Страховщики получили доступ к Большому брату
Система видеонаблюдения помогает установить истинных виновников ДТП и бороться со страховым мошенничеством
Как стало известно «Реальному времени», реализуемый в Татарстане пилотный проект позволил почти в четыре раза сократить сроки рассмотрения страховых случаев или ДТП. В Казани подвели итоги первого года сотрудничества страховых компаний с правительством республики в области использования записей дорожных камер видеонаблюдения при урегулировании страховых событий. Проект в нашей республике был запущен при поддержке Центробанка и правительства Татарстана и оказался успешным — его участники считают целесообразным распространить его на другие российские регионы. Подробнее о плюсах и пробелах инициативы — в нашем материале.
Опыт — положительный
— Мы в числе первых получили доступ к камерам наружного видеонаблюдения, установленным на дорогах Казани, — сообщили «Реальному времени» в пресс-службе группы «АльфаСтрахование». — Пилотный проект был запущен в октябре 2019 года. Казанский филиал группы получил доступ к 2 800 камерам наружного видеонаблюдения на дорогах Казани, в том числе к камерам, установленным на перекрестках с наиболее высокой частотностью ДТП.
Как рассказали в страховой компании, речь идет о камерах системы «Безопасный город», которые являются собственностью республики — учрежденного кабмином ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан». Доступ к камерам осуществляется через Геопортал РТ.
Записи с камер позволяют определить точное место аварии, изучить обстоятельства ДТП и оценить масштабы ущерба. А заодно — выявлять факты мошенничества и инсценировки ДТП и разрешать споры между участниками дорожных происшествий. В результате средний срок урегулирования событий в компании сократился почти вчетверо — с 19 дней (для самых сложных случаев) до пяти, сообщили в страховой.
Опыт первого года реализации в Татарстане пилотного проекта в страховой компании оценили сугубо положительно, отметив, что особенно полезен он в свете того, что «сейчас большинство ДТП оформляется без сотрудников ГИБДД путем европротокола».
«Только для компании»
Отвечая на вопросы «Реального времени», страховщики отметили, что возможности урегулирования ДТП с помощью новых методов оказались достаточно ограниченными:
— У правоохранительных органов [имеются также и] свои видеокамеры по городу, но к ним у нас допуска, к сожалению, нет.
Зато, в отличие от ситуаций, когда водители ведут спор о виновнике ДТП через суд и запрашивают в правоохранительных органах видеозаписи с тех или иных камер (и, увы, не всегда их получают, так как срок хранения такой информации ограничен и по прошествии некоторого времени она уничтожается), страховщики гарантированно получают доступ к нужному видео:
— Страховые компании не запрашивают данные, а могут самостоятельно просмотреть записи в течение определенного времени. Ограниченный список специалистов имеет прямой доступ в Геопортал РТ. А необходимость просмотра возникает не только на перекрестках, но и в других случаях, если возникает сомнение относительно ДТП. Мы имеем постоянный допуск онлайн, но просматриваем записи только когда есть какие-либо подозрения — чтобы ускорить выплату клиенту. Случаев, когда мы бы не смогли их просмотреть, не было.
На вопрос издания, использовались ли копии записей в судах и если да, то как часто, в страховой компании ответили, что использовались не раз, но примеры такого использования обнародовать нельзя: страховщики не вправе раскрывать подробности о частных страховых случаях клиентов.
Отрицательный ответ получило «Реальное время» и на крайне важный для автовладельцев вопрос: есть ли у участников ДТП возможность получить в страховой компании копию записи, например, с целью ее использования в суде:
— Записи используются только страховой компанией для улучшения качества обслуживания клиентов и ускорения выплаты по убытку.
Исполнилось давнее желание
По мнению Сабирова, опыт использования данных с городских видеокамер необходимо повсеместно распространять и расширять, в частности, за счет использования данных с камер ГИБДД, к которым пока у страховщиков нет доступа:
— Такая возможность предоставляется страховщикам во всем мире, например, в США, где я был на стажировке, это делается на основании договора, на платной основе.
Он также объяснил причины, по которым страховщики не могут делиться видеозаписями с непосредственными участниками ДТП:
— Страховые компании — не собственники этой информации, а пользователи, и их компетенции ограничены договором с собственником камер. Они не имеют права передавать записи третьим лицам. А автовладельцы вправе самостоятельно запрашивать эти данные у собственника.
«Это особенно актуально в текущей эпидобстановке»
— Пилотный проект по доступу страховщиков к системе видеонаблюдения «Безопасный город» в Республике Татарстан был реализован при активной поддержке со стороны региональных властей, — сообщили «Реальному времени» в Национальном банке по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления российского Центробанка. — Он показал, что использование систем видеонаблюдения позволяет повысить качество страховых услуг за счет сокращения сроков получения страховых выплат, является инструментом для оперативного выявления страхового мошенничества, а в ряде случаев позволяет избежать необходимости представлять автомобиль на экспертизу. Это особенно актуально в текущей эпидемиологической обстановке.
В Центробанке считают, что распространение опыта республики Татарстан на другие регионы будет способствовать улучшению качества страховых услуг, в том числе по ОСАГО.
Как оценивают итоги первого года реализации пилотного проекта, в республиканской ГИБДД и правительстве Татарстан пока не сообщили. «Реальное время» опубликует комментарии по получении ответов на запросы.
А может, доступ открыть всем?
Есть еще одно слабое звено в проекте, по мнению специалиста: ограниченное количество камер, записи которых могут быть использованы при урегулировании ДТП:
— Необходимо обеспечить доступ к видеозаписям с камер ГИБДД. Во-первых, это расширит возможности разрешения конфликтных ситуаций: городские камеры стоят не везде, а вот камеры ГИБДД — на многих участках, где ДТП случаются часто. Во-вторых, если выйти за пределы Казани, то в небольших населенных пунктах других камер, кроме гаишных, нет или почти нет. А уж на трассе точно нет. А возможность точно установить виновника и все обстоятельства аварии косвенно влияет и в целом на безопасность движения — обеспечивает ее повышение, к чему мы и стремимся.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.