Новости раздела

Башкиры рода Кыпчак: сирские истоки, борьба с китайцами и версия о «никчемном» имени

Историк Салават Хамидуллин о башкирских родах. Кыпчак: часть 1

Башкиры рода Кыпчак: сирские истоки, борьба с китайцами и версия о «никчемном» имени Фото: Куман. Венгерская фреска. XIV в.

Уфимский историк и журналист Салават Хамидуллин продолжает серию колонок о башкирских кланах и племенах. Сегодня колумнист «Реального времени» знакомит наших читателей с родом Кыпчак, из которого происходит первый президент Башкирии Муртаза Рахимов. В первой части очерка ученый рассказывает о происхождении племени и приводит различные гипотезы возникновения его самоназвания.

Исторически башкирский народ состоял из более чем 40 территориально-клановых подразделений (родовых волостей), члены каждого из которых, по легенде, восходили к единому предку. Русский лексикограф Владимир Даль писал: «Народ башкурт разделился с незапамятных времен на племена, или, как их называют у нас, на волости; у каждой волости свой уран, отклик, рукоприкладный знак, свое дерево и птица, розданные, как верит народ, самим Чингиз-ханом…» Одним из таких родов был Кыпчак, давший название Кыпчакской волости Ногайской и Казанской дорог Башкирии. Селения башкир-кыпчаков расположены на территории современных Абзелиловского, Альшеевского, Баймакского, Белорецкого, Бурзянского, Илишевского, Ишимбайского, Зианчуринского, Зилаирского, Кугарчинского, Куюргазинского, Мелеузовского, Хайбуллинского, Шаранского районов Республики Башкортостан, а также Асекеевского, Кувандыкского, Новосергиевского, Октябрьского, Переволоцкого, Саракташского, Тюльганского районов Оренбургской области. Кроме того, башкиры рода Кыпчак проживают в ряде селений Большеглушицкого, Большечерниговского и Похвистневского районов Самарской области.

Сиры и серы

С именем кыпчаков слишком много связано в истории тюркских народов, поэтому неудивительно, что относительно их истории написаны горы литературы. Благодаря исследованиям С.Г. Кляшторного, в современной историографии утвердилось точка зрения, что предком кыпчаков был древний этнос, именовавшийся в орхонских памятниках тюркской (рунической) письменности под этнонимом сир (sir), а союз тюрков (тюркютов) и сиров носил название «тюрко-сирский народ» (türk sir budun). До образования в середине VI века Тюркского каганата сиры входили в состав крупнейшей племенной группировки, известной в китайских источниках как тйеле (от тюрко-монгольского tegreg ‘телега’). Она доминировала в степях Евразии от Каспийского моря до пустыни Гоби в IV—VI веках. Самих сиров китайцы именовали сйеяньто. О происхождении этого племени сообщает официальная хроника «Тан шу», посвященная династии Тан (618—907): «Поколение Сйеяньто составилось из двух родов, Сйе и Яньто, которые нераздельно кочевали, а впоследствии род Сйе покорил Яньто (…). Между тйелэскими поколениями это было самое сильное. Обычаи большею частию сходны с тукюескими» (т. е. с тюркскими, — прим. авт.). Под композитным термином сйеяньто скрывались названия племен сир (сйе) и ямтар (яньто).

Однако установлением факта тождества сиров и сйеяньто вероятность проникновения в еще большую глубину их прошлого не исчерпывается. Так, казахстанский тюрколог Ю.А. Зуев поставил знак равенства между сирами и древними серами, известными из античных источников. На картах астронома, математика и географа Клавдия Птолемея (II век) на Дальнем Востоке помещена страна Sina, т. е. Китай, к северо-западу от которого показана страна Serica. Как сообщал предшественник Птолемея римский писатель Плиний Старший (I век), в годы правления императора Клавдия (41—54 годы) в Рим явились послы страны Taprobana (Цейлона), которые сообщили, что за горами Эмод (Hemodos), т. е. за Гималаями, обитают серы (Seras) — рослые, рыжеволосые и голубоглазые люди, которые разговаривают резким тоном, но не используют этот язык в общении с путешественниками.

На картах астронома, математика и географа Клавдия Птолемея (II век) на Дальнем Востоке помещена страна Sina, т. е. Китай, к северо-западу от которого показана страна Serica

Это сообщение отбрасывалось как неправдоподобное, поскольку большинство исследователей ассоциировали серов с китайцами, производившими шелк-серикум (sericum). Однако, как замечает Дж. О. Томсон, «Птолемей (…) не считает, что сины — это тот же народ, что и серы (…). Название «серы», как видно, применялось, по крайней мере на первых порах, к поставщикам шелка в Таримском бассейне, а не к самим китайцам». По всей видимости, здесь мы имеем тот самый случай, когда перепутаны причина и следствие. Как можно полагать, именно имя серов (греч. Σῆρες, лат. Sērēs ), по территории которых проходил участок Великого шелкового пути между империей Цинь (отсюда название Китая — Sin, China) и Парфянским царством (250 год до н. э. — 227 год), стало причиной того, что шелк, дотоле неизвестный в Риме товар, получил название sericum. Затем данное слово в европейских языках трансформировалось в различные формы: англ. silk, швед. silke, рус. шелк.

О том, что название seres никак не связано с названием Китая или китайским названием шелка (сы-чоу), как полагают некоторые, говорят не только сведения Плиния Старшего, но и других античных авторов, упоминавших серов как отдельный народ. Например, историк и географ Страбон (63 год до н. э. — 24 год н. э.) сообщает, что Греко-Бактрийское царство в годы правления Евтидема I (235—200 годы до н. э.) расширило свои границы до пределов «серов (Seres) и фринов (Phryni)». Таким образом, выясняется, что народ серы существовал уже в III веке до н. э. к востоку от Бактрии (Северный Афганистан), т. е. на территории современного Восточного Туркестана (Синьцзяна). Дж. О. Томсон писал: «Однако теперь выяснилось, что в Таримском бассейне проживал некогда народ арийского происхождения, говоривший на арийском языке. В настоящее время там говорят по-тюркски, но европеоидные типы все еще попадаются среди местного населения».

Антропологические особенности серов/сиров сохранились у их потомков — позднейших кыпчаков. Китайская хроника «Тун Цзян Ган Му», рассказывая о монгольском завоевании Восточной Европы (XIII век), сообщает о владении Кинча, т. е. Кыпчак: «Киньча отстоит от Срединного государства на 30 тысяч ли. Летом ночи бывают чрезвычайно коротки. Солнце едва закатится и тотчас восходит. Сия страна производит отменных лошадей, и богатые разводят их в великом множестве. Жители обыкновенно возлежат на металле и коже. Мужественны и храбры; тверды и пылки. Глаза имеют синие (голубые), волосы рыжеватые…».

Сирский каганат

В середине VI века на просторах Центральной Азии возник Тюркский каганат, главной внутриполитической проблемой которого была воинственная и многочисленная группировка тйелэ (огузы). Но среди них, как сообщает официальная хроника «Тан шу», племя сеяньто, т. е. сиры, «было самое сильное». В 628 году, объединившись с уйгурами, они нанесли тюркскому Иль-кагану серьезное поражение. Последний бежал на юг, оставив Хангайские горы восставшим. В 630 году Иль-каган, вынужденный кочевать близ границ империи Тан, попал в плен, после чего I Восточно-Тюркский каганат прекратил свое существование. Несколько ранее, в 629 году, сиры и уйгуры, соперничавшие друг с другом в Хангае, отправили отдельные посольства ко двору императора Тайцзуна (627—649), самого могущественного представителя династии Тан (618—907). Поддержку танского двора получили сиры, и их глава Инанчы-иркин в том же году провозгласил себя Йенчу Бильге-каганом (‘Жемчужный мудрый каган’). Так в Центральной Азии на месте рухнувшей империи восточных тюрков возник Сирский каганат, во главе которого встал старинный аристократический сирский род Ильтер, а уйгуры и другие огузы заняли подчиненное положение. С.Г. Кляшторный писал: «В центре Отюкенской черни сложился новый племенной союз — объединение сиров и тюрков, при главенствующем положении сирской династии».

В 629 году сиры и уйгуры, соперничавшие друг с другом в Хангае, отправили отдельные посольства ко двору императора Тайцзуна (627—649), самого могущественного представителя династии Тан (618—907). Фото wikipedia.org

Новая держава охватывала огромную территорию от Приамурья до Алтая. В Минусинской котловине сиры покорили енисейских кыргызов, поставив во главе них своего ставленника в чине эльтебера. Во главе родственных им тогузогузов (уйгуров) также были назначены эльтеберы. Йенчу Бильге-каган «имел 200.000 строевого войска, управление которым поручил двум своим сыновьям: Даду Ше (Тардуш-шад, — прим. авт.) и Тулиши (Толис-шад, — прим. авт.), под названием аймаков южного и северного».

Китайцы боялись усиления «северных варваров», поэтому делали все возможное для усиления центробежных тенденций в Сирском каганате. В «Тан шу» говорится: «Император, опасаясь, чтобы Инань слишком не усилился, указом произвел обоих его сыновей малыми ханами». Это было сделано, вероятно, для того, чтобы усилить соперничество между братьями. Затем танское правительство во главе восточных тюрков, обосновавшихся в Каракуме (степь к северу от Ордоса), бывшей южной ставке восточнотюркских каганов, поставило родственника умершего на чужбине Иль-кагана принца Ильби Незук Ирбиса и провозгласило его каганом, создав буферный марионеточный «каганат».

Обеспокоенный появлением на юге соперника и опасавшийся за судьбу союза с хангайскими тюрками, Йенчу Бильге-каган прибег к превентивным мерам. В 641 году войско сиров и тогузогузов во главе с Тардуш-шадом пересекло Гоби и вторглось во владения претендента, но тот успел бежать за Китайскую стену. Когда сиры отправились в обратный путь, их догнало сводное тюркско-китайское войско. Видя, что столкновения не избежать, Тардуш-шад приказал войскам спешиться и выстроиться в пять линий, где каждый «пятый держал четырех лошадей, а четверо впереди дрались». Оказывается, сиры «одерживали победы пехотою», когда сражались с тюрками. Это важная деталь характеризует их военную тактику. В начале боя сирская пехота сильно потеснила тюркскую конницу и «сеяньтосцы в восторге преследовали», расстроив свои ряды. И в этот момент в дело вступила уже китайская пехота, выстроенная в колонны. Она стала вклиниваться в образовавшиеся бреши, а в это время тюркская кавалерия зашла в тыл противнику и ударила по коноводам. В результате этого сиры потеряли большую часть конского состава, а вместе с ним мобильность и возможность быстрого отступления. Сирское войско было разгромлено. Несколько тысяч человек погибло на месте, а остальные бежали в пустыню. Однако здесь их поджидал еще более страшный враг: «В то время выпал большой снег. Восемь человек из десяти померло от морозных трещин на теле».

После этой катастрофы Йенчу Бильге-каган послал в подарок императору 3 тысячи лошадей и стал вести переговоры о «мире и родстве». Ко двору был приглашен Толис-шад, которого сиры прочили в преемники отцу, хотя он считался его побочным сыном. Тем не менее танский император выдал за него царевну Синь-хин. Однако после смерти старого кагана между наследниками разгорелась вооруженная борьба. Тардуш-шад, которого звали Барс-чур (кит. Бочжо), убил своего старшего брата и провозгласил себя правителем. Однако новый каган «казнил многих вельмож, служивших при его отце, а должности их поручил своим любимцам». Покорившиеся было сирам племена конфедерации тйелэ (огузов) — хойхэ (уйгуры), байегу (байырку), тунло (тонгра), пугу (бугу), доланьгэ (теленгит), сыцзйе (сёкир), адйе (эдиз), хунь (кун), а также кидань (катай), хи (кай) и другие — жаловались танскому императору Тайцзуну, что Барс-чур «жесток и беззаконен, неспособен нам быть господином».

Лишившись поддержки родственных тогузогузов (уйгуров и других племен тйелэ), сирский каган остался один на один с враждебным Китаем. В 646 году, возможно по наущению танского правительства, уйгуры, бугу и тонгра нанесли ему жестокое поражение, а затем убили вместе со всем его родом. Разгром сиров войск довершил китайский экспедиционный корпус, действовавший совместно с 20-тысячной конницей уйгуров. Множество сиров было убито или угнано в Китай. 50—60 тысяч человек бежали в Западный край, но часть осталась в Хангае. Сирский каганат (629—646) прекратил свое существование.

Фото syl.ru

Türk sir budun. II Восточно-Тюркский каганат

Описанные выше события являются яркой иллюстрацией внешнеполитической стратегии Китая, сформулированной еще в эпоху династии Хань. А.Г. Малявкин писал: «Все эти события — еще одно блестящее доказательство умелого применения Танским государством испытанного внешнеполитического метода — «руками варваров — подавлять варваров». Падение Сирского каганата создало политический вакуум в Центральной Азии. В 647 году ко двору танского императора с изъявлением покорности прибыла большая делегация племен тйелэ во главе с эльтебером уйгуров. Вся Центральная Азия была покорна «сыну Неба», поэтому он учредил на ее территории целый ряд наместничеств, округов и губернаторств, к каждому из которых были приписаны те или иные тюркские и огузские племена. Л.Н. Гумилев писал: «После того как в 646 году сеяньтоское ханство было уничтожено имперцами и их союзниками уйгурами, а народ подвергся беспощадному истреблению, остатки сеяньтосцев рассеялись по отрогам Бейшаня, и их старая ненависть к тюркютам сменилась еще большей ненавистью к китайцам. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они примкнули к тюркам, надеясь под их знаменами обрести былое значение и отомстить китайцам, поступившим с ними столь беспощадно». В 679 году среди тюрков Шаньюева (Юньчжунского) наместничества вспыхнуло восстание против табгачей, как именовались по-тюркски китайцы. К восстанию тюрков сразу же примкнули сиры. Пойти на этот шаг их толкнуло стремление сохранить свою идентичность или, говоря словами надписей, вспомнить «имена и титулы свои», отбросив табгачские:

Тогда народ сказал правителям своим:
«Ведь я народом был и многих побеждал,
И царства разрушал, и многих подчинял:
Народом прежде был — а кто же я теперь?
Был у меня каган — а где он, мой каган?»

Отнюдь не угнетение со стороны китайского правительства и не материальные лишения заставили тюрков и сиров взяться за оружие. Напротив, в тех же орхонских текстах прямо говорится об огромных выгодах положения вассалов империи Тан. В Малой надписи в честь Кюль-тегина говорится следующее: «У народа табгач, дающего (нам теперь) без ограничения столько золота, серебра, спирта и шелка, (всегда) была речь сладкая, а драгоценности «мягкие»; прельщая сладкой речью и роскошными драгоценностями, они столь сильно привлекали к себе далеко (жившие) народы. (Те же) поселяясь вплотную, затем усваивали себе там дурное мудрование». Одним словом, тюрко-сиры восстали потому, что им было нестерпимо подчинение Китаю чисто в моральном отношении. Л.Н. Гумилев писал: «Поднимая восстание, тюрки пошли на безнадежную авантюру: они были в центре государства и окружены врагами со всех сторон, у них не было ни тыла, ни союзников, ни численного превосходства. Они сами не могли этого не понимать и все-таки восстали! При этом ни китайские, ни тюркские источники не говорят об обидах или угнетении. Надписи прямо указывают, что тюрки выступили не ради улучшения своей жизни, а ради дикой воли и власти».

Восстание возглавил тюркский принц династии Ашина, служивший тудуном в Шаньюевом наместничестве, по имени Кутлуг. Затем к нему присоединился танский чиновник Тоньюкук (кит. Юаньчжень) того же наместничества, происходивший из аристократического тюркского рода Ашидэ, но получивший китайское образование в столице — Чанъани. Ему сразу же был дан чин главнокомандующего — апа-тархана. Хорошо знакомые с военным делом и внутренней жизнью империи Тан, они смогли организовать успешное сопротивление — обучение и военная служба не прошли для них даром. Инспектор по надзору над «варварами» Сэ Дэ предупреждал об опасности подобной политики: «Тюрки, тибетцы и кидани во время пребывания в столице (в качестве заложников) до сих пор находятся в привилегированном положении. Они занимают военные должности и проходят через врата императорской школы. Они сбрасывают с себя шерстяные одежды и выучивают китайский язык. Они изучают наши победы и поражения по картам и историческим трудам и узнают о трудно или легко проходимых местах в горах и на реках. Хотя наше государство славится тем, что цивилизует варваров, но сыновья волков неблагодарны, впоследствии они постараются причинить нам вред».

Сначала отряд Кутлуга насчитывал всего лишь 700 человек. Однако «мудрый Тоньюкук» подсказал вождю восстания провозгласить себя каганом с говорящим именем Ильтериш-каган, что значит ‘каган, возродивший страну’. Как заметил С.Г. Кляшторный, тюркские племена, находившиеся под властью Китая, «были поставлены перед выбором между «своим собственным каганом» и «каганом народа табгач». В результате заключенного союза между тюрками и сирами возродился türk sir budun, т. е. «тюрко-сирский народ», ставший господствующим во II Восточно-Тюркском каганате. С.Г. Кляшторный писал: «…в 679—681 годах сеяньто поддержали восстание тюрков в Северном Китае. Вместе с тюрками они сражались с танскими войсками в Черных песках и несли тяжелые потери». Восстание было успешным, и в Центральной Азии вновь поднят флаг с золотой волчьей головой II Восточно-Тюркского каганата.

На памятнике в честь победоносного уйгурского кагана Баян-чура (Моюн-чура), так называемом Селенгинском камне, тот же самый господствующий народ II Восточно-Тюркского каганата именовался уже по-другому — «эль тюрков и кыбчаков»

Смена этнонима

В 742 году началось восстание уйгуров, басмылов и карлуков, которые к 744 году разгромили тюркские войска и убили последнего правителя Озмыш-кагана. Л.Н. Гумилев писал: «Тюрок давили и убивали всюду, как волков, и знамя с золотой волчьей головой больше никогда не взвилось над степью». На месте тюркской державы возник Уйгурский каганат во главе с династией Яглакар (745—847). Однако имя тюрков — сначала как экзоним, а в XX веке как автоним — по иронии истории закрепилось за огузами, злейшими врагами тюрков (тюркютов). Ведомые династией Сельджукидов, они двинулись на Ближний Восток и в Малую Азию, и там стали известны всему миру под названием турок. Кроме того, слово «тюрк» стало собирательным названием для десятков миллионов людей, говорящих на языках одной группы и составляющих лингвистическую общность.

Что касается сиров, то их судьба была иной. В отличие от тюрков (тюркютов), они уцелели физически, но их древний этноним канул в Лету. Если в текстах тюркских стел на реке Орхон значился türk sir budun, т. е. «народ тюрков и сиров», то на памятнике в честь победоносного уйгурского кагана Баян-чура (Моюн-чура), так называемом Селенгинском камне, тот же самый господствующий народ II Восточно-Тюркского каганата именовался уже по-другому — «эль тюрков и кыбчаков». С.Г. Кляшторный писал: «В середине 40-х годов VIII века, после гибели государства и «племенного союза тюрков и сиров», они (сиры) разделили судьбу тюрков. Но судьба названий обоих племен была различна. Этноним тюрк не только сохранился, но и возродился как политический термин, утратив прежнюю этническую определенность. Этноним сир после 735 года не упоминает ни один известный источник, но уже во второй половине VIII века в руническом тексте и в первом арабском списке тюркских племен (в сочинении Ибн Хордадбеха, — прим авт.) появляется этноним кыбчак — хыфчак».

По какой причине произошла смена этнонима сир на кыбчак? Предполагается, что это было связано с особенностями религиозно-магического мышления — представления о неразрывной связи между предметом (существом) и его названием (именем). У тюркских, монгольских, финно-угорских и других народов существовал обычай в определенных случаях давать имя-оберег, причем нередко с уничижительным значением, которое должно ввести в заблуждение преследующие человека (семью, род) сверхъестественные силы, т. е. изменить судьбу.

Как полагает С.Г. Кляшторный, после двух катастроф, постигших народ сиров, последовала смена их этнонима (автонима) на имя-оберег кыбчак. Ученый писал: «Нарицательное значение слова qyvčaq ~ qybčaq в языке древнетюркских памятников сомнений не вызывает: «неудачный», «злосчастный», «злополучный»; в устойчивом парном сочетании qyvčaq qovy ~ qybčaq qovy «пустой», «никчемный» (по значению второго компонента)». Следует сказать, что далеко не все исследователи согласны с точкой зрения С.Г. Кляшторного. Например, тот же Ю.А. Зуев довольно резко заявил, что «каждый пункт этого смелого решения нуждается в дополнительной аргументации…». На наш взгляд, перевод этнонима кыбчак как «несчастный», «злополучный» сомнителен по ряду причин. Очень трудно представить себе воинственный народ, сознательно берущий себе в качестве самоназвания имя с уничижительной семантикой. Одно дело — безличный дух-тотем, мистически связанный с общиной кровных родственников и укрываемый членами линиджа от козней враждебных сверхъестественных сил с помощью эвфемизмов (например, замена в огузских языках «священного» ri ‘волк’ на qurt ‘пчела’, ‘червь’): К.Г. Менгес писал, что тотем огузов boz qurt ‘серый волк’ — это «устойчивый эпитет табуированного волка». Другое дело — сообщество людей, живущих в физическом плане бытия и ведущих упорную вооруженную борьбу с беспощадным противником как политически организованный коллектив, т. е. полития. Вряд ли суровые воины, каковыми были сиры, стали бы прибегать к подобным экспериментам, избирая в качестве знамени борьбы столь странный девиз.

Половецкая статуя, XII в. Луганская область Украины

Если сознательная замена этнонима действительно имела место, то новое название должно было иметь «счастливую» или, по крайней мере, нейтральную семантику. Действительно, согласно «Древнетюркскому словарю», на который ссылался С.Г. Кляшторный, корень v в слове aq значил также ‘счастье’. От него, например, происходит основа ҡыуан / ҡуван глагола ҡыуаныу ‘радоваться’, ҡыуандыҡ ‘обрадовались’. Американский тюрколог Питер Голден отмечает, что корень qıv представляет собой «трудный для понимания термин, имеющий разные значения», но С.Г. Кляшторный, по его мнению, выбрал лишь «один из возможных смыслов и нюансов слова». Сомневаясь в правильности семантической трактовки термина aq, предложенной авторами «Древнетюркского словаря» (А. Тенишев и др.) и поддержанной С.Г. Кляшторным, он выдвигает иное толкование: «Не можем ли мы предположить в Qıv + čaq «те, кто неутомимо движется» — термин, который будет соответствовать этой категории номадов?»

Наконец, нельзя исключать нарицательный характер происхождения этнонима кыбчак. На это указывает параллельное бытование на протяжении довольно долгого периода времени обоих этнонимов — сир и кыбчак, о чем писал тот же С.Г. Кляшторный. Однако причина дублирования имен могла быть иной, чем предполагал названный ученый: первое название могло играть роль автоэтнонима (самоназвания), а второе быть экзоэтнонимом (внешним названием) и даже попросту прозвищем «половый» или «рыжий». Примером этого явления может быть двуименность башкир, имевших автоэтноним башҡорт и экзоэтноним иштәк.

Лингвист-тюрколог А.Н. Кононов писал: «…этнонимы куман, кыпчак и кумык (генетически близкородственных племенных образований) восходят к одному корню (*qub) и представляют собою различные формы фонетико-морфологического развития этого корня». Другой не менее известный знаток тюркских языков В.А. Гордлевский задавался вопросом: «Не есть ли, однако, слово «половцы» — перевод слова «кипчак», как его понимали старые мусульманские историки, а поле Половецкое не представляет ли буквальное соответствие средневековому географическому термину «Дешти Кипчак» (поле-степь кипчаков)?». Значение слова «половцы» общеизвестно — оно является производным от русского прилагательного половый, т. е. ‘беловатый’, ‘беловато-желтый’, которое, по всей видимости, является калькой тюркского слова quba ‘бледный’, ‘желтовато-бурый’. Поэтому в уйгурской надписи в честь кагана Баянчура (Моюнчура), где впервые упоминается этноним кыбчак, последний, возможно, употреблялся именно в качестве этнофолизма «белобрысые». Со временем экзоним кыбчак вытеснил собственное название сиров и превратился в автоним, т. е. в самоназвание, с полной утратой его первоначальной семантики.

Продолжение следует

Салават Хамидуллин, фото предоставлены автором
Справка

Салават Ишмухаметович Хамидуллин — историк, к. и. н., журналист.

  • Родился в городе Стерлитамаке в 1968 году.
  • Образование: Башкирский государственный университет (исторический факультет).
  • 1990—1991 годы — корреспондент газеты «Истоки».
  • 1991—1995 годы — редактор молодежной редакции Республиканского ТВ, руководитель творческого объединения «Молодость».
  • С 1995 года — корреспондент программы «Башкортостан», редактор ТО «Гилем», ТО общественно-политических программ, начальник отдела познавательных и исторических программ, руководитель редакции познавательных программ студии БСТ.
  • Автор и ведущий телепроектов «Историческая среда» и «Клио».
  • Автор ряда документальных фильмов, книг и научных публикаций об истории Башкортостана и башкирских родов. Колумнист «Реального времени».
  • Лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева, Республиканской премии в области журналистики имени Ш. Худайбердина. Победитель международных и республиканских телефестивалей.

ОбществоИстория Башкортостан
комментарии 95

комментарии

  • Анонимно 04 июня
    Смена этнонима часто вносит "путаницу" в историю народов.
    Ответить
  • Анонимно 04 июня
    Что за "Берсилия" расположилась на севере Каспийского моря?
    Ответить
    Анонимно 05 июня
    сочувствую вам
    Ответить
    Анонимно 06 июня
    Барсилия - легендарная прародина германцев-ариев. Гору Эльбурс (Эль-барс (страна барсов)) - Гиммлер причислил к германской святыне и поэтому за эа эту гору у них велись ожесточенные бои. Гиммлер много гор причислил к арийским святыням: и Мамаев курган и даже Бурхан-халдун Монголии. А Чингизхан согласно его теории - чистейший ариец.
    Ответить
    Анонимно 12 июня
    В исландской "Саге об Инглингах" Снори Стурлусона написано, что скандинавы пришли из земли асов (Асгард), расположенной с Чёрноморско-Каспийских степях, что им подчинялись тюрки. Асами или ясами в средневековье называли алан.
    Ответить
  • Анонимно 04 июня
    Всё это гадание на кофейной гуще.Но копнули башкирские академики глубже татарских.По сравнению с чёрными татарами башкирские сиры аж у самих китайцев в военных академиях ума-разума набирались.Только думается что мало кто из тех народов уцелел в ежедневных рубках и современные названия народов ничего кроме названий не несут.
    Ответить
    Анонимно 04 июня
    Копать можно сколько угодно глубоко, но какое отношение имеет это копание к башкирам? Кипчаки они и есть кипчаки, они явлются предками многих тюрков, а не только тех, кто при Иване Грозном вошел в башкирское сословие.
    Лишь к настоящим басджирдам-уграм они не имеют никакого отношения.
    Ответить
    Анонимно 04 июня
    У татар есть род Кыпчак? Нет. А у башкир есть. Этим все сказано
    Ответить
    Анонимно 04 июня
    Татары давно прошли стадию родоплеменного строя .А так конечно много чего было .
    Ответить
    Анонимно 04 июня
    Родоплеменной строй тут не причем. Речь идет о клановой структуре, основанной на общинном землевладении. У шотландцев тоже до 19 века существовала подобный тип организации общества
    Ответить
    Анонимно 04 июня
    Потому что и у них были пережитки родо-племенного строя. Как и у вайнахов до сих пор. А так, наверно, кыпчаки до последнего сохранялись в башкирском этносе. Учитывая,что там и маджары есть, и другие, башкиры это некая конфедерация осколков многих кочевых племен
    Ответить
    Анонимно 04 июня
    Почему сохранялись? Они и сейчас есть. Каждый башкир знает, из какого он рода. Все башкиры Кыпчакских волостей знают, что они кыпчаки
    Ответить
    Анонимно 05 июня
    у казахов тоже есть кипчаки и мажары
    Ответить
    Анонимно 06 июня
    Как нет?
    У Улуг-Мухаммада считались элитными 4 рода, в т.ч и кыпчак, у касыймовских татар среди элитных считается тоже род кыпчак и т.д. (у Исхакова много на сей счет)
    И вообще. У всех татарских ханств, бекств и т.д было принято считать элитными 4 рода, это идет от древнейших времен. Когда выбирали хана, кагана, его посадали на белый войлок и поднимали вверх и проводили по кругу на майдане. Только самым элитным кланам доверяли эту процессию.
    Ответить
    Анонимно 06 июня
    Татары даже не проходили стадию родоплеменного строя. Ибо они объединение сословий: служивых татар и ясашных чувашей (с 18 в. ясашных татар).
    Ответить
    Анонимно 06 июня
    При Иване Грозном никакого башкирского сословия не было. Оно появилось только в 1798 г. по указу Его Величества
    Ответить
  • Анонимно 04 июня
    Бред. Кто то вообще читает это? Что скажут профессиональные историки? Например Ярослав Пилипчук?
    Ответить
    Анонимно 04 июня
    Ты видимо еще тот академик
    Ответить
    Анонимно 06 июня
    Точнее, все то, что пишет этот автор - наполовину высосано из пальца, А наполовину краткий конспект таких авторов, как Кляшторный.
    Ответить
    Анонимно 11 июня
    Хотя Пилипчук занимается исключительно интереснейшмими темами. Его статьи напоминают студенческий конспект из выдержек из разных учебников без единой собственной мысли.
    Ответить
  • Анонимно 04 июня
    Действительно, в хронике первого из названных здесь авторов говорится, что в царствование императора Маврикия (582—602 гг.) из внутренней Скифии вышли три брата с 30 тысячами СКИФОВ . Они сделали путь в 65 дней, выйдя со стороны Имеонских гор. Так как на пути были реки, они шли зимой и достигли реки Танаиса, которая вытекает из Меотийского озера и вливается в Понтийское море. Находясь у границ Римской империи, один из братьев, именем Булгар, взял 10 тысяч человек, отделился от своих братьев и перешел Танаис к реке Дунаю, которая также вливается в Понтийское море, и обратился к царю Маврикию с просьбой дать ему землю с тем, чтобы жить в дружбе с римлянами. Тот дал ему Верхнюю и Нижнюю Мизию и Дакию, защищенное место, которое со времен Анастасия (491—518 гг.) опустошал аварский народ. Они победили их там и стали защитой для римлян. Римляне назвали этих СКИФОВ БУЛГАРАМИ . Два других брата пришли В СТРАНУ АЛАН,, называемую Берсилия, в которой римлянами были построены города Каспия, называвшиеся вратами Turaye. Булгары (жившие в Мизии и Дакии) и пугуры — их (городов Берсилии) жители — были некогда христианами. Когда над той страной (Берсилией) стал господствовать чужой народ, они были названы хазарами по имени того старшего брата, которого имя было Хазарик. Это был сильный и широко распространенный народ».
    Ответить
  • Анонимно 04 июня
    Все мечтают быть потомками рыжеволосых и голубоглазых )
    Ответить
    Анонимно 04 июня
    Никто не мечтает быть белым, как негр в анекдоте про унитаз. Уж башкиры точно - им нравится свою собственная физиономия. А она разная - есть и голубоглазые, и черноглазые. Говорю это как башкир рода кыпчак. Но история есть история. В ней много неожиданных поворотов. То, что раньше казалось невероятным, сегодня в свете исторических и других данных становится явью. Например, выяснилось, что у башкирских кыпчаков ведущие гаплогруппы R1a, R1b. Это было неожиданно, поскольку привычно было считать кыпчаков типичными азиатами. Этому факту никто особенно не восторгается, но с ним приходится считаться
    Ответить
    Анонимно 04 июня
    CИРЫ - САРЫ - ҺАРЫ...
    Ответить
    Анонимно 04 июня
    Мечтают, мечтают. Иначе откуда эти истории о голубоглазых и рыжеволосых борджигинах, зеленоглазом и рыжеволосом Чингисхане. Теперь вот кипчаки. Что Хамидуллин, что Хакимов с удовольствием их пересказывают, видать хотят приобщиться. Что касается носителей этих гаплогрупп, то может быть очень простое объяснение - эти люди имеют далеких предков - носителей этих гаплогрупп, угнанных когда-то в рабство
    Ответить
    Анонимно 04 июня
    /Например, выяснилось, что у башкирских кыпчаков ведущие гаплогруппы R1a, R1b. Это было неожиданно, поскольку привычно было считать кыпчаков типичными азиатами. Этому факту никто особенно не восторгается, но с ним приходится считаться/
    Так и правильно, чему здесь восторгаться, данности? Восторгаются люди с детско-юношеским мышлением по этому поводу.
    Ответить
    Анонимно 04 июня
    Что, 70% башкир - это потомки угнанных в рабство европейцев? У 70% башкир западноевразийские гаплогруппы - R1a, R1b, I1, I2. Ну, не смешите мои тапочки!
    Ответить
    Анонимно 05 июня
    Ну да, башкиры - ближайшие родственники англичан, мы забыли
    Ответить
    Анонимно 06 июня
    Башкирские кипчаки преимущественно потомки сарматов...
    Ответить
    Анонимно 08 июня
    hыра - пиво.)))
    Ответить
    Анонимно 09 июня
    Неужели трудно найти инфу про генофонд башкир?))) Этот миф про родство с европейцами уже давно обросло бородой и покрылось пылью.
    Обычно этот миф связан с гаплогруппой R1b. С европейцами по этой гаплогрупее родственны только кланы байлар, гайна и кошсы. Остальные субклады этой гаплогруппы у башкир азиатские - часть от носителей афанасьевской культуры, другая - от кимаков и кипчаков.
    R1a тоже у башкир три разных субклада.
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    Сам Чингизхан предположительно мог быть R1b...
    Ответить
    Анонимно 04 июня
    неандертальцы в предках...... круто
    Ответить
    Анонимно 05 июня
    лучше неандертальцы, чем обезьяны-австралопитеки
    Ответить
    Анонимно 05 июня
    Именно неандертальцы и были рыжеволосы и голубоглазы, светлокожи, продолгоголовы, с широко раскрытыми глазами (они ночные обитатели лесов) . В ютубе есть видео "Европейцы - потомки неандертальцев?" (или приблизительно так называется). Согласно ему, европейцы - смесь хомо сапиенс и неандертальцнв. Неандертальского компонента особенно много у германских народов, особенно у исландцев (вроде неандертальских компонет у них доходит до 12 %). Чистыми хомо сапиенс можно считать монголов. Да и объем мозга - самое большое у монголов.
    Ответить
    Анонимно 09 июня
    Ты не то смотришь. Из последних данных оказалось, что неандертальцы не такие уж и рыжие. Среди них много было и темненьких, как и современных людей. Процент неандертальских генов примерно 2-3% у почти всех людей, кроме африканцев. Африканцы не смешивались с неандертальцами. Азиаты ещё смешивались с денисовским человеком.
    Ответить
    Анонимно 15 июня
    Хе, у меня сосед Денисов...
    Ответить
  • Анонимно 04 июня
    Статья - очень грамотная и написана человеком с аналитическим складом ума .
    Когда также умно начнут писать казански е ученые ?
    Ответить
    Анонимно 05 июня
    Да, грамотен он.
    Он даже не отличает иранцев (арийцев) от туранцев.
    Канглинцы-туранцы у него арийцы.
    Ответить
    Анонимно 06 июня
    Ага, уважаемый академик их отличает.. У него везде одни татары. Татары там, татары сям. Даже в том 700 летнем отрезке времени, когда татар не было.
    Ответить
  • Анонимно 04 июня
    Салават Хамидуллин как всегда свои сказки выдает за научный стиль.Неужели есть кто-нибудь из татар кто верит в этот бред? Думаю нет
    Ответить
    Анонимно 05 июня
    Вот домыслам анонимных комментаторов точно не стоит верить.
    Ответить
  • Анонимно 04 июня
    Где ты увидел бред у Хамидулина ?
    Докажи что у него есть бредовые мысли .. Прекрасная статья , намного глубже и толковее фантазий диванных академиков
    Ответить
    Анонимно 06 июня
    Вы прочтите хотя бы самих уфимских авторов.
    он говорит прямо противоположное, что говорит наука.
    Ничего общего с наукой не имеют его статьи.
    Его материалы о "башкирских родах" один из новосибирских профессоров так и называл. Который специалист по родам и племенам тюрко-монгольских народов.
    Ответить
  • Анонимно 05 июня
    Все бред. С начала до конца. Он все переворачивает с ног на голову, фальсифицирует факты, все то, что похоже на слово башкир (или на какой нибудь башкирский род) у него превращается в башкиры.
    Он пишет, что жители Унской волости (от татарского слова - правая) - гунны, и потом оказывается все гунны - башкиры, самые заклятые враги арийцев - канглинцы - у него "люди с арийскими корнями", сарматы уж точно башкиры рода юрматы (кстати юрматинцы - чистейшие татары, причем в отличие от многих - потомки булгар) и т.д.
    Ответить
    Анонимно 05 июня
    Пока у вас одни эмоции и ни одного слова по существу.
    Ответить
  • Анонимно 05 июня
    Сиры, тюркские каганаты, кипчаки-половцы ...
    Причем тут башкиры-башгирды?
    Башгирдами во все времена называли венгров-маджар, а после 1552 года - тех, кто добровольно принял подданство Московии. Башгирды-венгры Верхнего Прикамья (не все венгры переселились на Дунай) в 1552 году первыми приняли подданство Московии (П.Шуйский, Курбский, причем они говорили на языке, которого не понимали ни русские, ни татары (Курбский) и с тех пор на Волго-Урале появилось сословие башкир. Служивых людей, которые сумели взять башкирский ярлык на свои земли.
    Почему Хамидуллин не пишет о черемисских башкирах Алатырьского уезда, ведь именно они первыми получили башкирский ярлык (улус черемисского башкира Ямаша, который предал свой народ и воевал против восставших черемисов и забрал себе их земли).
    Сколько можно воровать историю венгров-башгирд, и историю сословия называть этнической историей кк ого то несуществовавшего народа?
    Ответить
    Анонимно 05 июня
    Какая путаница в вашей голове. Во-первых, не приплетайте сюда венгров. О них речи здесь совсем не идет. Во-вторых, башкиры - самостоятельный народ со своей историей, культурой, языком и традициями, нравится вам или нет. Что касается кипчаков, их потомки вошли в состав многих народов - татар, башкир, казахов, кумыков и др. Поэтому башкирский род Кыпчак - вполне закономерно ведет свою родословную от кипчаков.
    Ответить
    Анонимно 05 июня
    Это у вас путаница в голове.
    Причеи тут я?
    Все авторы средних веков пишут, что башгирды-баджгарды и прочие паскатиры, которых Хамидуллин и прочие стараются причислить в свои предки, на самом деле – башгирды-венгры.
    Джувейни. “Башгирды есть венгры-христиане в Венгрии”, “Башгирды – это синоним келеров, то есть венгров”; “Башгирды –многочисленный народ христианского исповедания, который, говорят, живет рядом с франками”.
    Абу-ль-Фида «башгирды живут на берегах Дуная по соседству с германцами»
    Аль-Казвини «башгирды живут между Константинополем и и Болгарией».
    О венграх-баджгардах писал Масуди (Пилипчука например читайте на этом же сайте), о башгирдах-венграх писал ибн Фадлан, о басгирдах-венграх писал Идриси, о маджарах-венграх писад Юниан и т.д. А у Хамидуллина всек эти маджары-баджары-башгирды-баджгирды прервщаются в башкиры (они предпочитают умолчать, как там в оригинале: баджгард или паскарт) и в предков зауральских монголо-татар. Зауральские так называемые “башкиры” – на 100 % - татаро-монголы, все говорит об этом, в т.ч. и антропология, и генетика, и родо-племенное разделение, и образ жизни, и национальная кухня.
    Ответить
    Анонимно 06 июня
    Да вытащи ты эту занозу из своих мозгов... бажгирды, сословия, угры. Она мешает тебе думать.
    Ответить
    Анонимно 06 июня
    Мешали они и средневековым авторам, которые пишут, что башгирды - венгры, христиане и живут у Дуная?
    Ответить
    Анонимно 08 июня
    Тюрколог М. Кашгари писал другое про башкир.
    Ответить
  • Анонимно 05 июня
    Ну здорово. Спасибо за статью, РВ и автору!
    Ответить
  • Анонимно 05 июня
    С прошедшим праздником, Салават абый!
    Ответить
  • Анонимно 05 июня
    Правильно "Кыпсак"
    Ответить
  • Анонимно 05 июня
    Что касается кипчаков, их потомки вошли в состав многих народов - татар, башкир, казахов, кумыков и др
    ----------------------------------------------------
    У казахов , башкир ,и даже кумыков есть племена и рода кипчаков
    Но у поволжских татар их нет
    Вы можете привести веские аргументы , что какая т-о часть кипчаков вошла в состав татар Поволжья ?
    Ответить
    Анонимно 05 июня
    Да угомонитесь вы, наконец. То одни говорят, что якобы башкир не существует и все это выдумки уфимских историков. Теперь другие наезжают на татар, дескать, они не имеют предков кипчаков. Хотя бы почитайте Хакимова на этом сайте для начала. И потом можете глубже копать. Татары формировались под влиянием многих древних народов - фино-угорских, тюркских, монгольских и др. Оставьте эмоции и спокойно относитесь к чужой точке зрения, отличной от вашей.
    Ответить
    Анонимно 06 июня
    // Татары формировались под влиянием//
    И при этом... ну очень похожи на башкир. И не похожи ни на ногаев, казахов, ни на крымских татар. И еще напрочь отсутствует клановая структура. В отличие от всех тюркских народов. Уникальный народ.
    Ответить
  • Анонимно 05 июня
    Вы можете привести веские аргументы , что какая т-о часть кипчаков вошла в состав татар Поволжья ?
    я даже не в курсе, что у татар есть какие -то племена
    Ответить
    Анонимно 05 июня
    Среди татар, видимо, в первое время небыло кипчаков, т.к. татары с монголами напали на дешт-и-Кипчак, в союзе которых были некоторые башкирскте племена. Когда башкиры почувствовав, что не могут одолеть монголов, решили подчиниться, и против них была остановлена резня. В это время отдельные кипчаки, чтобы остаться в живых, стали себя называть башкирами (казахами) и т.д...
    Ответить
  • Анонимно 05 июня
    Кипчаки в состав болгар и буртас не входили. НЕТ НИ КАКИХ ФАКТОВ брачных отношений между предками татар и кипчаками
    Кипчаки кочевники , а болгары-буртасы оседлые горожане -ремесленники, строители городов , купцы ., а также земледельцы . Конечно были у болгар и буртас отличные вотны и их командиры , не случайно они разбили монгол на Самарской Луке и еще 12 лет их сдерживали .
    Но кипчакам такой образ жизни был чужд и они не могли оседать на Средней Волге среди предков татар .
    Ответить
  • Анонимно 05 июня
    О кипчаках сотни форумов в интернете, там столько материалов о самоназвании кипчаков-половцев. И тысячи трудов.
    Кыб-кыф-кыу-кыв – на древнетюркском означает счастье, именно счастье. А «чак» окончание, которого можно переводить как «склонный к этому». Следовательно, Кыбчак-кыфчак-кыучак-кывчак это – склонный к счастью будет, т.е. счастливый.
    Этот господин переворачивает все с ног на голову.
    Ответить
  • Анонимно 06 июня
    Исторически башкирский народ состоял из более чем 40 территориально-клановых подразделений (родовых волостей), члены каждого из которых, по легенде, восходили к единому предку.
    Да. Дает этот Хамидуллин. Одним росчерком пера перечеркивает все, что до него писали. Какой еще единый предок? Нет ничего подобного ни у одного из уфимских «историков». Нет такого и в семитомнике «История башкир». Академик Кузеев пишет, что невозможно говорить о происхождении башкирского народа, можно говорить только о том «как сложился башкирский народ». И этот процесс формирования этноса у него не был завершен даже в начале 20 века, бурзяне напимер никогда не считали себя башкирами, считали себя совсем другим народом, отличным от башкир и смотрели на бпшкир сверзу вниз. О каком-то едином (приблизительно едином) башкирском народе можно условно говорить только с 18 века, когда создали башкирско-мещеряцкие войска для охраны границ.
    Кузеев определяет семь пластов формирования башкирского этноса: древние аборигенные финугры (именно они жили там до башкир), три половецких племени, которые быди вынуждены бежать из Приаралья (от них и пошли «башкиры», булгары Поволжья (это они зачем то стали башкирами), татаро-монголы (завоевали и потом стали башкирами), татары Золотой орды, татары Ногайской орды и плюс три венгерских племени (которые откололись от венгров и не стали переехать на Дунай, осталися и стали башкирами). Так во всех источниках, так во всех советских, зарубежных авторов, нет ничего общего между этими пластами: ни в происхождении, ни в этничности, ни в истории.
    Башкиры – это венегрет, это коктейль разных народности и племен, которые пришли и остались на Волго-Урале из разных территорий Европы и Азии в различные пенриоды истории. Это лоскутное одеало, НИЧЕГО ОБЩЕГО МЕЖДУ ЭТИМИ ФИНУГОРСКИМИ, БУЛГАРСКИМИ, ТАТАРСКИМИ, МОНГОЛЬСКИМИ, ПЕЧЕНЕЖСКИМИ племенами нет и быть не может. Единственная общность – принадлежность к Башщкиро-мещеряцкому войску. Какой еще общий предок у монгол кереитов и булгар юрматынцев?
    Это так согласно даже по общепринятой концепции истории башкир. Так писали и советские историки, и постсоветские, и зарубежные.
    Ответить
  • Анонимно 06 июня
    Вот что пишет о "единых предках башкир" академик Кузеев:
    Прочтите «Происхождение башкирского народа» Кузеева. Именно он и считается «отцом башкирской истории». Если у вас есть хоть 100 грамм мозгов, вы убедитесь, что такого тюркского народа не существовало и нет. Башгирдами, басгирдами, баджгардами, маджгардами и прочими паскартами-паскатирами (а у уфимских авторов все они преращаются в башкиры и башкорты, какой термин употреблялся в оргинале, они умалчивают) в средние века называли венгров (самоназвание маджар). Фадлан, Масуди, Тарджуман, Идриси и прочие средневековые авторы писали о предках современных венгров-башгирд (башджирд). “Башгирды есть венгры-христиане в Венгрии”, “Башгирды – это синоним келеров, то есть венгров”; “Башгирды –многочисленный народ христианского исповедания, который, говорят, живет рядом с франками”. Джувейни. Теперешние так называемые «башкиры» к ним не имеют никакого отношения. Вернемся к Кузееву. Согласно ему, в этих местах до появления венгров-башгирд жили разные фин-угорские племена. У него нет никакой истории башкир, а есть истории отдельных родов и племен, или история отдельных групп родов. «История табынских и барынских башкир», «История башкир бурджигенцев, усергенцев и тамьян». «История башкир юрматынцев» и т.д. Что-то общее у них начинается только с 18 века. Он так и пишет, что до 18 века (до формирования башкиро-мещеряцких войск для охраны границ от киргис-кайсацких татар, для завоевания новых территорий, для подавления татарских восстаний) башкирского народа не было, каждый представитель племени самоиндифицировался именем своего племени. Вообще, согласно ему, до 10 века ни одного башкирского племени (у него протобашкирские племена) на Волго-Урале не было. Он пишет о семи пластах формирования башкир. Первый пласт - древние фин-угры. Они растворились среди других пластов. Об этом говорят только некоторые элементы из быта и культуры «башкир». Потом эти земли заняли венгры-маджары. Под натиском булгар и кимаков они были вынуждены оставить эти земли. И потом на эти освободившиеся земли хлынули разные племена, разного происхождения и с разных мест Евразии (Приазовье. Приаралье, Сибирь, Центральная Азия и т.д.). Вначале из Приаралья 3 печенежских племени переселились в начале 10 века, это второй пласт, но именно они и были первыми протобашкирами, именно они и есть самые-самые настоящие башкиры (к слову скажем, все эти три племени – из чингисхановских татар, бред у него). Кстати, он пишет, что они переселились на Бугульминско-Белебейскую вовышенность. И никаких исторических аргументов на такое утверждение у него нет. Он ссылается на какие-томифические «народные предания» (которых они сотнями сочиняли прямо в ИЯЛИ). Нынче их потомки живут в Зауралье. Почему на эту возвышенность? Оказывается, на этой возвышенности имеются захоронения, которые соответствуют захоронениям печенегов. Согласно фантазии Кузеева, эти первые протобашкиры, ничем не отличались от самих печенегов.
    Дальше. 3 венгерских племени откололись и остались с ними, это согласно его бреду - третий пласт. Потом к ним будто бы присоединились около 30-и булгарских племен из Приазовья (почти все население до Урала, татары Казанского ханства), четвертый пласт. О них надо говорить отдельно. В отличие от племен (татаро-монгольских племен) Южного Урала и Зауралья, эти роды-племена нигде нет, нигде они не фиксированы, Кузеев населения бывших волостей Уфимского и других губерний голословно объявляет какими-то мифическими башкирами, названия волостей – названиями родов. Они жили в Приазовье в составе Великой Булгарии, потом переселились на Среднюю Волгу, построили там Булгарское государство, все время были булгарами, приазовскими булгарами, волжскими булгарами, и потом, ни с того, ни с чего вдруг взяли да в башкиры превратились. Опять таки бред. Самый настоящий бред (на самом деле они – татары Беловолжского улуса Казанского ханства, в башкирское сословие они записались только в 18 веке из-за его привилегий). Далее 5 пласт – татары Чингисхана: кереиты, найманы, табынцы, барынцы, минцы, мангыты, катайцы, телевцы и прочие. Почти все население Южного Урала и Зауралья, 13 век. Они тоже пришли с войсками Бату хана и из-за невиданного магнетизма башкирскости начали считать себя уже не татарами, а башкирами (чушь!). 6 пласт: 14, 15 века – татары Золотой орды; почему-то вдруг и они стали башкирами согласно фантазии Кузеева (им расхотелось быть татарами, чушь!). А 7 пласт Кузеева – ногайские татары, они в 16 веке башкирами стали будто бы. Все время были татарами, потом взяли да отказались от имени татар (наверно в угоду Москве, хотя согласно Валиди, на той земле, которая нынче по ошибке Башкирией называется, никакой реальной московской власти не было до середины 17 века).
    Ответить
    Анонимно 06 июня
    "Унтугызынчы милади гасырда безнең гыйлем сөючеләребез Көнчыгышны өйрәнүче галимнәргә катнашып йөри hәм рус әсәрләрен укый башладылар. Рус тарихларында күренгәләгән «татар» исемен тикшерүсез hәм тәнкыйтьсез алып, яманат чыгардылар».
    Ризаэддин Фәхреддинев. Болгар вә Казан төрекләре. Казан: Татар. кит. нәшр., 1993. 36-нчы б.
    Это выдержка из книги изданной в Казани, слова Р.Фахретдинова, уроженца с. Кичуташ, современного Альметьевского района Республики Татарстан. Он, человек, живший в 100 лет назад, и как видите наименование татары у него не вызывало восторга. Тогда татаристы только-только поднимали голову.
    Начитались русских историков, называвших все восточные народы татарами, и разыгрались у них бурные фантазии. Шутка ли, они оказывается русских завоевывали :)))
    Ответить
    Анонимно 06 июня
    Уважаемый, вы уж напишите, что писал о башкирах этот Фахретдин.
    Что касается имени татар, все, кого татарами раньше называли татары и есть, в т.ч. и так называемые "башкиры".
    Всех запугали татаро-монгольским игом и поэтому такие как этот Хамидуллин пишут всякую чушь, чтоб только не оказаться в списке этих татаро-монгол.
    С вами - то же самое.
    Ответить
    Анонимно 07 июня
    //Всех запугали татаро-монгольским игом...//
    Вот про это Ризаитдин Фахретдинов и пишет.
    Читателям русских повествований о татарах, из казанских мусульман, до чертиков захотелось оказаться в списке этих татаро-монгол. Завоевателей русских якобы. Вот и стали называть себя татарами.
    Ответить
    Анонимно 07 июня
    Кичучат Альметьевского района РТ. Так правильно.
    Ответить
    Анонимно 07 июня
    Уважаемый.
    Вы бы вашу неуемную энергию направили бы на правильное русло. Рассказали бы правду, как было на самом деле. Доказали бы, что не было никаких завоеваний, а было строение великого евроазиатского государства, единого государства, государства в котором все равны, представители всех народов, всех религий. Как татары и другие народы создавали общество всеобщего счастья и благоденствия от Дуная до Тихого океана. Потом похвалили бы, что в деле создания этого государства, где торжествуют мир и процветание, внесло свою депту все народы Евразии. Особенно отличились русские. Например сказали бы, что при реализации этого проекта планетарного масштаба отличились именно русские люди, это именнно они установили мир и процветание в Южном Китае, а также в Индокитае. Их отвага зафиксирована в китайских и вьетнамских летописях.
    Ответить
  • Анонимно 06 июня
    Насчет 40 родов. Основной капитальный труд по истории башкир это – Р.Кузеев. Происхождение башкирского народа. ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ И ИСТОРИЯ РАССЕЛЕНИЯ. Все остальные авторы пишут опираясь на этот труд, да и академический башкирский семитомник – тоже написан на его основе.
    Работа написана по отдельным родам или по группам родов «башкир». История башкир рода юрматы, история башкир рода бурзян и тамьян и т.д. Сумма историй этих родов у него и объявляется историей какого-то мифического «башкирского народа».
    После рассмотрения концепцульных вопросов написания этого труд (он его называет просто ГИПОТЕЗОЙ), он первым делом старается определить так называемый «этнический состав». Обратите внимание: башкиры, согласно ему, - многоэтничны. Чтоб определить это он исследует сохранившиеся списки «башкирский волостей». За основу принисает три списка: Рычкова и др.
    А эти списки – не совпадают, никак не совпадают. И начинает Кузеев там определить, которые этих волостей на самом деле – башкирские роды, а которые нет. В «башкирские роды» он вначале вписывает те волости, которые есть во всех трех списках. Потом начинает исследовать другие, они просто гназвания волостей или уж на самом деле «башкирские роды». Чуть ли не половину этих волостей он выбрасывает, а некоторых объединяет. При этом он руководствуется не по тому, родственны ли они, общая ли у них история или происхождение, а в одну группу он вписывает волости, названия которых звучат приблизительно одинаково. Например, волости с названитями Гэрэ (Гәрә, Нижнекамский район) и Гэрэй (Гәрәй, Актанышский район) у него оказываются в одной группе, они оказывается, “башкирским род гирей”. Хотя на самом деле волость Гэрэ получила свое название от реки Гэрэ (Гәрә), а волость Гэрэй от имени татарского Гереит бея (Гәрәет бәй, имеется шежере в Казани). Потом Кузеев начинает искать народы и племена, названия которых созвучны к названиям этих волостей. Например, население Еланьской волости он объявляет с монголами рода Елань, небольшое истрическое полугосударственное образование Елань в Монголии средних веков. А фактически, от татарского слова Ялан (и села Кыр-Ялан) получила свое название волость), население Байларской волости он объявляет потомками монголского рода байдар. А Гэрэй и Гэрэ, согласно его фантазии, оеазывается совсем не Гэрэ и Гэрэй, а пришлые киреи-киреиты. Монголские кереиты.
    Короче, нет никаких «башкирских родов». Есть названия волостей Уфимской и других губерний, которых уфимские фальситфикаторы объявили какими-то мифическими «башкирскими родами». Только в Зауралье есть сохранившиеся какие-то роды и племена, но они на все 100 %-в татаро-монгольские.
    Ответить
  • Анонимно 06 июня
    Примером этого явления может быть двуименность башкир, имевших автоэтноним башҡорт и экзоэтноним иштәк //
    Опять врет. Иштяк-имтяк-остяк – самоназвание хантов. В 17-18 веках (после этот термин тоже использовали, но уже редко) истяками-иштяками-хештяками так же называли отатарившихся финугров. В и.ч так называемых южноуральских лесных «башкир». А зауральских степных башкир никогда не называли иштяками.
    Ответить
    Анонимно 07 июня
    Почему не называли, соседние казахи до сих пор так называют - Истяки. Ты свои диванные вымыслы оставь для себя.
    Ответить
    Анонимно 08 июня
    Они татар и башкир называют ногаями.
    Ответить
    Анонимно 08 июня
    Они сибирских татар ногаями зовут. Хотя часть сибирских татар себя именует иштяками.
    Ответить
    Анонимно 09 июня
    А откуда пришли истяки? У башкир же есть род Истяк, по-моему он есть практически у всех башкирских кланов. У казахов и ногайцев также есть род Истяк (Иштяк). Выходит это был отдельный народ, который вошел в состав башкир?
    И русские остяками называли не только хантов и манси, но и кетов, селькупов.
    У удмуртов тоже "отяк" (или "вотяк"). Хотя удмуртский этноним связан сос ловом "одо" - "край, окраина". Одо морт - человек живущий на окраине.
    Ответить
  • Анонимно 06 июня
    Ногаи ни когда не называли себя татарами...В целом золотоордынцы ни когда не называли себя татарами ... Казанлы- суасы, мишари -буртасы стали называть себя татарами лишь в конце 19 века
    Ответить
    Анонимно 07 июня
    И ногаи, и башкиры, и кумыки и все остальные татарские племена Золотой орды называли себя татарами и только татарами. Даже русские люди себя так называли.
    Ответить
    Анонимно 08 июня
    Они (население Золотой Орды) даже слово татар не знали. Это ж элементарно доказуемо. Отсутствуют этноантропонимы вроде Татарбая, Татарбека. Тогда как Ногайбак, Ногай, Башкорт, Башкортбай были. Ещё не было носителей в истории тахаллуса аль-Татари. Что ещё больше наталкивает на мысль об искусственности происхождения данного слова ("татар").
    Ответить
    Анонимно 08 июня
    Они (население Золотой Орды) даже слово татар не знали. Это ж элементарно доказуемо. Отсутствуют этноантропонимы вроде Татарбая, Татарбека. Тогда как Ногайбак, Ногай, Башкорт, Башкортбай были. Ещё не было носителей в истории тахаллуса аль-Татари. Что ещё больше наталкивает на мысль об искусственности происхождения данного слова ("татар").
    Ответить
    Анонимно 09 июня
    Современны казанские татар - это сословие в которое русские записывали многие народы - марийцев, чувашей, башкир, удмуртов и т.д. Сами себя они до конца 19-началу 20 века "татарами" не называли. Это результат политики идентичности многих интеллектуалов и политиков начал 20 века.

    Генетически казанские татары как раз родственны финно-угорским народам и чувашам.

    Причём по антропологическим данным современные казанские татары более европеоидны, чем даже волжские булгары. Это говорит о том, что не было физического смешения их с тюрко-монгольскими кочевниками Орды. У башкир наоборот в ордынское время произошло усиление монголоидности, которое и говорит о влияний кочевников кипчакской степи.
    Ответить
    Анонимно 09 июня
    Татары более европеоидны, чем даже марийцы и чуваши.
    Ответить
    Анонимно 10 июня
    особенно те татары, что живут в сибири)))
    Ответить
    Анонимно 10 июня
    Сибирские татары не имею отношения к казанским, это разные народы с разной историей, которые получили этноним "татар" от русских. Благодаря русским многие сибиро-алтайские народы называют себя татарами, например хакасы и шорцы.
    Ответить
    Анонимно 10 июня
    а в переписях они все равно себя именуют татарами. что касается хакасов, шорцев и прочих алтайцев, они себя татарами не называют. и их в переписях татарами не засчитывают.
    Ответить
    Анонимно 10 июня
    Это особенности переписи, так получилось, что с советского времени разные народы называемые "татары" механически объединяют.
    Народы Алтая хакасами и шорцами стали в начале 20 века, до этого под влияния русских называли себя татарами. Они до сих пор так себя называют несмотря на свои официальные нименования.
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    Их в 2002 и 2010 г. записывали сибирскими татарами.
    Ответить
  • Анонимно 10 июня
    Не было ни каких Чингисхановских татар.. Татары для Чигисхана были кровными врагами и по этому он отдал приказ своим монголам на их полное уничтожение, что было ими исполнено . Об этом написано в Юаньши , у Рашид ад-Дина и в "Сокровеннм сказании монгол"..
    Касаемо ряда народов Российского государства, которых русские чиновники называли татарами : ни один из этих народов себя татарами НЕ называл. Великий русский историк Карамзин Н.М. писал в 19 веке: "Ни один из нынешних народов татарских НЕ именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей." ("История государства Российского", СПб,1818,т.3, с.172).
    По этому критику Кузеева , прежде чем искать у него ошибки , было неоходимо называть господствующие в Зол Орде племена МОНГОЛЬСКИМИ . Сейчас в Исторической науке УЖЕ Монг ол НЕ называют ТАТАРАМИ .Это уже пройденный этап.Даже в учебниках истории называют войско Батыя МОНГОЛЬСКИМ и нашествие МОНГОЛЬСКИМ
    Вы застряли в 20 веке
    А также допуская такие непростительные опусы , Вы у читаталей теряете ДОВЕРИЕ
    Ответить
  • Анонимно 10 июня
    Президент РТ Рустам Минниханов поздравил жителей республики с Днем официального принятия ислама Волжской Булгарией.

    «В 922 году души наших предков по милости Всевышнего озарил благодатный свет ислама, который и по сей день согревает и вдохновляет нас, утверждая в стремлении к спасению, духовному совершенствованию, миру и созиданию», — сказал Рустам Минниханов, отметив, что по прошествии почти 11 веков в Древнем Болгаре и по всему РТ сегодня вновь звучит призывающий к молитве мелодичный азан.

    Возвращаясь к истокам, человек проникается глубоким уважением и искренней любовью к своей истории, родному языку и культуре. Камни Древнего Болгара хранят память о славных эпохах, отважных героях и благочестивых подвижниках веры, чьи бесценные труды получили мировое признание и нашли своё продолжение в трудах известных татарских просветителей, подчеркнул Президент.

    «Отрадно, что благодаря государственной поддержке, усилиям Республиканского фонда „Возрождение“, мусульманских религиозных деятелей, учёных и всех неравнодушных граждан наша легендарная духовная колыбель вновь обретает своё былое великолепие», — сказал Минниханов.

    По его словам, сегодня особо значение приобретает работа по сохранению, изучению и развитию богатейшего богословского наследия, доставшегося нынешним поколениям от предков, а празднование Дня принятия ислама Волжской Булгарией, приходящееся на месяц Рамазан, будет способствовать выполнению этой благородной миссии.

    «Искренне надеюсь, что каждый из нас встретит этот замечательный праздник милосердными делами и благочестивыми поступками», — отметил Рустам Минниханов, пожелав татарстанцам мира, счастья, добра и милости Аллаха.


    Ответить
  • Анонимно 12 июня
    Не уверен я что в состав башкир вошли группы монгол из разных племен..
    Монголы были господствующим народом , как позднее их потомки -кочевые узбеки ногаи каракалпаки казахи..
    Они могли проживать в Башкирии лишь в качестве баскаков и брать с кипчаков, бурзян ,юрматы и т.д- дань....Могли сами жениться на местных девушках ,но что бы сами монголы-мужчины могли остаться среди башкир ---вряд ли.
    Ответить
    Анонимно 13 июня
    Вот именно поэтому носителей г.-групп С и ему подобных среди башкир на грани статистической погрешности.
    Ответить
    Анонимно 15 июня
    Но зато вошли кипчакские племена с этноимом Джалаир, Гирей, Кунграт, Ойрат и т.д. Как пишет Омари монголы смешались с кипчаками, и из-за их малочисленности они стали кипчками.
    Ответить
  • Анонимно 15 июня
    //И ногаи, и башкиры, и кумыки и все остальные татарские племена Золотой орды называли себя татарами и только татарами. Даже русские люди себя так называли.//
    Называть себя татарином в то время, означало противопоставить себя семье и лично Великому Хану. Вряд ли кто то решался на подобное.
    Ответить
  • Анонимно 15 июня
    Почему монголов называли татарами?
    Наверное почти у каждого человека в России при слове "татары" невольно возникает ассоциация с ордой монгольских кочевников, которые во главе с Чингисханом и его потомками разорили половину мира. На самом деле это не так. Татары ни имеют ничего общего с монголами. Более того - Чингисхан, придя к власти, приказал истребить всех татар, пощадив только детей "ростом ниже тележного колеса". Да и по большому счету неясно, кто такие "татары".
    На данный момент татары занимают второе место по численности в РФ после русских, только есть одно "но" - татар подразделяют на четыре группы, и все эти группы не имеют ничего общего между собой, это отдельные народы, которые формировались независимо друг от друга. Так в чем же, собственно, дело? Происхождение слово "татары" до сих точно не выяснено, вероятнее всего слово возникло от иранского "тат", что переводиться как "чужой".
    Как и говорилось выше Чингисхан уничтожил все племена татар, обитавших в Монголии. По преданию именно татары отравили Есугея, отца будущего хана, не ожидая милости от Темуджина они приняли сторону его врагов и были разбиты, а позднее уничтожены.

    21 июля 2018
    4,2 тыс. просмотров
    3,7 тыс. дочитываний
    2,5 мин.
    4,2 тыс. просмотров. Уникальные посетители страницы.
    3,7 тыс. дочитываний, 88%. Пользователи, дочитавшие до конца.
    2,5 мин. Среднее время дочитывания публикации.
    Почему монголов называли татарами?

    Наверное почти у каждого человека в России при слове "татары" невольно возникает ассоциация с ордой монгольских кочевников, которые во главе с Чингисханом и его потомками разорили половину мира. На самом деле это не так. Татары ни имеют ничего общего с монголами. Более того - Чингисхан, придя к власти, приказал истребить всех татар, пощадив только детей "ростом ниже тележного колеса". Да и по большому счету неясно, кто такие "татары".

    Кадр их х/д фильма "Монгол"
    Кадр их х/д фильма "Монгол"
    На данный момент татары занимают второе место по численности в РФ после русских, только есть одно "но" - татар подразделяют на четыре группы, и все эти группы не имеют ничего общего между собой, это отдельные народы, которые формировались независимо друг от друга. Так в чем же, собственно, дело? Происхождение слово "татары" до сих точно не выяснено, вероятнее всего слово возникло от иранского "тат", что переводиться как "чужой".


    Как и говорилось выше Чингисхан уничтожил все племена татар, обитавших в Монголии. По преданию именно татары отравили Есугея, отца будущего хана, не ожидая милости от Темуджина они приняли сторону его врагов и были разбиты, а позднее уничтожены. Татары, обитавшие в монгольских степях, были представителями тюркского этноса, до нас дошли сведения о двух племенных союзах татар. Уточним, что монголы были представителями другого этноса, имея с тюрками лишь поверхностное сходство.


    А теперь главные вопрос - почему же монголов называли татарами, ведь, как мы видим, великих хан не питал к ним особой любви. Вероятнее всего дело в названии, по одной из самых популярных версий - татарами называли вообще всех степняков от Приволжья до Китая. Неизвестно кто им дал это название, то ли китайцы, то ли европейцы
    Ответить
  • Анонимно 15 июня
    Анонимно 11:59
    Но зато вошли кипчакские племена с этноимом Джалаир, Гирей, Кунграт, Ойрат и т.д. Как пишет Омари монголы смешались с кипчаками, и из-за их малочисленности они стали кипчками.
    Ответить
    \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
    Зачем писать ЛОЖЬ?
    Джалаиры, джалайты (монг. Жалайр, Жалайд) — монгольское племя, обитавшее на берегах Онона (Забайкальский край) в XII веке.[1] В литературе может упоминаться как «жалаир», «джалаир», реже — «чжалаир».
    Мукали-гойон был выходцем из джалаиров. Возможно это послужило назначению десятков представителей народа джалаир на высокие военные и государственные посты при Чингис-хане и его детях. Среди них можно назвать темника Бала-нойона, руководившего военными операциями в Индии во время войны с Хорезмшахом, Мункасар-нойона, старейшего и уважаемого судью в период правления Менгу-хана, Курчи-Бугуна, правителя Грузии в улусе Хулагидов и, многих других. Примечательно, что даже великий хан Угедей в детстве воспитывался в семье джалаира Кадана.[10].


    Джалаиры происходят из многочисленной и сильной группы монголов, известных под именем Еке-монгол (великие монголы). С самого начала деятельности Чингисхана джалаиры приняли его сторону и участвовали в походах его в Китай, Тибет, Туркестан и Персию. Знаменитый полководец Чингисхана Мукулы-Гован, покоритель Китая, происходил из рода джалаир. Во времена Чингисхана и позднее джалаиры были разделены на четыре группы: первая — оставалась в Монголии и Китае, вторая — передана детям Джочы и по всем преданиям поселилась на восток от среднего течения р. Чу и называлась Чу-манак; третья группа утвердилась в долинах Чирчика и Ангрена и известна в истории под именем Джалаирской Орды (другое название Сыр-манак); четвёртая группа с Гулагу-ханом ушла в Персию

    ОЙРАТ(ы) (западные монголы; кит. элюты, eleuths; мусульм. калмык(и), калмак(и), иногда джунгар(ы), зюнгар(ы), дзюнгарцы, зюнгарцы, зенгорцы; монг. ойрад; калм. өөрд)

    Группа близкородственных монгольских народностей, основными современными центрами расселения которых стали Российская Федерация (Республика Калмыкия), Монголия (западные аймаки) и Китай (Синьцзян-Уйгурский автономный район и провинция Цинхай). Происходят от средневековых ойратов.
    Название западной группы монголов периода средневековья, упоминания о которых известны с XIII века. Вошли в состав империи Чингисхана и их дальнейшая история была тесно связана с её становлением и завоеваниями. После распада Монгольской империи в XIV-XVII вв. ойраты создали союз Дербен-Ойрат, а в кон. XVI — нач. XVII веков проживавшие в Джунгарии и соседних регионах племена ойратов разделились: одна часть откочевала в район озера Кукунор и образовала Хошутское ханство, другая на прежнем месте составила основное население Джунгарского ханства, а третья — переместилась на европейские территории в Калмыцкое ханство.

    Конграты, кунграты, унгираты, кунгираты, хонгхираты, хонгираты, хунгираты (монг. хонгирад, каз. қоңырат) — монгольский род/племя, потомки этого рода приняли участие в этногенезе целого ряда монгольских и тюркских народов, главным образом в Центральной Азии. Кунграты впервые упоминаются в 1129 году.
    Ответить
  • Анонимно 19 июня
    e: Эксперименты Srkz с аутосомами

    « Ответ #465 : 01 Октябрь 2015, 14:36:11 »

    Цитата: Murzalar от 01 Октябрь 2015, 12:38:54

    Конечно данные не репрезентативные. Странно ,что казалось бы татары наиболее близкие по языку и культуре(башкирам) ,вообще с боку получаются. А как быть с данными недавней статьи по тюркам? Вы как то можете ее прокомментировать.?

    Если это та, которая была летом 14 года, то статья нормальная. Но в ней приведен график по пропорциям предковых компонентов, а на моей карте показано количество "кузенов", это разные методы. Если по предковым компонентам, то у меня тоже башкиры схожи с поволжскими татарами. Но это не обязательно говорит о близком родстве. Татары сложены из двух больших групп - казанцы и мишари. Выборка Tatar-Volga это научные татары, смесь и тех и других. Подозреваю, что если бы в выборке были только казанцы, они приблизились бы к башкирам, а мишари удалились. Но даже чисто казанская выборка была бы ДАЛЬШЕ соседей(чуваш , удмуртов , марийцев ) , потому что у татар наиболее заметное в регионе влияние "европейского " компонента, он снижает близость(с башкирами).
    Если вернуться к графику из статьи, то можно обратить внимание на малиновый компонент, пик которого у нганасан и ненцев. У марийцев, чувашей, удмуртов и башкир его много, а у татарской выборки (это та же выборка, что использована в моей карте) значительно МЕНЬШЕ . Думаю, что это и есть маркер местной приУральской общности. Татары из нее почти выпадают.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров