    Ответить
    Vlad Snegin 24 июня
    Зачем он им?
    Ответить
    Irina Popova 24 июня
    Я родилась и выросла в многонациональном Дагестане, русская. К сожалению, в советский период в городских школах этому вопросу не уделяли внимание, но я с удовольствием бы изучала бы в школе один из языков наших коренных народов. Мой отец понимал и разговаривал на кумыкском. Надо для всех вводить изучение языка той республики, где учится ребёнок. Это на практике будет служить примером воспитания уважительного отношения к культуре народа, среди которого живёшь. Чем больше языков знаешь, тем ты богаче!
    Ответить
  • Анонимно 23 июня
    Уян татар! Булма надан! Уян татар!
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    Тут не про татар
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    Татар, изучай свой родной язык- татарский.Он очень красивый.И один из 14 самых распространенных языков.
    Ответить
  • Анонимно 23 июня
    Рецепт счастья простой. Предмет родной язык не должен быть обязательным, чтобы дети не вставали перед выбором, изучать им русский или башкирский язык. Родной язык должен изучаться по желанию, в вариативной части учебных планов. Выбор должен быть такой: второй иностранный язык или национальный родной.
    Ответить
  • Анонимно 23 июня
    Обязательное изучение национальных языков всеми подряд незаконно, и этого уже не вернуть.
    Думать надо над тем, как замотивировать, заинтересовать.
    Ответить
  • Анонимно 23 июня
    Зухра Буракаева с Луны свалилась? Изучение башкирского языка хоть государственного, хоть родного - только добровольное! Кто ее так обманул, директор школы? Нашла, кому верить.
    Ответить
    Анонимно 25 июня
    это ты с луны свалился. опять те же лозунги о "добровольности". ну придумай что-нибудь новенькое
    Ответить
  • Анонимно 23 июня
    Есть маленькая доля правды в этой статье. Если родные языки останутся в инвариативной части то вероятнее всего все башкиры будут писать родным русский. Если же родные языки вынесут в вариативную часть, то родители смогут реализовывать индивидуальные потребности ребёнка , не будет такого "обрусевания" как вы выражаетесь. Так как не все выберут родной русский, не всем нам филологами становиться, технари нам тоже нужны! Соответственно родной башкирский будут выбирать большее количество детей, без сомнений отстать по русскому. Ведь вы и сегодня не переживаете что дети например Москвы больше получают знаний по основным предметам. А сосед по парте почему то волнует...
    Ответить
  • Анонимно 23 июня
    Два нарушения в школе у Зухры:
    1) принуждение всех подряд к изучению башкирского государственного языка
    2) принуждение башкир к изучению русского родного языка.

    Прокуратура по вашей школе плачет. Думаю, скоро будут разбираться, по этой статье.
    Ответить
    Анонимно 23 июня
    Ребята, русские, башкиры, татары! Не надоел еще этот бардак в школах? Ведь нас чиновники пытаются поссорить, из-за своих политических амбиций. Министра образования РБ Шафикову в отставку! И Баязитова туда же.
    Ответить
  • Анонимно 23 июня
    В Татарии больше не изучают государственный татарский, а в Башкирии - обязательный предмет))
    Точно с Луны свалилась
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    Автор не знает истинного положения вещей в Башкирии, а туда же, статьи строчит.
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    Автор, наверное, казанский.Обычно они ничего не знают, что творится в Башкирии, в частности, о положении татарского населения в РБ. Ничегошеньки не знают.
    Ответить
  • Анонимно 23 июня
    Добровольное ЕГЭ по языкам для филологов, лингвистов и гуманитариев. Тогда все встанет на свои места. Сейчас не хватает технарей. Для них ни по какому языку ЕГЭ не должно быть обязательным.
    Ответить
  • Анонимно 23 июня
    Лучше учите испанский и английский, хоть с фанами нормально поговорить сможете.
    Ответить
  • Анонимно 23 июня
    а мне какой язык учить русский чувашский мордовский для меня все родные
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    ГОсударственный - русский. Все остальное - факультативно-вариативно.. С башкирским вы в МФТИ поступите? Не зная русского, станете самолетостроителем, например? ПРиехал русский из КАзани со знанием татарского в САмару в меде учиться. И забыл татарский, как страшный сон..
    Ответить
    Анонимно 25 июня
    Зачем в МФТИ русский язык? Иностранные студенты там как учатся? Базового уровня вполне достаточно. Я тоже учился на технической специальности, у нас русского языка вообще не было. Ты лучше задайся вопросом, почему нет меда с обучением на татарском? Чем татары хуже прибалтов или других европейских народов, сопоставимых по численности? Ты вместо борьбы с теми, кто уничтожает твой народ, потакаешь им в этом
    Ответить
  • Анонимно 23 июня
    три народа в крови русские чуваши мордва какой язык учить -
    Ответить
    Анонимно 01 июля
    Голубчик, национальность - это же личный выбор отдельно взятого человека. Кем ты себя ощущаешь то ты и есть. Национальные чувства определяются генетической памятью, оставленной нам предками, Чью память хранишь, чей жизненный опыт знаешь и чтишь - то ты и есть.
    Другое дело, что в этой стране долгие столетия всех делили на своих православных и чужих инородцев, нацменов. Это деление и есть камень, об который мы спотыкаемся по сей день в нашем многонациональном государстве.
    Сохранение языков народов рф - обязанность государства и финансировать сохранение, изучение и развитие языков народов рф обязано государство.
    А закон про "добровольность" конечно же противоестественный и антинародный и попахивает ту нацизмом.
    Ответить
  • Анонимно 24 июня
    В Башкирии с башкирскость более-менее все гладко. Там руководители все делают для того. чтоб сохранить башкирский язык, башкирскую самобытность, много денег тратят на популяризацию башкирскости, на изучение и популяизации истории башкир. Башкирия действительно страна башкир. Во всяком случае руководители этого региона делают все для этого. А вот в Татарстане не делается и миллионнной доли того, что делается для башкир в Башкирии.
    Ответить
  • Анонимно 24 июня
    А вот бывший министр образования Башкирии, ныне депутат Государственной Думы Зугура Рахматуллина голосовала за то, чтоб мы родной язык не изучали. Она предала свой татарский, записавшись башкиркой ( она иглинская татарка, ради карьеры записалась башкиркой), как только предала родной татарский, предала еще и башкирский, как и все остальные депутаты от Татарстана и Башкирии.
    Зачем нам такие депутаты?
    Зачем нам такие министры?
    Зачем таким манкурдкам доверяют такие должности, особеннно должность министра образования?
    Не стоит ли нам отозвать этих горе-депутатов типа Рахматуллиной?
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    Так ведь башкиры сами нагло записывают татар в башкиры.А тут она,татарка, сама добровольно записалась башкиркой.Радуйся, чувак.Бумажных башкир стало больше на одну женщину, это же ляпота.
    Ответить
  • Анонимно 24 июня
    А мне вот какой язык учить? В семье русские, украинцы, прибалты, скандинавы и словаки. ЕГЭ на всех шести?
    Ответить
    Анонимно 02 июля
    Либо, как-то определись самостоятельно, либо останешься Маугли...
    Ответить
  • Анонимно 24 июня
    я что то не понимаю есть же школы/лицеи где основной язык башкирский, даже есть где на иврите говорят .... этого разве мало ?
    Ответить
  • Анонимно 24 июня
    Надо изучать все языки в угоду всем??? Два мордовских, татарский, башкирский, угро-финский, удмуртский, чеченский, якутский, бурятский, адыгейский, языки народов Дагестана (около 200 языков и наречий) немного русского и английский - каша в мозгах в итоге образования никакого!!! Ни нормальных технарей, ни гуманитариев, вот так ЦРУ распространяет бардак в России разделяй и властвуй. В США живёт много разных народов белые, чёрные, желтые, красные (индейцы) метисы в полосочку и т.д и т.п. и ничего все изучают один не родной язык английский и разговаривают на английском не на индейском (апачи, гуроны, деловары, всего около 150 племён Северной Америки), или переселенцев - не на китайском или ирландском, испанском, итальянском, немецком и далее. Общегосударственный язык должен быть один или будет бардак и каша в головах, как на Украине. Писатели тюркоязычные Карамзин, Аксаков, и др. Пушкин (потомок араба Петра Великого), Лермонтов ( потомок шотландца), Даль и др. писали на русском и тогда Они понимали, что такое разброд и шатание по системе масонов и иезуитов для смены правительств, если пойдём по этому пути, то будем все, буквально все общаться на английском и никогда на башкирском, татарском, русском, мордовском. Закладывайте родной Ваш язык и традиции с детства при воспитании ребёнка, а то многие не хотят заниматься воспитанием , чтобы переложить этот процесс на другого, на государство или специально провоцируют наши народы на конфликты между собой, так кто Они современные националисты в республиках России помощники для страны или ЦРУ-шные прихлебатели????......Прошу без всяких обид для разных национальностей Россиян. Традиции, трапеза,национальная одежда, ремёсла, живопись, песни, сказания, национальные языки и наречья должны воспитываться только в семьях. Прививать с детства уважение к этим традициям, Вере и к другим традициям и Вере разных народов проживающих на огромной территории России. Уважение к старшим, младшим, к нашей общей истории, литературе, музыке, к ветеранам ВОВ и гордиться, что все мы РОССИЯНЕ-НЕЗАВИСИМАЯ ОДНА СТРАНА. НИКОГДА, НИКЕМ НЕПОКОРЁННАЯ- САМАЯ БОЛЬШАЯ СТРАНА В МИРЕ, ГДЕ ЖИВУТ МНОГО НАРОДОВ И НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ. Писатель Расул Гамзатов писал, когда я нахожусь за рубежом, то меня называют Русским писателем, когда я в Москве то меня называют Дагестанским писателем, когда я в Дагестане, то я - Аварец.
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    Согласна с Вами на все 100%
    Ответить
    Анонимно 25 июня
    В США учат английский, который является языком международного общения и распространён по всему миру. В России его тоже учат. А вот русский за пределами России почти нигде не используется, поэтому народы хотят учить свои родные языки
    Ответить
    Анонимно 29 июня
    Вы наверное за границей не бывали, и верите в сказки о том, что там по-русски не разговаривают. :)
    Это не так!
    Ответить
    Анонимно 25 июня
    Встречал не раз в США людей очень плохо говорящих по-английски. И нормально живут, получше нашего
    Ответить
    Анонимно 04 июля
    Россия и США - две большие разницы !!!

    США - собрание разных народов на чужой земле. На исконных землях этих народов остались государства (Франция, Италия, Германия, Китай) которые и позаботятся о сохранении родных языков.

    Россия - собрание коренных народов и их автохтонных земель в одну федерацию. На наших исконных землях мы (народы, государство и общество) обязаны сохранить наши исконные языки. На других землях и в чужих государствах этого никто делать не будет.

    Чтобы прекратить спекуляции по добровольности изучения "родного" языка и не вводить всех в заблуждение, следует каждый язык прописывать по его названию: "русский", "башкирский", "чувашский", и т.д.

    Подмена понятий "русский"="родной" есть спекуляция.
    Я - башкурт и никогда не буду русский, славянин, православный и прочее.
    А приучать детей к равенству понятий "русский=родной" - это духовное истребление автохтонных народов россии.
    Думайте, господа...
    Ответить
  • Анонимно 24 июня
    Почему в России уважают только русский язык? Россия унитарная страна? Россия возмущается на Америку, что она угнетает индейцев, но при этом все свои народы подгребает под русских. Русские - смесь разных славянских племен. Они забыли свои уникальные языки и обычаи и предлагают остальным национальностям сделать то же самое - сделать единую, унитарную русскую культуру и язык и переписать историю в очередной раз в угоду лентяям, не желающим учить языки и верхушке, которой проще управлять неучами.
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    Объединение народов в одной стране, это благо. А родные языки нигде бесплатно в каждой школе не изучаются, ни в одной стране мира, потому что это нереально.
    Ответить
    Анонимно 02 июля
    Дорогой, у тебя в голове венигрет: россия объединение автохтонных народов и автохтонных земель в федерацию. На каждой автохтонной земле коренной народ имеет право изучать и развивать свой родной язык за счет государства. А если речь идет только о русском языке, то зачем собирали разные земли и разные народы под один флаг?
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    Да, Россия по меркам ООН мононациональная страна, подавляющее большинство населения - русские.
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    Да , постарались с геноцидом, почти истребили коренные народы. Но "татарник" (по Л.Н.Толстому) оказался очень живучим.
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    учи , люби, развивай свой родной татарский -никто тебе не мешает . я люблю свой родной .
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    Дорогой этномен очнитесь. Единая, унитарная русская культура и НАЦИональный язык были фактически созданы в 20-30 годах 19 века. Как впрочем к этому времени были созданы единые, унитарные культуры и языки основных НАЦИЙ. Великобританская нация, Германская нация, Французская нация.
    А уникальные этнические наречия и оригинальный фольклёр разных племён составивших ядро русского народа НИКТО не потерял ! Ничего не потеряно. Поезжайте в Псков, Смоленск, Новгород в институты славянистики вам там персонально всё покажут и расскажут. И озвучат.

    А то что вы и вам подобные пытаетесь либо на одну чашу весов положить достижения русской Нации и башкирский этнический фольклор и язык этнической самобытности или противопоставить, то это просто от отсутствия ума в вашей голове.

    Либо вы засланный казачёк-провакатор.
    Ответить
    Анонимно 02 июля
    Дорогой собеседник! Вам, не этноменам, хорошо бы научиться политкорректности, потому что россия - не есть государство русских. Живя на чужих, не русских, не славянских землях хорошо бы научиться уважать себя, для начала и, бог даст, научитесь уважать других. Иначе, ваша позиция попахивает нацизмом.
    Ответить
    Анонимно 01 июля
    "Русские - смесь разных славянских племен."

    Русские уже давно не славяне.
    Да и были ли когда-нибудь славянами еще вопрос.
    Ответить
  • Анонимно 24 июня
    Зөһрә! Бик дөрөҫ яҙаһың! Все правильно написала Зухра Буракаева. К сожалению, времена настолько изменились, что среди русских не очень много тех, кто понимает, чем обеспокоены нерусские народы России. Это большая беда! Или "выходят на связь" только те, кто мыслит, как колонизаторы. А почему бы вам, русским, не изучать русский язык дома, как вы нам повсеместно советуете??? Нет второсортных языков, нет второсортных народов. И дело не в том, что русские не хотят изучать другие языки, а в том, что нерусским народам не дают изучать родные языки в том объеме, чтобы знать его хорошо, принимают "дискриминационные" законы.
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    Потому что сы, татары, хотим знать русский язык и не хотим учить неродной башкирский.
    Ответить
  • Анонимно 24 июня
    А фото какое замечательное в статье. Знаменитая английская гимназия 39, в которой осталось всего три часа в неделю английского языка. Угробили образование своим этнокомпонентом.
    Ответить
  • Анонимно 24 июня
    Русский я3ык надо выучить хотя бы 3а то,что в нем есть поговорки на все случаи жи3ни! А башкиры обрусели в месте с татарами,еще в 20 веке!!!
    Ответить
  • Анонимно 24 июня
    никто еще не умирал, пока учил "чужой" язык:))), впрочем, неуважение ко всем, да и к себе самому - мощный тормоз:)
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    А вот тут я с вами не соглашусь. Живу в Татарстане. У нас процентов 30 - дети смешанных семей. А как быть с ними ? Для них обязательно, или нет изучение татарского языка? Я имею в виду ваше предложение.

    Ответить
    Анонимно 24 июня
    Смешанность или несмешанность это вопрос чисто био-генетический (рассовый\подрассовы).

    Когда отличия супругов носят не био-генетический характер, а фольклёрный, то это не смешанные браки.
    Ответить
  • Анонимно 24 июня
    Государство наше многонациональное. И в нём русский язык является языком межнационального общения и обязателен для изучения. Есть желание, овладевайте параллельно родным языком, будьте полиглотом. Но это ваше желание и никто этому не препятствует. Стыдно образованному человеку не понимать таких простых вещей и создавать проблему там, где она не существует. В.И.
    Ответить
  • Анонимно 24 июня
    в чем проблема учить еще один язык.
    Ответить
  • Анонимно 24 июня
    Почему то при СССР вопрос о языках не стоял !В национальных республиках и областях все изучали русский язык и родной язык!Сейчас реальность такова и исторически сложилось что русский язык является государственным и это надо принять!Если бы в 16 веке Казань завоевала бы Москву а не наоборот то на месте нынешней России была бы Великая Булгария!И государственным языком был бы татарский язык!!В многонациональной России должен быть один государственный язык русский!Остальные языки должны тоже развиваться изучаться распространяться не только языки обряды обычаи и ещё другие качества свойственные только этому народу!Каждый народ уникален и язык тоже и они не должны кануть в небытие!Обрусевшие дети они ираньше были и сейчас их много ивиноваты в этом семья а не Москва!
    Ответить
    Анонимно 25 июня
    Чем закончил СССР?
    Ответить
    Анонимно 01 июля
    В СССР было постановление от марта 1937 года об обязательном изучении русского языка, а до того каждый народ учился на родном языке. Полагаю, стоит задача к столетию этого указа всех унифицировать. Куда мы идем? К чему стремиться государство? Кто бы объяснил ...
    Ответить
  • Анонимно 24 июня
    ничего плохого нет изучать язык региона в котором живем.неродной английский изучаем с радостью
    Ответить
  • Анонимно 24 июня
    Училась во времена СССР - в старших классах попали в Татарстан. 3 последних класса. Обычная история для детей военных. Школа - с преподаванием на русском языке. Татарский - добровольно. Не учила, так как знала, что уеду в другой регион. И никто силой не заставлял, как сейчас. С огромным уважением отношусь к национальным культурам, но не надо всех детей силой учить национальным - неродным для них языкам. А вот украинский (родной язык мамы) - выучила по учебникам, выписанным из Киева. Спокойно читаю, говорю, понимаю. Так что всё зависит от воспитания в семье. А европейские языки - для международного общения.
    Ответить
  • Анонимно 24 июня
    изучала в школе и башкирский и татарский, не считаю правильным в принципе насаждать национальные языки в школах, любое изучение родного языка и культуры идет от семьи.Если в семье не говорят и не понимают родной язык, нет смысла насаждать это насильственно в школе.Сама я этническая татарка.
    Ответить
    Анонимно 24 июня
    Да кого волнует, что Вы лично считаете. Закон говорит о том что национальные язвки изучаются добровольно и народные избранники это в очередной раз подтвердили, проголосовав за законопроект о добровольном изучении национальных языков. Проголосовали против только трое из 377 депутатов ГосДумы. Так-то.
    Ответить
  • Анонимно 24 июня
    Правильно написано. Живёшь в Башкирии - изучай башкирский.
    Ответить
    Анонимно 26 июня
    Вот ты и изучай.
    Ответить
  • Анонимно 25 июня
    Если автор так настаивает на более глубоком изучение родного языка в ущерб русского, то стоит ей задуматься над тем, что в, этом случае, выпускник будет ограничен в выборе высшего учебного заведения и т.д. Т.е. он, допустим, закончит ВУЗ в Башкоркостане и жить и работать продолжит только там. Но сами дети, наверное, хотят более широких возможностей и перспектив. Поэтому, в масштабах нашей страны, конечно русский необходим. P/S C уважением отношусь в культурам и языкам нашей страны ( не русским). Правильно, считаю, если в семье уделяют этому должное внимание!
    Ответить
  • Анонимно 25 июня
    Если люди проживают на территории нац. республики, то лучше знать язык коренной национальности, чем не знать.
    Весь сыр-бор разгорается из-за боязни родителей, что чадушки нагрузку не потянут. Если у ребёнка нормально развито мышление, он все потянет (конечно, при условии грамотно составленного учебного плана, а вот этого-то современное образовательное начальство уже не умеет. Все, что они делают - выдумывают всякую хрень, чтобы занять учителей, а потом требуют бесконечные отчёты о выполнении этой хрени. По всей стране!)
    Ответить
  • Анонимно 25 июня
    это точно проблема когда люди не хотят знать свой родной язык
    но это также и проблема русских
    когда кончатся носители малых языков тогда начнётся размывание и упрощение русского
    и переход даже не на английский а на бейсик инглиш...
    Ответить
    Анонимно 25 июня
    Чем меньше разных языков, тем меньше межнациональной розни. Я не против бейсик инглиша, если все люди мира будут на нём говорить. Единый для всех язык способствует сохранеию мира.
    Ответить
    Анонимно 25 июня
    тогда почему русский не сделать добровольным, а инглиш обязательным?
    Ответить
  • Анонимно 25 июня
    Тогда зачем обязательно русский учить, если весь мир говорит на английском?
    Ответить
    Анонимно 25 июня
    Точно!
    Ответить
  • Анонимно 25 июня
    Есть и толковые реалистичные комментарии..Есть и "бред сивой кобылы" - о каком-то там возрождении чего-то национального...В семьях сохраняйте - хоть ЧУКОТСКИЙ..А русский язык будет победно шествовать , вне ваших споров, дискуссий и прочая и прочая.. Язык - явление НЕЗАВИСИМОЕ от каких-либо указов, постановлений, установлений...и т.д. и т.п.
    Ответить
    Анонимно 02 июля
    "В семьях сохраняйте - хоть ЧУКОТСКИЙ..А русский язык будет победно шествовать"

    А вы, голубчик, обыкновенный нацист. Перечитайте свой коммент на трезвую голову.
    Ответить
  • Анонимно 25 июня
    В Башкирии не надо изучать башкирский детям не башкирам, тем более татарам. Нужно, ЧТОБЫ БАШКИРЫ ИЗУЧАЛИ СВОЙ ЯЗЫК, ВПЛОТЬ ДО НАСИЛИЯ НАД ОБРУСЕВШИМИ БАШКИРАМИ - иродами, а другие народы в Башкирии должны изучать историю родного края, литературу башкирскую в переводе, а татары могут изучать и без перевода.
    Ответить
    Анонимно 26 июня
    Кому нужна их лживая история?Их фолк- хистори?
    Ответить
    Анонимно 01 июля
    "Кому нужна их лживая история?Их фолк- хистори?"

    По башкирски фраза "фолк хистори" произносится "Халк хистар" и переводится на русский, как "воспоминания народа".
    Правда вы эту хистори не знаете, иначе ужаснулись бы чудовищам-романовым. А та история, которую вам навязали про мой и ваш народы лжива до мозга костей и формирует агрессивное невежество в мыслях, чувствах и поступках.
    Ответить
  • Анонимно 25 июня
    Выучить башкирский чтобы что? Книжки Зухры Буракаевой читать?
    А они того стоят?
    Ответить
    Анонимно 26 июня
    Чтобы русская девочка не хлопала глазами, глупо улыбаясь, когда ей наговорят гадостей на башкирском (вспомните истории с чемпионата).
    Ответить
  • Анонимно 25 июня
    Вы заметили как загрязнён русский язык разными пришлыми словечками .. хочу что бы мои дети знали свой родной русский без примеси татарского или башкирского .. я хочу сохранить РУССКИЙ ...
    Ответить
    Анонимно 26 июня

    Надо сохранить все языки, которые еще живы, от этого хуже не будет
    Ответить
    Анонимно 26 июня
    Русский есть кому сохранять и без тебя, целые институты над этим работают в Москве.
    Ответить
    Анонимно 26 июня
    Русский язык очень загрязнен такими татарскими словами:

    » Алмаз
    » Алтын
    » Амбар
    » Арбуз
    » Аршин
    » Аркан
    » Атаман
    » Базар
    » Бакалея
    » Балагур
    » Балалайка
    » Балбес
    » Балык
    » Барахло
    » Барин
    » Барс
    » Барсук
    » Башка
    » Башмак
    » Беркут
    » Богатырь
    » Бочка
    » Булат
    » Буран
    » Веник
    » Внук
    » Деньги
    » Дорога
    » Дурман
    » Ералаш
    » Есаул
    » Жемчуг
    » Изба
    » Изюм
    » Ишак
    » Кабак
    » Кабан
    » Кадык
    » Казак
    » Казан
    » Казна
    » Камыш
    » Капуста
    » Карандаш
    » Караул
    » Карга
    » Каторга
    » Кинжал
    » Кирка
    » Кирпич
    » Книга
    » Кнут
    » Князь
    » Колбаса
    » Колесо
    » Корабль
    » Кочерга
    » Крепость
    » Кремль
    » Кувшин
    » Куртка
    » Лошадь
    » Майдан
    » Маяк
    » Минарет
    » Мурза
    » Мурзилка
    » Орда
    » Очаг
    » Пельмень
    » Сарай
    » Сарафан
    » Сахар
    » Солома
    » Стакан
    » Стол
    » Сундук
    » Таракан
    » Тарелка
    » Толмач
    » Тормоз
    » Тулуп
    » Туман
    » Туша
    » Тюрьма
    » Улан
    » Ура
    » Ураган
    » Утюг
    » Халат
    » Чемодан
    » Чердак
    » Чугун
    » Шалаш
    » Шаль
    » Шаровары
    » Шатер
    » Шашлык
    » Ямщик
    » Яр

    Срочно откажись от них и никогда их не произноси.
    Ответить
    Анонимно 29 июня
    Про Балкон - забыл?
    Ответить
    Анонимно 02 июля
    "Вы заметили как загрязнён русский язык разными пришлыми словечками .."

    Голубчик! Это русские здесь пришлые, а не "словечки".
    Ответить
  • Анонимно 26 июня
    Конечно же необходимо четко отделить башкир от татар. Заодно отделить мордву от русских, а чувашей от башкир. Все посёлки и города рассортировать по языковому признаку. Этим спасём народы от исчезновения. Это касается не только языка, но и ложек, обуви и одежды. Татарскую письменность, как основу цивилизации, ввести в МГУ, Канаде, ЮАР.
    Ответить
    Анонимно 26 июня
    В первую очередь, надо отделить Татарстан и Башкортстан от России, тогда не будет проблем с изучением родных языков. Шовинистов не желающих изучать государственный язык, объявить негражданами.
    Ответить
    Анонимно 27 июня
    Вам повезло, что здесь все анонимы. А то этот ваш комментарий попал бы в ФСБ и вас бы наказали)))
    Ответить
    Анонимно 01 июля
    Ну, предположем, анонимность здесь условна. Любого из нас можно найти по IP-адресу.
    Ответить
    Анонимно 02 июля
    Попробуйте.)))
    Ответить
    Анонимно 04 июля
    Не обольщайтесь...
    Ответить
  • Анонимно 26 июня
    как печально что никто не замечает общего отупения и обыдления народного стада , а ведь знание языков это признак интеллекта ,отказываясь от изучения языков мы обрекаем основную массу стада так и остаться баранами
    Ответить
  • Анонимно 26 июня
    в эпоху глобализации,всепроникающего интернета-дай то Бог,чтобы сохранилась Великая Русская Культура.
    Только она даёт приют в себе самой таким культурам как башкирская.
    Ну не будет башкирского языка,удмуртского.
    И Германия постепенно перейдет на немецкий в быту ,исчезунт баварский и т.д.
    Это обьективный процесс.
    Мир меняется.
    И с прагматической точки зрения- уже определяющим является не род,кровь,а принадлженость к культуре,культурный код.
    Вот и не цепляйтесь за язык..а цепляйтесь за традиции, кухню, одежду,
    за красивую смобытность-вон у вас там какие то фестивали кочевников..это правильно и красиво.
    Вы поймите,через 2 поколения..культурный код на всей земле изменится.Все глобальное будет..
    и повторюсь-тут бы Русской Великой Культуре сохраниться...
    Ответить
    Анонимно 27 июня
    ее заменит не менее великая китайская культура
    Ответить
    Анонимно 01 июля
    Великое русское православное государство романовы строили 300 лет. И где эти романовы, и та великая империя? Все сгинуло 100 лет назад.

    Голубчик, дайте определение, что такое "русский".
    Это не этнос - это общность людей находящаяся на стадии этногенеза, которая до сих пор, за 1000 лет православия, не выработала даже свою национальную идею.
    Русский - это прилагательное, приложенное к чужим историям и чужим культурам или имя существительное?
    Ответить
    Анонимно 01 июля
    нет уж. не будет татарского, марийского - пусть и русский сгинет в пучине глобализации. с чего вы взяли, что имено это ваше звено ценно, почему татары башкиры чуваши удмурты хотят и примут потерю идентичности, а вот вашу культуру растворить в английской или сломать об колено китайской с арабской значит - преступление? нет никакого логического оправдания величия русской культуры - если ты глобалист, то должен хотеть скорее чтобы и она кончилась в процессе глобализации, если ты коренизатор - то должен хотет превосходства местной республиканской культуры над русской. и только тогда ты можешь хотеть превосходства русской культуры и над высшими и над низшими, когда ты нацист всего этнического русского, а не придерживаешься логики "давайте все спасем" или "давайте дадим естественно погибнуть". Очень такие носители лавируют хорошо - когда надо что-то мельче русского унизить, у них глобализаторская риторика, когда надо сопротивляться чему-то, что растворяет русское - риторика коренизаторская. А когда риторика лавирует - значит и принципов нет, а есть хотелки.
    Ответить
  • Анонимно 27 июня
    МЫ живем в РОССИИ. Государственный язык - русский. Вне зависимости от национальности им должен владеть каждый гражданин. Но каждый волен изучать и родной язык. Только неволить никого не надо.
    Ответить
  • Анонимно 27 июня
    Считаю изучение башкирского языка нужным. Хотя бы по причине универсальности его фонетики. На нем есть все фонемы присущие английскому языку. Французскому, арабскому. И очень многим другим языкам. Башкирский алфавит наиболее продвинутый из кирилличиских алфавитов. На нем, практически, можно писать на любом языке мира. Я думаю изучение башкирского очень хорошая база для изучения иностранных языков.
    Ответить
  • Анонимно 28 июня
    " Неужели Вы не видите, как русские устали от этого языкового насилия в школе
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/103444-zuhra-burakaeva-o-bashkirskom-yazyke-kak-o-rodnom"
    А вы неужели не видите как нерусские устали от вашего господства?
    Ответить
  • Анонимно 30 июня
    Реальное время. Зухра Буракаева. Башкирский язык как родной, или что происходит на самом деле
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/103444-zuhra-burakaeva-o-bashkirskom-yazyke-kak-o-rodnom
    Пространная статья башкирской писательницы, как ее представляют. Современного покроя, т.е. знающие БЯ так же, что и русский. И глагольствует она более реально, не утопая в несбыточные мечты, как почти все староверческие квази интеллигенты, которые пребывая, так же, что и татарстанские мечтатели, в предверии того "ада", после которой уже мечтать о родных языках не будет иметь никакого смысла.
    Но давайте я вам сначала представлю запись одного "инкогнито": "В Башкирии с башкирскость более-менее все гладко. Там руководители все делают для того. чтоб сохранить башкирский язык, башкирскую самобытность, много денег тратят на популяризацию башкирскости, на изучение и популяизации истории башкир. Башкирия действительно страна башкир. Во всяком случае руководители этого региона делают все для этого. А вот в Татарстане не делается и миллионнной доли того, что делается для башкир в Башкирии."
    А теперь скажем то, что требуется в данный момент.
    1. Сколько башкирских гимназий и школ функционирует в РБ, никому не известно. До начала этих перепитий существовало их 22 единиц, работающие на высоком уровне. Никто не заикается, что они как-то расформированы. Они должны работать, так же, как и работали. И брали туда детей просеивая через мелкое сито: ребенок какой бы национальности ни был, должен уметь говорить и читать и писать на башкирском. Что для учеников Татарстанских школ и не снится...
    2. При этом, не забывайте, что организованные башисты, пользуясь рахимовскими миллионами, еще вовсю сопротивляются московским нововведениям по некоторому урезанию возможности учебы башкирских детей как в независимом государстве.
    3. При этом, двухмиллионный татарский народ так и остается, как и при Рахимове, бесправным: без национальных школ, радио-телевидения, филармонии (тогда как малочисленный башкирский народ имеет их целых 6 единиц).
    4. Как пишут некоторые заинтересованные родители из Татарстана, там нет ни единой татарской гимназии; практически нет и школ татарских, а есть только некоторые классы, где им втолковывают о татарском языке один урок в неделю.
    5. Такой благоприятный пример для татарских детей Татарстана должен был бы воодушевить чиновников Татарстана. Не может же быть, чтобы они не знали такого. Я лично сам только несколько раз приводил для них как хороший пример Башкирию в этом отношении.
    Ответить
    Анонимно 01 июля
    " 3. При этом, двухмиллионный татарский народ так и остается, как и при Рахимове, бесправным: без национальных школ, ..."

    Дорогой собеседник! Татарстан, как говорят, продвинутый регион. Казань должна решать татарские вопросы, а не М.Г.Рахимов. Бери пример с ВВП - провозгласили русский мир и мы все содержим эту идею. Казань найдет деньги для татар, я думаю.
    Ответить
    Анонимно 02 июля
    это обиженные башкирские татары пишут. в уфе и др. городах башкирии очень много татар работают в органах власти, в бизнесе, культуре, во всех отраслях. и бабай им был не помеха. а то, что больше поддерживали башкирский, это особо никому не мешало. а вот кто-то из татар ничего не добился и винит в своей бездарности всех подряд. плохому танцору знаем, что мешает
    Ответить
    Анонимно 02 июля
    Ни один башкурт не должен оправдываться за башкирский язык в Башкирии: мы его должны сохранить, а государство обязано это профинансировать, без вариантов.
    Другие языки должны спасать Казань, Чебоксары, Ижевск и т.д.
    Ответить
    Анонимно 03 июля
    Согласен. Но и сами башкиры-родители должны понимать, что если они сами не воспитают любовь и стремление к родному языку, литературе и культуре - ничего не поможет, даже государственная поддержка в образовании!
    Ответить
  • Анонимно 02 июля
    Хорошо и эффективно устроенный балаган.
    Сначала навязывают коренной башкирский язык всем пришлым народам, а потом под ропот и улюлюкание пришлых народов запрещают изучать родной язык башкирам. Неприменно следует отметиться в прокуратуре, чтобы изучать родной язык свободно и всеобъемлюще?
    С моим народом такое уже было в 1921 году, когда вводили запрет на башкирский язык за подписью Сюнчелея.
    Ничего не меняется в этой стране. Все одно и то же, до скучного однообразия.
    Русские за последние 1000 лет перестали быть славянами, но не успели выработать свою национальную идею. Сколько столетий потребуется чтобы добиться духовного истребления автохтонных народов на автохтонных же землях? Я имею в виду те народы, которые за тысячелетия своей истории успели выработать свою национальную идею.
    Ответить
    Анонимно 02 июля
    Духовное истребление башкир продолжается с 18 века. Уже две империи рассыпались в прах. Когда уже поумнеет империя? и начнет с уважением относиться к коренным народам хотя бы для того, чтобы сохранить себя.
    Ответить
  • Анонимно 02 июля
    "Поезжайте в Псков, Смоленск, Новгород в институты славянистики вам там персонально всё покажут и расскажут."

    ВОПРОСЫ К ГОСПОДИНУ Хамитову:
    Почему в Уфе нет Института Башкирского Языка? Это сегрегация башкир по национальному признаку?
    ИИЯЛ УНЦ РАН не в счет. Этот институт занимается языками пришлых народов со времен своего основания.
    Ответить
    Анонимно 02 июля
    А еще Институты Башкирского Языка должны открыть в Челябинске, Оренбурге, Свердловске, Кургане, Перми, Казани, Самаре, Саратове ...
    Все исконные Башкирские земли охвачены в этом списке?
    Ответить
    Анонимно 03 июля
    Не все. Парочка регионов пропущена.
    Ответить
    Анонимно 03 июля
    В Челябинске отделение башкирского языка закрыто было...
    Ответить
    Анонимно 04 июля
    ВОПРОСЫ К ГОСПОДАМ руководителя Поволжского и Уральского ФО:

    Почему на исконных Башкирских землях нет Институтов Башкирского Языка? Это сегрегация башкир по национальному признаку?
    Ответить
    Анонимно 04 июля
    ИИЯЛ УНЦ РАН является право приемником большевистской комиссии сюнчелея по уничтожению исконного башкирского языка, которое проводилось с 1921 по 1940 годы.
    Ответить
  • Анонимно 02 июля
    Что плохого в том, что в Башкирии надо изучать башкирский язык русским? Если они живут там долго, то им от этого будет лучше. Они будут больше знать и будут умнее. Так должно быть в любой республике. Русский знающий другой язык будет и в техническом университете учиться не плохо, потому у него мышление будет лучше развито. Например, знание чувашского языка не мешает быть хорошим математиком, физиком.Не вся физика или математика создана только русскими. Очень много законов переведены на русский язык и введены в обиход и потому кажется, что наука развивается только на русском языке. Естественно и все народы живущие России должны знать русский, просто потому так проще и легче изучать науки, потому что больше технической литературы в России на русском языке. И не надо противопоставлять языки. Не экономика привела к развалу СССР, а чрезмерное насаждение русского языка в бывших республиках. А так может повторится и с Россией.
    Ответить
    Анонимно 03 июля
    Чтобы изучать другие языки необходим тренированный и обучаемый мозг. Что делать, если лень-матушка начало всему у некоторых народов.
    Я не читаю русскоязычных публикаций по своей специальности уже много лет, только зарубежную литературу. А училась в башкирской национальной школе. Что мы переживаем за тех, кто не хочет учиться! Следует подумать о том, что делать, чтобы возродить, сохранить и развивать исконный башкирский язык.
    Ответить
    Анонимно 04 июля
    Почему выпускники МГИМО являлись истеблишментом нашего общества:

    Мои знакомые выпускники МГИМО рассказывали, что они изучали 2 обязательных иностранных языка по вузовской программе и плюс национальные языки студентов своей группы. Группы составлялись по 5-6 человек из разных народов - представляете какой кругозор и широта знаний у этих людей!
    Ответить
  • Анонимно 02 июля
    поддерживаю автора! Чем больше языков человек знает ,тем лучше.а тем более свой родной язык надо знать.ПОсмотрите на мигрантов - они приезжают в чужую страну и адаптируются и через некоторое время начинают разговаривать на русском,татарском,башкирском,а мы живем здесь и ноем..стыдно..
    Ответить
  • Анонимно 03 июля
    Весь сыр-бор начался от того, что пришлые народы не хотят учить язык народа на чью землю они пришли пожить. И не надо! Пускай не учат, нам-то что от этого.
    Обучение башкирскому языку башкирских детей должно быть обязательным и финансировать это должно государство на всех исконных Башкирских землях (см. РеЭстр башкирских земель).
    Дети других народов могут присоединятся к этим урокам или нет - по их собственному выбору.
    По факту же вводится запрет на обучение башкирскому языку башкирских детей. Государство, это как понимать?
    Ответить
    Анонимно 03 июля
    Полностью согласен - не хочешь, чтобы дети твои изучали - не надо, а кто хочет - то в полном объёме!
    Ответить
    Анонимно 03 июля
    Полностью согласен!!!
    Ответить
  • Talgat Ishemgulov 05 июля
    Уроки казахского.
    (детские воспоминания)
    Учительница казахского языка Камажай Бекбулатовна вышла в декретный отпуск. Мы, пятиклассники, не знали к добру это или к худу. Камажай Бекбулатовна сама добрая, начитанная, но занудлив-а-а-я… к концу урока хоть на стенку лезь. Урок казахского языка был нам тогда в диковинку. Этот предмет появился в расписании только первый год, это мы потом, уже повзрослев, узнали, что по школьной реформе 1972 года союзные республики получили право на преподавание национальных языков в русскоязычных школах. Этот урок был один раз в неделю, как и музыка. Но их даже сравнить нельзя. На музыке хоть веселее, а на уроке казахского зубри падежи, времена и т.д., этого добра нам и на русском языке хватало. Ну, в общем, мы этот урок не любили, относились к нему как к неизбежному обстоятельству.

    Камажай Бекбулатовна по-доброму пыталась нас как-то заинтересовать, но, увы… мы были глухи к ее потугам, и она от этого тихо страдала. И это длилось целую четверть, пока в один прекрасный день не появился Тимур Ходжаевич. На первом же уроке он повел себя нестандартно. Как сейчас помню, отворилась дверь, вошел небольшого роста смуглый мужчина.

    Стремительно прошел к столу, положил классный журнал и так тихо сказал:
    - Класс, внимание! Меня зовут Тимур Ходжаевич, я учитель казахского языка.

    Мы обреченно начали открывать тетради. Он же неожиданно обратился к Гришке Печурину:
    - Пойдешь ко мне в гости? Я приглашаю.
    - Чего? – не понял Гришка.
    - Я приглашаю тебя и весь класс в гости.

    Класс онемел. Все так было неожиданно да и как-то страшновато. В гости… да еще к учителю?! Тимур Ходжаевич как ни в чем не бывало продолжал и выдал вовсе потрясающее:
    - Не просто в гости, а в настоящую казахскую юрту в степи.

    В классе установилась полнейшая тишина, как говорят, слышно, как муха летит. Девчонки круглыми глазами переглядываясь, начали прыскать в ладошки, мы же мальчишки зашелестели шепотками, выражая недоумение и потрясение от предложения учителя.

    Гриша Печурин недоверчиво спросил:
    - Так вы ж не в юрте живете, а по улице Молдагуловой.
    - Правильно. В степи мои родители живут. Они будут очень рады увидеть в гостях моих учеников. Ну как, поедем в степь?
    - Да! – дружным веселым возгласом подтвердил класс, и все загомонили, представляя будущее несомненно увлекательное путешествие.

    Тимур Ходжаевич поднял руку, успокаивая класс:
    - Но есть одна закавыка!
    Класс стих. Мы выжидающе уставились на учителя. Гришка хмуро сказал шепотом:
    - Сейчас скажет, надо учиться на «4» и «5». Знаем мы эту песню.

    Тимур Ходжаевич продолжил:
    - Видите ли, ребята, мои родители очень плохо знают русский язык, да и возрастом уже немолодые: за обычаи, традиции крепко держатся. Как вы будете с ними беседовать? Так просто с ними не поговоришь, там масса условностей поведения с пожилыми людьми. Поэтому, чтоб не попасть впросак, я вам расскажу, да и заодно научимся как вести себя гостях. Зато я вам обещаю чудное зрелище - весенняя степь. Вы когда-нибудь видели расцветающую степь? Нет? Вы многое потеряли, - и повел рассказ о том, как прекрасна степь весной, описывал пламенеющие до горизонта поля тюльпанов, разнотравий и разноцветий. И делал это вдохновенно, описывал таким сочным, красочным русским языком, что мы ребятишки мысленно уже были там в ликующей весенней степи, скакали на горячих скакунах, а девчонки под пение жаворонков охапками собирали тюльпаны и плели восхитительные венки.

    - А когда мы туда поедем? – спросила Иринка Кирилова.

    Тимур Ходжаевич окинул взглядом притихший класс и сказал:
    - До весенних каникул научимся простейшим правилам поведения, а практиковаться будем у моих родителей, согласны?

    С того дня и пошли наши уроки. Тимур Ходжаевич увлекательно рассказывал, как надо себя вести, если ты в гостях у казахов. Как поздороваться с пожилым человеком, о чем можно с ним разговаривать и как, каким тоном, в общем, масса сложностей. Записывали слова и предложения на казахском языке, которые надо говорить в тех или иных обстоятельствах. Но это было так интересно! Никаких тебе падежей, заучиваний, зубрежки. А чтобы мы запоминали быстрее, Тимур Ходжаевич разыгрывал целые театрализованные представления с нашим участием, и объясняться надо было на казахском языке. Сам же учитель внимательно следил и поправлял наши ошибки в произношении тех или иных слов.

    Что самое потрясающее, Тимур Ходжаевич преподавал нам бытовой казахский язык, а не литературный, справедливо полагая, что нам необходим именно этот уровень, ведь мы же не будем беседовать о новинках казахской литературы. Всему свое время. Так прошла вся четверть. Мы увлекательно учили этот, как оказалось, очень даже интересный язык.

    Наконец-то Тимур Ходжаевич объявил:
    - Завтра едем в гости, на пастбище. Мои родители уже выехали на кочевку.

    Раздалось громовое «Ура». Мы не спали почти всю ночь. Обычно нас утром не добудиться, а тут, только рассвело, весь класс уже на ногах. Подали автобус. Мы с песнями выехали из ворот интерната. Проехав поселок, аккуратные хлопковые поля, вырвались на простор и окунулись в другой прекрасный мир. Март совершенно преображает степь. Свежий, живительный воздух, огромный опрокинутый над землей синий котел, простор, куда не бросишь взгляд, цветы, цветы, цветы. Сплошная весенняя клумба до самого горизонта. Восторгу нашему не было конца. Ехали и только ахали. Километров через тридцать показались несколько юрт и отара вольно пасущихся овец. Автобус подъехал к юртам, нам навстречу вышел седобородый аксакал и следом за ним пара огромных собак с обрезанными ушами и хвостом.

    Старик с достоинством протянул руку:
    - Ассалам алейкум! Кош келинздер! Меним есим Ходжа-ата.

    Тимур Ходжаевич подал нам знак. Мы встрепенулись, вспомнив уроки, хором ответили:
    - Уагаллекум ассалам, ата! – и гуськом подходили к старику, уважительно протягивали ему две руки. Он тепло и с одобрением пожимал нам ладони, как взрослым.

    Так начался этот незабываемый день. В юрте мама учителя Айше-апа напоила нас вкуснейшим чаем с молоком, кормила творогом, горячими лепешками с маслом. Это было так вкусно, что вкус помню до сих пор. Затем аксакал показал новорожденных ягнят, чем вызвал восторженный визг моих одноклассниц. Они с умилением гладили эти пушистые создания, а вокруг них с тревожным блеянием метались их мамы, вызывая недоумение у собак.

    Вот их мы действительно опасались. Псы были огромными, с такой мощной пастью, что было боязно, особенно когда пугающе щелкали зубами, ловя надоедливых мух. Потом нам на радость аксакал разрешил покататься на его конях.

    Тимур Ходжаевич оседлал пять лошадей, и первые счастливцы гурьбой, пока нерешительно, на рысях поехали в степь. На обратном пути, уже осмелев, пошли легким галопом. Это было непередаваемое ощущение. Все мальчишки были в упоении. У юрты же Айше-апа показывала девчонкам, как катают из овечьей шерсти кошму, как заквашивают молоко для творога, в общем, массу женских бытовых мелочей, без которых невозможно было представить кочевой быт казахов. И что самое интересное, мы разговаривали с Ходжа-ата и Айше-апа на нормальном казахском языке и узнали множество новых слов и названий. Мне-то было проще, я башкир, наши языки очень схожи и при этом я владел казахским бытовым языком. Гришка, если не мог выговорить, подбегал ко мне и справлялся, как сказать то или иное слово.

    Целый день мы были чем-то заняты. Ходжа-ата показывал, как плести веревки из конской гривы, объяснял навыки чабана. Оказывается, он еще умеет играть на домбре. В тени юрты Ходжа-ата спел нам несколько народных песен и показал приемы игры на этом инструменте. Солнце клонилось к вечеру. Тимур Ходжаевич позвал нас на ужин. Айше-апа подала изумительный бешбармак. Мы его смели за минуту, аппетит был отменный, сказывался насыщенный день. Попив чаю на дорогу, мы тепло распрощались с этими удивительными людьми.

    Ходжа-ата и Айше-апа каждому из нас пожимали руки и ласково похлопывали по спине:
    - Кош болыгыз!

    Так закончился этот великолепный день, который нам дал столько впечатлений и, главное, знаний о казахском народе и его культуре. После этого дня мы были влюблены в уроки казахского. С удовольствием, пусть коряво, разговаривали между собой, совершенствуя слог и произношение, слушали казахские народные песни. Через полтора года вышла из декретного отпуска Камажай Бекбулатовна, стало быть, ее место надо было освобождать.

    День прощания с Тимуром Ходжаевичем был для нас трауром. Девчонки с утра ходили с заплаканными глазами, мальчишки же просто хмурились, не выдавая своих чувств. У ворот интерната мы по очереди горячо пожимали двумя руками ладонь учителя и, прощаясь, кричали ему вслед:
    - Кош болыгыз, Тимур Ходжаевич! Есен саулык сизге!
    Талгат Ишемгулов.
    Ответить
  • Анонимно 06 июля
    видимо, сейчас армии антигрудининских ботов переквалифицировали на тему языка.
    что значит, насилуют местными языками? а тригонометрией и др.обязательными предметами ваших детей не насилуют?!
    живете здесь - должны учить местный язык и точка!
    не нравится - едте в москву и там учите русский!
    все правильно написано в статье - идет последняя атака именно на тюркские народы центр.части рф, чтобы вслед за уграми исчезли и они!
    позор такому государству!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Рекомендуем