Новости раздела

Рафаэль Хакимов: «Тенгрианство — религия тюрков — была достаточно абстрактной и простой»

Отрывок из книги «Хроника тюрко-татарских государств». Часть 4

Рафаэль Хакимов: «Тенгрианство — религия тюрков — была достаточно абстрактной и простой» Фото: Тимур Рахматуллин

Директор Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов написал книгу «Хроника тюрко-татарских государств: расцвет, упадок, возрождение». Издание готовится к печати. Специально для «Реального времени» ученый подготовил новый отрывок из этого труда из главы «Великая Степь» (часть 1 см. здесь, часть 2 — здесь, часть 3 — здесь).

Тенгриантство

Религия объединяла древних тюрков. И хотя не сохранились какие-либо священные тексты, но сама вера в верховное существо сохранилась в разговорном языке до сих пор. Даже во времена торжества ислама у татар Аллах и Тенгри считались синонимами. Ханские ярлыки начинались с восхваления Тенгри.

Тенгрианство — традиционная религия всех тюрков, была достаточно абстрактной и простой. Уже гунны поклонялись Тенгри-хану, владыке Верхнего мира, чьими символами были солнце, луна, высокие деревья, особенно те, в которые ударила молния. Особо почитался культ «священной Земли-Воды» (Ер-Су) — божества Среднего мира. Существовал даже особый разряд гуннских «колдунов», «призывающих» Землю, то есть воспевавших Землю в своих гимнах. Характерным персонажем гуннского пантеона был некий «бог путей», который у древних тюрков назывался «йол-тенгри». Во время погребального обряда гунны, нарядившись в лучшие одежды, устраивали конные скачки и игры юношей и девушек, после чего родители молодых договаривались о браках. У древних тюрков (как на востоке, так и у западных булгар) вера была идентична гуннским представлениям.

Тенгри — создатель сущего, источник и причина всего. Он сотворил землю и небеса (күк), и все, что находится на них. Он создал людей, он их покровитель, созидающая и защищающая сила. От него доброта и блага. Тенгри создал некое разумное существо, названное «кеше», для того, чтобы оно жило на земле. Но этот человек забыл, что он обязан богу, он начал считать себя равным богу, считать себя его соперником. Тогда Тенгри бросил этого человека в подземный мир мрака и дал ему имя «Эрклиг». После этого Тенгри создал еще девять человек, от которых и пошли современные люди.

В жизни кочевников важную функцию выполнял ритуальный сосуд, называемый в литературе гуннским котлом (по-татарски казан). Фото wikipedia.org

Тенгри дарует каганам мудрость и власть, дарует каганов народу, наказывает согрешивших против каганов и подсказывает каганам, как решать государственные и военные дела.

В пантеоне тюркских божеств упоминаются «ала атлы йол тенгри» и «кара атлы йол тенгри» -«бог путей на пегом коне» и «бог путей на вороном коне». Они, как посланцы Тенгри, ниспосылают «күт» «божественную благость, душу» и побуждают к созданию государства «тенгри эль» — «божественного эля».

Небо-Тенгри было верой Чингизхана, которая вбирала в себя остальные верования, а потому он был терпим ко всем религиям, что сыграло немалую роль в формировании Монгольской империи.

В жизни кочевников важную функцию выполнял ритуальный сосуд, называемый в литературе гуннским котлом (по-татарски — казан). Он встречается не только у хунну, гуннов, но и саков, половцев и татар. Он выполнял символическую роль для каждого племени, поскольку в нем не просто готовили пищу, а варили жертвенного барана. Вокруг него собирался совет племени и решались важные вопросы. Не случайно столица Татарстан называется Казань, что, скорее всего, связано с традицией жертвенных котлов.

По картам находок котлов можно легко проследить основные этапы бурной истории номадов — от Китая до Дуная.

Идеология Великой Степи

Тюркские степные империи отличались огромными масштабами. Их территорией была вся Великая Степь. Государства создавались одно за другим, то охватывая всю степную зону, то распадаясь на части, которые также отличались масштабностью. Кроме масштабов, для тюркских государств было характерно разнообразие племен, как тюркских, так и иных. Все это нужно было собрать в едином государстве.

Сила китайской цивилизации не единожды приводила к ассимиляции тюрков, которые умели побеждать и даже устанавливали свои династии, но китайская культура неизменно их ассимилировала. Фото wikipedia.org

По мнению Бартольда, «кочевой народ при нормальных условиях не стремится к политическому объединению; отдельная личность находит для себя полное удовлетворение в условиях родового быта и в тех связях, которые создаются жизнью и обычаем между отдельными родами, без каких‐либо формальных договоров и без создания определенного аппарата власти. Общество располагает на этой стадии развития народа такой силой, что его воля исполняется, не нуждаясь для этого в поддержке со стороны властей, которые бы располагали определенными законными полномочиями и определенной внешней силой принуждения. Представители государственной власти, ханы, которым при благоприятных условиях удается подчинить себе весь народ или даже несколько народов, появляются только при чрезвычайных обстоятельствах, причем и в этих случаях ханы берут власть сами, никем не назначаются и не выбираются; народ или народы только примиряются с существующим фактом, часто только после тяжелой борьбы, и объединение под властью хана его собственного народа часто бывает связано с более продолжительным кровопролитием, чем потом походы кочевников с ханом во главе на культурные земли; эти походы и связанная с ними военная добыча — единственный способ примирить народ с установлением ханской власти». Интегрирующим фактором было общее мировоззрение в виде религии. Но тенгрианство было всего лишь предпосылкой, а движущим мотивом могла быть добыча или регулирование внутренних отношений при дележе пастбищ.

Важнейшим фактором сплочения выступал внешний враг, в частности, Китай с хорошо обученной армией, мощной экономикой и изощренной дипломатией.

Тема противостояния кочевой и оседлой цивилизаций на протяжении тюркской истории возникала множество раз и во многом определяла политику. Великая Степь сохраняла свою независимость только как кочевая культура, в противном случае растворялась в численно превосходящих государствах.

Китайские императоры, поставили задачу разгрома тюркских государств, считали, «что нужно объединяться с теми, кто находится далеко, против тех, кто находится рядом». Китайцы всячески использовали противоречия в тюркской среде, подкупали тюрков дорогими шелками и молодыми красавицами. Сила китайской цивилизации не единожды приводила к ассимиляции тюрков, которые умели побеждать и даже устанавливали свои династии, но китайская культура неизменно их ассимилировала. Тюрки начинали копировать китайский быт, нравы, титулатуру, выращивать шелковый кокон, учились читать по-китайски и легко ассимилировались.

Племена хунну, которые поддались очарованию китайской цивилизации, исчезли в ней, сохранились только те, которые выработали идеологию сопротивления. После знаменитого вождя Багатура, его место занял сын Каяк. Китайский император немедленно послал ему в жены одну из принцесс в сопровождении евнуха. Этот человек вовсе не был сторонником кочевого образа жизни, но оказавшись не по своей воле в их стане, провозгласил, что станет «занозой в боку Китая». Он так изложил идеологию кочевников их предводителю: «Ваша полная орда едва ли равна в численности населения пары китайских провинций, однако секрет вашей силы заключается в вашей независимости от Китая по всем вашим потребностям. Я заметил все возрастающую любовь к китайским товарам. Подумай о том, что одна пятая китайского богатства будет досточным для того, чтобы купить всех твоих людей вместе. Шелка и сатины являются даже не половиной того, что так хорошо устраивает фетр в вашей суровой жизни, скоропортящиеся китайские деликатесы не так хороши и потребны, как ваш кумыс и сыр». Слова евнуха для истинных степняков были по душе. Они говорили: «Наше естественное бытие заключается в животной силе и активности; мы не приспособлены и презираем бесславное условие рабства и праздности. Сражение на коне является существом нашей политической силы и именно этим путем мы всегда были в состоянии утверждать наше преимущество… Как бы ни был Китай силен, однако он не в состоянии завоевать нас и ассимилировать. Почему должны быть позабыты наши древние обычаи, оказывая почтение Китаю?».

В надписи в честь Кюль-тегина поясняется, что означает «дурное мудрование»: «…вследствие подстрекателей и обмана обманывающих со стороны народа табгач и вследствие его прельщений, а также вследствие того, что они ссорили младших братьев со старшими и вооружали друг против друга народ и правителей, — тюркский народ привел в расстройство свой существовавший эль». Фото wikipedia.org

Союз племен хунну с III в. до н.э. не одно столетие держал в страхе Китай. Это стало возможным благодаря идеологии номадизма, от которой не отступали хунну. Великая китайская стена была построена для сдерживания кочевников. Союз племен хунну распался не столько под давлением Китая, сколько из-за внутренних распрей.

Пришедший вслед за гуннским союзом Тюркский каганат страдал от тех же противоречий. С одной стороны, не утихали конфликты внутри государства, с другой, шла борьба с Китаем и другими оседлыми государствами. Йоллыг-тегин написал на камне: «У народа табгач, дающего нам без ограничения столько золота, серебра, спирта и шелка, речь была сладкая, а драгоценности мягкие; прельщая сладкой речью и роскошными драгоценностями, они весьма сильно привлекали к себе далеко жившие народы. Те же, поселясь вплотную, затем усваивали себе дурное мудрование». В надписи в честь Кюль-тегина поясняется, что означает «дурное мудрование»: «…вследствие подстрекателей и обмана обманывающих со стороны народа табгач и вследствие его прельщений, а также вследствие того, что они ссорили младших братьев со старшими и вооружали друг против друга народ и правителей, — тюркский народ привел в расстройство свой существовавший эль». В этих надписях выражена борьба не только двух государств, но и разных идеологий. Один из правителей Тюркского каганата собирался строить крепости и монастыри. Ему возразил известный советник Тоньюкук, который сам учился у табгачей и прекрасно знал, кем становятся бывшие кочевники при столкновении с земледельческой цивилизацией китайцев: «Нет! Тюркский народ мал, даже не сотая часть Китая, и единственной причиной того, что мы были в состоянии бороться с ним, было то, что мы, кочевые, таскали с собой свои провизии на своих ногах и все мы были сведущи в искусстве войны. Когда мы можем, мы можем грабить, когда мы не можем, мы скрываемся там, где никакая китайская армия не застанет нас. Если мы начнем строить города и менять наши старые обычаи жизни, то мы в один прекрасный день найдем себя всех аннексированными. Более того, главным смыслом монастырей и храмов является внедрение мягкости характера, в то же самое время только жестокие и воинственные правят человечеством». В этом выступлении концентрированно было выражено мировоззрение номадов.

Великие каганы, основавшие Тюркский каганат в 552 г. Бумын и Истеми-каган, имели весьма посредственных преемников. «Их младшие братья и сыновья стали каганами, — говорится в надписи на камне, — но младшие братья не походили на старших братьев, сыновья вовсе не напоминали отцов. На трон воссели каганы без мудрости и смелости, что и привело к распаду тюркской империи». Соперничество двух крыльев империи, восточного на Орхоне, западного — на Иссык-Куле и Таласе привело к краху империи тюрков. Орхонские надписи гласят, что главные цели «иля» заключены в обеспечении безопасности, порядка и справедливости. Причиной падения государства Бумына стал отход беков от принципа справедливости — так записано на камнях. Идея справедливости была одной из ключевых в тюркских государствах, и когда она нарушалась благоденствию государства приходил конец.

В исторической литературе популярна легенда об отце, убеждающего сыновей сохранять единство перед лицом врага. Скифский царь Атей раздает сыновьям по одной стреле, предлагая сломать ее. Сыновьям это легко удается. Затем он дает пучок стрел. Сыновья не могут его переломить. Смысл такого урока в преимуществах единства. Однако сыновья поступают по-своему и теряют страну.

Междоусобица преследовала хунну, тюрков, татар, вплоть до восшествия на престол Чингизхана, сумевшего благодаря объединительной идеологии собрать разношерстные тюркские племена в одно мощное сообщество. Фото wikipedia.org

После смерти Аттилы в начале 453 г. его сыновья потребовали раздела гуннских народов между ними поровну. В результате судьба гуннского союза оказалась плачевной.

Кубрат-хан своим сыновьям предлагал сломать по одному прутику, с чем они легко справляются, а затем дает пучок, не поддающийся никаким усилиям. Конец истории тот же — Хазары разгромили Великую Болгарию, а сыновья разлетелись на все четыре стороны.

Аналогичный сюжет встречается и в «Сокровенном сказании». Сыновья Алан-Гоа, несмотря на все усилия матери, разделили наследство между со­бой, оставив без средств самого младшего брата, Бодончара, «считая его глупым и неотесаным и не признавая даже за родственника». Притчи отцов мало влияли на поведение сыновей. Объединение разрозненных племен начиналось с появления лидера с новой идеологией, способной увлечь массы великой целью, и заканчивались под напором алчности и зависти.

Междоусобица преследовала хунну, тюрков, татар, вплоть до восшествия на престол Чингизхана, сумевшего благодаря объединительной идеологии, собрать разношерстные тюркские племена в одно мощное сообщество. Потомки же чем дальше, тем больше впадали в пучину междоусобицы.

Продолжение следует

Рафаэль Хакимов
ОбществоИстория Татарстан
комментарии 40

комментарии

  • Анонимно 01 сент
    Интересно. Продолжайте пожалуйста)
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    Автор пишет :
    Тенгриантство
    Религия объединяла древних тюрков. И хотя не сохранились какие-либо священные тексты, но сама вера в верховное существо сохранилась в разговорном языке до сих пор. Даже во времена торжества ислама у татар Аллах и Тенгри считались синонимами. Ханские ярлыки начинались с восхваления Тенгри.
    -------------------------------------------------------------------------------
    Не верно ..
    Языческий Бог предков татар назывался ХОДАЙ , а НЕ ТЕНГРИ .
    И сейчас татары часто произносят это имя ..
    Но имя Тенгри для поволжских татар-чужд .
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    Автор пишет.
    Тенгрианство – традиционная религия всех тюрков, была достаточно абстрактной и простой. Уже гунны поклонялись Тенгри-хану, владыке Верхнего мира, чьими символами были солнце, луна, высокие деревья, особенно те, в которые ударила молния
    -------------------------------------------------------------------------------------------------
    ------Олицетворением --------ТЕНГРИ-ХАНА было ГОЛУБОЕ НЕБО ., А НЕ СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ ...В тенгрианстве не делается акцент на СОЛЦЕ И ЗВЕЗДЫ.
    Не нужно путать солнцепоклонство , свойственное иранским народам , включая скифов , сармат алан ,булгар , с тенгрианством , с религией тюрко-монгольских племен.

    ТЕНГРИ (тэнре) - у тюркских и МОНГОЛЬСКИХ народов БОЖЕСТВО , олицетворяющее НЕБО . (Встречается в языках: алтайский- тенгри, тенгери; шорский- тегри; тувинский-. дээр; якутский- тангара; монгольский-. тэнгэр; бурятский-. тэнгэри, тэнгри; калмыцкий- тэнгер; хакасский- тер)

    Термин "Тенгри" принадлежит древнейшему мифологическому фонду народов Центральной Азии и, возможно, был представлен ещё в языке хунну (III в. до н.э. и раньше). Представление о Тенгри складывалось на основе верований о небесном духе-хозяине, причём небо мыслилось и его непосредственным проявлением, и местом его обитания. Тенгри как не персонифицированное мужское божественное начало, распоряжающееся судьбами человека, народа и государства, выступает ещё в древнетюркской мифологии.

    Позднее образ единого благодетельного, всезнающего, правосудного божественного неба (Тенгри) в наибольшей мере сохранился у хакасов и у монголов. Поклонение персонифицированному светлому божеству Тенгри-хану, который мыслился огромных размеров, наблюдалось у западных тюрок - савиров-хазар (VII в.).
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    Вопрос в том будет ли наш Татарский народ разрозненный как отдельные прутики и тогда враг перебьет нас поодиночке или мы обьединимся, тогда НИКТО нас не остановит!
    Ответить
    Анонимно 01 сент
    Главное знать куда идти - а то "никто не остановит" и уйдёте далеко, да заблудитесь...
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    интересно пишет Хакимов, молодец!
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    Добротная статья!
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    Тенгри понимается не просто как НЕБО в его природном значе­нии, а как НЕБО – начало всего, НЕБО как Единый Бог. Небо как бес­конечная сущность, абсолютное воплощение верха, абсолютная уда­ленность и недоступность, неизменность, величие и превосходство над всем земным порождало в религиозном сознании восприятие его как активной силы, источника блага и жизни
    Впервые зафиксировано в китайских летописях при описании ХУННОВ как 撑犁:

    «匈奴谓天为撑犁» : Хунну называют Тянь (天 название НЕБА или Небес по-КИТАЙСКИ ) Тенгри.

    В государствах тюркоязычных народов Средних веков, в том числе у собственно древних тюрков (тюркютов), ханы основывали свою власть на соизволении Тенгри[3]. Эти правители воспринимались как обладатели дара Тенгри, давшего им особую благодать — кут, носили тронные имена, подчеркивающее их избранность, такие, как Тенгрикут, Кутлуг или Куталмыш[4]
    Основными божественными сущностями в МОНГОЛЬСКОМ тенгрианстве являлись Небесный Отец (монг. Тэнгэр Эцэг) и Мать-Земля (монг. Газар Ээж). Вера во всемирного, дарующего победы бога служило в Монгольской империи идеологическим средством усиления контроля хана. Так, повеления МОНГОЛЬСКИХ владык подкреплялись ссылкой на «Силу Вечного НЕБА »[6].

    Имя бога по мнению участников проекта «Этимологическая база Старостина» происходит от общеалтайской лексемы с изначальным значением «клятва, божество»[7].

    Происхождение связывается также с КИТАЙСКИМ термином Тянь, в значении «НЕБО »[9].
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    Всё правильно. Замечательно Рафаэль Сибгатович. Отличная статья. В правильном направлении движитесь.
    Достоевский, говорят, ненавидел Белинского. Когда их хотели примерить ни за что не соглашался со словами: какже так, он при меня Бога ругал?!
    У Хакимова в недавнем прошлом прослеживалось мировоззрение агностика. Я читал его пару статей с этих позиций. С ревизионисткой позиции догм и постулатов Священного Корана. Мне тогда очень не понравилось. Даже дал себе слово больше не читать Хакимова. Был вынужден. Искал некоторые ответы на возникшие внезапно вопросы, так как в обществе стали усиливаться татарофобские настороения, связанные как с Договором, так и с языком.
    Сейчас позиция Рафаэля Сибгатовича некоторым образом меняется. И это радует. Аллага шөкер. Зачем обсуждать то, что познать нельзя в принципе?!
    Габдель Юссон.

    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    Половцы (кипчаки) исповедовали ТЕНГРИАНСТВО . Эта религия основана на культе Тенгри-хана (Вечного Синего Неба).Кипчаки чтили ГОЛУБОЕ НЕБО Кроме Тенгри-хана, кипчаки почитали богиню Умай, которая олицетворяла земное начало.[58] Также они поклонялись животным, в особенности ВОЛКУ , которого кипчаки считали своим предком-тотемом.
    Ответить
  • Анонимно 01 сент

    Тенгрианство - религия древних тюрков и монголо


    Основу национального характера, мировоззрения ойратов заложила древняя РЕЛИГИЯ МОНГОЛОВ - ТЕНГРИАНСТВО . Тысячелетиями предки МОНГОЛОВ поклонялись Вечному Синему НЕБУ (Мөнке Көке Тенгр). Некоторые ученые путают тенгрианство и шаманизм, считая их единым целым. На самом деле они вполне гармонично сосуществовали. Шаманы- «бё» осуществляли связи с потусторонним миром через трансцендентальные опыты, лечили людей, т.е. делали то же самое, что и современные экстрасенсы, биоэнергетики, колдуны, которые также вполне уживаются с христианством, буддизмом или исламом. Более того, по мнению Л.Н. Гумилева во время проведения празднеств, жертвоприношений шаманы к участию не допускались. Тенгрианскими служителями были «беки» - хранители веры. С течением времени ими была разработана философская база. Тенгрианство - наша исконная религия, национальный характер монголов, их философия и мировоззрение выковывались одновременно с её становлением и были с нею гармонично связаны. До последнего времени калмыки на генетическом уровне сохранили память о принципах и ценностях, заложенных в её основе. Практически все сохранившиеся калмыцкие традиции и обычаи имеют тенгрианские корни: обряды, связанные с огнем, рождением и смертью, почитанием духов местностей, окропление молоком или кумысом, различные поверья и многое другое. Кстати, наиболее почитаемые среди калмыков божества- покровители: Цаган Овгн-Белый Старец и Окон Тенгри-Небесная Дева перешли в буддийский пантеон из тенгрианского. Один из самых любимых праздников Цаган Сар также пришел к нам из тенгрианских времен. «Отголоски древних мифов о Тенгри и Этуген можно найти в современных загадках ойратов: "аавин девлиг алхдҗ болхш, ээҗин девлиг эвкдҗ болхш" (отцовскую шубу не перешагнуть, материнскую шубу не свернуть), т. е. "небо и земля"; "аавин манна миркидж, аршан нульмсн асхрдж," (отцовский лоб нахмурился, целебные слезы полились), т.е. "дождь пошел"». [С. Минаев] Основными божествами почитались Вечное Синее Небо (Мөнкэ Көкэ Тенгр) и Земля (Этуген), олицетворявшие мужское и женское начала соответственно. Причем Небо считалось главнее. От их слияния родилось все живое
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    17.14.Вот это, то что Вы говорите, ещё одно доказательства, что татары-монголы к самим монголам отношения никакого не имеют. Ибо, у татар-монгол религия - Тенгрианство, а у монгол Буддизм.
    Поэтому утверждать, что Чингис-хан был монголом - глупость. ЧХ не был буддистом.
    Я вот недавно познакомился со студентами из Китая. По национальности татары. В нескольких поколениях проживающих в Поднебесной. Очень внешне похожи на китайцев. Но ведь мы знаем, что сами китайцы трепетно относились к чистоте своей расы, не допуская никакой ассимиляции.
    У одного моего знакомого жена русская с Узбекистана. Очень удивился. Так как тип у неё восточной женщины. Я думал, минимум татарка.
    Поэтому, когда говорят, что поволжские татары похожи с русскими, наивность удивляет. А с кем должны быть схожими татары - с эфиопами что ли?
    Я конечно не биолог, но очень сильно подозреваю, что на внешность человека серьёзно влияет больше не его "генетические корни", а то что, сколькими поколениями он проживал в той или иной местности, какая там существовала культура и быт. Но самое главное, какое там было питание. Мы ведь знаем, что строительным материалом для клеток организма является белок - животный и растительный.
    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 01 сент
    Согласен. Часто наблюдал такое явление в Узбекистане. Видел встречу братьев - украинцев разлучённых войной. Один из них вырос в детском доме в Гиждуване Бухарской области, так он мало отличается от местных узбеков и таджиков.
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    «Тенгри как неперсонифицированное мужское божественное начало, распоряжался судьбами человека, народа и государства. Средневековые монголы называли Тенгри вечным "Менке-тенгри". "Менке-тенгри" считался единым благодетельным, всезнающим, правосудным богом. Этуген была всемогущей богиней земной природы, символизировала плодородие. Монгольские народы называли ее "Этуген-эке" (мать-земля)». [С. Минаев] Тенгрианцы верили, что после смерти душа не умирает, но человек перерождается только в человека. В зависимости от того, как жил человек, какие накопил заслуги, он получает хорошее или плохое перерождение. Суть тенгрианской философии заключается в том, что в её основе находятся четыре гармонии. Гармония человека со своим внутренним «Я». Тенгрианцы считали, что люди произошли от Неба - отца и Земли - матери, т.е. от Бога, и люди - дети Божьи. Поэтому при рождении каждый человек получает божественную искру, выраженную в определенных талантах, наклонностях, свойствах ума и характера. Не бывает абсолютно бесталанных людей! С этой гармонией связано понятие «заян» - судьба или предназначение. Образование и воспитание, прежде всего семейное, должны быть направлены на развитие физических, творческих и духовных способностей каждого конкретного ребенка, раскрытие его талантов с тем, чтобы во взрослой жизни человек мог жить в гармонии со своей душой, занять достойную его нишу, стать профессионалом. Таким образом, каждый должен быть в гармонии со своим внутренним миром и заниматься своим делом. Познай самого себя! Будь таким, каким ты должен быть! Будь самим собой! - основные императивы данной гармонии.
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    ТЕНГРИАНСТВО - ОБЩАЯ ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ МОНГОЛ И ДРЕВНИХ ТЮРКОВ .
    Но к поволжским татарам ТЕНГРИАНСТВО НЕ ИМЕЕТ НИ КАКОГО ОТНОШЕНИЯ .
    У наших предков языческой религией было СОЛНЦЕПОКЛОНСТВО
    Языческими Богами у предков поволжских татар были ХОДАЙ И ЭДФУ
    МОНГОЛЫ приняли БУДДИЗМ лишь в 17 и 18 веках
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    18.09.
    Ещё раз повторюсь. Монголы буддисты. Проживающие на территории России калмыки и буряты- буддисты. Буддизм трансформироваться в Тэнгрианство - не мог в принципе. Ибо первое - религия одного божества, такие же как Иудаизм, Христианство, Ислам, то есть мировая религия, второе - идолопоклонничество - местечковое. В последствии Тэнгрианство, вера наших предков, трансформировалось в Ислам.
    Татары-монголы - это не монголы. Сами монголы о Чингисхане узнали только в начале 20-х годов прошлого столетия от БОЛЬШЕВИКОВ.
    Габдель Юссон.
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    Так и Тюрки -тенгрианцы со временем приняли ИСЛАМ И ПРАВОСЛАВИЕ (ЯКУТЫ , АЛТАЙЦЫ ЩОРЦЫ ХАКАСЫ и ид)..
    Но от этого НИ КТО ИХ НЕ ПЫТАЕТСЯ ДЕЛИТЬ на 2 части , как Вы делите монгол , господин ЮССОН ..
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    Международный Фонд Исследования Тенгри


    Монгольская идеология тенгеризма и Хубилай-хан
    15 сентября 2012, 11:21 | Просмотров: 3 828
    Существовало убеждение, что Тенгри (Божественное Небо) вдохновило и обусловило беспрецедентный подъем Монголов в 13 и 14 столетиях, и эта вера была со временем развита в положение, что это составило целостную политическую теорию, которая может быть названа Тенгризм.

    Идеология Тенгризма прошла три стадии развития. Она впервые возникла в период, когда Чингис-хан основал Великое Монгольское государство в 1206 г. В это время она была нацелена на сакрализацию и легитимизацию мощи его Евразийской кочевой империи. Вторая стадия проходила в период всемирной экспансии потомков Чингис-хана. В это время Тенгризм развился в утонченную универсальную теорию Тенгризации, в соответствии с которой все под Небесами должно быть объединено под управлением Монголов. Третья стадия Тенгризма началась с правления Хубилай-хана, который дополнил создание мировой империи завоеванием всего Китая. В отличие от своих предшественников Хубилай-хан был менее связан с завоеваниями, чем с проблемами умиротворения и консолидации мировой империи.
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    Господин Юссон ! Ваш пост 18-09 не содержит ни чего истинного ....
    давайте разложим все что Вы написали по пунктам и вы приведя научные аргументы попробуйте их доказать


    Сейчас я дам коментариии
    Монголы СЕЙЧАС -буддисты .Это ни кто не оспаривает
    но лишь с 17 века ..
    Но речь идет о 13 веке ..В 17 веке монголы перешли из тенгрианства в ламаизм , течение буддизма ..
    Тенгрианство у монгол трансформировалась в буддизм , а не наоборот г Юссон ))
    Наши предки, татары Поволжья исповедывали солнцепоклонство , а НЕ тенгрианство ....
    Языческими Богами наших предков были ЭДФУ И ХОДАЙ , а НЕ ТЕНГРИ
    Эдфу - Бог Булгар , ХОДАЙ - Бог алан-асов
    Наш народ не забыл до сих пор название языческого Бога - ХОДАЙ
    И сегодня это имя звучит в песнях ,стихах , в пожеланиях и тд ..
    Называя Ходай , наши татары конечно имеют ввиду нашего ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА !
    Ни ни кто у поволжских татар НЕ ОБРАЩАЕТСЯ К ТЕНГРИ ..
    НЕ В ПОЖЕЛАНИЯХ ,НЕ СТИХАХ НЕ В ПЕСНЯХ ...
    ТЕНГРИ для поволжских татар- чужд.

    Ответить
    Анонимно 02 сент
    Уважаемый аноним. Вы специально в заблуждение людей вводите что ли? Какой 17 век? Вот сведения из ВИКИПЕДИИ.
    Во древности предки монгол были шаманистами. Во времена империи Юань (1271-1368) официальной религии был тибетский буддизм традиции Сакья. https://ru.wikipedia.org/wiki/Религия_в_Монголии
    Согласитесь - шаманизм и Тэнгрианство - разные религии. Ибо в первом случае поклонялись не к божеству, а духам.
    Ходай - это промежуточное название БОГА. Ибо и поволжские татары поклонялись прежде всего божеству НЕБА - ТЭНГРЕ. Сейчас Аллаху, которого тоже иногда называют ХОДАЙ, что означает ГОСПОДЬ БОГ, как у христиан. Надеюсь я не ошибаюсь. Спросите у муллы.
    Габдель Юссон.
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    У МОНГОЛ полным полно преданий о ЧИНГИСХАНЕ И ДРУГИХ МОНГОЛЬСКИХ ХАНАХ И СОБЫТИЯХ произошедших в МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ
    А вот у поволжских татар НИ КАКИХ ПРЕДАНИЙ О ЧИНГИСХАНЕ -НЕТ
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    И, наконец, особо нужно рассмотреть вопрос о соотношении названий «монголы» и «татары», а также о правильности широко употребляемого сейчас наименования населения Золотой Орды «монголо-татарами».

    Ознакомление с древними летописными источниками показывает, что этноним «монголы» был широко известен в древней Центральной Азии. Он применялся как самоназвание нескольких племен, объединенных Чингисханом в единое государство. Однако исторически сложилось так, что повсюду, где появлялись монгольские войска Чингисхана и его наследников, их называли татарами. Это связано исключительно с китайской летописной традицией, с XII в. упорно именовавшей ВСЕХ МОНГОЛОВ , включая самого Чингисхана с ближайшим окружением, черными татарами[7]. Однако ни сами Чингизиды, ни монгольские армии, появившиеся в Европе под предводительством БАТУ , НЕ ИМЕЛИ К ТАТАРАМ никакого отношения. Они НАЗЫВАЛИ СЕБЯ исключительно МОНГОЛАМИ [8], а свое государство МОНГОЛЬСКИМ [9]. Что же касается собственно ТАТАР , то они в XII — нач. XIII в. обитали вдоль северной границы Китая, охраняя подходы к Великой Китайской стене от набегов кочевников, в том числе и МОНГОЛОВ . Китайские императоры за эту службу выдавали ТАТАРСКИМ предводителям ежегодное установленное содержание серебром и различными товарами. Название «ТАТАРЫ » в средневековой КИТАЙСКОЙ историографии соответствовало европейскому понятию «ВАРВАРЫ ». Именно поэтому КИТАЙЦЫ РАСПРАСТРАНИЛИ этноним «ТАТАРЫ » и НА ДРУГИЕ ПЛЕМЕНА , обитавшие К СЕВЕРУ северу от собственно ТАТАР . Однако при этом последних они именовали белыми татарами, то есть более культурными, причастными к плодам и достижениям китайской цивилизации, а живших в северных степях, лесах и горах МОНГОЛОВ именовали ЧЕРНЫМИ ТАТАРАМИ , что носило уничижительный оттенок, подчеркивая их дикость
    Ответить
  • Анонимно 02 сент
    Вы путаете Золотую Орду и другие части с империей ЮАНЬ ...Империи Юань-это завоеванный монголами КИТАЙ .. а КИТАЙЦЫ естественно БУДДИСТЫ
    Монголы которые пришли в Среднюю Азию , Европу , Ближний Восток были тенрианцами
    Ходай - это языческий Бог предков татар .....Его даже с принятием Ислама НЕ ЗАБЫЛИ
    Пантеон тенгрианства -монгольских и тюркских народов --ДРУГОЙ , чем в СОЛНЦЕПОКЛОНСТВЕ иранских народов
    ХОДАЙ -ИРАНСКОЕ НАЗВАНЕИЕ ЯЗЫЧЕСКОГО БОГА
    Ответить
  • Анонимно 02 сент
    Собственно татары никогда не были союзниками монголов и никогда не участвовали в их завоевательных походах, а наоборот, постоянно враждовали с ними. Отец Чингисхана Есугей в XII в. нанес татарам крупное поражение, за что через несколько лет они его отравили. Чингисхан, придя к власти в Монголии, жестоко отомстил им за смерть отца, устроив кровавую резню. Результаты ее так оцениваются в «Тайной истории монголов» устами самого Чингисхана: «Мы сокрушили ненавистных врагов — татар, этих убийц дедов и отцов наших, когда мы в справедливое возмездие за их злодеяния поголовно истребили татарский народ, примеряя детей их к тележной оси» [10]. В результате в самом начале XIII в. татары практически перестали существовать не только как военная сила, но и как народ, поскольку по приказу Чингисхана были вырезаны даже младенцы ростом выше тележной оси. Целенаправленный геноцид ИСТРЕБИЛ ТАТАР как политическую и этническую единицу, но ИХ ИМЯ ("ТАТАР")в китайских исторических сочинениях того времени продолжало применяться по отношению к МОНГОЛАМ . Оно-то(имя "татар") и было принесено в Европу КУПЕЧЕСКИМИ караванами задолго ДО появления здесь войска хана Бату.
    Ответить
  • Анонимно 02 сент
    предки поволжских татар ни когда НЕ обращались к языческому Богу -по имени ТЕНГРИ
    Не нужно выдумывать .
    Если не согласны , то приведите средневековый письменный источник , когда булгары или буртасы называют языческого Бога -тенгри
    Уверен , что не сможете привести
    Ответить
  • Анонимно 02 сент
    Русские и западноевропейские летописи по отношению к населению Золотой Орды обычно употребляли этноним «татары», хотя посетивший в середине XIII в. это государство Г. Рубрук особо отмечал, что основатели улуса Джучи всегда НАЗЫВАЛИ СЕБЯ МОНГОЛАМИ . Побывавший здесь другой путешественник, П. Карпини, прямо озаглавил свои записки «ИСТОРИЯ МОНГОЛОВ , именуемых нами ТАТАРАМИ». Более поздние русские историки пытались ликвидировать показавшееся им несоответствие между хорошо известным названием «монголы» и постоянно встречающимся в летописях «татары».

    В 1823 г. учитель ГЕОГРАФИИ)) Первой Санкт-Петербургской гимназии П. Наумов впервые ввел в употребление словосочетание «МОНГОЛЫ-ТАТАРЫ »[12]. В результате исторически ОШИБОЧНОГО и ничем НЕ подтвержденного объяснения и возник неуклюжий, но устрашающий гибрид «монголо-татары». Это явное НЕсоответствие фактам истории настолько прочно укоренилось в науке, что употребляется некоторыми учеными до сегодняшнего дня. Источники же СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ , что в войсках Чингисхана, а тем более Бату ТАТАР практически НЕ было. Однако благодаря историческому ЗАБЛУЖДЕНИЮ и прочно установившейся традиции имя их("татары") и сегодня сохраняется на этнической карте нашей страны, хотя СОВРЕМЕННЫЕ ТАТАРЫ НЕ имеют никакого отношения к древнему народу , обитавшему в средние века на границе с Китаем, у реки Халхин-Гол.
    Ответить
  • Анонимно 02 сент
    Oh mein Gott-о мой Бог- с немецкого
    Oh my God--о мой Бог -с английского
    Oh my God.- о мой Бог -с норвежского
    Oh mijn God.-о мой Бог --с голландского

    Поволжские татары тоже также, как европейцы говорят --
    И Ходаем ----- о мой Бог . ( но НЕ говорят :"О Тенгрием" )
    ХОД- God- Бог - один индоевропейский корень
    Иранцы - индоевропейцы
    На современном персидском Бог – Xodā из ср.перс. Xvadāy (др.ир. xva- tāvya- «самомощный»), т.е. по сути это значит «Господь»

    Xvadāy (др.ир. xva- tāvya- «самомощный»)-
    Вот откуда у татар название ХОДАЙ

    Hudai- c пуштунского


    Ответить
  • Анонимно 02 сент
    .. Ходай, Хода - от ИРАНСКИХ корней части ПРЕДКОВ этноса ТАТАР. В транскрипции Хоda по-персидски (с "черточкой", т.н. макроном над конечной буквой "а", означающей удлинение звука) переводится "бог". Родственно "индо-европейским" God (англ.), Gott (нем.) и т. д
    Ответить
  • Анонимно 02 сент
    Если принять за основу то что местные татары и монголы это две больших разницы то в прах разбивается вынашиваемая годами красивая идея о Великой Татарии от океана до Франции.А как быть тогда с празднованием юбилея Золотой орды.Ну не для того же пишет свою книгу бывший заведующий идеологического отдела татарского обкома чтоб было понятно что родственников нынешних татар надо искать не за тысячи километров а гораздо ближе.Да и штурм Казани Иваном Грозным тогда открывается совсем в другом свете не как завоевание а как освобождение порабощённого татарского народа от власти чингизидов.Не русские же сожгли Булгар а Бату.И почему тогда день взятия Казани не сделать праздником.Интересная вещь история если на неё взглянуть с другого бока.
    Ответить
  • Анонимно 02 сент
    Ребята. Скажу одну умную вещь - только не обижайтесь.
    При обсуждение нашей тюркской (Татарской, Тартарской) цивилизации всегда, то ли умышленно, то ли от недопонимания, осуществляется ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ,
    Существует, как говорится, ТРИ ЯЧЕЙКИ ОБЩЕСТВА, или говоря современным языком - ТРИ ОБЩЕСТВЕННО СОЦИАЛЬНЫЕ МАТРИЦЫ: СЕМЬЯ, НАРОД, ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Они формируются и их становления абсолютно на разных принципах, но НЕ ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИХ.
    1. Для семьи - основное условие родственные (КРОВНЫЕ) СВЯЗИ. Если нет родства, значит и не семья. Бывают исключения искусственно созданные, например, усыновление или опекунство. Но в этом случае - семья становиться лишь формальностью. Жена и муж изначально не родственники. Однако таковыми становятся ( по обоюдно выгодным договорённостям) из-за ведения обще нажитого хозяйства и воспитания появившихся от совместного брака общих детей ( тут возникают уже кровные связи).
    2. Народ - формируется и его становление происходит по другим принципам (необходимо достаточным). Быть единым народом совсем не обязательно иметь КРОВНЫХ СВЯЗЕЙ друг с другом. Это союз СЕМЕЙ, если утрировать. Основные критерия народа - это язык, культура, традиции, религия, название этноса.
    Вот господин Хакимов и я, оба: татарина, язык у нас татарский, вероисповедание Ислам, любим и ходим на Сабантуи, носим (при необходимости) тюбетейки. НО МЫ С НИМ НИКАК НЕ РОДСТВЕННИКИ. Даже, обращаю особое внимание на то, что у Хакимова и у меня Атнинские корни.
    3. Цивилизация - это совсем другое. На общность ЦИВИЛИЗАЦИИ указывает в основном два признака: РАСА И ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ГРУППЕ. В нашем случае ТЮРКЯЗЫЧНОСТЬ.
    Язык внутри цивилизации не может быть ЕДИНЫМ, так как в силу культорологических и географических обстоятельств он обретает различные диалектические акценты. Например, у поволжских татар - он кипчакский, у азербайджанцев - персидский, у турок - огузский.
    Например, возьмём татар и современных чуваш. Татары в Исламе, чуваши в православии. Мы разные народы. Но мы братские. Так как мы принадлежим к БЕЛОЙ РАСЕ и родными языками нам является у каждого свой со своей диалектической окраской, но ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ и существующее в одной группе, то есть ТЮРКСКОЙ языковой группе.
    Следовательно татары и чуваши ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОДНОЙ ТЮРКСКОЙ (ТАТАРСКОЙ, ТАРТАРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ)
    Народы внутри этой цивилизации могут развиваться по разным объективным причинам ПО РАЗНОМУ. Где-то могут быть передовиками как в культуре, религии, так и в научно-техническом прогрессе, а значит и различны в обладании материальными благами. Но, а где-то ОТСТАЮЩИЕ В РАЗВИТИИ.
    Для примера возьмём Западную Цивилизацию (по сути англо-саксонскую, с некоторыми местечковыми особенностями). Сравните по уровню развития, допустим, США и Грецию.

    Вот, когда в обществе осуществляется подмена понятий: семья, народ и цивилизация, и когда признаки той или иной общественно-социальной матрицы пытаются рассматривать через другую (например семья и народ, или семья и цивилизация) ТОГДА И ПРИХОДИТ ПУТАНИЦА, ОТДАЛЯЮЩАЯ НАС ВСЁ ДАЛЬШЕ И ДАЛЬШЕ ОТ ИСТИНЫ.
    И затем, говорят, например, поволжские татары к Золотой Орде отношения не имеют. Как не имеют? Самое что ни на есть ПРЯМОЕ ОТНОШЕНИЕ. Да, даже зачастую, народы Золотой Орды враждовали. А что в семье родственники всегда дружные что ли? Даже в семьях зачастую враждуют. А что уж говорить о целой ЦИВИЛИЗАЦИИ.

    Габдель Юссон.
    Ответить
  • Анонимно 03 сент
    Язычество булгар.
    Религия булгар носила политеистический характер. По сведениям арабского хрониста Аль-Балхи главное божество-создатель булгар называлось «ЭДФУ », отличаясь от названий аналогичного божества среди других народов:

    «Интересно, что все народы имеют своё название создателя. Арабы его называют Аллах в единственном числе, а других богов называют Иллах; персы его называют Хормуз, Изед, Яздан. У Заратустры он называется Хормуз, но я также слышал и названия ХОД-ехт и ХОД-Борехт. Индийцы и народ Синда его называют Шита Вабит и Махадева. ТЮРКСКИЙ НАРОД его называет БИР ТЕНГРИ , что означает „Бог Единственный“. Христиане Сирии его называют Лаха Раба Куадусса. Евреи его именуют в своем языке Элохим Адонай или Яхия Ашер Яхия. Элохим означает „бог“ на их языке. Я слышал, что БУЛГАРЫ называют Создателя именем ЭДФУ , а когда я их спрашивал, как они называют своего идола, они мне отвечали — Фа. Я также спрашивал коптов, каково их имя создателя. Они отвечали: Ахад Шанак»[58].
    Ответить
  • Анонимно 03 сент
    Тенгре находится на небе. Вот почему татары в отличии от арабов считают что Аллах на небесах.
    Ответить
  • Анонимно 03 сент
    У татар поволжских -НЕ БЫЛО ЯЗЫЧЕСКОГО БОГА -ТЕНГРИ .....
    Теннри был у предков сибирских , астраханских, касимовских ,степных крымских татар., у тех кто связан с кипчаками ,, кимаками , гузами..
    У предков поволжских татар языческим Богом был ХОДАЙ .
    Поклонялись предки поволжских татар ТОЛЬКО -СОЛНЦУ И ЗВЕЗДАМ
    А тенгрианцы - ВСЕМУ голубому небу .......
    По этому археологи при исследовании памятников булгар и буртас находят МНОЖЕСТВО СОЛЯРНЫХ(СОЛНЕЧНЫХ )ЗНАКОВ ..
    Ответить
  • Анонимно 03 сент
    БУЛГАРЫ называют Создателя именем ЭДФУ , а когда я их спрашивал, как они называют своего идола, они мне отвечали — Фа.

    ТЮРКСКИЙ НАРОД его называет БИР ТЕНГРИ , что означает „Бог Единственный“.
    Аль Балхи
    Ответить
  • Анонимно 03 сент
    У Заратустры он называется Хормуз, но я также слышал и названия ХОД-ехт и ХОД-борехт (ХОДай )

    На современном персидском Бог – XОDā из ср.перс. Xvadāy (др.ир. xva- tāvya- «самомощный»), т.е. по сути это значит «Господь»

    XVADāy (древнеиранский xva- tāvya- «самомощный»)-

    Вот откуда у татар название "ХОДАЙ"

    Ответить
    Анонимно 04 сент
    Не только у татар, но и у других тюркских народов. На язык тюрков когда-то повлиял фарси. В тюркских языках есть и арабизмы.
    Ответить
  • Damir Nabi 05 сент
    Пока Рафаэль Хакимов и другие историки пишут объективную историю татар, казахские журналюги, копируя закомплексованных болгаристов, переписывают историю татар. Только сегодня появился статья где дважды татар, без всяких оснований, взяли в «» мол они были «казахами»…
    Ссылку даю
    https://newtimes.kz/politika/77256-pochemu-kazakhstantsy-uezzhayut-iz-strany
    Под статьей невозможно комментировать, ….
    Ответить
  • Анонимно 06 сент
    Названия языческих богов и народов, если они сохранились в лексике
    их языков и после принятия ими Ислама ,Христианства или
    Буддизма (например монголы , буряты , калмыки) , НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЗАИМСТВОВАНИЕМ из других языков..
    Названия Богов -- НЕ ЗАИМСТВУЕТСЯ ..Они приходят вместе ЯЗЫЧЕСКОЙ религией , а если они остаются в лексике после принятия ими ИСЛАМА , ХРИСТИАНСТВА , Буддизма , то их названия дают информацию о том . какие они языческие религии исповедовали ...

    Предки татар, да и современные татары не забыли название своего языческого Бога ......Он называется "ХОДАЙ" ....
    Ответить
  • Анонимно 06 сент
    Согласно статистике, в этом году число покинувших страну по сравнению с таким же периодом 2016 года выросло на 8 %.

    А за последние 10 лет Казахстан покинули более 330 тысяч человек. Такое количество уехавших равно населению, приблизительно, 11 административных районов.

    Насколько такая тенденция опасна для государства?

    Если вспомнить историю средних веков, в те времена наиболее талантливые и предприимчивые казахи уезжали в Москву. Там они получали хорошие должности. Их называли «служилыми татарами». Пользуясь самыми лучшими кадрами Золотой Орды, Московское княжество превратилось в одну из самых мощных держав мира. 70 процентов московских аристократов носили «татарские» фамилии — Тимирязев, Юсупов, Кутузов, Измайлов и другие.
    ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
    совершенно верно , именно предков казахов , ногайцев , кочевых узбеков в 14, 15 вв называли СЛУЖИЛЫМИ ТАТАРАМИ ......Служилые татары - это сословие , куда до 16 века набирали ОРДЫНЦЕВ .....Но с 16 века в это сословие начали привлекать булгар , буртасов , суасов .....То есть уже НЕ ОРДЫНЦЕВ , а оседлое мусульманское население Средней Волги
    Ответить
  • Анонимно 06 сент
    с одной стороны, свидетельство Геродота о МАССАГЕТАХ («Из богов чтут только СОЛНЦЕ , которому приносят в жертву лошадей»), с другой - армянского поэта XIII в. Фрика, для которого КУЛЬТ СОЛНЦА был характернейшим признаком АЛАН («АЛАН , что СОЛНЦЕ чтит»

    В пользу этого говорит сообщение Иоанна Экзарха о том, что БУЛГАРЫ поклоняются СОЛНЦУ и звездам.[62
    ------------------------------------------------------------------------------------------------
    как видим массагеты(саки) ,аланы , булгары --СОЛНЦЕПОКЛОННИКИ , а НЕ ТЕНГРИАНЦЫ
    Так как они по происхождению --ВОСТОЧНЫЕ ИРАНЦЫ
    Дело в том , что языческие религии связаны с ЭТНИЧНОСТЬЮ
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии