Новости

17:23 МСК
Все новости

«Казань — невеселый крупный город, малоинтересный, с однообразными прямыми улицами и безвкусными домами»

Эксклюзивные выдержки из готовящейся к печати книги французского путешественника о нескромности татар, увлечении карточной игрой и смирных чувашах

«Казань — невеселый крупный город, малоинтересный, с однообразными прямыми улицами и безвкусными домами» Фото: testore.me

«Реальное время» продолжает знакомить читателей с очерками французского путешественника Поля Лаббе, которые он написал в книге «По дорогам России от Волги до Урала» (1905 год). В начале 2017 года в издательстве «Паулсен» выходит сочинение на русском языке. Редактор готовящегося издания Игорь Кучумов предлагает нашим читателям очередной фрагмент этого труда (перевод с французского — Алсу Губайдуллиной).

«Татары не отличаются скромностью»

Пейзаж, открывающийся с борта судна на пути между Нижним Новгородом и Казанью, довольно скучный, чего не скажешь о творящемся на палубе парохода. А сколько интересного можно увидеть на остановках! В этих местах живут русские, татары, чуваши и черемисы (марийцы – прим. Кучумова)…

На пристанях Казанской губернии часто можно встретить чувашей, народ тоже довольно ярко выраженного финского типа. Они переняли одежду и привычки от русских, и потому их с ними часто путают. Смирного нрава, они стараются как можно меньше привлекать к себе внимание.

Татары, напротив, не отличаются скромностью. Их численность в этих местах доходит до полутора миллионов человек. Они хорошо сохранили свой расовый тип, почти не испытав влияния других народностей. Склонные к торговле, они живут в городах, сельские жители землепашеством не занимаются, а тоже промышляют торгом и ростовщичеством, добившись в этом превосходных результатов.

Казань встречает прибывающего в нее путешественника низкими и грязными берегами, на которых стоят на сваях почерневшие дома. У причала торговцы криками зазывают купить у них предметы религиозного культа, картинки, пирожные, хлеб, молоко, колбасу. Нищие и калеки демонстрируют всем свои ужасные язвы и раны. Экипажи, предлагаемые гостям города, кажется, попали сюда из далекого прошлого — настолько они разбиты, отвратительны и неудобны; кучера, судя по их чудовищной неопрятности, видимо, еще старше своих повозок. Вытерпев езду по усеянной рытвинами дороге и насмотревшись на огромную мрачную равнину, странник, в зависимости от погоды покрытый грязью или пылью, в конце концов прибывает в гостиницу, расположенную на главной улице (скорее всего, имеются в виду так называемые «меблированные комнаты» Александровского пассажа в самом центре города. Ныне это место ограничено улицами Кремлевская, Мусы Джалиля, Лобачевского и Дзержинского — прим. Кучумова).

Нескучная история «малоинтересной» Казани

Казань — город очень древний; известно, что он был разрушен в 1396 году князем Василием Дмитриевичем [Василий I Дмитриевич (1371—1425) — великий князь московский и владимирский с 1389 г. На самом деле Казань была полностью разрушена в 1395 (по другим данным, в 1399 г.) в ходе похода сына Дмитрия Донского, московского князя Юрия Дмитриевича (1374—1434 г., на булгар — прим. Кучумова], а после восстановления стал столицей татарского ханства, основанного Улу-Махметом [Улу-Мухаммед хан (Улуг Мухаммед, 1405—1445) — золотоордынский (до 1436), крымский (1437) и казанский хан (1438—1445), основатель (1438) Казанского ханств — прим. Кучумова]. Его преемники часто воевали с русскими и безжалостно преследовали христиан. Цари неоднократно пытались обеспечить защиту православия, и в 1552 году Иван IV взял город и захватил все ханство.

Казалось, что теперь жить в нем стало безопасно, но в 1774 году казак Пугачев, ставший известным на весь мир благодаря прекрасной повести Пушкина «Капитанская дочка», занял Казань и полностью разрушил ее. Сегодня она полностью восстановлена, пожары больше не грозят ее историческим памятникам, и теперь это довольно невеселый крупный город, малоинтересный, с однообразными длинными прямыми улицами и столь же безвкусными просторными домами, похожими на казармы.

Университет, знаменитый своими профессорами и ставшими известными выпускниками, с архитектурной точки зрения не менее убог. Кроме Казани университеты существуют в Петербурге, Москве, Варшаве, Одессе, Киеве, Харькове, Вильно, Дерпте, Тифлисе и Томске. Горожане любят хвастаться своей образованностью, и один русский автор утверждает, что в Казани увлеченно изучаются иностранные языки; по моим же наблюдениям, казанцы сегодня страстно увлечены не языками, а карточной игрой.

Казанский кремль был построен вышеупомянутым Улу-Махметом, но неоднократно разорялся и сгорал. Его современное состояние не представляет большого интереса. Широкую известность приобрела кремлевская башня Сююмбеке (Башня Сююмбике — дозорная (сторожевая) башня в Казанском кремле — прим. Кучумова). Согласно легенде, княжна Сююмбеке (Сююмбике (1516—1557) — правительница Казанского ханства в 1549—1551 гг. — прим. Кучумова), не сумев отстоять независимость своей родины и потеряв власть, бросилась с этой башни вниз. На самом же деле, Сююмбике умерла в московской неволе. Говорят, что под башней похоронен татарский святой, и из его черепа раньше бил чудодейственный ключ (по одному из преданий, башня Сююмбике была построена на месте могилы святого шейха, из черепа которого бил ключ. Этот так называемый Тайницкий ключ находился у подножия кремлевских стен. Считается, что во время осады Кремля в 1552 г. русскими войсками осажденные брали из этого родника воду. К роднику из крепости вел потайной подземный ход, который был взорван русскими войскам с целью лишить жителей Казани питьевой воды. К началу XX столетия родник находился в запущенном состоянии, а в 1954 г. в связи со строительством Куйбышевского водохранилища и вовсе был засыпан — прим. Кучумова). Мне захотелось проверить это, но каждый раз, когда я пытаюсь лично убедиться в каких-то чудесах, оказывается, что незадолго до моего приезда они закончились. А ведь я уже был готов поверить, что башня действительно относится ко временам Сююмбике (вопрос о дате постройки башни является дискуссионным: часть ученых датирует башню XVII—XVIII вв., некоторые — второй половиной XVI в., другие — до 1552 г. — прим. Кучумова).

После открытия Транссибирской железной дороги Казань оказалась несколько в стороне от международных торговых путей, но зато теперь она напрямую связана с Москвой, а сама дорога протянется до Урала. Комиссия Императорского русского технического общества недавно решила установить прямое железнодорожное сообщение между Санкт-Петербургом и сибирским городом Курган. Вскоре поезда свяжут Санкт-Петербург с Вяткой: решено пустить составы через Каму на юг, чтобы уже в ближайшее время соединить Москву и Казань с Уралом. Это приведет к дальнейшему развитию торговли в Казанской губернии, которая и без того уже немалая: в Казани, которая сегодня насчитывает приблизительно 150 000 жителей, производится большое количество кож, сукна, хлопчатобумажных тканей и мыла, на нее приходится значительная доля товарооборота в Закамье.

Татарская семья. Фото vokrugsveta.ru

«Татарские женщины намного привлекательнее, чем кажутся на первый взгляд»

Мне неоднократно приходилось бывать в этом городе. Однажды я провел там больше месяца и завязал полезные знакомства с местными мусульманами. Татарский квартал (имеется в виду Старая Татарская (Старо-Татарская) слобода, которая располагалась в центре Казани, в южной части современной территории Вахитовского района города — прим. Кучумова) Казани все еще дышит стариной, на его пыльных улицах всегда полно бойких и жизнерадостных людей. Казанских татар нельзя считать некрасивыми. Они среднего роста и правильного телосложения, у них своеобразная походка, заключающаяся в естественности и изящности движений. Русский не может нести груз столь грациозно и непринужденно, как татарин. У татар широкая грудь, короткая шея, черные блестящие глаза, не слишком выдающиеся скулы, как правило, тонкие губы и жиденькая бороденка, которую они обычно бреют.

Татарские женщины намного привлекательнее, чем кажутся на первый взгляд, и они об этом знают: хотя религия запрещает им открывать лицо, когда мужа нет рядом, они могут украдкой показать его чужаку. Во всяком случае, я имел возможность убедиться в их красоте. Глаза у них обычно живые и с хитринкой, ресницы и брови накрашены. Зубы они чернят, а руки красят хной. Женщины занимаются домашним хозяйством и рукоделием. Они постоянно пьют чай, едят жирную пищу и сладости, от чего сильно толстеют и потому стесняются выходить на улицу. Но татары, как, впрочем, и русские купцы, любят упитанных женщин, напоминая мне нотариуса Аристида Фрессара (персонаж пьесы «Незаконный сын» (1858) — прим. Кучумова) из пьесы Александра Дюма-сына, который признавался:

— Да, моя жена толстая, но вы знаете, когда очень любишь женщину, чем ее больше, тем лучше!..

Татары носят белую или голубую рубаху, бедняки поверх нее надевают длинную безрукавку из зеленой или желтой китайки, а богатые — из яркого и пестрого шелка. Верхней одеждой является халат из бухарской ткани, на голове у них всегда маленькая шапочка (имеется в виду тюбетейка — прим. Кучумова), поверх которой уже настоящая шапка, иногда украшенная бобровым мехом. Головным убором мулл является белый тюрбан. Все татары-мужчины любят кольца, настоящие и поддельные драгоценные камни, украшенные бирюзой и аметистами пояса из металлических пластин, женщины питают к украшениям не меньшую страсть и носят на себе целую коллекцию колец, серег и ожерелий.

Игорь Кучумов, использованы иллюстрации с сайта testore.me
комментарии 22

комментарии

  • Анонимно 25 дек
    Ну что еще этот толерантный француз мог написать про Казань и татар. Естественно, один негатив. Бред.
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    Боюсь во франции в это время было еще хуже.
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    Да там горшки до сих пор выливают из окна, а они пишут про грязных татар еще.
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    Вы всё врёти...
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    Прекрасно ! Спасибо за независимые, в некотором роде предвзятые, но все же в большинстве своем, истинные впечатления иностранца от посещения предреволюционной и предреформенной Казани.
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    Вообщем-то много положительного написано про татар с позиции лучезарного колонизатора.
    Вот только две неправды есть:
    -татары занимались и занимаются земледельством, при этом успешнее многих;
    -татары никогда не преследовали христиан, т.е. были веротерпимы как никто.
    Ответить
    Анонимно 25 дек
    и в чем здесь неправда? веротерпимым народом были. и земледельцами были неплохими
    Ответить
    Анонимно 25 дек
    Прочитайте опус француза и убедитесь в его верхоглядстве и одиозности. Получаются у него татары хвастуны, с чего он взял я так и не понял, и казанская интеллигенция, гордящаяся своим университетом.
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    А на что тут обижаться? Город и сейчас, объективно, грязный, с безквкусной застройкой. Летом, в жару, машина быстро покрывается слоем пыли, про весну, вообще, молчу. А лет 5 назад ещё хуже было. Про татар ничего плохого не сказано, описал наших предков, как очень живых, предприимчивых людей, правда про земледелие загнул, мне кажется.
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    НУ эти западные историки до сих пор не могут простить татарам, их помощь Александру Невскому, когда их крестоносцы шли Русь католизировать по указу Папы.
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    Вот набежали казанские патриоты. Грязи и нелепых построек и сейчас хватает. Никакой предвзятости нет. Что увидел француз, то и написал. Представьте, человек был в Париже, Амстердаме, Вене и Петербурге - и тут тебе Казань! Боюсь, у любого сравнение будет не в пользу последнего.
    Ответить
    Анонимно 25 дек
    Так, как раз и предвзятое; то есть необъективное, стереотипное, заранее решенное, мнение представлено. То есть, француз побывав в таких городах как Париж, Вена и прочих, конечно же будет стереотипно высказываться о других городах в данном случае о Казани.
    Ответить
    Анонимно 25 дек
    Зато, смотрю, у вас непредвзятое отношение. Чистое как слеза младенца. И в Казани всегда все было замечательно, правильно, чистенько. Шамбала просто для русских и татар.
    Ответить
    Анонимно 26 дек
    Причем здесь Шамбала? Хотели блеснуть осведомленностью? Увы, не получилось. Но явно статья лишена объективности . Это факт. Ведь и американцам все эти европейские старые города кажутся слишком тесными, устаревшими, неуютными. На вкус и цвет товарищей нет. А некоторых комментаторов автор просто порадовал ,написав о Казани негативно. А правда или ложь, этих ненавидящих Казань, людей , никогда не интересует.
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    Первая часть - клевета на татар и на Казань!
    Ответить
    Анонимно 25 дек
    что увидел, то и описал путешественников со всеми плюсами и минусами
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    де Кюстина и Сегюра явно ему хотелось переплюнуть , великий наблюдатель нашелся, и вот таких подлецов наша страна спасала, когда неподготовленной вступила в войну в 1914 г., чтобы их Париж хваленый немцы не захватили, хорошо, хоть в 1940 ума хватило на те же грабли не наступать
    Ответить
  • Анонимно 26 дек
    Мы покрываем сусальным золотом своё прошлое. Романтизируем! Но вот именно такие описания нам позволяют увидеть реальную картинку. Тоже, пожалуй, если читать "По Руси" Горького. Думаю, если бы наших татарских историков удалось бы закинуть в Казанское ханство, которое они воспевают, то их бы там хватила кондрашка. Кучи мусора, зловонная жижа под ногами и такой маленький стоит собор Кул Шариф. Тьфу, короче.
    Ответить
  • Анонимно 26 дек
    Зато в Казане нет арабских кварталов.....
    Ответить
  • Анонимно 26 дек
    Сабыр жэмэгэт, сабыр! Проезжий чужестранец написал это более ста лет назад. Может быть он именно таким все увидел или так истолковал. Может? Да вполне! Читать подобные очерки в "РВ" интересно. Ирек.
    Ответить
  • Анонимно 26 дек
    Французская система воспитания взращивает так называемого "прекрасного француза" со многими составляющими тут и философия, и искусство, и наука, и медицина с гигиеной, и спорт, в общем комплексно самокодируются на это всю свою жизнь. Красота их синтетична как и в целом западного человека, а восточный человек всегда брал естественной красотой, об этом даже один французский же философ писал. Поэтому здесь отчётливо видно самомнение такого вот западного человека. При этом некоторые английские писатели называли французов "суетливыми обезъянами". Тем не менее, если добавить немного синтетической западной красоты восточному человеку, не умаляя естественности(окультуренной), то это только добавит плюсов нам.
    Ответить
  • Анонимно 10 февр
    "На зеркало нечя пенять , коли рожа крива"
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии