Новости раздела

Пристав «в законе» о деле iBOX: «Фактически под домашним арестом находятся трое моих детей»

Глава УФССП по РТ заступился за подследственную, апелляционный арбитраж назвал контрафактом имущество, пропавшее, по версии Следкома РТ, из-под ареста

Пристав «в законе» о деле iBOX: «Фактически под домашним арестом находятся трое моих детей»
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

В ближайшие дни Следком будет ходатайствовать о продлении домашнего ареста начальнику отдела по особым исполнительным производствам УФССП по РТ Жанне Алпаровой. Применение этой меры к матери троих детей, обвиняемой в превышениях должностных полномочий, 24 ноября узаконил Верховный суд РТ. На заседании выяснилось: главный пристав РТ Радик Ильясов, в отличие от следствия, не увидел криминала в действиях подчиненных по аресту спорных товаров iBOX. Как и 11-й апелляционный арбитражный суд. Подробнее в материале «Реального времени».

Телефонограмма от следователя

Под домашним арестом Жанна Алпарова находится меньше месяца. Ее задержали 1 ноября — в профессиональный праздник приставов. 3 ноября в суде, ходатайствуя о домашнем аресте, следователь заявил, что начальник отдела УФССП по РТ подозревается в двух преступлениях. Тогда поддержать ее в Советский райсуд пришли с десяток подчиненных. В пятницу на заседании суда группы поддержки не было. Только Алпарова, ее адвокаты и сопровождающий сотрудник УФСИН по РТ.

Избрание домашнего ареста оспаривала защита. Представитель прокуратуры РТ Лилия Гилячева просила признать решение райсуда законным. Перед началом судебного следствия судья Куранов по собственной инициативе решил исследовать телефонограмму от следователя Рината Кантимирова. Накануне заседания апелляции тот уведомил суд: 10 ноября Алпаровой было предъявлено обвинение сразу по двум эпизодам, оба по п. «в» ч. 3 ст 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, которое повлекло тяжкие последствия).

Почему именно 23 ноября у следствия вдруг появилась необходимость заявить о новом статусе Алпаровой и опасения, что ее освободят? Накануне заседания вступило в силу решение по арбитражному спору двух казанских миллионеров за права на iBOX, вокруг которого и началась война в службе приставов, которая привела к возбуждению уголовного дела. На момент заседания Верховного суда РТ решение арбитражной апелляции еще не было опубликовано. Теперь же с ним могут ознакомиться все желающие.

Решение суда: «Изъять и уничтожить»

11-й апелляционный арбитражный суд полностью удовлетворил иск руководителя ООО «Интерхолдинг» Эдуарда Хусаинова, который еще в июне обратился в арбитраж Татарстана, требуя защитить свои исключительные права на продажу антирадаров, навигаторов, видеорегистраторов под марками iBOX и Ultradata. Согласно вступившему в силу решению, суд обязал ответчиков — главу ООО «ЭР-Холдинг» и веб-сети «Авто-профи» Рамиля Ямалова и его супругу Лейсан Ямалову — прекратить незаконное использование данных торговых знаков и маркировку ими своих товаров.

Суд постановил: «изъять из гражданского оборота и уничтожить товар», находящийся в распоряжении ответчиков. А также взыскать за нарушение исключительных прав Хусаинова с его бывших партнеров компенсацию: 15 млн рублей с Ямалова и 500 тыс. рублей с его супруги. Еще 464 тыс.и рублей ответчиков обязали выплатить в качестве убытков, судебных издержек и расходов на патентного поверенного и адвоката истца.

Отметим, что тот же апелляционный арбитраж в Самаре признал незаконными постановление АС РТ об отказе в иске Хусаинова от 31 августа (мотивированное решение изготовлено 4 сентября) и определение АС РТ о снятии обеспечительных мер — ареста на имущества Ямалова от 1 августа.

Напомним, Алпарова и ее подчиненные усомнились в законности отмены ареста. 23 августа исполнительное производство было передано в Ново-Савиновский райотдел УФССП, а 24-го его сотрудники устроили «пристав-шоу» в больнице, пытаясь вывезти на реанимобиле истца Хусаинова как хранителя арестованного имущества. Истец попал в реанимацию, о чем его супруга заявила в Следком, обвинив тех же приставов еще и в ночном незаконном вскрытии складов с понятыми ответчика. Заявлению Хусаиновой хода не дали, в отличие от заявления Ямалова. 1 сентября Следком по РТ возбудил дело о пропаже из-под ареста имущества на 27 млн рублей и превышении полномочий приставами, которые налагали арест.

Версия обвиняемой: «Это просто охота на ведьм!»

Решение самарских судей бьет и по репутации арбитража Татарстана, и по руководству УФССП по РТ, и по Следкому. Ведь в один день все похищенное, по версии следствия, имущество потерпевшего Ямалова было признано подлежащим уничтожению контрафактом! Впрочем, впереди еще третий, кассационный раунд этой весьма непредсказуемой битвы за iBOX. А пока, поскольку отмена обеспечительных мер признана незаконной, сотрудникам УФССП по РТ надлежит повторно наложить арест на имущество Ямаловых — причем в течение суток, согласно закону об исполнительном производстве. Но с этим слуги Фемиды почему-то тянут уже месяц.

Но вернемся к заседанию Верховного суда РТ. Обвиняемая в превышении полномочий Жанна Алпарова заявила, что к расследованию дела вокруг экономического спора Ямалова и Хусаинова в Следкоме отнеслись необъективно. «Никаких должностных преступлений я не совершала. Это просто охота на ведьм!.. Прошу отменить меру в виде домашнего ареста, потому что фактически под домашним арестом находятся трое моих детей, — сообщила она. — В тех рамках, в которые меня поставили, я не могу обеспечить их воспитание и содержание».

Обвиняемая говорит: по делу о споре вокруг iBOX она лишь создала группу сотрудников, которые в рамках закона наложили арест. Второе дело, по ее мнению, родилось лишь с одной целью — «показать, что я — преступница большого объема». Напомним, по версии Следкома по РТ, в 2016 году Алпарова превысила полномочия, отменив постановление о взыскании в бюджет РФ исполнительного сбора в 1,4 млн рублей (7% от суммы) с добровольно не исполнившего решение суда должника ООО «Ясная Поляна». С этим обвинением пристав также не согласна: говорит, что приставом-исполнителем были нарушены сроки уведомления должника и, не отмени она постановление, это сделал бы суд. Тем более, что к тому моменту спор между должником и взыскателем был урегулирован.

Последний аккорд Радика Ильясова

«Вы уже перешли к обжалованию действий следователя», — прервал выступление обвиняемой судья Сергей Куранов, напомнив, предметом заседания являются жалобы на домашний арест. Подследственная тут же заявила, что оснований для такой меры не было, ведь попыток скрыться она не предпринимала, наоборот, приходила для дачи пояснений к оперативникам УЭБиПК и следователю даже во время отпуска и больничного. А с 6-го октября после скандального обыска в отделе и встречных заявлений о незаконном применении силы со стороны оперативников и со стороны Алпаровой, от должности начальника отдела ее отстранили, определили рабочее место по другому адресу, лишив доступа к документам. Исполнительные производства 2016—2017 годов опера изъяли, а ранее в рамках расследования пожара в ТЦ «Адмирал» были изъяты и дела 2013—2015 годов. «Так что непонятно, что там можно уничтожить!» — заявила суду обвиняемая.

Адвокат Наталья Фарукшина тоже усомнилось в законности решения райсуда, отметив, что суд не учел то обстоятельство, что в момент задержания Алпарова находилась на больничном. Фарукшина связывает задержание своей клиентки с ее активной позицией, видимо, подразумевая обвинения в адрес замглавы УФССП по РТ Эльвиры Лабашовой. Также защитник обратила внимание, что орган следствия не опирался на вступившие в силу решения суда, а напротив, пытался их предвосхитить. Судья попросил уточнить, в чем выражалось предвосхищение.

«Суд установил, что Ямалов, якобы потерпевший, не является собственником арестованного имущества. Поэтому я и говорю — предвосхищая решение суда», — пояснила Фарукшина. Ее коллега Наталья Жажнева подчеркнула, что при избрании домашнего ареста суд, не подумав о последствиях, оставил мать-одиночку и ее детей без материального содержания.

Сама же Алпарова в заключительном слове впервые обнародовала результаты служебной проверки УФССП по РТ по истории ареста имущества должника Ямалова. «Мой руководитель еще 16 октября признал мои действия законными. У следователя информация есть. Однако почему-то во время телефонного звонка он об этом не сообщил», — заявила она. После ухода судьи в совещательную комнату, адвокаты Алпаровой подтвердили — акт проверки за подписью главного пристава РТ Радика Ильясова был подписан еще 16 октября. Впрочем, Ильясов и в истории с «Адмиралом» непублично встал на защиту этой подчиненной, в итоге она продолжала исполнять свои обязанности даже после получения статуса подсудимой.

Срок домашнего ареста Жанны Алпаровой истекает 1 декабря. Срок полномочий Ильясова — на три дня позже.

Ирина Плотникова, фото автора
Происшествия

Новости партнеров