«Сначала безалкогольное, потом слабоалкогольное, потом крепкое, а потом водка...»
Общественники предлагают запретить рекламу пива с «нулевым» градусом, ввести «пугающие» этикетки и закрыть «наливайки»
Агрессивной рекламой безалкогольного пива возмутились активисты молодежных, родительских и трезвеннических организаций. Они утверждают, что, пользуясь лазейками в законодательстве, производители пива вербуют новых потребителей. Среди взрослой аудитории они достигли потолка, единственной точкой роста является молодежь. Пивовары же говорят, что легкие напитки помогут перевести россиян с крепкого алкоголя и снизить градус опьянения в стране. На круглом столе, организованном Общественной палатой Татарстана, побывала и корреспондент «Реального времени».
Пиво спрятали под зонтичным брендом
Реклама безалкогольного пива по ТВ в последнее время бросается в глаза: не крутят ее, пожалуй, только во время программы «Спокойной ночи, малыши!». Целью, безусловно, считают общественники, является продвижение алкогольного аналога. Рекламировать пиво напрямую запрещает закон, и производители нашли такой выход.
В России уже был подобный опыт, только с водкой. Когда реклама водки была запрещена, производитель выпустил минеральную воду с таким же названием и запустил рекламу по ТВ. Тогда отреагировала Федеральная антимонопольная служба, запретив использование зонтичных брендов, когда запрещенный к рекламе товар продвигается под видом незапрещенного. Рекламу «водочной» минералки в итоге признали противозаконной. Вроде бы можно по такому принципу запретить и рекламу безалкогольного пива. Но в этот раз ФАС решила поступить по-другому. Рекламу разрешили, при условии использования пиктограммы «Безалкогольная продукция 0%». Однако общественники считают, что белое пятнышко в углу экрана ничего не меняет.
— Безалкогольное пиво наносит урон тем людям, которые раньше испытывали проблемы с алкоголем. Начиная употреблять безалкогольное пиво, они уходят в срыв. Это первое. А во-вторых, и это самое трагичное, снимается барьер для нового потребителя. Так молодой человек бы воздержался, все-таки пиво — запах, а здесь первый шаг сделан — сначала безалкогольное, потом слабоалкогольное, потом крепкое, а потом водка, — говорит Владимир Ловчев, председатель казанского отделения международной ассоциации трезвости.
Ловчев напомнил о прошлых заслугах организации — победы над праздниками пива, которые устраивались в Казани на Ярмарочной площади в начале 2000-х в день последнего звонка. Напомним, что когда ассоциация предложила устроить там же праздник трезвости, то получила от исполкома отказ, мотивированный «сбережением травяного покрова».
Больше пива — меньше градус?
Примечательно, что в минувшую пятницу 150-летие отмечал казанский пивоваренный завод. Пивовары рассказали о трудностях, с которыми столкнулись из-за запрета рекламы, и о том, что с 2008 года потеряли 40% рынка. Наверстать упущенное намерены увеличением объема производства. Потребление слабоалкогольных напитков, считают они, сможет отвлечь от потребления крепких и снизить градус опьянения в стране. Такой опыт уже был: в 1970-е годы в СССР начали борьбу с алкоголизмом и, по мнению ЦК, лучшим способом был перевод населения с потребления крепкого алкоголя на слабый. Для этого нужно было увеличить мощности пивзаводов, и в СССР из Чехословакии привезли 15 предприятий.
Однако общественники уверяют, что советский опыт был неудачным. «К середине 80-х годов пошли детские наркокабинеты, женские вытрезвители. Старые потребители остались со своими бедами, с разбитыми семьями плюс рекрутировались новые потребители. Давайте не будем наступать на одни и те же грабли», — говорит Ловчев.
Итогом этой кампании стала другая — введение в стране сухого закона. Правда, эта крайность тоже не помогла победить алкоголизм в стране.
16 детей состоят на учете с диагнозом «алкоголизм»
На круглый стол пригласили представителя МВД. Судя по статистике подростковых правонарушений, меры, принятые в последние годы по ограничению рекламы и продаже алкоголя и табака, помогли — преступность сократилась, но большинство правонарушений совершены подростками в состоянии алкогольного опьянения.
По словам замглавврача республиканского наркологического диспансера Степана Криницкого, показатели подросткового алкоголизма «стабильные». На учете стоят 16 детей до 15 лет, и у одного ребенка был зафиксирован алкогольный психоз. Этот случай в практике врачей стал первым за последние 10 лет.
Реклама безалкогольного пива, уверен Криницкий, может ситуацию ухудшить. «Если государство идет на поводу у компаний, которые приносят акцизы и налоги с продажи пива, то оно вступает в противоречие, в противодействие со своей же концепцией по борьбе с алкоголизмом, где есть тезис, что интересы бизнеса вторичны по отношениям к интересам государства», — говорит Степан Криницкий.
«Ни один мальчик не захочет стать девочкой»
Противопоставить рекламе пива, считают участники круглого стола, можно антирекламу. По аналогии с той, что существует на пачках сигарет, на бутылках с пивом можно писать о вреде потребления.
— Какое бы ни было безалкогольное, там есть фитоэстрогены. Для мальчика фитоэстрогены — это страшно: он превратится в девочку. И надо рассказывать об этом, я думаю, ни один мальчик не захочет стать девочкой. Поняв, как работают фитоэстрогены, не будет пить или будет пить меньше, — предложил один из участников.
Убрать с прилавков и закрыть наливайки
Такой же действенной мерой может стать запрет выставлять алкоголь на открытые витрины супермаркетов или вообще продажа алкоголя только в специализированных магазинах.
— Продуктовые магазины изобилуют большим количеством этикеток. Правильно, если вся алкогольная продукция будет продаваться в отдельных магазинах. Человек не купит пиво по пути, зайдя за хлебом, а пойдет в отдельный магазин, будет выделяться из общей массы людей, может быть, его это остановит, — говорит Эдуард Мубаракшин, врач-психотерапевт, директор центра лечения зависимостей «Эра».
Насколько эффективна будет эта мера, сказать сложно хотя бы потому, сколько открылось в последнее время отдельно стоящих «наливаек», продающих пиво в розлив. Недостатка клиентов они явно не испытывают. Здесь, по мнению участников круглого стола, нужна политическая воля.
— На уровне республики Госсовет может принять или ограничить работу таких торговых точек. Один губернатор, не буду говорить какой, сказал: «Я просто закрыл все пивные ларьки, обанкротил всю эту заразу», — привел пример руководитель татарстанского общества трезвости.
Еще одно предложение — запретить использовать слово «Пиво» в вывесках таких торговых точек. Это, считают участники, также является рекламой. Попытки такие уже были, но остались безуспешными. В суде владельцам удалось доказать, что это не реклама, а просто обозначение того, что продается в магазине, например, хлеб или молоко.
Все предложения адресовали депутату Госдумы от Татарстана Иреку Зиннурову, который посоветовал не рубить с плеча.
— Законопроект должен быть тщательно проработан, иначе мы получим обратный эффект. С любыми запретами нужно быть осторожнее, молодежь все воспринимает в штыки. Надо начинать с социальной рекламы здорового образа жизни. Пока у нас на федеральных каналах ее не существуют, — говорит олимпийский чемпион по водному поло.
Российское ТВ не одиноко в проблеме рекламы зонтичных брендов. Пивной бренд является главным спонсором трансляций «Формулы-1» в мире. Там она преподносится как социальная, с акцентом — не садиться за руль, употребив алкоголь. Но всем понятно, что главная цель — именно продвижение бренда.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.