«Сталина на вас нет!»: обвиняемый в мошенничестве глава Татфондбанка Роберт Мусин «прогулял» свой арест
Казанский суд продлил содержание Мусина под стражей еще на 3 месяца, не увидев обвиняемого в зале суда, вкладчики решили — он либо в Турции, либо на Канарах
Скандальный процесс «заочного» продления ареста экс-главе Татфондбанка Роберту Мусину прошел сегодня в Приволжском райсуде Казани. Ввиду неявки обвиняемого активисты костерили прокуратуру, следствие и адвокатов, вспоминали Сталина и строили догадки о местонахождении Мусина. В официальную причину отсутствия арестанта по болезни люди не поверили.
«Свидание» не состоялось
На «свидание» с обвиняемым Робертом Мусиным в суд пришли почти два десятка вкладчиков ТФБ — мужчины в возрасте и женщины еще старше. Узнав о «неявке» арестанта последние подняли крик. «Значит, нет его в Казани, на Канарах отдыхает! На миллиарды нанимают адвокатов и жируют!» — возмущалась одна. «Сталина на вас нет!» — упрекала представителя Следкома другая, следом вспоминая уже надзорный орган. — Почему прокуратура не обеспечила его присутствие здесь?!»
Пенсионерка Сария Романова пришла в суд с плакатом «Мусин — вор» и рассказала, что его нарисовал ее 8-летний полуслепой внук Камиль. «5 декабря мы положили в этот банк 1,2 млн на операцию внуку — у него один глаз вообще не видит, а 15 декабря наш банк закрыли!» — рассказала Романова всем присутствующим в зале до начала процесса. Процесс задержался из-за опоздания прокурора. Представитель прокуратуры РТ в суд не приехал, делегировал полномочия старшему помощнику прокурора Приволжского района Айдару Ахметзянову.
Судья Ильнур Гарифуллин начал заседание с официального объяснения, почему в зале пустует клетка. Он сообщил, что из СИЗО-2 поступило письмо с ходатайством Роберта Мусина о рассмотрении меры пресечения без его участия в связи с состоянием здоровья. «А-а-а», — разочарованно протянули несколько человек в зале. А судья продолжил, сообщив, что из СИЗО поступила и медицинская справка по этому арестанту: «Освобожден от участия в следственных действиях по состоянию здоровья».
На вопрос судьи — можно ли рассмотреть материал без участия Мусина — прокурор и адвокат ответили утвердительно. Чем внезапно заболел Мусин и какой диагноз указан в медсправке, в суде так и не прозвучало.
Версия следствия: может фальсифицировать документы и вывести активы
Следователь четвертого отдела Следкома по РТ Тимур Курбанов сообщил суду: срок содержания Мусина под стражей истекает 16 апреля, но многое еще не сделано. В рамках дела о мошенничестве с кредитом Центробанка РФ в 3,1 млрд рублей нужно получить у банкира и других сотрудников ТФБ образцы почерка и провести почерковедческие экспертизы, а еще истребовать в Центробанке данные о проверке ПАО «Татфондбанк» и провести бухгалтерские судебные экспертизы. Также у следствия появились вопросы к сотрудникам компаний «Сувар Девелопмент», «Новая нефтехимия» и другим. Кроме того, как заявил Курбанов, нужно допросить членов совета директоров ТФБ и аффилированных с Мусиным лиц, а еще — наложить арест на имущество последних.
Следователь попросил суд продлить арест еще на 3 месяца, а иную меру пресечения даже не рассматривать, поскольку глава Татфондбанка и депутат Госсовета РТ обладает «значительными средствами» и может скрыться от следствия и суда, продолжить преступную деятельность, оказать давление на свидетелей, а то и просто уничтожить — сфальсифицировать интересующие следствие документы и вывести активы с банковских счетов. Курбанов напомнил суду, что 3 апреля Мусин стал подозреваемым еще и в злоупотреблении полномочиями по делу о векселе номиналом в 207 млн рублей.
Представитель прокуратуры Айдар Ахметзянов поддержал следствие, полагая, что оснований для смягчения меры пресечения не имеется. Как и данных о наличии заболеваний, препятствующих содержанию под стражей обвиняемого в тяжком преступлении.
Адвокат обвиняемого Алексей Клюкин парировал, что тяжесть преступления — не основание для крайней меры. Он заявил, что запросы в Центробанк и проведение экспертиз и допросов никак не связаны с нахождением Мусина под стражей. Клюкин заявил, что денежные средства в самом банке и имущество самого Мусина уже под арестом, поэтому вопрос об использовании этих ресурсов не стоит. Адвокат просил о домашнем аресте. Сам же Мусин в своем письменном ходатайстве настаивал на мере пресечения, не связанной с лишением свободы. Но суд с этим не согласился, и заочно оставил банкира под стражей до 16 июля.
Больной здоровый арестант
Пока судья находился в совещательной комнате, в зале продолжали возмущаться и строить предположения о месте нахождения Мусина и денег вкладчики. Кричали про Турцию, Канары и автомобиль за 120 млн рублей. В какой-то момент адвокат обвиняемого не выдержал. «Я лично его (Мусина, — прим. ред.) видел вчера! Я его увижу сегодня!» — заявил Алексей Клюкин. Вот только на вопрос «Реального времени», как же себя чувствует отсутствующий, адвокат ответил: «Пока не могу сказать».
Между тем рассмотрение ходатайства о продлении ареста обвиняемому в его отсутствие не допускается. В соответствующем положении статьи 109 УПК РФ говорится, что исключением могут служить случаи «нахождения обвиняемого на стационарной судебно-психиатрической экспертизе» и иные обстоятельства, исключающие возможность доставки арестанта в суд, что должно быть подтверждено соответствующими документами.
Примечательно то, что о грядущей неявке Мусина работники суда знали еще сегодня утром. В разговоре с «Реальным временем» они пояснили: фигурант болен, а закон позволяет рассмотреть ходатайство следствия в его отсутствие. Источник, не слишком близкий к следствию, тут же предположил, что Мусин таки сбежал, но теперь уже из больницы для осужденных (БДО) при казанской колонии №2.
— Очередная утка. Он находится по-прежнему в СИЗО-2, — официально сообщила «Реальному времени» пресс-секретарь УФСИН по РТ Инга Мазуренко и тут же опровергла информацию из суда… о болезни Мусина. — Никаких жалоб на здоровье от него не поступало…
Разговор с пресс-службой УФСИН состоялся примерно в 9.30. Очевидно, на тот момент ни о каком освобождении Мусина от следственных действий в СИЗО-2 речь не шла. Тогда откуда об этом могли узнать в суде? Впрочем, это не первая загадка в истории вип-арестанта.
Банкира спрятали в четырехместной камере?
Напомним, Роберт Мусин был задержан в Казани 3 марта, в тот же день ему было предъявлено обвинение в причастности к хищению 3,1 млрд рублей — кредита Центробанка РФ, выданного ТФБ под залог высоколиквидных обязательств перед банком со стороны ПАО «Нижнекамскнефтехим». По версии следствия, в день сделки татарстанский банк переуступил права на данные активы ООО «Новая нефтехимия» и ООО «Сувар Девелопмент». Ближе к полуночи 3 марта Мусин был арестован Советским райсудом Казани на срок до 16 апреля — своего 53-го дня рождения.
14 марта Верховный суд РТ признал этот арест законным, правда, участвовать в этом заседании хотя бы в режиме видеосвязи обвиняемый отказался. А на суде меж тем выяснилось, что прокуратура РТ «потеряла» Мусина: требует его пересадки в СИЗО из полицейского изолятора временного содержания, несмотря на уверения адвоката, что он уже находится в следственном изоляторе №2. Претензии прокуратуры были связаны с текстом решения райсуда от 3 марта, согласно которому местом содержания Мусина был определен как раз ИВС, несмотря на требования УПК РФ о содержании обвиняемых в СИЗО.
Сколько времени банкир и депутат Госсовета РТ провел в ИВС, не стали уточнять ни в Следкоме, ни в УФСИН. В банковских кругах поползли слухи, что он и вовсе на свободе. И уже на следующий день СИЗО-2 навестили двое членов Общественной наблюдательной комиссии РТ — заместитель муфтия РТ Илдар хазрат Баязитов и член совета фонда «Ярдэм» Ильгам Исмагилов. Они побывали у всех арестованных по делу ТФБ и «ТФБ Финанс». Лучше всех в СИЗО устроился Мусин — один в четырехместной камере с холодильником и телевизором. «Просто он написал заявление, что боится. Указал, что на него может быть покушение», — пояснял тогда «Реальному времени» Илдар хазрат Баязитов.
Первый «побег» Мусина и свежие слухи
С 15 марта никто из представителей общественности этого вип-обвиняемого за решеткой не видел. Что вновь породило слухи — а сидит ли он. 30 марта федеральное издание «Знак.ком» с подачи политика Олега Митволя выдало утку о побеге Мусина под видом случайного освобождения из полицейского изолятора за компанию с задержанными после антикоррупционного митинга. Адвокат обвиняемого и УФСИН по РТ слова Митволя опровергли, уверяя, что Мусин по-прежнему в СИЗО-2.
«Сидит, на него ведь и правда покушение готовилось! А в СИЗО не достанут», — поделилась с журналистами одна дамочка, якобы знакомая с личным телохранителем экс-главы ТФБ. «Не сидит! В ресторане его видели, говорят, что в СИЗО лишь отмечаться приезжает!» — пересказывает, ссылаясь на слышанное от третьих лиц, бывший работник ТФБ. «Тюремный телеграф» на волю передал лишь одну весточку: другие арестанты СИЗО-2 вип-арестанта не видели. В прокурорских рядах эту информацию опровергают, уверяя, что сотрудники спецпрокуратуры по надзору за изоляторами и колониями Мусина за решеткой видят регулярно.
Впрочем, отсутствие Роберта Мусина на сегодняшнем заседании по продлению ареста вряд ли успокоит недоверчивых вкладчиков банка. Остается надеяться, что положение арестованного по делу имущества банкира более стабильно.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.