Башкиры рода Юрматы: венгерское происхождение, стычки с калмыками и участие в восстаниях против Москвы
Колонка Салавата Хамидуллина о башкирских родах. Юрматы: часть 1
Уфимский историк и журналист Салават Хамидуллин продолжает в нашей интернет-газете серию колонок о башкирских кланах и племенах. Сегодня колумнист «Реального времени» знакомит читателей с родом Юрматы, из которого происходят многие знаменитые деятели, в том числе и врио главы Башкортостана Радий Хабиров. Ученый, рассматривая необычную историю юрматинских башкир, не обходит стороной и вопрос мадьярского происхождения племени.
Исторически башкирский народ состоял из более 40 территориально-клановых подразделений (родовых волостей), члены каждого из которых, по легенде, восходили к единому предку. Русский лексикограф Владимир Даль писал: «Народ башкурт разделился с незапамятных времен на племена или, как их называют у нас, на волости; у каждой волости свой уран, отклик, рукоприкладный знак, свое дерево и птица, розданные, как верит народ, самим Чингиз-ханом…» Одним из таких родов был Юрматы, давший название Юрматынской волости Ногайской дороги Башкирии. Селения башкир-юрматынцев расположены на территории современных Гафурийского, Ишимбайского, Мелеузовского, Стерлибашевского, Стерлитамакского и Федоровского районов Республики Башкортостан, а также Новосергиевского района Оренбургской области.
Теория башкиро-венгерского родства
Вопрос происхождения башкир-юрматынцев затрагивали не только отечественные исследователи, но и зарубежные, в первую очередь венгерские, поскольку он связан с так называемой «проблемой башкиро-венгерского родства». Ее фундамент был заложен сочинениями Иоанна де Плано Карпини и Вильгельма де Рубрука (первый был послом папы римского Иннокентия IV, второй — послом короля Франции Людовика IX ко двору монгольского хана), которые первыми отождествили башкир и венгров, поставив знак равенства между страной Баскарт и «Великой Венгрией» (Hungaria Magna). С этого момента и вплоть до конца XIX века в европейской литературе господствовало мнение, что башкиры являются тюркизированными венграми. Первыми в состоятельности этой теории усомнились сами мадьяры, которые после последней миссии в Башкирию (Bascardia), имевшей место в начале XIV века, возобновили эту традицию в XIX веке, но теперь уже в форме научных экспедиций.
Что заставило их пересмотреть теорию башкиро-венгерского родства? Во-первых, ими было верно подмечено, что венгерский миссионер XIII века Юлиан, который обнаружил восточных венгров близ «большой реки Этиль», то есть Волги, вовсе не именовал их башкирами и вообще не упоминал в тексте своего отчета башкир. Следовательно, Карпини и Рубрук, чьи знания о восточных («старших») венграх или «старейшей Венгрии» (Hungaria Major) базировались не на личном опыте, а исключительно на отчетах Юлиана или его сподвижника брата Рихарда, просто домыслили, что страна Bascart соответствует стране Hungaria Magna. Их маршрут в Монголию пролегал по низовьям Волги. Ни «восточных венгров», ни башкир они не видели в глаза, поэтому из-за смежности предполагаемой «Великой Венгрии» и вполне реальной Башкирии европейские посланцы легко впали в ошибочное отождествление двух географических объектов. Во-вторых, венгерские исследователи имели в своем распоряжении многочисленные свидетельства средневековых арабских авторов, которые единодушно писали о тюркоязычности башкир. В этом отношении наиболее ценны свидетельства Ибн Фадлана (X век), лично встречавшегося с башкирами, а также трактат филолога XI века «Диван лугат ат-турк» («Собрание тюркских слов») Махмуда Кашгари, в котором было сказано следующее: «А у кыркызов, кыпчаков, огузов, тухси, ягма, чигилей, ограков, чаруков — чистый и единственный тюркский язык; язык емеков и башкир близок к их языку». Одним словом, средневековая традиция непосредственного выведения венгров от башкир («восточных венгров») еще в XIX веке была признана ошибочной.
Сарматы, мадьяры или тюрки?
В дальнейшем научная полемика вокруг вопроса башкирско-венгерского родства шла лишь в контексте выявления этнических параллелей в их родовой структуре. Византийский император Константин Багрянородный (X век) в своем трактате «Об управлении империей» в составе венгерской орды, уже обосновавшейся в Паннонии, называет племена, которые, по мнению ученых, имели соответствия в башкирской родоплеменной номенклатуре: «Первый — этот, от хазар отколовшийся, вышеназванный род каваров (Καβάρων), второй — род Неки (Νέκη), третий — Мегери (Μεγέρη), четвертый — Куртугермат (Κουρτουγερμάτου), пятый — Тариана (Ταριάνου), шестой — Генах (Γενάχ), седьмой — Кари (Καρῆ), восьмой — Каси (Κασῆ)». В названии Мегери исследователи видят отражение этнонима мадьяр (Magyar), во второй части составного Курту-Гермат — этноним юрматы, в Генах — еней. Как пишет Иштван Зимони, «на параллели между названиями башкирских и венгерских племен в начале [XX] века обратил внимание Паулер; он отождествил два названия племен: Gyarmat-Yurmati; Jenő-Yeney». С этого момента ученые стали говорить не об угорском происхождении башкир, а лишь о венгерском компоненте в этногенезе башкир, представленном родами Юрматы и Еней. Кстати, потомки башкир рода Еней населяют многие селения Агрызского (Исанбаево, Девятерня, Утяганово, Касаево и др.), Актанышского (Азибей, Бугады, Шабыз, Чалнанарат и др.), Мензелинского (Бикбулово, Калмурзино) районов Татарстана. Точку в вопросе поставил официальный историограф Венгерской Народной Республики Эрик Мольнар: «Памятником влившихся в башкирский народ венгров являются племенные наименования, сохранявшиеся до недавнего прошлого в Башкирии, Еней и Юрмат, объединившие оставшихся соплеменников двух венгерских племен времен занятия современной территории Венгрии по названию Енё и Дьярмат».
На этом дискуссия не закончилась. Венгерский тюрколог Дьюла (Юлиус) Немет считал, что не венгерские этнические компоненты вошли в состав башкир, а напротив — группы древних башкир в состав венгров. Например, рассмотрев этимологию этнонима еней, он связал ее с тюркским корнем «ина» — доверять или «инаг» — доверенный, министр. Подчиняясь авторитету последнего, Р.Г. Кузеев писал, что башкирские племена юрматы и еней являются угризированными в среде древних мадьяр тюрками: «Предки енейцев в конце I тысячелетия н.э. говорили на тюркском языке, но сильно смешались с уграми-мадьярами». Наконец, еще одна точка зрения была высказана Ф.И. Гордеевым, К.И. Петровым и другими. Этноним Γερματου, который в X веке зафиксировал в составе венгров Константин Багрянородый, они соотнесли с названием савромато-сарматов. Как известно, имя сарматов имело несколько вариантов прочтения — Сауромат, Сирмат, Сюрмат (Συρμαται). По их мнению, оно сохранилось в названии башкирского племени Юрматы. В последнее время на фоне данных популяционной генетики (геногеографии) наиболее предпочтительной стала выглядеть именно «сарматская» гипотеза происхождения юрматынцев. Интересно, что субклад R1a1-YP348, доминирующий в их генофонде, а также секеев (этнографическая группа венгров), обнаружен в костных останках курганов Пазырыкской культуры. Пазырыкцы же обычно связываются с азиатскими скифами, саками или тохарами (юэчжи).
Юрматынцы в ордынскую эпоху
Согласно средневековому дастану «Кысса-и Чингиз-хан», свои вотчины и символы власти (уран, онгон, тамга) вожди башкирских племен, среди которых был и Юрматы-бей, легендарный эпоним юрматынцев, получили из рук самого Чингиз-хана. Последний якобы сказал предводителю ему: «Эй, Джурматы-бей! Пусть твоим деревом будет ветла (өйәнке), птицей — самка кречета (әтәлге), ураном — «Актайлак!» (аҡ-тайлаҡ — «белый медвежонок»), тамгой — вилы (Y)». Эти атрибуты до сего дня увидеть во время праздников шежере-байрам, в клубах, школьных музеях в селениях рода Юрматы. Упоминание Юрматы-бея в числе других башкирских вождей (Бурджан-бей, Тамъян-бей, Кыпчак-бей, Салжиут-бей, Кереит-бей, Майкы-бей Уйшин, Урдач-бей Минг, Санакле-бей Кунграт и др.) говорит о том, что Юрматы издревле был уважаемым и влиятельным башкирским кланом. У юрматынцев сохранилось старинное шежере, то есть родословная, идущая от Адама до Юрматы-бея и далее. Сохранились у них и свои хроники, в которых в полулегендарной и вполне исторической форме отражено их прошлое.
В хрониках рассказывается, что «сыновья истинных юрматы» некогда кочевали в долинах рек Зай и Шешма под властью некоего Амат Хамат-хана. Затем его юрт был уничтожен Аксак Темиром (Тамерланом), после чего пришли ногайцы и заняли земли юрматынцев. Их предводитель Чачлы-Дервиш-бей отдал свою дочь замуж за одного из ногайских мурз. От их брака родился Бурнак-бей и его брат Ядкар-мирза, ставшие вождями юрматынцев. В шежере говорится, что «в те времена ханом был Таукай». Здесь имеется в виду казахский Таукай (Таваккул)-хан (1582—1598), который, возможно, на короткое время стал сюзереном определенной части слабеющих ногайцев. Однако начавшееся наступление калмыков положило конец распрям между Казахским ханством и Большой Ногайской ордой. После этого ногайцы, кочевавшие в Башкирии, во главе с Ядкар-мирзой бежали на Кубань, а Бурнак-бей с юрматынцами остался на родине. «Когда Бурнак-бий скончался, бийство поручили Татигачу», — сообщается в шежере. Татигач Бурнаков (Мурнаков или Муралеев) уже фиксируется в русских источниках.
Принятие юрматынцами русского подданства
В условиях калмыцкой экспансии Татигач-бей, как и главы других башкирских кланов, решил принять русское подданство. В юрматынском шежере говорится: «…когда во все земли были направлены послы [русского царя] с грамотами, [которые] известили: пусть никто не убегает и пусть каждый остается при своей вере, соблюдает свои обычаи (…). И я, Татигач-бий, не имея никакой возможности придумать что-либо другое, взял [с собой] три человека от трех тюб народа, сначала Азна-баба, второго Илчикей Тимер-баба, третьего Кармыш-баба, и вчетвером, забрав с собой нескольких друзей-спутников, придя в город Казань, согласились быть подданными Белого-бия падишаха». Получив подтвердительную грамоту на свои вотчинные земли, главы четырех юрматынских тюб (аймаков) вернулись домой. В одном архивном документе сохранилось указание на дату данного события: «…оному Титкачу мурзе и старосте Аднаю впредь для ведома сия грамота дана лета 7117 августа 21 дня», то есть 21 августа 1609 года. Таким образом, юрматынцы приняли русское подданство в правление царя Василия Шуйского (1606—1610), а не Ивана Грозного (1530—1584), как нередко пишут в литературе.
Интересно, что Татигач-бей поступил на московскую службу еще до принятия юрматынцами русского подданства, за что получил поместье в Казанском уезде. В писцовой книге Казанского уезда 1602—1603 годов написано: «Князь Тятигеч Муралеев; оклад 15 рублев; поместья за ним деревня, что была пустошь Шатки, а в ней двор помещиков князь Тятигечев». В другом месте говорится: «Деревня Чойдырева за служилыми татары в поместье. А по выписи казанские дачи 99-го году да та деревня служилому татарину Ишею Наурусова да башкирскому князю Тетигечю Муралееву…». Указанный 7099 год от Сотворения мира соответствует 1591 году от Рождества Христова. Таким образом, как минимум уже в 1591 году Татигач-бей поступил на службу царю.
Подданство башкир не имело безусловного характера, поэтому при каждом новом воцарении их представители ездили в Москву для обновления присяги. В 1649 году уже после воцарения Алексея Михайловича (1645—1676) юрматынские представители получили новое подтверждение своей старой грамоте, причем в качестве имярека сохранились имена старых предводителей, которые, возможно, к этому времени уже умерли: «Августа 21 дня прислано от великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси самодержца на Уфу в приказную избу стольнику и воеводе Льву Афанасьевичу Плещееву грамата, а в грамате написано: пришли четыре человека от башкирцев, а именно: Титегач, Азнай, Ильчик-Темир и Кармыш, и пришедши себя объявили и рабством своим приложились, что нас триста домов и просили: оставшиеся от перешедших нагаевских башкирцев земли, по обе стороны Белой реки, верхнее урочище — от устья Негуш реки, а нижнее урочище — Кугульковой горе к Белой реке (…), за которой платить им в казну сто куниц (…), а Титегача пожаловал мурзою чином, Азная пожаловал старостой и пожаловал их кармазинным кафтаном».
С тех пор Юрматынская волость разделилась на четыре тюбы — Татигачеву (другое название — Ногай-Юрматы), Азнаеву, Ильчик-Темирову, Кармышеву. В 1649 году «уфимский служилый башкирец» Москов Тайдигашев (Татигачев), сын Татигач-бея, просил правительство выдать ему оберегательную грамоту на вотчину в Юрматынской волости, с которой его сгоняли соплеменники, вероятно, полагая, что служилый мурза, который получает из казны жалованье, но в то же время не несет вместе с ними ясачных повинностей, лишь обременяет их. Потомки Татигаса Мурнакова, жившие в аулах Кубакуш, Табулды и Яныбаево 12-й юрты 7-го башкирского кантона (ныне Стерлибашевский р-н РБ), в лице своего поверенного зауряд-есаула Ибатуллы Яныбаева сына Татигачева обратились к оренбургском военному губернатору В.А. Перовскому (1833—1842) с просьбой о восстановлении их в звании мурз, то есть во дворянстве, на основании представленной ими грамоты, в которой указывалось, что их предок получил оное в 7117 году (1609 год).
Юрматынцы в эпоху башкирских восстаний
Юрматынцы всегда были в числе активных участников башкирских движений. Если источники, касающиеся восстаний XVII века (1633—1635, 1645, 1662—1664, 1681—1684), редко указывают родовую принадлежность повстанцев, то в документах XVIII века она выражена гораздо четче.
В ходе так называемой Алдаровщины или башкирского восстания 1704—1711 годов одним из главных вождей, наряду с тарханом Бурзянской волости Алдаром Исекеевым, был башкир Юрматынской волости Хази (Хаджи) Аккускаров, чье имя, по всей видимости, носит нынешняя деревня Хазиново (Хажи) Ишимбайского района РБ. Лидер следующего башкирского восстания 1735—1740 годов башкир Юрматынской волости Кильмяк-абыз Нурушев в 1737 году показывал на допросе, что «в бунте, называемом Алдаровским, при главном тогдашнем бунтовщике Хази Оккускарове, которой был товарищем Алдару, писарем не был, для того что в то время был молод, а был в том бунте при нем, Хази, что он ему был сродник».
Как известно, башкиры в то время, отказавшись от русского подданства, искали способ юридически оформить свою сецессию. С этой целью они пригласили несколько Чингизидов из Казахского ханства, а также своих старых сюзеренов Шибанидов-Кучумовичей. Кроме того, они отправили посольство в Крым и Стамбул. Пленный Кильмяк рассказывал: «В тогдашнее время в Турецкой стороне, в Крыму в городе Бакчисарай он был таким случаем: до Алдаровского бунту за полгода посылали ево, Кильмяка, башкирцы с товарыщи 27 человек, помянутой Хази и Алдар в Крым к хану с письмами, и просить хана, что желали от крымского хана, чтоб изобрал из знатных крымцев к ним, башкирцам, в ханы, ибо тогда во всей Башкирии розглашение произошло, что от русских людей им жить обидно». Восстание 1704—1711 годов, или Алдаровщина, было самым успешным башкирским движением. Башкирия на 15—17 лет де-факто обрела полную независимость.
Кильмяк-абыз Нурушев
Следующее башкирское восстание началось в 1735 году. Его причинами стали обострение башкирско-казахских отношений и строительство Оренбурга. Лидером башкир с самого начала стал башкир Юрматынской волости Кильмяк-абыз Нурушев, участник предыдущего восстания. Как писал историк А.И. Добросмыслов, «…башкиры во главе с Кильмяк-Абызом (…) пришли к заключению, что с постройкой города и крепости на устье Ори Башкирия постепенно будет окружена с восточной стороны и таким образом навсегда войдет в состав России, и, кроме того, не будет никакой возможности возвратить от киргиз (то есть казахов, — прим. С.Х.) те земли (северные части нынешней Тургайской области), которые они отняли у них…».
1 июля 1735 года Кильмяк-абыз Нурушев во главе 3 тысяч башкир напал на правительственный отряд, состоявший из батальона Вологодского драгунского полка (5 рот), а также нескольких десятков уфимских дворян и казаков. Всего — 700 человек. Как докладывал начальник Оренбургской экспедиции И.К. Кирилов, в результате боя был убит 61 человек — драгуны, казаки и служащие, в том числе командир отряда подполковник Чириков. Несмотря на внезапность атаки, солдаты сумели соорудить вагенбург, и это спасло их от полного уничтожения. Нападения башкир продолжались еще несколько дней, во время которых потери несли обе стороны. По слухам, дошедшим до Уфы, «Вологодского драгунского полку от баталиона побито с 100 человек, да с 40 ранено». «Чувашенин» (т.е. казанский татарин) Заит Казаев показывал: «…которые де драгуны пошли после с Уфы за ним, Кириловым, 500, из оных побито с 300 человек». Как видим, показания сторон относительно числа жертв сильно отличаются друг от друга.
Узнав о фактическом разгроме батальона Вологодского полка и его осаде со стороны башкир, И.К. Кирилов отрядил на «сикурс» (подмогу) три капральства драгун (т.е. ¾ роты), 100 казаков и 100 мещеряков, всего около 300 человек. Однако и этот отряд был окружен повстанцами, которые приступали, «зделав три щита, за которыми щитами поставили они, башкирцы, с ружьями 15 человек, да с луками 15 же человек, а позади щитов было з 2.000». Однако осажденные совершили контрудар и эти «щиты», т.е. передвижные полевые укрепления, были разрушены. По сообщению некоего Кутлы Купаева, на помощь к драгунам пришел отряд «верных» башкир Меркитской волости в 200 человек, которые «поехали тех драгун проводить в путь свой городом», то есть встали в оцепление, и «к бою их (повстанцев, — прим. С.Х.) не допускают показанные меркитцы».
Не имея возможности сражаться на два фронта против осажденных вологодских драгун и отряда, высланного И.Г. Кириловым, Кильмяк-абыз Нурушев вынужден был прекратить бой и выпустить из окружения сильно поредевший Вологодский полк. Оренбургский исследователь Д.А. Сафонов пишет: «Фактически экспедиция была разгромлена, серьезно не начавшись — потеря основной части боевого сопровождения (а это означало еще и потерю рабочих рук на будущем строительстве) и продовольственных запасов (почти тогда же хлебный обоз, шедший из Сибири, столкнулся с отрядом башкир в 260 человек и потерял 40 подвод) делали успех весьма иллюзорным».
Действительно, Оренбургская экспедиция, задумывавшаяся как поход в Индию, была сорвана. Но это обернулось для башкир лишь катастрофой, так как вся сила военной машины, мобилизованная для индийского похода, обрушилась на них. Тем не менее в течение 1735—1736 годов повстанцы нанесли ряд чувствительных ударов правительственным войскам: ими был уничтожен гарнизон Верхояицкой крепости, нанесено поражение Сибирскому драгунскому полку, полностью разгромлены крупный отряд уфимского гарнизона, Астраханский драгунский полк, уничтожены несколько мелких отрядов. В июне 1736 года Кильмяк-абыз начал готовить новую военную операцию. Он решил освободить своего боевого товарища Акай-батыра Кусюмова, башкира Тамъянской волости на реке Ик («Ицких волостей»), который на положении заложника находился в лагере генерал-лейтенанта А.И. Румянцева близ аула Урмекей (с. Урмекеево нынешнего Туймазинского р-на РБ).
В лагерь Кильмяк-абыза у горы Торатау, где, вероятно, проходило совещание вождей движения, прибыл дядя Акая, башкир Юрмийской волости Султан-Мурат Дюскеев, и предложил напасть на лагерь А.И. Румянцева, чтобы освободить его племянника. Кильмяк-абыз впоследствии показывал: «И, будучи он, Кильмяк, на реке Белой при урочище Туратау с собранием своим в осьми тысячах, намерены были идти к Уфе противу статского советника Кирилова, и с ево командою чинить бой…». Однако Султан-Мурат уговорил «Кильмяка, чтоб, пришед, генерала Румянцова и российское войско побить, а их из аманатов выручить».
29 июня 1736 года, Кильмяк-абыз Нурушев атаковал лагерь генерал-лейтенанта А.И. Румянцева. У генерала было около 2 тысяч солдат, а нападавших, по его оценке, было «тысяч с 7 или более». Как он писал, башкиры, ударив «к самому фрунту (…), дабы меня убить или взять, и аманатов и содержавшихся воров всех освободить», затем обратились в притворное бегство. Когда за ними бросился в погоню отряд драгун, «то при первом сражении так жестоко на наших напали, при котором нападении Казанского гарнизонного полку полковник тремя ранами ранен, капитан 1, порутчик 1, прапорщик 1, да убит 1 порутчик, ундер-офицеров и редовых побито 95, ранено 32». Историк XVIII века П.И. Рычков, являвшийся участником описываемых событий, рисовал несколько иную картину. Согласно его версии событий, башкиры «на самом разсвете нечаянно напав на лагерь его, генерал-лейтенанта, и сто восемьдесят человек до смерти побили, в том числе однаго порутчика, однаго вахмистра, драгун сто двадцать человек, а протчие были нерегулярные, сверх того с шестьдесят человек ранили, между которыми был полковник Усов, а лошадиные табуны все были отогнаны, но оные, как команда исправилась, паки возвращены, при чем воров побито до сорока человек…».
Вести об удалом мятежнике Кильмяк-абызе широко разнеслись окрест, дойдя не только до Петербурга и дальних уголков Казахстана, но и до Стамбула. Один из участников Оренбургской экспедиции, англичанин Джон Кэстль, писал: «Я узнал, что подстрекаемые Оттоманской Портой (Ottomannische Pforte) стоят наготове 40 000 недовольных киргизов, которые хотят, объединившись с башкирским бутовщиком Килмеком (Kilmeck), выступить против Российской империи статского советника Ивана Кирилова, одолеть его и потом опустошить все земли от Уфы до Казани…».
27 сентября 1736 года императрица Анна Иоанновна выразила «неудовольствие» по поводу очередной неудачи правительственных войск, когда узнала о том, что башкиры Гайнинской волости разгромили отряд «вольницы», собранный из жителей города Осы, численностью 1 500 человек. Самодержица пеняла генералу А. И. Румянцеву: «…а вы, будучи тамо с корпусом около 15 000 человек, состоящим для охранения Наших подданных, надлежащей предосторожности не учинили». После этого генерал-лейтенант А.И. Румянцев написал рапорт о переводе его на турецкий фронт и уехал в действующую армию к фельдмаршалу Миниху.
Кильмяк-абыз попал в руки властей довольно глупо. В феврале 1737 года он приехал в гости к своему приятелю — соляному промышленнику («компанейщику») Ивану Утятникову — в Табынскую крепость и там после «угощения» был предательски схвачен. В марте 1737 года начальник Оренбургской экспедиции И.К. Кирилов докладывал, что в Мензелинске содержатся «башкирские бунтовщики подлежащия жестокой казни»: Кильмяк-абыз, Акай Кусюмов, Сююндык Асылов, Юлдаш Зиянгулов «с товарыщи, всего 38 человек». Дальнейшая судьба Кильмяк-абыза, знаменитого предводителя башкирского восстания 1735—1736 годов, неизвестна.
Продолжение следует
Справка
Салават Ишмухаметович Хамидуллин — историк, к.и.н., журналист.
- Родился в городе Стерлитамаке в 1968 году.
- Образование: Башкирский государственный университет (исторический факультет).
- 1990—1991 годы — корреспондент газеты «Истоки».
- 1991—1995 годы — редактор молодежной редакции Республиканского ТВ, руководитель творческого объединения «Молодость».
- С 1995 года — корреспондент программы «Башкортостан», редактор ТО «Гилем», ТО общественно-политических программ, начальник отдела познавательных и исторических программ, руководитель редакции познавательных программ студии БСТ.
- Автор и телеведущий телепроектов «Историческая среда» и «Клио».
- Автор ряда документальных фильмов, книг и научных публикаций об истории Башкортостана и башкирских родов. Колумнист «Реального времени».
- Лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева, Республиканской премии в области журналистики имени Ш. Худайбердина. Победитель международных и республиканских телефестивалей.
комментарии
Габдель Юссон.
В это время племя "татар" кочевало за многие тысячи километров от Средней Волги в далёких Монгольских степях.
И оставалось почти 100 лет до времени, когда тюркское племя "татары" вырежет монгол Чингизхан за подлое убийство ими его отца.
как минимум до 15 века "башкиры" письменных источников это в действительности восточные мадьяры. кроме казанских историков об этом много и подробно пишут казахские ученые (н-р, Айболат Кушкумбаев), украинские ученые (н-р, Ярослав Пилипчук), многие венгерские историки (н-р, Аттила Тюрк). смотрите на ютубе материалы IV Международного Мадьярского симпозиума «Мадьяры в Северной Евразии: истоки и традиции культуры».
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/120997-bashkiry-roda-yurmaty-kolonka-salavata-hamidullina///////////////////////////////////////////////////////
Удивительно. Всех вырезал татар татарин Чингисхан, а, например, я, татарин, "мыслю, значит существую". Cogito ergo sum. Не объясните этот феномен?
Хотя допускаю ( с большой натяжкой), что я чингизовский татарин, а не тот, которых он вырезал. Но тем не менее я же татарин.
Хотя бред конечно, выгодный, чтобы Чингисхана выставить расистом в аналах мировой историографии. Русские князья и цари "вырезали" своего народа гораздо больше. Тем не менее существует же русский народ до сих пор.
Габдель Юссон.
Тараканы в вашей голове аплодируют стоя!
Вы врач-психиатр? Нет.
Вы первый сегодня надели белый халат в психиатрическом отделении? Нет.
Тогда зачем ставите "психиатрические диагнозы"?
Хамите?
Хотите оскорбить?
Но хамство и оскорбления не являются аргументами и доказательствами в дискуссии, а лишь свидетельствуют об уровне (крайне низком) развития хамящего и оскорбляющего.
Даже если человек действительно болен, то проще опровергнуть его высказывания фактами и аргументами.
Если таковых нет, то лучше помолчать...
Это во-первых.
Во-вторых, есть огромное количество "политиков", которые вырезали гораздо большее количество людей, чем Чингизхан - например Ленин, Троцкий, Гитлер, Геббельс и др.
В третьих, когда, в какое время племена казанских мусульман, которые САМИ СЕБЯ называли "мусульмане", "булгары" и др. приняли самоназвание казанские "татары" описано в комментариях ниже.
Произошло это только после 1920 года.
В-пятых, пожалуйста, "Габдель Юссон" и другие казанские мусульмане, если Вы себя хотите называть "татарами", то никто не против.
Но не надо говорить, что современные казанские "татары" это те "чистокровные" "татары", которых вырезал монгол Чингизхан.
Тюркских племён было превеликое множество, как например и славянских племен.
Но русские не говорят же, что они "чистокровные" "поляне" например.
Женщины и малые дети племени "татары", пощаженные Чингизханом, оказались в Поволжье лишь в 1230-х годах в составе монгольских оккупационных войск.
Малая родина многочисленных тюркских союзов племен с названием "татары" (отуз-татар - "30 племен татар", токуз-татар - "9 племен татар" и т.д.) это Жужаньский (Татарский) каганат, карта которого есть в Интернете. В известной "Книге Сун" (официальная историческая хроника китайской династии Лю Сун 5 века) написано, что "жужани" ("татары") название одного из племен в составе хунну (восточных гуннов). Жужаньский каганат простирался от озера Балхаш до Кореи. Один из его правителей - каган Татар, почему жужаней параллельно стали называть "татарами". А вот где кочевали татары ("жужане") в составе союза племен хунну пока не известно. ИМ
Китайцы со времён жужаньского каганата монголов стали называть монголами, татарами, татаро-монголами или монголо-татарами.
Потомками жужаней были многие народы, в том числе авары, создавшие Аварский каганат (562-823) в Восточной Европе. В период расцвета каганат занимал территории современных Венгрии, Австрии, Швейцарии, Словакии, Германии (частично), Польши, Украины, Белоруссии, Литвы (частично), Хорватии, Сербии, Румынии, Болгарии и Македонии. В 9 веке эти авары вошли в состав венгров, славянских и германских племен, итало-романских народностей. ИМ
В 545 году во главе Жужаньского (Татарского) каганата встал правитель из тюрок-ашина Бумын. Каганат был переименован в Тюркский каганат. Победило название "тюрки", название "татары" ушло в тень. Но остались "30 племен татар", "9 племен татар" и другие союзы татарских племен. В 603 году Тюркский каганат разделился на Западный и Восточный. В Западном каганате жили татары, канглы, карлуки, болгары и хазары. В Восточном каганате жили татары и другие тюрко-монгольские племена. ИМ
Почему-то некоторым советским казанским татарам (Д.Исхаков и др.) этот термин не понравился.
Тогда российские и международные историки заменили термин "монголо- татары" на более точный термин "золотоордынцы" - так как кроме племён монгол и тюрок (по старой терминологии "татар") в Золотой Орде были и другие племена, другие этносы.
Древние монголы могли быть тюркоязычны, а древние тюрки могли быть монголоязычны. Себя они не делили на тюрков и монголов. И не могли делить. Ряд исследователей (Н. Ц. Мункуев и др.) отмечают, что этноним "монгол" впервые встречается в источниках только в 945 году. А первое известное упоминание этнонима "тюрк" относится к 542 году. А вот жужаньский каган Татар правил в 414—429 годах. ИМ
Монголы, они же монголо-татары, они же татаро-монголы, они же татары не были тюркоязычным племенем, а изъяснялись на чистом древнемонгольском языке.
Тому есть масса подтверждений и сведений.
Жужаньский каганат является ранемонгольским государством, которое находилось на территории современной Монголии и северного Китая.
средневековые племена которых именовали монголами, татарами, татаро-монголами не являются предками ныне именующим себя татарами.
кыпчаки и булгары и др. были уничтожены социально
ногаев и узбеков (кочевое население восточных территорий бывшей золотой орды) в период золотой орды еще не было, они появились в период распада единого государства
Кыпчаки и булгары не были уничтожены татаро-монголами, а они есть и прекрасно себя чувствуют, называя себя именем захватчиков.
Геномные исследования доказали, что в крови поволжских татар практически нет следов ДНК азиатских народов.
В Y-хромосоме поволжских татар преобладают галогруппы северо-восточной и восточной Европы, а также порядка 23% средиземноморских галогрупп.
Доля восточных галогрупп в крови нынешних татар менее 5%.
Лаврентьевская лепопись,кусочек про 6802(1294) год:
... в Москве полки татарские и Андрей князь ... Татары же и Андрей князь, услышав о приходе князя Михаила, не пошли на Тверь ... Той же зимой князь Федор Ростиславич сел в Ярославле. А Андрей пошел в Великий Новгород. Татары же пошли восвояси.Той же зимой Андрей пришел из Новгорода в Торжок.Той же зимой царь татарский пришел в Тверь, имя ему Токтомерь.
Это только про один год.Это только в одной русской летописи. Не ври нам больше.Золотая Орда -это Татары
Счих: "Из русских, черкесов, булгар, кипчаков, аланов, (жителей) Крыма с Кафой и Азаком, башкирдов и м.к.с. 42 собралось войско изрядно большое". С такою неподдающеюся счету армией, превосходившей число древесных листьев и дождевых капель, в конце 1388, соответствующего году крокодила, в начале зимы двинулся он против Тимура"
Вот каким был нац. состав З.Орды при Тохтамыше, ни о каких татарах речи не идет. Но это войско в источниках небрежно могли называть "татарами", как и жетелей.
После развала Орды также всех на этих землях продолжали называть "татарами", но они так себя не называли.
Казанские мусульмане стали называть себя "татарами" только после 1920 года.
До 1920 года казанские мусульмане называли себя "мусульманами", "булгара и" и др.
Еще раз тебе пишу, по геному народ называющий в настоящее время татарами, к татарам захватчикам из Золотой Орды не имеет отношения.
Поволжские татары являются потомками булгар.
Вот что описано в летописях того периода:
"Тоє же осени придоша (примечание - 1236 год) с восточнıх стран в Болгарьскую землю безбожнии Татари и взяша славнıи Великıи город Болгарьскıи и избиша оружьєм и старца и до юнаго и до сущаго младенца и взяша товара множество а город их пожгоша огнём и всю землю их плениша."
(Полное собрание русских летописей, том.1, с.460)
А русские летописи под "безбожными татарами" в 13 веке понимали монгол-чингизидов и тюрок-язычников и др.
Племени "татар" в войсках монголов не было - их вырезал монгол Чингизхан за подлое убийство его его отца.
он знал, что современные татары потомки хазар, булгар, огузов, кипчаков и татар. поэтому так писал. его поддержали профессора Казанского университета, давшие его изысканиям высокую оценку
Подписи под цветной гравюрой интересные - костюмы татар-ногаев и татар-башкир
"Татарами" западно-европейцы и русские до 1920-х гг. называли все тюркские племена.
И не только, шире - "татарами" называли всех мусульман, был например официальный термин в Российской империи "кавказские татары", "казанские татары" и др.
Отсюда и "татары-ногайцы" и "татары-башкиры".
САМИ СЕБЯ ни одно тюркское племя на территории современной РФ "татарами" НЕ называло до 1920 года.
Например тюркские племена Казанской губернии, которых в официальных, имперских документах Российской империи называли "казанские татары", САМИ СЕБЯ называли до 1920 года "мусульмане", "булгары" и др.
И только после 1920 года тюркские племена Казанской губернии приняли самоназвание казанские "татары".
И историю он написал НЕ "Историю казанских татар", а "Историю Булгара и Казани".
Но, извините, может я и ошибаюсь - в старости всякое бывает...
Если Вам нетрудно, приведите в качестве доказательства Вашего высказывания ссылки на соответствующие труды авторитетных казанских мусульман 19 века.
Спасибо.
Ханом (царем) в Золотой Орде мог быть только потомок монгола Чингизхана - монгол-чингизид.
Зачем вводите в заблуждение читателей?
Г.Исхаки в своем романе-утопии "Исчезновение через 200 лет" называл казанских мусульман "булгарами".
Казанские мусульмане сами себя не называли "татарами" - "татарами" они называли монгольских оккупантов.
Вы просто читать татарские книги не умеете.
у крыши фронтоны есть. У башкир так не принято. Если в Зауралье посмотрите на дома башкир , они совсем другие.
И научные споры о происхождении народов не должны ссорить братьев-народы.
Но Хамидуллин пытается доказать , что Юрматы и Еней - сарматы ..
Если так кто , какие племена ПРИНЕСЛИ УГОРСКИЙ ЯЗЫК ПАНОНИЮ ??
Кстати в АНТРОТИПЕ УРАЛЬСКИЙ т.е УГОРСКИЙ компонент ДОМИНИРУЕТ У МНОГИХ БАШКИРСКИХ ПЛЕМЕН !!
В культуре у Башкир силен УГОРСКИЙ КОМПОНЕНТ..
Краниотип башкир близок к краниотипу МАНСИ И ХАНТЫ -. Они -УГРЫ
Хамидуллин нам пытается навязать ложную версию
Правда печи у казанских "татар" русские - да это и немудрено.
Когда казанские мусульмане захватывали для своего гарема русских женщин в Москве, то последние в Казани отказывались печь своим новым мужьям булгарский "треугольники", пока мусульманине для любимых московских жен не построят русскую печь)))))
Но зато, когда московские православные захватывали себе в жены мусульманских женщин из Казани, то последние учили своих мужей татарским словам - кирпич, балык и др.))))))
Так и шло взаимопроникновение (не того, что Вы подумали) а культур и цивилизаций)))))
Через любимых женщин - тут уж без всяких шуточек.
И мы, русские, этим гордимся - гордимся, что среди наших предков есть монголы, тюрки, финно-угоры и ещё десятки этносов.
Если нечего сказать по существу - лучше промолчите, лучше выглядеть будете...)))))
Недаром гербом Казани является Змей.
Вот от этих-то трёх "тартар" и произошли все народы - и в первую очередь "татары")))))))))))))
И интересная статья вызывает интересную дискуссию, а порой и полемику.
Спасибо уважаемому автору и РВ.
В исторических источниках зафиксировано, что монгол-чингизид Улу-Мухаммед, ища себе место для ставки, обратил в 1440-х гг. внимание на маленький булгарский город Казань, убил местного булгарского князя, вырезал местную булгарский элиту и сделал Казань столицей нового небольшого Казанского ханства.
С монголом-чингизидом пришло 2-3 тысячи воинов - монгол и тюрок разных племён (их-то всех вместе русские летописи и называют "татары"), которые и стали элитой нового сепаратистского ханства.
Через 100 лет, когда народы бывшей Золотой Орды вновь осознали, что в большом государстве легче жить, пошли процессы объединения земель ЗО.
Борьбу за восстановление территориальной целостности Золотой Орды в силу ряда причин возглавило Московское царство - в конце 16 века объединение бывших земель ЗО завершилось.
В 1552 году войска монгола-чингизида Шах-Али и потомка знатных тюркских мурз (по матери) Ивана 1У взяли штурмом Казань и вырезали казанскую Монгольскую элиту ("татар"), предки которой в свою очередь 100 лет назад вырезали в Казани булгарский элиту.
Власть опять перешла на местах на землях Волжско-Камская Булгарии к потомкам булгар, которых русские продолжали называть "татарами".
Но сами потомки булгар называли себя "булгарами" и "мусульманами".
И такое положение было до 1920 года - официальныедокументы Российской империи называют казанских мусульман "казанскими татарами", а САМИ СЕБЯ казанские мусульмане называют "булгарами" и " мусульманами".
И это зафиксировано в трудах великих казанских мусульманских ученых-историков Ш.Марджани, Г.Исхаки и др.
И только после 1920 года казанские мусульмане приняли самоназвание "татары".
И имеют на это полное право - народ имеет право поменять своё самоназвание.
Например славянские племена "поляне", "кривичей" и многие др. ныне называются "русские".
Но с научной точки зрения современные казанские татары не имеют никакого отношения к тюркскому языческому племени "татары", которое вырезал тенгрианец монгол Чингизхан за многие тысячи километров от Средней Волги за подлое убийство своего отца.
Карамзин пишет: «В несколько месяцев Казань наполнилась людьми. Из самой Золотой Орды, Астрахани, Азова и Тавриды стекались туда жители, признав Махмета царем»
Обратите внимание, что Хан Махмет перед битвой молился в ХРИСТИАНСКОЙ церкви. В скалигеровской истории такого быть не должно. Как мог мусульманин молиться в ХРИСТИАНСКОЙ церкви? Наверное, — может подумать читатель, — здесь летопись ошиблась.
Однако таких «ошибок» оказывается слишком много. Вот, например, сообщение русского историка XVII века Андрея Лызлова о крымских ханах XV–XVI веков: «Некогда ХАН КРЫМСКИЙ Ачи-Гирей, воююще против супостат своих, просил помощи от Пресвятые Богородицы (в ПРАВОСЛАВНОМ Успенском монастыре), обещающе знаменитое приношение и честь образу ее воздати и творяще тако… накупивши воску и свещ сделавши и поставляше тамо через целый год, ежи и НАСЛЕДНИКИ ЕГО, КРЫМСКИЕ ХАНЫ МНОГАЖДЫ ТВОРЯХУ». Цит.
Таким образом, в XV веке еще, видимо, не было религиозных различий между ХАНАМИ и ПРАВОСЛАВНЫМИ КНЯЗЬЯМИ.
«Тата» - отец. Татарин – Тата Арии, т.е. Отцы (Предки или более старшие) Арии
Народы всегда отличались.
Не было - на Востоке все татары.
Татары это татары, монголы это монголы, персы это персы, китайцы это китайцы.
Глупые мысли не пиши здесь больше.
Венгерский язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи и наиболее близок языку манси и хантов. Все современные исторические исследования указывают на то, что первичный венгерский этнос выделился именно из совместной этнической общности этих народов.
Таблица состава гаплогрупп венгерского этноса и других народов.
Самое парадоксальное, что можно видеть из таблицы, мы находим, что типичная
гаплогруппа для угро – финских этносов N3 почти отсутствует, сравнивая венгров,
например, с хантами, когда – то образовывавшими с ними единый этнический массив.
...состав венгерского этноса практически мало отличается, например, от соседнего румынского этноса...
http://narodna.pravda.com.ua/history/49c3486394862/
=======================
Которые тут башкиры? Они ни языком ни генами с венграми не совпадают.
===================
Опять эти сказки!!! )))
Эти бегуны кочевники, в земле сами не ковырялись, но по их байкам, принимали и даже руководили всеми восстаниями русских крестьян!!! Абалдеть!!! )))
За что хоть боролись, эти разрозненные племена кочевников, если они перешли к оседлой жизни только в конце 19-го века?!
Более того, они даже сейчас, поделили сами себя на касты, и на укроп герба пошли только 9 самых отборных по экстерьеру и чистоте породы племен, а всё остальное - сами же слили в осадок.
И вся эта публика, ещё и рассуждает о чьём-то расизме и шовинизме?! )))
и хотя бы подписывайся. пусть все знают своих героев. а не прячься в кустах, аноним
Чего общего у непосед кочевников, они же даже в земле не ковырялись, было с оседлыми крестьянами, чьи восстания, по байкам батырОв, они возглавили?
Если же упёрся в историков, то сам глянь, смеха ради, где именно были эти восстания. Самые большие восстания, которые батырА натягивают на себя, происходили далеко от стана.)))
Племени "татар" среди них не оказалось, но было племя "башкир".
Но зато тюрки-булгары и славяне-сакалибы добровольно приняли ислам и построили мечети в своих городах.
В это время за многие тысячи километров от Поволжья тюркское языческое племя "татары" кочевало по бескрайним монгольским степям.
До вырезания язычников "татар" тенгрианцем монголом Чингизханом оставалось около 300 лет.
Вот почему казанские мусульмане обижались, когда их в официальных документах Российской империи называли язычниками "татарами".
И даже в первые годы военного коммунизма Ленина и Троцкого казанские мусульмане называли себя "булгарами" (помните ваисовское булгарское восстание) и "мусульманами" (помните Казанский Мусульманский комитет, не татарский", а именно "мусульманский" комитет).
И только после 1920 года мусульмане Казанской губернии приняли самоназвание "татары".
Так учили в советской школе и науке.
А то что называют татарами сейчас - это одно из северо-восточных племен башкир.
ОТДЕЛЬНЫЕ ЦИТАТЫ :
Повесть о Чингиз-каене(ЧИНГИСХАНЕ), как явился он в стране Восточной
В стране Солнечной на Востоке, которую именуют Чинмачин, явились люди некие из местности дивной, именуемой КАРАКОРУМ , чуждые ликом, нравами и внешностью. Ибо в древних книгах где-либо не найти повести о них, потому как суть ОНИ ЧУЖДЫ по языку, чужды обличьем, чужды бытом; не знали вкуса хлебного, но мясом и молоком бессловесных питались.
Однако были телом совершенны, плотью дородны и мощны ногами, прекрасны и белолицы, с глазами узкими и карими, удлиненными и яркими; большеглавые, с волосами темными и частыми, плосколобые, с носами настолько низкими, что щеки возвышались над носами и видны были лишь маленькие ноздри; губы малые, зубы ровные и белые; совершенно безбородые. Такие необычные имели они лица.
Уйгуры же были служителями идола, которого называли Куджном. Обрели они(МОНГОЛЫ) письмо с малым [количеством] букв, ибо пишут они книги 5 имея [в алфавите] шестнадцать букв, которые просты для изучения и легко понимаемы. Они же создали в виде короникона [цикл] двенадцать лет по названию ДВЕНАДЦАМИ бессловесных ЖИВОТНЫХ и каждого бессловесного животного поставили во главе каждого года, как некогда в древности мудрые эллины [создали] двенадцать зодиаков, что суть звезды и созвездия солнца и луны.
Каждому из этих созвездий отвели они по тридцать солнечных дней (и суть они животные, но [знаки] зодиака), также ВОТ ГЛАВЕ КАЖДОГО ГОДА отвели место ОДНОМУ ЖИВОТНОМУ и по истечении двенадцати [лет] животных начинали заново... достигнув двенадцатого года, вновь начинают счисление лет, которые называют так: Колгунджил, Укурджил, Парсинджил, Тавлаинджил, Луилджил, Могилджил, Моринджил, Кокинджил, Мечинджил, Таганджил, Нохинджил, Какаинджил. Таковы названия двенадцати животных, каждому из которых отвели главенство каждым годом и первым из них сделали Колгуна, которое есть Мышь, затем идут Корова 6, Леопард, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака и Свинья. Это имели они для счисления лет, как МЫ ,ГРУЗИНЫ , короникон.
В обычае же было у них (МОНГОЛ) поклонение единому богу, которого на языке своем называли ТЕНГРИ . И начинали писать так: “Мангу Тенгри Кучундур”, то есть: “Силою бессмертного бога”.
Обходились они малым [количеством] пищи, ибо ели всякую тварь: плоть кошачью, собачью и всякую.
Племя их прежде, так же, как и ныне, делилось на множество родов, из которых упомянем лишь двенадцать названий: первейший род: Сакиры, [затем] Хинди, Каты, Налир, Оирд, Сулдус, Нахимы, Конкард КОНГРАД), Мангут(МАНГЫТ), Тангуты, Каит(КИЯТ) и Угуры. Угуры же поклоняются идолу, которого называют Кунджитом. ОНИ НАЗЫВАЮТ СЕБЯ на языке своем "МОНГОЛ" , ГРУЗИНЫ ЖЕ (их называют) — "ТАТАРАМИ" , коих представлю единым миром.
------------------------------------------------------------------
Коротко об основном ,которое отражено выложенных цитатах Грузинской хроники6
1) монголы , которых грузины называли татарами ,, описаны как чистые монголоиды .
2) каждый год монголы назвали именем отдельного животного.12 лет -12 животных .Через 12 лет все повторялось снова . Но мы видим что название животных -на монгольском языке . Например НОХИНджил в перводк с монгольского - ЭТО ГОД СОБАКИ .
Джил - по монгольски- год .. На тюрских языках ЕЛ--ЖОЛ , ДЖОЛ ....
Многие слова у монгол и тюрков - ОБЩИЕ .Не зря Монольские и тюрские языки в ОДНОЙ АЛТАЙСКОЙ СЕМЬЕ
3)
Монголы ДЖОКАЮТ , как и ногаи КРЫМА и казахи..Балкарцы и карачаевцы тоже ДЖОКАЮТ
4) Языческим Богом Монголов -был ТЕНГРИ, как и древних ТЮРКОВ . У
большей части современных тюркских народов языч Богом их ОСНОВНЫХ предков -был Тенгри
5)Грузинский хронограф написал , что " ОНИ (МОНГОЛЫ) себя назыают "МОНГОЛАМИ" , а МЫ ГРУЗИНЫ их называем "ТАТАРАМИ"..
Вспомним , что труд Карпини называется "
История МОНГОЛ которых МЫ ,ЕВРОПЕЙЦЫ , называем "ТАТАРАМИ"
Карпини и грузинский хронограф УТВЕРЖДАЮТ ОДНО И ТО ЖЕ :
ОНИ -- МОНГОЛЫ , НО МЫ ИХ НАЗЫВАЕМ "ТАТАРАМИ"
Сталин -грузин , а грузины монгол назыввали ТАТАРАМИ .. как видим выше
. ОНИ НАЗЫВАЮТ СЕБЯ на языке своем "МОНГОЛ" , ГРУЗИНЫ ЖЕ (их называют) — "ТАТАРАМИ" , коих представлю единым миром.
------------------
Только часть советских ученых , и то до середины 20 века, называла монгол --МОНГОЛО---ТАТАРАМИ .Но всегда подчеркивала , что речь идет о монголах.
Во 2-й половине 20 века термин-"МОНГОЛО-ТАТАРЫ" - заменяется на термин "МОНГОЛ."
Термин "монголы-татары" в 1-й половине 20 века ввел в научный оборот не какой то мастистый ученый обычный учитель Петербургской гиманазии. (фамилию не помню )
Уже в 20 веке УЧЕНЫЙ МИР попращался с термином "татар" применительно к монголам .
Кто этог не знает и не понимает - тот конечно дремучий невежда и весьма недалек ))
так что вы , которые монгол- создателей Монгольской империи в целом , и Золотой Орды в частности --последние из могикан ..
"Почему Чингисхан отдал приказ своим монголам об уничтожении татар Восточной Монголии?"
РУСЫ ---ГЕРМАНЦЫ-СКАНДИНАВЫ , ВИКИНГИ
По названию ПРАЯЩЕГО СЛОЯ начали называть и ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Пришлые на Русь викинги, у которых и своего государства то тогда не было, а всё племя так уплотнялось, что жило в одном общем доме, запросто, организовали российское государство, строить которое, затем продолжили голозадые кочевники из Монголии.
Короче.
Все иноземцы, не щадя себя, буквально рвали свои жилы, чтобы у русских было самое огромное и богатое государство.
Причём, судя по байкам становых академиков, русским даже с печки слезать не пришлось, для них всё другие сделали.
Анонимно 22 нояб
Глупость не пиши.
Народы всегда отличались.
Не было - на Востоке все татары.
Татары это татары, монголы это монголы, персы это персы, китайцы это китайцы.
Глупые мысли не пиши здесь больше.
------------------------------------------------------------------
Джованни Дель Плано Карпини
История МОНГАЛОВ , которых мы, европейцы, называем ТАТАРАМИ
Джиованни дель Плано Карпини. История Монгалов. Гильом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны.
Перевод А. И. Малеина.
М.: Государственное издательство географической литературы, 1957.
Примечания и иллюстрации добавлены по изданию: Рубрук Вильгельм, Карпини Иоанн Плано. История Монголов / Путешествие в восточные страны СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1911.
Начинается история МОНГАЛОВ , именуемых нами "ТАТАРАМИ "
Сохранились две исторические хроники средневековой Грузии, которые содержат сведения о завоевании монголами Кавказа. Одна из них принадлежит анонимному историку, современнику царя Георгия IV Лаша (1213-1222 гг.), очевидцу первого вторжения монголов в Грузию 1; вторая — обширное анонимное историческое повествование, известное под названием “Хронограф XIV века” 2. Именно в нем приведены различные сведения историко-этнографического характера о монголах и подробно описаны взаимоотношения завоевателей с порабощенным населением Грузии.
Цитата их этой хроники :
Племя их прежде, так же, как и ныне, делилось на множество родов, из которых упомянем лишь двенадцать названий: первейший род: Сакиры, [затем] Хинди, Каты, Налир, Оирд, Сулдус, Нахимы, Конкард, Мангут, Тангуты, Каит и Угуры. Угуры же поклоняются идолу, которого называют Кунджитом. ОНИ НАЗЫВАЮТ СЕБЯ на языке своем "МОНГОЛ" , ГРУЗИНЫ же — "ТАТАРАМИ ", коих представ единым миром.
В 13 ,14 веках МОНГОЛ КИТАЙЦЫ ЕВРОПЕЙЦЫ РУССКИЕ АРАБЫ НАЗЫВАЛИ "ТАТАРАМИ"
Точно также кк сейчас почти все народы СНГ коренной народ Германии назыввают НЕМЦАМИ , хотя это у них НЕ НАСТОЯЩЕЕ ИМЯ
Настоящее их имя --Deutsche
Поэтому все иноземцы, в своих летописях, и писали со страхом о татарах, не как о какой-то национальности, а как об профессиональной армии русских казаков, остановить которых тогда - было практически невозможно.
А романовы, переписывая историю России, татарами назвали кочевников.
---------------
Если бы Джованни Дель Плано Карпини писал -"Я Татарин" как о самоназвании, я бы поверил тому, что для европейцев татары это татары, монголы это монголы, персы это персы, китайцы это китайцы. Но Джованни Дель Плано Карпини посторонний человек из Европы. И для него что монголы, что немонголы, все население Степи все одно - татары. Экзоэтноним.
Автор: В. Алиханов
Великому властителю подобает и великая охрана. По примеру тюркских вождей и китайских императоров Чингисхан при начале создания своей громадной державы решил сформировать отряды, которые несли бы сторожевую службу при ставке великого хана МОНГОЛОВ . Согласно китайского письменного свода "Юань ши", сначала было организовано четыре цесе (кешик) для того, чтобы командовать цеседай (кешиктенами). Эти отряды несли службу по очереди.
Из приближенных гвардейцев Чингисхан выделял наиболее способных организаторов, которые честно надзирали за улусами. Историки затрудняются указать точную дату возникновения гвардии повелителя МОНГОЛОВ . Вероятно, появление МОНГЛЬСКОЙ ГВАРДИИ кешиктенов могло состояться не ранее 1180-го года. Великие ХАНЫ МОНГОЛОВ не изменяли порядку, заведенному основателем империи степных воинов.
Именно из числа кешиктенов назначаются Ханом управитель имущества Ставки, надсмотрщик за стадами, главный поставщик провианта и управитель ханской кухни. Были также начальники над чинами почтовой службы (курьеры – пешие и конные), над отрядами сторожей, которые несли караулы в местах пребывания великого хана и его сподвижников.
Согласно установлениям реформы 1203 г. в гвардию Чингисхана были зачислены самые способные и видные наружностью сыновья и младшие братья нойонов-тысячников и сотников, а также сыновья людей свободного состояния (углу дурайн). Особый отряд гвардии составляла "тысяча самых могучих богатырей". Командовал гвардией военачальник с почетным титулом черби.
После 1206 г. ханская гвардия многократно увеличивается. Численность сменной гвардии кешиктенов определяется в целый корпус не менее 10 тысяч воинов (тьма). В состав гвардейцев брали сыновей «офицерского» состава войска – от десятников, затем сотников и выше. Дополнительный источник пополнения личного состава – отбор силачей во всех племенах. У каждого гвардейца были наперсники, товарищи, которые выполняли не только функции оруженосцев, но и слуг. Известно, что при сыне десятника могло состоять не менее трех бойцов. При сыне сотника уже пять человек.
ЧИНГИСХАН
(1162-1227)
Чингисхан (монг. Чингис хаан собственное имя — Тэмуджин, Темучин, монг. Тэмуужин). 3 мая 1162 — 18 августа 1227) — монгольский хан, основатель Монгольского государства (с 1206), организатор завоевательных походов в Азию и Восточную Европу, великий реформатор и объединитель Монголии. Прямые потомки Чингисхана по мужской линии — чингизиды.
Единственный исторический портрет Чингисхана из серии официальных портретов правителей нарисован при хане Хубилае в XIII в. (начало правления с 1260 г.), через несколько десятилетий после его смерти (Чингисхан умер в 1227 г.). Портрет Чингисхана хранится в Пекинском Историческом музее. На портрете изображено лицо с азиатскими чертами, с голубыми глазами и седой бородой.
Ранние годы
Родоначальницей всех монголов по "Сокровенному сказанию" является Алан-Гоа, в восьмом колене от Чингисхана, зачавшая, согласно легенде, детей от солнечного луча в юрте. Дед Чингисхана, Хабул-хан был богатым вождем всех монгольских племен, успешно вел войны с соседними племенами. Отцом Темучина был Есугей-баатур, внук Хабул-хана, вождь большинства монгольских племен, в котором насчитывалось 40 тыс. юрт. Это племя было полным хозяином плодородных долин между реками Керулен и Онон. Есугэй-баатур также успешно сражался и воевал, подчинив себе татар и многие соседние племена. Из содержания "Сокровенного сказания" явствует, что отец Чингисхана был знаменитым ханом монголов.
Точную дату рождения Чингисхана назвать трудно. По сведениям персидского историка Рашид-ад-дина - дата рождения 1155 г., современные монгольские историки придерживаются даты - 1162 г. Родился он в урочище Делюн-Болдок на берегу реки Онон (в районе озера Байкал) в семье одного из монгольских вождей племени тайчиутов Есугэй-багатура («багатур» — герой) из рода Борджигин, и его жены Оэлун из племени онхиратов. Был назван в честь татарского вождя Темучина, которого Есугей победил накануне рождения сына. В 9 лет Есугей-багатур сосватал сына 10-летней девочке из хунгиратского рода. Оставив сына в семье невесты до совершеннолетия, чтобы лучше узнали друг друга, он уехал домой. На обратном пути Есугей задержался на стоянке татар, где его отравили. Когда вернулся в родной улус, ему стало плохо, и через несколько дней он умер.
Старейшины монгольских племен отказались подчиняться слишком молодому и неопытному Темучину и ушли вместе со своими племенами к другому покровителю. Так молодой Темучин остался в окружении лишь немногих представителей своего рода: матери, младших братьев и сестер. Вся оставшаяся их собственность включала в себя лишь восемь лошадей и родовой "бунчук" - белое знамя с изображением хищной птицы - кречета и с девятью хвостами яка, символизирующее четыре больших и пять малых юртов его рода. Несколько лет вдовы с детьми жили в полной нищете, скитались в степях, питаясь кореньями, дичью и рыбой. Даже летом семья жила впроголодь, делая запасы на зиму.
Вождь тайчиутов, Таргултай (дальний родственник Темучина), объявивший себя властелином земель, когда-то занятых Есугеем, опасаясь мести подрастающего соперника, стал преследовать Темучина. Однажды вооружённый отряд напал на стойбище семьи Есугея. Темучину удалось было бежать, но он был настигнут и взят в плен. На него надели колодку — две деревянные доски с отверстием для шеи, которые стягивались между собой. Колодка была мучительным наказанием: человек не имел возможности сам ни поесть, ни попить, ни даже согнать муху, севшую ему на лицо. Он нашёл всё-таки способ ускользнуть и спрятаться в маленьком озере, погружаясь вместе с колодкой в воду и выставляя из воды одни ноздри. Тайчиуты искали его в этом месте, однако не смогли обнаружить; но его заметил один сельдуз, который был среди них, и решил его спасти. Он вытащил из воды молодого Темучина, освободил его от колодки и проводил к своему жилищу, где спрятал в телеге с шерстью. После ухода тайчиутов сельдуз посадил Темучина на кобылицу снабдил оружием и отправил домой.
Через некоторое время Темучин нашёл свою семью. Борджигины сразу же перекочевали на другое место, и тайчиуты больше не смогли их обнаружить. Затем Темучин женился на своей нареченной Бортэ. Приданым Бортэ стала роскошная соболья шуба. Темучин вскоре направился к самому могущественному из тогдашних степных вождей — Тогорилу, хану кераитов. Тогорил был когда-то другом отца Темучина, и ему удалось заручиться поддержкой вождя кераитов, напомнив об этой дружбе и поднеся роскошный подарок — соболью шубу Бортэ
С помощью хана Тогорила силы Темучина стали постепенно расти. К нему стали стекаться нукеры; он совершал набеги на соседей, умножая свои владения и стада.
Первыми серьёзными противниками Темучина оказались меркиты, действовавшие в союзе с тайчиутами. В отсутствие Темучина они напали на становище Борджигинов и угнали в плен Бортэ и вторую жену Есугея — Сочихэл. Темучин с помощью хана Тогорила и кераитов, а также своего анды (названного брата) Джамухи из рода джаджиратов разгромил меркитов. В это же время при попытке отогнать из владений Темучина табун был убит брат Джамухи. Под предлогом мести Джамуха со своим войском двинулся на Темучина. Но не достигнув успеха в разгроме врага, вождь джаджиратов отступил.
Первым крупным военным предприятием Темучина была война против татар, начатая совместно с Тогорилом около 1200 года. Татары в то время с трудом отбивали атаки цзиньских войск, вступивших в их владения. Используя благоприятную обстановку, Темучин и Тогорил нанесли татарам ряд сильных ударов и захватили богатую добычу. Правительство Цзинь в награду за разгром татар присвоило степным вождям высокие титулы. Темучин получил титул «джаутхури» (военный коммисар), а Тогорил — «ван» (князь), с этого времени он стал известен как Ван-хан. В 1202 году Темучин самостоятельно выступил против татар и разбил их. Перед этим походом он сделал попытку реорганизовать и дисциплинировать войско — издал приказ, согласно которому категорически запрещалось захватывать добычу во время боя и преследования неприятеля: начальники должны были делить захваченное имущество между воинами только по окончании боя.
Победы Темучина вызвали сплочение сил его противников. Сложилась целая коалиция, избравшая своим ханом Джамуху. Весной 1203 произошло сражение, закончившееся полным разгромом сил Джамухи. Эта победа ещё больше усилила улус Темучина. В 1202—1203 г. кераитов возглавил сын Ван-хана Нилха, ненавидевший Темучина за то, что Ван-хан отдавал тому предпочтение перед своим сыном и думал передать ему кераитский престол в обход Нилхи. Осенью 1203 года войска Ван-хана были разбиты. Его улус перестал существовать. Сам Ван-хан погиб при попытке бежать к найманам.
В 1204 году Темучин разбил найманов. Их повелитель Таян-хан погиб, а его сын Кучулук бежал на территорию Семиречья в страну каракитаев (юго-западнее озера Балхаш). Вместе с ним бежал его союзник, меркитский хан Тохто-беки. Там Кучулук сумел собрать разрозненные отряды найманов и кераитов, войти в расположение к гурхану и стать довольно значительной политической фигурой.
На курултае в 1206 году Темучин был провозглашён великим ханом над всеми племенами — Чингис-ханом. Монголия преобразилась: разрозненные и враждующие монгольские кочевые племена объединились в единое государство.
Тогда же был издан новый закон: Яса. В нём главное место занимали статьи о взаимопомощи в походе и запрещении обмана доверившегося. Нарушившего эти установления казнили, а врага монголов, оставшегося верным своему хану, щадили и принимали в своё войско. «Добром» считалась верность и храбрость, а «злом» — трусость и предательство.
После того как Темучин стал всемонгольским повелителем, его политика ещё ярче стала отражать интересы нойонства. Нойонам нужны были такие внутренние и внешние мероприятия, которые способствовали бы закреплению их господства и увеличению их доходов. Новые завоевательные войны, ограбление богатых стран должны были обеспечить расширение сферы феодальной эксплуатации и укрепление классовых позиций нойонов.
Административная система, созданная при Чингисхане, была приспособлена к осуществлению этих целей. Все население он поделил на десятки, сотни, тысячи и тумены (десять тысяч), перемешав тем самым племена и роды и назначив командирами над ними специально подобранных людей из приближенных и нукеров. Все взрослые и здоровые мужчины считались воинами, которые в мирное время вели своё хозяйство, а в военное время брались за оружие. Такая организация обеспечила Чингисхану возможность увеличить свои вооружённые силы примерно до 95 тыс. воинов.
Отдельные сотни, тысячи и тумены вместе с территорией для кочевания отдавались во владение тому или иному нойону. Великий хан, считая себя собственником всей земли в государстве, раздавал землю и аратов во владение нойонам, с условием, что те будут за это исправно выполнять определённые повинности. Важнейшей повинностью была военная служба. Каждый нойон был обязан по первому требованию сюзерена выставить в поле положенное число воинов. Нойон в своём уделе мог эксплуатировать труд аратов, раздавая им на выпас свой скот или привлекая их непосредственно к работе в своём хозяйстве. Мелкие нойоны служили крупным.
При Чингисхане было узаконено закрепощение аратов, запрещен самовольный переход из одного десятка, сотни, тысячи или тумена в другие. Этот запрет означал уже формальное прикрепление аратов к земле нойонов — за откочевку из владений арату грозила смертная казнь.
Специально сформированный вооружённый отряд личных телохранителей, так называемый кешик, пользовался исключительными привилегиями и предназначался главным образом для борьбы против внутренних врагов хана. Кешиктены подбирались из нойонской молодёжи и находились под личным командованием самого хана, будучи по существу ханской гвардией. Вначале в отряде числилось 150 кешиктенов. Кроме того, был создан особый отряд, который должен был всегда находиться в авангарде и первым вступать в бой с противником. Он был назван отрядом богатырей.
Чингисхан возвел в культ писаный закон, был сторонникам твёрдого правопорядка. Он создал сеть линий сообщений в своей империи, курьерскую связь в крупном масштабе для военных и административных целей, организовал разведку, в том числе и экономическую.
Чингисхан разделил страну на два «крыла». Во главе правого крыла он поставил Боорчу, во главе левого — Мухали, двух своих наиболее верных и испытанных сподвижников. Должность и звания старших и высших военачальников — сотников, тысяцких и темников — он сделал наследственными в роду тех, кто своей верной службой помог ему овладеть ханским престолом.
Джованни Дель Плано Карпини
---------------
Если бы Джованни Дель Плано Карпини писал -"Я Татарин" как о самоназвании, я бы поверил тому, что для европейцев татары это татары, монголы это монголы, персы это персы, китайцы это китайцы. Но Джованни Дель Плано Карпини посторонний человек из Европы. И для него что монголы, что немонголы, все население Степи все одно - татары. Экзоэтноним.
Ответить
------------------------------------------------------------------------
Не так
Карпини жил среди монгол долгое время и общался не только с монгольской знатью , но и с ханами и их детьми
Папа Иннокентий IV отправил Карпини в послом к монгольским ханам.
В сопровождении другого монаха, Бенедикта Поляка, который присоединился к нему во Вроцлаве, он через Чехию, Польшу, Киев, низовья Дона и Волги, Хорезм, Семиречье, впадину озера Алаколь добрался до района расположения главной ставки монголов в верховье реки Орхон. В 1246 году Карпини посетил Сарай, где встречался с Батыем, затем — кочевую ставку близ Каракорума, где был на приёме у только что избранного великим ханом Гуюка, и в 1247 году благополучно возвратился в Рим.
Крапини прожил среди монгл 1, 5 года все о них узнал.
Он по этому не называет свою книгу " История татар", . Он называют ее " "История МОНГАЛОВ , которых мы, европейцы, называем ТАТАРАМИ" Наши деды еще недавно в частности , называли марийцев чирмешами , но они себя так ни когда не называли .
«Статейный список посольства в Англию дворянина Григорья Микулина и подъячего Ивана Зиновьева. 1600 мая 13–14 июня 1601 г.» Он опубликован князем М.А. Оболенским.
Список дает подробный отчет о посольстве царя Бориса в Англию в 1600–1601 годах. В частности, в нем приводится следующий разговор русского посла Григория Микулина с послом Шотландии в Лондоне.
«Посол (шотландский посол – Авт.) спрашивал Григорья: "как ныне с Великим Государем вашим Татаровя?"
И Григорей и Ивашко послу говорили: "О которых Татарех спрашиваешь? У Великого Государя нашего у его Царского Величества служат многие бусурманские Цари и Царевичи и Татаровя многие люди, Царств Казанского и Астороханского и Сибирского и КОЗАЦКИЕ и Колматцкие Орды и иных многих Орд, и Нагаи Заволжские, и Казыева улуса в прямом холопстве"»
...в начале XVII века русский посол даже не смог понять вопроса иностранца об отношениях Москвы с Татарами.
он называет Татарами отнюдь не иноплеменников, а лишь подданных русского царя. При этом, называет так не какую-либо одну определенную народность, а сразу несколько народов или общин, входивших в состав московского государства. Более того, перечисляя различных Татар, он прямо называет КАЗАКОВ. А казачьи войска названы им ОРДАМИ! То есть старым русским словом РАТЬ.
говоря о Крымском государстве, которое сегодняшние историки называют «татарским», русский посол ни разу не употребил слово Татары. Татары для него – это только русские подданные.
В России до XVII века татарами называли воинские общины казаков...
Западной Европе в XVII веке татарами стали ошибочно называли только мусульман.
после прихода к власти Романовых, и в России слово татары стали употреблять в этом, западно-европейском понимании. ... это сделали сознательно, в рамках общего искажения русской истории при первых Романовых.
патамучто не было такого народа в природе. Он был придуман с нуля после 1917 г.
Важное исследование провели российские ученые. В течение восьми лет они изучали генофонд крымских, поволжских и сибирских татар. И выяснили: вопреки представлению об общих корнях, все эти этнотерриториальные группы представляют РАЗНЫЕ НАРОДЫ .
О том, что же за национальность такая - татары, споры ведутся с незапамятных времен. Большинство этногрупп с таким названием исповедуют ислам, а их языки принадлежат к тюркской лингвистической ветви. Вроде бы много общего. Но есть ли родство на генетическом уровне - это и решили выяснить специалисты. Тем более что до недавнего времени генофонд татар никто не изучал.
Нынешнее масштабное исследование продолжалось с 2006 по 2014 год. Его провели ведущие сотрудники Медико-генетического научного центра, Института общей генетики РАН, генетики из Кемерово, Тобольска, Харькова. О результатах изысканий рассказали организатор проекта, заведующая лабораторией популяционной генетики человека Медико-генетического научного центра, профессор, д-р биол. наук Елена Балановская и научный сотрудник лаборатории геномной географии Института общей генетики РАН Анастасия Агджоян.
Генетические «портреты» трех групп татар - крымских, поволжских и сибирских - ученые воссоздали по результатам исследования их Y-хромосомы. Именно половые хромосомы, передающиеся по мужской линии, сохраняют информацию обо всех мутациях, накопившихся у человека от всех его предков. Таким образом, всех мужчин с одинаковым типом мутаций можно считать потомками одного прародителя.
Эксперты взяли 955 образцов ДНК у неродственных между собой мужчин, предки которых не менее трех поколений считали себя татарами и появились на свет на территории их исконного проживания.
В итоге выяснилось, что в формировании генотипа татар Крыма, Поволжья и Сибири участвовали совершенно разные компоненты. У крымских татар велико влияние турецких и средиземноморских «корней», у сибирских - угорских (древнесибирских) и среднеазиатских, у поволжских - финских и восточноевропейских.
Конечно, на протяжении веков разные группы смешивались. Например, значительная часть поволжских татар переместилась в Сибирь, после чего многие сибирские татары перешли на казанско-татарский языковой диалект и заимствовали традиции переселенцев. Однако генетически все эти этнические образования никак не связаны - у них нет одного «общетатарского» предка.
Раздача символов также легендарная, через такие поверья власть Чингисхана обретала легитимность в глазах башкир. Это все исследовано уже этнографами.
-------------------------------------------------------------------------------------
Это цитата из опубликованной статьи за подписью Балановского .
Разные предки у крымких , поволжских и сибирских татар
Если бы они были в старину одним народом то они генетически были бы близки между собой. Как близки представители одного народа друг к другу.
Пытаться показать их одним народом это как пытаться показать итальянцев, шведов и русских одним народом, любому понятно что это разные народы.
Татары оказались непохожи друг на друга и тем более они вместе непохожи на тех средневековых монголов, от которых некоторые историки пытаются их вывести.
Анонимно 24 нояб
И что из этого? И у предков наших предки тоже были разные. Дальше что? Ныне мы татары и именуемся татарами, себя называем татарами. А то, что у нас много разных предков, дает нам безапелляционное право считать своей Родиной всю Евразию, считать своей историю скифов и сарматов, сюнну и гуннов, аваров и аланов, болгар и хазар, гузов и "небесных тюрков", кимаков и кипчаков, древних татар Центральной Азии и татар Золотой Орды. У нас очень богатая история и очень богатые гены! Гены иранские, кавказские, тюрко-монгольские, финно-угорские и др.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Из перечисленных вами этносов лишь часть - предки поволжских татар .Скифы , сарматы , аланы , болгары
Остальные , а именно сюнну , гунны , авары гузы ,кимаки , кипчаки
древние татары Центральной Азии - НЕ ЯВЛЯЮТСЯ нашими предками .
Древние татары Центр Азии были уничтожены полностью по приказу Чингисхана , Авары прошли через Кавказ в Папанонию ,кимаки влились в состав кипчаков и кочевали намного южнее Булгар , в степях Прикаспия и Подонья и с при вторжении Монгол , сбежали на запад , так как монголы были их врагамии они боялись геноцида по отношению к ним, какой устроили монголы над татарами. Хазары , враги булгар, на землях Булгар не селились ..
Если рассматривать этномассивы , то согласно результатам генетических исследований в генотипе поволжских татар есть гены следующих этномассивов (Идел ДНК проект)
иранцы(болгары и аланы ) , славяне , финно-угры ,германцы,кавказцы,тюрко-монголы
Больше всех - иранские гены , потом финские , германские , кавказские ,и меньше всех гены тюрко-монголов
Больше чем у русских , тем более намного выше чем у чуваш и других местных народов