Новости

08:29 МСК
Все новости

«Едва между башкиром и русским намечается дружба, муллы и попы сразу же хотят их поссорить»

Выдержки из готовящейся книги французского путешественника о пользе кумыса, потомках масагетов-оборотней и никудышных пахарях

«Едва между башкиром и русским намечается дружба, муллы и попы сразу же хотят их поссорить»

«Реальное время» продолжает знакомить читателей с очерками французского путешественника Поля Лаббе, которые он собрал в книге «По дорогам России от Волги до Урала» (1905 год). Скоро в издательстве «Паулсен» это сочинение выходит на русском языке. Редактор готовящегося издания Игорь Кучумов предлагает нашим читателям очередной фрагмент этого труда (перевод с французского — Алсу Губайдуллиной). Автор вновь описывает свое пребывание в Башкирии и делится своими впечатлениями о быте местных жителей

«Лечебный кумыс малоприятен на вкус»

Из Белебея я отправился по железной дороге в Шафраново (ныне село в Альшеевском р-не Республики Башкортостан, — прим. Кучумова), маленькую станцию вблизи татарской деревни Слак (ныне село в Альшеевском р-не Республики Башкортостан, — прим. Кучумова). Это селение расположено у подножья невысоких гор, на которых один уфимский врач организовал кумысолечебницу (речь идет о кумысолечебном заведении врача Нагибина, открытом в 1898 году в двух верстах от станции Шафраново на склоне холма, — прим. Кучумова). Аналогичные заведения существуют по всей губернии, и петербургские и московские врачи посылают сюда легочных больных лечиться кумысом, то есть скисшим кобыльим молоком. Лечебный кумыс малоприятен на вкус, и поэтому некоторые пациенты предпочитают проходить курс лечения непосредственно у башкир. Впрочем, в башкирском кумысе содержится гораздо меньше питательных веществ, чем в киргизском.

Оставив Слак в тот день, когда на ярмарку в нее съехались крестьяне со всех окрестностей, я, направляясь в тарантасе к реке Дема, оказался в долине, засеянной кое-где колосящимися пшеницей, рожью, овсом и просом. 1898 год был неурожайным, на страну обрушилась страшная засуха, и уже в августе в губернии начался голод. На первый взгляд, пшеница и овес выглядели как обычно, поля колосились, но зерна оказывались пустыми. Достигнув Демы, изобилующей рыбой достаточно широкой и глубокой реки, я переправился через нее по примитивному мостку из веток и очутился у ворот первой встреченной мною башкирской деревни, носящей название Кипчак-Аскарово (Ныне с. Кипчак-Аскарово Альшеевского р-на Республики Башкортостан, — прим. Кучумова). Я не оговорился — именно у ворот, ибо почти все башкирские, как, впрочем, и русские, деревни обнесены оградой с воротами.

Из массагетов — в волки, а потом в башкиры

Вероятно, башкиры живут здесь издревле, являясь, возможно, потомками массагетов (название одного из скифских племен у античных авторов. П. Лаббе, вероятно не знакомый с современной ему научной литературой на этот счет, излагает одну из существовавших в то время маргинальных теорий происхождения башкир, — прим. Кучумова), которые, согласно Геродоту, промышляли охотой и раз в год превращались в волков.

Сейчас они превратились в башкир, и трудно сказать, стало ли им от этого лучше. Вражеские нашествия пронеслись рядом с ними, почти не повлияв на их жизнь; они не подверглись влиянию цивилизации, как были дикими, так и остались. Служа в русской армии, они так и не выучили русского языка, но зато переняли все пороки русских. Некоторые из них принимали участие в последней кампании против Турции (речь идет о русско-турецкой войне 1877—1878 гг., — прим. Кучумова), но плохо помнят о ней или, возможно, просто не хотят говорить об этом, ведь война против султана греховна для мусульман.

Старики-башкиры рассказывали мне, что давным-давно их предки ходили в далекую и дикую страну, в которой вынуждены были питаться травой и подошвами сапог. Речь в этих рассказах шла о событиях 1815 года, а «далекой и дикой» страной, название которой мои собеседники уже не могли вспомнить, была Франция. Я мог бы им напомнить, что они питались там блюдами и получше: в частности, в Сен-Кантене (город в 107 км к югу от Лилля и в 150 к северо-востоку от Парижа, — прим. Кучумова) до сих рассказывают, как башкирские воины съели всю продукцию местного свечного заводика.

На мой взгляд, башкиры умственно и социально развиты гораздо хуже центральноазиатских киргизцев, сартов и дунган. Долгое время они группами кочевали по степи и их единственным занятием было скотоводство. Зимой башкиры жили в земляных шалашах, а с приходом лета перемещались со своими стадами с одной равнины на другую. Так что их жизнь никак нельзя назвать тяжелой: пастухи были предоставлены сами себе. Из шерсти, лошадиных и бараньих шкур они изготовляли одежду и войлок, из которого строили жилища, из кобыльего молока приготовляли кумыс — свой повседневный и главный напиток, который наряду с употреблявшейся по праздникам бараниной и кониной составлял основной рацион питания для их нетребовательных желудков.

Как русские колонизировали Башкирию

К сожалению, башкиры не смогли сберечь свои угодья от проникновения чужеземцев и тем самым сохранить свой образ жизни. Не задумываясь о последствиях, они стали распродавать по десять, по сто гектаров земли за несколько фунтов сахара или чая. Отдельные петербуржцы нажили на этом огромные состояния. Затем сюда пришли русские переселенцы и стали получать наделы от государства. В ходе нового перераспределения земельных угодий были установлены их нормы на каждого пользователя. Впрочем, обо всем этом я подробнее расскажу ниже.

Придя сюда, переселенцы освоили степь и постепенно распахали считавшиеся непригодными для земледелия пространства. Обширные пастбища, на которых паслись огромные стада скота, ушли в прошлое, кочевки прекратились, что привело к резкому сокращению поголовья животных, составлявшего основу экономики башкир.

В итоге их численность стала резко падать, в деревнях получили распространение туберкулез и сифилис. Нехотя башкиры стали подражать в хозяйстве русским, но, перейдя к земледелию, они из беззаботных пастухов превратились в никудышных пахарей.

В демско-бельском междуречье я избрал объектом своих исследований башкирские деревни Кипчак-Аскарово, Мурзагулово (ныне деревня в Альшеевском р-не Республики Башкортостан, — прим. Кучумова) и Услы (в Стерлитамакском районе Республики Башкортостан имеются расположенные по соседству села Верхние и Нижние Услы, которые П. Лаббе, очевидно, воспринял как единое поселение, — прим. Кучумова), внешне напоминающие русские селения, однако без живности, характерной для православных — куриц, уток, гусей и свиней. Уже издалека видишь красивые и живописные минареты, но приблизившись к ним, убеждаешься в их примитивности, а сами мечети оказываются срубленными из плохо подогнанных бревен и досок избами.

Русские и башкирские крестьяне почти не общаются и не испытывают друг к другу теплых чувств. Едва между башкиром и русским намечается дружба, татарские муллы и русские попы сразу же стараются их поссорить. Башкиры, ссылаясь на рассказы стариков, жалуются, что русские все у них отняли, и в лучшем случае относятся к ним как к ворам. Причины взаимного непонимания этих двух народов заключаются в следующем. С одной стороны, башкиры не понимают или не хотят понять, что проданная ими земля больше им не принадлежит. С другой стороны, на русского человека, обычно настолько адаптивного, что в Центральной Азии он даже перенимает язык и практически всегда привычки и нравы покоренных им народов, башкиры никак не повлияли: в русских деревнях, через которые я проезжал, почти никто не понимал по-башкирски. Русские переняли у башкир только страсть к конокрадству. В башкирской семье отец гордится искусным в этом деле сыном, и русские теперь тоже не испытывают угрызений совести, воруя у башкир лошадей; зачастую одна и та же лошадь в течение года попеременно оказывается то в башкирском, то в русском табуне.

См. также:

«Татарская невестка иногда бывает недовольна количеством монет, и тогда гостям приходится раскошеливаться»

«Казань — невеселый крупный город, малоинтересный, с однообразными прямыми улицами и безвкусными домами»

«Нынешние французы так любят Россию, что вскорости сделают царя Николая своим императором»

«Башкиры — прежде это были славные люди. А теперь совершенно испортились: пьют и курят!»

Игорь Кучумов, иллюстрации Поля Лаббе
комментарии 33

комментарии

  • Анонимно 27 янв
    отмечу себе в план чтения)
    Ответить
  • Анонимно 27 янв
    Француз про кумыс приврал. Во первых вкусовые качества у кумыса отменные (особенно у холодно - ядреного). Во вторых, какие могут быть отличия в витаминах и полезности у киргизского и башкирских кумыса, что при нем была экспресс-лаборатория. Есть еще у казахов и киргизов кислое верблюжье молоко, которое у них называется чубатом, вот оно наверняка более полезное.
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    кобылий кумыс по многим параметрам превосходит верблюжий (содержание витаминов, микроэлементов, полезных микроорганизмов). о вкусовых качествах не говорю, о вкусах не спорят. кроме того он практически не вызывает аллергическую реакцию в отличие от коровьего, верблюжьего и даже козьего белка. мишари, башкиры и казахи эту тему давно прочуяли.
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    А я оценил большую полезность верблюжьего молока - чубата.
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    Просто для справки: в казахском языке нет звука "ч" - употребляется в основном в заимствованных словах - поэтому говорят шубат, Шу, Шымкент и пр. Сам из КЗ.
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    Это было давно, когда называли город Чимкентом и пили мы тогда чубат!
    Ответить
  • Анонимно 27 янв
    Опять ханжа француз пишет о жителях как о дикарях
    Ответить
  • Анонимно 27 янв
    француз забыл, как их вельможи месяцами не состригали ногти сантиметрами висящие на руках и ногах.
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    Француз написал все это более ста лет назад. Возникающие вопросы уместнее задавать "редактору готовящегося издания". Уверен, что башкиры сочтут данное сочинение оскорбительным для себя, и будут правы. Ирек.
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    что-то башкиры и русские не считают оскорбительными сочинения ибн фадлана, там об их предках еще неприятнее описано. все пучком. у меня прадед башкир и я не обижаюсь.
    Ответить
  • Анонимно 27 янв
    Башкиры - очень честные и прямые люди, не подлые и не хитрые (как мы, татары). Народ с большими достоинствами, коих не хватает высокомерным европейцам. Почему французский путешественник какие-то небылицы пишет об этих замечательных людях? Почему не указывает их положительные черты? Извините, мысли вслух.
    Но РВ и Кучумову спасибо за столь увлекательный и полемичный цикл. Очень интересно читать все это.
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    Ты пробуй жить среди них. И узнаешь какие они "замечательные". Нет более негостеприимных, нетерпящих чужих людей, чем они. Они больше всех ненавидят татар, только потом русских. Да и казахов они не больно жалуют.
    Ответить
  • Анонимно 27 янв
    Не уважаемый "подлый и хитрый" вы откуда взялись, то ли с луны свалились! Чем вам "свои" татары не угодили? И кто вам дал право оскорблять мой Великий и Могущий татарский народ !!!
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    а какой народ не считает себя великим? а самые великие те, у которых все величие в прошлом. чем меньше есть, тем больше было
    Ответить
  • Анонимно 27 янв
    Откуда ты взялся, такой "татарин", который подлый и хитрый? С луны свалился!
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    О себе мы сами порой говорим, как о хитрых татарах. Про подлых тоже не согласен. Может быть, тот комментатор имел в виду лишь хитрость? Оставим на его совести. А хитрость, к сведению других анонимов, не является плохим качеством, зависит от того, как его применять.
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    Живу в деревне. Подлых и хитрых татар не встречаю,есть упертые,суровые,злые,глупые,простодушные,работоспособные почти все. А умные...ужас какие-только в основном для себя.
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    сам-то ты к каким себя относишь? после такого комментария считать тебя умным, будет просто глупо! В каждой нации есть и те и другие, но были продолжительные времена (программа) в бытность царской империи, когда нам татарам учиться грамоте было строго запрещено! Но татары всегда были смекалистые, умные и трудолюбивые! А упертые, это пожалуйста к башкирам. Запомни - "деревня!"
    Ответить
    Анонимно 28 янв
    Не хамите,я с Вами свиней не пас. Если Вы татарин,то по недоразумению...
    Ответить
  • Анонимно 27 янв
    Французы высокомерны, есть такое мнение. Ещё одно подтверждение?
    Ответить
  • Анонимно 27 янв
    Тот комментатор предполагал хитрость использовать в подлых делах прикинувшимся нашим из татар!
    Ответить
  • Анонимно 27 янв
    Ну вот башкирин залез в коменты, а вы повелись. Насчет свечного заводика - смешно.....
    Ответить
  • Анонимно 27 янв
    Книга Лаббе - одна из многих работ того времени, так тогда писали все, как российские, так и зарубежные авторы. Такие были у них стиль и оценки. Башкиры Лаббе очень любили и не хотели отпускать из своих деревень. Об этом будет в последующих фрагментах.
    Ответить
  • Анонимно 27 янв
    Кипчак-Аскарово, Мурзагулово – татарскмие деревни. Там никогда никаких этнических башкир не было и нет. Даже называния деревень – татарские. По башкирски названия деревень будут: Кыпсак-Аскарово и Мырзагулово.
    Ответить
  • Анонимно 27 янв
    Получается он о диких татарах писал
    Ответить
  • Анонимно 28 янв
    Нет никакого тюркского народа башкир. Башгирдами-баджгардами и прочими паскеатирами в средние века называли венгров и только венгров. Масуди писал о баджгардах, которые живут западнее хазарского каганата (все ученые митра их иденфицируют маджарами-венграми), Фадлан писал о венграх-башгирдах, Гарнати писал о венграх-башгирдах, Истахри писал о венграх-бажгардах и т.д.
    Приведу 3 цитаты из Джувейни: Башгирды есть венгры-христиане в Венгрии”. “Башгирды – это синоним келеров, то есть венгров”; “Башгирды –многочисленный народ христианского исповедания, который, говорят, живет рядом с франками”.
    Ответить
  • Анонимно 28 янв
    Зачем вы тут пропагандируете башкирских националистов? Они по всему миру ищут материалы, в которых есть хоть какое-то упоминание о так называемых «башкирах», «башгирдах и прочих паскатирах (паскатир по латыни – пастух).
    Перейдем к этой статье. Откуда в Альшеевском районе этнические башкиры? Откройте «Историю башкир» Заки Валиди и прочтите. Согласно ему, не только в Альшеевском районе, но и почти во всей территории Уфимской губернии до Урала нет ни единого этнического башкира, кого там башкирами показывают, они – просто бумажные башкиры, т.е. они – те же татары, которые из-за льгот этому сословию записались в башкиры.
    Разве Кипчак-Аскарово – башкирское назваание? В башкирском алфавите нет буквы «ч».
    В данном случае речь идет о тех же татарах, которые были в башкирском сословии.
    Ответить
    Анонимно 28 янв
    Правильнее будет сказать, что башкиры, это одно из племен с азиатской внешностью многочисленного татарского народа.
    Ответить
    Анонимно 14 февр
    «А усть реки Белыя Воложки верх и по реке Уфе, по обеим сторонам и до Оральтовы горы и далее, все живут Башкирцы, а кормля их мед, зверь, рыба». "Книга большому Чертежу". 1560 гг
    Ответить
    Анонимно 14 марта
    Уфимская губерния как и Оренбургская называлась всегда Башкирией, от имени народа живущего в ней. А Казанский край никогда не именовали Татарией.
    Ответить
  • Анонимно 28 янв
    Татары и башкиры два братских тюркских народа. У нас много общего и вера одна. Цели и задачи у наших народов, чтобы не потеряться во мраке, тоже одни, которые мы может воплотить в жизнь только объединившись. Раньше много раз нас искусно разводили и ссорили свои и чужие, вон даже француз сто лет тому назад такие цели имел. И сейчас у нас есть враги - слуги шайтана, желающие между нами вбить клин. Нам нужна только дружба и взаимопомощь двух кан кардашей ! Амин!
    Ответить
  • Анонимно 03 февр
    Мои предки как раз из башкирской деревни Мурзагулово Альшеевского района. Не согласно во многом с этим автором. Мои предки были не глупыми людьми. Имели даже свои небольшие магазинчики. Занимались скотоводством. Мой прадедед где то в 18 веке даже женился на русской девушке. Которая поменяла имя Рая на Райхану и приняла ислам. Так что в деревне Мурзагулово не было особой вражды к русским. Другой мой башкирский предок из деревни Айтуган действительно потерял свои земли вместе с односельчанами. Когда некий Дурасов обманным путем взял у них земли в аренду и предложил им подписать документ. Подписав его башкиры расписались подкрепив подписями. Так как они не владели грамотой, документ был о продаже. Это был большой удар. Люди остались без домов. Пришлось уехать целой деревней. Это деревня стала называться Айтуган-Дурасово. Так что факт обмана башкир был. Но зато после мой дед рожденный в 1897г.р. знал несколько языков и был очень граммотным человеком. Что касается башкир как нации. Она очень интересная. Здесь идет смешение нескольких родов. В том числе и мадьярская кровь. И где вы сейчас видели чисто этническую кровь?

    Ответить
  • Анонимно 14 марта
    Кучумов в своей ипостаси - собирание отрицательных моментов в описание башкир.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии