Новости раздела

«Храбрец-башкирец одним своим видом обращает в бегство киргизскую орду»

Французский историк XVIII века знакомит мир с тюркскими обитателями Поволжья. Часть 4: башкиры, их промыслы, вера, языческие пережитки и праздники

В петербургском издательстве «Дмитрий Буланин» вышла книга выдающегося французского историка Пьера-Шарля Левека (1736—1812) «История народов, подвластных России», посвященная этнографическому описанию Российской империи XVIII века. Редактор издания Игорь Кучумов специально для «Реального времени» подготовил новый отрывок из этой работы, посвященный братскому народу татар — башкирам (перевод с французского — Лилия Сахибгареева).

Об их промыслах, богатствах и оружии

Башкирцы обладают некоторыми познаниями в искусстве письма, у них имеются свои школы, но поелику они выбирают священнослужителей и наставников молодежи из своей среды, то пребывают в глубочайшем невежестве.

Овладев некоторыми навыками землепашества, они продолжают заниматься скотоводством, что плохо сказывается на их отношении к обработке земли. Башкирцы сеют мало и собираемого ими урожая зерновых едва хватает на зиму.

Гораздо более опытны они в разведении пчел. Ульи выдалбливают в стволах деревьев; башкирцами изобретено множество способов защиты ульев от медведей с помощью оружия и ловушек. Иногда у одного человека имеется до полусотни ульев.

Башкирцы умеют распознавать простые руды и упражняются в отыскивании хороших слоев, но, подобно татарам, не работают никогда ни в своем, ни в других каких рудниках, потому что работа сия не по гордости их и не по силам. Поэтому они, как правило, сдают эти месторождения в аренду на шестьдесят лет русским промышленникам и уступают им лесные массивы, необходимые для кузнечного производства, а также нанимаются перевозить руду. Однако ж беднейшие башкирцы получают небольшую прибыль от перевоза руд на заводы.

Башкирские женщины прядут, ткут и окрашивают узкое и грубое сукно; все одеяние для семьи они изготавливают сами. Холст ткут они больше из крапивы, а иногда и из пеньки, но всегда претолстый и узкий. Они ни крапивы, ни конопли в воде не вымачивают, но развешивают осенью и зимою на заборах или расстилают на кровлях, после чего крепко сушат и очищают толчением в ступах. Мужчины занимаются более сложным делом — валяют войлок и дубят кожу.

Главный промысел башкирцев есть скотоводство; все необходимое для себя — мясо, молоко, сосуды для жидкостей и шкуры — они получают в основном от своих лошадей. Овец башкирцы держат примерно столько же, сколько лошадей, или чуть больше, а рогатую скотину — наполовину меньше; у них также имеется по нескольку коз, а у зажиточных башкирцев — еще и верблюды. Простой башкирец владеет тридцатью-пятьюдесятью лошадьми, а многие — по пятьсот, тысяче, две и больше. Для лучшей шерсти башкирцы держат короткохвостых овец.

Наиболее зажиточные башкирцы живут в Зауралье и в Исетской провинции (занимала территорию Зауральской Башкирии, — прим. ред.). У некоторых из них имеется не менее четырех тысяч лошадей, которые нагуливают жир на плодороднейших пастбищах; слепни и комары вынуждают их в июне покидать эти прекрасные луга и перебираться в горы; в этот период лошади слабеют, но вновь обретают силу, когда в июле возвращаются в степи.

Хотя башкирцы тяжело переносят долгие и очень суровые зимы, они совершенно не заботятся о своих стадах. У них нет ни амбаров, ни сеновалов, а сена они заготавливают мало, наваливая его вокруг деревьев и давая только чрезвычайно слабым или очень тяжелым скотам для подкрепления их сил. Здоровому скоту приходится искать скудные остатки травы или мха под снегом или питаться корой молодых вязов. Верблюдов обшивают они ветхими войлочными покрывалами. Всякая скотина становится под весну крайне тоща и слаба. Хотя самки пасутся вместе с самцами, они редко дают приплод зимой по причине сильного истощения. Подобно калмыкам, для лучшего удоя башкирцы припускают жеребенков и телят к матерям только на ночь, а для себя молоко доят днем.

Оружием башкирцев являются луки, стрелы, копья, а защитой служат шлемы и кольчуги; от русских они переняли сабли, ружья и пистолеты. Башкирское войско представляет собой удивительное зрелище: они едут верхом без всякого порядка и располагаются несколько в ряды только тогда, когда остановятся. Всяк имеет у себя по заводной лошади, на которую накладывает только съестное, которое состоит отчасти в сыре, высушенном накрепко рассыпном хлебе, почему и возят они с собой же верхом по нескольку жерновов. Воины, одетые в длинное платье, вооружаются кто на что способен. У одного может быть при себе целый арсенал, а у другого почти ничего, что напоминает многочисленные и одновременно бесславные орды древних персов.

Лошади под ними бывают добрые, они ездят на них хорошо и смело и стреляют из луков исправно, почему небольшое число башкирцев и одерживает всегда победу над гораздо большим количеством киргизцев; иногда храбрец-башкирец одним лишь своим видом обращает в бегство целую киргизскую орду.

Об их свадьбах, вере и суевериях

Многие башкирцы имеют по две жены. Употребительный у них выкуп за невесту состоит в скоте и простирается от пятнадцати до двухсот голов. За невестой идет часть сего выкупа в приданом, и потому в прежние возвращается руки. По причине изобилия в кумысе играют они свадьбы только летом. Бракосочетание совершает мулла; прочитав молитву, он дарит мужу стрелу со словами: «Будь храбр, содержи и защищай свою жену».

Когда напоследок жених собирается везти невесту свою домой — как правило, в сопредельную деревню, она прощается со всеми соседями с благодарением и плачем. В родительской хижине обнимает она кумысный мешок (этот священный для них сосуд, видимо, является чем-то вроде домашнего божества), благодарит его, что столь долго ее питал, и прицепляет к нему небольшой подарок. Весь стан идет провожать молодых, и все пьют при расставании взятый с собой в малых мешках кумыс.

На свадьбах и религиозных праздниках основными видами увеселений являются пиршества, пляски и песни. Мужчины состязаются в борьбе, стрельбе из лука и конских скачках. В смехотворных представлениях башкирцы настолько достоверно изображают пение птиц и крики зверей, что голос исполнителя невозможно отличить от оригинальных звуков.

Песни их отличаются живостью, переживания героя сопровождаются жестами, голосовыми переливами и мимикой, что вызывает у зрителей то восхищение, то грусть, то трепет, то жалость.

Они носят для обороны от комаров особливые опахалы и в их складках пишут свои песни, кои гласят о славных богатырях, странствующих удалых головах, превращениях и служат наипаче к соблюдению в памяти дел славных их предков, которые и воспевают они с великим восторгом подобно грекам времен Гомера (хотя башкирские поэты с ним не сопоставимы).

Башкирцы искони содержат магометанский закон; когда они приняли его — неизвестно, но в рассуждении веры своей не последние невежды и наблюдают немало языческих обрядов. Сохранению этих пережитков способствуют башкирские муллы, столь же невежественные, как и весь остальной народ. Ежели они, например, во время какого ни есть празднества убьют скота, то ставят на приборе уваренное мясо против солнца, творя притом много поклонений. Где держат они своих пчел, там привешивают они к дереву для отвращения волшебных оговоров конскую голову. Они имеют также несколько и бесогонителей, которые сказывают про себя, будто шатающихся ночью бесов видят и при этом по ним стреляют, саблями машут, палками бьют, преследуют их в болота и воды, ранят, а иногда, по сказкам их, и убивают; при этом далеко не всяк башкирец осмеливается перечить этим людям.

Месье Лепёхин был свидетелем того, насколько большой властью над людьми обладают эти обманщики. Одна из женщин накануне родов страдала спастической (спазматической, — прим. ред.) лихорадкой; сию болезнь не преминули приписать действию злого духа. Колдун обещал его изгнать, для чего в хижине больной собралось множество молодых людей обоего пола, ибо суеверные люди всегда считают, что злые духи боятся толпы. После легкой еды поднялась их обыкновенная пляска в доме больной женщины с великим криком и шумом; колдун в пляске и крике, или, лучше сказать, в бешенстве, всех превосходил. Он имел обнаженную саблю и заряженную пищаль. Как пришла глубокая полночь, он выбрал троих наиздоровейших людей, которым велел быть при себе неотлучными, и наказывал им, когда он вступит с нечистым духом в бой, то бы его сзади за кушак и за полы держали. Вскоре на лице его изобразилась ярость, а шум сменился пронзительной тишиной. Колдун приблизился к окну, наконец, как бы увидя неприязненного духа, взяв свою пищаль, крался к окошку и громко выпалил. Потом с великим воплем и имея в руках обнаженную саблю, выскочил из избы и бежал до самой реки, беспрестанно саблей махая. По его сказкам, раненый черт ушел в воду, и обнадеживал хозяина, что нечистый дух жены его более посещать не будет. На том месте, где злой дух сидел, для большей доверенности показывал он всем желающим видеть парную кровь. Однако больная, все это время страдавшая от криков и дрожавшая от страха при виде того, что вытворял этот обманщик, вскоре испустила дух.

У башкирцев есть праздник, называемый ими сабан, то есть праздник плуга. По вечеру сбираются из всей деревни молодые ребята на отборных верховых лошадях и, проехав всю деревню из конца в конец, из околицы возвращаются и пред каждым домом делают великий крик и стук до тех пор, пока хозяин дома такую отборную артель чем-нибудь не наградит. По большей части, их наделяют куриными яйцами. Собрав подворную пошлину, молодежь разъезжается по своим дворам, и поутру до солнечного восхода вся их артель выезжает на поле и, назначив немалое расстояние, пускаются скакать во всю прыть. При въезде в деревню стоят обоего пола зрители, а в известном расстоянии от них или молодой детина, или девка держит на шесте привязанный белый плат, вышитый по углам разноцветным шелком, который достается в награждение тому, кто всех на своей лошади перегонит и первым платок сорвет с древка и получает похвалы от зрителей общим восклицанием. Ежели же случится двоим прискакать к назначенному месту и схватиться за плат, то должны они совершенное плата присвоение заслужить борьбой. По окончании все деревенские жители сходятся в мечеть на молитву и просят Бога об урожае хлеба, после чего общее бывает в деревне пиршество, а у молодых разные забавы, а отпраздновав, принимаются за пашню.

Игорь Кучумов
ОбществоИстория

Новости партнеров