«Адмирал» в суде: топить подсудимых поручили гособвинителю с «Булгарии»
Знаковый процесс начался с массовой неявки потерпевших, оцепления ОМОНа и откровений адвоката
Сегодня в Казани стартовал суд по делу о незаконном рынке в корпусах завода, по сути ставших крематорием в марте 2015 года: 2 человека сгорели без следа, останки 17 жертв удалось найти и опознать. Потерпевшим по делу «Адмирала» было направлено почти 700 повесток. Сдерживать ожидаемый наплыв жаждущих правосудия позвали приставов и омоновцев, оцепивших сегодня входы в ДК «Юность». А потерпевшие вспоминали, что оцепление на самом «Адмирале» появилось лишь через 2 часа после начала пожара. Подробнее — в репортаже «Реального времени».
Охраны больше, чем потерпевших
Казанский ДК «Юность» во второй раз стал площадкой судебного процесса о масштабной трагедии. 6 мая 2013 года здесь начинали рассматривать дело о гибели 122 пассажиров и членов экипажа дизель-электрохода «Булгария». А сегодня, 6 февраля 2017 года, в том же зале стартовал процесс по делу о трагедии в ТЦ «Адмирал». Участников заседания пускали в ДК через тройной кордон металлоискателей — рамки были установлены на входе в здание и в зал с кулисами. А у кулис стоял еще и пристав с ручным металлодетектором. Сам зал на наличие посторонних предметов проверили еще за час до начала заседания.
Впрочем, охраны, работников суда и судебного департамента оказалось даже больше, чем потерпевших. В суд пришли меньше 50 человек. Часть не смогли попасть в зал — в официальном списке оказалось лишь имя жены или мужа. Пресс-секретарь Кировского райсуда Казани Булат Батыршин говорит: повестки разослали почти 700 участникам, но за время следствия люди могли поменять адреса и даже покинуть страну. Ведь большинство потерпевших — это рыночные торговцы, в том числе из стран ближнего зарубежья и Вьетнама. Для последних на процесс был приглашен вьетнамский переводчик, вот только до допроса потерпевших дело сегодня не дошло.
На предварительном, закрытом для СМИ и простых слушателей заседании решались два вопроса — о продлении сроков содержания под стражей и домашнего ареста и предоставлении времени дежурным адвокатам для ознакомления с делом.
Первой из потерпевших в ДК пришла Минниса Фасхутдинова, потерявшая 11 марта 2015 года сына Айзата. Рассказывать о больном женщина отказалась. Куда разговорчивее были предприниматели, потерявшие товар и деньги. Некоторые из них, как семья Федорович, не скрывают — пришли в суд поддержать обвиняемых руководителей фирмы-арендатора рынка ООО «Заря». На рынке Диляра и Валерий Федорович торговали шапками, сгоревшее оценили почти в 4 млн рублей, но претензий к «Заре» не имеют. «Это был несчастный случай!» — говорит Валерий. А вот у супруги — иное мнение. Она считает, был поджог: «Никто не думал, что там будет такая мощная сильная торговля. Позавидовали враги. я не могу сейчас тыкать, кто это сделал. Главное — руководители не виноваты!»
— Раз здание после обрушения признали негодным, значит, государство виновато! Те, кто принимал в эксплуатацию и не контролировал, — рассуждает Валерий Кузягин, лишившийся полумиллиона рублей, но чудом сохранивший жену. — Она часть сумок забрать, а когда выходила там уже все пылало и падало.
Председатель фонда помощи погорельцам «Адмирала» Лилия Черникова повторила при журналистах уже звучавшие обвинения в мародерстве: С места оцепления все 14 коробок в неизвестном направлении пропали у нас. Не сгорели, а пропали — на улице пожара не было". По словам Черниковой, оцепление на объекте появилось часа через два после начала пожара. «Ответить должны те, кто сдавал здание в эксплуатацию в ненадлежащем состоянии и кто игнорировал это, подписывая сдачу объекта. Сейчас в числе подсудимых их нет», — говорит потерпевшая.
Дюжина подсудимых
За пожар и гибель 19 человек в ТЦ «Адмирал» на скамью подсудимых сегодня сели пять рабочих, три руководителя фирмы-арендатора ООО «Заря», двое приставов, а также гендиректор компании собственника-здания ЗАО «УК «АС Менеджмент» и специалист Госстройнадзора.
Гусейн Гахраманов, директор ООО «Заря», 32 года, житель Казани, не судим, женат, на иждивении двое детей. Задержан 12 марта 2015 года, с 13 марта 2015 года под арестом. Обвиняется по восьми эпизодам ст.315; ст.201 ч.2; ст.238 ч.3; ст.219 ч.3; ст.199 ч.2 п.б; ст.33 ч.4-ст.286 ч.3 п.в; ст.33 ч.4-ст.286 ч.3 п.в; ст.238 ч.3 УК РФ (справка по статьям обвинения — ниже).
Гюльгусейн Наджафов, замдиректора ООО «Заря», 51 год, житель Казани, ранее привлекался к уголовной ответственности, юридически не судим, жена, пятеро детей. Задержан 2 апреля 2015 года, с 4 апреля 2015 года под арестом. Обвиняется по четырем эпизодам — ст.201 ч.2; ст.238 ч.3; ст.219 ч.3; ст.238 ч.3 УК РФ.
Николай Каекин, замдиректора по технике безопасности ООО «Заря», 36 лет, житель Казани, не судим, женат, на иждивении двое детей. Задержан 13 марта 2015 года, с 15 марта 2015 года под арестом. Обвиняется по четырем эпизодам — ст.201 ч.2; ст.238 ч.3; ст.219 ч.3; ст.238 ч.3 УК РФ.
Роберт Хайруллин, гендиректор ЗАО «Управляющая компания «АС Менеджмент», 42 года, уроженец Мордовской АССР, житель Лаишевского района, ранее не судим, женат, на иждивении двое малолетних детей. Задержан 14 марта 2015 года, до 4 августа 2015 года находился под стражей, сейчас под домашним арестом. Обвиняется по четырем эпизодам УК РФ: ст.201 ч.2; ст.219 ч.3; ст.327 ч.2; ст.238 ч.3
Нияз Габдулхаев, официально не работает, 25 лет, житель Марий Эл, ранее не судим, холост, детей нет. С 25 июня 2015 года находится под домашним арестом. Обвиняется по статьям 216 ч.3 и 238 ч.3 УК РФ.
Наиль Габдулхаев, официально безработный, 24 года, житель Марий Эл, не судим, не женат, детей нет. Задержан 15 марта 2015 года, с 17 марта по 28 июля 2015 года находился под стражей, сейчас под домашним арестом. Обвиняется по двум статьям: 216 ч.3 и 238 ч.3 УК РФ.
Фанис Мухаметханов, официально не работает, 28 лет, житель Марий Эл, ранее привлекался к уголовной ответственности, юридически не судим, холост, детей нет. Задержан 18 июня 2015 года, с 19 июня 2015 года — под домашним арестом. Обвиняется по двум статьям: ст.216 ч.3; ст.238 ч.3 УК РФ.
Фирдинат Ульданов, официально не работает, 51 год, житель Марий Эл, не судим, женат, двое детей. Задержан 15 марта 2015 года, 17 марта 2015 года помещен под арест. Обвиняется по двум статьям: ст.216 ч.3; ст.238 ч.3 УК РФ
Альберт Халиков, официально не работает, 54 года, юридически не судим, женат, на иждивении — трое детей. Задержан 15 марта 2015 года, с 17 марта по 28 июля 2015 года находился под стражей, сейчас под домашним арестом. Обвиняется по двум статьям — ст.216 ч.3; ст.238 ч.3 УК РФ.
Минзиля Сафина, ведущий юрисконсульт ЗАО «ТатгазСервис», в прошлом — пристав-исполнитель, 28 лет, жительница Казани, не судима, не замужем, детей нет. Задержана 19 марта 2015 года, с 20 марта 2015 года — под домашним арестом. Обвиняется по ст.292 ч.2; ст.286 ч.3 п.в УК РФ
Жанна Алпарова, начальник отдела — старший судебный пристав межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по РТ, 33 года, жительница Высокогорского района, замужем, трое детей. Задержана 19 марта 2015 года, 21 марта 2015 года Советский райсуд отказал следствию в домашнем аресте, находится под подпиской о невыезде. Обвиняется по трем эпизодам: ст.33 ч.4-ст.292 ч.2; ст.33 ч.4-ст.286 ч.3 п.в; ст.286 ч.3 п.в УК РФ
Галия Исаева, старший специалист 3 разряда инспекции Госстройнадзора РТ, 54 года, уроженка Казахстана, не судима, замужем, на иждивении один ребенок. Находилась под стражей с 15 марта по 6 августа 2015 года, сейчас под домашним арестом. Обвиняется статье 286 ч.3 п.в УК РФ.
Под стражей сейчас находятся лишь четверо — директор «Зари» и его замы, а также рабочий Ульданов. Еще троих рабочих из Марий Эл, находящихся под домашним арестом, доставили на процесс в сопровождении лейтенанта полиции. На вопрос «Реального времени», кто же виноват в трагедии, 24-летний обвиняемый Наиль Габдулхаев заявил: «Не мы. Пожар вообще снизу начался, а не там, где мы работали». Подсудимый гендиректор «УК «АС Менеджмент» общаться со СМИ не стал — запрещено условиями домашнего ареста.
Гособвинитель с «Булгарии» против защитников Тимофеева и Навального
Группу гособвинителей сегодня на заседании представлял только старший помощник прокурора Казани Ильдар Нуруллин. Именно он в свое время поддерживал гособвинение по делам о крушении дизель-электрохода «Булгария», о хищениях по госконтрактам в КНИТУ-КХТИ и смертельном наезде экс-майора ФСО под Кремлем. По данным «Реального времени», в группе с Нуруллиным будут работать два сотрудника прокуратуры РТ, занятых сегодня в процессе по делу о хищениях с «Оргсинтеза».
Противостоять гособвинителям будут именитые адвокаты. Правда, договорные защитники пока есть лишь у двух обвиняемых — Хайруллина и Алпаровой. Первого защищает Рамиль Ахметгалиев, который ранее представлял интересы Алексея Навального, Ассоциации «Голос» и семьи младшего сержанта Радика Хабирова, вернувшегося из армии в состоянии комы с весом 28 кг. С подачи Ахметгалиева Конституционный суд РФ признал за госслужащими право критиковать начальство, а Высший арбитражный суд РФ освободил российские НКО от налога на прибыль с иностранных пожертвований. Вторым адвокатом Хайруллина на суде стала Рушана Камалова, известная по делам правозащитной организации «Акцент» и защите потерпевшего от действий татарстанского ОБНОНа гражданина Казахстана Сумбата Оганова.
Адвокат Алпаровой Аскар Пономарев сейчас параллельно участвует в деле нижнекамского коммуниста Николая Максимова, обвиняемого в вымогательстве у депутата Госдумы и его брата 1,8 млн рублей. В свое время Пономарев был адвокатом осужденного за взятку экс-главы Верхнеуслонского и Лаишевского районов Александра Тимофеева.
Проверяющих обвинили в формализме
Как стало известно «Реальному времени», в финале предварительного следствия все 12 обвиняемых и их адвокаты ходатайствовали о прекращении уголовного преследования. Мотивы у каждого фигуранта свои, но в чем-то они перекликаются. Доказательствами невиновности приставов адвокат Алпаровой считает результаты пожарно-технических и строительных экспертиз. По словам Пономарева, даже полное исполнение судебного решения 2013 года об усилении пожарной безопасности «Зари» не спасло бы рынок от трагедии.
Во-первых, в решении и материалах проверок пожарных и прокуроров вообще не упоминался незаконный пристрой, в котором, по версии следствия, в процессе проведения работ по латанию кровли начался пожар. Во-вторых, эксперты пришли к выводу, что автоматическая система пожаротушения в здании ТЦ «Адмирал» не соответствовала требованиям безопасности, не была смонтирована во всех помещениях и вообще была неисправна.
— Я считаю, обе проверки, которые проводились в 2013—2014 годах, были формальными. Причем после второй проверки пожарные указали, что арендаторы не исполнили часть требований, но почему-то нигде не написали, что и выполненная часть не отвечает нормативам безопасности. Такой вывод появляется только в экспертизе! — говорит адвокат Аскар Пономарев. — Просто изначально определили ответственных за эту трагедию, а потом была дана команда — не расширять этот круг.
По данным «Реального времени», Следком проводил проверку действий прокуроров и пожарных — в том числе в части организации тушения огня и эвакуации людей. Уголовные дела не возбуждались. А вот уголовные дела в отношении сотрудников БТИ и Росреестра, которые узаконили ввод в эксплуатацию назначения корпусов завода «Серп и Молот» в качестве торгового комплекса, были прекращены. Также были освобождены от уголовной ответственности коллега обвиняемой сотрудницы Госстройнадзора и еще двое сотрудников УФССП по РТ.
P.S. На закрытом заседании суда гособвинитель просил продлить на полгода сроки содержания под стражей и домашнего ареста 11 фигурантам. Потерпевшие не согласились с продлением домашнего ареста и заявили о психологическом давлении. А подсудимый Гюльгусейн Наджафов заявил ходатайство о переводчике с азербайджанского, которое может обернуться приостановкой процесса.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Статьи обвинения и максимальные санкции по УК РФ:
- статья 216 часть 3: нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение смерти двух и более лиц и крупного ущерба, — до 7 лет колонии. Обвиняются братья Габдулхаевы, Мухаметханов, Ульданов и Халиков.
- статья 238 часть 3: выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц, — до 10 лет колонии. Обвиняются Гахраманов, Каекин, Наджафов, братья Габдулхаевы, Мухаметханов, Ульданов, Халиков, Хайруллин.
- статья 219 часть 3: нарушение требований пожарной безопасности лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц, — до 7 лет колонии. Обвиняются Гахраманов, Каекин, Наджафов, Хайруллин
- статья 201 часть 2: использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации, повлекшее тяжкие последствия, — до 10 лет колонии. Обвиняются Гахраманов, Каекин, Наджафов, Хайруллин.
- статья 315: злостное неисполнение вступившего в силу решения суда — до 2 лет колонии. Обвиняется Гахраманов.
- статья 199 часть 2 пункт б: уклонение от уплаты налогов с организации в особо крупном размере — до 6 лет колонии. Обвиняется Гахраманов.
- статья 327 часть 2: подделка официального документа с целью скрыть иное преступление или облегчить его совершение — до 4 лет колонии. Обвиняется Хайруллин.
- статья 33 часть 4, статья 286 часть 3 пункт в: подстрекательство к превышению должностных полномочий с причинением тяжких последствий — до 10 лет колонии. Обвиняются Гахраманов (2 эпизода), Алпарова.
- статья 286 часть 3, пункт в: превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий — до 10 лет колонии. Обвиняются Исаева, Сафина, Алпарова
- статья 292 часть 2: внесение должностным лицом заведомо ложных сведений в официальные документы из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан либо охраняемых законом интересов общества и государства, — до 4 лет колонии. Обвиняется Сафина.
- статья 33 часть 4, статья 292 часть 2: подстрекательство к внесению должностным лицом заведомо ложных сведений в официальные документы из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан либо охраняемых законом интересов общества и государства, — до 4 лет колонии. Обвиняется Алпарова.