Новости раздела

«Я не готов себя оговаривать»: дело о «колясочной афере» в ФСС медленно катится к суду

Бывшего замглавы Фонда соцстраха в РТ оставили в СИЗО на второй год, он прочитал 75 томов своего дела

«Я не готов себя оговаривать»: дело о «колясочной афере» в ФСС медленно катится к суду
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

Верховный суд Татарстана продлил арест двум обвиняемым в удачных и не очень аферах с инвалидными колясками на 27 млн рублей. Под стражей до июля остаются не признающие вину бывшие заместитель управляющего и начальник отдела Фонда соцстраха в Татарстане. Третий фигурант сбежал за границу, четвертый получил статус свидетеля, ну а пятому суд отказался продлевать срок в СИЗО. Подробности заседания и эксклюзивный комментарий ВИП-фигуранта резонансного дела — в репортаже «Реального времени».

Один обвиняемый в Грузии, трое в СИЗО

Уже в июне дело о «колясочной афере» в татарстанском отделении ФСС может быть направлено в прокуратуру Татарстана для утверждения обвинительного заключения. Из 90 томов своего дела трое арестованных прочитали 70-75. И вчера в ходе продления меры пресечения в Верховном суде Татарстана сами упрекали следователя в затягивании процедуры ознакомления.

«Мы в эту пятницу закрыли пять томов, попросили еще пять. А следователь нам сказал: «Куда вы так торопитесь?», — делился на заседании бывший заместитель управляющего регионального отделения Фонда социального страхования Камиль Фатыхов. В перерыве он заявил о провалившихся попытках напугать его 10-летним сроком и пошатнувшейся вере в справедливость, но дал понять — признаваться ему не в чем. Забегая вперед: интересы Фатыхова в этом деле защищают трое адвокатов.

По версии сотрудников Следкома и УЭБиПК, в Татарстане в 2018—2019 годах действовала организованная группа в составе: зам управляющего отделения ФСС Камиль Фатыхов, начальник отдела обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отделения ФСС Марат Сагиров, его младший брат и сотрудник ООО «Альянс» Ильдар Сагиров, а также директор и владелец «Альянса» Альберт Закиров и неустановленные лица.

Интересы Фатыхова в этом деле защищают трое адвокатов realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

Вышеназванных обвиняют в незаконном получении выплат по линии ФСС на 13 млн 795,5 тысячи рублей с 1 января 2018-го по 6 мая 2019-го и попытке похитить еще 14 млн 47 тысяч рублей с мая по октябрь 2019 года. Силовики считают, что члены группы получили доступ к персональным данным учета ФСС об инвалидах, нуждающихся в инвалидных колясках и протезах, и через фирму «Альянс» стали предоставлять очередникам нужный товар, вводя в заблуждение насчет его стоимости. В итоге поддельные документы о цене вместе с заявлениями от инвалидов на компенсацию покупки направлялись в филиалы ФСС. По первому эпизоду выплаты прошли, по второму Фонд их заморозил.

Всего в материалах дела фигурируют 1 126 инвалидных колясок и несколько протезов. Потерпевшим признан Фонд соцстраха. Фатыхов и Сагировы находятся под арестом и вину не признают.

Челнинский бизнесмен Закиров — в бегах с 2019 года. Со слов фигурантов дела, имеется оперативная информация, что он живет припеваючи в Грузии, причем в международный розыск пока не объявлен. Заметим, в 2020-м этот беглец получил прописку еще в одном уголовном деле — его заподозрили в мошенничестве с получением в аренду на 49 лет 2,5 га в национальном парке «Нижняя Кама». В лесу Закиров поставил деревянный дом, в котором продолжительное время проживал на тот момент председатель Набережночелнинского горсуда Ринат Гайфутдинов. Договор аренды был аннулирован Тукаевским райсудом по иску прокуратуры в октябре 2020-го, а недавно Арбитражный суд РТ по заявлению Нацпарка признал те же гектары собственностью РФ.

Следователь 2-го отдела по особо важным делам Следкома по РТ Алмаз Хайруллин просил Верховный суд РТ продлить срок содержания в СИЗО трем обвиняемым до 28 июля realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

Подозреваемый стал свидетелем

На заседании в Верховном суде РТ выяснилось — к материалам ходатайства приложены протоколы допроса Рустема Валиева — бывшего однокурсника Марата Сагирова. Он также подозревался в «колясочной афере», но позже получил статус свидетеля обвинения. По мнению защиты, произошло это после того, как Валиев дал интересующие следствие показания о деятельности «Альянса» и связях этой фирмы с сотрудниками ФСС.

В частности, Валиев рассказал, что именно Сагиров обещал его устроить на некую руководящую должность с зарплатой в 100 тысяч рублей. А уже в «Альянсе» он по заданию директора Закирова заказывал инвалидные коляски в ООО «Медиз-фарм». Со слов подозреваемого-свидетеля, операторы «Альянса» обзванивали инвалидов, подававших заявки в ФСС, и интересовались — когда и куда доставить коляску?

Согласно закону, при покупке необходимого средства реабилитации за свой счет у человека с инвалидностью есть право на компенсацию от государства. В данной схеме люди получали коляски, «Альянс» компенсацию в 21,7 тысячи за каждую коляску. По версии СК, цена являлась завышенной.

Впрочем, оценку этим показаниям давать рано. «Колясочное дело» с сентября 2020-го находится на стадии ознакомления обвиняемых, потерпевших и защитников со всеми собранными по делу материалами. А поскольку процедура ознакомления на данный момент не завершена, следователь 2-го отдела по особо важным делам Следкома по РТ Алмаз Хайруллин просил Верховный суд РТ продлить срок содержания в СИЗО трем обвиняемым до 28 июля — то есть на три месяца.

Судья Александр Шемуранов продлил арест бывшему начальнику отдела ФСС Марату Сагирову, но лишь на два месяца realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

Три материала по мере пресечения рассматривали двое судей — Александр Шемуранов и Николай Губин. Первый продлил арест бывшему начальнику отдела ФСС Марату Сагирову, но лишь на два месяца. Второй — на тот же двухмесячный срок оставил под стражей бывшего заместителя управляющего ФСС в Татарстане Камиля Фатыхова, но при этом отказался выносить решение по Ильдару Сагирову. «В силу требований закона — это подсудность районного суда», — отметил председательствующий.

Тут стоить пояснить — арест на срок до 12 месяцев полномочны продлевать районные суды, а вот свыше 12 месяцев — суд субъекта федерации. Фатыхов и старший из братьев Сагировых под стражей уже 1 год и 4 месяца — с декабря 2019-го, а вот младшего брата арестовали значительно позднее — в июле 2020-го. Иначе говоря, его год еще не истек.

Причиной отказа суда стала техническая ошибка в ходатайстве о желании продлить срок Ильдару Сагирову лишь на один месяц, тогда как представитель прокуратуры РТ Ильнур Давлиев настаивал на трех. Нюанс в том, что срок ареста этого Сагирова истекает уже завтра, и при обычной процедуре судебного документооборота на пересылку материалов из Верховного суда в Советский райсуд Казани ушло бы минимум несколько дней. Однако арестованного расстроили, пообещав — отклоненное вчера ходатайство будет рассмотрено нижестоящей инстанцией уже сегодня.

К слову, адвокаты насчитали в ходатайстве еще несколько технических ошибок, в том числе по количеству прочитанных томов.

Причиной отказа суда стала техническая ошибка в ходатайстве о желании продлить срок Ильдару Сагирову лишь на месяц, тогда как представитель прокуратуры РТ Ильнур Давлиев настаивал на трех realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

ВИП-фигурант Фатыхов: «Виновным себя я не назову»

Вину по уголовному делу не признают ни Сагировы, ни Фатыхов. В суде все просили о смягчении меры пресечения и вспоминали своих детей.

Ильдар Сагиров считает целью своего содержания под стражей — «давление на него и брата ради признательных показаний». Иных оснований он не видит, напоминая — добровольно являлся по зову следователя на протяжении восьми месяцев, когда старшего брата уже арестовали.

Камиль Фатыхов заявил суду — о деле против себя знал еще за полтора месяца до задержания, об этом рассказали оперативники, приходившие на обыск. Хотя на тот момент дело было возбуждено в отношении неустановленных лиц. «Территорию города и республики не покидал, был на связи со следователем. Скрыться не пытался», — уточнил обвиняемый по просьбе своего адвоката Ирины Хруновой. Кроме нее в заседании участвовали еще два профессиональных защитника — Булат Набиуллин и Айдар Сейтумеров. Последний также адресовал вопрос своему клиенту относительно упомянутого в ходатайстве следователя давления на свидетеля Галиуллина — было ли такое. «Нет», — отвечал Фатыхов.

Ильдар Сагиров считает целью своего содержания под стражей — «давление на него и брата ради признательных показаний» realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

Удержание в СИЗО он считает методом психологического воздействия: «Следователь так и говорит — признай вину, иди домой. Иные мои показания его не устраивают». Уже в перерыве заседания Фатыхов подчеркнул — не согласен с обвинением и по существу, и по суммам. Говорит, неоднократно ходатайствовали о назначении экспертизы, но она так и не проведена.

Обвиняемый не исключает, что его намеренно информировали о подозрениях задолго до задержания:

— Они провели у меня обыск, после чего, по мнению следователя, я должен был скрыться в течение двух-трех дней... Но я продолжил жить в том же доме и отвечать на звонки следователя. В день, когда меня задержали, он планировал провести допрос. Я просил его отложить на другой день, потому что был назначен прием у врача. Но нет — я пришел к врачу, меня в вестибюле хватают и говорят, что я пытался избежать следственных действий... Когда и зачем скрылся Закиров, я не знаю.

Со слов бывшего замглавы отделения ФСС в Татарстане, изучив материалы дела, он убедился — ни один свидетель-инвалид претензий по части колясок не предъявляет и о подделке своей подписи в документах не говорит. Впрочем, Фатыхов не уверен, что ему удастся доказать свою правоту: «Я ни в чем не уверен. Вокруг меня в СИЗО столько примеров, которые доказывают мне, что не все так справедливо, как хотелось бы». Менять свою позицию по обвинению он не намерен.

Со слов бывшего замглавы отделения ФСС в Татарстане, изучив материалы дела, он убедился — ни один свидетель-инвалид претензий по части колясок не предъявляет и о подделке своей подписи в документах не говорит realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

— Почему я должен себя оговаривать и говорить, что собирался обмануть инвалидов, государство? — рассуждает фигурант уголовного дела. — Следователь мне говорит — если я не признаюсь, дадут по максимуму — лет 9 [лишения свободы]… Хорошо. Я уже полтора года отсидел. Еще посижу. Виновным себя я не назову.

Попытки защиты вызвать в зал суда отсутствующего следователя, отпустить обвиняемых под домашний арест либо денежный залог успеха вчера не имели. Хотя суд приобщил ряд медицинских документов, в том числе подтверждающих инвалидность Фатыхова. Зато отклонил попытки приобщить жалобы адвокатов на волокиту с ознакомлением в адрес руководителя Следкома по РТ. На заседании защитники утверждали — в феврале и марте были лишены возможности изучать материалы дела.

Ирина Плотникова, фото автора
ПроисшествияБизнесОбществоВластьЭкономикаФинансыБюджет Татарстан Фонд социального страхования по Республике ТатарстанВерховный Суд Республики Татарстан
комментарии 9

комментарии

  • Анонимно 27 апр
    Что тут сказать? Бедные наши инвалиды
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    А что? Он этого не совершал? Что то мало верится
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Следователю как всегда, лишь бы время потянуть
    Ответить
    Анонимно 05 май
    Вот как раз НЕТ. Обычно следователи очень торопятся все передать в суд. Затягивание же в данном случае подтверждение слабой позиции обвинения.
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Обычно наоборот
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    нехилое чтиво
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    «вводя в заблуждение насчет его стоимости» - так инвалидам не продавали же ничего?
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    А в чём нарушение-то? То, что предприниматели продали инвалидам коляски, а они предъявили счёт государству? Государство само определило, что можно получить коляску в ФСС, а можно купить и предъявить счёт на оплату. То, что цена выше, чем предъявляют производители ФСС, так оптом всегда дешевле.

    По сути, им предъявляют то, что они обеспечили больше инвалидов, чем ФСС мог бы при существующих бюджетах.

    Интересно, с кем не поделились, что сидят уже больше года?
    Ответить
  • Анонимно 05 май
    Мутное дело. У меня неходячий родственник получил коляску от ФСС. Ну точнее, компенсацию за нее. Да, фирма-поставщик, была определена "извне". То есть всю цепочку организовали ФСС от поставщика-до инвалида- и компенсации. Хотя, по задумке должно быть так. Инвалид сам находит поставщика, сам платит за коляску. Сам оформляет документы на компенсация, их рассматривают и, возможно, (часть) компенсируют. Боюсь, что не более 10% инвалидов способны (бюрократия, вложения) к реализации такого плана. Тут коляску привезли домой. Превосходного качества импортная коляска, легкая, складная, прочная. Отдали бесплатно. Да, попросили подписать документы за всю цепочку вышеописанную. Я не удивляюсь, что от инвалидов в деле нет. Для них все замечательно. Итак, что МОЖЕТ БЫТЬ, было. Завышение цен на коляски. Ну тут не уверен. Розничная цена в интернете на эти коляски примерно такая и есть, как было в документах. Может быть какие то оптовые скидки присвоили. Так и доставили до квартиры и с документами все решили зато. В общем, сомнительно все это. С одной стороны, да, может нажились на этих колясках они (не столь значительно, видимо, как рисует следствие, но нажились). С другой стороны, если бы не "схема" (да, не слишком чистая) сидели бы 90% неходячих по домам. Я не судья и даже не следователь, но какие тут "годы"??? Условно и штраф в пользу государства, самое то....
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров