Новости раздела

Башкиры рода Катай: корни из Поднебесной, основатели Башреспублики и роль Салавата Юлаева

Колонка историка Салавата Хамидуллина о башкирских родах

Башкиры рода Катай: корни из Поднебесной, основатели Башреспублики и роль Салавата Юлаева Фото: Выезд на соколиную охоту. Балакатайцы

Уфимский историк и журналист Салават Хамидуллин продолжает в нашей интернет-газете серию колонок о башкирских кланах и племенах. Сегодня колумнист «Реального времени» знакомит читателей с родом Катай, его необычной историей и выдающимися представителями.

Исторически башкирский народ состоял из более 40 территориально-клановых подразделений (родовых волостей), члены каждого из которых, по легенде, восходили к единому предку. Русский лексикограф Владимир Даль писал: «Народ башкурт разделился с незапамятных времен на племена или, как их называют у нас, на волости; у каждой волости свой уран, отклик, рукоприкладный знак, свое дерево и птица, розданные, как верит народ, самим Чингиз-ханом…» Одним из таких родов был Катай, давший название Катайским волостям Ногайской и Сибирской дорог Башкирии, селения которых располагались на территории современных Бакалинского, Белакатайского, Белорецкого районов Республики Башкортостан, а также Аргаяшского, Каслинского, Кунашакского, Нязепетровского, Сосновского районов Челябинской области и Альменевского и Сафакулевского районов Курганской области.

Почему Китай именуется Китаем?

Родовое подразделение Катай (Ктай, Кытай) зафиксировано в составе многих тюркских народов — башкир, казахов, ногайцев, каракалпаков, узбеков, кыргызов, крымских татар. Все исследователи соотносят его этноним с известными в истории Азии киданями. Кидань/цидань ( 契丹) — это китайская транскрипция этнонима катай. Экзоним Китай, применяемый тюркскими, монгольскими и славянскими народами по отношению к Поднебесной или Срединному государству (Чжунго), указывает на название народа, некогда повелевавшего этой огромной страной, и не является автонимом (самоназванием) ее населения.

Одним словом, Китай назван Китаем потому, что за ним закрепился этноним племени Катай. Сами китайцы, понятное дело, себя китайцами не именуют, так же как немцы не именуют себя немцами. В странах мусульманского Востока распространено иное название Китая. Арабский экзоним Син (صين) происходит от персидского Чин (چین). Последний термин, попав в европейские языки, трансформировался в China. Персидское название Поднебесной обязано своим происхождением династии Цинь (221—206 годы до н.э.), с которой в свое время установили контакты парфяне и закрепили за всей страной ее имя. Таким образом, персидский экзоним Чин гораздо древнее тюркско-монгольско-славянского экзонима Китай, вошедшего в оборот не ранее X века, когда катаи (кидани) завоевали Поднебесную.

Происхождение и ранняя история катаев

Относительно происхождения катаев (киданей) официальная история династии Ляо «Ляо ши» сообщает следующее: «Дом Кидань есть отрасль Дому Дун-ху. Предки его, пораженные хуннами, осели у Сяньбийских гор. (…) Владение сие лежит за 5000 ли от столицы прямо на северо-восток…» Упомянутое племя дун-ху (букв. «восточные варвары») было китайским обозначением древнемонгольских племен.

Первое упоминание о собственно киданях содержится на страницах хроники «Вэй шу», написанной в 551—554 годах. С начала V века они совершали «набеги и грабительства» на империю Северная Вэй. Как пишет Н.Н. Крадин, с созданием в 552 году Тюркского каганата кидани «потеряли свою международную автономию». После этого киданьский правитель стал носить титул вассального князя сыцзинь, т.е. иркин. В VII веке после образования империи Тан (618—907), поведшей активную завоевательную политику, кидани отложились от тюркского кагана и в 629 году покорились имперцам, а через год распался сам Восточно-Тюркский каганат.

В 696—697 годах кидани восстали, разбили пограничные танские войска и разграбили города Цзиньжоу и Ючжоу, а также округа Таньчжоу и Инчжоу. Плодами их побед воспользовались тюрки, возродившие свой каганат и вновь подчинившие своей власти киданей. В союзе с тюрками они вели успешные войны с империей Тан. После падения II Восточно-Тюркского (Кёк-Тюркского) каганата кидани находились под протекторатом Уйгурского каганата (745—847). Тем не менее они имели собственного кагана, тегина (наследного принца), иркина (заместителя) и тутуков, которые стояли во главе восьми киданьских племен.

Кидани. Фреска из гробницы прицессы Чень

Кидань-Го

В 907 году военный вождь одного из киданьских племен по имени Елюй Амбагай (китайская транскрипция катайского имени Ила Абуги, где Ила — фамилия, а Абуги — личное имя) сверг кагана из ослабевшего рода Яонянь и сам стал каганом. Так к власти пришла знаменитая в истории Азии фамилия Елюй (Ила), создавшая одну из величайших империй Азии. В 916 году Елюй Амбагай, не удовлетворяясь титулом кагана, провозгласил себя на китайский лад хуанди (императором). В указанный период времени на Дальнем Востоке только два человека именовались этим титулом — императоры Поднебесной и Японии.

Появление третьего императора в лице Елюя Амабагая демонстрировало масштаб его геополитических притязаний. С этого момента орда киданей стала официально именоваться Цидань-Го или Кидань-Го, то есть «государство киданей». Централизация власти привела к резкому усилению киданей. В течение последующих лет войска Амбагая покорили соседние племена шивэй, цзубу, кумоси (хи), государство Бохай. Одновременно шло покорение северных провинций империи Поздняя Лян (907—923). Сын и преемник Амбагая император Елюй Яогу (китайское имя — Дэгуан) в 936 году во главе 100-тысячной армии разгромил войска империи Поздняя Тан (923—936), правящая династия которой была низложена.

Поскольку кидане не собирались обосновываться в Поднебесной, новым императором был поставлен полководец Ши Цзин-тан (храмовое имя — Гао-цзу), основавший династию Поздняя Цзинь (936—947). Обе династии — Поздняя Тан и Поздняя Цзинь — были «инородческими». Они были основаны так называемыми тюрками-шато — потомками среднеазиатских гуннов, позднее известными в Монголии и в Башкирии под именем Унгут или Унлар.

Да Ляо («Большое Ляо»)

Еще в 937 году киданьский император Елюй Яогу (Дэгуан) переименовал свое государство, дав ему китайское название Ляо, то есть «Железная»: «…государство назвали Да Ляо [Великое Ляо]. В нем по образцу Китая были поставлены высшие сановники и различные чиновники, а на службе стали использоваться китайцы».

Тем не менее основой могущества киданей было их войско. Каждый киданьский воин был обязан иметь железные латы, состоявшие из девяти предметов, узду, железные или кожаные латы для коня в зависимости от силы животного, четыре лука, 400 стрел, длинное и короткое копье, гудо (оружие, напоминающее по виду булаву), топор, алебарду, небольшой флаг, молоток, шило, огниво, лохань для лошади, один доу (около 10,3 л) сухой пищи, мешок для сухой пищи, крюк, зонт и двести чи (около 64 м) веревки для связывания лошадей. Ордо (гвардия) императора в последний период истории империи Ляо насчитывала до 100 тысяч всадников, а вспомогательные войска из числа «варваров» (кочевых племен) и китайцев могла достигать 1 миллиона воинов.

Мир между Великой Ляо и Поздней Цзинь не мог быть долговечным, и в 944 году разразилась новая война. Дело в том, что под властью киданей находились многочисленные племена тюркских и монгольских кочевников — туюйхуни (тогонцы), туцзюэ (тюрки), хуни (куны), циби (киби) и шато (унгуты). «Страдая от алчности и жестокости киданей», они мечтали о подчинении империи Цзинь. Последняя имела неосторожность принять их под своей протекторат. Началась кровопролитная киданьско-цзиньская война 944—947 годов.

Надо сказать, что упорство цзиньцев, ставшее причиной больших потерь среди киданей, сделало эту войну непопулярной. Старокиданьская партия искренне не понимала, зачем им, кочевникам, нужны земли Цзинь, расположенные в центре Поднебесной. Вдовствующая императрица сказала своему сыну Дэгуану: «Может ли китаец быть императором Ляо?» — «Нет», — ответил император. Вдовствующая императрица вновь спросила: «Тогда почему ты хочешь стать императором китайцев?» Император ответил: «Род Ши (то есть унгутская династия Цзинь, — прим. авт.) проявил неблагодарность, этого нельзя простить». Императрица сказала: «Хотя ты сейчас приобрел китайские земли, жить на них все равно нельзя, к тому же, если, против ожидания, потерпишь неудачу, раскаиваться будет поздно». Дэгуан не прислушался к предостережениям матери, чем предопределил будущее своей империи и своего народа.

Кидани. Фото wikipedia.org

Гибель «Железной империи»

Перестав быть киданьским каганатом и превратившись в типичную китайскую империю, Ляо утратило способность к сопротивлению, в первую очередь культурной ассимиляции. Историк Е Лун-Ли удивлялся положению дел в империи, в которой царило моральное разложение, а бразды управления государством оказались в руках даосов и буддийских монахов. Удар, сокрушивший империю Ляо, последовал не с юга, где таилась, казалось бы, главная опасность — со стороны сильной и культурной империи Сун, а с севера — со стороны диких чжурчжэней, племени маньчжурского происхождения.

В 1114 году чжурчжэни нанесли несколько поражений киданям, а в 1115 году Агуда, вождь северян, провозгласил империю Цзинь («Золотая»). Причину падения империи Ляо историк Е Лун-Ли видел в разложении правящего класса: «Тай-цзу (то есть Амбагай, первый император, — прим. авт.), возвысившийся в отдаленной стране, как тигр, смотрел на Центральную равнину (Поднебесную, — прим. авт.). Тай-цзун (Дэгуан, второй император киданей, — прим. авт.) обладал огромным великодушием и прирожденными талантами, поэтому земли за заставами и рекой Хуанхэ сложили перед ними в знак приветствия. Как они, [Тай-цзу и Тай-цзун], были велики!»

Что касается их преемников, то они, по мнению Е Лун-Ли, «сняли латы и шлемы в женских покоях, а под боком у них возникли поводы для вражды. Как они были ничтожны! Это связано с их надменностью, несдержанностью в желаниях, любовью к пьянству и женской красоте, страстью к охоте, что ведет к поражениям и гибели…» Следует сказать, что, несмотря на наглядность примера киданей, чжурчжэни затем полностью повторили их судьбу — настолько было велик соблазн богатствами Поднебесной.

Бэй Ляо («Северное Ляо»)

Сопротивление чжурчжэням возглавил принц крови Елюй Даши, который на территории современной Монголии провозгласил империю Бэй Ляо («Северная Ляо»). Затем он собрал курултай в уйгурском городе Бешбалык. Авторитет династии Ляо был настолько велик, что к нему явились губернаторы семи областей, учрежденных киданьским императором, и вожди 18 племен — теленгуты, «желтые шивэй», меркиты, цзубу, тангуты, джаджираты, урянкаи и др. На курултае Елюй Даши выступил с пламенной речью, на которую откликнулись 10 тысяч хорошо вооруженных воинов. Поскольку вокруг него возникла многонациональная конфедерация, Елюй Даши к имевшемуся титулу императора принял еще тюрко-монгольский титул гурхан (гур / баш. ҡор «круг», «союз» + хан). Елюй Даши решил пробиваться на запад, чтобы там основать новое государство.

Дорога на запад была известна киданям давно. Арабский поэт и путешественник X века Абу Дулаф, в 942 году посетивший Восточный Туркестан и первый упомянувший названный народ в мусульманской литературе, среди кыргызов, карлуков и неких хатлахов упоминал племя (ҡабилә) ал-Хатаян (الختيان), то есть «хатайцы». Арабский историк Ибн ал-Асир (1160—1233) сообщал о переселении в 408 году хиджры (1017—1018) огромной массы кочевников: «В этом году вышли тюрки из Сина в большом числе, свыше 300 тысяч кибиток из тюркских родов, среди них хитаи, которые овладели Мавераннахром…» Однако караханидский правитель Туган-хан сумел отбить нашествие «тюрков Сина».

Кибитка монгольского типа. Катайцы. Фото С. И. Руденко

Си Ляо («Западное Ляо») или ханство каракитаев

В 1128 году началось вторжение войск Елюя Даши в пределы государства Караханидов. Его войско резко увеличилось за счет присоединения к нему катаев, которые поселились в Средней Азии ранее. Мусульманские авторы именовали всю эту орду, составленную из собственно катаев, а также различных тюркских и монгольских племен, каракитаями или черными китаями (قرا ختاي). Гурхан, водворившийся в Баласагуне, в 1137 году под Ходжентом разбил войска караханидского кагана Рукн ад-Дина Махмуда. Последний обратился за помощью к своему сюзерену, могущественному сельджукскому султану Санджару.

9 сентября 1141 года в Катванской степи близ Самарканда состоялось кровопролитное сражение, закончившееся новой победой каракитаев и поражением лучших «войск ислама». Ибн ал-Асир писал об этом: «И Гурхан снарядился к войне; при нем были тюркские, синские, хитайские и другие войска. Он устремился на султана Санджара, и два войска встретились, как два мощных потока, в месте, которое называется Катаван…».

После победы на Катванской равнине Елюй Даши захватил Самарканд и Бухару. Резонанс от этой битвы был огромен. Караханидский каганат и Уйгурия стали вассалами каракитайского гурхана, а хорезмшах обязался выплачивать дань. В Западной Европе распространилась легенда о царстве восточных христиан под главенством пресвитера Иоанна, который якобы возглавил крестовый поход против мусульман с целью освобождения Святой земли.

Ханство каракитаев продержалось до нашествия в Среднюю Азию войск Чингиз-хана. Из каракитаев был сформирован отдельный корпус, ставший одной из самых боеспособных частей монгольской армии. Как писал Л.Н. Гумилев, «Кара-китаи (…) были включены в состав народа-войска как отдельный десятитысячный корпус, уравненный в правах с собственно монгольскими частями». Огромную роль в становлении мировой Монгольской империи (Еке Монгол Улус) сыграл советник Чингиз-хана, а затем его сына Угедея, цзиньский чиновник киданьского происхождения из императорской фамилии Ляо — Елюй Чуцай (1189—1243). Получивший классическое китайское образование, являвшийся ученым и писателем, он был организатором административной и налоговой системы Монгольской империи.

В 1230 году часть монгольских нойонов, заявляя, что от китайцев нет никакой пользы, предложила Угедею поголовно их истребить, а освободившиеся земли превратить в пастбища для монгольских коней. Елюй Чуцай резко выступил против этого. Л.Н. Гумилев писал: «С цифрами в руках он показал, какие налоги можно собрать, если предоставить народу право жить и работать. Деньги соблазнили хана, и китайское население было пощажено». За это китайцы до сих пор безмерно ему благодарны: в разных частях Поднебесной были построены храмы в честь него, а в современную эпоху возведены памятники. Именно Елюй Чуцай заявил хану: «Империя была завоевана верхом на коне, но управлять ею с седла невозможно».

Кибитка богатого башкира-катайца

Башкиры рода Катай

В результате разгрома, нанесенного монголами, каракитаи перестали существовать как этническая система. Этнос фрагментировался и его отдельные части вошли в состав уже существовавших в то время народностей (башкиры, кыргызы) и в формирующийся улус Джучи, который в XV веке распался на самостоятельные общности казахов, ногайцев, узбеков, крымских татар. По нашему мнению, первоначальный юрт башкирских катайцев находился в Зауралье на реке Исеть, где позднее был построен Катайский острог (ныне г. Катайск Курганской области).

Как писал Р.Г. Кузеев, «катайские башкиры в сравнении со своими северными соседями — салъютами (т.е. салжиутами, — прим. авт.) и южными соседями — табынцами были малоземельными». Салъюты приобрели свои вотчины, благодаря своему привилегированному положению при княжеской династии сибирских Тайбугидов, а табынцы — благодаря своей службе ханам Шибанидам, контролировавшим степные пространства к югу от Тайбугина Юрта. По причине междоусобных войн, раздиравших Сибирский Юрт, еще в XV веке многие катайцы мигрировали в западном направлении и заняли горнолесные районы в верховьях реки Ак-Идель (Белая) и в долине Инзера, которые ныне входят в состав Белорецкого района Республики Башкортостан. Здесь катайцы разделились на четыре группы — Инзер-Катай, Идель-Катай, Кузгун-Катай, Кошек-Катай.

В 1629, 1633, 1647 годах Катайская волость на реке Исети подверглась погромам со стороны Кучумовичей и калмыков. Поэтому в 1635 году стрелецкий голова Федор Каловский получил от царя Михаила Федоровича наказную память: «…с ним, уфинцом, детям боярским и конным стрельцом ехати им по сибирской дороге в Кущинскую и в Балыкатайскую и в Челзоутскую и в Каратабынскую и в Айскую волости на Урал гору и приехав в те волости велети выслать башкирцев по сю сторону Урала…». В результате на западной стороне Уральского хребта возникла отдельная Бала-Катайская волость («Малый Катай»), вотчинные права на земли которой бала-катайцы получили по царскому указу от 3 сентября 1686 года. Ныне это территория Белокатайского района РБ.

Катайцы, оставшиеся в местах прежнего проживания в Зауралье, составили Улу-Катайскую волость («Большой Катай») на территории нынешней Челябинской области. В XVIII веке сформировалась самая восточная группа племен Катай — ялан-катайцы («степные катайцы»), которые, так же как мишари и ичкинские татары нынешних Альменевского и Сафакулевского районов Курганской области, были поселены по указу правительства на нераздельной вотчине башкир Кара-Табынской и Барын-Табынской волостей.

В XVIII века образовалась самая западная группа башкир-катайцев, которая переселилась на Казанскую дорогу Башкирии и обосновалась в вотчинах башкир Кыргызской волости. Таким образом, на территории нынешнего Бакалинского района РБ возникли села Старо- и Ново-Катаево.

Манатов был в числе лиц, которые провозгласили автономию Башкортостана и возглавили Башкирскую Республику

Известные башкиры рода Катай

Башкиры-катайцы были в числе активных участников башкирского национального движения начала XX века. Шариф Ахметович Манатов (1887—1936) родился в ауле Манат (Манатово) Катайской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне Альменевского района Курганской области). Учился в знаменитом уфимском медресе «Галия». За критические статьи в адрес правительства попал в поле зрения охранки, поэтому уехал в Швейцарию, где познакомился с В.И. Лениным. В январе 1917 года вступил в РСДРП. В ноябре 1917 году был в числе лиц, которые провозгласили автономию Башкортостана и возглавили Башкирскую Республику.

Галимъян (Галимджан, 'Алимжан) Гирфанович Таганов (1892—1948). Родился в ауле Тенгрикуль (Танрыкулово) Катайской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне Альменевского района Курганской области). Весной 1918 года занимался организацией партизанских отрядов в восточных кантонах Башкирии, сражавшихся против частей Красной Армии и других формирований большевиков. Галимъян Таганов был одним из основателей Башкирского военного совета, который формировал Башкирское войско. Впоследствии стал командиром 3-го башкирского пехотного полка. После перехода Башкирского правительства и Башкирского корпуса Русской (Народной) армии на сторону Советов, Г. Таган остался на стороне белых и вместе с другими башкирскими частями с боями отступал до Маньчжурии. В эмиграции стал известным этнографом, тюркологом. Защитил диссертацию по экономике в Будапеште.

Абдулкадир Инан (Фатхелкадир Мустафаевич Сулейманов) (1889—1976). Родился в ауле Шигай (Сарыкульмяк) современного Кунашакского района Челябинской области. Учился в троицком медресе «Расулийа». В 1918—1920 годах был редактором ряд национальных газет. В 1955—1971 годах работал в Анкарском университете, Институте турецкой культуры, Департаменте по делам религии правительства Турции.

На поприще искусства прославились имена многих башкир-катайцев. Из них следует выделить уроженца села Серменево Белорецкого района РБ композитора, народного артиста СССР Загира Гариповича Исмагилова (1917—2003). Уроженец села Ассы Белорецкого района РБ, актер, режиссер, драматург и народный артист СССР Арслан Котлыахметович Мубаряков (1908—1977), сыгравший главную роль в художественном фильме Якова Протазанова «Салават Юлаев», навсегда стал олицетворением национального героя башкирского народа.

Арслан Мубаряков в роли Салавата Юлаева (худ. фильм «Салават Юлаев», реж. Я. Протазанов, 1940)

Салават Хамидуллин, фото предоставлены автором
Справка

Салават Ишмухаметович Хамидуллин — историк, к.и.н., журналист.

  • Родился в городе Стерлитамаке в 1968 году.
  • Образование: Башкирский государственный университет (исторический факультет).
  • 1990—1991 годы — корреспондент газеты «Истоки».
  • 1991—1995 годы — редактор молодежной редакции Республиканского ТВ, руководитель творческого объединения «Молодость».
  • С 1995 года — корреспондент программы «Башкортостан», редактор ТО «Гилем», ТО общественно-политических программ, начальник отдела познавательных и исторических программ, руководитель редакции познавательных программ студии БСТ.
  • Автор и телеведущий телепроектов «Историческая среда» и «Клио».
  • Автор ряда документальных фильмов, книг и научных публикаций об истории Башкортостана и башкирских родов. Колумнист «Реального времени».
  • Лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева, Республиканской премии в области журналистики имени Ш. Худайбердина. Победитель международных и республиканских телефестивалей.

ОбществоИстория Башкортостан
комментарии 69

комментарии

  • Анонимно 30 июля
    Давненько не было Хамидуллина о башкирами. Спасибо!
    Ответить
  • Анонимно 30 июля
    не знал о таком племени
    Ответить
  • Анонимно 30 июля
    Вот кто играл Салавата Юлаева! Я помню этот старый советский фильм
    Ответить
  • Анонимно 30 июля
    Ну какие это башкиры? Это отатаренные исламизированные монголы
    Ответить
    Анонимно 30 июля
    Смотря какие татары. Если речь идет о монгольском племени татар, то кидани итак монгольское племя. Если о "татар", как синонима "тюрк" у русских в дореволюционное время или "мусульманин" у чувашей, мордвы, марийцев ("уйти в татары" тогда у них означало принять ислам), то в современном понимании нужно говорить тюркизрованные.
    Ответить
    Анонимно 01 авг
    Что касается монгол в понимании 13 века. Это просто "Мнге-Ид" Чингизхана. Тогда все, кто был в составе государства Чингиза в границах клогда он объявил себя великим каганом, то тогда все были монголами. Это и предки совремекнных маньчжур, якутов, самих монгол, китайцев (коренные китайцы севернее Великой Китайской стены), бурят, тувинцев, сибирских татар, телеутов, части алтайцев - были монголами.
    Ответить
    Анонимно 30 июля
    Это обычное явление, в составе киргизов, калмыков, монголов, казахов, ногайцев, башкир, алтайцев, хакасов есть группы населения произошедшие от древних народов. В составе удмуртов есть воршуд Бигра, происхождение которого связывают с булгарами, воршуды Пурга и Можга - с уграми, . Это же не говорит, что удмуртов не было, что удмурты смесь угров с булгарами. Просто во все времена происходили смешение, взаимодействие разных народов, не смешанных "чистых" народов не существует. Булгары, например, сами были смешанным народов, значительный компонент, которого составляли финно-угорские народы. Что подчеркивал и Шигабуддин Марджани. В Волжской Булгарии шла булгаризация местных финно-угорских народов. Результатом этого являются бесермяне - булгаризированные удмурты, генетически бесермяне потомки финно-угров, но испытавшие влияние ислама, культуры и языка булгар.
    Ответить
    Анонимно 31 июля
    согласен полностью. Достаточно посмотреть гаплогруппы этих народов, чтобы подтвердить сказанное. Проверено мною на "собственной шкуре". Генетический анализ установил мою ("чистокровного татарина") финно-угорскую гаплогруппу N1C1 , предки 2500 лет назад (становление Рима) жили среди протопермян , мои родственники удмурты, коми, пермяки. Все генетические родственники, которые попали в базу данных, это удмурты (2 чел.), пермяк (1) и русский ( родство прервалось ранее, чем 500 лет назад). Все остальные, чье родстве ближе 500 лет- это татары. То есть, одни приняли ислам (отатарились), другие нет.
    Ответить
    Анонимно 01 авг
    Специалист по ДНК-генеалогии И.Л.Рожанский обосновал возможность принадлежности финно-угорских языков гаплогруппе i , тогда для гаплогруппы N остаются тюркские языки. У якутов N почти 90%, они чистокровные тюрки. У русских N около 15% (след многовекового давления тюрков-кочевников на Русь).
    Ответить
    Анонимно 01 авг
    Выходит марийцы, удмурты, мордва, коми - потомки тюрков?=)))
    Ответить
  • Анонимно 30 июля
    Господин автор, где у нас в Бакалинском районе башкиры? В каких деревнях живут? У нас есть татары и кряшены, но о каких то катайцах-китайцах мы не слышали.
    Ответить
  • Анонимно 30 июля
    Очень интересно, спасибо)
    Ответить
  • Анонимно 30 июля
    Сложные названия племен, даже прочитать трудно
    Ответить
  • Анонимно 30 июля
    Надоели башкирские сказки.Пора уже создать единый общетюркский литературный язык и на его базе объединиться всем тюркским народам.А башкиры продолжают отходить к своим родам-племенам.
    Ответить
  • Анонимно 30 июля
    Чем отличается башкир от татарина?живут в квартирах,передвигаются на машинах,носят одинаковую одежду,еду покупают в супермаркете.Две буквы произносят по другому?
    Ответить
    Анонимно 30 июля
    похоже, дальше своего мамадыша ты и не видел мир. потому задаешь столь глупые вопросы
    Ответить
    Анонимно 30 июля
    И самое главное от русских, мордвы, марийцев, удмуртов, чувашей тоже не особо отличаются генетически. Взаимодействие всех этих народов и их предков с башкирами и татарами и их предками происходили на всех уровнях во все времена, начиная с древнейших времен. Они отличаются только суперстратом которые обусловили различие в культуре и языке, в субстрат, фундамент этих народов один - это древние финно-угорские народы.
    Ответить
    Анонимно 30 июля
    Ставь вопрос шире. Чем башкиры принципиально от негров отличаются?
    Ответить
    Анонимно 31 июля
    По сути ни чем, предок всех людей на Земле один и тот же. И языки имеют общее происхождение - от африканцев. Русский, татарский, башкирский, марийский, чувашский, немецкий, английский, итальянский, монгольский, китайский и др. языки родственны. И расовый тип у всех людей на Земле был похож на негроидный: кроманьонцы были темнокожими, с курчавыми темными волосами и темными глазами. Ещё 10 000 лет назад европейцы были темнокожими, посветление произошло в неолите.
    Ответить
    Анонимно 01 авг
    Ничем. В Абзелилском районе есть целые деревни, население в которых от негров не отличишь. Непонятно, откуда они там появились, они до того смуглые, до того темнокожие, до того отличаютя от всех остальных, любой человек знающий Абзелилский район сразу скажет им, из какой деревни района он.
    Ответить
  • Анонимно 30 июля
    Через анализ этногенеза башкир появляется более глубокое понимание этногенеза татар. Ведь татары ,в отличие от башкир,уже утеряли племенные различия.
    Ответить
    Анонимно 31 июля
    Это из-за типа хозяйства, казанские татары унаследовали основной тип хозяйства - земледелие от финно-угров. И археологи и этнографы отмечают значительный состав в населении Волжкой Булгарии финно-угорского населения. Более того археолог Голдина утверждает, что булгары сами переселяли в свою страну финно-угорские народы, т.к. булгарам нужны были продукты земледелия и ремесла, а финно-угры издавна занимались земледелием. Неслучайно казанские татары генетически оказались в одном кластере с мордвой и удмуртами - это говорит о том, что у них общие предки.
    Ответить
    Анонимно 01 авг
    Не ври. Татары хорошо исследованы и в их этногенезе финский и угорский компонент незначительный. Вот у башкир основа угорская, хотя есть и монгольские гены и татарско-ногайские.
    Ответить
    Анонимно 01 авг
    Как раз эти исследования и говорят о финно-угорской основе казанских татар. И не только их. Все народы Волго-Уральской ИЭО имеют основу (субстрат) в качестве древних финно-угорских народов.
    Ответить
  • Анонимно 31 июля
    Прямыми потомками кара-киданей являются каракалпаки - черношапочники. Вероятно, часть их влилась в этногенез башкортов и составила племя катаев.
    Ответить
  • Анонимно 31 июля
    Спасибо большое за Ваш труд! Всегда жду с нетерпением новых статей!
    Ответить
  • Анонимно 31 июля
    Башкирские племена катаи не могут иметь отношение к киданям. Они коренные жители Уральского региона. Катаи собственно башкиры и есть. Так назывались деления на регионы под руководством отдельного судьи. Кат, кадий, катай, куҙәй слова одного корня. Ҡат - слой, пласт, часть. Племена, называя себя людьми луны, делились соответственно на лучи. Луна - ай. Река Урал называлась Йайыҡ от слова Йайа - лук для стрельбы, в значении изогнутый. Никаких "разливанное море" и прочих толкований названия не может быть. Ҡатай - ҡат ай, часть, слой луны, света. Не надо искать на стороне предков башкир. Также деление на родственников: сальют - шурин, ғайна -ҡәйнә - теща, уҫәргән - опекун, баймаҡ - косолапый, и проч. Идель - вотчина, сейчас переводят как река. В англ.яз. Ethel также вотчина. Башкиры и англичане имеют общую фонетику. Башҡорт вотчинник, что означает дворянин. Сравните Ethel - вотчина и дворянин, дворянка.
    Ответить
    Анонимно 31 июля
    Ну всё же башкиры -инопланетяне ! , с другими версиями не соглашусь !
    Ответить
    Анонимно 01 авг
    Читайте 'Воспоминания..."великого тюрколога З.Валиди где он пишет о своих корнях "ранее нас называли черными татарами"А для казахов отсылаю к уважаемому ими АБАЮ который писал
    Ответить
    Анонимно 01 авг
    Некоторым не нравится, что их предки монголы. Им охота быть европейцами.
    Ответить
    Анонимно 01 авг
    С данными генетиков трудно спорить. То же самое с языком, его фонетикой. В английском языке cut (кат) - резать, отрезать, coat (кәут) - слой. Ethel (иҙел) - вотчина, родовое поместье. Также ethel (иҙел) - дворянин. Катай - части света, луны. Никакого отношения к киданям катаи не имеют. Идел называли молочной фермой или молокозаводом - mejeri (шв.яз.), т.к. издревле держали коров. Сходство очевидно: һыйыр - sığır, һаум - дойка и һаома из Авесты, напиток богов, что переводят как "сжимать". Это история, как ее не пытайся скрыть, правда откроется.
    Ответить
    Анонимно 01 авг
    Катайцы - чистые монголы. И генотип у них монгольский.Лб этом писала на газете Башкортостан сама Эльза Хуснутдинова. Короче, они никакие не башкиры. Хватит тут монгол, гуннов и прочих какими-то башкирами называть.
    Ответить
    Анонимно 07 авг
    Вы катайцам скажите, что они не башкиры, а монголы. Вот смеху-то будет
    Ответить
  • Анонимно 31 июля
    «Народ башкурт разделился с незапамятных времен на племена или, как их называют у нас, на волости; у каждой волости свой уран, отклик, рукоприкладный знак, свое дерево и птица, розданные, как верит народ, самим Чингиз-ханом…»// Действительно, оран (клич), тамга, дерево и птица – атрибуты отдельных воинских частей Чингизхана. Это как раз доказывает то, что те, кого сейчас по ошибке называют некими “башкирами” (зауральские ысын башкиры, “истинные” башкиры) – на самом деле самые настоящие монголы-татары, просто они в угоду российской действительности выдумали себе историю и украли самоназвание венгров – башгирд.

    Ответить
  • Анонимно 31 июля
    Пришедшие сюда в 1236 году вместе с Бату ханом племена татар-мусульман (джалаиры, найманы, киреиты, кунграты, менги, гирей, табыны, катай, дуваны, боркыты) включили в свой состав кочевавшие на этих землях с ХI-ХII веков племена "кырык угыз", "канглы", "кыпчак". В свою очередь, эти татары-мусульмане пришли на земли Поволжья и Яика (Урала) с территорий государства Караханидов и Хорезма. Эти татарские племена в конце XIV века попадают под власть эмира Идегея. В первой половине XV века земли по реке Агидель (Белая) и Дим переходят в руки сибирских ханов и позднее частично вливаются в земли Шайбанидской Орды. Как пишет Заки Валиди со ссылкой на книгу хорезмийского историка XVI векаУтямыша Хаджи "Чингиз наме", в устье реки Дим возле селения Тирме существовал белокаменный мавзолей умершего в 1482 году сибирского хана Махмутека. Связь с Шайбандской Ордой прослеживается на примере родословной племени "юрматы", найденной в Сармановском районе современного Татарстана. В родословной говорится, что одно время племя подчинялось власти Шайбани хана. Потомки эмира Идегея, объединив под своей властью кочевые татарские племена, создают могущественную Ногайскую Орду. Ногайской столицей был город Сарайчик, а на севере границы Орды, постепенно расширяясь, в начале XVI века достигают левобережья Камы и упираются в бассейн рек Уфа и Буй, а прибрежные земли Уфы и Буя находились тогда под властью Казанского ханства. Видимо, поэтому сибирский хан Мамук в 1498 году, не заходя на земли Ногайской Орды, смог добиться казанского престола.
    М.Ахметзянов Ногайская орда. Историческое наследие татарского народа.
    Ответить
  • Анонимно 31 июля
    Хамидуллин наконец то доказал, что НИКАКОГО БАШКИРСКОГО НАРОДА НЕТУ. Те так называемые башкирские роды на самом деле оказывается то арийцы-германцы, то гунны Аттилы, то монголы Чингизхана, то татары Ногайскрй орды, то приволжские булгары (биляры например), то золотоордынские татары (род кипчак например), то отатарившиеся финугры, то печенеги Приаралья. Короче – лоскутное одеало, смесь разнородных племен и родов разного происхождения, винегрет различных этносов, мешанина различных рас и из самых разных уголков Квразии. Что их объединяет? Принадлежность в 18-19 веках к привелинированному воинскому сословию – башкиры, которое было создано для охраны восточных границ империи. Башкиры- такое же сословие, как дворяне, мещане. Можно просто называть просто представители приграничных войск.
    Ответить
    Анонимно 01 авг
    По такой логике выходит, что нет и казанских татар, крымских татар, русских, монголов, киргизов, ойратов, бурят, уйгуров, калмыков, тувинцев, алтайцев...практически всех этносов планеты, т.к. любой этнос в процессе этногенеза ассимилирует части других этнических групп.
    Ответить
    Анонимно 01 авг
    не один из них не винегрет, ни такой уж коктейль самых разнородных, разношерстных племен.
    Ответить
    Анонимно 03 авг
    Ты просто не в курсе, посмотри племенной состав монголов, чувашей, якутов, бурят, калмыков, казахов, кыргызов, хакасов, алтайцев, туркмен. У них смесь разных монгольских, тюркских, тунгусских племен, смодийских. Или у финно-угорских народов. А если смотреть гаплогруппы - вот где винегрет)))
    Ответить
  • Анонимно 31 июля
    Арабский экзоним Син (صين) происходит от персидского Чин (چین). Последний термин, попав в европейские языки, трансформировался в China. Персидское название Поднебесной обязано своим происхождением династии Цинь (221—206 годы до н.э.),//
    Этот неуч и сказочник даже Гумилева не прочитал. Другое название Поднебесной происходит от названия тюркского племени – ашина. Ашина – верховенствующее племя в Тюркском каганате, когда то они завоевали Китай и от них пошло название (да и самоназвание) страны – Чина. На Европу это самоназвание попало от Марко Поло.
    Ответить
  • Анонимно 31 июля
    каракитаи перестали существовать как этническая система. Этнос фрагментировался и его отдельные части вошли в состав уже существовавших в то время народностей (башкиры, кыргызы) и в формирующийся улус Джучи, который в XV веке распался на самостоятельные общности казахов, ногайцев, узбеков, крымских татар //Монголов, которые нынче проживают на северо-восточной части Внутренней Монголии до сегодняшнего дня называют каракитайскими или кдианскими монголами. Автор просто неграмотен, ничего не читал и ни в чем не разбирается. Каракитайцы были народом огромной численности, в армии Чингизхана они создавали целый тумен (10 тыс воинов). Чингизхан именно каракитайцев присоединил к своей империи последними и только после победы над ними (самыми главными своими соперниками) смог объявить себя великим каганом. Что касается каракитайских монгол в составе башкир и прочих – это только небольшая часть этого тумена, которая осталась на Восточной Европе вместе с Бату ханом после западного похода.
    Ответить
  • Анонимно 01 авг
    В своих «исторических трудах» уфимские «ученые» пишут, что был древний и великий народ – «башкиры» с многомиллионной численностью, который проживал на территории от Волги до Тобола. В 13 веке их завоевали эти «злые монголы» и 300 лет угнетали. Истребляли этих башкир миллионами, больше ничем другим и не занимались. Как пишет автор книги «Численность башкир» из 6 миллионов башкир осталось всего-навсего несколько десятков тысяч. Так учат и детей в школах, так у них и в энциклопедиях, так написано и в статьях википедии. Если уж эти монголы (табыны, барыны, салжиуты (сальюты), кереиты, катайцы, боркыты, тангауры, найманы и т.д.) – сами являются монголами, получается, что башкиры сами друг друга и истребляли. Тогда период истории от 13- да 16 веков им надо показывать как гражданская война между различными группами «башкир».
    А они пишут, что башкиры проявляли ожесточенное сопротивление к этим монголам, 7 лет сражались, не пускали к себе войск Джебэ и Субудея (башкиры буляры, юрматинцы и прочие воевали против башкир катайцев, кереитов, табынов и т.д.)
    Полнейший бред!
    Из этого можно сделать вывод: не было и нет никакого башкирского народа.
    Ответить
  • Анонимно 01 авг
    Что касается Бакалинских «катайцев». Они – чистые европейцы, тапм нету ни единого чингизхановского каракатая. Тут было так: уфимские лжеученые, начиная от самого Кузеева, когда сочиняли (выдумывали) «башкирскую историю», названия сел и волостей объявляли некими «башкирскими родами», бакалинский Катай совпадал южноуральским катаем и они их объединили в одну группу. Посмотрите на физиономию Манатова и на физиономию Мубарякова. Вообщем-то катайцы – чистые монголоиды, их от монгол не отличишь. То же самое показывали и исследования уфимского генетика Эльзы Хуснутдиновой. Такой вот казус у них вышел например с Еланьской волостью. Население этой волости они объявили неким башкирским родом «елан». То есть – змея. А на самом деле волость получила свое название от татарского села Кыр-ялан, что означает открытая местность, поляна. Такой же казус и с Гирейскими волостями (их два). Согласно обмана Уфимцев они оказывается гиреи-киреи-кереиты (чингизхановские кереиты, но внешность у них на 100 % европейская), а на самом деле название волости Мензелинского уезда получено от татарина Гиреит-бея (есть шежере в Казани), а другая Гирейская волость (что на Нижнекамском районе) получила свое название от реки Гэрэ.
    Ответить
  • Анонимно 01 авг
    Атай малы - Катай малы (Катай - сугышта кулга төшергән бик зур байлыкларын кәеф-сафага туздырып бетергән борынгы ыру) / Русчалатып "Атай малы - катай!" дип тә әйтәләр
    Ответить
  • Анонимно 01 авг
    О каракатаях упоминал и Рубрук. Он найман и каракатаев не считал монголами (моалами)В главе 19 Рубрук пишет:
    Этот Кон был Каракатай. Кара значит то же, что "черный", а Катай – название народа, откуда Каракатай значит то же, что "черный Катай". Эти Катаи жили на неких горах, через которые я переправлялся, а на одной равнине между этих гор жил некий несторианин пастух (pastor), человек могущественный и владычествующий над народом, именуемым Найман (Naiman) и принадлежавшим к христианам-несторианам. Несториане называли его королем Иоанном…
    У этого Иоанна был брат, также могущественный пастух, по имени Унк; он жил за горами каракатаев, на три недели пути от своего брата… под его властью находился народ, именовавшийся Крит и Меркит и принадлежавший к христианам-несторианам.
    За его пастбищами, в расстоянии на 10 или 15 дневных переходов, были пастбища моалов; это были очень бедные люди, без главы и без закона, за исключением веры в колдовство и прорицания, чему преданы все в тех странах

    Ответить
  • Анонимно 02 авг
    Основные субклады Волжско-Уральских Татар (выборка 600 гаплотипов) июнь 2018 года

    Судклад % География TMRCA

    R1a+ Z280+ 12% Центральная Европа, Восточная Европа 4600 лет
    R1a+ Z93+ 8% Центральная Азия 4700 лет
    N1c1+ L1026+ 8% Северная Европа 4700 лет
    J2b+ Z1297+ 8% Передняя Азия, Европа 4300 лет
    R1a+ M458+ 5% Центральная Европа 4700 лет
    N1C2+ Y3195+ 5% Северная Евразия 4100 лет
    R1b+ U106+ 4% Северо-Западная Европа 4700 лет
    E1b+ V13+ 4% Южная Европа 5000 лет
    I1+ CTS6364+ 4% Северо-Западная Европа 4000 лет
    N1c1+ Y9022+ 3% Северная Европа 3900 лет
    I2a1+ CTS10228+ 3% Южная Европа, Восточная Европа 3800 лет
    R1b+ Z2106+ 2% Передняя Азия, Европа 5300 лет
    R1b+ M478+ 2% Центральная Азия 7300 лет
    I1+ Z63+ 2% Европа 4000 лет
    G2a+ L1264+ 2% Кавказ, Европа 3900 лет
    Q1b+ YP4500+ 2% Центральная Азия 4200 лет
    N1c2+ VL67+ 1% Северная Евразия 4700 лет
    I2a2+ S2606+ 1% Северо-Западная Европа 4500 лет

    Не идентифицированные субклады и субклады менее 1%: 24%
    Ответить
    Анонимно 04 авг
    Это ни о чем не говорит. Балановские, например, берут кровь на ДНК исследования только у тех людей у которых как минимум три поколения предков входили в исследуемый этнос. А вдруг окажется, что прадед некоторого татарина таджик и только из-за этого у него азиатские гены. Без составления родословной (шежере) своего рода эти исследования бесполезны.
    Ответить
    Анонимно 04 авг
    Дружище, в этой выборке только те татары которые имеют предков татар на несколько поколений, то есть здесь все татары с шежере. Это самая точная статистика по татарам! Статистика Балановских охватило только выборочные группы татар. А эта статистика не выборочная а повсеместная, из основного Татарского ДНК проекта. Запомни эти цифры, и даже через десять лет они могут поменяться не более 1-2%.
    Ответить
    Анонимно 05 авг
    Или отатарившиеся башкиры, удмурты, марийцы, мордва)))
    Ответить
  • Анонимно 03 авг
    Браво! как с языка снял. Просто сословие, которое как и другие сословия использовали кыпчакский язык.
    Ответить
    Анонимно 03 авг
    Это и ежу понятно, предки казанских татар и сибирских татар состояли в сословии ясачные и служилые татары. Эти сословия пополнялись за счет башкир, мордвы, удмуртов, чувашей, самодийских, угорских народов. Это только татарские националисты ошибочно считают, что татары были всегда, а других народов якобы не было. На самом деле все народы результат конструирования.
    Ответить
  • Анонимно 04 авг
    У башкир разница в происхождении, то есть разные субклады, еще больше чем у татар.
    Ответить
  • Анонимно 04 авг
    Удивляюсь я, вы как малые дети, все спорите кто сословие а кто нет, генетика уже сейчас показывает что татары и башкиры это один народ, правда те кто тестирует башкир старательно скрывают полученные результаты, они выкладывают только тесты по основателям родов башкир и только тех кто считает себя башкиром, остальные остаются за скобками.
    Вот что писал губернатор Волынский, цитата:
    " Казанский губернатор А. П. Волынский в своей «Записке о положении башкирского вопроса...» от 1730г. писал, что число башкир «время от времени непрестанно умножается и растет так, что чрез 20 прошедших лет не было прямых башкирцев больше 35000 или по крайней мере 40000, а ныне з беглецами стало больше 100000, а имянно: казанские, сибирские, темниковские и прочие тамошних уездов ясашные татара, большая половина в башкиры перешли, к тому ж и прочие иноверцы, мордва, чуваши, черемиса, вотяки целыми селами и деревнями с ясаков туда же перешли, а ныне уже и русских немалое число от подушных податей беглецов в башкиры перешло...» (История Татарии, 1937:402)."
    Ответить
    Анонимно 05 авг
    По метрическимъ книгамъ церквей Казанской епархіи можно доказать съ достовѣрностью, что къ западу отъ рѣки Свіяги не было татаръ совсѣмъ, а въ настоящее время числится значительное количество татаръ къ западу отъ Свіяги, въ Свіяжскомъ, Цивильскомъ, Чебоксарскомъ и Тетюшскомъ уѣздахъ. Оказывается, все это чуваши, переименованные въ татары по принятіи ими или отступленіи ихъ въ исламъ. По ревизіи при Импер. Николаѣ I (1826) татаръ въ Казанской губ. было только 136,470 чел. об. пола, изъ нихъ христіанъ 31,045 чел., а чувашъ было — 371,758 человѣкъ, т. е. на 135,288 чел. больше, чѣмъ татаръ; по переписи же 1897 г. татаръ считается уже въ Казанской губ. 744,267 чел. об. пола, а чушашъ 513,044 чел., т. е. въ 70 лѣтъ татарскаго населенія прибавилось на 607,797 чел., т. е. на 545 %. Это произошло от того, что за это время значительная часть чувашъ отатарилась. Предъ покореніемъ Казани много чувашъ жило вблизи Казани., главнымъ образомъ, въ Арскомъ округѣ. Впослѣдствіи здѣсь не осталось ни одного чувашенина. (Комиссаров Г. И. Чуваши Казанскаго Заволжья).

    "В XIV, XV, XVII вв. вотяки, или ари, заселяли нынешние Казанский, Мамадышский и отчасти Царевококшайский уезды в северных их частях. Был
    народ ари, Арская волость, Арский городок с которыми имели дело воеводы царя Ивана Грозного. Но магометанство поглотило удмуртов, переименовав их в татары " (Спасский Я. А. Очерки по родиноведению. Казанская губерния)
    Ответить
    Анонимно 05 авг
    В советское время также за плюшки активно записывали татар в башкиры.
    Ответить
    Анонимно 06 авг

    Из доклада М.П. Петрова-Тинехпи «Происхождение чуваш». От 26 февраля 1925 г.

    Дело в том, что казанские татары считают себя потомками булгар, а не татар пришельцев из Азии. Выдающимися выразителем этой теории является татарский учёный Гайнундин Ахмаров. Основными доводами его, между прочим, являются следующие утверждения:
    1. Казанские татары не любят, когда их называют татарами, названием, которое будто бы навязано им татаро-монгольскими завоевателями булгар
    2. Татары, завоеватели булгарского царства, были азиатскими кочевниками, между тем как у казанских татар нет никаких воспоминаний о кочевом быте.
    Сущность этих доводов сводится к тому, что современные казанские татары –не настоящие татары, хотя и говорят они на одном из татарских диалектов. Мы принимаем это утверждение, но с ограничением в том смысле, что действительно весьма значительная часть современной татарской массы произошла не от татар. В самом деле, ведь, определённо известно, что в период Золотой Орды, до образования Казанского царства, на Средней Волге, на территории Древней Булгарии, татар почти не было. Бартольдом В.В. доказано, что монгольские завоевания вообще отнюдь не являлись переселением завоевателей, так как большая часть азиатских кочевников обычно обратно возвращалась на родину[1], в новозавоеванной же стране оставлялись только немногочисленные военные силы и небольшое количество чиновников для управления[2].

    Таким же образом дело обстояло и в разгромленной Булгарии. Здесь тоже татар почти не было, а было сплошь туземное чувашское население, занимавшееся земледельческим трудом. И только, начиная с 1438 года начался приток в Среднее Поволжье татарского населения, который отмечен в русских летописях. “Началися собиратися (в Казань) мнози варвары от различных стран, от Золотой Орды, и от Асторохани, и от Азуева (Азова), и от Крыма”, в руки которых перешло сначала политическое, а затем и экономическое господство. Таким образом, началось закрепощение края и населения, а вместе с тем и татаризация, продолжавшаяся и после падения Казанского царства, вплоть до второй половины 19 века. Она шла тем успешнее, что с потерей политического господства, татары не лишались силы экономической. Академик Платонов С.Ф. пишет, что “татары, потеряв политическое господство в своем царстве, не потеряли экономической силы. Под кровом русской власти, они продолжали, в качестве уже государевых помощников, захват и закрепление за собой инородческих земель и их ясачного населения. Успех их был тем вернее, что они ещё сохраняли за собой престиж старых городов края; а затем они лучше русских знали сам край и строй инородческих отношений” [3]. Как быстро шло отатаривание чуваш, видно из следующего. На основании многих документов 16-19 вв. мы находим следы существования чуваш в таких местах, где их в настоящее время вовсе нет, но есть татары. Так чуваши жили в самой Казани, как её постоянные жители, в количестве 150 дворов, за Булаком[4]; г. Арск и Арская земля сплошь была населена чувашами[5]; Лаишевский уезд по обоим берегам Камы занят был ими[6]; к западу от реки Свияги не было татар вовсе, а были чуваши[7]. По свидетельству Стрежневского В.И. в “Выписи из отделённых книг сотника алатырских казаков 155 (1647) упоминаются обширные поместья чувашских мурз в нынешнем Сергачском уезде[8]; видно из ведомости составленной Васильским исправником Станиславским ещё в 1802 г. в которой прямо сказано “они же сами из чуваш”. Далее чуваши в 16 веке жили в Слободском уезде, по реке Чепце, в Елабужском уезде, в Сарапульском уезде и т.д. Во всех указанных местах в настоящее время чуваш нет: они отатарились. Для дополнения картины, позволим себе привести статистические данные по бывшей Казанской губернии:
    А) в 1826 г. в Казанской губернии было:
    Чуваш всего…………..371758 ч.
    Татар…………………..136470 ч.
    Чуваш более на 235288
    Б) В 1897 г. по переписи было в Казанской губернии:
    Чуваш………………….513044 ч.
    Татар…………………...744267 ч.
    Татар стало более на 231223 ч.
    Быстрый и чрезмерный численный рост татарского населения бывшего в 1876 г. почти в два раза меньше чуваш, а в 1897 г. превышавшего их чуть не в 2 раза, объясняется именно поглощением чувашского населения. Страрое Никитино и Новое Никитино, Солдакоеево, Обрыскино, Новое Узеево, Среднее Челны, Тугаево, Сунчелеево и Большие Савруши Чистопольского уезда, Белая Воложка и Утеево в Тетюшском уезде, чувашский Брод в Спасском уезде и прочее и прочее. Думаем, что сказанного достаточно, чтобы убедиться в том, что значительную часть татарского населения Среднего Поволжья в настоящее время составляют отатарившиеся чуваши. Уже западноевропейские путешественники 17 века (Гакстгаузен и Олеарий) высказываются в том смысле, что казанские татары не ордынские татары, потому что в их быте не сохранилось следов родства с последними. Новейшими же исследованиями точно установлено, что в бытовой жизни казанских татар до настоящих дней удержались обычаи. Верования, вполне совпадающие с чувашскими. Наконец, не надо упускать из виду и того обстоятельства, что сами древние булгары резко отличали себя от татар завоевателей. Это ясно из речей их послов к русскому князю Юрию в 1223 году. “Пришёл народ неведомый, и язык коего прежде неслыхивали, вельми сильный”. – говорили они о пришельцах из глубин Азии. [9] Отсюда понятно, почему татары казанские не любят отождествлять себя с азиатскими пришельцами 13 века. Таким образом, единственный народ, кроме чуваш, претендующий на происхождение от булгар, оказывается в значительной степени отатарившимися чувашами[10].

    Библиография:
    1. Бартольд В.В. История Туркестана. Труды Туркестанского государственного университета. Ташкент, 1922, вып. 2;
    2. Бартольд В.В.. культура мусульманства. Петроград. 1918, с. 18;
    3. Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты. СПб, 1910, С. 101-102;
    4. Список списцовых книг по городу Казани с уездом. Казань, 1877;
    5. Карамзин. История государства Российского, т. 8, С. 123-125;
    6. Списки населённых мест Казанского и Лаишевского уездов с кратким описанием. Казань, 1893;
    7. Известия О.А., И, и Э, 1911, т. 27, в. 5;
    8. Действия Нижегородского Архива. Комиссии. Выпуск 10, с. 452;
    9. Татищев III, 459;
    10. Татары, населяющие местность, простирающуюся к северу от Казани и называющуюся по дорогам, по ней проходящим, Нагай-Жулы, Жарей-Жулы, Арча-улы и Алат-жулы, отличаются тем, что в одежде их преобладает белый цвет, являющийся по словам Бессонова А. “национальным цветом финских инородцев восточной полосы России”, к числу которых обычно причисляют и чуваш. (Журнал Мин. Нар. Просвещения, ч. CCXVI, С. 224). Таким образом, здесь мы тоже не можем не видеть явлений татаризации.
    Ответить
    Анонимно 06 авг
    Башкиры развивающие бредовые теории булгаристов, лишь бы оправдать своё переписывание татар в башкиры.И не признавать своё татарское происхождение от служащего царям за льготы сословия.
    Ответить
    Анонимно 07 авг
    ну не сочиняйте ерунду
    Ответить
    Анонимно 07 авг
    Коблов А.Д. О татаризации инородцев Приволжского края.

    Благоприятным условием для распространения ислама и татаризации среди инородцев является их совместное жительство с татарами. Обращаясь к карте Казанской и других губерний Волжского бассейна, действительно можно видеть, что некоторые из инородческих племен положительно окружены со всех сторон татарами-магометанами. В особенности это следует сказать о вотяках и крещеных татарах Мамадышского уезда и черемисах восточной части Царевококшайского уезда. В таком же положении находятся черемисы Бирского уезда Уфимской губернии и по местам чуваши Симбирской губернии, Чистопольского и Цивильского уездов Казанской губернии. При наблюдении жизни инородцев можно отметить интересное явление: чем ближе к татарам живут инородцы, тем они менее склонны к принятию христианства, обрусению, и делаются более склонными к исламу и похожими даже по внешнему виду и костюму, по привычкам и навыкам, на татар. Это явление можно наблюдать повсюду - без всяких исключений.
    Ответить
    Анонимно 07 авг
    В советское время башкир Татарстана переписывали в татары
    Ответить
    Анонимно 07 авг
    Священник Стефан Павлов в 1905 г. в отношении чувашей, проживавших в округе с. Трехизб-Шемурша Буинского уезда Симбирской губернии, писал: "Татары имеют на чуваш громадное влияние. В жизни чуваш-язычников почти мало своего, настоящего чувашского как в обычаях, костюме, обстановке, так и в воззрениях и в разговоре. Есть чуваши почти отатарившиеся и отатаривающиеся, есть желающие открыто перейти в мухаммеданство с высочайшего разрешения. Отатариваются и язычники, и отпадшие от христианства в язычество, каковых немало. Темным чувашам татары во всем дают советы, во всем прививают свои взгляды и вкусы, находясь с ними в постоянном соприкосновении"
    Ответить
    Анонимно 07 авг
    Башкиры развивающие бредовые теории булгаристов
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/107039-bashkiry-roda-katay

    В основном казанские татары как и чуваши потомки финно-угров. Булгары вообще-то скорее всего булгаризированные (тюркизированные) финно-угры. Читайте работ археологов значительным или даже преобладающим населением Волжской Булгарии были финны угры. С тех времен и идет процесс тюркизации финно-угров.

    Вот что пишет археолог В.А. Иванов в статье "О роли прикамских племен в формировании раннебулгарского и древнемадьярского этносов":

    "Итак, из сказанного можно заключить, что в формировании культуры и этнического состава ранней Волжской Болгарии доминирующая роль принадлежала не пришлым болгарам, чьи памятники в «чистом» виде сейчас
    также известны в Поволжье [12;13], и не угорским (кушнаренковским и караякуповским) племенам Приуралья [14], а финно-угорскому (или финно-пермскому - по Р.Д.Голдиной [15, с.366]) населению Прикамья - носителям ломоватовской и поломской культур. Этот тезис, в частности, подтверждается результатами срав-нительно-типологического анализа погребального обряда раннеболгарских могильников и могильников ломоватовской, поломской и неволинской культур, обнаруживших между собой высокий коэффициент типологической близости: от 0,70 (ломоватово - ранние болгары) до 0,87 (поломская - ранние болгары)"
    Ответить
    Анонимно 17 авг
    Ну не любят казанские историки писать о финно-угорской основе казанских татар. Что же тут поделать, таким же образом чувашские историки особо акцентируют внимание только на тюркских (болгарских) корнях чувашей. Русские историки тоже особо напирают на славянских предках русских и как будто финно-угры и балты не жили в Восточно-Европейской равнине. Хотя "славянские" племена кривичи, вятичи скорее всего имеют финно-угорское происхождение, а сколько марийцев, мордвы, удмуртов обрусели, не говоря о мери, муроме, чуди. С удовольствием они пишут только о контактах с индоиранцами (скифы, сарматы, аланы), даже если они были незначительными))) Башкирские историки похоже единственные кто говорит о многокомпонентности башкирского народа в сложении которого участвовали тюркские, финно-угорские, индоиранские, монгольские народы.
    Ответить
  • Анонимно 05 авг
    Крылья! Ноги! Главное - это хвост!
    Катай (Cathay) - название крупнейшей провинции Тартарии, где находилась столица империи, описание присутствует во всех мировых атласах 17 века. Никакого отношения к Китаю не имеет, как и башкиры.
    Ответить
  • Анонимно 07 авг
    татары исскуственная нация
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Все нации искусственные. Нация - это все граждане страны. Меняя гражданство гражданин меняет и нацию. Можно даже принадлежать разным нациям, если имеешь гражданство нескольких стран.
    Ответить
  • Asxat Ziganshin 08 авг
    https://ok.ru/profile/341267801418/pphotos/593820844362
    Мечеть в Зилаире. На ее территории находится могила и бюст выдющегося башкирского поэта Шайехзады Бабича.
    ===========================
    Шәехзадә Бабич әлеге Дүтөйле районының Әсән аулында туып үсә .
    Шаехзадәнең картәтәсе Казан тирәсеннән килеп Кайгызытамак ауылында урнаша . Аның әтәсе Зәкир , инәсе Бибисаҗидә . ӘСӘН дигән ауылларда торалар , элек-электән ,ТАТАРЛАР . Ә башкортлы нациклар татарларны
    "башкорт"ка әйләдермәкчеләр . Мустай Каримнедә башКОРТка әйләндерделәр... !

    Шәехзадәнең бер шигыры бар , башКОРТлыларны яратып язган ,1915 - чы елда.

    Әй адәм балалары .
    Йә әййеһәл башкортың,
    Чүплисе бар БАШ КОРТЫН ,
    Килеп чыгып астыртын .

    Йә әййеһәл нишарәт,
    Аңласаң бар ишарәт.
    Аңламасаң шишарәт,
    Корсагыңны тишәр ат.
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    Да там пол Татарстана башкирские земли. Этих башкир ещё в Российской империи записывали в сословие татар. Оставшихся башкир потом в СССР записали татарами.
    Ответить
    Анонимно 09 авг
    А другая половина отатарившиеся чуваши, марийцы, удмурты, мордва.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии