«Вузам не из кого выбирать»: кто в Татарстане поступит на бюджетные места для будущих инженеров
«Реальное время» проанализировало уровень требований и перспективы подготовки дефицитных «технарей» ведущими вузами Казани
Как выяснило «Реальное время», на выделенные вузам Казани на 2023/2024 учебный год почти 13,4 тысячи бюджетных мест может не найтись достойных абитуриентов — об этом свидетельствуют результаты ЕГЭ и приоритеты выпускников школ при выборе предметов для сдачи единого госэкзамена. А цель, которую 3 года назад обозначил президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию — обеспечить страну инженерами, остается недостижимой. Кто придет учиться на бюджет, почему из большинства абитуриентов не получиться сделать грамотных инженеров и как попытки решить проблему «маскировочными» средствами ведут к разрушению системы высшего технического образования, разбирался корреспондент издания.
Кому бесплатное образование?
Как выяснило «Реальное время», из выделенных вузам Казани на 2023/2024 учебный год 13 379 бюджетных мест (включая 274 места в негосударственных заведениях), наибольшая часть предназначена для тех, кто выбирает инженерно-технические специальности и педагогику.
«Реальное время» проанализировало сайты ведущих казанских вузов и выяснило, что для абитуриентов, которые стремятся получить профессию инженера, предназначено 6 419 «бесплатных» мест (бакалавриат) — эти данные приведены в конце статьи.
Вуз | Количество мест |
КНИТУ | 1 848 |
КНИТУ (КАИ) | 1 422 |
КФУ | 1 178 |
КГЭУ | 1 129 |
КГАСУ | 532 |
КГАУ | 310 |
Всего: | 6 419 |
В выборке нашего издания учтены только те специальности, которые являются инженерными по сути, а не по названию — при поступлении на них необходимо сдать профильный ЕГЭ по математике (он на порядок сложнее, чем базовый) либо экзамены по физике и химии. Отмели мы такие специальности, как, например, «Государственное и муниципальное управление», «Управление качеством», «Инноватика» и им подобные, поскольку студенты в их рамках изучают, по сути, основы менеджмента, а в их программах практически отсутствуют технические дисциплины.
Мы также собрали данные из открытых источников, в частности с сайтов вузов, о проходных баллах на бюджетные места по инженерно-техническим специальностям в 2022 году — эти цифры позволяют судить о том, каким должен быть уровень подготовки абитуриента, чтобы по завершении приемной кампании стать студентом.
Тройки с минусом достаточно?
По данным Министерства образования и науки РТ, ЕГЭ по профильной математике в 2023 году сдавало 7 298 выпускников, а сдало 7 272. Экзамен по физике сдавали всего 2 096 человек (сдали 2 028), экзамен по химии — 1 815 (сдали 1 767). При этом набрали 80 и более баллов (то есть, по сути, доказали, что хорошо знают эти предметы) в общей сложности всего 1 935 выпускников. Учитывая, что значительная часть тех, кто хорошо сдал ЕГЭ по физике и химии, будет штурмовать медицинские вузы и иные совсем не технические, но модные и перспективные в плане будущего заработка специальности, грамотных претендентов на места по инженерно-техническим направлениям остается куда меньше, чем самых мест.
При этом проходной балл на инженерно-технические специальности за редким исключением имеет тенденцию к снижению, и в 2022 году кое-где уже скатился до позорного барьера в 90—130 баллов. 129 баллов было в прошлом году достаточно, чтобы поступить на бюджет с перспективой стать в будущем технологом на производстве продуктов питания животного происхождения. То есть в среднем на каждом экзамене было достаточно набрать жалкие 43 балла — чуть выше порога, установленного Рособрнадзором (математика профильного уровня — 27 (39 — для вузов Минобрнауки), физика и химия — 36 (39). А на специальность «Агрохимия и агропочвоведение» в 2022 году брали абитуриентов с 99 баллами — это вообще ниже нынешнего порога.
Напрашивается вывод: в инженеры у нас пойдут беспросветные троечники, а также двоечники, которых до условной тройки в аттестате, что называется, за уши дотянули. В такой ситуации вопрос, что будет с производством, можно считать риторическим.
Конкурс без конкурса
При этом даже троечники не рвутся поступать на востребованные жизнью и объективной экономической ситуацией направления. Недаром на недавней ознакомительной экскурсии, организованной для журналистов руководством КГЭУ, проректор университета по учебной работе Александр Леонтьев дал понять, что вузы уже не нуждаются в увеличении количества бюджетных мест: «Поступающих столько нет, сколько есть бюджетных мест!»
А заведующий кафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин заметил, что, строго говоря, при анализе стоило бы от инженерно-технических отделить еще и специальности, востребованные на производстве, но относящиеся к IT-сфере, так как там также не требуются знания физики и химии, столь важных для технарей. И раскритиковал положение дел:
— Я интересовался: в этом году в Татарстане школы выпустили всего 12 731 одиннадцатиклассника. Но лишь чуть больше половины из них сдавали профильную математику, необходимую для поступления на инженерно-технические специальности. И не все они выберут эти специальности. То есть получается, что абитуриентов из числа жителей республики у нас будет практически столько же, сколько для них приготовлено бюджетных мест, или даже меньше. То есть вузам не из кого выбирать — надо брать тех, что пришли, включая совсем слабо подготовленных.
Спасением в такой ситуации Лопатин считает приезжих выпускников из других регионов. Но тут тоже не все так просто:
— Надо еще учитывать, что часть наших высокобалльников поступит в московские, питерские и другие престижные вузы, а замещать их надо будет «мигрантами» из Кировской области, Марий Эл, Удмуртии. А ведь у школ в Татарстане возможностей больше: при примерно равном количестве хороших педагогов в разных регионах у наших школ выше материально-техническая база. И эта составляющая также определяет качество подготовки выпускников. Я не могу подтвердить это цифрами, но предполагаю, что нас покинут больше сильных ребят, чем к нам приедут. Это не очень хорошая ситуация для высшего инженерного образования, и при этом необходимость сдавать профильный экзамен по математике сильно ограничивает возможности абитуриентов при поступлении.
С другой стороны, дальше снижать требования к поступающим в вузы просто уже некуда:
— Высшее образование все-таки должно быть конкурсным, — подчеркивает Лопатин.
Смертельная «маскировка»
Планы по обеспечению страны высококвалифицированными инженерными кадрами оказались под угрозой еще и из-за вариативности при выборе экзаменов, результаты которых учитываются при зачислении абитуриентов в вуз. Если профильная математика для будущих технарей обязательна, то физика и химия для многих специальностей легко заменяются информатикой, по которой сдать ЕГЭ несоизмеримо легче.
— Это главная беда, — говорит Алексей Лопатин. — Если в вузах открыт прием более чем на 6,4 тысячи бюджетных мест по инженерным специальностям, а физику сдавали чуть более 2 тысяч выпускников, значит основная масса поступающих — это те, кто сдавал информатику, и физику они, по сути, не знают. То же с химией. Вариативность ввели, как я предполагаю, чтобы хоть как-то поддержать инженерные специальности. Федеральные министерства, видимо, не могут справиться с оттоком выпускников, не желающих сдавать экзамены по сложным предметам вроде физики, а открыто сказать, что есть такая проблема, не готовы, и маскируют ее вариативностью.
Последствия этой «маскировки» трагичны для обеих сторон учебного процесса:
— Представляете, каково учить человека, не знающего физику и химию, машиностроению, химическим технологиям, и каково ему самому учиться? Это же трагедия и для него, и для университета: он не сможет доучиться и даже вряд ли преодолеет первый курс! А если он каким-то образом доучится, то все равно не сможет выполнять стоящие перед специалистом задачи на производстве. Мы на выходе из вуза имеем не специалиста, а суррогат. Это самообман как детей и их родителей, думающих, что так можно получить образование, так и государства, набирающего этих детей на бюджетные места и считающего, что таким образом можно получить специалистов.
И если у обладателей «суррогатных» инженерных дипломов всегда есть выход — они находят работу, где без инженерных знаний можно обойтись, то для вузов такая практика губительна:
— Подушевое финансирование — это удавка на шее высшего образования в нашей стране, — не ищет мягких выражений Лопатин. — Студента невозможно отчислить — иначе приходится возвращать деньги в бюджет. А кроме того, и это еще хуже, в вузе должно соблюдаться соотношение: на одного преподавателя — 12 студентов, и отчислив 12 не способных учиться, вуз автоматически теряет одну ставку преподавателя. И спустя несколько лет такой практики преподавателей не останется, и специальности в вузе такой больше не будет. Это притом что в университеты вовсе не стоит очередь из желающих работать преподавателями — способные выпускники уходят на производство, где их ценят и им хорошо платят.
«Со знаниями на производстве есть куда расти»
Очень слабую надежду на то, что не все местные сильные выпускники обойдут стороной казанские вузы и инженерно-технические специальности, дает разговор «Реального времени» с выпускницей школы №11 Зеленодольского района — стобалльницей Александрой Ульяновой. Она оказалась приятным исключением на безрадостном, в общем-то, фоне.
Девушка рассказала, что вначале планировала поступить в Москву, в РХТУ им. Менделеева, однако сейчас уже склоняется к тому, чтобы получить образование в Казани:
— Учиться в Москве — это, скорее, детская мечта, — говорит она. — Самый престижный, пожалуй, вуз — это РГУ нефти и газа имени Губкина, но я не уверена, что хочу заниматься именно этим направлением. А в КФУ, в КНИТУ можно получить ту же специальность, что и в РХТУ, и уровень преподавания, как я могу судить по отзывам, ничуть не ниже. Кроме того, в Москве надо будет решать вопрос с общежитием, да и стипендия всего 2,3 тысячи рублей, а в КНИТУ — 8 800.
Александра пока окончательно не определилась, где будет учиться, но точно знает, что хочет заниматься химией: «Это то, что я лучше всего знаю, поэтому буду поступать либо на химфак в КФУ, либо на специальность «Полимеры» в КНИТУ». И она твердо настроена идти после вуза на производство:
— В научных лабораториях легко достичь «потолка», там некуда расти, и, если планировать развитие, нужно будет ехать за границу, а мне этого не хочется. На производстве же, мне кажется, всегда есть куда расти.
КОЛИЧЕСТВО БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ НА ТЕХНИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В КНИТУ (бакалавриат)
Специальность | Количество бюджетных мест | Предметы | Мин. балл в 2022 г. |
Биотехнические системы и технологии | 75 | математика, русский, физика/ информатика/ биология/ иностранный язык | 147 |
Биотехнология | 60 | математика, русский, химия/ информатика/ биология/ иностранный язык | 148 |
Информатика и вычислительная техника | 50 | математика, русский, физика/ информатика | 236 |
Информационная безопасность | 65 | математика, русский, физика/ химия/ информатика/ иностранный язык | 235 |
Информационные системы и технологии | 35 | математика, русский, физика/ химия/ информатика/ иностранный язык | 243 |
Конструирование изделий легкой промышленности | 24 | математика, русский + вступительные испытания | 214 |
Математическое обеспечение и администрирование информационных систем | 36 | математика, русский, физика/химия/ информатика/ иностранный язык | 229 |
Материаловедение и технологии материалов | 160 | математика, русский, физика/химия/ информатика/ иностранный язык | 142 |
Мехатроника и робототехника | 10 | математика, русский, физика/химия/ информатика/ иностранный язык | - |
Наноинженерия | 36 | математика, русский, физика/химия/ информатика/ иностранный язык | 165 |
Нефтегазовое дело | 52 | математика, русский, физика/химия/ информатика/ география/ иностранный язык | 193 |
Прикладная математика и информатика | 36 | математика, русский, физика/химия/ информатика/ иностранный язык | 232 |
Продукты питания животного происхождения | 30 | математика, русский, химия/ информатика/ биология/ иностранный язык | 129 |
Продукты питания из растительного сырья | 93 | математика, русский, химия/ информатика/ биология/ иностранный язык | 144 |
Стандартизация и метрология | 23 | математика, русский, физика/химия/ информатика/ иностранный язык | 168 |
Строительство | 25 | математика, русский, физика/химия/ информатика/ иностранный язык | - |
Теплоэнергетика и теплотехника | 10 | математика, русский, физика/ информатика | - |
Технологические машины и оборудование | 192 | математика, русский, физика/химия/ информатика/ иностранный язык | 158 |
Технология и проектирование текстильных изделий | 47 | математика, русский, вступительные испытания | 190 |
Технология изделий легкой промышленности | 35 | математика, русский, физика/химия/ информатика/ иностранный язык | 130 |
Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств | 70 | математика, русский, физика/химия/ информатика/ биология/ география/ иностранный язык | 130 |
Технология полиграфического и упаковочного производства | 32 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 132 |
Технология и организация централизованного производства кулинарной продукции и кондитерских изделий | 36 | математика, русский, химия/информатика/биология/ иностранный язык | 159 |
Техносферная безопасность | 55 | математика, русский, физика/химия/ информатика/ иностранный язык | 132 |
Химическая технология | 412 | математика, русский, физика/ химия/ информатика/ биология/ иностранный язык | 136 |
Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения | 40 | математика, русский, физика/химия/ информатика/ иностранный язык | 155 |
Электроэнергетика и электротехника | 22 | математика, русский, физика/ информатика | 197 |
Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии | 87 | математика, русский, физика/ химия/ информатика/ биология/ иностранный язык | 134 |
Итого: | 1848 |
Количество бюджетных мест на технические специальности в КНИТУ (КАИ) (бакалавриат)
Специальность | Количество бюджетных мест | Предметы | Мин. балл в 2022 г. |
Авиастроение | 55 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 227 |
Двигатели летательных аппаратов | 25 | математика, русский, физика/химия/информатика | 195 |
Биотехнические системы и технологии | 40 | математика, русский, физика/информатика | 184 |
Информационная безопасность | 40 | математика, русский, физика/информатика | 251 |
Информатика и вычислительная техника | 140 | математика, русский, физика/информатика | 250 |
Инфокоммуникационные технологии и системы связи | 82 | математика, русский, физика/химия/информатика | 224 |
Информационные системы и технологии | 75 | математика, русский, физика/информатика | 256 |
Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств | 42 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 179 |
Конструирование и технология электронных средств | 40 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 201 |
Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры | 15 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 178 |
Лазерная техника и лазерные технологии | 20 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 215 |
Материаловедение и технологии материалов | 44 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 202 |
Машиностроение | 22 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 183 |
Наноинженерия | 25 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 190 |
Приборостроение | 17 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 157 |
Прикладная информатика | 25 | математика, русский, физика/ информатика | 249 |
Прикладная математика и информатика | 25 | математика, русский, физика/ информатика | 249 |
Программная инженерия | 30 | математика, русский, физика/ информатика | 265 |
Радиотехника | 82 | математика, русский, физика/ информатика | 201 |
Стандартизация и метрология | 20 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 169 |
Техносферная безопасность | 40 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 178 |
Теплоэнергетика и теплотехника | 25 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 158 |
Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей | 14 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 184 |
Техническая физика | 40 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 166 |
Управление качеством | 20 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 182 |
Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов | 40 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 178 |
Электроника и наноэлектроника | 29 | математика, русский, физика/ информатика | 199 |
Электроэнергетика и электротехника | 59 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 197 |
Энергетическое машиностроение | 30 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 180 |
Информационная безопасность телекоммуникационных систем | 25 | математика, русский, физика/ информатика | 249 |
Проектирование авиационных и ракетных двигателей | 40 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 194 |
Радиоэлектронные системы и комплексы | 46 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 189 |
Самолето- и вертолетостроение | 70 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 145 |
Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования | 25 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 190 |
Оптотехника | 15 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 183 |
Управление в технических системах | 40 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 197 |
Итого: | 1422 |
Количество бюджетных мест на технические специальности в КФУ (бакалавриат)
Специальность | Количество бюджетных мест | Предметы | Мин. балл в 2022 г. |
Биотехнические системы и технологии | 25 | математика, русский, физика/информатика | 163 |
Геодезия и дистанционное зондирование | 30 | математика, русский, физика/информатика | 147 |
Геология | 100 | математика, русский, физика/химия/ | 150 |
Землеустройство и кадастры | 25 | математика, русский, физика/химия/информатика/ география | 160 |
Информационная безопасность | 55 | математика, русский, физика/информатика/ иностранный язык | 189 |
Безопасность компьютерных систем | 30 | математика, русский, физика/информатика/ иностранный язык | 189 |
Безопасность телекоммуникационных систем | 25 | математика, русский, физика/информатика | 205 |
Информационные системы и технологии | 42 | математика, русский, физика/информатика/ | 218 |
Математика | 50 | математика, русский, физика/информатика | 174 |
Математика и компьютерные науки | 60 | математика, русский, физика/информатика | 151 |
Механика и математическое моделирование | 50 | математика, русский, физика/информатика | 155 |
Нефтегазовое дело | 70 | математика, русский, физика/химия/информатика | 164 |
Нанотехнологии и микросистемная техника | 25 | математика, русский, физика/химия/информатика | 133 |
Прикладная математика | 50 | математика, русский, физика/информатика/иностранный язык | 196 |
Прикладная информатика | 40 | математика, русский, физика/информатика/иностранный язык | 207 |
Прикладная механика | 25 | математика, русский, физика/информатика | 213 (2020) |
Прикладная математика и информатика | 71 | математика, русский, физика/информатика/ иностранный язык | 226 |
Радиофизика | 50 | математика, русский, физика/информатика | 144 |
Управление качеством | 70 | математика, русский, физика/информатика | 140 |
Физика | 60 | математика, русский, физика/информатика | 143 |
Фундаментальная информатика и информационные технологии | 25 | математика, русский, физика/информатика/иностранный язык | 181 |
Природообустройство и водопользование | 25 | математика, русский, химия/биология | 156 |
Химия | 75 | русский, химия, математика/физика/ биология | 145 |
Фундаментальная и прикладная химия | 75 | русский, химия, математика/физика/ биология | 171 |
Информационная безопасность автоматизированных систем | 25 | математика, русский, физика/информатика | 173 |
Итого: | 1178 |
Количество бюджетных мест на технические специальности в КГЭУ (бакалавриат)
Специальность | Количество бюджетных мест | Предметы | Мин. балл |
Автоматизация технологических процессов и производств | 60 | математика, русский, физика/информатика | 223 |
Информатика и вычислительная техника | 128 | математика, русский, физика/информатика | 227 |
Мехатроника и робототехника | 30 | математика, русский, физика/информатика | 203 |
Прикладная информатика | 50 | математика, русский, физика/информатика | 255 |
Прикладная математика | 50 | математика, русский, физика/информатика | 213 |
Теплоэнергетика и теплотехника | 246 | математика, русский, физика/информатика | 169 |
Техносферная безопасность | 60 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 162 |
Электроника и наноэлектроника | 90 | математика, русский, физика/информатика | 154 |
Электроэнергетика и электротехника | 390 | математика, русский, физика/информатика | 189 |
Энергетическое машиностроение | 25 | математика, русский, физика/информатика | 147 |
Итого: | 1129 |
Количество бюджетных мест на технические специальности в КГАСУ (бакалавриат)
Специальность | Количество бюджетных мест | Предметы | Мин. балл в 2022 г. |
Архитектура | 46 | математика, русский, вступительные испытания | 415 |
Градостроительство | 18 | математика, русский, вступительные испытания | 394 |
Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура | 10 | математика, русский, обществознание/история/ информатика/ иностранный язык | - |
Землеустройство и кадастры | 10 | математика, русский, физика/химия/ информатика | - |
Информационные системы и технологии | 75 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 222 |
Реконструкция и реставрация архитектурного наследия | 15 | математика, русский, вступительные испытания | 395 |
Строительство | 341 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 172 |
Технология транспортных процессов | 10 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 173 |
Техносферная безопасность | 7 | математика, русский, физика/химия/ информатика | 178 |
Итого: | 532 |
Количество бюджетных мест на технические специальности в КГАУ (бакалавриат)
Специальность | Количество бюджетных мест | Предметы | Мин. балл в 2022 г. |
Агроинженерия | 220 | математика, русский, физика/химия/ информатика/иностранный язык | 107 |
Агрохимия и агропочвоведение | 45 | русский, биология, математика/физика/химия/ информатика/география | 99 |
Землеустройство и кадастры | 25 | математика, русский, физика/химия/информатика/ биология/иностранный язык | 183 |
Технология производства сельскохозяйственной продукции | 45 | русский, биология, математика/физика/химия/ информатика/география/ иностранный язык | 105 |
Итого: | 310 |
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.